Программа внеурочной деятельности «Карельский язык (ливвиковский диалект)»
Файл в формате Word
afqk
DOCX / 73.26 Кб
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Карельский язык (ливвиковское наречие)» для начальной школы составлена на основе примерной программы по родному (карельскому) языку (ливвиковское наречие) 2016 года, которая соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (утв. Приказом Минобрнауки РФ от 06.10.2009 г. № 373).
Актуальность:
Мы живём в уникальной своей многонациональностью стране - Россия. У каждой народности имеются свои традиции, свой язык, интересная культура и история. Карелия —регион с необычайно богатым природным, культурным и и историческим наследием. Изучение карельского языка рассматривается данной программой, как средство приобщения учащихся к национальной культуре.
Проблема сохранения родного языка остро стоит для жителей Республики Карелия. Вместе с носителями карельского языка исчезает и сам язык, который на данный момент может сохраниться только через преподавание его в школе. Главной задачей таких занятий должно стать сохранение языка как части национальной культуры.
Языковая образовательная политика Республики Карелия нацелена на усиление статуса современных родных и неродных языков в обществе как средства межкультурного общения и как учебной дисциплины в системе школьного образования.
Курс карельского языка начальных классах направлен на формирование у школьников первоначальных навыков владения родным языком в устной и письменной форме, развитие их интеллектуальных способностей, воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям школьного образования.
Цель: формирование позитивного, эмоционально-ценностного отношения к родному (карельскому) языку, воспитание чувства сопричастности к его сохранению, обогащение речи младших школьников.
Задачи:
развивать речевые способности;
ознакомить с элементарными сведениями о фонетике, лексике и грамматике карельского языка (ливвиковское наречие);
формировать умения аудирования, говорения, чтения и письма на карельском языке (ливвиковское наречие);
развивать интерес к карельскому языку как языку коренного народа Республики Карелия, и чувства сопричастности к культуре и литературе карелов и других народов Карелии, России и мира.
Данная программа построена на следующих принципах:
принцип коммуникативности, в соответствии с которым обучение всем видам речевой деятельности происходит, прежде всего, в целях общения;
принцип сознательности, предполагающий не только сознательное, но и осознанное усвоение языковых фактов карельского языка (ливвиковское наречие);
принцип взаимосвязанного обучения видам речевой деятельности;
принцип практической направленности обучения;
принцип коммуникативности является ведущим среди других методических принципов, что обеспечивает единство процесса обучения детей карельскому языку (ливвиковское наречие) при главенствующей роли речевой практики.
В основе практической направленности обучения лежит компетентностный подход, реализация которого предполагает формирование у обучающихся коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенций.
.
Общая характеристика
Данная программа предусматривает взаимосвязанное обучение аудированию, говорению в 1–4 классах, чтению и письму со 2-го класса на основе усвоения содержания учебного материала и активизации речевой деятельности. Обучение родному языку (ливвиковское наречие) в начальной школе предполагает обязательную опору на интуицию ребенка и его лингвистическую компетенцию в других языках.
Занятия данного курса направлены на решение следующих задач: обучение карельскому языку, передача информации познавательного характера, организация досугов и развлечений. Каждое занятие содержит в себе лексический, грамматический материал, материал по развитию речи, а так же материал познавательного характера. В первом классе курс предполагает обучение устной речи. На уроках устного вводного курса закладываются основы овладения приемами учения. Особенно важно учить детей учиться языку: внимательно слушать учителя, смотреть, как он произносит, повторять за учителем в заданном темпе, выполнять комплексные задания. На занятиях второго года обучения учащиеся знакомятся с письменностью карельского языка - начинается процесс обучения учащихся письменной речи (чтению и письму). На третьем, четвертом году обучения происходит активное расширение лексического словаря учащихся, ознакомление с основами грамматики карельского языка.
Место в учебном плане
Всего - 135 час, по 1 часу в неделю. В первом классе - 33 часа за год. Во втором, третьем и четвертом –по 34 часа за год.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Изучение карельского языка (ливвиковское наречие) в начальной школе стимулирует общее речевое развитие младших школьников, развивает их коммуникативную культуру. В процессе общения на уроке родного языка, чтения и обсуждения текстов формируются ценностные ориентиры обучающихся, закладываются основы их нравственного поведения. Знакомство с образцами детского фольклора, детской литературы, песен, традициями и обычаями народа в общекультурном контексте позволяет глубже понять родную культуру и выработать у школьников толерантное отношение к представителям других стран и культур.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты
У выпускника будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
- способность к оценке своей учебной деятельности;
- основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- установка на здоровый образ жизни;
- основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.
Метапредметные результаты
Регулятивные - принимать и сохранять учебную задачу; - в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; - оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи; - адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; - вносить необходимые коррективы в действие после завершения действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. | Познавательные - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, словарей; - строить сообщения в устной и письменной форме; - ориентироваться на разнообразие способов решения задач; - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; - проводить сравнение, и классификацию по заданным критериям; - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; - устанавливать аналогии; - владеть рядом общих приемов решения задач. | Коммуникативные - адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; -формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; - задавать вопросы; - контролировать действия партнера; - использовать речь для регуляции своего действия. |
Работа с текстом (метапредметные результаты)
Чтение - находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде; - сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2–3 существенных признака; - ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках. | Преобразование и интерпретация информации - пересказывать текст по вопросам; - сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию; - составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос. | Оценка информации - оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; - участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. - соотносить позицию автора с собственной точкой зрения. |
Предметные результаты
Выпускник на уровне начального общего образования: получит первоначальные представления о системе и структуре карельского языка (ливвиковское наречие): познакомится с разделами изучения языка – фонетикой и графикой, лексикой, элементами словообразования, морфологии и синтаксиса; в объеме содержания курса научится находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, что послужит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных универсальных учебных действий с языковыми единицами.
Коммуникативные умения
Говорение Выпускник научится: - участвовать в элементарных диалогах; - составлять небольшое описание предмета, картинки, персонажа; - рассказывать о себе, своей семье. Получит возмож-ность научиться: - воспроизводить наизусть небольшие произведения детского фольклора; - составлять краткую характеристику персонажа. | Аудирование Выпускник научится: - понимать на слух речь собеседника; - понимать основное содержание небольших рассказов, построенных на знакомом материале. Получит возмож-ность научиться: - понимать содержащуюся в тексте информацию; - использовать контекстуальную или языковую догадку. | Чтение Выпускник научится: - соотносить графи-ческий облик слова с его звуковым образом; - читать небольшой текст; - понимать содер-жание текста, построенного на изученном языковом материале; - находить в тексте информацию. Получит возмож-ность научиться: - догадываться о значении незнако-мых слов по контексту. | Письмо Выпускник научится: - выписывать из текста слова, слово-сочетания и предло-жения; - писать поздра-вительную открытку с опорой на образец; - писать по образцу краткое письмо. Получит возмож-ность научиться: - в письменной форме кратко отвечать на вопросы к тексту; - заполнять простую анкету. |
Языковые средства и навыки оперирования ими
Графика, каллигра-фия, орфо-графия. Выпускник научится: - воспроиз-водить гра-фически и каллиграфически кор-ректно все буквы ка-рельского алфавита; - списывать текст; - восстанав-ливать сло-во в соо-тветствии с решаемой учебной за-дачей. | Фонетическая сторона речи Выпускник научится: - различать на слух и произно-сить все звуки карельского языка; - соблюдать гар-монию гласных при словообра-зовании и слово-изменении; - соблюдать пра-вильное ударе-ние. Получит воз-можность нау-читься: - корректно про-износить пред-ложения с точки зрения их рит-микоинтонаци-онных особенно-стей. | Лексическая сторона речи Выпускник научится: - узнавать в письменном и устном тексте изученные лек-сические еди-ницы; - оперировать активной лексикой в соответствии с коммуникативной задачей. Получит воз-можность нау-читься: - опираться на языковую дога-дку в процессе чтения и ауди-рования. | Грамматическая сторона речи Выпускник научится распознавать в тексте и употреблять в речи: - основные структурно-семантические и коммуникативные типы простых предложений; - соблюдать порядок слов в предложениях; - утвердительные и отрицательные предложения; - некоторые падежные формы существительных, прилагательных, местоимений и числительных; - распознавать в тексте и употреблять в речи падежные формы местоимений; - степени сравнения прилагательных; - глагол olla и его формы; - отрицательный глагол; - количественные числительные (до 100) и порядковые числительные; - наиболее употребительные союзы. Получит возможность научиться распознавать и употреблять в речи: - альтернативный вопрос, союз vai; - падежные формы множественного числа существительных. |
Содержание курса
При определении содержания обучения карельскому языку (ливвиковское наречие) в начальной школе необходимо учитывать отсутствие речевой подготовки школьников. В современных условиях обучающихся не владеют карельским языком на коммуникативно-достаточном уровне. В этой связи целесообразно строить курс родного (карельского) языка (ливвиковское наречие) по следующим содержательным линиям:
коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме;
языковые средства и навыки пользования ими;
этнокультурная осведомленность;
общеучебные и специальные учебные умения.
При этом основной содержательной линией являются коммуникативные умения, формирование которых предполагает овладение языковыми средствами, а также навыками оперирования ими в процессе общения в устной и письменной формах.
Знакомство. Информация об имени, фамилии. Приветствия и другие элементарные формы речевого этикета. Мой дом, члены семьи. Мои друзья. Домашние животные.
Предметы. Размер, цвета.
Моя школа. Класс. Название учебных предметов. Учитель и ученики.
Детские стихи. Сказки. «Калевала» Э. Лённрота. Песни.
Мир увлечений: мои любимые занятия.
Человек. Части тела и личная гигиена. Здоровье.
Время. День и ночь. Дни недели. Режим дня. Времена года.
Наши игры и игрушки: во что мы играем в разное время года? Национальные игры и игрушки.
В магазине. Пища, продукты, посуда. Национальные блюда. Наша одежда, обувь.
Времена года. Названия месяцев. Кто и что делает в разное время года? Как проводим каникулы? Родная природа: растения, животные, лес, поле, река, озеро. Погода: какая сегодня погода?
Родина. Наша страна. Наша Республика Карелия. Петрозаводск. Город и село.
Наши праздники: мой день рождения, Новый год, мамин праздник. Национальные праздники. Обычаи и традиции карелов. Карельские детские песенки и стихотворения.
Коммуникативные умения по видам речевой деятельности
В русле говорения 1. Диалогическая форма Уметь вести: - этикетные диалоги в типичных ситуа-циях; - диалог-расспрос; - диалог – побуж-дение к действию. 2. Монологическая форма: Уметь пользоваться основными комму-никативными типа-ми речи: описание, рассказ, характерис-тика (персонажей). | В русле аудирования: Воспринимать на слух и понимать: - речь учителя и одноклассников в процессе общения на уроке и реагировать на услышанное; - небольшие доступные тексты в аудиозаписи, построенные в основном на изученном языковом материале, в том числе полученные с помощью средств коммуникации. | В русле чтения: Читать: - вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале; - про себя и понимать тексты, содержащие как изученный языковой материал, так и отдельные новые слова, находить в тексте необходимую информацию (имена персонажей, где происходит действие и т.д.). | В русле письма: Владеть: - умением выписывать из текста слова, словосочетания и предложения; - основами письменной речи: писать по образцу поздравление с праздником, короткое личное письмо. |
Языковые средства и навыки пользования ими
Графика, каллиграфия, орфография и пунктуация.
Все буквы алфавита карельского языка. Основные буквосочетания. Звукобуквенные соответствия. Основные правила чтения и орфографии. Написание наиболее употребительных слов, вошедших в активный словарь.
Фонетическая сторона речи.
Адекватное произношение и различение на слух всех звуков и звукосочетаний карельского языка (ливвиковское наречие). Соблюдение норм произношения: долгота и краткость звуков, качество произношения гласных переднего и заднего ряда. Ударение в простых и сложных словах. Ритмико-интонационные особенности повествовательного, побудительного и вопросительного предложения.
Лексическая сторона речи
Лексические единицы, обслуживающие ситуации общения в пределах тематики начальной школы, простейшие устойчивые словосочетания, оценочная лексика и речевые клише.
Интернациональные слова (например, koufei, telefon, disko). Начальное представление о способах словообразования.
Грамматическая сторона речи
Основные типы простых предложений.
Основные коммуникативные типы предложения.
Порядок слов в предложении.
Утвердительные и отрицательные предложения.
Склонение имен в единственном и множественном числе по наиболее употребляемым падежам (существительные, прилагательные, местоимения).
Слова карельского языка (ливвиковское наречие), имеющие только форму мн.ч..
Личные местоимения: minä, sinä, häi, myö, työ, hyö.
Указательные местоимения: tämä, tuo, se.
Вопросительные местоимения: Ken? Mi?
Степени сравнения прилагательных.
Спряжение глагола olla.
Отрицательный глагол.
Количественные (до 100) и порядковые числительные.
Предлоги и послелоги: al, luo, ymbäri, myö, jälles, enne, päi.
Союзы: da, ga, i, ku, kuibo, ku vai, ga ku, и т.д.
Этнокультурная осведомленность
В процессе обучения родному (карельскому) языку (ливвиковское наречие) в начальной школе обучающиеся знакомятся: с государственной символикой Республики Карелия; с топонимикой, достопримечательностями, объектами мирового природного и культурного наследия Карелии; с традициями проведения национальных праздников; с литературными персонажами популярных детских произведений, с героями и сюжетом «Калевалы» Э. Лённрота, с сюжетами карельских сказок, а также с небольшими произведениями детского фольклора (стихами, песнями) на родном (карельском) языке (ливвиковское наречие); с элементарными формами речевого и неречевого поведения, принятого в культуре прибалтийско-финских народов Республики Карелия.
Специальные учебные умения
Младшие школьники овладевают следующими специальными (предметными) учебными умениями и навыками:
пользоваться двуязычным словарем и экранным переводом отдельных слов;
пользоваться справочным материалом, представленным в виде таблиц, схем, правил;
пользоваться языковой догадкой.
Общеучебные умения и универсальные учебные действия
В ходе изучения курса родного языка в начальной школе обучающиеся:
совершенствуют приемы работы с текстом (прогнозирование содержания текста по рисункам, заголовку, выписывание из текста слов и предложений, копирование (списывание) текста и т. п.);
узнают и овладевают новыми приемами раскрытия значения слова с использованием контекста, словообразовательных элементов и т. п.;
развивают и совершенствуют базовые коммуникативные умения, такие как, например: умения начинать и завершать разговор, употребляя речевые клише; умения поддерживать беседу, задавая вопросы и переспрашивая и т. д.;
овладевают умениями самоконтроля и самооценки;
используют компьютер для самостоятельного выполнения отдельных заданий.
Формы подведения итогов:
Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие формы работы:
педагогическое наблюдение;
анализ активности обучающихся на занятиях;
портфолио работ учащихся;
показ детских достижений (спектакли, концерты, конкурсы).
Тематическое планирование (135 ч.)
1 класс – 33 ч.
№ п/п | Содержание курса | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности обучающихся | Воспитательный потенциал уроков |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Знакомство. Элементарные формы речевого этикета. Мой дом, члены семьи. Мои школа и класс. Название учебных предметов. Учитель и ученики. Человек. Части тела. Время. День и ночь.Числительные Наши игры и игрушки: во что мы играем в разное время года? Карельские национальные игры и игрушки Времена года. Названия месяцев. Родная природа: растения, животные, лес, поле, река, озеро. Родина. Наша страна. Наша Республика Карелия. Наши праздники | 2 ч. 2 ч. 3 ч. 2 ч. 2 ч. 5 ч. 8 ч. 5 ч. 1 ч. 3 ч. | Задавать вопросы, отвечать на вопросы. Расспрашивать, попросить о чем-либо и отреагировать на просьбу собеседника. Описывать, сообщать что-либо. Воспроизводить наизусть тексты рифмовок, стихотворений, песен. Понимать в целом речь учителя по ходу урока, построенное на знакомом материале. Использовать контекстуальную или языковую догадку. Воспринимать на слух и понимать основную информацию, содержащуюся в рассказе, песне, стихотворении. | Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе. Воспитание эстетических и духовных потребностей через знакомство с фольклорными произведениями, карельскими танцами, традициями карел, разучивание песен на родном языке. Воспитание уважения к своей культуре, языку. Формирование потребности к изучению своей культуры. Воспитание патриотизма, уважения к национальной культуре различных этносов. Стимулирование к творчеству через разнообразие форм занятий. Воспитание здоровьесберегающего поведения. |
2 класс – 34 ч.
№ п/п | Содержание курса | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности обучающихся | Воспитательный потенциал уроков |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 | Знакомство. Элементарные формы речевого этикета. Мой дом, члены семьи. Моя школа. Мой класс. Время. День и ночь. Дни недели. Числительные Наши игры и игрушки: во что мы играем в разное время года? Карельские национальные игры и игрушки. Времена года. Названия месяцев. Кто и что делает в разное время года? Как проводим каникулы? Родная природа: растения, животные, лес, поле, река, озеро. Погода: какая сегодня погода? Родина. Наша страна. Наша Республика Карелия. Наши праздники: Новый год, мамин праздник, день рождения. Национальные праздники. Обычаи и традиции карелов. Карельские детские песенки и стихи карельских поэтов. | 1 ч. 3 ч. 2ч. 3 ч. 4 ч. 5 ч. 11 ч. 1 ч. 4 ч. | Задавать вопросы, отвечать на вопросы. Расспрашивать, попросить о чем-либо и отреагировать на просьбу собеседника. Описывать, сообщать что-либо. Воспроизводить наизусть тексты рифмовок, стихотворений, песен. Понимать в целом речь учителя по ходу урока, построенное на знакомом материале. Использовать контекстуальную или языковую догадку. Воспринимать на слух и понимать основную информацию, содержащуюся в рассказе, песне, стихотворении. | Формирование эстетических и духовных потребностей через знакомство с фольклорными произведениями, карельскими танцами, традициями карел, разучивание песен на родном языке. Стимулирование к творчеству через разнообразие форм занятий. Воспитание уважения к своей культуре, языку. Формирование основ экологической культуры. Повышение учебной мотивации через использование на занятиях игровых приемов и игр. Воспитание патриотизма, уважения к национальной культуре различных этносов. |
| Все буквы алфавита карельского языка (ливвиковское наречие). Основные буквосочетания. Звуко-буквенные соответствия. Основные правила чтения и орфографии. | | Воспроизводить буквы карельского алфавита. Соотносить графический образ слова с его звуковым образом. Вставлять пропущенные буквы. Владеть основными правилами чтения и орфографии, написанием наиболее употребительных слов. | Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. |
3 класс – 34 ч.
№ п/п | Содержание курса | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности обучающихся | Воспитательный потенциал уроков |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 | Моя семья. Моя школа. Мой класс. Название учебных предметов, расписание уроков. Учитель и ученики. Числительные Наши игры и игрушки: во что мы играем в разное время года? Карельские национальные игры и игрушки. Времена года. Названия месяцев. Кто и что делает в разное время года? Как проводим каникулы? Родная природа: растения, животные, лес, поле, река, озеро. Погода: какая сегодня погода? Родина. Наша страна. Наша Республика Карелия. Петрозаводск — столица Карелии. Родной край. Наши праздники. Обычаи и традиции карелов. Карельские детские песенки и стихи карельских поэтов. Буквы карельского алфавита. | 2 ч. 2 ч. 2 ч. 5 ч. 12 ч. 4 ч. 3 ч. 2 ч. 2 ч. | Задавать вопросы, отвечать на вопросы. Расспрашивать, попросить о чем-либо и отреагировать на просьбу собеседника. Описывать, сообщать что-либо. Воспроизводить наизусть тексты рифмовок, стихотворений, песен. Понимать в целом речь учителя по ходу урока, построенную на знакомом материале. Воспринимать на слух и понимать основную информацию, содержащуюся в рассказе, песне, стихотворении. Соотносить графический образ слова с его звуковым образом. Соблюдать правильное ударение в словах, интонацию в целом. Выразительно читать вслух небольшие тексты. Зрительно воспринимать текст, узнавать знакомые слова, понимать содержание. Догадываться о значении новых слов по контексту. Находить в тексте необходимую информацию. Воспроизводить буквы карельского алфавита. Соотносить графический образ слова с его звуковым образом. Вставлять пропущенные буквы. Владеть основными правилами чтения и орфографии, написанием наиболее употребительных слов. | Воспитание пат-риотизма, уваже-ния к националь-ной культуре раз-личных этносов. Воспитание ува-жения к своей культуре, языку. Формирование потребности к изучению своей культуры. Форми-рование способ-ность к оценке своей учебной деятельности.По-вышение учебной мотивации через использование на занятиях игровых приемов и игр. Формирование эстетических и духовных пот-ребностей через знакомство с фольклорными произведениями, карельскими танцами, традициями карел, разучивание песен на родном языке. Стимулирование к творчеству через разнообразие форм занятий. |
4 класс – 34 ч.
№ п/п | Содержание курса | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности обучающихся | Воспитательный потенциал уроков |
1 2 3 4 5 6 7 8 | Школа. Расписание. Школьные принадлежности. Уроки осени. Погода осенью. Перелетные птицы. Занятия людей и животных. Осенний лес. Грибы. Человек. Части тела и личная гигиена. Здоровье. Характер. Внешность. Наши игры и праздники. Новый год. Зимние забавы. Зимующие птицы. Животные зимой. В магазине. Пища, продукты, посуда. Одежда, обувь, книги. Весеннее настроение. Погода весной. Перелетные птицы. Занятия людей и животных. Грибы. Родина. Наша страна и Республика Карелия. Города Карелии. Обобщение | 2 ч. 6 ч. 12 ч. 5 ч. 4 ч. 2 ч. 2 ч. 1 ч. | Задавать вопросы, отвечать на вопросы. Расспрашивать, попросить о чем-либо и отреагировать на просьбу собеседника. Описывать, сообщать что-либо. Воспроизводить наизусть тексты рифмовок, стихотворений, песен. Понимать в целом речь учителя по ходу урока, построенную на знакомом материале. Воспринимать на слух и понимать основную информацию, содержащуюся в рассказе, песне, стихотворении. Соотносить графический образ слова с его звуковым образом. Соблюдать правильное ударение в словах, интонацию в целом. Выразительно читать вслух небольшие тексты. Зрительно воспринимать текст, узнавать знакомые слова, понимать содержание. Догадываться о значении новых слов по контексту. Находить в тексте необходимую информацию. Воспроизводить буквы карельского алфавита. Соотносить графический образ слова с его звуковым образом. Вставлять пропущенные буквы. Владеть основными правилами чтения и орфографии, написанием наиболее употребительных слов. | Формирование эстетических и духовных потребностей через знакомство с фольклорными произведениями, карельскими танцами, традициями карел, разучивание песен на родном языке. Воспитание уважения к своей культуре, языку. Формирование потребности к изучению своей культуры. Повышение учебной мотивации через использование на занятиях игровых приемов и игр. Воспитание патриотизма, уважения к национальной культуре различных этносов. Стимулирование к творчеству через разнообразие форм занятий. Стимулирование принятия ценности природного мира; Формирование природоохранного поведения; |
Тематическое (поурочное) планирование
1 класс (33 ч.)
№ урока | Тема | |
1 | Вводный урок. Моя Карелия | 1 |
2, 3 | Знакомство | 2 |
4, 5 | Семья | 2 |
6, 7 | Осень | 2 |
8, 9, 10 | Школа | 3 |
11, 12 | Игрушки | 2 |
13, 14 | Зима | 2 |
15 | Новый год | 1 |
16, 17 | Зимние развлечения | 2 |
18, 19, 20 | Животные | 3 |
21, 22 | Весна | 2 |
23, 24 | 8 марта | 2 |
25 | Растения леса | 1 |
26 | Растения луга | 1 |
27, 28 | Человек | 2 |
29 | Время | 1 |
30 | Время. Числа 1-10 | 1 |
31, 32 | Лето. | 2 |
33 | Обобщающий урок | 1 |
| Всего | 33 ч. |
2 класс (34 ч.)
№ урока | Тема | Количество часов |
Школа. Школьные принадлежности | 1 | |
Человек. Знакомство | 1 | |
Осень | 1 | |
Игрушки. Буквы Aa, Oo. | 1 | |
Домашние животные. Буква Uu | 1 | |
Карелия. Буква Kk. | 1 | |
Перелетные птицы. Буква Nn. | 1 | |
Дикие животные. Буква Tt. | 1 | |
Ягоды. Буква Mm | 1 | |
Осень. Буква Ee. | 1 | |
Семья. Буква Ll. | 1 | |
Семья. Буква Ii. | 1 | |
Зима. Мягкие согласные | 1 | |
Зимние развлечения. Буква Ää. | 1 | |
Новый год. | 1 | |
Зимующие птицы. Буква Hh. | 1 | |
Дикие животные. Буква Rr. | 1 | |
Погода. Буква Ss. | 1 | |
Время. Числа 1-10. Буква Yy. | 1 | |
Дни недели. Буква Pp. | 1 | |
Дни недели. Буквы Vv. | 1 | |
23 февраля. Буквы Dd | 1 | |
Весна. Буква Gg. | 1 | |
Реки. Буква Jj. | 1 | |
8 марта. Буква Öö. | 1 | |
Игрушки. Буква Bb. | 1 | |
Лето. Буква Zz. | 1 | |
Ягоды. Буква Čč. | 1 | |
Домашние животные. Буква Žž. | 1 | |
Школа. Школьные принадлежности. Буква Šš | 1 | |
Насекомые. Сочетание Dž | 1 | |
Квартира. Буква Ff | 1 | |
Стихи карельских поэтов. Алфавит карельского языка. | 1 | |
Повторение и обобщение. | 1 | |
| Итого | 34 ч |
3 класс (34 ч.)
№ урока | Тема | Количество часов |
1, 2 | Вспоминаем алфавит | 2 |
3, 4 | Идем в школу | 2 |
5, 6, 7 | За что я люблю лето? | 3 |
8, 9, 10 | Красота осени | 3 |
11, 12 | Кто живет в лесу? | 2 |
13, 14 | Наши лучшие друзья | 2 |
15, 16 | Игрушки | 2 |
17 | Цвета | 1 |
18, 19 | Любимый праздник – Новый год | 2 |
20, 21, 22 | Зимний лес | 3 |
23 | Числительные | 1 |
24, 25 | Моя семья | 2 |
26, 27 | Природа весной | 2 |
28, 29, 30 | Весенние деньки | 3 |
31, 32, 33 | Карелия – край рек и озер | 3 |
34 | Игра «Знатоки карельского языка» | 1 |
| Итого | 34 ч. |
4 класс (34 ч.)
№ урока | Тема | Количество часов |
1, 2 | Школьный мир | 2 |
3 | Уроки осени. Птицы | 1 |
4, 5 | Уроки осени. Животные | 2 |
6, 7 | Уроки осени. Грибы | 2 |
8 | Уроки. Лес | 1 |
9, 10 | Здоровый образ жизни. Питание | 2 |
11, 12 | Здоровый образ жизни. Гигиена | 2 |
13, 14 | Здоровый образ жизни. Спорт | 2 |
15, 16 | Новый год | 2 |
17, 18, 19 | Зимние забавы | 3 |
20, 21, 22 | Характер человека | 3 |
23, 24, 25 | Внешность человек | 3 |
26, 27, 28, 29 | Покупки | 4 |
30, 31 | Весеннее настроение | 2 |
32 | Карелия. Города Карелии | 1 |
33 | Петрозаводск. Олонец | 1 |
34 | Игра «Поговорим по-карельски» | 1 |
| Итого | 34 ч. |
Учебно-материальное обеспечение
Учебный кабинет;
Компьютер с колонками для прослушивания аудио материалов;
Проектор с экраном для показа презентаций и видео материала;
Автобус, оборудованный для возможных экскурсионных поездок;
Карточки и таблицы, соответствующие запланированным лексическим темам;
Актовый зал с оборудованием под возможные праздники.
Литература для учителя
Баранова Т. А. «Runokerä». – Петрозаводск: Периодика, 2014.
Баранова Т.А. «Karjalan kieli: 2. кluassu»: учебник «Карельский язык» (ливвиковское наречие) для 2-го класса. – Петрозаводск: Фонд творческой инициативы, 2012.
Баранова Т.А. «Karjalan kieli: 3. кluassu»: учебник «Карельский язык» (ливвиковское наречие) для 2-го класса. – Петрозаводск: Фонд творческой инициативы, 2013.
Баранова Т.А. «Karjalan kieli: 2. кluassu»: учебник «Карельский язык» (ливвиковское наречие) для 2-го класса. – Петрозаводск: Фонд творческой инициативы, 2013.
Бойко Т.П. «Большой русско-карельский словарь (ливвиковское наречие). – Петрозаводск: Периодика, 2014.
Жаринова О.М., и др. «Карельский язык»: (ливвиковское наречие): учебник для первого класса общеобразовательных учреждений. – Петрозаводск: Периодика, 2007.
Жаринова О.М. «Говорим по-карелски: карелский язык для начинающих (ливвиковское наречие)». – Петрозаводск: Verso, 2013.
Игры на уроках карельского и вепсского языков в начальной школе: учеб.-метод. пособие / ГОУВПО «КГПУ». - Петрозаводск.: КГПУ, 2004;
Карельские сказки. Петрозаводск: Издательство «Карелия», 1971, худ. Н.Брюханов.
Маркианова Л., Бойко Т. Карельско-русский словарь, 1996 г.
Маркианова Л., Ряппиева Л. «Учимся говорить по – карельски»: учебное пособие для детей, учителей и родителей. - Петрозаводск, 2004 год;
Методические рекомендации к учебнику «Карельский язык» (ливвиковское наречие) для 1-го класса (Жаринова О.М., Барышникова А.В., Кондратьева С.Ф., Щербакова Т.В. – Петрозаводск: Периодика, 2007.
Литература для учащихся:
Баранова Т.А. «Karjalan kieli: 2. кluassu»: учебник «Карельский язык» (ливвиковское наречие) для 2-го класса. – Петрозаводск: Фонд творческой инициативы, 2012.
Баранова Т.А. «Karjalan kieli: 3. кluassu»: учебник «Карельский язык» (ливвиковское наречие) для 2-го класса. – Петрозаводск: Фонд творческой инициативы, 2013.
Баранова Т.А. «Karjalan kieli: 2. кluassu»: учебник «Карельский язык» (ливвиковское наречие) для 2-го класса. – Петрозаводск: Фонд творческой инициативы, 2013.
Жаринова О.М., и др. «Карельский язык»: (ливвиковское наречие): учебник для первого класса общеобразовательных учреждений. – Петрозаводск: Периодика, 2007.
Маркианова Л., Бойко Т. «Карельско-русский словарь». – Петрозаводск: Периодика, 1996 г.
Маркианова Л., Ряппиева Л. «Учимся говорить по – карельски»: учебное пособие для детей, учителей и родителей. - Петрозаводск, 2004 год;