Упражнения по русскому языку «Пунктуационный анализ-2. Готовимся к ОГЭ»

31
9
Материал опубликован 29 August 2023 в группе

Пояснительная записка


        Предложенные упражнения аналогичны заданиям 4 и 5 демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов основного государственного экзамена 2024 года по русскому языку. Они ставят своей целью сформировать умение распознавать различные простые и сложные предложения, неосложненные и осложненные однородными членами, обособленными членами, уточняющими членами, сравнительными оборотами, вводными словами, предложениями и вставными конструкциями. Работа над упражнениями, пунктуационный анализ предложений позволит закрепить понятие о нормах постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами, сравнительными оборотами, в предложении с обособленными членами, с уточняющими членами, с вводными и вставными конструкциями.



       Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

1.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Определение, выраженное

причастным оборотом, стоящим

после определяемого слова,

обособляется.


Б) Однородные члены предложения, соединенные без помощи союзов, разделяются запятой.


В) Обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием, обособляется.

1.Весь спектакль я просидел, не шелохнувшись, не понимая, чего больше было в моём сердце – восторга или стыда.

2.А голос Рыжухи всё раздавался, и было в нём что-то родственное с начинающей расти травой, лёгкими перистыми облаками, тёплым воздухом, в котором роились ещё не умеющие кусаться комары.

3.Я вдруг решил с кем-нибудь из девчонок зафрендить, но выбор свой остановить на той однокласснице, которая была для всех незаметна. Словом, мне захотелось проявить благородство и осчастливить дружбой с собой некрасивую девушку.

4.Я посмотрел мамину киноколлекцию и удивился, какие же фильмы классные делались в советское время.

5.Все с удовольствием уступали ребенку ненужные, невесть как попавшие в дом побрякушки.


Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В




2.

       Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Обстоятельство, выраженное существительным в форме косвенного падежа с предлогом, обособляется.


Б) Несогласованное распространенное определение, стоящее после определяемого слова,

обособляется.


В) Вводное слово и словосочетание выделяется запятыми.

1. Лицо у Светки бледное, в крупных веснушках, тоже бледных, наскакивающих одна на другую.

2. Может, пойдёшь за кулисы? Ей приятно будет увидеть своего земляка, да ещё одноклассника.

3. Выпускников пригласили на концерт, посвященный Дню Победы, в районный Дом культуры.

4. Один ветеран, участвовавший в войне совсем пацаном, был поэтом. Он прочел свои стихи, но так как и он был уже сильно в летах, ему разрешили прочесть их не со сцены, а с места. Он сидел в первом ряду, а как дали слово, поднялся, взял микрофон, повернулся лицом к залу и прочел.

5. Мне было хорошо у нее, она разрешала смотреть мультики, в отличие от мамы, и еще тетя Аля пекла вкусные пироги с брусникой, часто делала блинчики.


Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В




3.

       Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Приложение, относящееся к личному местоимению, обособляется.


Б) Слова и словосочетания, уточняющие смысл предшествующих слов (уточнение — это переход от более широкого понятия к более узкому), обособляются.


В) Сравнительные обороты обособляются.

1. Светка Сергеева была рыжая, и волосы у неё грубые и толстые, словно яркая медная проволока.

2. Чего девчонки радовались, я, честно говоря, не понял. Ну, мы с Женькой, ладно, нам Светка мешала как рыбу ловить, так и в тишине уху сварить. А им-то что?

3. В то время я начинал учиться в одном из Петербургских вузов. И познакомился с девушкой, которая взялась подковать меня, провинциала, в культурном отношении.

4. Приблизившись, я поняла, что на снегу перед ними лежит раненая птица. Она била одним крылом по снегу, передвигалась буквально на несколько сантиметров. Наверное, таким образом хотела уползти, спрятаться от изуверов.

5. И тут я услышала, как совсем рядом, на балконе под нашим окном, кто-то громко задышал. Вздохи были неравномерные, больные. Я сидела за компом, просматривала сайт, посвященный ЕГЭ по русскому, – очень полезный, между прочим, и слушала это дыхание с огромным сочувствием к больному.


Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В




4.

Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Почему-то (1) нам с Женькой не приходило в голову поговорить со Светкой (2) по-человечески (3) попросить (4) чтобы она не пела над озером (5) не портила рыбалку. Может (6) она и не знала (7) что мешает кому-то (8) бросая весла (9) и завывая свои мелодии.

Ответ: ___________________________.

5.

Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых должны стоять тире.

У нас с Женькой с собой удочки (1) по всякому поводу мы смеёмся. Экзамены позади (2) весело. Лето впереди (3) весело. Рыжуха сидит на краю скамейки (4) рядом с ней никто не садится. Рядом с ней (5) пустое пространство. За минуту до того (6) как отчалить (7) к Рыжухе подходит Женька. Он (8) стройный симпатичный малый. Выражение лица Рыжухи встревоженное (9) она чувствует подвох.

Ответ: ___________________________.

6.

Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Я так и не дождалась, что ему кто-то поможет (1) и (2) дрожа от страха (3) поднялась (4) прошла к нему через весь зал и посадила. И сразу все успокоились (5) по залу вздох облегчения прошелестел. А (6) когда я садилась на свое место (7) то встретилась взглядом со своим одноклассником Акимом. Он смотрел на меня… не с восхищением (8) конечно (9) а с благодарностью, что ли.

Ответ: ___________________________.

Ответы

1. 521

2.512

3.351

4. 45678

5.2359

6. 12345789



Использованная литература

1. https://kniga-online.com/tags/Елена+Габова/



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Благодарю за полезный ресурс,Вера Сергеевна!

29 August 2023

Спасибо за спасибо, Марина Юрьевна!

29 August 2023

Вера Сергеевна, вам нет цены! С первых же дней начну работать по вашим тестам... Большое спасибо!

29 August 2023

Взаимно-взаимно, Ирина Владимировна! Спасибо спасибочное!

29 August 2023

Вера Сергеевна, благодарю Вас за помощь! Тоже сразу начну работать с этими тестами. Теперь знаем, у кого есть 9класс. С наступающим!

30 August 2023

Спасибо, Галина Геннадьевна! Вас взаимно с наступающим праздником! Здоровья, радости и вдохновения!

30 August 2023

Благодарю,Вера Сергеевна!

31 August 2023

Взаимно благодарю, Галина Геннадьевна, с праздником Вас!

31 August 2023

спасибо,Вера Сергеевна!

2 September 2023

Похожие публикации