12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Куприянова Наталия Викторовна389
Россия, Саратовская обл., Маркс
3

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по социально-бытовой ориентировке (СБО) для обучающихся 4 класса с ОВЗ (с интеллектуальными нарушениями - вариант 2)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету "Социально-бытовая ориентировка" (СБО)

для обучающихся 4 класса с ОВЗ

(интеллектуальными нарушениями - вариант 2)

Пояснительная записка.

Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке для 4 класса разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 ФЗ ст. 28 «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации», Уставом ГБОУ СО «Школа – интернат АОП г. Маркса», Положением о рабочей программе педагога ГБОУ СО «Школа – интернат АОП г. Маркса», Программой обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью Министерства образования Саратовской области Государственного бюджетного образовательного учреждения Саратовской области для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Областного центра диагностики и консультирования», СанПиН 2.4.2.3286-15 от 10.07. 2015г.

Цель: способствовать овладению навыкам общения, формирование у каждого ребёнка максимального возможного уровня самостоятельности.

 Задачи:
- формирование положительного эмоционального отношения к общественному окружению, путём развития и воспитания положительных эмоций, правильных отношений с людьми;

- Формирование уверенности в себе, способности познавать себя;

- Формирование умений ориентироваться в окружающем социуме на бытовом уровне;

- Развитие ориентации в социально-бытовых отношениях, формирование умения включаться в них, утверждать себя и участвовать в созидательной деятельности;

- Формирование навыков и умений осуществлять контакт с окружающими людьми, адекватно вести себя в обществе.

Учебный материал распределён с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений.

Наблюдение и опыт изучения социальной адаптации учащихся с тяжёлой умственной отсталостью показывает большие трудности в их приспособлении к самостоятельной практической жизни.

С большим трудом усваиваются ими усложнённые навыки ориентирования в общественной жизни: умение пользоваться общественным транспортом, навыки общения, использование табличек, объявлений, указателей, навыки поведения в магазине и других общественных местах. На занятиях по СБО следует уделять внимание обогащению словарного запаса, использовать пословицы, поговорки, загадки для развития устной речи, для практического применения знаний, умений и навыков. На всех этапах занятий необходимо приучать повторять за учителем полную и развёрнутую фразу, отвечать полным ответом. В поле зрения учителя должно находиться развитие диалогической речи учащихся. С этой целью используются различные этапы занятия, в ходе которых учащиеся вовлекаются в беседу.

Беседа на занятиях по СБО является одним из основных методов обучения и применяется в сочетании с различными практическими работами: зарисовками, упражнениями и другими видами работ. В зависимости от задач занятия беседа может иметь различное назначение и должна сопровождаться наглядностью. Продолжительность беседы может быть различной, но она не должна являться единственным методом обучения, используемым на занятии.

При обучении по данной программе так же следует применять следующие специфические методы: моделирование реальных ситуаций с элементами игры – можно использовать на этапе закрепления пройденного материала и для формирования навыков общения; экскурсии; широко использовать наглядные средства обучения, демонстрацию учебных фильмов, особенно, если изучаемые объекты невозможно наблюдать непосредственно. Полезно использовать возможность замедленного показа или остановки кадра для более полного понимания детьми учебного материала. Так как дети с умеренной степенью у/о не могут воспринимать большое количество информации, нужно выбирать фрагмент, который наиболее соответствует достижению поставленной цели, и сосредоточить внимание на нём.

Особое место в формировании социально-бытовых навыков отводится использованию предыдущего опыта, то есть умению переносить уже сформированные умения и навыки в новые ситуации. Например, умение культурно вести себя из раздела «Культура поведения» повторяется и закрепляется при изучении тем «Моя школа и мой класс», «Праздники» и других.

Для закрепления знаний и умений следует постоянно осуществлять повторение пройденного. Для повторения привлекается пройденный материал из других разделов, логично связанный с изучаемой темой. Например, на занятиях по теме «Школьная столовая», экскурсиях при изучении раздела «Транспорт» целесообразно вспомнить правила культуры поведения. Повторение учебного материала должно быть элементом каждого занятия. Ситуации следует обыгрывать с детьми в классе с целью закрепления полученной информации, формирования у них разнообразных умений и навыков.

Программа предполагает, что с младших лет обучения у детей с умеренной умственной отсталостью должно вырабатываться эмоциональное отношение к общественному окружению, путём развития и воспитания положительных эмоций, правильных отношений с людьми.

Изучение учебного материала рассчитано на 68 часов в год (2 часа в неделю).

Контроль полученных знаний и умений проводится на основе бесед по иллюстрациям, а так же правильность приемов работы, степень самостоятельности выполнения задания (ориентировку в задании, планирование, практическое изготовление, организацию рабочего места).

 Содержание тем учебного курса

I четверть

Я и моя семья. Место жительства.

Состав семьи, степень их родства.

Имена ближайших родственников. Фамилии, имена отчества отца, матери.

Личные взаимоотношения.

Этика общения между членами семьи.

Нормы поведения ребенка в повседневной жизни. Домашний адрес.

Моя школа и мой класс.

Работники школы. Правила общения с работниками школы.

Правила поведения учащихся в школе.

Помещения школы, их назначение.

Режим школы. Правила для учащихся

Просмотр обучающего мультфильма «Уроки хорошего поведения в школе»

Праздники.

Праздник «День учителя»

Навыки общения и культуры поведения.

Правила культуры общения: умение обратиться с вопросом, сообщением.

Правила культуры общения: умение передать просьбу, выслушать, благодарить

Использование в своей речи »волшебных слов»

Просмотр мультфильма «Волшебное слово»

Поведение ребенка на улице, в магазине.

Поведение ребенка в кино , театре.

II четверть

Поведение ребенка в транспорте и на экскурсии.

Культура поведения в школьном буфете, столовой

Просмотр обучающего мультфильма «Правила поведения за столом»

Улица. Правила уличного движения. Транспорт.

Улица и ее части: тротуар ,проезжая часть, переход.

Крупные объекты, расположенные вблизи школы.

Правила поведения на улице.

Просмотр обучающего мультфильма «Где опасно играть»

Виды транспорта. Правила выхода из транспорта и обход его.

Правила поведения пассажиров в транспорте.

Светофор, переход. Элементарные правила дорожного движения и поведения пешеходов.

Просмотр обучающего мультфильма «Что такое светофор», «Что такое переход»

Маршрут учащихся из дома в школу и обратно.

Просмотр обучающего мультфильма «Две стороны дороги в школу»

Праздники.

Как встречают Новый год разные народы.


III четверть

Организация общественного питания.

Буфет, школьная столовая. Правила поведения в буфете и столовой.

Обслуживающий персонал буфета и столовой.

Культурные учреждения для отдыха учащихся.

Парк, сквер. Отличие леса от парка.

Экскурсия в парк.

Озеленение городов.

Значение озеленения для здоровья человека.

Охрана зеленых насаждений.

Просмотр обучающего мультфильма «Да здравствует природа», «Берегите природу»

Навыки общения и культуры поведения.

Правила культуры поведения: правильно ходить, стоять, сидеть.

Правила коллективного поведения.

Культура поведения в школьном буфете, столовой

Праздники.

23 февраля – День Защитников Отечества. Чтение рассказов о героях.

Просмотр мультфильма «Про Сидорову Вову»

Международный женский день -8 Марта.

Чтение рассказов о матери.

Улица. Правила уличного движения. Транспорт.

Улица и ее части. Движение по тротуару у выездов со дворов домов.

Просмотр обучающего мультфильма «Про котенка Женю и правила дорожного движения»

Маршрут от дома до школы и обратно.

Соблюдение чистоты и порядка на улице.

Закрепление правил поведения на улице.


IV четверть

Закрепление. Элементарные правила дорожного движения и правила пешеходов.

Игры в ПДД

Светофор. Переход. Игры на закрепление.

Закрепление правил поведения пассажиров в транспорте.

Навыки общения и культуры поведения.

Закрепление правил культуры общения: умение обратиться с вопросом, сообщением.

Закрепление правил культуры общения: умение передать просьбу, поручение товарищу, взрослому.

Закрепление правил культуры общения: умение выслушать, благодарить за помощь, услугу.

Просмотр обучающего мультфильма.

Праздники.

День Победы.

Чтение рассказов. Рассматривание иллюстраций.

Просмотр мультфильмов «Солдатская лампа», «Скрипка пионера», «Салют».

Навыки общения и культуры поведения.

Правила общения с друзьями во дворе.

Правила поведения в лесу.

Правила поведения на водоеме.

Правила безопасности дома.

Учебно-тематичекий план

Количество часов

Наименование разделов

1

5

Я и моя семья. Место жительства

2

19

Навыки общения и культуры поведения.

3

6

Культурные учреждения для отдыха учащихся.

4

5

Моя школа и мой класс.

5

6

Праздники.

6

19

Улица. Правила уличного движения. Транспорт.


2

Организация общественного питания.

Всего

67




Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

Учащиеся должны уметь:

- правильно сидеть за партой;

- приветствовать людей, обращаться с вопросом, передать просьбу, благодарить.



Учащиеся должны знать:

- свои имя и фамилию, имена отца, матери, сестер и братьев;

- имена и отчества учителей, преподающих в классе;

- правила поведения учащихся в школе, столовой, на уроке;

- элементарные правила дорожного движения, перехода улицы.

- о правилах организованного поведения в общественных местах, на улице, в школе, магазине, парке;

- о своей семье;

- о правилах отношений с людьми;

- иметь элементарные понятия о праздниках (Новый год, 8 Марта).

Критерии и нормы оценки по социально-бытовой ориентировке для учащихся умеренной и тяжёлой умственной отсталостью

Ссылаясь на многочисленные психолого-педагогические исследования И.М. Бгажноковой, посвященные особенностям усвоения русского языка, математики и других предметов учащимися, считать объемом реализуемых знаний, показателем наиболее соответствующим адекватной оценке сформированных знаний у детей с умственной отсталостью удовлетворительным.

Оценка

% выполнения заданий

удовлетворительно

35 – 50%

хорошо

50 – 60%

очень хорошо

свыше 60%


При оценке устных ответов учащихся принимается во внимание:

а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;

б) полнота ответа;

в) умение практически применять свои знания;

г) последовательность изложения и речевое оформление ответа.

Оценка «5» ставится ученику, если он: понимает материал, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно дать ответ с применением примеров, допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; допускает некоторые ошибки в речи; при работе над текстом или  разборе предложения допускает 1-2 ошибки, которые исправляет при помощи учителя.

Оценка «3» ставится, если ученик понимает основные положения данной темы, но излагает недостаточно полно и последовательно, допускает ряд речевых ошибок, затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя, нуждается в постоянной помощи учителя.

Список литературы

Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекти.: програмно-методические материалы/ под ред. И.М. Бгажноковой. - М. Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2007. - 181с.

Субчева В.П. Социально-бытовая ориентировка. Учебное пособие. 5 класс. Для специальных (коррекционных) школ VIII вида. – М.: ВЛАДОС, 2014. Миронюк З.Н., Ивершина Н.А. Социально-бытовая ориентировка. 5 класс.

Рабочая тетрадь для специальных (коррекционных) школ VIII вида. – М.: ВЛАДОС, 2014.

Маллер А.Р. Дети с нарушением интеллекта: социально-трудовая адаптация: учеб.- методическое пособие. – Самара: современные образовательные технологии, 2010.





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.