Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Хакасия, «Аскизская школа-интернат»
Рекомендована: Утверждена:
Методическим объединением Приказом №________________
коррекционно-развивающего цикла ГБОУ РХ «Аскизская школа-интернат»
Протокол №____________________ «______»_____________________2019
от «______»________________2019
Рабочая программа
по ИЗО для 7 класса
на 2019-2020 учебный год
Составитель: учитель высшей
квалификационной категории Чебодаев Э.А.
Аннотация
Рабочая программа по ИЗО для 7 класса разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов. Авторы - составители Мирский С.Л., Журавлев Б.А., Иноземцева Л.С., Ковалева ЕЛ., Васенков Г.В., В.М. Мозговой; Под редакцией В.В. Воронковой, издательство «Владос», Москва - 2011г.
Обучению изобразительному искусству придается большое значение. Содержание его включает знание основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, декоративного рисования. Школьники знакомятся с отдельными произведениями живописи, декоративно-прикладного искусства, изобразительное искусство является одним из предметов, содержание которого направлено на развитие у обучающихся художественного вкуса, способствует их эстетическому воспитанию. Занятия изобразительным искусством имеют большое коррекционно-развивающее значение, способствуют совершенствованию познавательной, эмоционально-волевой и двигательной сферы обучающихся. Ребята знакомятся с художниками Хакасии с их произведениями.
Согласно учебному плану на изучение предмета «Изобразительное искусство» отводится 1 час в неделю (34 часа в год в каждом классе).
Пояснительная записка
Школьный курс по изобразительному искусству в 7 классе направлен на продолжение решения следующих основных задач:
1. Коррекции недостатков развития познавательной деятельности путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
2. Совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном выполнении рисунка;
3. Улучшение зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала;
4. Формирование элементарных знаний основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной, трудовой и общественно полезной деятельности;
5. Расширение и уточнение словарного запаса детей за счет специальной лексики, совершенствование фразовой речи;
6. Развитие у школьников художественного вкуса, аккуратности, настойчивости и самостоятельности в работе; содействие нравственному и трудовому воспитанию.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию и развитие:
– основных мыслительных операций (сравнения, обобщения, ориентации в пространстве, последовательности действий);
– наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления;
– зрительного восприятия и узнавания; - моторики пальцев;
– пространственных представлений и ориентации; – речи и обогащение словаря;
– коррекцию нарушений эмоционально;
-волевой и личностной сферы;
– коррекцию индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Для решения этих задач программой предусмотрены четыре вида занятий: рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на темы,
беседы об изобразительном искусстве
Рисование с натуры
Дальнейшее развитие у учащихся способности самостоятельно анализировать объект изображения, определять его форму, конструкцию, величину составных частей, цвет и положение в пространстве. Обучение детей умению соблюдать целесообразную последовательность выполнения рисунка. Формирование основы изобразительной грамоты, умения пользоваться вспомогательными линиями, совершенствование навыка правильной передачи в рисунке объемных предметов прямоугольной, цилиндрической, конической, округлой и комбинированной формы. Совершенствование навыка передачи в рисунке цветовых оттенков изображаемых объектов.
Декоративное рисование
Совершенствование навыков составления узоров (орнаментов) в различных геометрических формах, умений декоративно перерабатывать природные формы и использовать их в оформительской работе. Выработка приемов работы акварельными и гуашевыми красками. На конкретных примерах раскрытие декоративного значения цвета при составлении орнаментальных композиций, прикладной роли декоративного рисования в повседневной жизни.
Рисование на темы
Развитие у учащихся способности к творческому воображению, умения передавать в рисунке связное содержание, использование приема загораживания одних предметов другими в зависимости от их положения относительно друг друга. Формирование умения размещать предметы в открытом пространстве; изображать удаленные предметы с учетом их зрительного уменьшения. Закрепление понятия о зрительной глубине в рисунке: первый план, второй план.
Беседы об изобразительном искусстве
Развитие и совершенствование целенаправленного восприятия произведений изобразительного искусства и эмоционально-эстетического отношения к ним. Формирование понятия о видах и жанрах изобразительного искусства. Формирование представления об основных средствах выразительности живописи. Ознакомление с некоторыми материалами, используемыми в изобразительном искусстве. Закрепление знания об отличительных особенностях произведений декоративно-прикладного искусства.
Содержание учебного материала
Рабочая программа по изобразительному искусству рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.
Межпредметные связи
Письмо и развитие речи. Развитие мелкой моторики.
Математика. Правильное расположение рисунков относительно друг друга (ближе – дальше).
Чтение и развитие речи. Восприятия произведений изобразительного искусства. Обучение высказываться о содержании рассматриваемых произведений изобразительного искусства.
Распределение учебного времени
№ | Темы программного материала | Количество часов |
1 | Декоративное рисование | 11 |
2 | Рисование с натуры | 12 |
3 | Рисование на темы | 8 |
4 | Беседы об изобразительном искусстве | 3 |
| Итого: | 34 |
В программе предусмотрены часы на изучение регионального компонента:
I четверть – Графика художников Хакасии;
II четверть – Природа и животный мир Хакасии;
III четверть – Одежда и быт хакасов;
IV четверть – Сказки и былины хакасов.
Межпредметные связи
Письмо и развитие речи. Развитие мелкой моторики.
Математика. Правильное расположение рисунков относительно друг друга (ближе – дальше).
Чтение и развитие речи. Восприятия произведений изобразительного искусства. Обучение высказываться о содержании рассматриваемых произведений изобразительного искусства.
Учащиеся должны уметь:
- передавать форму, строение, величину, цвет и положение в пространстве изображаемых предметов, пользоваться вспомогательными линиями при построении рисунка, выполняя его в определенной последовательности;
- изображать предметы прямоугольной, цилиндрической, конической, округлой и комбинированной формы, передавая из объем и окраску;
- проявлять художественный вкус в рисунках декоративного характера, стилизовать природные формы, выполнять построение узоров (орнаментов) в основных геометрических формах, применяя осевые линии;
- использовать прием загораживания одних предметов другими в рисунках на заданную тему, изображать удаленные предметы с учетом их зрительного уменьшения;
- проявлять интерес к произведениям изобразительного искусства и высказывать о них оценочные суждения.
Учащиеся должны знать:
Виды работ на уроках изобразительного искусства (рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на тему);
Отличительные признаки видов изобразительного искусства (живопись, скульптура, графика, архитектура, декоративно-прикладное творчество);
Основные средства выразительности живописи (цвет, композиция, освещение);
Особенности некоторых материалов, используемых в изобразительном искусстве (акварель, гуашь, масло, бронза, мрамор, гранит, дерево, фарфор);
Отличительные особенности произведений декоративно-прикладного искусства;
Названия крупнейших музеев страны.
Педагогическая дифференциация по В.В. Воронковой
(Метод наблюдение.)
I группа. Это ученики, успешно овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания они выполняют, как правило, самостоятельно. Программный материал усваивают сознательно. Полученные знания и умения такие ученики успешнее остальных применяют на практике. При выполнении сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь взрослого.
П группа. Это ученики, также успешно обучающиеся в классе. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, запоминают изучаемый материал, но затрудняются сделать элементарные выводы и обобщения. Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ.
III группа. Это ученики, которые с трудом усваивают программный материал и нуждаются в помощи учителя. Для учащихся характерно недостаточное понимание вновь изучаемого материала. Они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала у этих учащихся значительно ниже, чем у детей, отнесенных ко второй группе. Значительно снижены у школьников данной группы способности к обобщению.
IV группа. Это ученики, которые овладевают программным материалом специальной (коррекционной) школы VIII вида на самом низком уровне. Знания усваиваются ими механически, быстро забываются. Они могут усвоить значительно меньший объём знаний и умений, чем остальные школьники.
Календарно – тематическое планирование по ИЗО в 7 классе
№ п/п | Кол-во уроков | Дата проведения | Наименование разделов и тем | Формы организации учебных занятий, содержание. | Оборудование, ТСО, наглядность | ||||||||||||||||||||||||
По плану | По факту | ||||||||||||||||||||||||||||
I четверть (9ч.)
| |||||||||||||||||||||||||||||
1 | 1 |
|
| Рисование с натуры объемного предмета прямоугольной формы. | Рисование с натуры объемного предмета прямоугольной формы, повернутого углом к рисующему | Иллюстрации по теме: высокая коробка, обернутая цветной бумагой и перевязанная лентой
| |||||||||||||||||||||||
2 | 1 |
|
| Беседа на тему «Виды изобразительного искусства. Живопись».
| Расширение представлений о работе художника-живописца, о материалах и инструментах живописца. Жанры живописи: пейзаж, натюрморт, портрет, | Иллюстрации по теме: И. Грабарь. «Березовая аллея»; И. Машков. «Снедь московская. Мясо, дичь»; В. Серов. «Мика Морозов»; И. Репин. «Иван Грозный и сын его Иван»; В. Маковский. «Свидание»). Крупнейшие музеи страны. | |||||||||||||||||||||||
3 | 1 |
|
| Рисование с натуры объемного предмета прямоугольной формы (радиоприемник; телевизор).
| Рисование с натуры объемного предмета прямоугольной формы в наиболее простом для восприятия положении | Иллюстрации по теме: радиоприемник; телевизор; стопа из 5—6 толстых книг, обвязанных тесьмой. | |||||||||||||||||||||||
4 | 1 |
|
| Рисование с натуры двух предметов цилиндрической формы | Рисование с натуры двух предметов цилиндрической формы, расположенных ниже уровня зрения | Иллюстрации по теме: эмалированные кастрюля и кружка; стеклянная банка с водой и керамический бокал. | |||||||||||||||||||||||
5 | 1 |
|
| Рисование по представлению объемного предмета цилиндрической формы с вырезом 1/4 части | Практическая работа | Иллюстрации по теме: Сыр, Торт
| |||||||||||||||||||||||
6 | 1 |
|
| Рисование с натуры предмета, имеющего форму усеченного конуса (чашка; цветочный горшок; ваза). | Практическая работа | Иллюстрации по теме: (чашка; цветочный горшок; ваза).
| |||||||||||||||||||||||
7 | 1 |
|
| Рисование с натуры предмета комбинированной формы (торшер; подсвечник со свечой).
| Практическая работа | Иллюстрации по теме: (чашка; цветочный горшок; ваза).
| |||||||||||||||||||||||
8 | 1 |
|
| Беседа об изобразительном искусстве на тему «Выразительные средства живописи. | Изменение цвета в зависимости от освещения: солнечное, освещение, сумерки, пасмурная погода. Холодная и теплая цветовая гамма. Композиция. | Иллюстрации по теме: (И. Шишкин. «Полдень»; А. Ку-инджи. «Березовая роща»; И. Левитан. «Сумерки. Стога»; М. Врубель. «В ночном»; В. Поленов. «Московский дворик»). | |||||||||||||||||||||||
9 | 1 |
|
| Графика художников Хакасии | Беседа, знакомство с рисунками с графическими рисунками художников | Иллюстрации рисунков: Р.И.Субракова, Тодыкова , А.Топоева и т.д.
| |||||||||||||||||||||||
II четверть (7ч.)
| |||||||||||||||||||||||||||||
10 | 1 |
|
| Выполнение на основе наблюдений зарисовок осеннего леса. | Тематическое рисование, практическая работа | Иллюстрации по теме: осенние пейзажи | |||||||||||||||||||||||
11 | 1 |
|
| Рисование с натуры объемных предметов — посуда | Рисование с натуры, практическая работа | Иллюстрации по теме: отдельные предметы из чайного или кофейного сервиза | |||||||||||||||||||||||
12 | 1 |
|
| Беседа на тему «Виды изобразительного искусства. Скульптура
| Урок сообщения новых знаний. Отличие скульптуры от произведения живописи и рисунка: объемность, обозримость с разных сторон. | Иллюстрации по теме: Памятник Ю. Гагарину на площади Гагарина в Москве; Н. Томский. «Портрет И. Д. Черняховского»; мемориал в Волгограде на Мамаевом кургане; скульптуры С. Коненкова и др | |||||||||||||||||||||||
13 | 1 |
|
| Народная скульптура, ее образность и выразительность.
| Практическая работа | Иллюстрации по теме: игрушки | |||||||||||||||||||||||
14 | 1 |
|
| Природа и животный мир Хакасии;
| Тематическое рисование, практическая работа | Иллюстрации по теме: пейзажи, картины и т.д. | |||||||||||||||||||||||
15 | 1 |
|
| Беседа на тему «Виды изобразительного искусства. Архитектура». | Презентация: «Архитектура Иркутска» | Иллюстрации по теме: Памятники архитектуры Московского Кремля. Архитектура города Иркутска. | |||||||||||||||||||||||
16 | 1 |
|
| Изготовление макета пригласительного билета.
| Декоративное рисование, практическая работа | Иллюстрации по теме | |||||||||||||||||||||||
III четверть (9ч.)
| |||||||||||||||||||||||||||||
17 | 1 |
|
| Выполнение на основе наблюдений зарисовок зимнего леса. | Тематическое рисование, практическая работа | Иллюстрации по теме: картины зимнего леса | |||||||||||||||||||||||
18 | 1 |
|
| Беседа на тему «Виды изобразительного искусства. Графика». | Книжная иллюстрация. Плакат. Карикатура.
| Иллюстрации по теме | |||||||||||||||||||||||
19 | 1 |
|
| Выполнение эскизов элементов оформления книги | Рисование заставок, буквиц, концовок
| Иллюстрации по теме | |||||||||||||||||||||||
20 | 1 |
|
| Рисование с натуры объемных предметов округлой формы (фрукты) | Рисование с натуры, практическая работа | Иллюстрации по теме: фрукты
| |||||||||||||||||||||||
21 | 1 |
|
| Рисование с натуры объемных предметов округлой формы (овощи) | Рисование с натуры, практическая работа | Иллюстрации по теме: овощи | |||||||||||||||||||||||
22 | 1 |
|
| Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала (башня) | Рисование с натуры, практическая работа | Иллюстрации по теме: башня | |||||||||||||||||||||||
23 | 1 |
|
| Одежда и быт хакасов; | Беседа. Показ слайдов, рисунков. | Иллюстрации по теме | |||||||||||||||||||||||
24 | 1 |
|
| Рисование с натуры предметов комбинированной формы
| Рисование с натуры, практическая работа | Иллюстрации по теме: столярные или слесарные инструменты | |||||||||||||||||||||||
25 | 1 |
|
| «Народное декоративно-прикладное искусство России» | Беседа. Показ изделий народного творчества (Хохлома. Гжель. Жостово. Палех и др.). | Иллюстрации по теме | |||||||||||||||||||||||
IV четверть (9ч.)
| |||||||||||||||||||||||||||||
26 | 1 |
|
| Беседа на тему «Виды изобразительного искусства. Декоративно-прикладное творчество». | Урок знакомства с новым материалом. Городецкая роспись (расписные доски, скамейки, детские кресла-качалки, круглые настенные панно и т. п.). | Иллюстрации по теме | |||||||||||||||||||||||
27 | 1 |
|
| Рисование с натуры предметов комбинированной формы | Рисование с натуры, практическая работа
| Иллюстрации по теме: чайник; самовар). | |||||||||||||||||||||||
28 | 1 |
|
| Рисование с натуры предметов комбинированной формы (игрушки).
| Рисование с натуры | Иллюстрации по теме | |||||||||||||||||||||||
| | | | | | | | | | | | | | | | | | |
29 | 1 |
|
| Рисование с натуры объемных предметов округлой формы (фрукты).
| Рисование с натуры, практическая работа | Иллюстрации по теме: фрукты
|
30 | 1 |
|
| Рисование с натуры объемных предметов округлой формы (овощи).
| Рисование с натуры, практическая работа | Иллюстрации по теме: овощи |
31 | 1 |
|
| Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала (башня). | Рисование с натуры, практическая работа | Иллюстрации по теме: башня |
32 | 1 |
|
| Сказки и былины хакасов.
| Тематическое рисование | Иллюстрации по теме |
33 | 1 |
|
| Декоративное рисование — составление узора для вазы. | Декоративное рисование, практическая работа | Иллюстрации по теме |
34 | 1 |
|
| «Народное декоративно-прикладное искусство России» | Беседа. Показ изделий народного творчества (Хохлома. Гжель. Палех и др.). | Иллюстрации по теме
|
Библиографический список:
1. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида- В.В. Воронковой, сборник 1, -5 – 9 классы - М.: Владос, 2000.
2. Мирский С.Л. Формирование знаний учащихся коррекционной школы VIII вида на уроках труда – М.: Просвещение, 1992.
3. Свиридова О.В. Изобразительное искусство: предметная неделя в школе – Волгоград, Учитель, 2007.
4. Самоучитель по рисованию: учимся рисовать с нуля/Ольга Шматова-2-у издание-
М.: Эксмо,2011. -80с.
5. Книжная графика Р.И.Субракова. Каталог. -Спб: «Союз-Дизайн»,2006. -82с.