Презентация по музыке «Пётр Ильич Чайковский "Времена года"»

1
0
Материал опубликован 22 March 2022

Пояснительная записка к презентации

«Времена года» — известный фортепианный цикл П. И. Чайковского, состоящий из 12 характеристических картин

Предварительный просмотр презентации

«ВРЕМЕНА ГОДА» Пётр Ильич Чайковский

«Времена года» — известный фортепианный цикл П. И. Чайковского, состоящий из 12 характеристических картин

«Времена года» - это не просто цикл ярких характеристичных пьес, которые знакомы практически каждому с самого детства. Это настоящий личный дневник композитора, куда он старательно записал все памятные и дорогие для него эпизоды, удивительные картины природы. Здесь тесно сплелись городские картины жизни, деревенский быт, бескрайние просторы и чувства. Что и отличает фортепианный цикл композитора от других произведений.

«ЯНВАРЬ. У КАМЕЛЬКА» И мирной неги уголок Ночь сумраком одела, В камине гаснет уголёк, И свечка нагорела. А.С. Пушкин «У камина» Камелёк – это камин, у которого зимой собиралась семья. У которого музицировали, читали, беседовали на разные темы, размышляли. Ведь известно, что огонь и вода всегда притягивают взгляд человека и побуждают к задумчивому созерцанию. Музыка этой пьесы спокойная, но в первой части слышны выразительные интонации, это как бы человеческая речь, короткие фразы, которыми обмениваются люди, задумчиво смотрящие на пламя. Вторая часть более оживлённая, а третья как бы повторяет первую, но воспоминания, навеянные раздумьями, уступают место реальности…

«ФЕВРАЛЬ. МАСЛЕНИЦА» Скоро масленицы бойкой Закипит широкий пир. П.А. Вяземский Б. Кустодиев «Масленица» Известно, что масленица – это последняя неделя перед Великим постом. Она отличается шумными гуляньями, блинами – всё это языческие традиции, но они плотно вошли в жизнь людей и считаются необходимыми атрибутами, предваряющими начало Великого поста, а также символизируют проводы зимы и встречу весны. И вот эту картину народного гулянья рисует композитор в пьесе. Она состоит из нескольких картинок, которые сменяют одна другую, но одна главная тема в пьесе присутствует постоянно: тема народного гулянья.

«МАРТ. ПЕСНЯ ЖАВОРОНКА» Поле зыблется цветами, В небе льются светы волны. Вешних жаворонков пенья Голубые бездны полны. А.Н. Майков «Поле зыблется цветами» Пение жаворонка в России связано с приходом весны. Лирическая мелодия весны и трели, имитирующие трели жаворонка, – вот основные темы этой пьесы. Музыкальная картинка настолько яркая, что даже маленькие дети, не зная названия пьесы, угадывают в ней звуки птичьего пения.

«АПРЕЛЬ. ПОДСНЕЖНИК» Голубенький, чистый Подснежник-цветок, А подле сквозистый Последний снежок. Последние слёзы О горе былом И первые грёзы О счастье ином… А.Н. Майков «Весна» У этой пьесы ритм вальса, но она наполнена нетерпеливым волнением, порывом, что свойственно первым чувствам, когда сердце полно ожиданием новых встреч… Весна пробуждает не только природу, но и человеческие чувства. Первый весенний цветок так же трогателен, как трогательна первая любовь, которую скрывают до поры до времени, но вот уже скрыть её невозможно – и она, как подснежник, вырывается наружу…

«МАЙ. БЕЛЫЕ НОЧИ» Какая ночь! На всём какая нега! Благодарю, родной полночный край! Из царства вьюг и снега Как свеж и чист твой вылетает Май! А.А. Фет «Ещё майская ночь» В этой пьесе создан городской пейзаж, знаменитые петербургские белые ночи, когда воздух полон романтического настроения, когда хочется гулять всю ночь и дышать весной, вздыхать от восторга, мечтать о счастье… Чайковский любил Петербург, здесь прошла бо́льшая часть его жизни: учёба, становление как композитора, артистический успех.

«ИЮНЬ. БАРКАРОЛА» Выйдем на берег, там волны Ноги нам будут лобзать. Звёзды с таинственной грустью Будут над нами сиять. А.Н. Плещеев «Песня (Выйдем на берег, там волны…) Баркарола – песнь лодочника в итальянской народной музыке, в Венеции, где по улицам передвигаются на лодках. Там они называются гондолами. Песни эти певучие и плавные, как плавным бывает движение лодки. Именно такой – нежной и певучей – является эта пьеса. Но пейзаж у Чайковского не итальянский, а петербургский, т.к. в городе на Неве много каналов и речек, по которым скользят лодки. Музыка первой части пьесы звучит выразительно и широко, затем настроение становится беззаботным и радостным, а в третьей части мелодия вновь становится спокойной и постепенно удаляется, заканчиваясь журчанием воды.

«ИЮЛЬ. ПЕСНЬ КОСАРЯ» Раззудись, плечо, Размахнись, рука! Ты пахни в лицо, Ветер с полудня! А.В. Кольцов Г. Мясоедов «Косари» Это сцена из народной деревенской жизни. Пьеса состоит из трёх частей и вся наполнена народными напевами – во время косьбы на Руси всегда пели. Первая и третья части – широкая и ритмичная песня, а средняя часть напоминает звуки русских народных инструментов.

«АВГУСТ. ЖАТВА» Люди семьями Рожь высокую! В копны частые Снопы сложены. От возов всю ночь Скрипит музыка. А.В. Кольцов «Урожай» Жатва – важнейшая пора  в крестьянской жизни. В поле обычно работали семьями, всегда при этом пели. В жизни во время уборки урожая хлеба всегда царило радостное оживление, душевный подъём. «Не могу изобразить, до чего обаятельны для меня русская деревня, русский пейзаж», – говорил композитор. Но изобразить это время при помощи музыкальных звуков он всё-таки смог.

«СЕНТЯБРЬ. ОХОТА» Пора, пора! Рога трубят, Псари в охотничьих уборах; Чем свет, уж на конях сидят; Борзые прыгают на сворах. А.С. Пушкин «Граф Нулин» Охота в российских дворянских поместьях в XIX в. в осенние месяцы была самой главной забавой и чередой приключений, поэтому готовились к этому событию заранее. И вот наступал момент, когда охота была разрешена. Охотой занимались не столько ради промысла, сколько ради азарта, проявления силы, ловкости, мужества… И все эти чувства присутствуют в пьесе, даже призывный звук рога.

«ОКТЯБРЬ. ОСЕННЯЯ ПЕСНЬ» Осень, осыпается весь наш бедный сад, Листья пожелтелые по ветру летят… А.К. Толстой «Осень» Пожалуй, это самая известная пьеса цикла. И хотя тема пьесы – осень, грусть, увядание природы, но картина, нарисованная средствами музыки, настолько яркая и понятная, что маленькие музыканты с удовольствием сопереживают композитору в его чувстве грусти и любви к красоте русского осеннего пейзажа. То есть в этой пьесе слиты воедино пейзаж и чувства человека.

«НОЯБРЬ. НА ТРОЙКЕ» Не гляди же с тоской на дорогу, И за тройкой вослед не спеши. И тоскливую в сердце тревогу Поскорей навсегда затуши. Н.А. Некрасов «Тройка» В Средней России в ноябре уже выпадает снег, поэтому появление тройки лошадей с колокольчиками под дугой – явление обычное. Начинается пьеса широкой мелодией, которая символизирует русские просторы. Вдруг вдали слышен звон приближающихся колокольчиков, они всё ближе, ближе, и вот их звон переходит в песню ямщика. Пронеслась тройка, и звон колокольчиков постепенно удаляется и затем исчезает.

«ДЕКАБРЬ. СВЯТКИ» Раз в крещенский вечерок Девушки гадали, За ворота башмачок Сняв с ноги бросали." В.А.Жуковский «Светлана» Святками в России называют время от Рождества до Крещения. Это весёлый праздник, в котором христианство переплетено с языческими верованиями: на Святки ходили ряженые, пели святочные песни, их угощали и одаривали подарками. Девушки гадали, ждали своих суженых. Этой пьесе композитор дал подзаголовок «Вальс». Вальс был самым популярным танцем в салонах и на домашних танцевальных вечерах. Заканчивается пьеса вальсом, который все танцуют вокруг рождественской ёлки.

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.