12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Негодина Елена Анатольевна15 |
Проверочная работа по теме « Россия с древности до конца 19 века»
Пояснительная записка к итоговым вопросам по истории 1 курс СПО.
Цель работы:
- определить качество полученных за учебный год знаний;
- выявить уровень сформированности знаний и умений
ФОС позволяет установить уровень освоения студентами 1 курса материала курса истории России с древности до конца XIX века. Особое внимание уделяется проверке аналитических и информационно-коммуникативных умений. Акцентируется внимание на задания, направленных на проверку умений систематизировать исторические факты; устанавливать причинно-следственные, структурные и иные связи; аргументировать собственную позицию с привлечением исторических знаний; представлять результаты историко-познавательной деятельности в свободной форме с ориентацией на заданные параметры деятельности. Все указанное выше позволяет качественно дифференцировать учащихся по уровню их подготовки по истории. Задания составлены с учетом следующих принципов:
Значимость проверяемых фактов.
Отражение различных аспектов истории: экономики, социальных отношений, внутренней и внешней политики, материальной и духовной культуры.
Пропорциональность заданий, связанных с различными эпохами.
Дифференцированный подход к отбору заданий различного уровня сложности: базовый, повышенный, высокий.
Структура работы.
Общее число заданий в экзаменационной работе – 28. В число проверяемых элементов подготовки входят:
• знание важнейших дат, фактов, понятий и терминов;
• понимание причинно-следственной обусловленности исторических событий, их места в ряду (контексте) исторических явлений и процессов;
• умения составлять историческое описание (рассказ), систематизировать факты, соотносить единичный факт (событие) и общее явление или процесс, проводить сравнение событий и явлений, объяснять их причины и следствия, извлекать информацию из исторических текстов (источников).
Часть 1 содержит 28 заданий:
- из них 21 задания с выбором одного верного ответа из четырех предложенных. С их помощью проверяются базовые знания исторических фактов, процессов, явлений, причин и следствий событий.
- 6 заданий с кратким ответом (последовательность цифр), эти задания позволяют проверить умения классифицировать и систематизировать факты.
Часть 2 содержит 7 заданий с развернутым ответом, выявляющих и оценивающих освоение учащимися различных комплексных умений.
22 –25 задания связаны с анализом исторического источника (проведение атрибуции источника; извлечение информации; привлечение исторических знаний для анализа проблематики источника, позиции автора).
26 – 28- комплекс заданий направленный на выявление умений характеризовать отдельные исторические процессы; определять причинно-следственные связи; анализ различных исторических версий и оценок.
Проверочная работа.
Часть 1
В каком из рядов указаны даты борьбы Руси с монголо-татарами?
А) 1478г.,1497г.; В) 1410г.,1478г.
Б) 1237г, 1378г. Г) 1462г.,1550г.
.Кто из названных лиц был лидером «нестяжателей» в XVIв?
А) Иосиф Волоцкий; В) Сергий Радонежский;
В) патриарх Никон; Г) Нил Сорский
Основным соперником Московского княжества в борьбе за главенство в Северо-Восточной Руси был (а)
А)Рязанское княжество; В)Тверское княжество;
Б) Новгородская земля; Г)Суздальско-Нижегородское княжество.
Кто из перечисленных московских князей правил позже остальных?
А) Дмитрий Иванович; В)Иван Калита;
Б) Семен Гордый; Г) Иван Красный.
Названия и понятия «Вороний камень», «клин», «рыцари» относится к
А) битве на Чудском озере; В) Невской битве;
В) Битве на реке Калке; Г) битве на реке Сити.
В результате восстания в Москве в 1662 г. царь вынужден был:
А) Отменить медные деньги;
Б) Ликвидировать «белые слободы»;
В) Отменить рекрутчину;
Г) Ввести подушную подать.
Мастер Дионисий работал над росписями:
А) Троице-Сергиева монастыря;
Б) Ферапонтова монастыря под Вологдой;
В) Андроникова монастыря в Москве;
Г) Кирилло-Белозерского монастыря.
Прочтите отрывок из исторического источника и укажите о каком сражении идет речь.
«…Началось сражение, и многие пали, но помог Бог великому победоносному Дмитрию, и побеждены были… татары, и полному разгрому подверглись… Великий князь Дмитрий, славную победу одержав, пришел к Сергию, благодарность принеся за добрый совет, Бога славил и вклад большой в монастырь лал».
А) Ледовое побоище; В) Куликовская битва;
Б) Стояние на реке Угре; Г) Битва на реке Калке.
Назовите имя князя, бежавшего , опасаясь опалы и казни , в Литву в XVI веке, известного также как автор «Истории о великом князе Московском»:
А) А.М. Курбский; В) В.С. Старицкий;
Б) А.М, Шуйский; Г) М.И. Воротынский.
Что из названного было одним из итогов царствования Алексея Михайловича?
А) присоединение Крыма к России;
Б) взятие Казани;
В) утверждение России в Средней Азии;
Г) присоединение к России Левобережной Украины с Киевом.
Политика секуляризации – это:
А) наделение крупных монастырей землёй с крестьянами из государственного фонда;
Б) реформа по упорядочению налогообложения церковного землевладения;
В) обращение церковной собственности (преимущественно земельной) в светскую с последующим использованием в интересах государства;
Г) политика, направленная на передачу государством Церкви колонизируемых ею свободных земель.
Какое событие произошло раньше всех остальных?
А) начало присоединения Грузии к России;
Б) временное перенесение столицы из Петербурга в Москву;
В) взятие русскими войсками Берлина;
Г) создание шляхетского кадетского корпуса.
Прямая мужская линия династии Романовых пресеклась в связи со смертью:
А) Петра I; В) ПетраII;
Б) Ивана Антоновича (ИванаVI); Г) Петра III
Названия «Уложенная комиссия», «Жалованная грамота городам» связаны с царствованием:
А) Петра I; В) Алексея Михайловича;
Б) Анны Иоанновны; Г) Екатерины II
Какое из приведенных ниже понятий характерно для царствования Павла I?
А) Урочные лета; В) Трехдневная барщина;
Б) Заповедные лета; Г) Вольные хлебопашцы
Что из названного относилось к последствиям экономической политики Петра I?
А) Появление торговых ярмарок;
Б) Значительный рост числа мануфактур;
В) Формирование свободного рынка рабочей силы;
Г) Учреждение Вольного экономического общества
Участие России в союзе с Австрией и Францией в войне с Пруссией относится к периоду:
А) 1722-1723гг; В) 1741-1743гг;
Б) 1756-1763гг; Г) 1768-1774гг.
Что из названного относится к XVIII в
А) окончательное закрепощение крестьян;
Б) отмена крепостного права;
В) разрушение крестьянской общины;
Г) введение подушной подати.
Прочтите отрывок из письма современницы событий и напишите название войны XIX в., о последствиях которой идет речь.
«Я уже пять дней в нашей несчастной Москве. Ах, Гриша, голубчик, ты представить себе не можешь, что с Москвой сделалось, узнать ее нельзя и без слез видеть невозможно этих руин. От каменных домов стены остались, от деревянных, - печи торчат. Вообрази, какое чудо, что маменькин дом уцелел… а слободы как не бывало – вся выгорела…»
А) Русско-шведская война; В) Русско-турецкая война;
Б) Отечественная война; Г) Крымская война
Прочтите отрывок из письма декабриста Г.Е. Батенькова и назовите имя государственного деятеля, о котором идёт речь.
«Граф имел обширную и непреклонную волю...
Деятель он был неутомимый ,и хотя главное его предприятие - военные поселения - общим мнением не одобрялись и были причиною неумолимого на него негодования, однако же он несмотря ни на что и мерами слишком крутыми дал ему обширное развитие»
А) М. Сперанский; В) А. Аракчеев;
Б) Д. Милютин; Г) А. Бенкердорф
Прочтите отрывок из документа и назовите правителя, издавшего этот указ.
«И для того по долгу принадлежащего нам попечения о благе и величии Отечества, стараясь пользу и безопасность его утвердить, как равно полагая средством, навсегда отдаляющим неприятные причины, возмущающие вечный мир, между империями Всероссийскую и Оттоманскою заключённый, который мы навсегда сохранить искренно желаем, не меньше же и замену и удовлетворение убытков наших, решились мы взять под державу нашу полуостров Крымский, остров Тамань и всю Кубанскую сторону»
А) ПётрI; В) АлександрI;
Б) Елизавета Петровна; Г) Екатерина II/
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 22 – 28. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из Летописной повести о побоище на Дону «Соединившись со всеми князьями русскими и со всей силой, пошел он против Мамая, скоро из Москвы, намереваясь оборонять свою отчину, и пришел в Коломну, и собрал воинов своих 150 тысяч, кроме войска княжеского и воевод местных. От начала мира не бывало такой силы русских князей, как при этом князе В то время Мамай стал за Доном, буйствуя, возгордившись и гневаясь со всем своим царством, и стоял три недели… Пришли они к Дону, стали тут и много раздумывали. Одни говорили: «Пойди, князь, за Дон», а другие сказали: «Не ходи, так как умножились враги наши, не только татары, но и Литва, и рязанцы»… Князь сказал брату своему и всем князьям и воеводам великим: «Подошло, братья, время битвы нашей…» И велел мосты мостить и о бродах разузнать в ту ночь. На следующий день, в субботу рано, 8 сентября, в самый праздник не было света с утра до третьего часа… Князь же великий приготовил свои полки великие, и все его князья русские свои полки приготовили, и великие его воеводы оделись в одежды праздничные… Когда князь перешел за Дон в чистое поле, в Мамаеву землю, на устье Непрядвы, Господь Бог вел его…»
22. Напишите год, к которому относятся описанные события, и имя великого князя, с которым они связаны.
23. Как автор относится к событиям, о которых он пишет? Кого он поддерживает? Приведите два аргумента для обоснования вашего мнения.
24. Чем закончилась описанная в повести битва? Какие причины именно исхода битвы указывает автор? Назовите две. В чем видят историки значение этой битвы? Назовите не менее трех положений.
Задания 25 – 28 предусматривают разные виды деятельности. Выполняя эти задания, обращайте внимание на формулировку каждого вопроса.
25. Назовите не менее трех целей реформ Русской православной церкви в середине XVII в. и не менее трех последствий преобразований, проведенных патриархом Никоном.
26. Историк и общественный деятель К.Д. Кавелин полагал, что в царствование Александра III проводился последовательно реакционный курс: «даже то, что щадила железная рука Николая I, было раздавлено неосмысленною рукой его внука».
27.Какую другую точку зрения по вопросу о характере политики Александра III вы знаете? Какую точку зрения вы считаете более убедительной? Раскройте ее и приведите не менее трех фактов и положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.
28. В середине XIII в. великий князь владимирский Александр Невский стремился поддерживать мирные отношения с ордынскими ханами, избегать конфликтов и не давать поводов для новых вторжений.