Рабочая программа курса внеурочной деятельности на тему «Я курянин» (2 класс)

0
0
Материал опубликован 28 January

t1706448178aa.jpg

 

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Полукотельниковская средняя общеобразовательная школа»

 

 

 

Принята

на заседании школьного МО протокол №4 от 30.05.2023г.

Согласовано

заместитель директора

по УВР

__________Заикина Т.С.

Утверждаю

Директор школы _______Канунников А.С.

Приказ от 01.09.2023 г.

144/1

 

 

 

 

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

«Я - курянин»

2 класс

 

 

 

 

 

 

Составитель:

Апухтина Елена Васильевна,

учитель обществознания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2023 год

 

 

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я - КУРЯНИН

 

Освоение программы курса внеурочной деятельности «Я – курянин» направлено на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.

В результате изучения курса планируется достижение следующих личностных результатов, которые отражают готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретение первоначального опыта деятельности на их основе, в том числе:

становление ценностного отношения к своей Родине – России и своей малой родине;

осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;

сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;

проявление сопереживания, уважения и доброжелательности к окружающим;

уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству народов, проживающих в регионе;

стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности;

соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);

осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда;

бережное отношение к родной природе, неприятие действий, приносящих ей вред;

познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.

Метапредметные результаты освоения программы курса внеурочной деятельности «Я – курянин» отражают овладение:

- универсальными учебными познавательными действиями

1) базовые логические действия:

сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;

объединять части объекта (объекты) по определенному признаку;

определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;

устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;

2) базовые исследовательские действия:

с помощью взрослого формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;

проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие);

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);

3) работа с информацией:

выбирать источник получения информации, использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о курском крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;

согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;

анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии с задачей;

- универсальными учебными коммуникативными действиями:

1) общение:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

признавать возможность существования разных точек зрения;

корректно и аргументированно высказывать свое мнение;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей, описывать достопримечательности родного края;

готовить небольшие публичные выступления;

подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;

2) совместная деятельность:

формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

ответственно выполнять свою часть работы, оценивать свой вклад в общий результат;

выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы;

- универсальными учебными регулятивными действиями:

1) самоорганизация:

планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

выстраивать последовательность выбранных действий;

2) самоконтроль:

устанавливать причины успеха/неудач деятельности;

корректировать свои действия для преодоления ошибок.

Занятия в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по учебному предмету «Окружающий мир», «Литературное чтение»:

- проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов, государственным символам Курской области;

- показывать на физической карте изученные крупные географические объекты Курской области;

- показывать на исторической карте места изученных исторических событий, находить место изученных событий на "ленте времени";

- соотносить изученные исторические события и исторических деятелей, прославивших курский край;

- рассказывать о наиболее важных событиях истории, наиболее известных исторических деятелях разных периодов, достопримечательностях родного края;

- описывать на основе предложенного плана изученные объекты, выделяя их существенные признаки, в том числе государственную символику своего региона;

- находить в произведениях курских авторов отражение нравственных ценностей, фактов бытовой и духовной культуры;

- демонстрировать интерес и положительную мотивацию к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества курского края;

- приводить примеры произведений курских писателей и поэтов;

- составлять краткий отзыв о прочитанном тексте по заданному алгоритму;

- распознавать изученные объекты и явления живой и неживой природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;

- называть наиболее значимые природные объекты Курской области;

- называть экологические проблемы региона и определять пути их решения;

- создавать по заданному плану собственные развернутые высказывания о природе и общественном развитии курского края;

- соблюдать правила безопасного поведения при использовании объектов транспортной инфраструктуры населенного пункта, в театрах, кинотеатрах, торговых центрах, парках и зонах отдыха, учреждениях культуры (музеях, библиотеках и других);

- использовать в соответствии с учебной задачей аппарат издания (обложка, оглавление, аннотация, иллюстрация, предисловие, приложение, сноски, примечания), в том числе электронного учебного пособия;

- осуществлять безопасный поиск образовательных ресурсов и верифицированной информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

- выбирать источники для самостоятельного изучения с учетом рекомендательного списка, рассказывать о прочитанном;

- соблюдать правила безопасного для здоровья использования электронных образовательных и информационных ресурсов.

 

 

 

2 класс

Азбука краеведения

 

Введение. Что изучает краеведение. Цель и смысл изучения краеведения. Что значит быть краеведом.

Модуль 1. Соловьиный край – моя малая родина.

Понятие «Родина», «малая родина». Понятие «Россия», «столица». Значение и значимость Курска, Курской области для страны в целом и каждого человека в отдельности. Взаимосвязь понятий – «курянин», «россиянин». Моя малая родина1. Стихотворения о малой родине. Карта России, ее изучение. Мой край на карте Родины. Курск – областной центр. Города Курской области. Практическая работа с картами России, Курской области.

Я и моя семья. Семейные реликвии. Традиции семьи. Понятия «родные», «родственники», «семья», «традиции семьи». Родословная. Генеалогическое древо.

Я и мой дом. Моя улица. Дома в родном городе (селе, посёлке). Дорога от дома до школы.

Моя школа: ученические и учительские династии. Школа носит имя (школа гордится). История школы, формирование интереса к истории школы. Славные традиции школы. Школы населенного пункта, их особенности.

Модуль 2. История и природа соловьиного края.

История возникновения Курска. Город Курск – город-крепость. Знаменский собор – исторический центр и духовный символ г. Курска. История обретения Иконы Божьей Матери «Знамение». Как жили наши предки.

Мой любимый город Курск. Достопримечательности родного края.

Понятие «музей», «краеведческий музей». Значение музеев. Правила поведения в музее. Музеи г. Курска. Музеи Курской области и малой родины.

Памятник природы – Стрелецкая степь. Красная книга, ее значение. Понятие «заповедник», значение заповедников. Центрально-Черноземный государственный природный биосферный заповедник имени профессора В. В. Алехина. Флора и фауна Центрально-Чернозёмного государственного природного биосферного заповедника имени профессора В. В. Алёхина. Многообразие растительного и животного мира заповедника. Курская ботаническая аномалия. Понятия «чернозем», «реликты», «живые ископаемые».

Модуль 3. Символика соловьиного края.

Семь чудес курского края: природные и культурно-исторические достопримечательности Курской области (водяная мельница, плавающий остров, разноцветные озера, башня Шамиля, самый маленький цветочек, скифский колодец, половецкий воин).

Государственные символы Курской области. Геральдика твоего района.

История местечка Коренная пустынь. Крестный ход в Курской губернии. Курская Коренская ярмарка.

Знаменитые земляки. Курская антоновка. Премия «Человек года». Вячеслав Клыков – автор памятника Курской антоновке. Георгий Свиридов. Надо гордиться, что мы русские люди.

Богата талантами земля курская. Суджанские игрушки. Традиционное ткачество. Рушники. Традиционные промыслы и ремесла курского края, малой родины.

Модуль 4. Героические страницы истории малой родины.

Курск – город памятник. Курский край в годы Великой Отечественной войны. Дети – участники Великой Отечественной войны. Суворовское училище в Курске. День Победы. Курск – «Город воинской славы». Инициативные жители родного города (поселка, села). Курск – город будущего. Край, которым я горжусь!

 

Календарно – тематическое планирование

 

2 класс

Тема

Количество

часов

Сроки

Примечание

План

Факт

1

Вводное занятие. Что изучает краеведение

1

 

 

 

2

Мой край на карте Родины. Моя малая родина.

1

 

 

 

3

Города Курской области.

1

 

 

 

4

Я и моя семья. Семейные реликвии.

1

 

 

 

5

Моя школа: ученические и учительские династии.

1

 

 

 

6

Я и мой дом. Моя улица

1

 

 

 

7

Город Курск – город-крепость

1

 

 

 

8

Знаменский собор – исторический центр и духовный символ г. Курска

1

 

 

 

9

Как жили наши предки. Жилище.

1

 

 

 

10

Как жили наши предки. Одежда.

1

 

 

 

11

Мой любимый город Курск

1

 

 

 

12

Музеи г. Курска

1

 

 

 

13

Музеи Курской области и малой родины

1

 

 

 

14

Красная книга. Флора Центрально-Черноземного государственного природного биосферного заповедника имени профессора В.В. Алехина

1

 

 

 

15

Красная книга. Фауна Центрально-Черноземного государственного природного биосферного заповедника имени профессора В.В. Алехина

1

 

 

 

16

Семь чудес Курского края

1

 

 

 

17

Государственные символы Курской области

1

 

 

 

18

Крестный ход в Курской губернии

1

 

 

 

19

Курская коренская ярмарка

1

 

 

 

20

Геральдика твоего района.

1

 

 

 

21

Курская антоновка. Вячеслав Клыков – автор памятника курской антоновке.

1

 

 

 

22

Георгий Свиридов. «Надо гордиться, что мы - русские люди».

 

1

 

 

 

23

Богата талантами земля курская. Суджанская игрушка.

1

 

 

 

24

Традиционное ткачество. Рушники

1

 

 

 

25

Традиционные промыслы и ремесла малой родины

1

 

 

 

26

Курск – город памятник

1

 

 

 

27

Курский край в годы Великой Отечественной войны

1

 

 

 

28

Дети – участники Великой Отечественной войны.

1

 

 

 

29

Суворовское училище в Курске.

1

 

 

 

30

День Победы в истории моей семьи

1

 

 

 

31

Курск – «Город воинской славы»

1

 

 

 

32

Инициативные жители родного города

1

 

 

 

33

Курск – город будущего

1

 

 

 

34

Край, которым я горжусь!

1

 

 

 

 

Итого: 34 часа

 

 

 

 

 

 

 


 

1 Курсивом выделено содержание, которое определяется педагогом с учетом особенностей места проживания обучающихся (город, село, поселок).

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации