Рабочая программа по изобразительному искусству (8 класс, вариант 2)

0
0
Материал опубликован 28 November 2023

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по изобразительному искусству

8 класс (вариант 2)


Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству для 8 класса разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании  в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 ФЗ ст. 28 «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации», Уставом ГБОУ СО «Школа – интернат АОП г. Маркса»,  Положением о рабочей программе педагога ГБОУ СО «Школа – интернат АОП г. Маркса», Программой обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью Министерства образования Саратовской области Государственного бюджетного образовательного учреждения Саратовской области для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Областного центра диагностики и консультирования», СанПиН 2.4.2.3286-15 от 10.07. 2015г.

Изобразительное искусство – имеет важное значение в плане развития и воспитания детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, коррекции их познавательной деятельности. Уроки изобразительного искусства постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.                                                      

Занятия по рисованию способствуют развитию у детей правильного восприятия формы и цвета предметов, оказывают положительное влияние на формирование целенаправленной деятельности. В ходе уроков по данному предмету у учащихся развиваются аккуратность, настойчивость, самостоятельность в работе.

Цель: способствовать овладению элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности

 Задачи:
- формирование положительного эмоционального отношения к изобразительной деятельности;

- развитие интереса к деятельности и ее результатам;

- формирование умения соотносить получаемые изображения с реальными объектами, явлениями, событиями;

- обучение приемам и средствам рисования;

- обогащение, уточнение и закрепление представлений о предметах и явлениях окружающего мира;

- совершенствование мелкой моторики, зрительно-двигательной координации движений обеих рук;

- воспитание адекватного отношения к результатам собственной деятельности и деятельности других, формирование основ самооценки.

- способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;

-  содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;

 - ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;

- формирование элементарных знаний основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной, трудовой и общественно полезной деятельности;

- развитие у учащихся эстетических чувств, умения видеть и понимать красивое, высказывать оценочные суждения о произведениях изобразительного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;

- ознакомление учащихся с лучшими произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна;

- развитие у школьников художественного вкуса, аккуратности, настойчивости и самостоятельности в работе; содействие нравственному и трудовому воспитанию;

- совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном выполнении рисунка.

Уроки изобразительного искусства состоят из трех разделов: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на тему. Прежде чем подойти к этим занятиям, с учащимися необходимо провести подготовительные упражнения.

В ходе подготовительных занятий дети учатся слушать и выполнять инструкции педагога, правильно держать карандаш и лист бумаги на столе, называть и дифференцировать цвета, проводить разнообразные линии, с помощью трафаретов рисовать и раскрашивать геометрические фигуры.

Декоративное рисование. Рисование совместно с учащимися красками. Рисование  по внутренним трафаретам предметов и их закрашивание. Выработка у детей умения проводить от руки прямые вертикальные, горизонтальные и наклонные линии; упражнение в закраске элементов орнамента, соблюдая контур рисунка; развитие умение применять трафареты (шаблоны).

Рисование с натуры. Учить детей различать несложные предметы по форме, величине, цвету и рисовать их по трафарету; с помощью учителя раскрашивать рисунок, не выходя за контуры.

Рисование на тему. Учить детей по возможности правильно размещать элементы рисунка на листе бумаги; передавать пространственные и величинные элементы простейших предметов (наверху, внизу, большой, маленький); отождествлять с помощью учителя свой рисунок с реальным предметом; правильно подбирать цвета. Учить соединять в одном сюжетном рисунке несколько предметов, располагать их в определенном порядке.

С целью повышения эффективности уроков тематического рисования используются различные игровые приемы и игровые ситуации. Особое внимание при этом уделяется развитию речи учащихся. С помощью учителя дети описывают предмет, рассказывают о последовательности работы над рисунком, дают отчет о проделанном. На уроках тематического рисования рассматривают и пересказывают по вопросам содержание картин, изображающих времена года, различные детские сказки.

Уроки рисования тесно связан с другими учебными предметами и в частности с уроками письма, математики и предметно - практической деятельности.

На занятиях большое место отведено работе с трафаретами и шаблонами. Они могут представлять собой различные геометрические фигуры, овощи и фрукты, а также буквы и цифры. Работа по обводке и раскрашиванию букв и цифр позволит лучше запомнить их. Большая роль отводится обучению детей раскрашиванию. Для них характерна крайне небрежная раскраска, когда штрихи наносятся линиями в различных направлениях и выходящими за контур рисунка и т.п. Здесь важным моментом является индивидуальный показ учителем приемов раскрашивания. Большое внимание в работе с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью уделяется упражнениям, позволяющим научить детей различать основные цвета, находить в классе предметы заданного цвета.

Изучение учебного материала рассчитано на 68 часов в год (2 часа в неделю). Контроль полученных знаний и умений проводится на основе бесед по иллюстрациям, а так же правильность приемов работы, степень самостоятельности выполнения задания (ориентировку в задании, планирование, практическое изготовление, организацию рабочего места).

Содержание тем учебного курса

1 четверть

Рисование на тему  «Вот и лето пролетело»

Рисование на тему  «Моя семья»

Рисование «Мой дом в солнечную погоду»

Рисование «Мой дом в дождливую погоду»

Рисование предметов, имеющих геометрическую форму (шкаф, телевизор, ваза, кастрюля)

Рисование весенних цветов (астра)

Рисование игрушки-матрешки

Рисование на тему «Золотая осень»

Рисование фруктов: груша, яблоко, апельсин, лимон

Рисование овощей: свекла, редис, капуста и огурец

Рисование натюрморта из овощей и фруктов

Составление узора из геометрических элементов в квадрате, применяя осевые линии

Составление узора из геометрических элементов в полосе, применяя осевые линии

Составление узора из геометрических элементов в круге, применяя осевые линии

Рисование несложных учебных предметов (тетрадь, книга, портфель, карандаш, пенал)

Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала

II четверть

Рисование на тему «Герои русских народных сказок»

Составление растительного узора в квадрате, применяя осевые линии

Составление узора растительного в полосе, применяя осевые линии

Составление растительного узора в круге, применяя осевые линии

Декоративное рисование «Расписное блюдо».

Составление узора в полосе (шарф, полотенце, шапочка)

Составление и рисование узора для ткани

Рисование ягод рябины

Рисование на тему «Мой любимый герой»

Рисование на темы «Здравствуй, гостья Зима»

Рисование на тему «Зимний день»

Рисование предметов симметричной формы. Елка.

Составление и рисование узора для ткани «Платье для Снегурочки»

Рисование «Дед Мороз»

Рисование на тему «Новогодняя елка»

Рисование новогодней открытки

III четверть

Рисование «Снег, снег кружится»

Рисование на темы «Мы лепим снеговика»

Знакомство с народными промыслами «филимоновская  игрушка». Элементы росписи.

Знакомство с народными промыслами «дымковская  игрушка». Элементы росписи.

Составление и рисование узора для вазы

Рисование фруктов.

Рисование овощей.

Иллюстрирование сказки  Чуковского С.Я. «Федорино горе»

Составление и рисование растительного узора в прямоугольнике и квадрате (шкатулка)

Рисование предметов симметричной формы. Ваза.

Рисование на тему «Защитники Отечества»

Рисование праздничной открытки «День Защитника Отечества»

Рисование с натуры. Ветка вербы.

Иллюстрирование сказки «Зайкина избушка»

Рисование «Мамин портрет»

Рисование праздничной открытки «8 марта»

Рисование на тему «Весна пришла»

Рисование предметов симметричной формы

Иллюстрирование сказки на выбор.

Декоративное рисование. Расписная скатерть.

IV четверть

Рисование на тему «Моя любимая игрушка»

Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала

Рисование на тему «Наши четвероногие друзья».

Рисование на тему «Прилет птиц»

Декоративное рисование расписного блюда (узор из ягод и листьев).

Рисование на тему «Космические корабли в полёте».

Иллюстрирование сказки «Винни-Пух и все-все-все».

Составление узора из растительных элементов в круге, применяя осевые линии

Рисование предметов симметричной формы. Бабочка.

Рисование предметов симметричной формы. Жук.

Рисование весенних цветов (тюльпаны)

Рисование на тему «9 мая»

Поздравительная открытка «День победы»

Рисование на тему «Любимый герой русских народных сказок»

Рисование предметов симметричной формы. Стрекоза.

Рисование на тему: «Пришло лето красное».


Учебно- тематический план

Кол-во часов

Тема

1

15

Декоративное рисование

2

20

Рисование с натуры

3

33

Рисование на тему

Всего

68



Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:
     -  свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая при этом лист бумаги;
     -  ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме в соответствии с инструкцией учителя;
      - использовать данные учителем ориентиры (опорные точки) и в соответствии с ними размещать изображение на листе бумаги;
     -  закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры изображения, направление штрихов и равномерный характер нажима на карандаш;
      - рисовать от руки предметы округлой, прямоугольной и треугольной формы;

рисовать по образцу узоры из геометрических и растительных форм в полосе, квадрате, круге;

   -  соединять в одном сюжетном рисунке несколько предметов; располагать их в определенном порядке;

    -   понимать принцип повторения или чередования элементов в узоре (по форме и цвету);
    -   различать и знать названия цветов;
    -   узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, проявлять эмоционально-эстетическое отношение к ним;

- передавать в рисунке форму изображаемых предметов, их строение и пропорции (отношение длины к ширине и частей к целому);

- определять предметы симметричной формы и рисовать их, применяя среднюю (осевую) линию как вспомогательную;

- составлять узоры из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате и круге, применяя осевые линии;

- передавать в рисунках на темы кажущиеся соотношения величин предметов с учетом их положения в пространстве (под углом к учащимся, выше уровня зрения);

- ослаблять интенсивность цвета, прибавляя воду в краску;

- пользоваться элементарными приемами работы с красками (ровная закраска, не выходящая за контуры изображения);

- самостоятельно анализировать свой рисунок и рисунки товарищей; употреблять в речи слова, обозначающие пространственные отношения предметов и графических элементов;

- рассказывать содержание картины; знать названия рассмотренных на уроках произведений изобразительного искусства; определять эмоциональное состояние изображенных на картине лиц.

Критерии и нормы оценки по изобразительному искусству для учащихся умеренной и тяжёлой умственной отсталостью

Оценка «5» ставится, если: учащийся  полностью справляется с поставленной целью урока; правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные  знания на практике; верно, решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между  собой все компоненты изображения; умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.

Оценка «4» ставится, если: учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера; гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.

Оценка «3» ставится, если: учащийся слабо справляется с поставленной целью урока; допускает неточность в изложении изученного материала.


Список литературы

  1. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методический материал/под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Гуманитарный центр. изд. центр ВЛАДОС, 2007.
  2. Былинкина О.В. Методика преподавания ИЗО в вопросах и ответах: Учебно-методическое пособие.- Саратов, 2007.- 44с.
  3. Изобразительная деятельность и художественный труд. Комплексные занятия / О.В. Павлова. – Волгоград: Учитель, 20011. – 158 с.
  4. Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью Министерства образования Саратовской области Государственного бюджетного образовательного учреждения Саратовской области для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Областного центра диагностики и консультирования»;
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации