Упражнения по русскому языку «Пунктуационный анализ-2. Готовимся к ОГЭ»
Пояснительная записка
Предложенные упражнения аналогичны заданиям 4 и 5 демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов основного государственного экзамена 2024 года по русскому языку. Они ставят своей целью сформировать умение распознавать различные простые и сложные предложения, неосложненные и осложненные однородными членами, обособленными членами, уточняющими членами, сравнительными оборотами, вводными словами, предложениями и вставными конструкциями. Работа над упражнениями, пунктуационный анализ предложений позволит закрепить понятие о нормах постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами, сравнительными оборотами, в предложении с обособленными членами, с уточняющими членами, с вводными и вставными конструкциями.
Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
1.
ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА | ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется. Б) Однородные члены предложения, соединенные без помощи союзов, разделяются запятой. В) Обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием, обособляется. | 1.Весь спектакль я просидел, не шелохнувшись, не понимая, чего больше было в моём сердце – восторга или стыда. |
2.А голос Рыжухи всё раздавался, и было в нём что-то родственное с начинающей расти травой, лёгкими перистыми облаками, тёплым воздухом, в котором роились ещё не умеющие кусаться комары. | |
3.Я вдруг решил с кем-нибудь из девчонок зафрендить, но выбор свой остановить на той однокласснице, которая была для всех незаметна. Словом, мне захотелось проявить благородство и осчастливить дружбой с собой некрасивую девушку. | |
4.Я посмотрел мамину киноколлекцию и удивился, какие же фильмы классные делались в советское время. | |
5.Все с удовольствием уступали ребенку ненужные, невесть как попавшие в дом побрякушки. |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В |
| | |
2.
Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА | ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) Обстоятельство, выраженное существительным в форме косвенного падежа с предлогом, обособляется. Б) Несогласованное распространенное определение, стоящее после определяемого слова, обособляется. В) Вводное слово и словосочетание выделяется запятыми. | 1. Лицо у Светки бледное, в крупных веснушках, тоже бледных, наскакивающих одна на другую. |
2. Может, пойдёшь за кулисы? Ей приятно будет увидеть своего земляка, да ещё одноклассника. | |
3. Выпускников пригласили на концерт, посвященный Дню Победы, в районный Дом культуры. | |
4. Один ветеран, участвовавший в войне совсем пацаном, был поэтом. Он прочел свои стихи, но так как и он был уже сильно в летах, ему разрешили прочесть их не со сцены, а с места. Он сидел в первом ряду, а как дали слово, поднялся, взял микрофон, повернулся лицом к залу и прочел. | |
5. Мне было хорошо у нее, она разрешала смотреть мультики, в отличие от мамы, и еще тетя Аля пекла вкусные пироги с брусникой, часто делала блинчики. |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В |
| | |
3.
Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА | ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) Приложение, относящееся к личному местоимению, обособляется. Б) Слова и словосочетания, уточняющие смысл предшествующих слов (уточнение — это переход от более широкого понятия к более узкому), обособляются. В) Сравнительные обороты обособляются. | 1. Светка Сергеева была рыжая, и волосы у неё грубые и толстые, словно яркая медная проволока. |
2. Чего девчонки радовались, я, честно говоря, не понял. Ну, мы с Женькой, ладно, нам Светка мешала как рыбу ловить, так и в тишине уху сварить. А им-то что? | |
3. В то время я начинал учиться в одном из Петербургских вузов. И познакомился с девушкой, которая взялась подковать меня, провинциала, в культурном отношении. | |
4. Приблизившись, я поняла, что на снегу перед ними лежит раненая птица. Она била одним крылом по снегу, передвигалась буквально на несколько сантиметров. Наверное, таким образом хотела уползти, спрятаться от изуверов. | |
5. И тут я услышала, как совсем рядом, на балконе под нашим окном, кто-то громко задышал. Вздохи были неравномерные, больные. Я сидела за компом, просматривала сайт, посвященный ЕГЭ по русскому, – очень полезный, между прочим, и слушала это дыхание с огромным сочувствием к больному. |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В |
| | |
4.
Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Почему-то (1) нам с Женькой не приходило в голову поговорить со Светкой (2) по-человечески (3) попросить (4) чтобы она не пела над озером (5) не портила рыбалку. Может (6) она и не знала (7) что мешает кому-то (8) бросая весла (9) и завывая свои мелодии.
Ответ: ___________________________.
5.
Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых должны стоять тире.
У нас с Женькой с собой удочки (1) по всякому поводу мы смеёмся. Экзамены позади (2) весело. Лето впереди (3) весело. Рыжуха сидит на краю скамейки (4) рядом с ней никто не садится. Рядом с ней (5) пустое пространство. За минуту до того (6) как отчалить (7) к Рыжухе подходит Женька. Он (8) стройный симпатичный малый. Выражение лица Рыжухи встревоженное (9) она чувствует подвох.
Ответ: ___________________________.
6.
Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Я так и не дождалась, что ему кто-то поможет (1) и (2) дрожа от страха (3) поднялась (4) прошла к нему через весь зал и посадила. И сразу все успокоились (5) по залу вздох облегчения прошелестел. А (6) когда я садилась на свое место (7) то встретилась взглядом со своим одноклассником Акимом. Он смотрел на меня… не с восхищением (8) конечно (9) а с благодарностью, что ли.
Ответ: ___________________________.
Ответы
1. 521
2.512
3.351
4. 45678
5.2359
6. 12345789
Использованная литература
1. https://kniga-online.com/tags/Елена+Габова/
Горбачёва Марина Юрьевна
Легоцкая Вера Сергеевна
Ирина Владимировна Казарцева
Легоцкая Вера Сергеевна
Селиванова Галина Геннадьевна
Легоцкая Вера Сергеевна
Селиванова Галина Геннадьевна
Легоцкая Вера Сергеевна
Селиванова Галина Геннадьевна