Конспект занятия «Происхождение российского флага»
Виноградова Елена Владимировна
Педагог дополнительного образования
МАУДО «ЦДТТг. Орска»
Конспект занятия: «Происхождение российского флага»
.
Цель:
- дать представление о происхождение российского флага, объяснить значение флага в современной жизни.
Задачи:
- Знакомить с историей российского флага
- Воспитывать уважительное отношение к государственному флагу.
-Учить подбирать бумагу для аппликации, готовить самостоятельно шаблон.
Наглядные пособия: флаг Российской Федерации, СССР, Андреевский флаг.
Ход занятия:
Вводная часть:
В кабинет вносятся разнообразные флаги.
- Знаете ли вы, что это такое?
- Рассмотрите флаги и скажите, где вы могли их видеть?
- Что же такое флаг, и для чего он нужен?
Информационная часть:
- Флаг нашей страны имеет свою историю. Много веков назад вместо флага люди использовали шест с привязанными к его верхушке пучками травы, веточек, или конским хвостом, выкрашенным в какой-либо яркий цвет. Назывался такой шест стягом. Главным его назначением собрать, стянуть, к себе воинов для защиты своей земли, села, города. Стяги делали из ткани. Косой клин прикрепляли к древку, а над ним ставили железное навершие – острожник. Иначе говоря, древнерусский стяг имел те же составные части, что и современные флаги.
-Какие части имеет современный флаг?
- Древко, полотнище, навершие.
- Стяги были ярко- или тёмно- красные или багряные, как называли эти оттенки в старину. Стяг взметался ветром, придавая уверенность и мужество ратникам. Постепенно размеры полотнища увеличивались, на них рисовали красками изображения святых, «знамения» священные знаки. Так появилось слово знамя. Знамёна тогда имели различные цвета – красные, зелёные, жёлтые, белые.
- Как думаете, зачем раскрашивают флаги?
- А вот зачем. По цвету флага можно определить, какие войска приближаются к городу. Может быть, это свои воины возвращаются домой. А может, это враги, которые хотят захватить город. Или это воины дружественного города, которые нуждаются в отдыхе. Если враги захватывали город, на его башнях они сразу вывешивали свои флаги,
показывая, чья тут власть и кто хозяин. Скажите, что было бы, если бы не было флагов?
Что было бы, если бы все флаги были одинаковые?
- Флаги украшали своими узорами. Лики святых, звезды и кресты блестели золотом и серебром. Иногда для полковых знамён использовали сочетание белого, синего и красного. Во все времена цвету придавался особый смысл.
В настоящее время чаще всего используется следующая трактовка значений цветов флага России:
Белый цвет означает – мир, чистоту, белоствольные берёзы, цветущие ромашки на лугах.
Синий цвет – синь неба, рек, озёр, морей, цвет веры и верности.
Красный цвет – всегда считался на Руси самым красивым цветом, праздничным. Символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.
Белый цвет - березка,
Синий - неба цвет,
Красная полоска - Солнечный рассвет.
(В. Степанов)
Конечно, в наше время не надо поднимать флаг, чтобы собрать воинов. Но флаги все равно необходимо. Как вы думаете, для чего?
Педагог обобщает ответы детей.
Физкультминутка (сигнальные флажки).
- Красными нитками русские крестьянки вышивали затейливые узоры на белой ткани...
«Да она шила-вышивала тонко бело полотно,
Да тонко бело полотно да бело-бархатное…
Она строки строчила красным золотом».
- «Строчить строки» или «строчить письмо» означало вышивать. Вышитыми тканями убирали крестьянское жилище. Столы украшали скатерти-столешницы. Кровать застилали простыней с узорчатым краем или прикрепляли к ней широкий подзор. В праздничные дни дом расцвечивали развешанные по стенам, на окнах на божнице красочные полотенца. Из белых, синих, красных тканей чаще всего шили нарядную одежду.
«Под тобой, березонька,
Не огонь горит,
Не мак цветет-
Красные девушки
В хороводе стоят».
- Белый, синий и красный – цвета, которые отвечали народным представлениям о красоте окружающего мира, доброте и справедливости. Видимо, все же не случайно стали они цветами государственного флага России.
Символизация.
Аппликация Российского флага из бумаги.
Подведение итогов. Рефлексия.