12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
я
Аккаунт удалён
Россия, Липецкая обл., Липецк
Материал размещён в группе «Факультативы. Элективные курсы. Кружки»


      

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение                                  дополнительного образования детей
 Детско-юношеский центр
«Галактика»


Принято  
на заседании педагогического совета
МБОУ ДОД ДЮЦ «Галактика»
Протокол № 1 от 29.08.20  г.

Утверждено
Приказом МБОУ ДОД ДЮЦ 
«Галактика» от 01.09.20  г.  №     

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

ОБЪЕДИНЕНИЯ

«Школа технического мастерства»

для обучающихся 5-11классы

срок реализации программы
3 года


        
   БОКОВ
ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ
                                
                                        педагог дополнительного образования


Липецк 2022г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      Цель программы:
-  развитие у воспитанников интереса и любви к автомодельной технике и творческому труду, формирование конструкторских умений и навыков

      Задачи:
-  обучить детей конструированию и моделированию различных технических моделей;
-  воспитать у детей сообразительность, способность ориентироваться в любой обстановке и быть готовым к работе в любой сфере;
-  привить навыки технического мышления, практического конструирования.      Кружок первого года обучения комплектуется из учащихся 5-6 классов.
      Тематический план предусматривает постройку моделей автомашин с воздушным винтом и компрессионным двигателем. Для включения двигателя следует употреблять специальные приспособления. Испытания и тренировочные запуски гоночных автомобилей должны проходить только на специальных площадках (кордодромах) с надежным ограждением.
      Особое внимание в работе кружка первого года обучения уделяется правилам безопасности труда при изготовлении и запуске моделей.
      Учитывая возраст воспитанников, в работе следует широко практиковать игры – соревнования с построенными моделями (устраивать их по мере готовности моделей, не ожидая проведения официальных городских соревнований), проводить соревнования с аналогичными кружками других  учреждений дополнительного образования.
      В кружке второго года обучения осуществляют дальнейшее расширение и углубление знаний и навыков в области автомодельной техники и моделирования (в процессе конструирования и постройки моделей-копий гоночных и экспериментальных автомобилей). Кроме того, в этом кружке следует изготовить стенд для определения внешних характеристик микролитражных двигателей внутреннего сгорания.   
      Планируя практические работы кружка второго года обучения, необходимо иметь в виду, что для каждого отдельного воспитанника не обязательна постройка всех видов моделей, указанных в тематическом плане и программе. Достаточно, если он в течение учебного года сумеет построить одну – две простые модели или одну сложную. Вариантом содержания практических работ может служить постройка автомодельной трассы и гоночных моделей к ней.   
      Наиболее подготовленные воспитанники первого и второго годов обучения могут участвовать в городских соревнованиях школьников – автомоделистов в составе команды учреждения дополнительного образования или индивидуально (соревнования на личное первенство). С этой целью следует на первых же занятиях знакомить воспитанников с техническими требованиями к моделям, представляемым на соревнования, с условиями проведения соревнований.
      Каждая строящаяся модель должна быть обеспечена отдельным электрическим или тепловым двигателем. Следовательно, количество двигателей, которыми располагает кружок, должно соответствовать количеству строящихся моделей (плюс резерв два-три двигателя). Перестановка двигателей во время запуска или испытания моделей не рекомендуется.
      Желательно, чтобы воспитанники пользовались журналами «За рулем», «Моделист – конструктор», где помещается информация о лучших автомоделях, об итогах соревнований автомоделистов.
      В плане кружков первого года обучения следует предусмотреть проведение бесед об автомобиле и автомоделизме. В кружках второго года обучения проводятся беседы и лекции по автомобильной тематике с приглашением в качестве лекторов водителей, автоконструкторов, чемпионов города, области и т.д.
      

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
(1-й год обучения)
Тема 1.  Вводное занятие.  2 часа.
1.Автотранспорт и его значение. Профессии, занятые в автомобильной промышленности.
2.Цель, задачи и содержание предстоящей работы в учебном году.
3.Ознакомление с достижениями воспитанников за предыдущие годы. 
4.Демонстрация моделей, ранее построенных воспитанниками. 

Тема 2.  Простейшие модели самоходных тележек.    6 часов.
1.Основные части автомобиля и его модели (двигатель, движетель, передающий механизм, механизм управления и контроля, основание (рама).
2.Условия, обеспечивающие устойчивое движение модели. Понятие о центре тяжести.
Практика: 
- изготовление моделей самоходных тележек с использованием бумаги, картона, фанеры, проволоки и деталей набора «Конструктор»;
- вычерчивание разверток деталей и контуров автомодели с использованием шаблонов;
- вырезание ножницами;
- выпиливание лобзиком;
- склеивание;
- регулировка моделей; 
- проведение игр – соревнований с построенными моделями.

Тема 3.  Двигатели автомобилей и автомоделей.  8 часов.
1.Понятие о типах двигателей, используемых  в автотранспорте (паровые, ДВС, электрические, турбореактивные и др.)
2.Двигатели, используемые на моделях (механические: пружинные, резиновые, инерционные; ДВС, электрические).
3.Электрические микродвигатели. Источники питания к ним. Правила хранения источников питания.
4.Понятие о способах передачи движения с вала двигателя на колесо модели.
Практика:
- снятие характеристик с микро-электродвигателей;
-  установка двигателей на модель;
-  испытание и регулировка на моделях.

Тема 4.  Модели грузовых и легковых автомобилей.    28 часов.
1.Классификация автомобилей.
2.Общее понятие об особенностях конструкции автомобилей разных классов.
3.Понятие о типах автомобилей.
4.Правила расчета отдельных частей автомобилей.
5.Проектирование и конструирование автомодели.
6.Расчет редуктора.
7.Типы подвесок колес на модели.
Практика:
-  выполнение технических рисунков, эскизов, рабочих чертежей с отдельных частей объемных моделей;
-  сборка;
-  регулировка;
-  испытание моделей;
-  отделка;
-  пробные и тренировочные запуски моделей;
-  транспортные машины с внешним источником питания.

Тема 5.  Транспортные машины с внешним источником питания. Трассовые автомодели.     28 часов.
1.Краткие исторические сведения о транспорте с внешними источниками питания (трамваи, электровозы, троллейбусы, метропоезда и др.). 
2.Особенности конструкции токосъемников.
3.Технические требования к Тассовым моделям.
4.Правила проведения соревнований.
Практика:
-  проектирование, конструирование и изготовление трассовых автомобилей.

Тема 6.  Разработка и изготовление макета дороги.   32 часа.
1.Технические требования к конструкции и оборудованию макета дороги.
2.Понятие о постоянном электрическом токе и регуляторах напряжения.
Практика:
-  проектирование, конструирование и изготовление трассы для автомоделей.

Тема 7.  Модели транспортных машин повышенной проходимости с различными движетелями.     20 часов.
1.Понятие об особенностях движетелей транспортных машин повышенной проходимости.
2.Типы вездеходов и их движетели.
3.Их значение .
Практика:
-  моделирование, проектирование, конструирование и изготовление моделей транспортных машин повышенной проходимости;
-  испытание;
-  регулировка;
-  доводка;
-  отделка;
-  оформление технической документации для представления на конкурс, выставку.

Тема 8.  Беседы об автомобиле.    4 часа.
           Примерный перечень тем:
-  автомобиль: прошлое, настоящее, будущее;
-  паровая тележка Ньютона;
-  самобеглая коляска Кулибина;
-  что крутят колеса?;
-  в погоне за скоростью;
-  на автомобиле вокруг света;
-  техническая эстетика автомобиля.

Тема 9.  Организация и проведение квалификационных соревнований.  12 часов.
1.Правила соревнований и порядок их проведения.
2.Правила безопасности на соревнованиях.
Практика:
-  подготовка и оборудование места проведения соревнований;
-  участие в соревнованиях и судействе.

Тема 10.  Заключительное занятие.   2 часа.
1.Подведение итогов работы кружка.
2.Техническая конференция.
3.Награждение лучших воспитанников.
4.Рекомендации по работе в летний период.

(2-й год обучения)
Тема 1.  Вводное занятие.  2 часа.
1.Основные этапы развития автомоделизма. Достижения автомоделистов.
2.Цель, задачи и содержание работы в предстоящем учебном году.
3.Правила поведения в лаборатории.
4.Правила безопасности труда, санитарной гигиены.
5.Едина спортивная классификация.
6.Технические требования к различным классам автомоделей.
7.Правила проведения соревнований по автомодельному спорту.
8.Календарь соревнований.

Тема 2.  Аэродинамика малых скоростей.   4 часа.
1.Понятие о науке аэродинамики.
2.Роль отечественных ученых в развитии представлений о свойствах воздушного потока.
3.Особенности обтекания тел разной формы.
4.Понятие о центре давления.
Практика:
-  подготовка и проведение опытов и лабораторных испытаний;
-  расчет скорости движения автомоделей.

Тема 3.  Модели – копии отечественных автомобилей.  32 часа.
1.Понятие о способах изготовления моделей – копий.
2.Типы моделей - копий.
3.Порядок проектирования, конструирования и изготовления моделей – копий.
4.Технологическая оснастка для изготовления отдельных частей моделей (корпус, шасси, колеса, редуктор).
5.Правила запуска и остановки моделей на картодроме.
6.Правила безопасности при запуске.
7.Техническая эстетика модели.
8.Физическая подготовка воспитанника – автомоделиста.
Практика:
-  проектирование, конструирование и изготовление моделей, технологической оснастки и технической документации;
-  пробные запуски, устранение выявленных дефектов;
-  тренировочные запуски моделей и подготовка к квалификационным соревнованиям.

Тема 4.  Основы проектирования и конструирования автомоделей.     4 часа.
1.Понятие о рационализаторской работе.
Практика:
-  выполнение технической документации на модель;
-  составление тематического плана рационализаторской работы с учетом потребностей кружка и необходимости совершенствования имеющегося оборудования.

Тема 5.  Аэросани. Модели аэромобилей и аэросаней.   26 часов.
1.Исторический обзор конструкций аэросаней.
2.Их назначение.
3.Технические требования к моделям аэромобилей и аэросаней.
4.Правила проведения соревнований.
5.Понятие о работе воздушного винта.
Практика:
-  проектирование, конструирование и изготовление моделей аэромобилей и аэросаней;
-  пробные запуски;
-  устранение дефектов;
-  тренировочные заезды
-  подготовка технической документации к соревнованиям.

Тема 6.  Микродвигатели внутреннего сгорания.     6 часов.
1.Понятие о типах двигателей, используемых на автотранспорте.
2.Классификация автомобильных двигателей.
3.Двигатели внутреннего сгорания.
4.Понятие о двухконтактных микролитражных двигателях. Внутреннего сгорания.
5.Их устройство, принцип действия, назначение деталей.
6.Охлаждение, смазка, система питания топливом, воспламенение рабочей смеси.
7.Порядок их составления.
8.Правила эксплуатации двигателей, способы устранения неисправностей.
9.Правила безопасности труда.
Практика:
-  практическое освоение навыков запуска и регулировки компрессионного двигателя.

Тема 7.  Радиоуправляемые модели.   36 часов.
1.Понятие об управлении работой технических устройств по радио.
2.Принцип действия, устройство и правила работы с аппаратурой для управления моделями по радио.
3.Правила установки радиоаппаратуры на моделях.
4.Технические требования к автомоделям с радиоуправлением.
5.Правила проведения соревнований.
Практика:
-  проектирование, конструирование и изготовление радиоуправляемых автомоделей;
-  сборка, монтаж, регулировка, испытание;
-  доводка;
-  пробные и тренировочные запуски моделей;
-  отработка навыка работы с радиоаппаратурой.

Тема 8.  Модели скоростных (гоночных) автомобилей.    34 часа.
1.Особенности скоростных (гоночных) автомобилей.
2.Достижения автогонщиков.
3.Технические требования к моделям скоростных (гоночных) автомобилей.
4.Достижения моделистов по гоночным моделям.
5.Двигатели и топливо, используемые на скоростных (гоночных) моделях.
6.Правила проведения соревнований.
7.Правила безопасности труда при работе с двигателями и топливом на старте.
Практика:
-  проектирование, конструирование и изготовление автомоделей;
-  приготовление топлива;
-  испытания;
-  лабораторные работы;
-  регулировка;
-  пробные и тренировочные запуски моделей.

Тема 9.  Технологическая оснастка для изготовления автомоделей. Понятие о рационализаторской работе.
1.Тематические планы рационализаторской работы. 
2.Перечень приспособлений, необходимых для изготовления кузова, шасси, колес и других узлов и деталей автомодели.
3.Понятие о таре для транспортировки моделей на соревнования и выставки.
Практика:
-  проектирование, конструирование и изготовление недостающей в кружке технологической оснастки и приспособлений;
-  оформление технической документации.

Тема 10.  Беседы об автомобиле.   8 часов.
      В течение учебного года проводятся беседы и лекции по автомобильной тематике с приглашением водителей, автоинструкторов, чемпионов по автоспорту.
Перечень тем:
- автомобиль на почтовых марках, открытках;
-  история развития грузового транспорта.

Тема 11.  Экскурсии.    6 часов.
      Возможные объекты: авторемонтные мастерские, автопарк.

Тема 12.  Организация и проведение квалификационных соревнований.   12 часов.
1.Правила соревнований и порядок их проведения.
2.Правила безопасности на соревнованиях.
Практика:
-  подготовка и оборудование места проведения соревнований;
-  участие в соревнованиях и судействе.

Тема 13.  Заключительное занятие и техническая конференция.
1.Подведение итогов работы кружка.
2.Отчетная выставка, техническая конференция.
3.Чествование участников и победителей различных соревнований.
4.Рекомендации по работе в летний период.

ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.

      На третьем году обучения каждый воспитанник строит модели по индивидуальным проектам и готовит их к соревнованиям.
       Перечень автомоделей для каждого кружка третьего года обучения устанавливается в соответствии с перечнем моделей, утвержденным Положением о соревнованиях автомоделистов. Кроме того, воспитанники работают над экспериментальными моделями под руководством или при консультации педагогов. Следует включать также разработку и изготовление технологической оснастки.


ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1.  Программа для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ,    
     М., Просвещение, 1998г.
2.  Лучшие авторские программы по дополнительному образованию,   
     Липецкий областной институт усовершенствования учителей, 2013г.
3.  Богатеева З.А. «Чудесные поделки из бумаги» М.Просвещение 1992г.
4.  Костенко В.И., Столяров Ю.С. «Модель и машины» М.Просвещение  
     1982г.                                                                                                                                     
5. Хворостов А.С. «Мастерим вместе с папой» М.Просвещение, 1991г.
6. Иванов Б.С. «Энциклопедия самого юного мастера» М.Молодая гвардия, 
      1992г.
7. Драгунов Г.В. «Автомодельный кружок» М. ДОСААФ, 1998г.
8.  В.И.Ковалько «Игровой модульный курс по ПДД», Москва, «ВАКО»,
       2008г.
9.  Т.А.Кузьмина «Профилактика детского дорожно-транспортного 
        травматизма», изд. «Учитель», г. Волгоград, 2007г.
10.  Е.А.Романова «Классные часы по ПДД», Творческий центр, г.Москва, 
       2007г.
11.  О.В.Калашникова «Путешествие в страну дорожных знаков», изд.  
        «Учитель», г.Волгоград, 2017г.
      

Опубликовано в группе «Факультативы. Элективные курсы. Кружки»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.