Программа внеурочной деятельности в 1 классе на тему «Ульяновск — мой родной город»
Программа внеурочной деятельности «Ульяновск-мой родной город» составлена на основе:
Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 №273-ФЗ.
Приказа Минобразования РФ от 31 мая 2021 № 286 «Об утверждении ФГОС НОО»
Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования, утвержденных приказами Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. N 286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"
Письма Министерства просвещения РФ от 07.05.2020г. ВБ-976/04 «О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий».
СанПиН 2.4.2.2821-10 со всеми изменениями и дополнениями.
Программы внеурочной деятельности МБОУ «Авторский лицей Эдварса №90».
При переходе на дистанционное обучение программа будет реализована через Российские электронные ресурсы.
Срок реализации курса «Ульяновск-мой родной город» 1 год.
Общий объём учебного времени курса в 1 классе составляет 33 часа (по 1 часу в неделю),
продолжительность занятия 35 минут.
Сроки реализации программы: 2022– 2023 учебный год.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
формирование чувства гордости за свою малую родину, народ и историю своего края, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- определять наиболее эффективные способы достижения результата; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ, обеспечивающие овладение учащимися предметными и метапредметными УУД
Объяснительно-иллюстративный метод - это объяснение нового материала, работа с литературой, рассказ, демонстрация наглядного материала. При помощи него обучающиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти информацию педагога.
Репродуктивный метод применяется в основном для приобретения и освоения обучающимися навыков и умений, и обогащения знаний.
Частично-поисковый метод используется для развития самостоятельности и творческой инициативы обучающихся.
Проектный метод используется при организации научно-исследовательской деятельности обучающихся, решении конкретных задач.
Исследовательский метод используется для развития умения учащихся работать с различными источниками информации, вычленять проблемы для организации исследования, искать пути реализации этих проблем.
Преобладающие формы организации учебного процесса при реализации программы «Азбука юного ульяновского школьника или путешествие по родному краю»: чтение и анализ материалов книги, игры, беседы, экскурсии, выполнение творческих проектов и детских научно-исследовательских работ, практические работы.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
Программа включает 6 разделов:
Известные люди родного края.
Промышленные и культурные объекты родного края.
Географические объекты.
Памятники природы.
Растения Ульяновской области.
Животные Ульяновской области.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1. Известные люди родного края.
Цель: познакомить с известными людьми родного края, их жизнью, поступками, деятельностью, показать, чем они прославили родной край и вошли в его историю.
1.1 Тема: Аксаков Сергей Тимофеевич.
Теория: жизнь и творчество писателя.
Практика: знакомство с произведением «Аленький цветочек», рассказ о прототипе цветка, раскрашивание иллюстрации из произведения.
Оборудование: книга, произведение «Аленький цветочек», аудиозапись сказки, раскраски к произведению
Методы и формы: рассказ, демонстрация наглядного материала; коллективная, индивидуальная формы работы.
1.2 Тема: Гончаров Иван Александрович.
Теория: музей Гончарова, памятник дивану Обломова, объекты, связанные с именем ИА.Гончарова.
Практика: работа со статьёй учебника, выполнение практического задания.
Оборудование: книга, фотографии гончаровских мест, произведения И.А.Гончарова.
1.3 Тема: Карамзин Николай Михайлович.
Теория: журнал для детей «Детское чтение для сердца и разума».
Практика: знакомство с текстом статьи.
Оборудование: книга.
1.4 Тема: Ленин (Ульянов) Владимир Ильич.
Теория: политический деятель, революционер, создатель партии большевиков.
Практика: чтение и обсуждение статьи книги, выполнение практического задания по нахождению ленинских мест.
Оборудование: книга, доклады учеников с фотографиями.
1.5 Тема: Хитрово Богдан Матвеевич.
Теория: боярин, оружейничий, дворецкий.
Практика: чтение и обсуждение статьи книги.
Оборудование: книга.
2.Промышленные и культурные объекты родного края.
Цель: познакомить с промышленными и культурными объектами родного края, их значением в жизни родного края.
2.1. Тема: Моя малая родина.
Теория: Кодекс жителя Ульяновской области, знаменитые люди Ульяновской области.
Практика: знакомство и обсуждение статьи книги.
Оборудование: книга, фотографии, стихотворения.
2.2. Тема: Символы Ульяновска.
Теория: герб, гимн Ульяновска.
Практика: знакомство и обсуждение статьи книги.
Оборудование: книга, иллюстрации герба, текст гимна Ульяновска,
2.3. Тема: Ульяновск - город семи ветров.
Теория: крупный город России, административный центр Ульяновской области.
Практика: чтение и обсуждение статьи книги.
Оборудование: книга, фотографии города Ульяновска.
2.4. Тема: Улицы города Ульяновска.
Теория: улицы города, твоя улица.
Практика: знакомство с текстом статьи в книге, нахождение материала об истории своей улицы. Исследование о своей улице.
Оборудование: книга, исследования детей.
2.5. Тема: Рекорды Ульяновской области.
Теория: рекорды Ульяновской области.
Практика: чтение и обсуждение статьи книги, практическая работа по составлению списка рекордов Ульяновской области.
Оборудование: книга, фотографии, исследования детей.
2.6. Тема: Авиастар.
Теория: Авиастар - крупнейший производитель авиационной техники.
Практика: знакомство и обсуждение статьи книги.
Оборудование: книга, фотографии.
2.7. Тема: Ульяновская областная библиотека для детей и юношества имени С.Т.Аксакова.
Теория: библиотека, викторина.
Практика: чтение и обсуждение статьи книги, викторина.
Оборудование: книга, фотографии, библиотечные книги.
2.8. Тема: Памятник букве Ё.
Теория: памятник седьмой букве алфавита.
Практика: чтение и обсуждение статьи книги, экскурсия к памятнику.
Оборудование: книга, фотографии.
2.9. Тема: Музей-заповедник.
Теория: Музей-заповедник «Родина В.И.Ленина», 6 музеев, 4 музейных центра.
Практика: знакомство с тексом книги, исследования детей, экскурсии в музеи.
Оборудование: книга, справочный материал, сообщения детей, фотографии, иллюстрации, литературный материал.
.2.10. Тема: Театры Ульяновска.
Теория: Драматический театр имени И.А.Гончарова, кукольный театр имени В.Леонтьевой, театр юного зрителя.
Практика: чтение и обсуждение статьи книги, посещение театров.
Оборудование: книга, фотографии.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный, групповая, индивидуальная формы работы.
Формы контроля: текущий контроль.
3. Географические объекты
Цель: познакомить с географическими объектами Ульяновской области.
3.1. Тема: Аммонит. Симбирцит.
Теория: гигантские беспозвоночные моллюски.
Практика: чтение и обсуждение статьи книги, рассматривание образцов аммонитов.
Оборудование: книга, образцы аммонитов, фотографии.
3.2. Тема: Белое озеро.
Теория: представители флоры ледниковых эпох.
Практика: чтение и обсуждение статьи книги, исследования детей.
Оборудование: книга, фотографии, сообщения детей.
3.3. Тема: Реки Волга, Свияга, Симбирка
Теория: Волжское водохранилище, Президентский мост.
Практика: чтение и обсуждение статьи книги.
Оборудование: книга, фотографии, иллюстрации.
3.4. Тема: Грибы, занесённые в Красную книгу Ульяновской области.
Теория: грибы, Красная книга.
Практика: познакомить с грибами, разгадать кроссворд.
Оборудование: книга, иллюстрации.
3.5.Тема: Никольская гора.
Теория: Белая гора - возвышенность Сурского района.
Практика: чтение и обсуждение статьи книги.
Оборудование: книга, фотографии, иллюстрации.
3.6. Тема: Пальцинский остров.
Теория: Пальцинский остров.
Практика: чтение и обсуждение статьи книги.
Оборудование: книга, фотографии, иллюстрации.
3.7. Тема: «Чёрное озеро».
Теория: Экологический парк «Чёрное озеро».
Практика: чтение и обсуждение статьи книги, фотографий.
Оборудование: книга, открытки, фотографии.
4. Памятники природы.
Цель: познакомить с памятниками природы Ульяновской области, их расположением, значимостью, природоохранными мероприятиями.
4.1. Тема: Акшуатский дендропарк.
Теория: дендропарк, памятник природы.
Практика: работа с картой Ульяновской области, чтение и обсуждение статьи учебника.
Оборудование: книга, карта Ульяновской области, фотографии.
4.2. Тема: Винновская роща. Баевское окаменелое дерево.
Теория: памятник природы, истории и культуры.
Практика: работа с картой Ульяновской области, чтение и обсуждение статьи учебника, разгадывание кроссворда о растениях Винновской рощи, раскрашивание листьев.
Оборудование: книга, карта Ульяновской области, фотографии.
4.3. Тема: Гранное ухо.
Теория: памятник природы - гора, легенды горы.
Практика: работа с картой Ульяновской области, чтение и обсуждение статьи учебника.
Оборудование: книга, карта Ульяновской области, фотографии.
4.4. Тема: Заказники Ульяновской области.
Теория: Ульяновский государственный палеонтологический заказник, Сурский заказник, Новоникулинский заказник, Базарносызганский заказник.
Практика: работа с картой Ульяновской области, чтение и обсуждение статьи учебника.
Оборудование: книга, карта Ульяновской области, фотографии.
4.5. Тема: Маришкин родник.
Теория: памятник природы - родник в Ленинском районе города Ульяновска.
Практика: работа с картой Ульяновской области, чтение и обсуждение статьи учебника, легенда о Маришкином роднике.
Оборудование: книга, карта Ульяновской области, фотографии, сообщения детей.
4.6. Тема: Ундоровский источник.
Теория: водолечебница, минеральная вода «Волжанка».
Практика: работа с картой Ульяновской области, чтение и обсуждение статьи учебника.
Оборудование: книга, карта Ульяновской области, фотографии.
5. Растения Ульяновской области.
Цель: Познакомить с растениями (в том числе и редкими, исчезающими) Ульяновской области, особенностями их произрастания, практической значимостью.
Занятия по темам по единому плану:
чтение и обсуждение статьи в книге;
работа с энциклопедией или поиск информации в сети Интернет;
работа с картой Ульяновской области и выяснение места произрастания данного растения;
отличительные особенности данного растения;
полезные свойства растения;
знакомство с информацией из рубрики «Это интересно»;
выполнение практических заданий (раскрашивание, решение задач, кроссвордов, составление рецептов и т.д.);
чтение произведений о растениях.
6. Животные Ульяновской области.
Цель: Познакомить с животными Ульяновской области (в том числе и редкими, исчезающими), особенностями их проживания, практической значимостью.
Занятия строятся по единому плану:
- чтение и обсуждение статьи в книге;
- работа с энциклопедией или поиск информации в сети Интернет;
- работа с картой Ульяновской области и выяснение места обитания данного животного;
- отличительные особенности данного животного;
- практическая значимость животного;
- знакомство с информацией из рубрики «Это интересно»;
- выполнение практических заданий (раскрашивание, решение задач, кроссвордов, отгадывание загадок и т.д.);
- чтение произведений о животных.
№ | Тема занятий | Сроки проведения | Интернет-ресурсы |
1 | Известные люди родного края. | 5 ч. | 1. Методические рекомендации по технологии создания электронных ресурсов к урокам http://svetly5school.narod.ru/metod1.html 2.В помощь современному учителю http://k-yroky.ru/load/67 3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/ http://www.openclass.ru/node/234008 http://school-collection.edu.ru/ http://www.rusedu.ru/subcat_30.html http://www.luchiki.ucoz.ru/news/3 http://www.pedsovet.su/load/143-1-0-3888 http://www.nachalka.info/about/193/ http://www.uchportal.ru/load/47 видео программа «Будем вежливы»; 1.Ульяновская областная библиотека.Краеведение http://uonb.ru/index.php?option=com_content&view=section&id=9&Itemid=99 2.Ульяновская областная библиотека для детей и юношества имени СТ. Аксакова http://uobdu-aksakov.org/ 3.Ульяновский туристический информационный центр http://www.simt^info.ru/obmfo.htm |
2 | Промышленные и культурные объекты родного края. | 10 ч. | |
3 | Географические объекты | 7 ч. | |
4 | Памятники природы. | 6.ч. | |
5 | Растения Ульяновской области | 2 ч. | |
6 | Животные Ульяновской области. | 3 ч. | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | |