12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ливенцова Лидия Алексеевна1467
Россия, Тверская обл., Бежецк
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ»

Пояснительная записка

Актуальность программы

Проблема сохранения и укрепления здоровья детей с раннего возраста в наши дни становится все более актуальной: мы наблюдаем резкое снижение процентов здоровых детей. Этому может быть много объяснений: неблагоприятная экологическая обстановка, снижение уровня жизни некоторых слоев населения, значительные нервно-психические нагрузки и др. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.

Значительная роль в формировании здорового образа жизни у детей отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные – значит понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.

Сегодня разработано много программ на различных уровнях, направленных на первичную профилактику злоупотребления курением и наркотическими веществами. Профилактику необходимо начинать с начальных классов. Уделять особое внимание формированию полезных привычек как альтернативе привычкам вредным и установкам на ведение здорового образа жизни. Не нужно делать большой акцент на сами вредные привычки. Главное – приобщить детей к здоровому образу жизни. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающему воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни. Что несовместимо с вредными привычками, которые входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний.

Программа кружка для учащихся первого класса «Азбука здоровья» поможет создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве.

Для формирования привычки к здоровому образу жизни младших школьников необходима совместная работа педагога с родителями, психологической и медицинской службой, администрацией школы.

Программа внеурочной деятельности составлена с учетом интеграции основного и дополнительного образования, в соответствии с нормативно- правовой базой, с учетом требований САНПИНа, на основе изучения интересов, запросов детей и родителей. При разработке программы был проведен анализ предметных программ по изобразительному искусству, окружающему миру, технологии.

Цель программы - создание благоприятных условий для формирования у младших школьников позитивного отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха; стремления творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

Задачи:

-формирование здорового жизненного стиля и реализация индивидуальных способностей каждого ученика;

- формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни; профилактика вредных привычек;

- расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта;

-формирование культуры проведения свободного времени через включение детей в разнообразные виды деятельности.





Ожидаемые результаты реализации программы

- проявление учащимися интереса к участию в спортивно-оздоровительной деятельности;

- привлечение родителей к совместной деятельности;

- умение организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.).

- умение систематически наблюдать за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателями развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).


Основные направления реализации программы: проведение инструктажа по технике безопасности в различных ситуациях; организация мероприятий по разнообразным видам спорта: бег, прыжки, спортивные игры и т.д.; проведение динамических прогулок и игр на свежем воздухе в любое время года; санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе; включение родителей к совместной деятельности.

Программа рассчитана на 33 часа – 1 раз в неделю.

Тематическое планирование

п/п

Тема

Всего часов

Аудиторные занятия

Внеаудиторные занятия

1.

Азбука безопасности: правила поведения в школе, на улице, в общественных местах

4 часа

1час

3 часа

2.

Уроки здоровья «В гостях у Гигиены»: встречи с врачом, составление режима дня, проведение игр по освоению навыков гигиены. Подведение итогов.

7 часов

3 часа

4 часа

3.

Советы Айболита: знакомство с полезными продуктами, напитками; беседы о сохранении зрения, о полезных и вредных привычках. Подведение итогов.


7 часов

3 часа

4 часа

4.

Здоровье планеты – наше здоровье: экскурсии в природу, знакомство с правилами поведения; выставки рисунков, поделок; инсценирование экологических сказок. Формирование портфолио.

5 часов

1 час

4 часа

5.

Уроки осторожности

1 час

1 час


6

Летом и зимой дружи со спортом и игрой: разучивание игр для лета и зимы, для любой погоды; проведение «Веселых стартов»

4 часа


4 часа

7.

Спортивный праздник «В здоровом теле – здоровый дух». Подведение итогов коллективного и индивидуального участия детей в делах кружка. Формирование портфолио.

5 часов

1 час

4 часа


Итого

33 часа

10 часов

23 часа



Содержание программы

«Азбука безопасности» (4 часа). Правила поведения в школе (экскурсия по школе). Безопасность на дороге: просмотр и обсуждение фильма; беседа по правилам пешехода. Составление безопасного маршрута от дама до школы. Выставка рисунков. Подведение итогов, формирование портфолио.

Уроки здоровья «В гостях у Гигиены» (7 часов). Знакомство с правилами гигиены. Показ сценки. Изучение таблицы «Чистка зубов». Проведение игры «Вредно - полезно». Занятие-совет «Как научиться соблюдать режим дня». Знакомство с режимом дня первоклассника. Анкетирование. Викторина. Беседа «Сменная обувь. Зачем она?». Знакомство со сказкой. Обсуждение ситуации. Формулировка правил. Игра-практикум «Твое здоровье в твоих руках». Разбор различных ситуаций. Кроссворд. Конструирование дома здоровья. Час здоровья «Где чистота, там здоровье». Знакомство с культурно-гигиеническими навыками. Разучивание упражнений утренней зарядки. Разгадывание загадок. Беседы с врачом. Подведение итогов: коллективное обсуждение проведенных занятий, личного участия каждого ученика, формирование портфолио.

«Советы Айболита» (7 часов). Беседа-диалог «Мои привычки». Разбор ситуаций. Инсценировка. Просмотр и обсуждение фильма. Инсценировка «Овощи, ягоды, фрукты – полезные продукты». Знакомство с полезными продуктами: «Овощи, фрукты – полезные продукты». Традиции питания на Руси. «Забота о глазах». Опыт-наблюдение. Разучивание гимнастики для глаз. Знакомство с правилами бережного отношения к глазам. Игра «Полезно-вредно». Игра-практикум «Путешествие по музеям напитков». Знакомство с видами напитков. Значение их для жизнедеятельности организма. Подведение итогов: коллективное обсуждение проведенных занятий, личного участия каждого ученика, формирование портфолио.

«Здоровье Планеты – наше здоровье» (5 часов). Экскурсии в природу: «Красота осенней природы», «Весенний парк»: (наблюдения за осенними и весенними явлениями природы; поэтическая страничка, игры на свежем воздухе). Выставки рисунков, изготовление поделок. Разучивание песни. . Беседа «Впереди лето – возможности для отдыха в летнее время». Знакомство с правилами поведения в лесу, на озере, на площадке. Проведение викторины. Конкурс рисунков. Подведение итогов: коллективное обсуждение проведенных занятий, личного участия каждого ученика, формирование портфолио.

«Уроки осторожности» (1 час). Дискуссия по просмотренному фрагменту. Игра «Осторожно – тонкий лед!». Дискуссия о просмотре фрагмента. Принятие правил поведения в экстремальных ситуациях.

«Летом и зимой дружи со спортом и игрой» (4 часа). Знакомство с играми летнего и зимнего периода. Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк». Спортивное мероприятие «Веселые старты». Выбор места соревнования. Подбор участников команд. Знакомство с правилами спортивных игр. Участие в соревновании. Награждение победителей. Игры на свежем воздухе. Выбор площадки. История игр. Отработка игровых приемов. Организация и проведение игр.

Спортивный праздник «В здоровом теле – здоровый дух» (5 часов). Создание команд. Подготовка приветствий. Организация соревнований. Блиц-турнир для болельщиков. Подведение итогов праздника, коллективное обсуждение личного участия каждого ученика, формирование портфолио.

Литература

Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. «Просвещение», Москва, 2020.

DVD «Азбука безопасности на дороге» . ТО «Маски», Москва, 2009.

В.Волина. «Как себя вести». «Дидактика плюс», Санкт-Петербург, 2004.

Изучаем правила дорожного движения. Волгоград, «Учитель», 2008

Сценарии праздников для детей и взрослых. Подвижные игры. Мир Книги, Москва. 2013.

Формирование здорового образа жизни у младших школьников. Волгоград, «Учитель», 2007.

Здоровьесберегающая деятельность. Волгоград, «Учитель», 2019.



Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.