Презентация «Психодиагностика и реабилитация детей, переживших насилие»
Пояснительная записка к презентации
ПСИХОДИАГНОСТИКА И
РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ,
ПЕРЕЖИВШИХ НАСИЛИЕ
Михайловой Натальи Юрьевны
Направления подготовки
37.04.01- Психология
АктуальностьНаиболее привлекающей внимание в современной науке и практике является вопрос насилия и жестокого обращения над детьми.
Насилие или жестокое обращение с детьми наносит не только существенный материальный ущерб или угрожает физической жизни ребенка. Данное явление привносит тяжкие моральные и психологические проблемы, к которым можно отнести постоянную боязнь ребенка оказаться объектом насилия или жестокого обращения в сфере непосредственного социального окружения и в последующем перерастает в сильное психологическое давление, ведущее не только к стрессам, но и нервным срывам, снижению самооценки, что в последствии становится дополнительным источником межличностных конфликтов и многое другое.
Насилие над детьми является в настоящее время обычным явлением при условии, что приблизительно десять процентов жертв насилия погибает, в других случаях у жертв насилия выявляются различные отклонения не только в физическом, но и психическом и эмоциональном развитии личности.
Исследования по данному вопросу широко проводилось многими авторами на протяжении многих лет и привлекало внимание отечественных и зарубежных ученых.
Но данная проблема так и не нашла своего окончательного теоретического и практического решения, а между тем насилие над детьми ведет не только к росту случаев, но и к искажению развития личности, которое затрагивает все уровни человеческого функционирования и приводят в свою очередь к устойчивым изменениям.
Предмет исследования преодоление страха и
снижение виктимности детей как условие улучшения их
психологического состояния после пережитого насилия.
Объектом исследования являются психические
состояния детей переживших насилие.
Целью данного исследования является разработка и
проверка эффективности программы оказания
психологической помощи детям, пережившим насилие.
Гипотезы исследования:
Психическое состояние детей подвергшихся насилию характеризуется повышенным уровнем страха и избегающего поведения.
Коррекционная работа с детьми, испытавшими или пережившими насилие будет эффективней, если она будет направлена на преодоление избегающего поведения и снижение уровня переживаемого страха.
Задачи исследования:
Изучение, анализ и обобщение литературных данных о сущности насилия над детьми и психологического насилия.
На основе литературных данных проанализировать влияние виктимности детей на насилие над ними.
Изучить особенности психического состояния детей переживших насилие.
Разработать и проверить реабилитационную программу работы с детьми пережившими насилие.
База исследования:
ТОГКСУ СО «Социальный приют для детей «Орешек» в количестве 15 детей,
МАОУ СОШ № 35 в количестве 21
обучающегося, в возрастной категории от 11до 16 лет.
Психологическое насилие - это воздействия направленные по отношению к ребенку от взрослых
или сверстников в виде угроз, оскорблений, унижений,
а также иного негативного отношения,
вызывающие нарушения развития ребенка, его
психического здоровья; ограничения в возможности установления эмоционально близких отношений с взрослыми и сверстниками, искажения адаптации и социализации.
Интегративный показатель по опроснику
Процентное соотношение видов насилия.
Динамика изменения психоэмоционального состояния до и после коррекции детей, переживших насилие.
На основе проведенного нами диссертационного исследования можно сделать вывод, что анализ и обобщение психологической, юридической, философской и иной литературы по проблеме исследования позволяет говорить о необходимости развивать работу не только по диагностики и реабилитации детей, переживших насилие, но и профилактическую работу по данной проблеме.
В пределах диссертационного исследования нами была разработана программа коррекции психоэмоционального состояния детей переживших насилие, в которой уделялось особое внимание страхам, самооценке и избегающему поведению после пережитого травматического события.
По итогам работы в пределах разработанной программы наблюдается положительная динамика в снижении уровня страха, избегающего поведения и виктимности, повышении адаптации, а также становлении адекватной самооценки.
Таким образом ,в соответствии с выше изложенным можно говорить о том, что предложенные нами гипотезы доказаны, цель достигнута, задачи диссертационного исследования решены.
Спасибо за внимание.