Материал на проверке

Рабочая программа по русскому языку для коррекционных школ (3 класс)

0
0
Материал опубликован 2 October 2015

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку и развитию речи разработана на основе  программы специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида подготовительный, 1-4 классы, 2008 год под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой.

Цель: развивать устную и письменную речь учащихся в единстве с развитием их мышления и формированием школьника как личности; обобщить, дать представления об устройстве русского языка, о его использовании в процессе общения, об основных проблемах письменной речи и правилах, регулирующих грамотное письмо.

Задачи:

1. выработать осмысленное отношение к употреблению в речи слов и предложений;

2. развивать мыслительные умения: анализировать, сопоставлять, группировать и обобщать языковой материал, находить главное;

3. познакомить учащихся с лексическим значением слова, с многозначностью слова, синонимами;

выработать навыки грамотного письма.

 

Содержание программы:

    Программа по грамматике, правописанию и развитию речи включает разделы: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь».

1. Повторение.

Звуки и буквы. Соотношение звука и буквы, различение звуков и букв. Буквы, сходные по начертанию, их различение. Наша речь. Слово, слог как часть слова, предложение, текст.
      Слова, отличающиеся одним звуком, последовательностью и количеством звуков в слове. Слова со стечением согласных. Составление предложений из двух-трех слов.

2. Звуки и буквы.

Звуки гласные и согласные, их различение.
      Гласные ударные и безударные. Их различение в двусложных словах. Постановка знака ударения.
      Слова с гласной э.
      Слова с буквами и и й, их различение.
      Слова с гласными и, е, ю, я в начале слова и после гласных.
      Согласные звонкие и глухие, артикулярно сходные (р — л), свистящие и шипящие, аффрикаты, их различение на слух и в произношении. Написание слов с этими согласными.
      Согласные твердые и мягкие, их различение на слух и в произношении. Обозначение мягкости согласных буквами и, е, ю, я.
      Буква ь для обозначения мягкости согласных в конце слова.
      Практические упражнения в чтении и написании слов с разделительными ь и ъ.

3. Слово.

      Изучение слов, обозначающих предметы:
      называние предметов и различение их по вопросам кто? что?;
      называние одного предмета и нескольких одинаковых предметов (стол - столы; рама — рамы);
      различение основных частей хорошо знакомых предметов (стул — спинка, сиденье, ножки);
      сравнение двух предметов и определение признаков различия и сходства (стакан — кружка, кушетка — диван).
      Умение различать слова по их отношению к родовым категориям (игрушка, одежда, обувь и др.).
      Большая буква в именах, фамилиях людей, в кличках животных.
      Изучение слов, обозначающих действия:
      называние действий предметов по вопросам  что делает?  что делают?
      группировка действий по признаку их однородности (кто как голос подает, кто как передвигается);
      различение предметов по их действиям (птица летает, а рыба плавает);
      умение согласовывать слова, обозначающие действия, со словами, обозначающими предметы.
      Знакомство с предлогом как отдельным словом (в, из, на, у, с). Раздельное написание предлога со словом, к которому он относится (под руководством учителя).
      Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне, взятых из словаря учебника.

 4. Предложение.

      Практическое знакомство с построением простого предложения:
      составление предложения по вопросу, картинке, на тему, предложенную учителем;
      заканчивание начатого предложения (Собака громко...);
      составление предложения из слов, данных в нужной форме вразбивку;
      выделение предложения из текста.
      Написание прописной буквы в начале предложения и точки в конце предложения.

5. Связная письменная речь.

      Расположение двух-трех коротких предложений в последовательном порядке (по картинкам или после устного разбора с учителем).
      Составление подписей к серии из двух-трех сюжетных картинок.
      Правильное использование личных местоимений вместо имени существительного.

6. Письмо и чистописание.

      Совершенствование техники письма.
      Письмо строчных и прописных букв, соединение их в слова.
      Выполнение с помощью учителя письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием.
      Списывание рукописного и печатного текстов по слогам. Проверка слов путем орфографического проговаривания.
      Письмо под диктовку простых по структуре предложений, состоящих из слов, написание которых не расходится с произношением; списывание слов со вставкой пропущенных букв.
      Списывание предложений с дополнением пропущенных слов по картинкам.
      Выписывание слов, начинающихся с определенной буквы, определенного слога и т. д.
      Составление под руководством учителя из букв разрезной азбуки слов — подписей под предметными рисунками и их запись; составление и запись предложений из трех-четырех данных вразбивку слов.
      Запись коротких предложений, составленных с помощью учителя в связи с чтением, работой по картинкам и с календарем природы.

7. Устная речь.

      Повторение пройденного за год.
      Составление простых распространенных предложений по вопросам учителя на основе демонстрируемого действия, по предметным и сюжетным картинкам, на предложенную тему.
      Правильное употребление форм знакомых слов при ответах на вопросы и составление предложений. Использование предлогов у, к, с и некоторых наречий.
      Связное высказывание по предложенному плану в виде вопросов (3—4 пункта).

Обучающиеся 2 классов должны уметь:
     - анализировать слова по звуковому составу, различать звуки гласные и согласные, согласные звонкие и глухие, р — л, свистящие и шипящие, аффрикаты, твердые и мягкие на слух, в произношении, написании;
     - списывать по слогам с рукописного и печатного текста;
     -  писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, простые по структуре предложения, текст после предварительного анализа;
     - писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку;
     -  составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи и текста.

 

Литература:

1) Программа В.В. Воронковой. Русский язык / Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 класс - под ред. В.В.Воронковой. - Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. - М."Просвещение».

2) Э. В. Якубовская, Н.В.Павлова. Русский язык. -  Москва «Просвещение», 2011.

3) Русский язык: учеб. для 2 кл. спец. (коррекционных) образоват. учреждений VIII вида/  [авт.-сост. В.В.Воронкова, И.Е.Пушкова]. М.: Гуманитар. изд. центр  ВЛАДОС, 2005.

 

Дополнительная литература для учителя:

1) В.В. Воронкова Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы. Москва, Просвещение, 1988.

2) Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы – под ред. В.Г. Петровой, Москва «Просвещение», 1982.

 

Дополнительная информация для обучающихся:

1) прописи

2) дидактический материал

3) рабочие тетради для индивидуальных занятий

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

 

Дата по плану

 

Дата факт.

 

Тема урока

 

 

Примечания

I четверть - 41 час

1

2.09

 

 

Звуки и буквы (строчные и прописные). Соотнесение звука и буквы.

 

 

2

 

 

Звуки и буквы (строчные и прописные). Соотнесение звука и буквы.

 

 

3

5.09

 

Звуки и буквы (строчные и прописные). Соотнесение звука и буквы.

 

4

6.09

 

Звуки и буквы (строчные и прописные). Соотнесение звука и буквы.

 

 

5

7.09

 

Буквы сходные по начертанию.

 

 

6

9.09

 

 

Буквы сходные по начертанию.

 

 

7

11.09

 

Буквы сходные по начертанию.

 

 

8

12.09

 

Буквы сходные по начертанию.

 

 

9

13.09

 

 

Пары слов, отличающиеся одним звуком, последовательностью в слове, количеством звуков.

 

 

 

10

14.09

 

 

 

Пары слов, отличающиеся одним звуком, последовательностью в слове, количеством звуков.

 

 

 

11

16.09

 

 

 

Пары слов, отличающиеся одним звуком, последовательностью в слове, количеством звуков

 

 

12

18.09

 

Пары слов, отличающиеся одним звуком, последовательностью в слове, количеством звуков.

 

 

13

19.09

 

 

Слова со стечением согласных.

 

14

20.09

 

 

Слова со стечением согласных.

 

15

21.09

 

 

Слова со стечением согласных.

 

16

23.09

 

Слова со стечением согласных.

 

17

25.09

 

Слова со стечением согласных.

 

18

26.09

 

 

Контрольный диктант.

 

19

27.09

 

Контрольный диктант.

 

20

28.09

 

Составление предложений из 2-3слов.

 

21

30.09

 

 Составление предложений из 2-3слов.

 

22

2.10

 

 

Предложение, слово, звук и буква.

 

23

3.10

 

Предложение, слово, звук и буква.

 

24

4.10

 

 

Звуки гласные и согласные, их различение. Выделение гласных.

 

25

5.10

 

 

Звуки гласные и согласные, их различение. Выделение гласных.

 

26

7.10

 

Звуки гласные и согласные, их различение. Выделение гласных.

 

 

27

9.10

 

Звуки гласные и согласные, их различение. Выделение гласных.

 

 

28

10.10

 

Звуки гласные и согласные, их различение. Выделение гласных.

 

29

12.10

 

 

Слог, как часть слова. Перенос слова по слогам.

 

30

14.10

 

Слог, как часть слова. Перенос слова по слогам.

 

31

16.10

 

Слог, как часть слова. Перенос слова по слогам.

 

32

17.10

 

Слог, как часть слова. Перенос слова по слогам.

 

33

18.10

 

 

Контрольный диктант.

 

34

19.10

 

Контрольный диктант.

 

35

21.10

 

Ударение в двусложных словах. Гласные ударные и безударные. Слова с буквой э.

 

36

23.10

 

 Ударение в двусложных словах. Гласные ударные и безударные. Слова с буквой э.

 

37

 

24.10

 

Ударение в двусложных словах. Гласные ударные и безударные. Слова с буквой э.

 

38

 

25.10

 

Ударение в двусложных словах. Гласные ударные и безударные. Слова с буквой э.

 

39

 

26.10

 

Ударение в двусложных словах. Гласные ударные и безударные. Слова с буквой э.

 

40

 

28.10

 

Ударение в двусложных словах. Гласные ударные и безударные. Слова с буквой э.

 

41

 

30.10

 

Ударение в двусложных словах. Гласные ударные и безударные. Слова с буквой э.

 

II четверть - 39 часов

1

6.11

 

Слова с гласными е, е, и, я в начале  слова и после гласных.

 

2

7.11

 

Слова с гласными е, е, и, я в начале  слова и после гласных.

 

3

8.11

 

Слова с гласными е, е, и, я в начале  слова и

после гласных.

 

 

4

 

9.11

 

 

Слова с гласными е, е, и, я в начале  слова и после гласных.

 

5

11.11

 

Слова с гласными е, е, и, я в начале  слова и после гласных.

 

6

13.11

 

Слова с буквами и-й

 

7

14.11

 

Слова с буквами и-й.

 

8

15.11

 

Диктант.

 

9

16.11

 

Диктант.

 

10

18.11

 

 

Звонкие и глухие согласные (б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с).

 

11

20.11

 

Звонкие и глухие согласные (б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с).

 

12

21.11

 

Звонкие и глухие согласные (б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с).

 

13

22.11

 

Звонкие и глухие согласные (б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с).

 

14

23.11

 

Звонкие и глухие согласные (б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с).

 

15

25.11

 

Звонкие и глухие согласные (б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с).

 

16

27.11

 

Звонкие и глухие согласные (б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с).

 

17

28.11

 

Звонкие и глухие согласные (б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с).

 

18

29.11

 

Звонкие и глухие согласные (б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с).

 

19

30.11

 

Звонкие и глухие согласные (б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с).

 

20

2.12

 

Звонкие и глухие согласные (б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с).

 

21

4.12

 

Звонкие и глухие согласные (б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с).

 

22

5.12

 

Звонкие и глухие согласные (б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с).

 

23

6.12

 

Звонкие и глухие согласные (б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с).

 

24

7.12

 

 

Диктант

 

25

9.12

 

 

Диктант

 

26

11.12

 

 

Артикулярно сходные звуки (р-л).

 

27

12.12

 

Артикулярно сходные звуки (р-л).

 

 

28

13.12

 

 

Согласные свистящие и шипящие (с-ш, з-ж), африкаты (ч-ть-щ, щ-ть-с).

 

29

14.12

 

 

Согласные свистящие и шипящие (с-ш, з-ж), африкаты (ч-ть-щ, щ-ть-с).

 

30

16.12

 

 

Согласные свистящие и шипящие (с-ш, з-ж), африкаты (ч-ть-щ, щ-ть-с).

 

31

18.12

 

Согласные свистящие и шипящие (с-ш, з-ж), африкаты (ч-ть-щ, щ-ть-с).

 

32

19.12

 

 

 

Твердые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных буквами е, е, и, ю, я.

 

33

20.12

 

 

Твердые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных буквами е, е, и, ю, я.

 

34

21.12

 

 

Твердые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных буквами е, е, и, ю, я.

 

35

23.12

 

 

Твердые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных буквами е, е, и, ю, я.

 

36

25.12

 

Твердые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных буквами е, е, и, ю, я.

 

37

26.12

 

 

Контрольный диктант.

 

38

27.12

 

Контрольный диктант.

 

 

39

28.12

 

Повторение.

 

III четверть - 49 часов

1

13.01

 

 

Слова с разделительными мягким знаком и твердым знаком.

 

2

15.01

 

 

Слова с разделительными мягким знаком и твердым знаком.

 

3

16.01

 

 

Слова с разделительными мягким знаком и твердым знаком.

 

4

17.01

 

 

Слова с разделительными мягким знаком и твердым знаком.

 

5

18.01

 

 

Слова с разделительными мягким знаком и твердым знаком.

 

6

20.01

 

 

 

Слова, обозначающие названия предметов и отвечающие на вопрос «что это?»

 

7

22.01

 

 

Слова, обозначающие названия предметов и отвечающие на вопрос «что это?»

 

8

23.01

 

 

Слова, обозначающие названия предметов и отвечающие на вопрос «что это?»

 

9

24.01

 

 

 

Группировка слов, обозначающих названия предметов и отвечающих на вопрос «что это»?

 

10

25.01

 

 

 

Группировка слов, обозначающих названия предметов и отвечающих на вопрос «что это»?

 

11

27.01

 

Группировка слов, обозначающих названия предметов и отвечающих на вопрос «что это»?

 

12

29.01

 

 

 

Слова, обозначающие названия предметов и отвечающие на вопрос «кто это?»

 

13

30.01

 

 

Слова, обозначающие названия предметов и отвечающие на вопрос «кто это?»

 

14

31.01

 

Слова, обозначающие названия предметов и отвечающие на вопрос «кто это?»

 

15

1.02

 

 

 

Группировка слов, обозначающих названия предметов и отвечающих на вопрос «кто это?»

 

16

3.02

 

 

Группировка слов, обозначающих названия предметов и отвечающих на вопрос «кто это?»

 

17

5.02

 

Диктант.

 

18

6.02

 

Диктант.

 

19

7.02

 

 

Различение названий предметов по вопросам «кто это?», «что это?»

 

20

8.02

 

 

Различение названий предметов по вопросам «кто это?», «что это?»

 

21

10.02

 

 

Различение названий предметов по вопросам «кто это?», «что это?»

 

22

12.02

 

 

Слова, обозначающие один или несколько одинаковых предметов.

 

23

13.02

 

Слова, обозначающие один или несколько одинаковых предметов.

 

24

14.02

 

 

Практическое употребление слов, обозначающих названия предметов.

 

25

15.02

 

 

Практическое употребление слов, обозначающих названия предметов.

 

26

17.02

 

 

Прописная буква в именах и фамилиях людей.

 

27

19.02

 

 

Прописная буква в именах и фамилиях людей.

 

28

20.02

 

 

Прописная буква в именах и фамилиях людей.

 

29

21.02

 

 

Прописная буква в кличках животных.

 

30

22.02

 

Прописная буква в кличках животных.

 

31

24.02

 

Практическое употребление имен собственных.

 

32

26.02

 

 

Диктант.

 

33

27.02

 

Диктант.

 

34

28.02

 

 

 

Слова, обозначающие действия одушевленных предметов и отвечающие на вопрос «что делает?»

 

35

1.03

 

 

Слова, обозначающие действия одушевленных предметов и отвечающие на вопрос «что делает?»

 

36

 

3.03

 

Слова, обозначающие действия одушевленных предметов и отвечающие на вопрос «что делает?»

 

37

5.03

 

 

 

Слова, обозначающие действия неодушевленных предметов и отвечающие на вопрос «что делает?»

 

38

6.03

 

Слова, обозначающие действия неодушевленных предметов и отвечающие на вопрос «что делает?»

 

39

7.03

 

 

 

 

Выделение слов, обозначающих действия, из предложений при наличии рядом стоящего прямого дополнения.

 

40

8.03

 

 

 

Выделение слов, обозначающих действия, из предложений при наличии рядом стоящего прямого дополнения.

 

41

10.03

 

Выделение слов, обозначающих действия, из предложений при наличии рядом стоящего прямого дополнения.

 

42

12.03

 

 

 

Согласование слов, обозначающих действие предметов, со словами, обозначающими названия предметов.

 

43

13.03

 

 

Согласование слов, обозначающих действие предметов, со словами, обозначающими названия предметов.

 

44

14.03

 

 

Согласование слов, обозначающих действие предметов, со словами, обозначающими названия предметов.

 

45

 

15.03

 

Согласование слов, обозначающих действие предметов, со словами, обозначающими названия предметов.

 

46

17.03

 

Контрольный диктант.

 

47

19.03

 

Контрольный диктант.

 

48

20.03

 

Контрольный диктант.

 

49

21.03

 

Контрольный диктант.

 

 

IV четверть – 42 часа

1

31.03

 

 

Практическое употребление слов, обозначающих действие предметов.

 

2

2.04

 

 

Практическое употребление слов, обозначающих действие предметов.

 

 

3

3.04

 

Предлог, как отдельное слово.

 

4

4.04

 

Предлог, как отдельное слово.

 

 

5

5.04

 

Предлог, как отдельное слово.

 

 

6

7.04

 

 

Предложение. Составление и выделение предложений.

 

7

9.04

 

Предложение. Составление и выделение предложений.

 

8

10.04

 

 

Знаки препинания в конце предложения.

 

9

11.04

 

 

Знаки препинания в конце предложения.

 

10

12.04

 

 

Построение предложений из данных вразбивку слов.

 

11

14.04

 

 

Построение предложений из данных вразбивку слов.

 

12

16.04

 

 

Построение предложений из данных вразбивку слов.

 

13

17.04

 

 

Построение предложений из данных вразбивку слов.

 

14

18.04

 

 

Построение предложений из данных вразбивку слов.

 

15

19.04

 

 

Построение предложений из данных вразбивку слов.

 

16

21.04

 

Построение предложений из данных вразбивку слов.

 

17

23.04

 

 

Деление сплошного текста на отдельные предложения.

 

18

24.04

 

 

Деление сплошного текста на отдельные предложения.

 

19

25.04

 

 

Деление сплошного текста на отдельные предложения.

 

20

26.04

 

 

Деление сплошного текста на отдельные предложения.

 

21

28.04

 

 

Деление сплошного текста на отдельные предложения.

 

22

29.04

 

 

Деление сплошного текста на отдельные предложения.

 

23

30.04.

 

Деление сплошного текста на отдельные предложения.

 

24

2.05

 

 

Расположение предложений в тексте в последовательном порядке.

 

25

3.05

 

 

Расположение предложений в тексте в последовательном порядке.

 

26

5.05

 

 

Расположение предложений в тексте в последовательном порядке.

 

27

6.05

 

 

Расположение предложений в тексте в последовательном порядке.

 

28

7.05

 

 

Расположение предложений в тексте в последовательном порядке.

 

29

8.05

 

 

Расположение предложений в тексте в последовательном порядке.

 

30

10.05

 

Расположение предложений в тексте в последовательном порядке.

 

31

12.05

 

 

Практическое упражнение в построении предложения.

 

32

13.05

 

 

Практическое упражнение в построении предложения.

 

33

14.05

 

 

Практическое упражнение в построении предложения.

 

34

15.05

 

 

Практическое упражнение в построении предложения.

 

35

16.05

 

 

Практическое упражнение в построении предложения.

 

36

17.05

 

 

Практическое упражнение в построении предложения.

 

37

19.05

 

 

Повторение пройденного в течение года.

 

38

20.05

 

 

Повторение пройденного в течение года.

 

39

21.05

 

 

Повторение пройденного в течение года.

 

40

22.05

 

 

Повторение пройденного в течение года.

 

41

23.05

 

Повторение пройденного в течение года.

 

 

42

24.05

 

 

Контрольный диктант.

 

 

Комментарии

Завершён этап подачи заявок на участие в конкурсе. Всем успевшим подать заявки напоминаем, что приём работ продолжается до 21 июля 2020 включительно. Если вы хотите принять участие, но пропустили этап подачи заявки, напишите нашему координатору конкурсов (https://урок.рф/user/158481). В сообщении укажите конкурс и добавьте ссылку на вашу публикацию, которую хотите подать. Мы добавим вашу работу в индивидуальном порядке. С уважением, администрация.

8 July 2020

Добрый вечер,могу ли я принять участие к конкурсе?

14 July 2020

Да, до 21.07 включительно вы можете принять участие. Пришлите нашему координатору конкурсов (https://урок.рф/user/158481) личное сообщение, содержащие ссылку на работу, которую хотите отправить на конкурс и название конкурса. Мы проверим вашу работу и добавим её в число участников в индивидуальном порядке. С уважением, администрация.

14 July 2020

Уважаемые участники! Поздравляем победителя и участников с завершением конкурса! Благодарим команду жюри за проделанную работу. ПРИЗ ПОЛУЧАЕТ: Грачёва Марина Сергеевна В личных кабинетах участников, победителя и членов жюри автоматически сформированы наградные документы, которые можно скачать бесплатно. Внимание! Администрация сайта свяжется с призёром в ближайшее время. С уважением, администрация.

18 August 2020