12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Легоцкая Вера Сергеевна44602
Люблю работать.
Россия, Брянская обл., Брянск

Пояснительная записка


        Предложенные упражнения аналогичны заданиям 4 и 5 демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов основного государственного экзамена 2024 года по русскому языку. Они ставят своей целью сформировать умение распознавать различные простые и сложные предложения, неосложненные и осложненные однородными членами, обособленными членами, уточняющими членами, сравнительными оборотами, вводными словами, предложениями и вставными конструкциями. Работа над упражнениями, пунктуационный анализ предложений позволит закрепить понятие о нормах постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами, сравнительными оборотами, в предложении с обособленными членами, с уточняющими членами, с вводными и вставными конструкциями.



       Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

1.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Определение, выраженное

причастным оборотом, стоящим

после определяемого слова,

обособляется.


Б) Однородные члены предложения, соединенные без помощи союзов, разделяются запятой.


В) Обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием, обособляется.

1.Весь спектакль я просидел, не шелохнувшись, не понимая, чего больше было в моём сердце – восторга или стыда.

2.А голос Рыжухи всё раздавался, и было в нём что-то родственное с начинающей расти травой, лёгкими перистыми облаками, тёплым воздухом, в котором роились ещё не умеющие кусаться комары.

3.Я вдруг решил с кем-нибудь из девчонок зафрендить, но выбор свой остановить на той однокласснице, которая была для всех незаметна. Словом, мне захотелось проявить благородство и осчастливить дружбой с собой некрасивую девушку.

4.Я посмотрел мамину киноколлекцию и удивился, какие же фильмы классные делались в советское время.

5.Все с удовольствием уступали ребенку ненужные, невесть как попавшие в дом побрякушки.


Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В




2.

       Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Обстоятельство, выраженное существительным в форме косвенного падежа с предлогом, обособляется.


Б) Несогласованное распространенное определение, стоящее после определяемого слова,

обособляется.


В) Вводное слово и словосочетание выделяется запятыми.

1. Лицо у Светки бледное, в крупных веснушках, тоже бледных, наскакивающих одна на другую.

2. Может, пойдёшь за кулисы? Ей приятно будет увидеть своего земляка, да ещё одноклассника.

3. Выпускников пригласили на концерт, посвященный Дню Победы, в районный Дом культуры.

4. Один ветеран, участвовавший в войне совсем пацаном, был поэтом. Он прочел свои стихи, но так как и он был уже сильно в летах, ему разрешили прочесть их не со сцены, а с места. Он сидел в первом ряду, а как дали слово, поднялся, взял микрофон, повернулся лицом к залу и прочел.

5. Мне было хорошо у нее, она разрешала смотреть мультики, в отличие от мамы, и еще тетя Аля пекла вкусные пироги с брусникой, часто делала блинчики.


Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В




3.

       Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Приложение, относящееся к личному местоимению, обособляется.


Б) Слова и словосочетания, уточняющие смысл предшествующих слов (уточнение — это переход от более широкого понятия к более узкому), обособляются.


В) Сравнительные обороты обособляются.

1. Светка Сергеева была рыжая, и волосы у неё грубые и толстые, словно яркая медная проволока.

2. Чего девчонки радовались, я, честно говоря, не понял. Ну, мы с Женькой, ладно, нам Светка мешала как рыбу ловить, так и в тишине уху сварить. А им-то что?

3. В то время я начинал учиться в одном из Петербургских вузов. И познакомился с девушкой, которая взялась подковать меня, провинциала, в культурном отношении.

4. Приблизившись, я поняла, что на снегу перед ними лежит раненая птица. Она била одним крылом по снегу, передвигалась буквально на несколько сантиметров. Наверное, таким образом хотела уползти, спрятаться от изуверов.

5. И тут я услышала, как совсем рядом, на балконе под нашим окном, кто-то громко задышал. Вздохи были неравномерные, больные. Я сидела за компом, просматривала сайт, посвященный ЕГЭ по русскому, – очень полезный, между прочим, и слушала это дыхание с огромным сочувствием к больному.


Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В




4.

Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Почему-то (1) нам с Женькой не приходило в голову поговорить со Светкой (2) по-человечески (3) попросить (4) чтобы она не пела над озером (5) не портила рыбалку. Может (6) она и не знала (7) что мешает кому-то (8) бросая весла (9) и завывая свои мелодии.

Ответ: ___________________________.

5.

Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых должны стоять тире.

У нас с Женькой с собой удочки (1) по всякому поводу мы смеёмся. Экзамены позади (2) весело. Лето впереди (3) весело. Рыжуха сидит на краю скамейки (4) рядом с ней никто не садится. Рядом с ней (5) пустое пространство. За минуту до того (6) как отчалить (7) к Рыжухе подходит Женька. Он (8) стройный симпатичный малый. Выражение лица Рыжухи встревоженное (9) она чувствует подвох.

Ответ: ___________________________.

6.

Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Я так и не дождалась, что ему кто-то поможет (1) и (2) дрожа от страха (3) поднялась (4) прошла к нему через весь зал и посадила. И сразу все успокоились (5) по залу вздох облегчения прошелестел. А (6) когда я садилась на свое место (7) то встретилась взглядом со своим одноклассником Акимом. Он смотрел на меня… не с восхищением (8) конечно (9) а с благодарностью, что ли.

Ответ: ___________________________.

Ответы

1. 521

2.512

3.351

4. 45678

5.2359

6. 12345789



Использованная литература

1. https://kniga-online.com/tags/Елена+Габова/



Опубликовано в группе «"Как живу, так и пишу: свободно и свободно!"»


Комментарии (9)

сменить сортировку
Горбачёва Марина Юрьевна, 29.08.23 в 13:26 3Ответить Пожаловаться
Благодарю за полезный ресурс,Вера Сергеевна!
Легоцкая Вера Сергеевна, 29.08.23 в 13:33 3Ответить Пожаловаться
Спасибо за спасибо, Марина Юрьевна!
Ирина Владимировна Казарцева, 29.08.23 в 16:12 4Ответить Пожаловаться
Вера Сергеевна, вам нет цены! С первых же дней начну работать по вашим тестам... Большое спасибо!
Легоцкая Вера Сергеевна, 29.08.23 в 17:40 3Ответить Пожаловаться
Взаимно-взаимно, Ирина Владимировна! Спасибо спасибочное!
Селиванова Галина Геннадьевна, 30.08.23 в 10:41 1Ответить Пожаловаться
Вера Сергеевна, благодарю Вас за помощь! Тоже сразу начну работать с этими тестами. Теперь знаем, у кого есть 9класс. С наступающим!

Легоцкая Вера Сергеевна, 30.08.23 в 21:48 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, Галина Геннадьевна! Вас взаимно с наступающим праздником! Здоровья, радости и вдохновения!
Селиванова Галина Геннадьевна, 31.08.23 в 17:29 1Ответить Пожаловаться
Благодарю,Вера Сергеевна!
Легоцкая Вера Сергеевна, 31.08.23 в 22:49 1Ответить Пожаловаться
Взаимно благодарю, Галина Геннадьевна, с праздником Вас!
Селиванова Галина Геннадьевна, 02.09.23 в 12:54 1Ответить Пожаловаться
спасибо,Вера Сергеевна!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.