Рабочая программа по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» за курс среднего общего образования
ПРИЛОЖЕНИЕ
к основной образовательной программе
среднего общего образования
МБОУ НГО «СОШ №2»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»
за курс среднего общего образования
г.Новая Ляля
2023г.
Настоящая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, основной образовательной программы среднего общего образования, с использованием УМК Основы безопасности жизнедеятельности. Базовый уровень : рабочая программа. 10–11 классы : учебно-методическое пособие / С. В. Ким. — М. : Вентана-Граф, 2019. — 105 с. — (Российский учебник).
Учебный курс рассчитан на 35 часов в год в 10 классе, кроме этого по окончании 10 класса проводятся учебные сборы по основам военной службы продолжительностью 35 часов.
Составитель: Анохина Анна Михайловна, учитель основ безопасности жизнедеятельности I квалификационной категории
Одобрена на заседании педагогического совета Протокол № 8 от «28» августа 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности (далее – ОБЖ) разработана на основе Концепции преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (утверждена Решением коллегии Министерства просвещения России, протокол от 24.12.2018 г. № ПК-1вн), требований к результатам освоения программы среднего общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования (утверждён Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 г. №732) с учётом преемственности с уровнем основного общего образования, федеральной рабочей программы воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Появлению учебного предмета ОБЖ способствовали колоссальные по масштабам и последствиям техногенные катастрофы, произошедшие на территории нашей страны в 80-е годы XX столетия. Среди них катастрофа теплохода «Александр Суворов» (05.06.1983 г.), взрыв четвёртого ядерного реактора на Чернобыльской АЭС (26.04.1986 г.), химическая авария на производственном объединении «Азот» (20.03.1989 г.). Одна из главных причин этих трагедий была связана с человеческим фактором: несоблюдением элементарных требований безопасности в повседневной жизни и профессиональной деятельности, отсутствием понимания логики последовательного нарастания факторов опасности, пренебрежением основами культуры безопасности жизнедеятельности. Государство столкнулось с серьёзными вызовами, на которые требовался быстрый и адекватный ответ. Пришло понимание необходимости скорейшего внедрения в сознание граждан личной ответственности за соблюдение норм и правил безопасности в повседневной жизни, формирования у подрастающего поколения модели индивидуального и группового безопасного поведения. В связи с этим включение в образовательные программы учебного предмета ОБЖ (с 1991 г.) явилось важным и принципиальным условием достижения приемлемого уровня безопасности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
В современных условиях с обострением существующих и появлением новых глобальных и региональных вызовов и угроз безопасности России (резкий рост военной напряжённости на приграничных территориях; продолжающееся распространение идей экстремизма и терроризма; существенное ухудшение медико-биологических условий жизнедеятельности; нарушение экологического равновесия и др.) возрастает приоритет вопросов безопасности, их значение не только для самого человека, но также для общества и государства. При этом центральной проблемой безопасности жизнедеятельности остаётся сохранение жизни и здоровья каждого человека. В данных обстоятельствах огромное значение приобретает качественное образование подрастающего поколения россиян, направленное на воспитание личности безопасного типа, формирование гражданской идентичности, овладение знаниями, умениями, навыками и компетенцией для обеспечения безопасности в повседневной жизни.
Актуальность совершенствования учебно-методического обеспечения образовательного процесса по учебному предмету ОБЖ определяется системообразующими документами в области безопасности: Стратегией национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400), Национальными целями развития Российской Федерации на период до 2030 года (Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474), Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» (Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 г. № 1642).
Современный учебный предмет ОБЖ является открытой обучающей системой, имеет свои дидактические компоненты во всех без исключения предметных областях и реализуется через приобретение необходимых знаний, выработку и закрепление системы взаимосвязанных навыков и умений, формирование компетенций в области безопасности, поддержанных согласованным изучением других учебных предметов. Научной базой учебного предмета ОБЖ является общая теория безопасности, которая имеет междисциплинарный характер, основываясь на изучении проблем безопасности в общественных, гуманитарных, технических и естественных науках. Это позволяет формировать целостное видение всего комплекса проблем безопасности (от индивидуальных до глобальных), что позволит обосновать оптимальную систему обеспечения безопасности личности, общества и государства, а также актуализировать для выпускников построение адекватной модели индивидуального и группового безопасного поведения в повседневной жизни.
В настоящее время с учётом новых вызовов и угроз подходы к изучению учебного предмета ОБЖ несколько скорректированы. Он входит в предметную область «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности», является обязательным для изучения на уровне среднего общего образования.
Изучение ОБЖ направлено на достижение базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности, что способствует выработке у выпускников умений распознавать угрозы, снижать риски развития опасных ситуаций, избегать их, самостоятельно принимать обоснованные решение в экстремальных условиях, грамотно вести себя при возникновении чрезвычайных ситуаций. Такой подход содействует воспитанию личности безопасного типа, закреплению навыков, позволяющих обеспечивать благополучие человека, созданию условий устойчивого развития общества и государства.
ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Целью изучения учебного предмета ОБЖ на уровне среднего общего образования является достижение выпускниками базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности в соответствии с актуальными потребностями личности, общества и государства, что предполагает:
способность применять принципы и правила безопасного поведения в повседневной жизни на основе понимания необходимости ведения здорового образа жизни, причин и механизмов возникновения и развития различных опасных и чрезвычайных ситуаций, готовности к применению необходимых средств и действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций;
сформированность активной жизненной позиции, осознанное понимание значимости личного и группового безопасного поведения в интересах благополучия и устойчивого развития личности, общества и государства;
знание и понимание роли личности, общества и государства в решении задач обеспечения национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Всего на изучение учебного предмета ОБЖ на уровне среднего общего образования отводится 68 часов в 10–11 классах. (по 34 часа в каждом классе).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Модуль № 1 «Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе»
Понятие «культура безопасности», его значение в жизни человека, общества, государства.
Соотношение понятий «опасность», «безопасность», «риск» (угроза).
Соотношение понятий «опасная ситуация», «экстремальная ситуация», «чрезвычайная ситуация». Представление об уровнях взаимодействия человека и окружающей среды.
Общие принципы (правила) безопасного поведения.
Индивидуальный, групповой, общественно-государственный уровень решения задачи обеспечения безопасности.
Понятия «виктимность», «виктимное поведение», «безопасное поведение».
Влияние действий и поступков человека на его безопасность и благополучие.
Действия, позволяющие предвидеть опасность.
Действия, позволяющие избежать опасности.
Действия в экстремальной и опасной ситуации.
Риск-ориентированное мышление как основа обеспечения безопасности.
Риск-ориентированный подход к обеспечению безопасности личности, общества, государства.
Модуль № 2 «Безопасность в быту»
Источники опасности в быту, их классификация. Общие правила безопасного поведения.
Защита прав потребителя. Правила безопасного поведения при осуществлении покупок в Интернете.
Причины и профилактика бытовых отравлений. Первая помощь, порядок действий в экстренных случаях.
Предупреждение бытовых травм. Правила безопасного поведения в ситуациях, связанных с опасностью получить травму (спортивные занятия, использование различных инструментов, стремянок, лестниц и др.). Первая помощь при ушибах, переломах, кровотечениях.
Основные правила безопасного поведения при обращении с газовыми и электрическими приборами. Последствия электротравмы. Порядок проведения сердечно-легочной реанимации.
Основные правила пожарной безопасности в быту.
Термические и химические ожоги. Первая помощь при ожогах.
Правила безопасного поведения в местах общего пользования (подъезд; лифт; мусоропровод; придомовая территория; детская площадка; площадка для выгула собак и др.). Коммуникация с соседями. Меры по предупреждению преступлений.
Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения. Правила безопасного поведения в ситуации коммунальной аварии. Порядок вызова аварийных служб и взаимодействия с ними. Действия в экстренных случаях.
Модуль № 3 «Безопасность на транспорте»
История появления правил дорожного движения и причины их изменчивости. Риск-ориентированный подход к обеспечению безопасности на транспорте.
Безопасность пешехода в разных условиях (движение по обочине; движение в тёмное время суток; движение с использованием средств индивидуальной мобильности).
Взаимосвязь безопасности водителя и пассажира. Правила безопасного поведения при поездке в легковом автомобиле, автобусе. Ответственность водителя. Ответственность пассажира.
Представления о знаниях и навыках, необходимых водителю.
Порядок действий при дорожно-транспортных происшествиях разного характера (при отсутствии пострадавших; с одним или несколькими пострадавшими; при опасности возгорания;
с большим количеством участников).
Основные источники опасности в метро. Правила безопасного поведения. Порядок действий при возникновении опасности, экстремальной или чрезвычайной ситуации.
Основные источники опасности на железнодорожном транспорте. Правила безопасного поведения. Порядок действий при возникновении опасности, экстремальной или чрезвычайной ситуации.
Основные источники опасности на водном транспорте. Правила безопасного поведения. Порядок действий при возникновении опасности, экстремальной или чрезвычайной ситуации.
Основные источники опасности на авиационном транспорте. Правила безопасного поведения. Порядок действий при возникновении опасности, экстремальной или чрезвычайной ситуации.
Модуль № 4 «Безопасность в общественных местах»
Общественные места и их классификация. Основные источники опасности в общественных местах закрытого и открытого типа. Общие правила безопасного поведения.
Опасности в общественных местах социально-психологического характера (возникновение толпы и давки; проявление агрессии; криминальные ситуации; случаи, когда потерялся человек).
Порядок действий при риске возникновения или возникновении толпы, давки. Эмоциональное заражение в толпе, способы самопомощи. Особенности поведения при попадании в агрессивную и паническую толпу.
Правила безопасного поведения при проявлении агрессии.
Криминальные ситуации в общественных местах. Правила безопасного поведения. Порядок действия при попадании в опасную ситуацию.
Порядок действий в случаях, когда потерялся человек (ребёнок; взрослый; пожилой человек; человек с ментальными расстройствами). Порядок действий в ситуации, если вы обнаружили потерявшегося человека.
Порядок действий при угрозе возникновения пожара в различных общественных местах, на объектах с массовым пребыванием людей (лечебные, образовательные, культурные, торгово-развлекательные учреждения).
Меры безопасности и порядок действий при угрозе обрушения зданий и отдельных конструкций.
Меры безопасности и порядок поведения при угрозе, в условиях совершения террористического акта.
Модуль № 5 «Безопасность в природной среде»
Отдых на природе. Источники опасности в природной среде. Основные правила безопасного поведения в лесу, в горах, на водоёмах.
Общие правила безопасности в походе. Особенности обеспечения безопасности в водном походе. Особенности обеспечения безопасности в горном походе.
Ориентирование на местности. Карты, традиционные и современные средства навигации (компас, GPS).
Порядок действий в случаях, когда человек потерялся в природной среде.
Источники опасности в автономных условиях. Сооружение убежища; получение воды и питания; способы защиты от перегрева и переохлаждения в разных природных условиях. Первая помощь при перегревании, переохлаждении и отморожении.
Чрезвычайные ситуации природного характера. Общие правила поведения в чрезвычайных ситуациях природного характера (предвидеть; избежать опасности; действовать: прекратить или минимизировать воздействие опасных факторов; дождаться помощи).
Природные пожары. Возможности прогнозирования и предупреждения. Правила безопасного поведения. Последствия природных пожаров для людей и окружающей среды.
Чрезвычайные ситуации геологического характера. Возможности прогнозирования, предупреждения, смягчения последствий. Правила безопасного поведения. Последствия чрезвычайных ситуаций геологического характера.
Чрезвычайные ситуации гидрологического характера. Возможности прогнозирования, предупреждения, смягчения последствий. Правила безопасного поведения. Последствия чрезвычайных ситуаций гидрологического характера.
Чрезвычайные ситуации метеорологического характера. Возможности прогнозирования, предупреждения, смягчения последствий. Правила безопасного поведения. Последствия чрезвычайных ситуаций метеорологического характера.
Влияние деятельности человека на природную среду. Причины и источники загрязнения Мирового океана, рек, почвы, космоса. Чрезвычайные ситуации экологического характера. Возможности прогнозирования, предупреждения, смягчения последствий. Экологическая грамотность и разумное природопользование.
Модуль № 6 «Здоровье и как его сохранить. Основы медицинских знаний»
Понятия «здоровье», «охрана здоровья», «здоровый образ жизни», «лечение», «профилактика».
Биологические, социально-экономические, экологические (геофизические), психологические факторы, влияющие на здоровье человека.
Составляющие здорового образа жизни: сон, питание, физическая активность, психологическое благополучие.
Общие представления об инфекционных заболеваниях. Механизм распространения и способы передачи инфекционных заболеваний. Чрезвычайные ситуации биолого-социального характера. Меры профилактики и защиты. Роль вакцинации. Национальный календарь профилактических прививок. Вакцинация по эпидемиологическим показаниям. Значение изобретения вакцины для человечества.
Неинфекционные заболевания. Самые распространённые неинфекционные заболевания. Факторы риска возникновения сердечно-сосудистых заболеваний. Факторы риска возникновения онкологических заболеваний. Факторы риска возникновения заболеваний дыхательной системы. Факторы риска возникновения эндокринных заболеваний. Меры профилактики неинфекционных заболеваний. Роль диспансеризации в профилактике неинфекционных заболеваний.
Признаки угрожающих жизни и здоровью состояний, требующие вызова скорой медицинской помощи (инсульт; сердечный приступ; острая боль в животе; эпилепсия и др.).
Психическое здоровье и психологическое благополучие.
Критерии психического здоровья и психологического благополучия. Основные факторы, влияющие на психическое здоровье и психологическое благополучие.
Основные направления сохранения и укрепления психического здоровья (раннее выявление психических расстройств; минимизация влияния хронического стресса: оптимизация условий жизни, работы, учебы; профилактика злоупотребления алкоголя и употребления наркотических средств; помощь людям, перенесшим психотравмирующую ситуацию).
Меры, направленные на сохранение и укрепление психического здоровья.
Первая помощь. История возникновения скорой медицинской помощи и первой помощи.
Состояния, при которых оказывается первая помощь. Мероприятия первой помощи. Алгоритм первой помощи. Оказание первой помощи в сложных случаях (травмы глаза; «сложные» кровотечения; первая помощь с использованием подручных средств; первая помощь при нескольких травмах одновременно).
Действия при прибытии скорой медицинской помощи.
Модуль № 7 «Безопасность в социуме»
Определение понятия «общение». Особенности общения людей. Принципы и показатели эффективного общения.
Общие представления о понятиях «социальная группа», «большая группа», «малая группа».
Межличностное общение, общение в группе, межгрупповое общение (взаимодействие). Особенности общения в группе. Психологические характеристики группы и особенности взаимодействия в группе.
Групповые нормы и ценности. Коллектив как социальная группа. Психологические закономерности в группе.
Понятие «конфликт». Стадии развития конфликта. Конфликты в межличностном общении; конфликты в малой группе.
Факторы, способствующие и препятствующие эскалации конфликта. Способы поведения в конфликте. Деструктивное и агрессивное поведение. Конструктивное поведение в конфликте. Роль регуляции эмоций при разрешении конфликта, виды эмоциональной регуляции. Способы разрешения конфликтных ситуаций. Основные формы участия третьей стороны в процессе урегулирования и разрешения конфликта. Ведение переговоров при разрешении конфликта.
Опасные проявления конфликтов. Конфликт, буллинг, насилие. Понятие «виктимность». Способы противодействия буллингу и проявлению насилия.
Способы психологического воздействия.
Психологическое влияние в малой группе. Положительные и отрицательные стороны конформизма.
Эмпатия и уважение к партёру (партёрам) по общению как основа коммуникации.
Убеждающая коммуникация. Этапы убеждения. Подчинение и сопротивление влиянию.
Манипуляция в общении. Цели, технологии и способы противодействия. Манипулятивное воздействие в группе. Манипулятивные приемы. Манипуляция и мошенничество.
Деструктивные псевдопсихологические технологии.
Психологическое влияние в больших группах. Способы воздействия на человека в большой группе (заражение; внушение; подражание).
Модуль № 8 «Безопасность в информационном пространстве»
Понятия «цифровая среда», «цифровой след». Влияние цифровой среды на жизнь человека. Приватность, персональные данные.
«Цифровая зависимость», её признаки и последствия.
Опасности и риски цифровой среды, их источники.
Понятие прав человека в цифровой среде, их защита.
Правила безопасного поведения в цифровой среде.
Вредоносное программное обеспечение. Виды вредоносного программного обеспечения, его цели, принципы работы. Правила защиты от вредоносного программного обеспечения.
Кража персональных данных, паролей. Мошенничество, фишинг, правила защиты от мошенников.
Правила безопасного использования устройств и программ.
Поведенческие риски в цифровой среде и их причины.
Опасные персоны, имитация близких социальных отношений. Неосмотрительное поведение и коммуникация в Сети как угроза для будущей жизни и карьеры.
Травля в Сети, методы защиты от травли.
Деструктивные сообщества и деструктивный контент в цифровой среде, их признаки. Механизмы вовлечения в деструктивные сообщества. Вербовка, манипуляция, воронки вовлечения. Радикализация деструктива. Профилактика и противодействие вовлечению в деструктивные сообщества.
Правила коммуникации в цифровой среде.
Достоверность информации в цифровой среде. Источники информации. Проверка на достоверность.
«Информационный пузырь», манипуляция сознанием, пропаганда.
Фальшивые аккаунты, вредные советчики, манипуляторы.
Понятие «фейк», цели и виды, распространение фейков.
Правила и инструменты для распознавания фейковых текстов и изображений.
Ответственность за действия в сети Интернет. Запрещённый контент. Защита прав в цифровом пространстве
Модуль № 9 «Основы противодействия экстремизму и терроризму»
Экстремизм и терроризм как угроза устойчивого развития общества. Понятия «экстремизм» и «терроризм», их взаимосвязь. Варианты проявления экстремизма, возможные последствия. Преступления террористической направленности, их цель, причины, последствия.
Опасность вовлечения в экстремистскую и террористическую деятельность: способы и признаки. Предупреждение и противодействие вовлечению в экстремистскую и террористическую деятельность.
Формы совершения террористических актов. Уровни террористической угрозы. Правила поведения и порядок действий при угрозе или совершении террористического акта, проведении контртеррористической операции.
Противодействие экстремизму и терроризму в Российской Федерации. Цели, задачи, принципы.
Модуль № 10 «Взаимодействие личности, общества и государства в обеспечении безопасности жизни и здоровья населения»
Россия в современном мире. Оборона страны как обязательное условие мирного социально-экономического развития Российской Федерации и обеспечение её военной безопасности. Роль Вооружённых сил Российской Федерации и других войск, воинских формирований и органов, повышения мобилизационной готовности Российской Федерации в обеспечении национальной безопасности.
Современная армия. Воинская обязанность и военная служба. Подготовка к службе в армии.
Права и обязанности граждан Российской Федерации в области гражданской обороны.
Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабам и причинам возникновения.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Территориальный и функциональный принцип организации РСЧС. Её задачи и примеры их решения. Права и обязанности граждан в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
Правовая основа обеспечения национальной безопасности.
Принципы обеспечения национальной безопасности.
Реализация национальных приоритетов как условие обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации.
Взаимодействие личности, государства и общества в реализации национальных приоритетов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Настоящая Программа чётко ориентирована на выполнение требований, устанавливаемых ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным и предметным), которые должны демонстрировать выпускники по завершении обучения в средней школе.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в российском обществе правилами и нормами поведения.
Личностные результаты, формируемые в ходе изучения учебного предмета ОБЖ, должны способствовать процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, развития внутренней позиции личности, патриотизма, гражданственности и проявляться, прежде всего, в уважении к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, гордости за российские достижения, в готовности к осмысленному применению принципов и правил безопасного поведения в повседневной жизни, соблюдению правил экологического поведения, защите Отечества, бережном отношении к окружающим людям, культурному наследию и уважительном отношении к традициям многонационального народа Российской Федерации и к жизни в целом.
Гражданское воспитание:
сформированность активной гражданской позиции обучающегося, готового и способного применять принципы и правила безопасного поведения в течение всей жизни;
уважение закона и правопорядка, осознание своих прав, обязанностей и ответственности в области защиты населения и территории Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций и в других областях, связанных с безопасностью жизнедеятельности;
сформированность базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности как основы для благополучия и устойчивого развития личности, общества и государства;
готовность противостоять идеологии экстремизма и терроризма, национализма и ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
готовность к взаимодействию с обществом и государством в обеспечении безопасности жизни и здоровья населения;
готовность к участию в деятельности государственных социальных организаций и институтов гражданского общества в области обеспечения комплексной безопасности личности, общества и государства.
Патриотическое воспитание:
сформированность российской гражданской идентичности, уважения к своему народу, памяти защитников Родины и боевым подвигам Героев Отечества, гордости за свою Родину и Вооружённые силы Российской Федерации, прошлое и настоящее многонационального народа России, российской армии и флота;
ценностное отношение к государственным и военным символам, историческому и природному наследию, дням воинской славы, боевым традициям Вооружённых сил Российской Федерации, достижениям России в области обеспечения безопасности жизни и здоровья людей;
сформированность чувства ответственности перед Родиной, идейная убеждённость и готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу.
Духовно-нравственное воспитание:
осознание духовных ценностей российского народа и российского воинства;
сформированность ценности безопасного поведения, осознанного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности других людей, общества и государства;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, готовность реализовать риск-ориентированное поведение, самостоятельно и ответственно действовать в различных условиях жизнедеятельности по снижению риска возникновения опасных ситуаций, перерастания их в чрезвычайные ситуации, смягчению их последствий;
ответственное отношение к своим родителям, старшему поколению, семье, культуре и традициям народов России, принятие идей волонтёрства и добровольчества.
Эстетическое воспитание:
эстетическое отношение к миру в сочетании с культурой безопасности жизнедеятельности;
понимание взаимозависимости успешности и полноценного развития и безопасного поведения в повседневной жизни.
Физическое воспитание:
осознание ценности жизни, сформированность ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
знание приёмов оказания первой помощи и готовность применять их в случае необходимости;
потребность в регулярном ведении здорового образа жизни;
осознание последствий и активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью.
Трудовое воспитание:
готовность к труду, осознание значимости трудовой деятельности для развития личности, общества и государства, обеспечения национальной безопасности;
готовность к осознанному и ответственному соблюдению требований безопасности в процессе трудовой деятельности;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, включая военно-профессиональную деятельность;
готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни.
Экологическое воспитание:
сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной среды, осознание глобального характера экологических проблем, их роли в обеспечении безопасности личности, общества и государства;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе соблюдения экологической грамотности и разумного природопользования;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий и предотвращать их;
расширение представлений о деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего текущему уровню развития общей теории безопасности, современных представлений о безопасности в технических, естественно-научных, общественных, гуманитарных областях знаний, современной концепции культуры безопасности жизнедеятельности;
понимание научно-практических основ учебного предмета ОБЖ, осознание его значения для безопасной и продуктивной жизнедеятельности человека, общества и государства;
способность применять научные знания для реализации принципов безопасного поведения (способность предвидеть, по возможности избегать, безопасно действовать в опасных, экстремальных и чрезвычайных ситуациях).
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты, формируемые в ходе изучения учебного предмета ОБЖ, должны отражать овладение универсальными учебными действиями.
Овладение универсальными познавательными действиями
Базовые логические действия:
самостоятельно определять актуальные проблемные вопросы безопасности личности, общества и государства, обосновывать их приоритет и всесторонне анализировать, разрабатывать алгоритмы их возможного решения в различных ситуациях;
устанавливать существенный признак или основания для обобщения, сравнения и классификации событий и явлений в области безопасности жизнедеятельности, выявлять их закономерности и противоречия;
определять цели действий применительно к заданной (смоделированной) ситуации, выбирать способы их достижения с учётом самостоятельно выделенных критериев в парадигме безопасной жизнедеятельности, оценивать риски возможных последствий для реализации риск-ориентированного поведения;
моделировать объекты (события, явления) в области безопасности личности, общества и государства, анализировать их различные состояния для решения познавательных задач, переносить приобретённые знания в повседневную жизнь;
планировать и осуществлять учебные действия в условиях дефицита информации, необходимой для решения стоящей задачи;
развивать творческое мышление при решении ситуационных задач.
Базовые исследовательские действия:
владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами в области безопасности жизнедеятельности;
владеть видами деятельности по приобретению нового знания, его преобразованию и применению для решения различных учебных задач, в том числе при разработке и защите проектных работ;
анализировать содержание учебных вопросов и заданий и выдвигать новые идеи, самостоятельно выбирать оптимальный способ решения задач с учётом установленных (обоснованных) критериев;
раскрывать проблемные вопросы, отражающие несоответствие между реальным (заданным) и наиболее благоприятным состоянием объекта (явления) в повседневной жизни;
критически оценивать полученные в ходе решения учебных задач результаты, обосновывать предложения по их корректировке в новых условиях;
характеризовать приобретённые знания и навыки, оценивать возможность их реализации в реальных ситуациях;
использовать знания других предметных областей для решения учебных задач в области безопасности жизнедеятельности; переносить приобретённые знания и навыки в повседневную жизнь.
Работа с информацией:
владеть навыками самостоятельного поиска, сбора, обобщения и анализа различных видов информации из источников разных типов при обеспечении условий информационной безопасности личности;
создавать информационные блоки в различных форматах с учётом характера решаемой учебной задачи; самостоятельно выбирать оптимальную форму их представления;
оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие правовым и морально-этическим нормам;
владеть навыками по предотвращению рисков, профилактике угроз и защите от опасностей цифровой среды;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе с соблюдением требований эргономики, техники безопасности и гигиены.
Овладение универсальными коммуникативными действиями
Общение:
осуществлять в ходе образовательной деятельности безопасную коммуникацию, переносить принципы её организации в повседневную жизнь;
распознавать вербальные и невербальные средства общения; понимать значение социальных знаков; определять признаки деструктивного общения;
владеть приёмами безопасного межличностного и группового общения; безопасно действовать по избеганию конфликтных ситуаций;
аргументированно, логично и ясно излагать свою точку зрения с использованием языковых средств.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы в конкретной учебной ситуации;
ставить цели и организовывать совместную деятельность с учётом общих интересов, мнений и возможностей каждого участника команды (составлять план, распределять роли, принимать правила учебного взаимодействия, обсуждать процесс и результат совместной работы, договариваться о результатах);
оценивать свой вклад и вклад каждого участника команды в общий результат по совместно разработанным критериям;
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях; предлагать новые идеи, оценивать их с позиции новизны и практической значимости; проявлять творчество и разумную инициативу.
Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
самостоятельно выявлять проблемные вопросы, выбирать оптимальный способ и составлять план их решения в конкретных условиях;
делать осознанный выбор в новой ситуации, аргументировать его; брать ответственность за своё решение;
оценивать приобретённый опыт;
расширять познания в области безопасности жизнедеятельности на основе личных предпочтений и за счёт привлечения научно-практических знаний других предметных областей; повышать образовательный и культурный уровень.
Самоконтроль:
оценивать образовательные ситуации; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при их разрешении; вносить коррективы в свою деятельность; контролировать соответствие результатов целям;
использовать приёмы рефлексии для анализа и оценки образовательной ситуации, выбора оптимального решения.
Принятие себя и других:
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства, невозможности контроля всего вокруг;
принимать мотивы и аргументы других при анализе и оценке образовательной ситуации; признавать право на ошибку свою и чужую.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся активной жизненной позиции, осознанное понимание значимости личного и группового безопасного поведения в интересах благополучия и устойчивого развития личности, общества и государства. Приобретаемый опыт проявляется в понимании существующих проблем безопасности и способности построения модели индивидуального и группового безопасного поведения в повседневной жизни.
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения учебного предмета ОБЖ, должны обеспечивать:
сформированность представлений о ценности безопасного поведения для личности, общества, государства; знание правил безопасного поведения и способов их применения в собственном поведении;
сформированность представлений о возможных источниках опасности в различных ситуациях (в быту, транспорте, общественных местах, в природной среде, в социуме, в цифровой среде); владение основными способами предупреждения опасных и экстремальных ситуаций; знание порядка действий в экстремальных и чрезвычайных ситуациях;
сформированность представлений о важности соблюдения правил дорожного движения всеми участниками движения, правил безопасности на транспорте; знание правил безопасного поведения на транспорте, умение применять их на практике; знание о порядке действий в опасных, экстремальных и чрезвычайных ситуациях на транспорте;
знания о способах безопасного поведения в природной среде, умение применять их на практике; знание порядка действий при чрезвычайных ситуациях природного характера; сформированность представлений об экологической безопасности, ценности бережного отношения к природе, разумного природопользования;
владение основами медицинских знаний: владение приёмами оказания первой помощи при неотложных состояниях; знание мер профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний, сохранения психического здоровья; сформированность представлений о здоровом образе жизни и его роли в сохранении психического и физического здоровья, негативного отношения к вредным привычкам; знания о необходимых действиях при чрезвычайных ситуациях биолого-социального характера;
знания основ безопасного, конструктивного общения; умение различать опасные явления в социальном взаимодействии, в том числе криминального характера; умение предупреждать опасные явления и противодействовать им; сформированность нетерпимости к проявлениям насилия в социальном взаимодействии;
знания о способах безопасного поведения в цифровой среде, умение применять их на практике; умение распознавать опасности в цифровой среде (в том числе криминального характера, опасности вовлечения в деструктивную деятельность) и противодействовать им;
знание основ пожарной безопасности, умение применять их на практике для предупреждения пожаров; знать порядок действий при угрозе пожара и пожаре в быту, общественных местах, на транспорте, в природной среде; знать права и обязанности граждан в области пожарной безопасности;
сформированность представлений об опасности и негативном влиянии на жизнь личности, общества, государства экстремизма, терроризма; знание роли государства в противодействии терроризму; умение различать приёмы вовлечения в экстремистскую и террористическую деятельность и противодействовать им; знание порядка действий при объявлении разного уровня террористической опасности; знание порядка действий при угрозе совершения террористического акта, при совершении террористического акта, при проведении контртеррористической операции;
сформированность представлений о роли России в современном мире, угрозах военного характера, роли вооружённых сил в обеспечении мира; знание основ обороны государства и воинской службы, прав и обязанностей гражданина в области гражданской обороны; знание действия при сигналах гражданской обороны;
знание основ государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера; знание задач и основных принципов организации Единой системы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, прав и обязанностей гражданина в этой области;
знание основ государственной системы, российского законодательства, направленных на защиту населения от внешних и внутренних угроз; сформированность представлений о роли государства, общества и личности в обеспечении безопасности.
В рамках ежегодных учебных сборов в количестве 35 часов (5 дней) юноши 10 класса осваивают практическую часть рабочей программы ОБЖ по разделу «Элементы начальной военной подготовки»
Строи и управление ими. Строевые приемы и движение без оружия. Выполнение воинского приветствия без оружия на месте и в движении, выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него. Строи отделения.
Назначение, боевые свойства и общее устройство автомата Калашникова. Работа частей и механизмов автомата Калашникова при стрельбе. Неполная разборка и сборка автомата Калашникова для чистки и смазки. Хранение автомата Калашникова. Устройство патрона. Меры безопасности при обращении с автоматом Калашникова и патронами в повседневной жизнедеятельности и при проведении стрельб. Основы и правила стрельбы. Ведение огня из автомата Калашникова. Ручные осколочные гранаты. Меры безопасности при обращении с ручными осколочными гранатами.
Современный общевойсковой бой. Инженерное оборудование позиции солдата. Способы передвижения в бою при действиях в пешем порядке. Элементы военной топографии. Назначение, устройство, комплектность, подбор и правила использования средств индивидуальной защиты (СИЗ) (противогаза, респиратора, общевойскового защитного комплекта (ОЗК) и легкого защитного костюма (Л-1). Действия по сигналам оповещения. Состав и применение аптечки индивидуальной. Оказание первой помощи в бою. Способы выноса раненого с поля боя.
Промежуточная аттестация проходит в соответствии с Уставом МБОУ НГО «СОШ № 2», Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, согласно Календарному учебному графику и проводится:
-входящий контроль знаний (для обучающихся 10х классов),
полугодовой контроль знаний (для обучающихся 10х классов),
итоговый контроль знаний (для обучающихся 10х классов).
В целях оценки сформированности предметных результатов в ходе промежуточной аттестации применяются различные методы диагностики, конкретизация которых приведена в приложении к рабочей программе:
Метод диагностики | Организационная форма диагностики | Вид диагностики в системе внутришкольного мониторинга образовательных достижений |
Устный ответ | Индивидуальная, устная | Текущий, четвертной/полугодовой (рубежный) |
Реферат | Индивидуальная, устная и письменная | Рубежный четвертной/полугодовой (рубежный), годовой (итоговый |
Проект (исследование) | Индивидуальная, устная и письменная | Итоговый контроль |
Тестирование | Фронтальная, письменная | Текущий, четвертной/полугодовой (рубежный), годовой (итоговый |
Контрольная работа | Фронтальная, письменная | Текущий, четвертной/полугодовой (рубежный), годовой (итоговый |
Практическая работа | Фронтальная, письменная | Текущий, четвертной/полугодовой (рубежный) |
Лабораторная работа | Фронтальная, письменная | Текущий, четвертной/полугодовой (рубежный) |
Рабочая программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся при получении среднего общего образования, включая образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов через адаптацию методов, приемов, форм педагогического взаимодействия и форм контроля.
Особые образовательные потребности детей ЗПР:
-наглядно-действенный характер содержания образования;
-упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
-специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
-необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
-обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды;
-использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
-стимуляция познавательной активности, формирование потребности в познании окружающего мира и во взаимодействии с ним;
-специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование произвольной саморегуляции в условиях познавательной деятельности и поведения;
-специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формированию умения запрашивать и использовать помощь взрослого;
-специальная психокоррекционная помощь, направленная на развитие разных форм коммуникации;
-специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование навыков социально одобряемого поведения в условиях максимально расширенных социальных контактов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | ||
Всего | Контрольные работы | Практические работы | |||
1 | Модуль «Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе» | 2 | 0 | 0 | Библиотека ЦОК, Российская электронная школа |
2 | Модуль "Безопасность в природной среде" | 7 | 1 | 1 | Библиотека ЦОК, Российская электронная шко |
3 | Модуль "Безопасность в быту" | 6 | 0 | 1 | Библиотека ЦОК, Российская электронная школа |
4 | Модуль "Безопасность на транспорте | 6 | 0 | 1 | Библиотека ЦОК, Российская электронная школа |
5 | Модуль "Безопасность в общественных местах" | 6 | 1 | 0 | Библиотека ЦОК, Российская электронная школа |
6 | Модуль "Здоровье и как его сохранить. Основы медицинских знаний" | 7 | 0 | 0 | Библиотека ЦОК, Российская электронная школа |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 2 | 3 | |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | |||
всего | контрольные работы | практические работы | |||||
| Современные представления о культуре безопасности. | 1 | 0 | 0 | 07.09.23 | Библиотека ЦОК, Российская электронная школа | |
| Влияние поведения на безопасность. Риск ориентированный подход к обеспечению безопасности на уровне личности, общества, государства. | 1 | 0 | 0 | 14.09.23 | Библиотека ЦОК, Российская электронная школа | |
| Безопасность в природной среде. | 1 | 0 | 0 | 21.09.23 | Библиотека ЦОК, Российская электронная школа | |
| Выживание в автономных условиях. | 1 | 0 | 1 | 28.09.23 | Библиотека ЦОК, Российская электронная школа | |
| Чрезвычайные ситуации природного характера. Природные пожары. | 1 | 0 | 0 | 05.10.23 | Библиотека ЦОК, Российская электронная школа | |
| Чрезвычайные ситуации геологического характера: землетрясения, извержение вулканов, оползни, камнепады. | 1 | 0 | 0 | 12.10.23 | Библиотека ЦОК, Российская электронная школа | |
| Чрезвычайные ситуации гидрологического характера: наводнения, паводки, половодья, цунами, сели, лавины. | 1 | 0 | 0 | 19.10.23 | Библиотека ЦОК, Российская электронная школа | |
| Чрезвычайные ситуации метеорологического характера: бури, ливни, град, мороз, жара. | 1 | 0 | 0 | 26.10.23 | Библиотека ЦОК, Российская электронная школа | |
| Экологическая грамотность и разумное природопользование. | 1 | 1 | 0 | 09.11.23 | Библиотека ЦОК, Российская электронная школа | |
| Источники опасности в быту. | 1 | 0 | 0 | 16.11.23 | Библиотека ЦОК, Российская электронная школа | |
| Профилактика и первая помощь при отравлениях. | 1 | 0 | 0 | 23.11.23 | Библиотека ЦОК, Российская электронная школа | |
| Безопасность в быту. Пожарная безопасность в быту. | 1 | 0 | 0 | 30.11.23 | Библиотека ЦОК, Российская электронная школа | |
| Безопасность в быту. Предупреждение травм и первая помощь при них. | 1 | 0 | 1 | 07.12.23 | Библиотека ЦОК, Российская электронная школа | |
| Безопасное поведение в местах общего пользования. Опасности криминогенного характера. | 1 | 0 | 0 | 14.12.23 | Библиотека ЦОК, Российская электронная школа | |
| Безопасное поведение в местах общего пользования. Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения. | 1 | 0 | 0 | 21.12.23 | Библиотека ЦОК, Российская электронная школа | |
| Безопасность дорожного движения: пешеход, пассажир, водитель. | 1 | 0 | 0 | 28.12.23 | Библиотека ЦОК, Российская электронная школа | |
| Безопасность дорожного движения. Опасности и риски участников дорожного движения. | 1 | 0 | 0 | 11.01.24 | Библиотека ЦОК, Российская электронная школа | |
| Порядок действий при дорожно-транспортных происшествиях. | 1 | 0 | 0 | 18.01.24 | Библиотека ЦОК, Российская электронная школа | |
| Оказание первой помощи при дорожно-транспортном происшествии. | 1 | 0 | 1 | 25.01.24 | Библиотека ЦОК, Российская электронная школа | |
| Безопасное поведение на разных видах транспорта (метро, железнодорожный, водный, авиационный). | 1 | 0 | 0 | 01.02.24 | Библиотека ЦОК, Российская электронная школа | |
| Безопасное поведение на разных видах транспорта. Порядок действий при возникновении опасности, экстремальной или чрезвычайной ситуации. | 1 | 0 | 0 | 08.02.24 | Библиотека ЦОК, Российская электронная школа | |
| Безопасность в общественных местах. Источники опасности и правила безопасного поведения. | 1 | 0 | 0 | 15.02.24 | Библиотека ЦОК, Российская электронная школа | |
| Опасности социально-психологического характера | 1 | 0 | 0 | 22.02.24 | Библиотека ЦОК, Российская электронная школа | |
| Безопасность в общественных местах. Поиск потерявшегося человека. | 1 | 0 | 0 | 29.02.24 | Библиотека ЦОК, Российская электронная школа | |
| Опасности криминального характера в общественных местах. | 1 | 0 | 0 | 07.03.24 | Библиотека ЦОК, Российская электронная школа | |
| Действия при пожаре, обрушении конструкций в общественных местах и на объектах с массовым пребыванием людей. | 1 | 0 | 0 | 14.03.24 | Библиотека ЦОК, Российская электронная школа | |
| Действия при угрозе или совершении террористического акта в общественных местах и на объектах с массовым пребыванием людей. | 1 | 1 | 0 | 21.03.24 | Библиотека ЦОК, Российская электронная школа | |
| Факторы, влияющие на здоровье человека. Здоровый образ жизни. | 1 | 0 | 0 | 07.04.24 | Библиотека ЦОК, Российская электронная школа | |
| Инфекционные заболевания. Значение вакцинации в борьбе с инфекционными заболеваниями. | 1 | 0 | 0 | 11.04.24 | Библиотека ЦОК, Российская электронная школа | |
| Инфекционные заболевания. Чрезвычайные ситуации биолого-социального характера. | 1 | 0 | 0 | 18.04.24 | Библиотека ЦОК, Российская электронная школа | |
| Неинфекционные заболевания. Факторы риска. | 1 | 0 | 0 | 25.04.24 | Библиотека ЦОК, Российская электронная школа | |
| Неинфекционные заболевания Меры профилактики. | 1 | 0 | 0 | 02.05.24 | Библиотека ЦОК, Российская электронная школа | |
| Психическое здоровье и психологическое благополучие. | 1 | 0 | 0 | 16.05.24 | Библиотека ЦОК, Российская электронная школа | |
| Итоговое занятие. | 1 | 0 | 0 | 23.05.24 | Библиотека ЦОК, Российская электронная школа | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ | 34 | 2 | 3 | | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
10 -11 КЛАСС Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10-11 класса С. В. Ким. — М. : Вентана-Граф, 2019. — 105 с. — (Российский учебник).
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ОБЖ.Практические работы на уроках и во внеурочной деятельности 5-11кл./ С.П. Данченко.-Волгоград: 2015г.
Дорожно- транспортная безопасность школьников. Казаков В.И.
ОБЖ 5-8 классы.» Школьный курс в тестах, играх, и заданиях с картинками.»
Конспекты занятий и классных часов О.В. Павлова. «Пожарная безопасность.» 5-11 классы.
Тематические игры по ОБЖ. С.В. Титов. Методическое пособие для учителя.
Правила дорожного движения для школьников Дмитрук В.П., изд. Феникс, 2007г.
Тематическое и поурочное планирование по ОБЖ. 6 класс. М,В. Галкина, изд. Астрель, 2008 год.
Поурочные планы ОБЖ 6 класс.Изд. «Корифей», 2005 год.
Пожарная безопасность для школьников. В.И. Казаков Программно-методические материалы для нач. и основной школы.Екатеринбург «Учебная книга» 2005г.
ОБЖ Поурочные разработки 5-6 классы.: пособие для учителей образовательных учреждений /А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под редак. А.Т. Смирнова; изд.» Просвещение».-М.:, 2012г.
Обучение правилам дорожного движения 5-9 классы. Методическое пособие /А.Л. Рыбин, М.В. Маслов под редакцией А.Т. Смирнова, Москва, «Просвещение», 2008 г.
Формирование универсальных учебных действий в курсе ОБЖ .5-9 кл. /Сост. Г.П. Попова.- Волгоград: Учитель,2015
Психолого-педагогические основы дорожной безопасности несовершеннолетних: учебно-методическое пособие/ сост. Н.М.Кузнецова.-Екатеринбург: Из-во УТ «Альфа Принт», 2016
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.1-6 кл. Программа «В жизнь по безлопастной дороге», занятия, акции/ авт.-сост. Т.В. Фролова.-Волгоград: Учитель. 2016
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Детские порталы:
1. журнала «Здоровье школьника» - http://www.za-partoi.ru
2. семейный сайт – www.7ya.ru
3. журнал «Первоклашка» - www.pkpp.ru
4. журнал «Семья и школа» - www.сhpk.ru или mag7a.narod.ru
5. интернет-портал «Солнышко» - www.solnet.ee
http://www.spas-extreme.ru/ Портал детской безопасности
http://www.novgorod.fio.ru/projects/Project1132/index.htm Автономное существование в природе – детям
http://www.moskids.ru/ru/training_games/pdd/ Портал для малышей города Москвы (правила дорожного движения)
http://www.moskids.ru/ru/training_games/your_safety/?id18=20741&i18=2 Портал для малышей города Москвы (твоя безопасность)
http://www.km-school.ru/ Мультипортал компании «Кирилл и Мефодий»
http://www.eidos.ru Сайт центра дистанционного обучения «Эйдос»
http://school.yandex.ruКаталог детских ресурсов «Интернет для детей»
http://shkola.lv – Портал бесплатного образования
Транспортная безопасность. ПДД
№ | Название | Электронный адрес |
1 | ПДД РФ | http://www.shkolnik.ru/books/pdd/index.shtml |
2 | Пропаганда ПДД | http://gibdd.onego.ru/p_propag.htm |
3 | Безопасность автомобиля | http://www.seu.ru/cci/lib/books/calendar/ |
4 | Безопасность на транспорте | http://www.warning.dp.ua/bezop11.htm |
5 | Безопасность пешехода | http://www.warning.dp.ua/bezop13.htm |
6 | | http://festival.1september.ru/2003_2004/ index.php?member=103499 |
Раздел Здоровье
http://zdd.1september.ru/ - газета "Здоровье детей"
http://spo.1september.ru/ - газета "Спорт в школе"
http://www.infosport.ru/press/szr/1999N5/index.htm - Спортивная жизнь России.
http://www.hsea.ru Первая медицинская помощь
http://www.meduhod.ru Портал детской безопасности http://www.spas-extreme.ru Россия без наркотиков
info@russmag.ru Журнал ОБЖ. Основы безопасности жизни
http://anty-crim.boxmail.bizИскусство выживания
Лига здоровья нации http://wwwligazn.ru
Всероссийский форум «Здоровье нации — основа процветания России»
http://www.znopr.ruБезопасность и здоровье: ресурсы, технологии и обучение
http://kzg.narod.ru/ - Журнал «Культура здоровой жизни»
http://b23.ru/hsb9 Учебные атласы по медицинской подготовке.
http://www.novgorod.fio.ru/projects/Project1132/index.htm Автономное существование в природе – детям
Раздел Экология
http://fns.nspu.ru/resurs/natВнешкольная экология. Программа «Школьная экологическая инициатива»
http://www.macroevolution.narod.ruПроект Ecocom: всё об экологии
http://charles-darwin.narod.ruЦентр охраны дикой природы: публикации по экологии
http://www.biodiversity.ruЦентр экологического образования МГДД(Ю)Т
http://moseco.narod.ruЭкологическое образование детей и изучение природы России. Экологический центр «Экосистема»
http://bio.rusolymp.ruВсероссийская олимпиада школьников по экологии
Раздел Пожарная безопасность
http://www.goodlife.narod.ru Все о пожарной безопасности
http://www.0-1.ru Охрана труда. Промышленная и пожарная безопасность. Предупреждение чрезвычайных ситуаций
http://www.alleng.ru/edu/saf1.htm-ОБЖ - билеты, ответы, уроки.
http://www.alleng.ru/edu/saf3.htm-Книги, пособия по ОБЖ
http://satinoschool.narod.ru/test1/p1aa1.html-методическое пособие для учителей ОБЖ
http://www.uchportal.ru/load/81-учительский портал
http://severskijkadet.ru/voennoe_delo/обж/уроки-обж-ссылки.html-уроки ОБЖ
Раздел ЧС
http://www.novgorod.fio.ru/projects/Project1583/index.htm Первые шаги граждан в чрезвычайных ситуациях (памятка о правилах поведения граждан в чрезвычайных ситуациях)
http://kombat.com.ua/stat.html Статьи по выживанию в различных экстремальных условиях
http://www.ssga.ru/AllMetodMaterial/metod_mat_for_ioot/metodichki/bgd/oglavlenie_1.html Электронный учебник по безопасности жизнедеятельности (можно использовать при изучении отдельных тем в старших классах)
vps@mail.ru Журнал Основы безопасности жизнедеятельности. Каталог вебресурсов по обеспечению безопасности.
www.rusolymp.ru. Всероссийская олимпиада школьников, в т.ч. по основам безопасности жизнедеятельности.
Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций
http://www.ampe.ru/web/guest/russianИнститут психологических проблем безопасности
Основные разделы
http://www.edu.rin.ru/ - Образование - RIN.RU.
http://festival.1september.ru/subjects/12/ - Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"
http://www.risk-net.ru "Открытый урок"
http://fcior.edu.ru/ - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
http://www.alleng.ru/edu/saf1.htm-ОБЖ - билеты, ответы, уроки.
http://www.alleng.ru/edu/saf3.htm-Книги, пособия по ОБЖ
http://satinoschool.narod.ru/test1/p1aa1.html-методическое пособие для учителей ОБЖ
http://www.uchportal.ru/load/81-учительский портал
http://severskijkadet.ru/voennoe_delo/обж/уроки-обж-ссылки.html-уроки ОБЖ
Электронная версия ежемесячного иллюстрированного журнала.
http://window.edu.ru/ единое окно доступа к образовательным ресурсам (информация о подготовке к урокам, стандарты образования, информация о новых учебниках и учебных пособиях).
http://www.obzh.info информационный веб-сайт (обучение и воспитание основам безопасности жизнедеятельности).
http://www.1september.ru веб-сайт «Объединение педагогических изданий «Первое сентября» (статьи по основам безопасности жизнедеятельности в свободном доступе, имеется также архив статей).
http://www.school-obz.org/ - информационно-методическое издание по основам безопасности жизнедеятельности
http://teachpro.ru/course2d.aspx?idc=12090&cr=2 Обучение через Интернет
http://www.km-school.ru/ Мультипортал компании «Кирилл и Мефодий»
http://www.eidos.ru Сайт центра дистанционного обучения «Эйдос»
http://www.informic.narod.ru/obg.html Сайт учителя информатики, технологии и ОБЖ Разумова Виктора Николаевича
http://sverdlovsk-school8.nm.ru/docobgd.htm Для учителя ОБЖД
http://kchs.tomsk.gov.ru/azbuka_bez.htm Сайт Учебно-методического Цента ГУ МЧС России по Томской области
http://b23.ru/hsnc Учебное пособие по ОСНОВАМ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ.
Другие ресурсы:
1.Тесты по основам безопасности жизнедеятельности. 5 класс [Электронный ресурс] : Электронное издание для обучения детей в диалоговом режиме. - М. : ООО "Кирилл и Мефодий", 2005 ; М. : МЧС России, 2005.
2.Тесты по основам безопасности жизнедеятельности. 6 класс [Электронный ресурс] : Электронное издание для обучения детей в диалоговом режиме. - М. : ООО "Кирилл и Мефодий", 2005 ; М. : МЧС России, 2005.
3.Тесты по основам безопасности жизнедеятельности. 7 класс [Электронный ресурс] : Электронное издание для обучения детей в диалоговом режиме. - М. : ООО "Кирилл и Мефодий", 2005 ; М. : МЧС России, 2005.
4 Тесты по основам безопасности жизнедеятельности. 8 класс [Электронный ресурс] : Электронное издание для обучения детей в диалоговом режиме. - М. : ООО "Кирилл и Мефодий", 2005 ; М. : МЧС России, 2005.
5. Тесты по основам безопасности жизнедеятельности. 9 класс [Электронный ресурс] : Электронное издание для обучения детей в диалоговом режиме. - М. : ООО "Кирилл и Мефодий", 2005 ; М. : МЧС России, 2005.
6.Электронное издание по курсу ОБЖ. 11
Учебные пособия по ОБЖ для общеобразовательных школ http://www.bez.econavt.ru Безопасность жизнедеятельности школы
http://kuhta.clan.su Журнал «Основы безопасности жизнедеятельности»
http://www.school-obz.org Основы безопасности жизнедеятельности. Сайт Баграмян Э.
http://theobg.by.ru/index.htm Нормативные документы, методические материалы по ОБЖ. Сайт Разумова В.Н.
http://informic.narod.ru/obg.html Основы безопасности жизнедеятельности
http://anty-crim.boxmail.biz Искусство выживания
http://www.rwd.ru Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
http://www.rospotrebnadzor.ru Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору
http://www.gosnadzor.ru Федеральный центр гигиены и эпидемиологии
http://www fcgsen.ru Охрана труда и техника безопасности
http://www.znakcomplect.ru
http://fcior.edu.ru/ - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
http://www.obzh.info информационный веб-сайт (обучение и воспитание основам безопасности жизнедеятельности).
http://teachpro.ru/course2d.aspx?idc=12090&cr=2 Обучение через Интернет
http://sverdlovsk-school8.nm.ru/docobgd.htm Для учителя ОБЖД
http://www.ssga.ru/AllMetodMaterial/metod_mat_for_ioot/metodichki/bgd/oglavlenie_1.html Электронный учебник по безопасности жизнедеятельности (можно использовать при изучении отдельных тем в старших классах)
info@russmag.ru Журнал ОБЖ. Основы безопасности жизни
vps@mail.ru Журнал Основы безопасности жизнедеятельности. Каталог вебресурсов по обеспечению безопасности.
www.rusolymp.ru. Всероссийская олимпиада школьников, в т.ч. по основам безопасности жизнедеятельности.
http://mukobg.jimdo.com/ Сайт преподавателя ОБЖ Идрисова РанисаАнваровича.
Правила пользования Интернет-ресурсом
Пример изучения конкретного Интернет-ресурса по методическим указаниям учителя
1. Задание по теме “Экология и здоровье человека”. Найдите на сайте электронной экологической библиотеки “НИА-Природа” материал о вредности биодобавок для здоровья человека.
2. Алгоритм выполнения задания:
Подключение к Интернету.
Выход на сайт http:// www.lib.priroda.ru
Вход в раздел “Здоровье человека”.
Поиск и просмотр искомого материала.
Закачка найденного материала.
Просмотр основных моментов материала.
Составление резюме материала.
ЭЛЕКТРОННЫЕ ТЕСТЫ ПРОВЕРЬ СЕБЯ .
1.http://b23.ru/hsoy - Тест по Гражданской защите.
2.http://b23.ru/hso0 - Тест по ОВС.
3.http://b23.ru/hso7 - Тест по ОБЖ 9класс
4. http://umc.ucoz.com/index/testy_po_obzh_5_klass/0-42
5.https://testedu.ru/vip-access.html
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Видеодиски:
Диск №1 «Сам себе МЧС»
Детская тематика
Шалости ребёнка.
Один на улице.
Один дома.
Газ.
Кость в горле.
Собаки.
В лифте.
Елка.
Петарды.
Пожар в общественном месте.
Ртуть.
Сбор рюкзака.
Темная улица.
Землетрясение.
Гололед.
Сосулька.
Ураган.
Наводнение.
Пожар
Курение в постели.
Пожар в доме.
Электроприборы.
Пожар в автомобиле.
Лесной пожар.
Костровище.
Поведение на воде.
Реанимация утопающего.
Прорубь.
Спасение утопающего.
Диск №2«Чрезвычайные происшествия»
Вводный.
Гроза.
Буря.
Правила поведения на воде.
Правила поведения в лодке.
Помощь утопающему.
Ядовитые грибы и растения.
Правила поведения в лесу.
Растяжения и переломы.
Безопасность в авиатранспорте.
Правила поведения в метро.
Безопасность на ж\д транспорте.
Правила перехода через дорогу.
Личная безопасность на улице.
Личная безопасность в подъезде.
Солнечный удар.
Носовое кровотечение.
Ожог.
Велосипед, ролики, скейтборд.
Обморожение.
Правила обращения с лекарствами.
Домашние животные.
Домашние растения.
Опасные места в доме.
Правила поведения в лифте.
Правила обращения с электроприборами.
Правила обращения с газовыми приборами.
Пожарная безопасность.
Ответственность за ложный вызов милиции.
Эвакуация при взрыве.
Захват заложников.
Освобождение заложников.
Пищевое отравление.
Диск №3
Правила реанимации.
Первая помощь при кровотечении.
Лесные пожары.
Ожоги.
Пиротехника.
Эвакуация из ДТП.
Действия при обрушении здания.
Действия в завале
Землетрясение.
Ураган.
Аварийные ситуации в метро.
Пожар в квартире.
Утечка бытового газа.
Спасение утопающего
Удар электротоком.
Авария на ХОО.
Инородное тело в дыхательных путях.
Террористическая угроза.
Наводнение и паводки.
Тонкий лед.
Принципы и организация ГО РФ.
Обучение населения вопросам ГО.
Эвакуация.
Частичная и полная санитарная обработка.
Система оповещения ГО.
Первоочередное жизнеобеспечение населения.
Аварийно-спасательные и пожарные работы.
Радиоактивная, химическая, биологическая разведка.
Обеспечение постоянной готовности сил и средств ГО.
Диск № 7 Уроки ОБЖ 10 класс
Диск № 8 Электронное учебное издание 5-9 классы ОБЖ
Диск № 9 Аудиокурс по ОБЖ 7 класс
Диск № 10 Аудиокурс по ОБЖ 8 класс
Диск № 11 Библиотека электронных наглядных пособий по ОБЖ 5-11 классы
Диск № 12 Правила Пожарной безопасности ( М ультфильмы, «Как это случилось»)
Диск №13 Фильм по ПДД «Некуда спешить»
Диск № 14 Фильм документальный «Шок для взрослых»
Диск № 15 «Осторожно, вулканы!»
Диск № 16 Фильм о пожаре
Диск № 17 ОБЖ Мультимедийное учебное пособие
Диск № 18 Земля история Планеты
Диск № 19 Мультимедийные уроки по ОБЖ 6 класс
Диск № 20 Мультимедийные уроки по ОБЖ 7 класс
Диск № 21Видеоуроки ОБЖ 6 класс
Диск № 22Видеоуроки ОБЖ 7 класс (флеш носитель)
Диск № 23Видеоуроки ОБЖ 8 класс
Диск № 24Видеоуроки ОБЖ 9 класс
Диск № 25Видеоуроки ОБЖ 10 класс (флеш носитель)
КОМПЛЕКТЫ ПЛАКАТ
Защитные сооружения.
Уголок гражданской обороны.
Терроризм -угроза общества.
Первая медицинская помощь при чрезвычайных ситуациях.
Средства защиты органов дыхания.
Действие населения при авариях и катастрофах.
Умей действовать при пожаре.
Действия населения при стихийных бедствиях.
Действия населения при авариях и катастрофах.
Действия при пожаре.
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЕ ПЛАКАТЫ
Правила поведения при пожаре в доме
Правила поведения при стрельбе и угрозе взрыва
Правила поведения в природных условиях (в лесу)
Личная гигиена школьника
Правила перехода проезжей части
Общественный транспорт
Куда и как обращаться за помощью
Незнакомый человек
Правила поведения на водоемах летом
Правила поведения на водоемах зимой
Знаки дорожного движения (Предупреждающие)
Знаки дорожного движения ( Запрещающие)
Знаки дорожного движения (Информационно-указательные)
Разметка дороги, сигналы регулировщика
Электротравмы
Перенос пострадавших
Остановка кровотечения
Техника реанимации
Пожарная безопасность
Осторожно терроризм
Компьютер и безопасность
Ожоги, отравления, обморожения
Транспортная иммобилизация
Простейшие средства защиты органов дыхания и кожи
Детские противогазы и защитные камеры
Медицинские средства защиты
Гражданские противогазыПГ-5 и ПГ-7
Промышленные средства защиты органов дыхания кожи
Убежище
Противорадиационные укрытия
Простейшие укрытия (щели)
Санитарная обработка
Комплект плакатов на тему
«Правила поведение при вынужденном автономном существовании»
Правила безопасного поведения на водоёмах летом
Добывание и разведение костра
Грибы
Опасные насекомые
Аварийная ситуация.
Сигналы бедствия
Экстремальная ситуация
Ядовитые змеи
Временные укрытия
Меры безопасности на водоёмах зимой
Ориентирование
Съедобные и ядовитые растения.
Комплект плакатов на тему:
«Правила поведения в аварийных ситуациях на транспорте»
Аварийная эвакуация из воздушных транспортных средств
Транспортная авария
Авиационная катастрофа
Железнодорожная авария
Авария в метрополитене
Дорожно-транспортное происшествие
Правила пользования плавсредствами
Аварии на морских (речных) судах
ФОТОВЫСТАВКА
Гражданская оборона - всенародное дело.
Таблицы и плакаты по Основам военного дела
Взрывные устройства и боеприпасы.
Внешняя баллистика
Изготовка и правила стрельбы из автоматов, пулемётов
Приёмы и правила метания гранаты
Проверка боя стрелкового оружия
Требования безопасности при стрельбе стрелкового оружия
9 мм пистолет Макарова
Вооруженные силы- защитники Отечества
Стрелковое оружие, гранатометы, огнемёты
Ордена и медали России
Макет автомата Калашникова
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЕ ТАБЛИЦЫ ПО ОБЖ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10- 11 КЛАССОВ
Периоды развития женского организма
Внутренние половые органы женщины
Менструальный цикл. Нормальная и внематочная беременность
Внутренние половые органы мужчины
Здоровье
Путь алкоголя в организме человека
Превращения алкоголя в организме
Пьянство и алкоголизм
Мозг – основная мишень алкоголя
Состав табачного дыма
Основные мишени табака
Рак лёгких у курильщиков. Курение при беременности.
Действия наркотиков на Ц.Н.С.
Сифилис
Гонорея
Синдром приобретённого иммунодефицита
ВИЧ. СПИД, Течение заболевания
Размножение вирусов СПИДА в организме человека
Эпидемия СПИДА и наркоэпидемия
Гепатит В
Биоритмы здоровье
Эмоции и здоровье
Рациональное питание. Микроэлементы. Витамины
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Ноутбук; (Интернет), имеющиеся на базе школы
Мультимедийный проектор
Доска
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Менекен для оказания ЭРМ «Максим»;
Набор для имитации ранений
Макеты автомата Калашникова ( 3 шт.)
Сумка санинструктора
Противогазы (25 шт.)
ОЗК (3 шт.)
Шины (лестничная, деревянные)