Рабочая программа по окружающему миру в 1 классе (УМК «Школа России»)
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО); Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной учебной программы по окружающему миру для 1 класса; требованиями к результатам освоения начальной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для начального общего образования.
Рабочая программа разработана с учетом рабочей программы воспитания МБОУ «СОШ №1» п.г.т. Уренгой Пуровского района на 2021-2026 годы (утвержденная приказом от 31.08.2021 №317).
Программа разработана на основе авторской программы Плешакова А.А. "Окружающий мир", имеющей гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации» и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Школа России».
Рабочая программа по русскому языку ориентирована на учебник:
Порядковый номер учебника в Федеральном перечне | Автор/авторский коллектив | Название учебника | Класс | Издатель учебника | Нормативный документ |
1.1.1.4.1.3.1
| Плешаков А.А. | Окружающий мир. (в 2 частях) | 1 | АО "Издательство "Просвещение" | Приказ № 154 от 27.03.2021 |
Учебник Плешакова А.А. "Окружающий мир предназначен для учащихся 1-го класса общеобразовательной четырёхлетней начальной школы и соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования. Является продолжением непрерывного курса и составной частью комплекта учебников образовательной программы «Школа России». Имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Данный учебный методический комплект рассмотрен и утверждён к использованию на заседании МО учителей начальных классов (протокол № 6 от17.05.2021 г.).
В обязательной части учебного плана МБОУ «СОШ №1» п.г.т. Уренгой Пуровского района в 2021 - 2022 учебном году на изучение окружающего мира в 1 классе отводится 2 часов в неделю, всего 66 часов.
Планируемые результаты освоения предмета
Личностные результаты
У обучающихся будут сформированы:
- первичное представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, одновременно осознающего свою принадлежность к определённому этносу;
- умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины;
- первичное представление о ценностях многонационального российского общества (образ Родины как семьи разных народов, образ Москвы как духовной ценности, важной для разных народов);
- ценностные представления о своей семье и своей малой родине;
- первичные представления об изменении человека и окружающего мира с течением времени, овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о развитии техники, в том числе электронной;
- представление о новой социальной роли ученика, правилах школьной жизни (быть готовым к уроку, бережно относиться к школьным принадлежностям — учебнику, рабочей тетради и др.)
Обучающиеся получат возможность для формирования:
- положительное отношение к школе и учебной деятельности;
- первичное представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе и окружающему миру в целом;
- эстетические чувства, впечатления от восприятия предметов и явлений окружающего мира;
- этические чувства, эмоционально-нравственная отзывчивость на основе взаимодействия с другими людьми и с природой, доброжелательное отношение к сверстникам, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
- потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий;
- первоначальная установка на безопасный, здоровый образ жизни через выявление потенциальной опасности окружающих предметов, знакомство с правилами безопасности в быту, при переходе улицы, в транспорте, осознание важности правильной подготовки ко сну, правильного питания, выполнения гигиенических процедур;
- бережное отношение к материальным и духовным ценностям через знакомство с трудом людей разных профессий.
Развитие указанных личностных результатов будет продолжено на последующих ступенях обучения школьников в образовательных учреждениях.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Обучающиеся научатся:
- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
- сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);
- выделять из темы урока известные знания и умения;
- планировать своё высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что — потом);
- планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрению учителя);
- сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или рабочей тетради.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности, используя «Странички для самопроверки»;
- фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), позитивно относиться к своим успехам/неуспехам.
Познавательные УУД
Обучающиеся научатся:
- понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
- находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, в учебных пособиях и пр.;
- понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в словесной форме;
- понимать содержание текста, интерпретировать смысл, применять полученную информацию при выполнении заданий учебника, рабочей тетради или предложенных учителем;
- анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;
- устанавливать элементарные причинно-следственные связи;
- строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
- проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, подготовке сообщений и пр.;
- располагать рассматриваемые объекты, события и явления на шкале относительного времени «раньше — теперь».
Коммуникативные УУД
Обучающиеся научатся:
- включаться в диалог с учителем и сверстниками;
- формулировать ответы на вопросы;
- слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
- договариваться и приходить к общему решению;
- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
- интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
- признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
- употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий;
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
- готовить небольшие сообщения с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта.
Предметные результаты
Обучающиеся научатся:
- правильно называть родную страну, родной город, село (малую родину);
- различать флаг и герб России;
- узнавать некоторые достопримечательности столицы;
- называть по именам, отчествам и фамилиям членов своей семьи;
- проводить наблюдения в окружающем мире с помощью взрослого;
- проводить опыты с водой, снегом и льдом;
- различать изученные объекты природы (камни, растения, животных, созвездия);
- различать овощи и фрукты;
- определять с помощью атласа-определителя растения и животных;
- описывать по плану дерево, рыбу, птицу, своего домашнего питомца (кошку, собаку);
- сравнивать растения, животных, относить их к определённым группам;
- сравнивать реку и море;
- использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты;
- находить на глобусе холодные и жаркие районы;
- различать животных холодных и жарких районов;
- изготавливать модели Солнца, звёзд, созвездий, Луны;
- различать прошлое, настоящее и будущее;
- называть дни недели и времена года в правильной последовательности;
- соотносить времена года и месяцы;
- находить некоторые взаимосвязи в окружающем мире;
- объяснять причины возникновения дождя и ветра;
- перечислять цвета радуги в правильной последовательности;
- ухаживать за комнатными растениями, животными живого уголка;
- мастерить простейшие кормушки и подкармливать птиц.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- раздельно собирать мусор в быту;
- соблюдать правила поведения в природе;
- правильно готовиться ко сну, чистить зубы и мыть руки;
- подбирать одежду для разных случаев;
- правильно обращаться с электричеством и электроприборами;
- правильно переходить улицу;
- соблюдать правила безопасной езды на велосипеде;
- различать виды транспорта;
- соблюдать правила безопасности в транспорте.
Содержание учебного предмета
№ п/п | Название раздела | Количество часов на изучение раздела | Количество часов, отводимых на практическую часть и контроль | ||
проекты | Проверочные работы | Контрольные работы | |||
1 | Введение | 3 | - | - | - |
2 | Что и кто? | 20 | 1 | 1 | - |
3 | Как, откуда и куда? | 12 | 1 | 1 | - |
4 | Где и когда? | 10 | 1 | 1 | - |
5 | Почему и зачем? | 21 | 2 | 1 | - |
| Всего | 66 | 5 | 4 | 0 |
Формы организации учебной деятельности:
-фронтальная;
-индивидуальная;
-парная;
-групповая;
- разноуровневые творческие задания;
- индивидуальное консультирование.
Основные виды учебной деятельности:
№п\п | Название раздела | Характеристика основных видов деятельности учащихся |
| Введение Что и кто? | Различать флаг и герб России. Узнавать некоторые достопримечательности столицы. Правильно переходить улицу. Проводить наблюдения в окружающем мире. Различать изученные камни, растения, животных, созвездия. Описывать по плану дерево, рыбу, птицу. Сравнивать растения, животных, относить их к определённым группам. Использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты. Изготавливать модели Солнца и созвездий. |
| Как, откуда и куда? | Называть по именам, отчествам и фамилиям членов своей семьи. Правильно обращаться с электричеством и электроприборами. Проводить опыты с водой, снегом и льдом. Сравнивать реку и море. Ухаживать за комнатными растениями. Мастерить кормушки. |
| Где и когда? | Различать прошлое, настоящее и будущее. Называть дни недели и времена года. Находить на глобусе холодные и жаркие районы. Соблюдать правила безопасной езды на велосипеде. Подбирать одежду для разных случаев. |
| Почему и зачем? | Изготавливать модели звёзд, созвездий, луны. Объяснять причины возникновения дождя и ветра. Перечислять цвета радуги в правильной последовательности. Различать овощи и фрукты. Различать виды транспорта. Описывать по плану своего домашнего животного. Правильно готовиться ко сну, чистить зубы и мыть руки. Находить некоторые взаимосвязи в окружающем мире. Соблюдать правила поведения в природе, правила безопасности в транспорте. |
Тематическое планирование
№ урока | Раздел, тема | Виды контрольно-оценочной деятельности | Количество контрольных работ | Сроки проведения |
Введение. Что и кто? | | | | |
23 | Проверочная работа № 1 по разделу «Что и кто?». | Проверочная работа | 1 | |
Как, откуда и куда? | | | | |
35 | Проверочная работа № 2 по разделу «Как, откуда и откуда?». | Проверочная работа | 1 | |
Где и когда? | | | | |
45 | Проверочная работа № 3 по разделу «Где и когда? «Мой класс и моя школа». | Проверочная работа | 1 | |
66 | Проверочная работа № 4 по разделу «Почему и зачем?» Презентация проекта «Мои домашние питомцы». | Проверочная работа | 1 | |
| Итого: | | 4 | |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Тип урока | Планируемые результаты | Виды/формы контроля | |||
по плану | по факту | |||||||
Введение. 3 часа | ||||||||
1 | | | Задавайте вопросы! | Комбинированный | Понимать способы и средства познания окружающего мира. Рассказывать о своей стране. Понимать значимость каждого города, села в истории и жизни России. Называть объекты видимые невидимые, различать некоторые камни. Назвать части растений, знать распространённые растения. Наблюдать осенние изменения в живой природе. Различать деревья. Знать отличительные признаки отдельных видов животных. Иметь первоначальное представление о форме и движении Земли. Понимать и принимать учебную задачу урока. Анализировать иллюстрации учебника, выделять общее и особенное. Вступать в учебный диалог в паре. Находить новую информацию в диалоге со взрослым. Оценивать свои достижения на уроке. Описывать объекты живой природы по плану. Формулировать учебную задачу урока, стремиться её выполнить, оценивать свои достижения на уроке. Осуществлять самопроверку достигнутых результатов. Выступать с сообщением, выполнять тестовые задания. Осознавать целостность окружающего мира. Принимать и осваивать социальную роль обучающегося. Определять личностный смысл учения. Принимать свою принадлежность к российскому народу. Гордиться своей Родиной. Определять мотивы учебной деятельности. Проявлять интерес к объектам окружающего мира. Проявлять ответственность за свой выбор. Бережно относиться к ценностям природы | Текущий контроль | ||
2 | | | Экскурсия «Что такое наша школа?» | Комбинированный | Текущий контроль | |||
3 | | | Экскурсия «Что мы знаем о правилах дорожного движения?» | Комбинированный | Текущий контроль | |||
Что и кто? 20 часов | | |||||||
4 | | | Что такое Родина? | Урок введения новых знаний | Текущий контроль | |||
5 | | | Что мы знаем о народах России? | Комбинированный | Текущий контроль | |||
6 | | | Что мы знаем о Москве? | Комбинированный | Текущий контроль | |||
7 | | | Проект «Моя малая родина». | Комбинированный | Текущий контроль | |||
8 | | | Что у нас над головой? | Комбинированный | Текущий контроль | |||
9 | | | Что у нас под ногами? | Комбинированный | Текущий контроль | |||
10 | | | Что общего у разных растений? | Комбинированный | Текущий контроль | |||
11 | | | Что растет на подоконнике? | Комбинированный | Текущий контроль | |||
12 | | | Что растет на клумбе? | Комбинированный | Текущий контроль | |||
13 | | | Что это за листья? | Комбинированный | Текущий контроль | |||
14 | | | Что такое хвоинки? | Комбинированный | Текущий контроль | |||
15 | | | Кто такие насекомые? | Комбинированный | Текущий контроль | |||
16 | | | Кто такие рыбы? | Комбинированный | Текущий контроль | |||
17 | | | Кто такие птицы? | Комбинированный | Текущий контроль | |||
18 | | | Кто такие звери? | Комбинированный | Текущий контроль | |||
19 | | | Что окружает нас дома? | Комбинированный | Текущий контроль | |||
20 | | | Что умеет компьютер? | Комбинированный | Текущий контроль | |||
21 | | | Что вокруг нас может быть опасным? | Комбинированный | Текущий контроль | |||
22 | | | На что похожа наша планета? | Комбинированный | Текущий контроль | |||
23 | | | Проверочная работа № 1 по разделу «Что и кто?» | Урок контроля и коррекции | Тематический контроль | |||
Как, откуда и куда? 12 часов | ||||||||
24 | | | Как живет семья? Проект «Моя семья». | Урок введения новых знаний | Рассказывать о жизни семьи. Знать правила безопасности при использовании электроприборов. Прослеживать по схеме путь воды из реки в море. Назвать этапы жизни растения, животного. Изготавливать кормушки. Формулировать предложения по защите окружающей среды. Выполнять практическую работу в группе, договариваться об общем варианте выполнения, сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку в учебнике. Формулировать учебную задачу урока, стремиться её выполнить, оценивать свои достижения на уроке. Понимать значение семьи для человека. Бережно относиться к ценностям природы. Понимать необходимость экономии природных ресурсов. Проявлять интерес к объектам окружающего мира. | Текущий контроль | ||
25 | | | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? | Комбинированный | Текущий контроль | |||
26 | | | Откуда в наш дом приходит электричество? | Комбинированный | Текущий контроль | |||
27 | | | Как путешествует письмо? | Комбинированный | Текущий контроль | |||
28 | | | Куда текут реки? | Комбинированный | Текущий контроль | |||
29 | | | Откуда берутся снег и лед? | Комбинированный | Текущий контроль | |||
30 | | | Как живут растения? | Комбинированный | Текущий контроль | |||
31 | | | Как живут животные? | Комбинированный | Текущий контроль | |||
32 | | | Как зимой помочь птицам? | Комбинированный | Текущий контроль | |||
33 | | | Откуда берется и куда девается мусор? | Комбинированный | Текущий контроль | |||
34 | | | Откуда в снежках грязь? | Комбинированный | Текущий контроль | |||
35 | | | Проверочная работа № 2 по разделу «Как, откуда и откуда?» Презентация проекта «Моя семья». | Урок контроля и коррекции | Тематический контроль | |||
Где и когда? 10 часов | ||||||||
36 | | | Когда учиться интересно? Проект «Мой класс и моя школа». | Урок введения новых знаний | Рассказывать о жизни своего класса. Называть дни недели. Называть характерные природные явления в разные времена года. Различать зимующих птиц. Прослеживать историю одежды, различать типы одежды. Сравнивать жизнь взрослого и ребёнка. Выполнять задание в группе: распределять роли, договариваться о результатах, представлять результаты работы, оценивать свои достижения. Анализировать иллюстрации учебника. Принимать социальную роль обучающегося. Определять личностный смысл изучения темы. Определять мотивы учебной деятельности. Проявлять интерес к учению | Текущий контроль | ||
37 | | | Когда придет суббота? | Комбинированный | Текущий контроль | |||
38 | | | Когда наступит лето? | Комбинированный | Текущий контроль | |||
39 | | | Где живут белые медведи? | Комбинированный | Текущий контроль | |||
40 | | | Где живут слоны? | Комбинированный | Текущий контроль | |||
41 | | | Где зимуют птицы? | Комбинированный | Текущий контроль | |||
42 | | | Когда появилась одежда? | Комбинированный | Текущий контроль | |||
43 | | | Когда изобрели велосипед? | Комбинированный | Текущий контроль | |||
44 | | | Когда мы станем взрослыми? | Комбинированный | Текущий контроль | |||
45 | | | Проверочная работа № 3 по разделу «Где и когда? «Мой класс и моя школа» | Урок контроля и коррекции | Тематический контроль | |||
Почему и зачем? 21 час | ||||||||
46 | | | Почему Солнце светит днем, а звезды – ночью? | Урок введения новых знаний | Сопоставлять видимые и реальные размеры звёзд. Рассказывать об изучении луны. Различать звуки окружающего мира. Называть цвета радуги. Описывать по плану домашнее животное. Знать и выполнять правила поведения в природе. Различать овощи и фрукты, понимать роль витаминов в жизнедеятельности организма. Различать средства связи и СМИ, понимать значение Интернета. Определять назначение автомобилей и поездов, кораблей и самолётов. Понимать необходимость соблюдения правил безопасности в транспорте. Работать в паре, моделировать работу. Извлекать информацию из рисунков в учебнике. Выполнять практическую работу в паре. Высказывать и обосновывать предположения. Выступать с сообщением, выполнять тестовые задания. Сравнивать рисунки и делать выводы. Оценивать свои достижения на уроке. Извлекать информацию из рисунков учебника. Понимать и принимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить. Моделировать правила безопасности. Понимать целостную картину мира. Проявлять начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире. Получать эстетическое удовольствие от наблюдения явлений природы. Понимать и принимать ценности здорового образа жизни. Определять ценностный смысл изучения темы урока. Понимать ответственность за свои действия. | Текущий контроль | ||
47 | | | Почему Луна бывает разной? | Комбинированный | Текущий контроль | |||
48 | | | Почему идет дождь и дует ветер? | Комбинированный | Текущий контроль | |||
49 | | | Почему звенит звонок? | Комбинированный | Текущий контроль | |||
50 | | | Почему радуга разноцветная? | Комбинированный | Текущий контроль | |||
51 | | | Почему мы любим кошек и собак? | Комбинированный | Текущий контроль | |||
52 | | | Проект «Мои домашние питомцы» | Комбинированный | Текущий контроль | |||
53 | | | Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? | Комбинированный | Текущий контроль | |||
54 | | | Зачем мы спим ночью? | Комбинированный | Текущий контроль | |||
55 | | | Почему нужно есть много овощей и фруктов? | Комбинированный | Текущий контроль | |||
56 | | | Почему нужно чистить зубы и мыть руки? | Комбинированный | Текущий контроль | |||
57 | | | Зачем нам телефон и телевизор? | Комбинированный | Текущий контроль | |||
58 | | | Зачем нужны автомобили? | Комбинированный | Текущий контроль | |||
59 | | | Зачем нужны поезда? | Комбинированный | Текущий контроль | |||
60 | | | Зачем строят корабли? | Комбинированный | Текущий контроль | |||
61 | | | Зачем строят самолеты? | Комбинированный | Текущий контроль | |||
62 | | | Почему в автомобиле и поезде, нужно соблюдать правила безопасности? | Комбинированный | Текущий контроль | |||
63 | | | Почему в самолете, на корабле нужно соблюдать правила безопасности? | Комбинированный | Текущий контроль | |||
64 | | | Зачем люди осваивают космос? | Комбинированный | Текущий контроль | |||
65 | | | Почему мы часто слышим слово экология»? | Комбинированный | Текущий контроль | |||
66 | | | Проверочная работа № 4 по разделу «Почему и зачем?» Презентация проекта «Мои домашние питомцы». | Урок контроля и коррекции | Тематический контроль |
12