Рабочая программа курса внеурочной деятельности Арт-студия «Колибри»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №
городского округа Мытищи Московской области
РАССМОТРЕНО руководитель ШМО __________ | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДЕНО |
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
Арт-студия «Колибри»
1- 4 класс начального общего образования
на 2022-2023 учебный год
Составитель: Ковылина Елизавета Владимировна
учитель начальных классов
г.о. Мытищи
Программа курса «Арт-студия «Колибри»»
Пояснительная записка
1.1 Общие положения
Место учебного курса внеурочной деятельности «Арт-студия «Колибри» », 1-4 класс, в плане внеурочной деятельности
Общая характеристика учебного курса внеурочной деятельности «Арт-студия «Колибри»».
Цели и задачи учебного курса внеурочной деятельности «Арт-студия «Колибри»».
Планируемые результаты (личностные, метапредметные) освоения учебного курса внеурочной деятельности «Арт-студия «Колибри»».
Содержание учебного курса внеурочной деятельности.
Тематический план с определением основных видов деятельности обучающихся.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Критерии оценивания обучающихся.
Форма промежуточной аттестации.
Календарно-тематическое планирование.
8 Материально-техническое обеспечение.
Мониторинг результатов освоения учебного курса внеурочной деятельности (метапредметные результаты).
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Арт-студия «Колибри»», 1-4 классы, составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования (ФГОС НОО) авторской программы Просняковой Т.Н. «Художественное творчество».
Место учебного курса внеурочной деятельности «Арт-студия «Колибри»», 1-4 класс в плане внеурочной деятельности
класс – 33 часа, 1 час в неделю
класс - 34 часа, 1 час в неделю
класс - 34 часа, 1 час в неделю
класс - 34 часа, 1 час в неделю
Общая характеристика учебного курса внеурочной деятельности «Арт-студия «Колибри»» 1-4 классы
Учебный курс внеурочной деятельности «Арт-студия «Колибри»» реализуется по общекультурному направлению развития личности школьника, благодаря художественно-эстетической творческой деятельности. В современной концепции обучения детей заложен принцип всестороннего развития личности ребенка. Многогранность этой проблемы затрагивает вопросы обучения, воспитания, развития и формирования богатого внутреннего мира, нравственного становления детей. Одним из главных компонентов духовности любого общества является народная культура, поэтому приобщение детей к прикладному народному творчеству, развитие у них интереса к народным промыслам и ремеслам способствует укреплению национального сознания, сохранению исторических культурных корней, формированию духовно богатой личности ребенка. Освоение традиционного культурного наследия является неотъемлемым составным элементом воспитания гармонической всесторонне развитой личности, что становится актуальным в настоящее время.
Занятия позволяют развивать творческие задатки детей, мелкую моторику пальцев рук, что является мощным стимулом для развития мыслительной активности и интеллекта воспитанников. В этом заключается педагогическая целесообразность данной программы. Ручной труд вырабатывает такие волевые качества, как терпение и настойчивость, последовательность и энергичность в достижении цели. Аккуратность, тщательность в исполнении работы, позволяют воспитанникам самовыражаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества. У детей формируются навыки обращения с инструментами, необходимые для начала школьного обучения. Происходит ориентация младших школьников на ценность труда в эмоционально-поведенческом аспекте.
Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной программы 7-11 лет. Это определяется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением младшими школьниками «взрослости», желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.
Ценностные ориентиры содержания учебного курса внеурочной деятельности «Арт-студия «Колибри»» 1-4 классы.
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, еѐ совершенства, сохранение и приумножение еѐ богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребѐнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.
Ценность патриотизма одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Цели и задачи учебного курса внеурочной деятельности «Арт-студия «Колибри»», 1-4 классы
Цель: развитие творческих способностей младших школьников, эстетического вкуса, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.
Задачи:
развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида;
освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий;
овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы; умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.
Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные) освоения учебного курса внеурочной деятельности «Арт-студия «Колибри»», 1-4 классы
Личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы:
широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
устойчивого интереса к новым способам познания;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
Обучающийся научится:
принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия;
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные:
Обучащиеся смогут:
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
использовать речь для регуляции своего действия;
контролировать действия партнера;
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
владеть монологической и диалогической формой речи.
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Познавательные:
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
обобщать (выделять класс объектов по признакам);
устанавливать аналогии.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
использованию методов и приѐмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
достичь оптимального для каждого уровня развития;
сформировать систему универсальных учебных действий;
сформировать навыки работы с информацией.
Предметные результаты:
Работы в творческом объединении являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда, элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, знания о различных профессиях и умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.
Ученик научится:
использовать приѐмы рациональной и безопасной работы с разными инструментами: чертѐжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы, нож), колющими (швейная игла, шило);
правильно (рационально, технологично) выполнять геометрические построения деталей простой формы и операции разметки с использованием соответствующих инструментов и приспособлений: линейки, угольника, шаблона, трафарета, циркуля и др., осуществлять целесообразный выбор инструментов;
на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно их подбирать по декоративно-художественным и конструктивным свойствам, экономно расходовать;
отбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении, формообразовании, сборке и отделке изделия;
работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них;
изготавливать плоскостные и объѐмные изделия по образцам, простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам, по заданным условиям;
решать простые задачи конструктивного характера по изменению вида и способов соединения деталей (достраивание, переконструирование) с целью придания новых свойств изделию;
понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие издания обстановке, удобство (функциональность), эстетическая выразительность – и уметь руководствоваться ими в собственной практической деятельности.
Ученик получит возможность научиться:
определять утилитарно-конструктивные и декоративно-художественные возможности различных материалов, осуществлять их целенаправленный выбор в соответствии с характером и задачами предметно-практической творческой деятельности;
творчески использовать освоенные технологии работы, декоративные и конструктивные свойства формы, материала, цвета для решения нестандартных конструкторских или художественных задач;
понимать, что вещи заключают в себе историческую и культурную информацию (т.е. могут рассказать о некоторых особенностях своего времени и о людях, которые использовали эти вещи);
понимать наиболее распространенные традиционные правила и символы, которые исторически использовались в вещах (упорядоченность формы и отделки, специальные знаки в декоре бытовых вещей).
Итоги реализации программы могут быть представлены:
через презентации проектов;
через выставки детских работ;
через оформление зала для праздников;
через вручение подарков ветеранам, учителям, дошкольникам.
Содержание учебного курса внеурочной деятельности «Арт-студия «Колибри»», 1-4 классы
класс
Первый год обучения определяет содержание и характер совместной работы учителя и учащихся по осознанию предстоящей практической деятельности: это анализ конструкции изделия, анализ технологии его изготовления, сведения об устройстве, назначении и правилах безопасной работы инструментами, название используемых материалов и ряда их свойств, подлежащих целенаправленному наблюдению и опытному исследованию.
При обсуждении технологии изготовления изделия первоклассники под руководством учителя составляют словесный план, различая только понятия материал и инструмент, поскольку само изготовление будет вестись подконтрольно.
Раздел 1. Аппликация и моделирование (12 часа)
Вводное занятие. Материалы и инструменты. Техника безопасности на занятиях. Сбор природного материала. Создание поделок из веток, шишек, листьев, травы. Техника безопасности при работе с природными материалами. Аппликация из листьев, семян, трав. Поделки из орехов, шишек, семян, травы «Лесная скульптура». Работа с природными материалами. Аппликация из листьев «Волшебная птица». Работа с разными материалами. Изготовление цветов. Работа с бумагой. Композиция «Цветочная поляна». Работа с бумагой. Изготовление заготовок для аппликации из симметричных форм. Работа с бумагой. Изготовление аппликации из симметричных форм. Работа с бумагой. Композиция «Фруктовая корзина». Плоскостные аппликации из бумаги. Мозаика из бумаги.
Раздел 2. Работа с пластическими материалами.(6 часов)
Беседа. Декоративно-прикладное искусство. Предметы быта. Гончарный круг. Лепка посуды. Лепка овощей и фруктов. Плоскостная лепка. Композиция из фруктов и ягод. Лепка животных. Составление композиции к сказке «Колобок»
Раздел 3. Секреты бумажного творчества (8 часов)
Беседа «Секреты оригами». Изготовление корзинки. Оригами. Изготовление домашних животных. Оригами. Изготовление диких животных. Составление композиции «Веселый зоопарк». Составление композиции «Пруд». Оригами. Изготовление цветов.
Раздел 4. Работа с бросовым материалом(7часов)
Беседа «Волшебный клубок». Плетение из ниток, шнурков, лент. Плоская аппликация «Солнышко». Народная кукла. Изготовление кукол «Мартиничек» из ниток. Панно из карандашных стружек. Аппликация из фантиков. Аппликация из ватных дисков «Мышонок». Игрушка из спичечных коробков «Телевизор»
класс.
Раздел 1. Аппликация и моделирование(12часов)
Вводное занятие. Материалы и инструменты. Техника безопасности на занятиях. Сбор природного материала. Создание поделок из веток, шишек, листьев, травы. Техника безопасности при работе с природными материалами. Беседа «Флористика». Создание икебаны. Картины из листьев, семян, трав. Аппликация из крупы. Работа с бумагой. Осенний наряд деревьев. Работа с бумагой. Аппликация из ладошек. Цветочная поляна. Работа с разными материалами. Композиция «Весѐлые человечки». Работа с бумагой. Композиция «Полѐт бабочек». Работа с бумагой. Композиция «Учитель и его ученики». Работа с разными материалами. Человечек из воздушного шарика. Плоскостные аппликации из бумаги. Бабочка. Плоскостные композиции из салфеток. Зайчата.
Раздел 2. Работа с пластичными материалами. (5 часов)
Беседа. Декоративно – прикладное искусство. Росписи и ремѐсла. Лепка. «Корзина с фруктами». Плоскостная лепка. «Новогодние игрушки». Знакомство с народными ремеслами, традициями, праздниками. Дымковская игрушка. Роспись.
Раздел 3. Секреты бумажного творчества (9 часов)
Контурная мозаика. Оригами. Объѐмная композиция «Лиса и заяц». Оригами. «Совиное семейство». Геометрическая мозаика. «Мягкая» игрушка из бумаги. «Птичка». Игрушки из скрученных полосок гофрированной бумаги. Цветы из гофрированной бумаги. Коллективное панно «Корзина с цветами».
Раздел 4. Работа с бросовым материалом (8 часов)
Аппликация из фантиков. «Веселый автомобиль». Весѐлые клоуны из конфетных фантиков. Паучок из конфетной фольги. Фигурки животных из спичечных коробков. Технические модели из спичечных коробков. Ваза из пластиковой бутылки. Творческая выставка работ.
класс
Раздел 1. Работа с природными материалами (4 часа)
Вводное занятие. Материалы и инструменты. Техника безопасности на занятиях. Сбор природного материала. Создание поделок из веток, шишек, листьев, травы. Техника безопасности при работе с природными материалами. Картины из листьев, семян, трав. Лесная миниатюра (поделки из орехов, шишек).
Раздел 2. Секреты бумажного творчества. Модульное оригами. (16 часов)
Работа с бумагой. Выпуклая аппликация. «Лотос». Работа с бумагой. Игрушка «Ёжик». Работа с разными материалами. Цветок – булавочница. Работа с бумагой. Композиция «Цветочная поляна». Работа с бумагой. Композиция «Аквариум». Техника складывания бумаги – «оригами». Изделие «Лебедь». Поделки в технике «оригами». Изделие: «Тюльпан», «Лилия». Плоскостные композиции из салфеток. Оригинальные новогодние игрушки. Жар-птица. Оригинальные новогодние игрушки. Разборная ѐлочка. Новогодние украшения. Игрушка «Весельчак». Мозаика из кусочков цветной бумаги. Изделие «Матрѐшка». Модульное оригами. Порядок складывания китайского модуля. Рыбка Скалярия из модулей. Клубника из модулей. Выставка «Бумажная страна».
Раздел 3. Декоративно – прикладное искусство. Росписи и ремѐсла. (9 часов)
Беседа. Декоративно – прикладное искусство. Росписи и ремѐсла. Предметы быта. Гончарное мастерство. Лепка посуды. Украшение предметов быта. Орнаменты в полосе, круге, квадрате. Лепка. «Лесная поляна». Плоскостная лепка. «Зимняя забава детей». Знакомство с народными ремѐслами, традициями, праздниками. Хохломская роспись. Роспись предметов быта. Гжель. Цвета, мотивы, традиции. Роспись посудных форм (шаблоны). Городецкая роспись. «Петушок». Дымковская игрушка. Роспись.
Раздел 4. Рукоделие из ниток (5 часов)
Плетение из ниток, шнурков, лент. Цыплѐнок из ажурного кокона. Плетение из ниток, шнурков, лент. «Колобок». Творческая выставка работ.
класс
Раздел 1. Работа с природными и пластичными материалами. (8 часов)
Вводное занятие. Материалы и инструменты. Техника безопасности на занятиях. Сбор природного материала. Создание поделок из веток, шишек, листьев, травы. Техника безопасности при работе с природными материалами. Аппликация из листьев, семян, трав. Поделки из орехов, шишек, семян, травы «Лесная скульптура». Поделки из, семян, сухие травы, камешки, ракушки «Сухие цветы на спилах». Работа с природными материалами. Рамочки из палочек. Работа с природными материалами. Фоторамка «Дары леса». Фоторамка «Дары леса». Оформление.
Раздел 2. Секреты бумажного творчества. Модульного оригами (8 часов)
Работа с бумагой. Квилинг. Композиция «Львѐнок». Коллективное панно. «Львиная семейка». Квилинг. Композиция «Цветы». Коллективное панно. «Цветочная поляна». Модульное оригами «Звѐздочка». Модульное оригами «Звѐздочка» Оформление. Модульное оригами «Елочка». Модульное оригами «Елочка» Оформление.
Раздел 3. Декоративно – прикладное искусство. Росписи и ремѐсла. (11 часов)
Беседа. Декоративно- прикладное искусство. Росписи и ремѐсла. Знакомство с принципами работы. Панно из пластилина. « Мир в твоих руках». Панно из пластилина Оформление. Коллективная работа. Панно из пластилина. Объемная работа. «Зимушка- зима.». Панно из пластилина. Объемная работа. Оформление. Коллективная работа. Знакомство с принципами работы. Лепка из теста. Изделие «Овечка». Изделие «Овечка». Оформление. Лепка из теста. Изделие «Подкова». Знакомство с народными ремѐслами праздниками. Хохломская роспись. Дымковская игрушка. Роспись.
Раздел 4. Текстильные материалы (7 часов)
Изделие. Панно «Ангел». Изделие. Подвеска «Сердечки». Изделие. Цветок «Ромашка». Коллективная работа «Ромашковый букет». Изделие. Прихватка. «Котѐнок».
Тематический план учебного курса внеурочной деятельности «Арт-студия «Колибри»», 1-4 классы с определением основных видов деятельности обучающихся
1 класс
| № | Раздел, тема | Форма проведения занятия | Виды деятельности | |
| Раздел 1. Аппликация и моделирование | ||||
| 1 | Вводное занятие. Материалы и инструменты. Техника безопасности на занятиях. Сбор природного материала. | Беседа – экскурсия | исследуют, наблюдают, сравнивают, сопоставляют природные материалы их виды и свойства (цвет, фактура, форма и др.). осваивают правила сбора и хранения природных материалов. | |
| 2 | Создание поделок из веток, шишек, листьев, травы. Техника безопасности при работе с природными материалами. | Творческая мастерская | -исследуют, наблюдают, сравнивают, -сопоставляют природные материалы их виды и свойства (цвет, фактура, форма и др.). -выполняют практическую работу из природных материалов, -создают аппликацию из сухих листьев по заданному образцу. - заменяют листья похожими по форме и размеру на образец, -сравнивают свойства различных природных материалов: листьев, шишек, веточек, кленовых крылаток, желудей, каштанов. | |
| 3 | Аппликация из листьев, семян, трав. | Творческая мастерская | ||
| 4,5 | Поделки из орехов, шишек, семян, травы «Лесная скульптура» | Творческая мастерская Творческая мастерская | ||
| 6 | Работа с природными материалами. Аппликация из листьев «Волшебная птица» | Творческая мастерская | ||
| 7,8 | Работа с бумагой. Изготовление заготовок для аппликации из симметричных форм. | Творческая мастерская Творческая мастерская | ||
| 9 | Работа с разными материалами. Изготовление цветов. | Творческая мастерская | ||
| 10 | Работа с бумагой. Композиция «Цветочная поляна» | Выставка работ | ||
| 11 | Работа с бумагой. Композиция «Фруктовая корзина» | Выставка работ | ||
| 12 | Плоскостные аппликации из бумаги. Мозаика из бумаги. | Творческая мастерская | ||
| Раздел 2. Работа с пластическими материалами | ||||
| 13 | Беседа. Декоративно- прикладное искусство. | Беседа | -знакомятся с народными промыслами. -знакомятся с различными народными росписями, их элементами. | |
| 14 | Предметы быта. Гончарный круг. Лепка посуды. | Видео – экскурсия | -овладевают практическими умениями по работе с глиной (пластилином), -работают с различными изобразительными материалами (акварелью, гуашью), - учатся видеть красивое вокруг себя, | |
| 15 | Лепка овощей и фруктов. | Творческая мастерская | ||
| 16 | Плоскостная лепка. Композиция из фруктов и ягод. | Выставка работ | ||
| 17 | Лепка животных. | Творческая мастерская | ||
18 | Составление композиции к сказке «Колобок» | Выставка работ | -усваивают понятия «орнамент». | ||
Раздел 3. Секреты бумажного творчества | |||||
19 | Беседа «Секреты оригами». Изготовление корзинки. | Видео – экскурсия, мастер – класс | -знакомятся с условными знаками, принятыми в оригами, читают под руководством учителя инструкционные карты, демонстрирующие процессы складывания, -знакомятся с историей возникновения техник: «оригами», «мозаика», -выбирают необходимые инструменты, материалы и приемы работы; создают композиции из цветной бумаги. | ||
20 | Оригами. Изготовление домашних животных. | Творческая мастерская | |||
21 | Оригами. Изготовление диких животных. | Творческая мастерская | |||
22 | Составление композиции «Веселый зоопарк». | Выставка работ | |||
23 | Оригами. Изготовление жителей водоѐмов. | Творческая мастерская | |||
24 | Составление композиции «Пруд». | Выставка работ | |||
25 | Оригами. Изготовление цветов. | Творческая мастерская | |||
26 | Составление букета. | Выставка работ | - учатся видеть красивое вокруг себя. | ||
Раздел 4. Работа с бросовым материалом | |||||
27 | Беседа «Волшебный клубок» | Видео – экскурсия | -исследуют, наблюдают, сравнивают, сопоставляют и сравнивают различные материалы, определяют инструменты и приспособления необходимые для работы, осваивают правила безопасной работы с различными материалами при выполнении изделий, - планируют и осуществляют работу, -осваивают правила экономного расходования материалов при выполнении изделия. | ||
28 | Плетение из ниток, шнурков, лент. Плоская аппликация «Солнышко». | Творческая мастерская | |||
29 | Народная кукла. Изготовление кукол «Мартиничек» из ниток. | Творческая мастерская | |||
30 | Панно из карандашных стружек | Творческая мастерская | |||
31 | Аппликация из фантиков. | Творческая мастерская | |||
32 | Аппликация из ватных дисков «Мышонок». | Творческая мастерская | |||
33 | Игрушка из спичечных коробков «Телевизор» | Творческая мастерская | |||
Итого: 33 часа | | |
класс
1. | Вводное занятие. Материалы и инструменты. Техника безопасности на занятиях. Сбор природного материала. | Беседа – экскурсия | исследуют, наблюдают, сравнивают, сопоставляют природные материалы их виды и свойства (цвет, фактура, форма и др.). осваивают правила сбора и хранения природных материалов. |
2. | Создание поделок из веток, шишек, листьев, травы. Техника безопасности при работе с природными материалами. | Творческая мастерская | -исследуют, наблюдают, сравнивают, -сопоставляют природные материалы их виды и свойства (цвет, фактура, форма и др.). -выполняют практическую работу из природных материалов, -создают аппликацию из сухих листьев по заданному образцу. - заменяют листья похожими по форме и размеру на образец, -сравнивают свойства различных природных материалов: листьев, шишек, веточек, кленовых крылаток, желудей, каштанов. |
3. | Беседа «Флористика». Создание икебаны. Картины из листьев, семян, трав. | Беседа | |
4. | Аппликация из крупы. | Творческая мастерская | |
5. | Работа с бумагой. Осенний наряд деревьев. | Творческая мастерская | |
6. | Работа с бумагой. Аппликация из ладошек. Цветочная поляна. | Творческая мастерская | |
7. | Работа с разными материалами. Композиция «Весѐлые человечки». | Творческая мастерская | |
8. | Работа с бумагой. Композиция «Полѐт бабочек» | Творческая мастерская | |
9. | Работа с бумагой. Композиция «Учитель и его ученики». | Творческая мастерская | |
10. | Работа с разными материалами. Человечек из воздушного шарика. | Творческая мастерская | |
11. | Плоскостные аппликации из бумаги. Бабочка. | Творческая мастерская | |
12. | Плоскостные композиции из салфеток. Зайчата. | Творческая мастерская | |
Раздел 2. Работа с пластичными материалами. | |||
13. | Беседа. Декоративно – прикладное искусство. Росписи и ремѐсла. | Видео-экскурсия | -знакомятся с народными промыслами. -знакомятся с различными народными росписями, их элементами, -овладевают практическими умениями по работе с глиной (пластилином), -работают с различными изобразительными материалами (акварелью, гуашью), -узнают об истории и культуре нашего народа, - учатся видеть красивое вокруг себя, -усваивают понятия «орнамент», -составляют орнаменты в полосе, круге, |
14. | Лепка. «Корзина с фруктами» | Творческая мастерская | |
15. | Плоскостная лепка. «Новогодние игрушки» | Творческая мастерская | |
16. 17 | Знакомство с народными ремеслами, традициями, праздниками. Дымковская игрушка. Роспись. | Творческая мастерская Видео-экскурсия | |
Раздел 3. Секреты бумажного творчества | |||
18 | Контурная мозаика. | Творческая мастерская | -знакомятся с условными знаками, принятыми в контурной мозаике, оригами, - читают под руководством учителя инструкционные карты, демонстрирующие процессы складывания, -знакомятся с историей возникновения техник: «оригами», «контурная мозаика», -выбирают необходимые инструменты, материалы и приемы работы. |
19 | Оригами. Объѐмная композиция «Лиса и заяц» | Творческая мастерская | |
20 | Оригами. «Совиное семейство» | Творческая мастерская | |
21 | Оригами. «Совиное семейство» | Творческая мастерская | |
22 | Геометрическая мозаика. | Видео-экскурсия | |
23 | «Мягкая» игрушка из бумаги. «Птичка» | Творческая мастерская | |
24 | Игрушки из скрученных полосок гофрированной бумаги. | Творческая мастерская | |
25 | Цветы из гофрированной бумаги. | Творческая мастерская | |
26 | Коллективное панно «Корзина с цветами». | Творческая мастерская | |
Раздел 4. Работа с бросовым материалом | |||
27 | Аппликация из фантиков. «Веселый автомобиль». | Творческая мастерская | -исследуют, наблюдают, сравнивают, сопоставляют и сравнивают различные материалы, определяют инструменты и приспособления необходимые для работы, осваивают правила безопасной работы с различными материалами при выполнении изделий, - планируют и осуществляют работу, -осваивают правила экономного расходования материалов при выполнении изделия. |
28 | Весѐлые клоуны из конфетных фантиков. | Творческая мастерская | |
29 | Паучок из конфетной фольги. | Творческая мастерская | |
30 | Фигурки животных из спичечных коробков. | Творческая мастерская | |
31 | Технические модели из спичечных коробков. | Творческая мастерская | |
32 | Ваза из пластиковой бутылки. | Творческая мастерская | |
33, 34 | Творческая выставка работ. | Творческая мастерская Урок-путешествие | |
Итого: 34 часа | | |
3 класс
№ | Раздел, тема | Форма проведения занятия | Виды деятельности | |
Раздел 1. Работа с природными материалами | ||||
1 | Вводное занятие. Материалы и инструменты. Техника безопасности на занятиях. Сбор природного материала. | Беседа. | исследуют, наблюдают, сравнивают, сопоставляют природные материалы их виды и свойства (цвет, фактура, форма и др.). осваивают правила сбора и хранения природных материалов. | |
2 | Создание поделок из веток, шишек, листьев, травы. Техника безопасности при работе с природными материалами. | Творческие проекты | -исследуют, наблюдают, сравнивают, -сопоставляют природные материалы их виды и свойства (цвет, фактура, форма и др.). -выполняют практическую работу из природных материалов, -создают аппликацию из сухих листьев по заданному образцу. - заменяют листья похожими по форме и размеру на образец, -сравнивают свойства различных природных материалов: листьев, шишек, веточек, кленовых крылаток, желудей, каштанов. | |
3 | Картины из листьев, семян, трав. | Творческие проекты | | |
4 | Лесная миниатюра (поделки из орехов, шишек) | Индивидуальная работа | | |
Раздел 2. Секреты бумажного творчества. Модульное оригами. | | |||
6 | Работа с бумагой. Выпуклая аппликация. «Лотос» | Групповая работа | -знакомятся с условными знаками, принятыми в оригами, читают инструкционные карты, демонстрирующие процессы складывания, -знакомятся с историей возникновения техник: «оригами», «модульное оригами», -выбирают необходимые инструменты, материалы и приемы работы, -знакомятся с историей возникновения праздников, узнают порядок складывания китайского модуля. | |
7 | Работа с бумагой. Игрушка «Ёжик» | Индивидуальная работа | | |
8 | Работа с разными материалами. Цветок – булавочница. | Коллективная работа | | |
9 | Работа с бумагой. Композиция «Цветочная поляна» | Индивидуальная работа | | |
10 | Работа с бумагой. Композиция «Аквариум» | Индивидуальная работа | | |
11 | Техника складывания бумаги – «оригами». Изделие «Лебедь» | Индивидуальная работа | | |
12 | Поделки в технике «оригами». Изделие: «Тюльпан», «Лилия». | Индивидуальная работа | | |
13 | Плоскостные композиции из салфеток. | Индивидуальная работа | | |
14 | Оригинальные новогодние игрушки: «Жар-птица». | Коллектив работа | | |
15 | Оригинальные новогодние игрушки. Разборная ѐлочка. | Индивидуальная работа | | |
16 | Новогодние украшения. Игрушка «Весельчак» | Индивидуальная работа | | |
17 | Мозаика из кусочков цветной бумаги. Изделие | Индивидуальная работа | | |
18 | Модульное оригами. Порядок складывания китайского модуля. | Индивидуальная работа | | |
19 | Рыбка-скалярия из модулей. | Работа в парах | | |
20 | Клубника из модулей. Выставка «Бумажная страна». | Беседа | | |
Раздел 3. Декоративно – прикладное искусство. Росписи и ремѐсла. | | |||
21 | Беседа. Декоративно – прикладное искусство. Росписи и ремѐсла. | Индивидуальная работа | -знакомятся с народными промыслами, -учатся различать изделия разных народных промыслов. | |
22 | Предметы быта. Гончарное мастерство. Лепка посуды. | Индивидуальная работа | -овладевают практическими умениями по работе с глиной (пластилином), -работают с различными изобразительными материалами (акварелью, гуашью), -узнают об истории и культуре нашего народа, -развивают свой художественный вкус, - учатся видеть красивое вокруг себя, -выражают свои впечатления, эмоциональное отношение через свое творчество, -усваивают понятия «орнамент», -составляют орнаменты в полосе, круге, квадрате, -знакомятся с различными народными росписями, их элементами, -выполняют элементы народных росписей в своих работах, -осваивают трудовые навыки и умения, стремясь овладеть традиционным мастерством. -знакомятся с народными промыслами. | |
23 | Украшение предметов быта. Орнаменты в полосе, круге, квадрате. | Индивидуальная работа | | |
24 | Лепка. «Лесная поляна». | Индивидуальная работа | | |
25 | Плоскостная лепка. «Зимняя забава детей». | Индивидуальная работа | | |
26 | Знакомство с народными ремѐслами, традициями, праздниками. Хохломская роспись. Роспись предметов быта. | Беседа. Индивидуальная работа | | |
27 | Гжель. Цвета, мотивы, традиции. Роспись посудных форм.(шаблоны) | Индивидуальная работа | | |
28 | Городецкая роспись. «Петушок» | Индивидуальная работа | | |
29 | Дымковская игрушка. Роспись | Индивидуальная работа | | |
Раздел 4. Рукоделие из ниток | | |||
30- 31 | Плетение из ниток, шнурков, лент. Цыплѐнок из ажурного кокона. | Индивидуальная работа | - сопоставляют текстильные и волокнистые материалы, - под руководством учителя определяют виды нитей, их состав, свойства, назначение, - определяют инструменты и приспособления необходимые для работы, - осваивают правила безопасной работы с ножницами при выполнении изделий, -осуществляют подбор ниток зависимости от изделий. | |
32- 33 | Плетение из ниток, шнурков, лент. | Индивидуальная работа | | |
34 | Творческая выставка работ. | Выставка работ | | |
| Итого: 34 часа | | | |
4 класс
№ | Раздел, тема | Форма проведения занятия | Виды деятельности |
Раздел 1. Работа с природными и пластичными материалами. | |||
1 | ТБ.Вводное занятие. Материалы и инструменты. Техника безопасности на занятиях. Сбор природного материала. | Беседа, экскурсия | исследуют, наблюдают, сравнивают, сопоставляют природные материалы их виды и свойства (цвет, фактура, форма и др.). осваивают правила сбора и хранения природных материалов. |
2 | Создание поделок из веток, шишек, листьев, травы. Техника безопасности при работе с природными материалами. | Творческие проекты | -исследуют, наблюдают, сравнивают, -сопоставляют природные материалы их виды и свойства (цвет, фактура, форма и др.). -выполняют практическую работу из природных материалов, -создают аппликацию из сухих листьев по заданному образцу. - заменяют листья похожими по форме и размеру на образец, -сравнивают свойства различных природных материалов: листьев, шишек, веточек, кленовых крылаток, желудей. |
3 | Аппликация из листьев, семян, трав. | Творческие проекты | |
4 | Поделки из орехов, шишек, семян, травы «Лесная скульптура» | Творческие проекты | |
5 | Поделки из, семян, сухие травы, камешки, ракушки «Сухие цветы на спилах» | Творческие проекты | |
6 | Работа с природными материалами. Рамочки из палочек. | Творческие проекты | |
7 | Работа с природными материалами. Фоторамка «Дары леса» | Творческие проекты | |
8 | Фоторамка «Дары леса». Оформление | Творческие проекты | |
Раздел 2. Секреты бумажного творчества. Модульного оригами | |||
9 | Работа с бумагой. Квилинг. Композиция «Львѐнок» | Индивидуальная работа | -знакомятся с условными знаками, принятыми в оригами, - читают инструкционные карты, демонстрирующие процессы складывания, |
10 | Коллективное панно «Львиная семейка» | Групповая работа | |
11 | Повторный инструктаж по ТБ.Квилинг. Композиция «Цветы» | Индивидуальная работа | |
12 | Коллективное панно. «Цветочная поляна» | Коллективная работа | |
13 | Модульное оригами «Звѐздочка» | Индивидуальная работа | |
14 | Модульное оригами «Звѐздочка» Оформление | Индивидуальная работа | |
15 | Модульное оригами «Елочка» | Индивидуальная работа | |
16 | Модульное оригами «Елочка» Оформление | Коллективная работа | |
Раздел 3. Декоративно – прикладное искусство. Росписи и ремѐсла. | |||
17 | Беседа. Декоративно – прикладное искусство. Росписи и ремѐсла | Беседа. Видеоэкскурсия | -знакомятся с народными промыслами, -учатся различать изделия разных народных промыслов |
18 | Знакомство с принципами работы. Панно из пластилина « Мир в твоих руках» | Беседа. Индивидуальная работа | -овладевают практическими умениями по работе с глиной (пластилином), -работают с различными изобразительными материалами (акварелью, гуашью), -узнают об истории и культуре нашего народа, -развивают свой художественный вкус, - учатся видеть красивое вокруг себя, -выражают свои впечатления, эмоциональное отношение через свое творчество, -усваивают понятия «орнамент», составляют орнаменты в полосе, круге, квадрате, -знакомятся с различными народными росписями, их элементами, -выполняют элементы народных росписей в своих работах, -осваивают трудовые навыки и умения, стремясь овладеть традиционным мастерством. -знакомятся с народными промыслами, -учатся различать изделия разных народных промыслов. |
19 | Панно из пластилина Оформление. Коллективная работа | Коллективная работа | |
20 | Панно из пластилина. Объемная работа. «Зимушка- зима». | Индивидуальная работа | |
21 | Панно из пластилина. Объемная работа. Оформление. Коллективная работа. | Коллективная работа | |
22 | Повторный инструктаж по ТБ,Знакомство с принципами работы. Лепка из теста. Изделие «Овечка» | Индивидуальная работа | |
23 | Изделие «Овечка». Оформление | Индивидуальная работа | |
24 | Лепка из теста. Изделие «Подкова» | Индивидуальная работа | |
25 | Лепка из теста. Оформление. Изделие «Подкова». | Индивидуальная работа | |
26 | Знакомство с народными ремѐслами праздниками. Хохломская роспись | Беседа. Видеоэкскурсия | |
27 | Дымковская игрушка. Роспись | Коллективная работа | |
Раздел 4.Текстильные материалы | |||
28 | Изделие. Панно «Ангел» | Индивидуальная работа | -исследуют, наблюдают, сравнивают, - сопоставляют текстильные и волокнистые материалы, - под руководством учителя определяют виды нитей, их состав, свойства, назначение, применение в быту и на производстве, - определяют инструменты и приспособления необходимые для работы, -осваивают правила безопасной работы с иглой при выполнении изделий, -осуществляют подбор тканей и ниток зависимости от выполняемых изделий, - планируют и осуществляют работу, -осмысливают способы изготовления изделия, -осваивают правила экономного расходования нитей при выполнении изделия |
29 | Изделие. Панно «Ангел» | Индивидуальная работа | |
30 | Изделие. Подвеска «Сердечки» | Индивидуальная работа | |
31 | Изделие. Цветок «Ромашка» | Индивидуальная работа | |
32 | Коллективная работа «Ромашковый букет» | Коллективная работа | |
33 | Изделие. Прихватка «Котѐнок» | Индивидуальная работа | |
34 | Изделие. Прихватка «Котѐнок» Выставка. | Коллективная работа | |
Итого: 34 часа | | |
Требования к уровню подготовки обучающихся по учебному курсу внеурочной деятельности «Арт-студия «Колибри»», 1-4 класс
В результате изучения курса обучающиеся получат возможность научиться:
создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;
понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;
более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно
– творческой деятельности в целом.
Учащиеся должны знать:
пластилин, виды пластилина, его свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с пластилином. Разнообразие техник работ с пластилином;
жанры изобразительного искусства: натюрморт, портрет, пейзаж;
особенности построения композиции, понятие симметрия на примере бабочки в природе и в рисунке, основные декоративные элементы интерьера;
историю возникновения и развития бумагопластики, сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, технику создания работ с использованием мятой бумаги, способы декоративного оформления готовых работ;
общие понятия построения объемно-пространственной композиции. Понятия: масштаб, ритм, симметрия, ассиметрия. Технология создания панно. Перенесение рисунка на прозрачную основу;
русской средневековой архитектуре;
понятие «аппликация», виды аппликации, исторический экскурс. Цветовое и композиционное решение;
историю возникновения и развития бумагопластики, историю возникновения бумаги, сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, о технике создания работ с использованием мятой бумаги;
виды бумаги, ее свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с бумагой. Разнообразие техник работ с бумагой;
общие понятия построения объемно-пространственной композиции. Понятия: масштаб, ритм, симметрия, ассиметрия;
традиционные виды аппликации из пряжи, технология создания силуэтной куклы;
историю русского народного костюма;
игровые и обереговые куклы. Классификация кукол. Их роль и место в русских обрядах и традициях;
сувенир, виды и назначение сувениров;
оберег - как субъектом культуры и истории. Традиционные обереги Куклы являются частыми действующими лицами произведений искусства, сказок, рассказов, мультфильмов. Авторская кукла – как особое направление современного прикладного творчества, виды, жанры кукол и их назначение.
Учащиеся должны уметь:
передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).
наблюдать, сравнивать, сопоставлять, производить анализ геометрической формы предмета, изображать предметы различной формы, использовать простые формы для создания выразительных образов;
моделировать с помощью трансформации природных форм новые образы;
пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования.
воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и зарубежного искусства, изображающие природу, человека, явления;
понимать культурные традиции, отраженные в предметах рукотворного мира, и учиться у мастеров прошлого;
осознавать, что в народном быту вещи имели не только практический смысл, но еще и магическое значение, а потому изготавливались строго по правилам;
учитывать символическое значение образов и узоров в произведениях народного искусства
называть функциональное назначение приспособлений и инструментов;
выполнять приемы разметки деталей и простых изделий с помощью приспособлений (шаблон, трафарет);
выполнять приемы удобной и безопасной работы ручными инструментами: ножницы, игла, канцелярский нож;
выполнять графические построения (разметку) с помощью чертѐжных инструментов: линейка, угольник, циркуль;
выбирать инструменты в соответствии с решаемой практической задачей
наблюдать и описывать свойства используемых материалов;
подбирать материалы в зависимости от назначения и конструктивных особенностей изделия;
сочетать разные по свойствам, видам и фактуре материалы в конкретных изделиях, творческих работах
добывать необходимую информацию (устную и графическую).
анализировать конструкцию изделий и технологию их изготовления;
определять основные конструктивные особенности изделий;
подбирать оптимальные технологические способы изготовления деталей и изделия в целом
соблюдать общие требования дизайна изделий;
планировать предстоящую практическую деятельность. Осуществлять самоконтроль
Критерии оценивания обучающихся по учебному курсу внеурочной деятельности «Арт-студия «Колибри»», 1-4 класс
Безотметочная система. Участие в выставках, конкурсах, ученических чтениях.
Формы подведения итога изучения учебного курса:
через презентации проектов;
через выставки детских работ;
через оформление зала для праздников;
через вручение подарков ветеранам, учителям, дошкольникам. Отражение результатов в портфолио обучающихся.
Форма промежуточной аттестации по учебному курсу внеурочной деятельности «Арт-студия «Колибри»»,, 1-4 класс – творческая выставка
Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности«Арт-студия «Колибри»»,, 1-4 класс
Представлено в приложении к рабочей программе по учебному предмету «Арт-студия «Колибри»»
Материально-техническое обеспечение учебного курса внеурочной деятельности «Арт-студия «Колибри»», 1-4 класс