Рабочая программа по предмету «Социально-бытовая ориентировка» (СБО) 8 класс (вариант 2)

0
0
Материал опубликован 28 November 2023

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету "Социально-бытовая ориентировка» (СБО)

8 класс (вариант 2)



Пояснительная записка.

Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке для 8 класса разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 ФЗ ст. 28 «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации», Уставом ГБОУ СО «Школа – интернат АОП г. Маркса», Положением о рабочей программе педагога ГБОУ СО «Школа – интернат АОП г. Маркса», Программой обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью Министерства образования Саратовской области Государственного бюджетного образовательного учреждения Саратовской области для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Областного центра диагностики и консультирования», СанПиН 2.4.2.3286-15 от 10.07. 2015г.

Цель: способствовать овладению навыкам общения, формирование у каждого ребёнка максимального возможного уровня самостоятельности.

 Задачи:
- формирование положительного эмоционального отношения к общественному окружению, путём развития и воспитания положительных эмоций, правильных отношений с людьми;

- Формирование уверенности в себе, способности познавать себя;

- Формирование умений ориентироваться в окружающем социуме на бытовом уровне;

- Развитие ориентации в социально-бытовых отношениях, формирование умения включаться в них, утверждать себя и участвовать в созидательной деятельности;

- Формирование навыков и умений осуществлять контакт с окружающими людьми, адекватно вести себя в обществе.

Учебный материал распределён с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений.

Наблюдение и опыт изучения социальной адаптации учащихся с тяжёлой умственной отсталостью показывает большие трудности в их приспособлении к самостоятельной практической жизни.

С большим трудом усваиваются ими усложнённые навыки ориентирования в общественной жизни: умение пользоваться общественным транспортом, навыки общения, использование табличек, объявлений, указателей, навыки поведения в магазине и других общественных местах. На занятиях по СБО следует уделять внимание обогащению словарного запаса, использовать пословицы, поговорки, загадки для развития устной речи, для практического применения знаний, умений и навыков. На всех этапах занятий необходимо приучать повторять за учителем полную и развёрнутую фразу, отвечать полным ответом. В поле зрения учителя должно находиться развитие диалогической речи учащихся. С этой целью используются различные этапы занятия, в ходе которых учащиеся вовлекаются в беседу.

Беседа на занятиях по СБО является одним из основных методов обучения и применяется в сочетании с различными практическими работами: зарисовками, упражнениями и другими видами работ. В зависимости от задач занятия беседа может иметь различное назначение и должна сопровождаться наглядностью. Продолжительность беседы может быть различной, но она не должна являться единственным методом обучения, используемым на занятии.

При обучении по данной программе так же следует применять следующие специфические методы: моделирование реальных ситуаций с элементами игры – можно использовать на этапе закрепления пройденного материала и для формирования навыков общения; экскурсии; широко использовать наглядные средства обучения, демонстрацию учебных фильмов, особенно, если изучаемые объекты невозможно наблюдать непосредственно. Полезно использовать возможность замедленного показа или остановки кадра для более полного понимания детьми учебного материала. Так как дети с умеренной степенью у/о не могут воспринимать большое количество информации, нужно выбирать фрагмент, который наиболее соответствует достижению поставленной цели, и сосредоточить внимание на нём.

Особое место в формировании социально-бытовых навыков отводится использованию предыдущего опыта, то есть умению переносить уже сформированные умения и навыки в новые ситуации. Например, умение культурно вести себя из раздела «Культура поведения» повторяется и закрепляется при изучении тем «Моя школа и мой класс», «Праздники» и других.

Для закрепления знаний и умений следует постоянно осуществлять повторение пройденного. Для повторения привлекается пройденный материал из других разделов, логично связанный с изучаемой темой. Повторение учебного материала должно быть элементом каждого урока. Ситуации следует обыгрывать с детьми в классе с целью закрепления полученной информации, формирования у них разнообразных умений и навыков.

Программа предполагает, что с младших лет обучения у детей с умеренной умственной отсталостью должно вырабатываться эмоциональное отношение к общественному окружению, путём развития и воспитания положительных эмоций, правильных отношений с людьми.

Изучение учебного материала рассчитано на 68 часов в год (2 часа в неделю).

Контроль полученных знаний и умений проводится на основе тестирования, бесед по иллюстрациям, а так же правильность приемов работы, степень самостоятельности выполнения задания (ориентировку в задании, планирование, практическое изготовление, организацию рабочего места).

 Содержание тем учебного курса

I четверть

Мой город

Главные улица города

Фабрики, заводы.

Вокзал.

Предприятия обслуживания населения.

Памятники города.

Стадион.

Парк.

Обобщающий рок на тему «Мой город»

Праздники.

День учителя.

Транспорт. Служба быта в городе.

Транспорт. Виды транспорта.

Транспорт железнодорожный.

Транспорт автомобильный.

Транспорт воздушный.

Транспорт водный.

Обобщающий урок на тему «Транспорт»

Тестирование за 1 четверть.

II четверть

Транспорт. Службы быта.

Служба быта.

Дом быта.

Мастерская службы быта: по ремонту обуви.

Ремонт бытовых приборов.

Ремонт часов.

Мастерская служба быта: по ремонту одежды.

Примерочная.

Химчиства.

Обобщающий урок на тему «Службы быта»

Почта. Телеграф.

Почта.

Почтовые отправления: письма, посылки.

Почтовое отделение.

Почтальон.

Почтовые ящики для отправления корреспонденции.

Тестирование за 2 четверть

Праздники.

Как встречают Новый год разные народы.

III четверть

Почтовые ящики: индивидуальные, домовые.

Конверты, почтовые карточки, открытки.

Значки почтовой оплаты.

Марки. Приклеивание марок на конверт.

Отправление писем на адрес школы, дома, получение их.

Телеграммы деловые и поздравительные.

Перевозка почты.

Обобщающий урок «Почта. Телеграф»

Магазины

Виды магазинов: специализированные, универсальные.

Продовольственный магазин.

Промтоварный магазин.

Профессии работников магазина: кассир, продавец, контролер.

Обобщающий урок «Магазины»

Праздники.

23 февраля – День Защитников Отечества. Чтение рассказов о героях.

Международный женский день -8 Марта.

Чтение рассказов о матери.

Забота о людях в России.

Благоустроенные квартиры трудящихся.

Благоустроенные помещения на заводах, фабриках.

Благоустроенные помещения в учреждениях.

Тестирование за 3 четверть

IV четверть

Обеденный перерыв, общественное питание.

Восьми часовой рабочий день.

Два выходных дня и их значимость.

Оплачиваемый отпуск трудящихся.

Бесплатная учеба.

Медицинская помощь на дому и оплата больничных листов.

Лечение в санаториях.

Уважения к пожилым и больным людям.

Культурный отдых трудящихся и детей: дома отдыха, курорты, оздоровительные лагеря.

Культурный отдых трудящихся и детей: кино, театры и др.

Обобщающий урок на тему «Забота о людях в России».

Великая Отечественная война.

Беседа о Великой Отечественной войне.

Самоотверженный труд советских людей.

Наша Родина - Россия.

Наша Родина - Россия.

Столица России – Москва.

Труд людей.

Гражданин России.

Обобщающий рок на тему «Наша Родина – Россия.

Тестирование за 4 четверть


Учебно-тематичекий план

Количество часов

Наименование разделов

1

8

Мой город

2

5

Праздники.

3

15

Транспорт. Служба быта в городе.

4

13

Почта. Телеграф.


5

Магазины

5

14

Забота о людях в России.

6

2

Великая Отечественная война.


5

Наша Родина - Россия.


4

Тестирование.

Всего

68



Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

Учащиеся должны уметь:

- правильно сидеть за партой;

- приветствовать людей, обращаться с вопросом, передать просьбу, благодарить;

- уважительно относиться к пожилым, больным людям;

- пользоваться телефоном;

- покупать штучный товар в магазинах;

- покупать открытки, газеты, конверты и тд.;



Учащиеся должны знать:

- свои имя и фамилию, имена отца, матери, сестер и братьев;

- знать место работы родителей и их профессии;

- главные улицы, предприятия, памятники, службы быта города;

- виды магазинов;

- виды транспорта;

- правила поведения учащихся в школе, столовой, на уроке;

- элементарные правила дорожного движения, перехода улицы;

- о правилах организованного поведения в общественных местах, на улице, в школе, магазине, парке;

- что продают в газетных киосках;

- о работе почты, телеграфа;

- о правилах отношений с людьми;

- профессии городские, сельские;

- иметь элементарные понятия о праздниках (Новый год, 8 Марта, День защитника Отечества, День учителя, День Победы).

- что такое Родина;

- столицу России.


Критерии и нормы оценки по социально-бытовой ориентировке для учащихся умеренной и тяжёлой умственной отсталостью

Ссылаясь на многочисленные психолого-педагогические исследования И.М. Бгажноковой, посвященные особенностям усвоения русского языка, математики и других предметов учащимися, считать объемом реализуемых знаний, показателем наиболее соответствующим адекватной оценке сформированных знаний у детей с умственной отсталостью удовлетворительным.

Оценка

% выполнения заданий

удовлетворительно

35 – 50%

хорошо

50 – 60%

очень хорошо

свыше 60%


При оценке устных ответов учащихся принимается во внимание:

а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;

б) полнота ответа;

в) умение практически применять свои знания;

г) последовательность изложения и речевое оформление ответа.

Оценка «5» ставится ученику, если он: понимает материал, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно дать ответ с применением примеров, допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; допускает некоторые ошибки в речи; при работе над текстом или  разборе предложения допускает 1-2 ошибки, которые исправляет при помощи учителя.

Оценка «3» ставится, если ученик понимает основные положения данной темы, но излагает недостаточно полно и последовательно, допускает ряд речевых ошибок, затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя, нуждается в постоянной помощи учителя.

Список литературы

Маллер А.Р. Дети с нарушением интеллекта: социально-трудовая адаптация: учеб.- методическое пособие. – Самара: современные образовательные технологии, 2010.

Субчева В.П. Социально-бытовая ориентировка. Учебное пособие. 7 класс. Для специальных (коррекционных) школ VIII вида. – М.: ВЛАДОС, 2014. Миронюк З.Н., Ивершина Н.А. Социально-бытовая ориентировка. 6 класс.

Рабочая тетрадь для специальных (коррекционных) школ VIII вида. – М.: ВЛАДОС, 2014.

Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекти.: програмно-методические материалы/ под ред. И.М. Бгажноковой. - М. Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2007. - 181с.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации