12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Нелли Агзамтдиновна Тужилова34

Учитель-логопед:

Тужилова Нелли Агзамтдиновна



Тема: « Путешествие на острова речи».

Цель: Развивать фонематическое восприятие, формировать интонационную выразительность речи.

Задачи:

Коррекционно-образовательные задачи:

дать представление о способах общения и передачи информации;

показать важность владения речью;

активизировать словарный запас;

познакомить с понятием «предложение»;

формировать навыки различения речевых и неречевых звуков;

учить составлять и анализировать предложения из двух-трёх слов;

закрепить умение определять количество слов в предложении, составлять схемы предложения;

закрепить умение определять в предложении слова-предметы, слова-действия, слова-признаки;


Коррекционно-развивающие задачи:

развивать логическое мышление на основе способности к самостоятельным выводам;

использование приёмов нейрогимнастики в работе по формированию артикуляционной моторики

развивать подвижность и переключаемость органов речи через проговаривание скороговорок; чистоговорок, пословиц.

развивать слуховое внимание на основе анализа предложения на слова;

развитие межполушарного взаимодействия.


Коррекционно-воспитательные задачи:

воспитывать потребность в общении;

воспитывать навыки правильного речевого поведения.


Оборудование: Картинки, изображающие средства связи; карточки.

Ход занятия.

Здравствуй! Я приглашаю совершить увлекательное путешествие на острова речи! А какие, угадаешь сама! Перед тобой загадочный остров звуков, букв, речи, слов, предложений!

Наш девиз дня: «Возьми себя в путешествие».

Артикуляционная гимнастика:

Жил-был Язычок, прошла ночь, наступило утро. Проснулся утром рано Язычок. Открыл окошко в комнате жарко а-а-а (рот открыт),вдруг стало резко стало холодно дрр. Появилось солнышко, светит ярко, птички поют (чик-чирик).

Посмотрел вверх, вниз. Обрадовался, как светит яркое солнышко.

Закрыл окошко (закрыть рот).

И пошел умываться.

Отрыл Кран: (круговые движения рукой) — «Чик-чик-чик».

Горячая вода: «Ш-ш-ш…». Холодная вода: «С-с-с…» .

Побежала водичка теплая. Язычок почистил зубки умылся. (круговые движения языка вокруг губ, затем чистим за губами).

И пришел на кухню завтракать.Вышел на крыльцо (заборчик)

Увидел лошадь (цокаем)

Увидел трубу (трубочку)

Рядом играли дети в футбол (перекатывание воздуха)

Острова «Речи» находятся за морями. И поплывем на корабле, отправляемся в плавание. И вот уже наш корабль плывет по волнам. На море полный штиль и наш корабль плывет не очень быстро. Нужно помочь нашему кораблю поплыть быстрее!

Работа над речевым дыханием «Ветерок», при помощи логопедической вертушки.


Остров «Речи».

-Что знаешь о речи?

Какая бывает речь?

Вспомним и повторим из чего состоит речь.

(Звуки мы произносим и слышима буквы видимпишем).



-Скажите, на чём можно путешествовать? Помоги сопоставить слова.

(на корабле, самолёте, поезде, машине, велосипеде, мотоцикле, ракете).

-Как называется человек, который водит: корабль, самолёте, поезд, машину, велосипед, мотоцикл, ракету? (капитан лётчик, машинист, водитель, велосипедист, мотоциклист, космонавт).


Остров «Звуков»

В комнате мухи жужжали: ж-ж-ж-ж.

Мимо машины бежали: тр-р-р-р.

Свистели от ветра все поезда: с-с-с-с.

Перекликались в ночи поезда: ч-ч-ч-ч-ч.

Листья под ветром шумели: ш-ш-ш-ш.

А комары все пели: з-з-з-з-з.

Игра «Поймай звуки».

-  Я говорю звуки, а ты составь слово и запиши:

(т,м,ш,р,о), (шторм);

(а,с,п,у,а,р)(паруса).

Задание: Внимательно рассмотри схемы слов. Что обозначает первая схема? (это слово, в котором, например звук [С] слышится в начале). Аналогично рассматривается остальные схемы, где заданный звук слышится в середине и в конце слова, рассказывает, где находится звук.

Красивая грамотная речь – это показатель образованности, гарантия того, что вас правильно поймут.

Поэтому фраза «кто владеет словом – владеет миром» актуальна и в наше время.

Чистоговорка:

Ечь - ечь - ечь - как красива наша речь

Ечь – ечь – ечь - будем речь красивую беречь



Прочитай пословицу:

«Хорошую речь приятно слушать».

«Хорошая речь слаще мёда».

Скороговорка:

Наша дочь речистая, у нее речь чистая.

Использование элементов нейрогимнастики. Упражнение «Дорожки».

Дорожки делаются для левой и правой руки.

Упражнение «Кулак-ребро -ладонь»

Если услышишь звук С — кулак, звук Ш - ребро, звук Ц — ладонь.

«Сказка про королеву по имени Речь».

Давным-давно в одной далекой сказочной стране жили-были самые обычные люди, а еще там жили маленькие-маленькие гномики, которые назывались буквами, и было их ровно тридцать три. А управляла этими гномиками одна королева, которую звали Речь. Она помогала им собираться в слова, и даже целые предложения, чтобы люди, живущие в этой стране, могли разговаривать друг с другом.

Но вот однажды в страну прилетела злая волшебница. Она захотела сделать что-нибудь злое и для этого решила обмануть людей. Она сказала им: «Зачем вам нужна королева Речь? Ведь она не приносит никакой пользы. Чтобы разговаривать вам хватит и гномиков. Давайте прогоним королеву, пусть ищет себе другую страну!» К сожалению, люди в стране были очень доверчивые и решили, что злая волшебница права. И они прогнали королеву Речь из своей страны. Но буквально в тот же миг люди уже не смогли нормально разговаривать и понимать друг друга. Их слова превратились в непонятные фразы, буквы стали меняться местами, а предложения потеряли свой смысл. А все это произошло потому, что маленькие гномики-буквы не могли без помощи королевы Речи «собираться» в слова. И когда люди поняли, что на самом деле королева Речь очень нужна им, и как много она для них значит, они вместе с гномиками отыскали ее, попросили прощения и уговорили вернуться к ним в страну, а злую волшебницу навсегда прогнали.

Остров «Слов»

Помоги ответить на вопросы:

Как называется сильная буря на море? (шторм)
2. Как называют морского разбойника? (пират)
3. Повар на корабле? (кок)
4. Кто командует судном? (капитан)
5. Как называют рядового на флоте? (матрос)
6. Как называется фуражка моряка? (бескозырка)
7. Мальчик, обучающийся на корабле матросскому делу? (юнга)
8. Что крепится на мачтах судна? (паруса)
9. Как называют руль корабля? (штурвал)
10. Как называется лестница на корабле? (трап)



Остров «Предложение»

-А почему предложение? (так как наша речь состоит из предложений)

Будущее-это необитаемый остров, к которому мы плывем на корабле «Речь».

Итак, предложение – это группа слов, связанных по смыслу и грамматически.

Следующее задание:

Скажите. как называется сок из: апельсин, персика, лимона, банана, вишни, яблок, сливы, малины, помидор, винограда, моркови. 


Вот и закончилось наше путешествие. 

На какие острова отправились путешествовать?

Теперь знаешь, из чего состоит наша речь!

Спасибо за удивительное путешествие по островам!



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.