Рабочая программ ГПД (1 класс)
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Комитет по образованию Санкт-Петербурга
Администрация Калининского района
Санкт-Петербурга
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №119
с углубленным изучением английского языка
Калининского района Санкт-Петербурга
РАЗРАБОТАНА И ПРИНЯТА Педагогический совет Образовательной организации ГБОУ СОШ №119 Калининского района Санкт-Петербурга Протокол № 1 от «28» августа 2023г. | | «УТВЕРЖДАЮ» Директор ГБОУ СОШ № 119 Калининского района Санкт-Петербурга. Л.А.Тимохина Приказ № 261 от «28» августа2023г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ГПД
1 класс
Составитель рабочей учебной программы:
Лихачева Нина Васильевна
воспитатель ГПД -1
Санкт-Петербург
2023-2024
Пояснительная записка
Современная школа требует развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыка самостоятельности. Акцент переносится на воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС) ориентирован на развитие таких личностных характеристик учащегося начальной школы как патриотизм, толерантность, любознательность, самостоятельность, ответственность, доброжелательность, умение отстаивать свою точку зрения и следование правилам здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Группа продленного дня — одна из форм общественного воспитания детей, которая имеет большой потенциал для комплексного решения учебно-воспитательных и оздоровительных задач. Продленный день в школе способствует формированию воспитывающей образовательной среды. Деятельность группы продлённого дня основывается на принципах руководства Законом Российской Федерации «Об образовании», Конвенции о правах ребёнка, Уставом образовательного учреждения (ОУ).
Рабочая программа разработана на основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта второго поколения, Федерального базисного учебного плана, учебного плана ГБОУ СОШ № 119 на 2023-2024учебный год. Программа группы продленного дня предназначена для обучающихся 1 классов (7-8 лет). Ее актуальность заключается в том, что она создает благоприятные условия для личностного развития обучающихся, способствует формированию положительной мотивации личности к творчеству, развитию.
Во время учебного года далеко не все родители могут предоставить своему ребёнку полноценный, правильно организованный досуг. Зачастую дети большую часть времени предоставлены сами себе. Поэтому в помощь детям и родителя в школе созданы группы продлённого дня для социализации, индивидуальной коррекции и разностороннего развития ребёнка.
Первоклассникам тяжелее всего вступить в учебный процесс после летнего отдыха, тем более, что они это делают впервые. Им приходиться вживаться в новый коллектив, знакомиться с новыми правилами. Ребёнок идёт в первый класс с уверенностью в том, что ему будет здесь хорошо. Нужно сделать всё, чтобы оправдать эти ожидания.
Задача воспитателя ГПД сформировать такой классный коллектив, в котором каждый ребёнок чувствовал бы себя комфортно, смог раскрыть свои способности. Воспитатель организует деятельность по сплочению учащихся класса и формированию детского школьного коллектива, а также по изучению норм поведения в школе, семье, общественных местах.
Среди учащихся проводиться профилактическая работа с целью предупреждения правонарушений, охраны жизни и здоровья. Для этого используются инструктажи, викторины, конкурсы рисунков, игры по ПДД. Воспитатель развивает чувство бережного отношения к природе и школьному имуществу, уважения к людям любой профессии, воспитывает желание трудиться самому. Работа, организуемая педагогом направлена на развитие ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических ценностях. При этом используются беседы, конкурсы рисунков, чтение рассказов, уроки творчества и др.
Вся неурочная деятельность в ГПД проводиться с учётом работы учителя в первой половине дня и составляется на основе единых требований к учащимся. Совместные действия учителя и воспитателя ведут к более успешной и эффективной работе с детьми, в познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и навыков взаимодействия в коллективе. Внеурочная деятельность во второй половине дня стимулирует процессы развития индивидуальных особенностей детей, создаёт условия для самореализации каждого ребёнка
.Цель воспитательной деятельности в ГПД: создание благоприятной обстановки для подготовки домашнего задания, воспитания у детей самостоятельности, самодисциплины; гармоничного развития личности учащегося с учетом возрастных особенностей младшего школьника, интеллекта и интересов каждого ребенка.
Основные задачи воспитательной деятельности
Формировать интерес к процессу и содержанию учебной деятельности.
Создать условия для развития нравственных качеств личности.
Создать условия для раскрытия творческого потенциала детей.
Задачи группы продлённого дня
обеспечить безопасное и комфортное пребывание учащихся в школе во внеурочное время;
следовать установленному режиму дня в ГПД;
создать условия для проведения познавательной деятельности;
обеспечить прогулку детей на открытом воздухе не менее 1 часа при благоприятных метеорологических условиях;
укреплять здоровье и прививать навыки личной гигиены.
Следовательно, основной целью учебно-воспитательной работы является создание условий для формирования духовно развитой, творческой, и физически здоровой личности, способной на созидательный труд и сознательный выбор жизненной позиции.
II. Основные направления работы ГПД
познавательное (соответствует нравственному, духовному, семейному и интеллектуальному воспитанию)
Основные формы воспитания в ГПД: чтение, тематические беседы, экскурсии.
Цель: образование и воспитание личности обучающихся.
Задачи:
воспитывать у детей ответственное отношение к учебе, интерес к занятиям, развивать навыки самостоятельной работы;
повысить образовательный и культурный уровень детей;
оказывать помощь учащимся в усвоении образовательных программ;
обучить рациональным приемам работы с информацией;
развивать познавательные процессы и интересы личности;
развивать основные нравственные качества личности ребенка;
организовать работу с семьей, изучать семейные традиции, воспитывать у учащихся уважение к семейным ценностям;
формирование толерантного отношения к людям другой национальности.
2. физкультурно-оздоровительное (соответствует физическому воспитанию учащихся)
Основные формы воспитания в ГПД: подвижные игры, эстафеты, физкультминутки.
Цель: сохранение и укрепление нравственного, психического и физического здоровья младших школьников.
Задачи:
развивать у детей потребность в спорте;
ежедневно организовывать подвижные игры на улице, физкультминутки;
контролировать соблюдение правил личной гигиены учащимися;
следить за соблюдением санитарно-гигиенических норм питания и культурой поведения за столом;
перед выходом на улицу провести инструктаж о времени, цели прогулки, правилах поведения и технике безопасности; следить, чтобы дети были одеты в соответствии с погодой;
формировать установку на здоровый образ жизни;
формировать полезные привычки;
воспитывать способность учащихся осознанно вести здоровый образ жизни, заниматься физическим совершенствованием.
3. трудовое (соответствует трудовому и экологическому воспитанию)
Основные формы воспитания в ГПД: экологические акции, уборка кабинета, работа на пришкольном участке, уход за комнатными растениями в кабинете и т.д.
Цель: воспитание трудолюбия и культуры труда.
Задачи:
организовать трудовую и профориентационную деятельность обучаемых;
воспитывать любовь к родному краю, патриотические и гражданские чувства;
учить детей ответственно подходить к выполнению школьных обязанностей;
воспитывать у детей бережное отношение к вещам, учебному оборудованию;
ежедневно убираться в классе, создавать условия для ухода за комнатными растениями в помещении;
организовать подкормку птиц на участке в зимнее время.
4. творческое (соответствует эстетическому воспитанию)
Основные формы воспитания в ГПД: рисование, лепка, аппликация и т.д.
Цель: создание условий для раскрытия творческого потенциала детей.
Задачи:
организовать посещение учащимися различных кружков по интересам;
развивать индивидуальные способности;
продолжить формирование творческого воображения, любознательности;
уверенно овладеть теми способами учебных действий, которые позволяют решать творческие учебно-информационные задачи;
обеспечить психологический комфорт каждого учащегося;
воспитывать трудолюбие, наблюдательность, ответственность, бережное отношение к продуктам творчества.
5. коммуникативное, коллективно-творческое
Основные формы воспитания в ГПД: игры, изготовление коллажей, открыток к праздникам и конкурсам, ярмарки, утренники, КВН, деловые разговоры, защита проектов и т.д.
Цель: продолжение формирования у учащихся навыков сотрудничества, коллективного взаимодействия, общения.
Задачи:
пропедевтика проектной деятельности учащихся;
создать условия для коммуникативного общения;
обучать навыкам культуры поведения, культуры речи, культуры общения, правовой культуры;
совершенствовать умение работать в группе, согласовывать свои действия с партнерами;
развивать умение выслушать другого человека, способность к эмпатии, сочувствию, сопереживанию.
Личностные, метапредметные и предметные результаты реализации программы
Рабочая программа ГПД предполагает получение следующих результатов:
Личностные, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные , включающие освоенные обучающимися учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные).
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные, включающие освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт по получению нового знания, его преобразованию и применению. Включают конкретные учебные предметы: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, изобразительное искусство, музыка, технология, физическая культура.
Режим дня группы продлённого дня на учебный год
12.30-13.00 – Сбор детей в группу.
13.00-13.30 – Обед, беседы о здоровье.
13.30-15.00 – Прогулка, подвижные игры, спортивный час.
15.00-16.00 – Час познавательной деятельности.
16.00-17.30 – Занятия по интересам, кружки, клубные часы.
17:30-18:30 – Прогулка, уход детей домой.
Одной из форм организации активного отдыха, восстанавливающей работоспособность детей, является прогулка. Младшие школьники испытывают естественную потребность в играх на свежем воздухе, помогающие им совершенствовать и закреплять навыки в ходьбе, беге, метании мяча, прыжках. Во время прогулки организуются подвижные игры - игра с мячом, футбол, баскетбол, русские народные игры, соревнования-поединки, игры-эстафеты, командные игры, групповые игры (без разделения на команды), прыгалки-скакалки. Большое внимание уделяется экскурсиям, которые носят оздоровительный, воспитательный и познавательный характер.
Таким образом, школьники отдыхают после уроков около 1,5 ч.
В связи с тем, что в первом классе домашнее задание не задают, то воспитатель ГПД проводит с детьми час познавательной деятельности, т. е. повторение и закрепление пройденного на уроке материала.
При этом соблюдаются следующие рекомендации:
познавательная деятельность проводить в учебном помещении с соответствующей мебелью, хорошей освещенностью; помещение предварительно необходимо тщательно проветрить;
начинать познавательную деятельность в 15-16 часов, когда высок физиологический подъем работоспособности;
предоставлять учащимся возможность самим определять, что им необходимо повторить и закрепить.
предоставлять учащимся возможность устраивать произвольные перерывы по завершению определенного вида деятельности;
проводить «физкультурные минутки» по 1-2 минуты;
предоставлять обучающимся, закончившим познавательную деятельность раньше всей группы, возможность приступать к занятиям по интересам, тихим и спокойным (настольным) играм.
Основная воспитательная задача группы продлённого дня – создать благоприятную обстановку для закрепления и усвоения знаний и настроить учащихся на продуктивную работу.
Час познавательной деятельности состоит из нескольких этапов: организационный момент, определение целей и последовательности деятельности, подготовка к самостоятельной работе, самостоятельная работа, самоконтроль и самопроверка работы, подведение итогов самоподготовки. Воспитателями всегда производится контроль за ведением познавательной деятельности; также ученик может получить индивидуальную консультацию. Дети с повышенной мотивацией к обучению могут рассчитывать на дополнительные творческие или логические задания, а слабоуспевающие учащиеся или дети, пропустившие по различным причинам уроки, – дозированные задания на отработку того или иного конкретного умения.
После часа познавательной деятельности с детьми проводятся мероприятия, отраженные в календарно-тематическом плане работы ГПД. Достижение данных планируемых результатов осуществляется через следующие формы внеурочной деятельности: беседу, экскурсию, игру, конкурс, викторину. Форма деятельности: индивидуальная (результат работы одного ребенка), работа в малых группах (результат работы 2-4 учеников), коллективная деятельность.
Беседа создает условия для формирования умений классифицировать, анализировать, сравнивать, сопоставлять, доказывать и отстаивать собственную точку зрения.
Экскурсии в группах продленного дня преследуют оздоровительно-воспитательные цели. Природоведческие прогулки-экскурсии позволяют глубже и полнее изучать многообразие явлений и объектов природы, разобраться во всем этом многообразии, установить связи организмов друг с другом и окружающими условиями. Цель обществоведческих прогулок-экскурсий — знакомство младших школьников с историей своего города, микрорайона, достижениями в науке, искусстве, спорте.
Игровые технологии позволяют моделировать жизненно важные ситуации и поиск путей их решения. Организационными формами могут быть деловые игры, ролевые и сюжетные игры - путешествия, дидактические игры.
План составлен с учётом формирования интереса школьников к процессу познания; освоение знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего мира и методах их познания; развитие кругозора, наблюдательности; осуществления экологического, эстетического, физического, нравственно-патриотического, профессионально-ориентированного воспитания; привития младшим школьникам нравственных норм межличностных отношений.
IV. Календарно-тематический план работы ГПД на 2023-2024 гг.
игрМетодическое обеспечение учебного процесса
Методическое обеспечение – это планирование, разработка и создание оптимальной системы учебно-методической документации и средств обучения, необходимых для эффективной организации образовательного процесса в рамках времени и содержания, определяемых профессиональной образовательной программой.
Для достижения целей воспитания и решения поставленных задач используется следующая литература:
Касаткина, Н.А. Учебно-воспитательные занятия в группе продленного дня.
Левчук, С.В. Воспитательная работа в группе продленного дня.
Леонтьева, В.Б. Планирование воспитательной работы с младшими школьниками в группе продленного дня: методические рекомендации.
Формы подведения итогов
В первом полугодии 2023-2024учебном году в ГПД планируется работа по решению важнейших воспитательных задач, направленных на развитие и раскрытие индивидуальности ребенка, умеющего жить в классном коллективе и строить со своими товарищами отношения дружбы и взаимопонимания. В целях воспитательной работы будут проводиться мероприятия, способствующие интеллектуальному, нравственному и физическому развитию детей, созданию условий для развития индивидуальных и творческих особенностей.
Во втором 2023-2024 учебном году будет проводиться работа по следующим направлениям: познавательное, физкультурно-оздоровительное, трудовое творческое, коммуникативное. Особое внимание будет уделяться формированию навыков рационального использования учебного времени, воспитанию навыков культуры умственного труда, самоорганизованности, трудолюбия, дисциплинированности.
Также будет проводиться цикл мероприятий, направленный на воспитание бережного отношения к своему здоровью и здоровью других людей. Беседы «Если хочешь быть здоров – закаляйся», «Правила поведения в лесу», «Как вести себя на водоёме?», прогулка-практикум: «Осторожно: зимняя улица» и т.д. В результате учащиеся получат важные теоретические и практические знания, которые помогут им осознанно и бережно относиться к сохранению и укреплению своего здоровья, формировать полезные привычки.
Ожидаемые результаты:
- повышение качества обучения учащихся;
- развитие индивидуальности учащихся;
- развитие интереса к изучаемым предметам;
- развитие самостоятельности;
- формирование полезных привычек.
Важным показателем эффективной работы ГПД является взаимодействие с педагогами и налаженная связь с родителями. Нужно стремиться к тому, чтобы родители с пониманием и уважением относились к организации мероприятий, способствующих личностному развитию детей. Проводить беседы с целью обогащения родителей психико - педагогическими знаниям, формирования их педагогической позиции по вопросам воспитания ребёнка, установления тесной связи взрослых и детей.
Формы подведения итогов реализации программы:
сбор отзывов всех участников (детей, родителей, педагогов) о проведении мероприятий;
итоговые творческие отчеты (детские мастерские, ярмарки, выставки, мастер-классы);
открытые мероприятия, защита проектов, участие в конкурсах;
анализ социальной активности учащихся;
анкетирование;
круглый стол, коллективное обсуждение итогов года.
VI. Материально-техническое обеспечение учебного процесса
В кабинетах начальной школы согласно требованиям СанПин установлена ученическая мебель; есть компьютер, интерактивная доска. Для группы продленного дня в кабинетах выделен игровой уголок, игротека, спортивный инвентарь для прогулок. В школе созданы условия для занятий спортом: большой спортивный зал, малый спортивный зал, футбольное поле.
Можно отметить, что материально-техническая база школы в целом соответствует требованиям ФГОС к материально-техническому обеспечению образовательного процесса в начальной школе.
У воспитателя есть журнал учета посещаемости ГПД, режим дня, утвержденный директором, календарно-тематический план.
VII. Литература
Галкина, Т.И., Котельникова, В.В. Воспитательная работа классного руководителя [Текст] - Ростов на Дону: Феникс, 2008.
Должностная инструкция воспитателя продленного дня [Электронный ресурс] / Школьный мир. Режим доступа: http://www.shkolnymir.info/content/view/118/47/
Касаткина, Н.А. Учебно-воспитательные занятия в группе продленного дня [Текст] - М.: «Учитель», 2005.
Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы [Текст] - М.: «ВАКО», 2004.
Конвенция о правах ребёнка [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/
Левчук, С.В. Воспитательная работа в группе продленного дня [Текст]. - АРКТИ, 2007.
Леонтьева, В.Б. Планирование воспитательной работы с младшими школьниками в группе продленного дня: методические рекомендации [Текст] / В.Б. Леонтьева. – Минск: МОИПК и ПРР и СО, 2001.- 26 с.
Организация работы в ГПД [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.shig-sosh5.ru/usloviya-obucheniya/gruppy-prodlennogo-dnya.html
Рожков, М.И.Организация воспитательного процесса в школе. - М.2001.
Устав Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 119 с углубленным изучением английского языка Калининского района Санкт-Петербурга [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://119school.ru/index.php/shkola/normativno-pravovaya-baza/litsenziya-i-ustav/29-ustav-shkoly
Учебно – воспитательные занятия в группе продленного дня: конспекты занятий, занимательные материалы, рекомендации. Вып. 1. [Текст] / Н.А. Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2-е изд., стереотип. – 2008. – 253 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/.pdf
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=173649
Цели и задачи группы продлённого дня / Учебно-методический кабинет [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ped-kopilka.ru/pedagogika/metodika/celi-i-zadachi-grupy-prodl-nogo-dnja.html
Рожков, М.И.Организация воспитательного процесса в школе. - М.2001.
Устав Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 119 с углубленным изучением английского языка Калининского района Санкт-Петербурга [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://119school.ru/index.php/shkola/normativno-pravovaya-baza/litsenziya-i-ustav/29-ustav-shkoly
Учебно – воспитательные занятия в группе продленного дня: конспекты занятий, занимательные материалы, рекомендации. Вып. 1. [Текст] / Н.А. Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2-е изд., стереотип. – 2008. – 253 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/.pdf
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=173649
Цели и задачи группы продлённого дня / Учебно-методический кабинет [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ped-kopilka.ru/pedagogika/metodika/celi-i-zadachi-grupy-prodl-nogo-dnja.html
18