Программа внеурочной деятельности в 1 классе на тему «Ульяновск — мой родной город»

0
0
Материал опубликован 22 December 2023

Программа внеурочной деятельности «Ульяновск-мой родной город» составлена  на основе:


Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 №273-ФЗ.

Приказа Минобразования РФ от 31 мая 2021 № 286 «Об утверждении ФГОС НОО»

Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования, утвержденных приказами Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. N 286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"

Письма Министерства просвещения РФ от 07.05.2020г. ВБ-976/04 «О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий».

СанПиН 2.4.2.2821-10 со всеми изменениями и дополнениями.

Программы внеурочной деятельности МБОУ «Авторский лицей Эдварса №90».


При переходе на дистанционное обучение программа будет реализована через Российские электронные ресурсы.


Срок реализации курса «Ульяновск-мой родной город» 1 год.

Общий объём учебного времени курса в 1 классе составляет 33 часа (по 1 часу в неделю),

продолжительность занятия 35 минут.

Сроки реализации программы: 2022– 2023 учебный год.








Планируемые результаты

Личностные результаты:

формирование чувства гордости за свою малую родину, народ и историю своего края, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.


Метапредметные результаты:

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- определять наиболее эффективные способы достижения результата; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и

способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникаци­онных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, органи­зации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и позна­вательными задачами;

готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий


ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ, обеспечивающие овладение учащимися предметными и метапредметными УУД

Объяснительно-иллюстративный метод - это объяснение нового материала, работа с литературой, рассказ, демонстрация наглядного материала. При помощи него обучающиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти информацию педагога.

Репродуктивный метод применяется в основном для приобретения и освоения обу­чающимися навыков и умений, и обогащения знаний.

Частично-поисковый метод используется для развития самостоятельности и творче­ской инициативы обучающихся.

Проектный метод используется при организации научно-исследовательской деятель­ности обучающихся, решении конкретных задач.

Исследовательский метод используется для развития умения учащихся работать с различными источниками информации, вычленять проблемы для организации исследования, искать пути реализации этих проблем.

Преобладающие формы организации учебного процесса при реализации программы «Азбука юного ульяновского школьника или путешествие по родному краю»: чтение и ана­лиз материалов книги, игры, беседы, экскурсии, выполнение творческих проектов и детских научно-исследовательских работ, практические работы.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.


Программа включает 6 разделов:

Известные люди родного края.

Промышленные и культурные объекты родного края.

Географические объекты.

Памятники природы.

Растения Ульяновской области.

Животные Ульяновской области.



СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

1. Известные люди родного края.

Цель: познакомить с известными людьми родного края, их жизнью, поступками, дея­тельностью, показать, чем они прославили родной край и вошли в его историю.

1.1 Тема: Аксаков Сергей Тимофеевич.

Теория: жизнь и творчество писателя.

Практика: знакомство с произведением «Аленький цветочек», рассказ о прототипе цветка, раскрашивание иллюстрации из произведения.

Оборудование: книга, произведение «Аленький цветочек», аудиозапись сказки, рас­краски к произведению

Методы и формы: рассказ, демонстрация наглядного материала; коллективная, индиви­дуальная формы работы.

1.2 Тема: Гончаров Иван Александрович.

Теория: музей Гончарова, памятник дивану Обломова, объекты, связанные с именем ИА.Гончарова.

Практика: работа со статьёй учебника, выполнение практического задания.

Оборудование: книга, фотографии гончаровских мест, произведения И.А.Гончарова.

1.3 Тема: Карамзин Николай Михайлович.

Теория: журнал для детей «Детское чтение для сердца и разума».

Практика: знакомство с текстом статьи.

Оборудование: книга.

1.4 Тема: Ленин (Ульянов) Владимир Ильич.

Теория: политический деятель, революционер, создатель партии большевиков.

Практика: чтение и обсуждение статьи книги, выполнение практического задания по нахождению ленинских мест.

Оборудование: книга, доклады учеников с фотографиями.

1.5 Тема: Хитрово Богдан Матвеевич.

Теория: боярин, оружейничий, дворецкий.

Практика: чтение и обсуждение статьи книги.

Оборудование: книга.



2.Промышленные и культурные объекты родного края.

Цель: познакомить с промышленными и культурными объектами родного края, их зна­чением в жизни родного края.

2.1. Тема: Моя малая родина.

Теория: Кодекс жителя Ульяновской области, знаменитые люди Ульяновской области.

Практика: знакомство и обсуждение статьи книги.

Оборудование: книга, фотографии, стихотворения.

2.2. Тема: Символы Ульяновска.

Теория: герб, гимн Ульяновска.

Практика: знакомство и обсуждение статьи книги.

Оборудование: книга, иллюстрации герба, текст гимна Ульяновска,

2.3. Тема: Ульяновск - город семи ветров.

Теория: крупный город России, административный центр Ульяновской области.

Практика: чтение и обсуждение статьи книги.

Оборудование: книга, фотографии города Ульяновска.

2.4. Тема: Улицы города Ульяновска.

Теория: улицы города, твоя улица.

Практика: знакомство с текстом статьи в книге, нахождение материала об истории сво­ей улицы. Исследование о своей улице.

Оборудование: книга, исследования детей.

2.5. Тема: Рекорды Ульяновской области.

Теория: рекорды Ульяновской области.

Практика: чтение и обсуждение статьи книги, практическая работа по составлению списка рекордов Ульяновской области.

Оборудование: книга, фотографии, исследования детей.

2.6. Тема: Авиастар.

Теория: Авиастар - крупнейший производитель авиационной техники.

Практика: знакомство и обсуждение статьи книги.

Оборудование: книга, фотографии.

2.7. Тема: Ульяновская областная библиотека для детей и юношества имени С.Аксакова.

Теория: библиотека, викторина.

Практика: чтение и обсуждение статьи книги, викторина.

Оборудование: книга, фотографии, библиотечные книги.

2.8. Тема: Памятник букве Ё.

Теория: памятник седьмой букве алфавита.

Практика: чтение и обсуждение статьи книги, экскурсия к памятнику.

Оборудование: книга, фотографии.

2.9. Тема: Музей-заповедник.

Теория: Музей-заповедник «Родина В.И.Ленина», 6 музеев, 4 музейных центра.

Практика: знакомство с тексом книги, исследования детей, экскурсии в музеи.

Оборудование: книга, справочный материал, сообщения детей, фотографии, иллюстра­ции, литературный материал.

.2.10. Тема: Театры Ульяновска.

Теория: Драматический театр имени И.А.Гончарова, кукольный театр имени В.Леонтьевой, театр юного зрителя.

Практика: чтение и обсуждение статьи книги, посещение театров.

Оборудование: книга, фотографии.

Методы и формы: объяснительно-иллюстративный, групповая, индивидуальная формы работы.

Формы контроля: текущий контроль.


3. Географические объекты

Цель: познакомить с географическими объектами Ульяновской области.


3.1. Тема: Аммонит. Симбирцит.

Теория: гигантские беспозвоночные моллюски.

Практика: чтение и обсуждение статьи книги, рассматривание образцов аммонитов.

Оборудование: книга, образцы аммонитов, фотографии.

3.2. Тема: Белое озеро.

Теория: представители флоры ледниковых эпох.

Практика: чтение и обсуждение статьи книги, исследования детей.

Оборудование: книга, фотографии, сообщения детей.

3.3. Тема: Реки Волга, Свияга, Симбирка

Теория: Волжское водохранилище, Президентский мост.

Практика: чтение и обсуждение статьи книги.

Оборудование: книга, фотографии, иллюстрации.

3.4. Тема: Грибы, занесённые в Красную книгу Ульяновской области.

Теория: грибы, Красная книга.

Практика: познакомить с грибами, разгадать кроссворд.

Оборудование: книга, иллюстрации.

3.5.Тема: Никольская гора.

Теория: Белая гора - возвышенность Сурского района.

Практика: чтение и обсуждение статьи книги.

Оборудование: книга, фотографии, иллюстрации.


3.6. Тема: Пальцинский остров.
Теория: Пальцинский остров.

Практика: чтение и обсуждение статьи книги.

Оборудование: книга, фотографии, иллюстрации.

3.7. Тема: «Чёрное озеро».

Теория: Экологический парк «Чёрное озеро».

Практика: чтение и обсуждение статьи книги, фотографий.

Оборудование: книга, открытки, фотографии.


4. Памятники природы.

Цель: познакомить с памятниками природы Ульяновской области, их расположением, значимостью, природоохранными мероприятиями.


4.1. Тема: Акшуатский дендропарк.

Теория: дендропарк, памятник природы.

Практика: работа с картой Ульяновской области, чтение и обсуждение статьи учебника.

Оборудование: книга, карта Ульяновской области, фотографии.




4.2. Тема: Винновская роща. Баевское окаменелое дерево.

Теория: памятник природы, истории и культуры.

Практика: работа с картой Ульяновской области, чтение и обсуждение статьи учебника, разгадывание кроссворда о растениях Винновской рощи, раскрашивание листьев.

Оборудование: книга, карта Ульяновской области, фотографии.

4.3. Тема: Гранное ухо.

Теория: памятник природы - гора, легенды горы.

Практика: работа с картой Ульяновской области, чтение и обсуждение статьи учебника.

Оборудование: книга, карта Ульяновской области, фотографии.


4.4. Тема: Заказники Ульяновской области.

Теория: Ульяновский государственный палеонтологический заказник, Сурский заказ­ник, Новоникулинский заказник, Базарносызганский заказник.

Практика: работа с картой Ульяновской области, чтение и обсуждение статьи учебника.

Оборудование: книга, карта Ульяновской области, фотографии.

4.5. Тема: Маришкин родник.

Теория: памятник природы - родник в Ленинском районе города Ульяновска.

Практика: работа с картой Ульяновской области, чтение и обсуждение статьи учебника, легенда о Маришкином роднике.

Оборудование: книга, карта Ульяновской области, фотографии, сообщения детей.

4.6. Тема: Ундоровский источник.

Теория: водолечебница, минеральная вода «Волжанка».

Практика: работа с картой Ульяновской области, чтение и обсуждение статьи учебника.

Оборудование: книга, карта Ульяновской области, фотографии.


5. Растения Ульяновской области.

Цель: Познакомить с растениями (в том числе и редкими, исчезающими) Ульяновской области, особенностями их произрастания, практической значимостью.


Занятия по темам по единому плану:

чтение и обсуждение статьи в книге;

работа с энциклопедией или поиск информации в сети Интернет;

работа с картой Ульяновской области и выяснение места произрастания данного рас­тения;

отличительные особенности данного растения;

полезные свойства растения;

знакомство с информацией из рубрики «Это интересно»;

выполнение практических заданий (раскрашивание, решение задач, кроссвордов, составление рецептов и т.д.);

чтение произведений о растениях.


6. Животные Ульяновской области.

Цель: Познакомить с животными Ульяновской области (в том числе и редкими, исче­зающими), особенностями их проживания, практической значимостью.


Занятия строятся по единому плану:

- чтение и обсуждение статьи в книге;

- работа с энциклопедией или поиск информации в сети Интернет;

- работа с картой Ульяновской области и выяснение места обитания данного животного;

- отличительные особенности данного животного;

- практическая значимость животного;

- знакомство с информацией из рубрики «Это интересно»;

- выполнение практических заданий (раскрашивание, решение задач, кроссвордов, от­гадывание загадок и т.д.);

- чтение произведений о животных.




Тематическое планирование



Тема занятий



Сроки проведения

Интернет-ресурсы

1

Известные люди родного края.


5 ч.

1. Методические рекомендации

по технологии создания электронных ресурсов к урокам

http://svetly5school.narod.ru/metod1.html

2.В помощь современному учителю http://k-yroky.ru/load/67

3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/

4. http://www.1september.ru

5. http://www.uchportal.ru

http://www.openclass.ru/node/234008

http://eorhelp.ru/

http://school-collection.edu.ru/

http://fcior.edu.ru/

http://hyaenidae.narod.ru/

http://www.rusedu.ru/subcat_30.html

http://www.luchiki.ucoz.ru/news/3

http://www.proshkolu.ru/

http://www.pedsovet.su/load/143-1-0-3888

http://www.nachalka.info/about/193/

http://www.uchportal.ru/load/47

видео программа «Будем вежливы»;

1.Ульяновская областная библиотека.Краеведение http://uonb.ru/index.php?option=com_content&view=section&id=9&Itemid=99

2.Ульяновская областная библиотека для детей и юношества имени СТ. Аксакова http://uobdu-aksakov.org/

3.Ульяновский туристический информационный центр http://www.simt^info.ru/obmfo.htm

2

Промышленные и культурные объекты родного края.


10 ч.

3

Географические объекты


7 ч.

4

Памятники природы.


6.ч.

5

Растения Ульяновской области

2 ч.

6

Животные Ульяновской области.


3 ч.

















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации