12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Чебодаев Эдуард Анатольевич420
работаю с детьми ОВЗ, учитель высшей категории
Россия, Хакасия респ., с.Аскиз
Материал размещён в группе «Родная природа.»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Хакасия, «Аскизская школа-интернат»

 

 

 

Рекомендована:                                                        Утверждена:

Методическим объединением                                Приказом №________________

коррекционно-развивающего цикла                      ГБОУ РХ «Аскизская школа-интернат»

Протокол №____________________                      «______»_____________________2019            

от «______»________________2019              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

 по ИЗО для 7 класса

на 2019-2020 учебный год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                              

                                                 Составитель: учитель высшей

                                                                          квалификационной категории Чебодаев Э.А.

Аннотация

 

     Рабочая программа по ИЗО для 7 класса разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов. Авторы - составители Мирский С.Л., Журавлев Б.А., Иноземцева Л.С., Ковалева ЕЛ., Васенков Г.В., В.М. Мозговой; Под редакцией В.В. Воронковой, издательство «Владос», Москва - 2011г. 

     Обучению изобразительному искусству придается большое значение. Содержание его включает знание основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, декоративного рисования. Школьники знакомятся с отдельными произведениями живописи, декоративно-прикладного искусства, изобразительное искусство является одним из предметов, содержание которого направлено на развитие у обучающихся художественного вкуса, способствует их эстетическому воспитанию. Занятия изобразительным искусством имеют большое коррекционно-развивающее значение, способствуют совершенствованию познавательной, эмоционально-волевой и двигательной сферы обучающихся. Ребята знакомятся с художниками Хакасии с их произведениями.

     Согласно учебному плану на изучение предмета «Изобразительное искусство» отводится 1 час в неделю (34 часа в год в каждом классе).

 

Пояснительная записка

 

     Школьный курс по изобразительному искусству в 7 классе направлен на продолжение решения следующих основных задач:

1.   Коррекции недостатков развития познавательной деятельности путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;

2.   Совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном выполнении рисунка;

3.   Улучшение зрительно-двигательной координации путем    использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала;

4.   Формирование элементарных знаний основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной, трудовой и общественно полезной деятельности;

5.   Расширение и уточнение словарного запаса детей за счет специальной лексики, совершенствование фразовой речи;

6.   Развитие у школьников художественного вкуса, аккуратности, настойчивости и самостоятельности в работе; содействие нравственному и трудовому воспитанию.

     Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию и развитие:

– основных мыслительных операций (сравнения, обобщения, ориентации в пространстве, последовательности действий);

– наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления;

– зрительного восприятия и узнавания; - моторики пальцев;

 пространственных представлений и ориентации; – речи и обогащение словаря;

– коррекцию нарушений эмоционально;

-волевой и личностной сферы;

– коррекцию индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

     Для решения этих задач программой предусмотрены четыре вида занятий: рисование с натуры, декоративное рисование, рисова­ние на темы,

беседы об изобразительном искусстве

Рисование с натуры

     Дальнейшее развитие у учащихся способности самостоятельно анализировать объект изображения, определять его форму, конструкцию, величину составных частей, цвет и положение в пространстве. Обучение детей умению соблюдать целесообразную последовательность выполнения рисунка. Формирование основы изобразительной грамоты, умения пользоваться вспомогательными линиями, совершенствование навыка правильной передачи в рисунке объемных предметов прямоугольной, цилиндрической, конической, округлой и комбинированной формы. Совершенствование навыка передачи в рисунке цветовых оттенков изображаемых объектов.

Декоративное рисование

     Совершенствование навыков составления узоров (орнаментов) в различных геометрических формах, умений декоративно перерабатывать природные формы и использовать их в оформительской работе. Выработка приемов работы акварельными и гуашевыми красками. На конкретных примерах раскрытие декоративного значения цвета при составлении орнаментальных композиций, прикладной роли декоративного рисования в повседневной жизни.

Рисование на темы

     Развитие у учащихся способности к творческому воображению, умения передавать в рисунке связное содержание, использование приема загораживания одних предметов другими в зависимости от их положения относительно друг друга. Формирование умения размещать предметы в открытом пространстве; изображать удаленные предметы с учетом их зрительного уменьшения. Закрепление понятия о зрительной глубине в рисунке: первый план, второй план.

Беседы об изобразительном искусстве

     Развитие и совершенствование целенаправленного восприятия произведений изобразительного искусства и эмоционально-эстетического отношения к ним. Формирование понятия о видах и жанрах изобразительного искусства. Формирование представления об основных средствах выразительности живописи. Ознакомление с некоторыми материалами, используемыми в изобразительном искусстве. Закрепление знания об отличительных особенностях произведений декоративно-прикладного искусства.

 

  

Содержание учебного материала

 

     Рабочая программа по изобразительному искусству рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.

Межпредметные связи

 

     Письмо и развитие речи. Развитие мелкой моторики.

Математика. Правильное расположение рисунков относительно друг друга (ближе – дальше).

      Чтение и развитие речиВосприятия произведений изобразительного искусства. Обучение высказываться о содержании рассматриваемых произведений изобразительного искусства.

Распределение учебного времени

 

Темы программного материала

Количество часов

1

Декоративное рисование

11

2

Рисование с натуры

12

3

Рисование на темы

8

4

Беседы об изобразительном искусстве

3

 

Итого:

34

   

     В программе предусмотрены часы на изучение регионального компонента:

I четверть – Графика художников Хакасии;

II четверть – Природа и животный мир Хакасии;

III четверть – Одежда и быт хакасов;

IV четверть – Сказки и былины хакасов.

 

Межпредметные связи

 

     Письмо и развитие речи. Развитие мелкой моторики.

Математика. Правильное расположение рисунков относительно друг друга (ближе – дальше).

      Чтение и развитие речиВосприятия произведений изобразительного искусства. Обучение высказываться о содержании рассматриваемых произведений изобразительного искусства.

  

Учащиеся должны уметь:

 

-  передавать форму, строение, величину, цвет и положение в пространстве изображаемых предметов, пользоваться   вспомогательными линиями при построении рисунка, выполняя его в определенной последовательности;

- изображать предметы прямоугольной, цилиндрической, конической, округлой и комбинированной формы, передавая из объем и окраску;

-  проявлять художественный вкус в рисунках декоративного характера, стилизовать природные формы, выполнять построение узоров (орнаментов) в основных геометрических формах, применяя осевые линии;

-  использовать прием загораживания одних предметов другими в рисунках на заданную тему, изображать удаленные предметы с учетом их зрительного уменьшения;

 -  проявлять интерес к произведениям изобразительного искусства и высказывать о них оценочные суждения.

Учащиеся должны знать:

     Виды работ на уроках изобразительного искусства (рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на тему);

     Отличительные признаки видов изобразительного искусства (живопись, скульптура, графика, архитектура, декоративно-прикладное творчество);

     Основные средства выразительности живописи (цвет, композиция, освещение);

     Особенности некоторых материалов, используемых в изобразительном искусстве (акварель, гуашь, масло, бронза, мрамор, гранит, дерево, фарфор);

     Отличительные особенности произведений декоративно-прикладного искусства;

     Названия крупнейших музеев страны.

 

Педагогическая дифференциация по В.В. Воронковой

 (Метод наблюдение.)

     I группа. Это ученики, успешно овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания они выполняют, как правило, самостоятельно. Программный материал усваивают сознательно. Полученные знания и умения такие ученики успешнее остальных применяют на практике. При выполнении сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь взрослого.

     П группа. Это ученики, также успешно обучающиеся в классе. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, запоминают изучаемый материал, но затрудняются сделать элементарные выводы и обобщения. Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ.

     III группа. Это ученики, которые с трудом усваивают программный материал и нуждаются в помощи учителя. Для учащихся характерно недостаточное понимание вновь изучаемого материала. Они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала у этих учащихся значительно ниже, чем у детей, отнесенных ко второй группе. Значительно снижены у школьников данной группы способности к обобщению.

    IV группа. Это ученики, которые овладевают программным материалом специальной (коррекционной) школы VIII вида на самом низком уровне. Знания усваиваются ими механически, быстро забываются. Они могут усвоить значительно меньший объём знаний и умений, чем остальные школьники.

 

 



















 

 

Календарно – тематическое планирование по ИЗО в 7 классе

п/п

Кол-во  уроков

Дата проведения

Наименование   

разделов и тем

Формы организации учебных занятий, содержание.

Оборудование, ТСО, наглядность

По плану

По факту

I четверть (9ч.)

  

1

1

 

 

Рисование с натуры объемного предмета прямоугольной фор­мы.

Рисование с натуры объемного предмета прямоугольной фор­мы, повернутого углом к рисующему

Иллюстрации по теме: высокая коробка, обернутая цветной бумагой и перевязанная лентой

 

2

1

 

 

Беседа на тему «Виды изобразительного искусства. Живопись».

 

Расширение представлений о работе художника-живописца, о ма­териалах и инструментах живописца. Жанры живописи: пейзаж, натюрморт, портрет,

Иллюстрации по теме: И. Грабарь. «Березовая аллея»; И. Машков. «Снедь московская. Мясо, дичь»; В. Серов. «Мика Морозов»; И. Репин. «Иван Грозный и сын его Иван»; В. Маковский. «Свидание»). Крупнейшие музеи страны.

3

1

 

 

Рисование с натуры объемного предмета прямоугольной формы (радиоприемник; телевизор).

 

Рисование с натуры объемного предмета прямоугольной формы в наиболее простом для восприятия положении

Иллюстрации по теме: радиоприемник; телевизор; стопа из 5—6 толстых книг, обвязанных тесьмой.

4

1

 

 

Рисование с натуры двух предметов цилиндрической формы

Рисование с натуры двух предметов цилиндрической формы, расположенных ниже уровня зрения

Иллюстрации по теме: эмалированные кастрюля и кружка; стеклянная банка с водой и керамический бокал.

5

1

 

 

Рисование по представлению объемного предмета цилиндричес­кой формы с вырезом 1/4 части

Практическая работа

Иллюстрации по теме: Сыр, Торт

 

6

1

 

 

Рисование с натуры предмета, имеющего форму усеченного ко­нуса (чашка; цветочный горшок; ваза).

Практическая работа

Иллюстрации по теме: (чашка; цветочный горшок; ваза).

 

7

1

 

 

Рисование с натуры предмета комбинированной формы (торшер; подсвечник со свечой).

 

Практическая работа

Иллюстрации по теме: (чашка; цветочный горшок; ваза).

 

8

1

 

 

Беседа об изобразительном искусстве на тему «Выразительные средства живописи.

Изменение цвета в зависимости от освещения: солнечное, освещение, сумерки, пасмурная погода. Холодная и теп­лая цветовая гамма. Композиция.

Иллюстрации по теме: (И. Шишкин. «Полдень»; А. Ку-инджи. «Березовая роща»; И. Левитан. «Сумерки. Стога»; М. Вру­бель. «В ночном»; В. Поленов. «Московский дворик»).

9

1

 

 

Графика художников Хакасии

Беседа, знакомство с рисунками с графическими рисунками художников

Иллюстрации рисунков: Р.И.Субракова, Тодыкова , А.Топоева и т.д.

 

II четверть (7ч.)

 

10

1

 

 

Выполнение на основе наблюдений зарисовок осеннего леса.

Тематическое рисование, практическая работа

Иллюстрации по теме: осенние пейзажи

11

1

 

 

Рисование с натуры объемных предметов — посуда

Рисование с натуры, практическая работа

Иллюстрации по теме: отдельные предметы из чайного или кофейного сервиза

12

1

 

 

Беседа на тему «Виды изобразительного искусства. Скульпту­ра

 

Урок сообщения новых знаний. Отличие скульптуры от произведения живописи и рисунка: объемность, обозримость с разных сторон.

Иллюстрации по теме: Памятник Ю. Гагарину на площади Гагарина в Москве; Н. Томский. «Портрет И. Д. Черняховско­го»; мемориал в Волгограде на Мамаевом кургане; скульптуры С. Коненкова и др

13

1

 

 

Народная скульптура, ее образность и выразительность.

 

Практическая работа

Иллюстрации по теме: игрушки

14

1

 

 

Природа и животный мир Хакасии;

 

Тематическое рисование, практическая работа

Иллюстрации по теме: пейзажи, картины и т.д.

15

1

 

 

Беседа на тему «Виды изобразительного искусства. Архитекту­ра».

Презентация: «Архитектура Иркутска»

Иллюстрации по теме: Памятники архитектуры Московского Кремля. Архитектура города Иркутска.

16

1

 

 

Изготовление макета пригласительно­го билета.

 

Декоративное рисование, практическая работа

Иллюстрации по теме

III четверть (9ч.)  

 

17

1

 

 

Выполнение на основе наблюдений зарисовок зимнего леса.

Тематическое рисование, практическая работа

Иллюстрации по теме: картины зимнего леса

18

1

 

 

Беседа на тему «Виды изобразительного искусства. Графика».

Книжная иллюстрация. Плакат. Карикатура.

 

Иллюстрации по теме

19

1

 

 

Выполнение эскизов элементов оформления книги

 Рисова­ние заставок, буквиц, концовок

 

Иллюстрации по теме

20

1

 

 

Рисование с натуры объемных предметов округлой формы (фрукты)

Рисование с натуры, практическая работа

Иллюстрации по теме: фрукты

 

21

1

 

 

Рисование с натуры объемных предметов округлой формы (овощи)

Рисование с натуры, практическая работа

Иллюстрации по теме: овощи

22

1

 

 

Рисование с натуры постройки из элементов строительного ма­териала (башня)

Рисование с натуры, практическая работа

Иллюстрации по теме: башня

23

1

 

 

Одежда и быт хакасов;

Беседа. Показ слайдов, рисунков.

Иллюстрации по теме

24

1

 

 

Рисование с натуры предметов комбинированной формы

 

Рисование с натуры, практическая работа

Иллюстрации по теме: сто­лярные или слесарные инструменты

25

1

 

 

«Народное декоративно-прикладное искусство России»

Беседа. Показ изде­лий народного творчества (Хохлома. Гжель. Жостово. Палех и др.).

Иллюстрации по теме

IV четверть (9ч.)

      

26

1

 

 

Беседа на тему «Виды изобразительного искусства. Декоратив­но-прикладное творчество».

Урок знакомства с новым материалом. Городецкая роспись (расписные доски, скамейки, детские кресла-качалки, круглые настенные панно и т. п.).

Иллюстрации по теме

27

1

 

 

Рисование с натуры предметов комбинированной формы

Рисование с натуры, практическая работа

 

Иллюстрации по теме: чай­ник; самовар).

28

1

 

 

Рисование с натуры предметов комбинированной формы (иг­рушки).

 

Рисование с натуры

Иллюстрации по теме





















29

1

 

 

Рисование с натуры объемных предметов округлой формы (фрукты).

 

Рисование с натуры, практическая работа

Иллюстрации по теме: фрукты

 

30

1

 

 

Рисование с натуры объемных предметов округлой формы (овощи).

 

Рисование с натуры, практическая работа

Иллюстрации по теме: овощи

31

1

 

 

Рисование с натуры постройки из элементов строительного ма­териала (башня).

Рисование с натуры, практическая работа

Иллюстрации по теме: башня

32

1

 

 

Сказки и былины хакасов.

 

Тематическое рисование

Иллюстрации по теме

33

1

 

 

Декоративное рисование — составление узора для вазы.

Декоративное рисование, практическая работа

Иллюстрации по теме

34

1

 

 

«Народное декоративно-прикладное искусство России»

Беседа. Показ изде­лий народного творчества (Хохлома. Гжель. Палех и др.).

Иллюстрации по теме

 

 

 

Библиографический список:

 

1.    Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида- В.В. Воронковой, сборник 1, -5 – 9 классы - М.: Владос, 2000.

2.    Мирский С.Л. Формирование знаний учащихся коррекционной школы VIII вида на уроках труда – М.: Просвещение, 1992.

3.    Свиридова О.В. Изобразительное искусство: предметная неделя в школе – Волгоград, Учитель, 2007.

4. Самоучитель по рисованию: учимся рисовать с нуля/Ольга Шматова-2-у издание-

    М.: Эксмо,2011. -80с.

5. Книжная графика Р.И.Субракова. Каталог. -Спб: «Союз-Дизайн»,2006. -82с.

 



Опубликовано в группе «Родная природа.»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.