Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» (для обучающихся с РАС)
17
Государственное общеобразовательное учреждение Тульской области
«Тульский областной центр образования»
|
|
Рабочая программа
по учебному предмету
«Речь и альтернативная коммуникация»
(для обучающихся с РАС (умеренная умственная отсталость
(ФГОС ОВЗ вариант 8.4.))
на 2023-2024 учебный год
Количество часов в неделю: 4
Количество часов за год: 136
Составил учитель:
Гришина Н.Г.
Рассмотрено на заседании ШМО учителей индивидуального обучения
2023
Пояснительная записка
Программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» составлена для обучающегося с РАС (вариант 8.4) с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2 класса на 1 учебный год.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99- ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
Федеральный государственный образовательный стандарт
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599);
- Постановление Главного государственного санитарного врача от 28.01. 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 "Гигтенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (вместе с СанПин 1.2.3685-21. "Санитарные правила и нормы… » (Зарегистрировано в Минюсте России 29.01.2021 №62296);
- Приказ Минпросвещения России от 24 ноября 2022г. №1026 «Об утверждениифедеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью» (далее – ФАООП УО (ИН);
- АООП ОВЗ РАС (вариант 8.4.) от 01.09.2017 г. приказ № 624-1/02-03 по ГОУ ТО «ТОЦО»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 21.09.2022 г. №858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»;
учебный план ГОУ ТО «ТОЦО», соответствующий варианту обучения.
Приказ Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений".
УМК учителя:
Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. Букварь. – М.: Просвещение, 2009.
Баряева Л.Б., Яковлева Н.Н. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. — СПб: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011.
Борисенко М.Г. Чтобы чисто говорить, надо.... - СПб, 2005.
Горохова И.В. Речевая гимнастика для малышей. – СПб: Питер, 2010.
Коноваленко В.В., Коноваленко C.В. Артикуляционная. Пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. – М.: Гном и Д, 200
Юрова Р.А. Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития. – М.: В. Секачев, 2005.
Реализация учебной программы обеспечивается специально подобранными дидактическими и учебно-методическими материалами и пособиями:
Букварь (Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И.);
печатные буквы;
буквы (серия «Мини игры», «Умные карточки»);
пазлы «Алфавит»;
лото «Буквы»;
рuzzle «Теремок», «Три поросенка», «Маша и медведь», «Красная шапочка».
предметные картинки;
игрушки животных;
тематические наборы: овощи, домашние животные, дикие животные, игрушки, обувь, одежда, мебель;
аудиозаписи с детскими песенками и потешками;
картинки с изображением действий.
Место предмета в учебном плане.
Предмет «Речь и альтернативная коммуникация» входит в обязательную часть адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с РАС (вариант 8.4.) с умеренной умственной отсталостью Отделения №1 ГОУ ТО «ТОЦО» и реализуется в урочной деятельности в соответствии с санитарно - эпидемиологическими правилами и нормами.
Количество часов в неделю - 4, количество часов в год - 136, исходя из 34 учебных недель.
Актуальность курса.
Специфические нарушения развития обучающегося значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. У обучающихся, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. В связи с этим, обучение обучающихся речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения. Результатом продуктивного взаимодействия является способность ребенка проявлять и удерживать интерес к собеседнику, находить способы продолжения общения в разных ситуациях.
Общая характеристика учебного предмета
Коммуникация и общение - неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка с умственной отсталостью значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. В связи с этим, обучение детей речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных (невербальных) средств коммуникации и социального общения (жест, мимика, пантомимика, пиктограммы).
Целью обучения по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» является формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Основные задачи: развитие всех видов речевой деятельности в единстве с развитием мышления, мыслительных операций, познавательной деятельности в целом;
- создание условий для организации речевой среды, пробуждения речевой активности;
- создание условий для расширения словарного запаса активного и пассивного словаря, связанного с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового опыта.
Планируемые результаты усвоения учебного предмета.
Результаты освоения программы предполагают формирование базовых учебных действий (БУДы) и предметных результатов.
1.Базовые учебные действия:
Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации:
- приветствовать учителя при встрече, прощаться с учителем;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- подражать действиям, выполняемыми педагогом;
- последовательно выполнять отдельные операции действия по образцу педагога;
- принимать учебные цели и включаться в учебную деятельность.
Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию со взрослыми и сверстниками в процессе обучения:
- готовность к коммуникативному взаимодействию (ученик- учитель);
- сигнализирование учителю об окончании задания;
- направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание)
- понимать жестовую инструкцию;
- выполнять стереотипную инструкцию (отрабатываемая на данном этапе обучения);
- понимать простые вербальные инструкции.
Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций:
- выполнять задание от начала до конца в течение заданного времени с помощью педагога;
- ориентироваться в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога;
- выстраивать алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога.
Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников:
- наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
- работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, эмоциональное высказывание);
- пользоваться знаками, символами, пиктограммами;
- пользоваться по назначению учебными предметами.
2. Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
Формы и средства контроля
Контрольные работы по данному предмету не предусмотрены. Контроль за усвоением программного материала – текущий. Результаты контроля успеваемости выражаются в оценке знаний, умений и навыков обучающихся. Оценивание знаний, умений, навыков по учебным предметам проводится согласно личностному развитию, личностным успехам, положительным достижениям в обучении и воспитании каждого обучающихся с применением индивидуального подхода.
Критерии оценивания знаний, умений, навыков обучающегося:
Оценка «5» ставится, если обучающийся:
- выполняет задания самостоятельно;
- выполняет задания по словесной инструкции;
- выполняет задания по образцу;
- выполняет задания по подражанию.
Оценка «4» ставится, если обучающийся:
- выполняет задания по словесной инструкции с оказанием незначительной помощи;
- выполняет задания по образцу с оказанием незначительной помощи;
- выполняет задания по подражанию с оказанием незначительной помощи.
Оценка «3» ставится, если обучающийся:
- выполняет задания по словесной инструкции после оказания значительной помощи;
- выполняет задания по образцу после оказания значительной помощи;
- выполняет задания по подражанию после оказания значительной помощи.
Оценка «2» не выставляется.
Педагогические технологии, используемые на уроке:
-традиционные (репродуктивные) технологии;
-игровые технологии;
-личностно-ориентированные;
-здоровьесберегающие технологии;
-технологии коррекционно-развивающего обучения;
-информационно-коммуникационные технологии;
-технологии компенсирующего обучения;
Методы обучения на уроке:
-словесные (рассказ, беседа, инструктаж);
-наглядные (демонстрация пособий, действий.)
-практические (упражнения, самостоятельные наблюдения, графические и письменные работы
Содержание учебного курса
Коммуникация.
1.Коммуникация с использованием вербальных средств:
Реагирование на собственное имя; приветствие собеседника звуком (словом, предложением); привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением); выражение своих желаний словом (предложением); выражение согласия (несогласия) звуком (словом, предложением)
2. Коммуникация с использованием невербальных средств:
Выражение мимикой, жестом, звучащим предметом, пиктограммой, предметным символом, таблицей букв согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание); выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов.
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации
Импрессивная речь. Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя). Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имен членов семьи, обучающихся класса, педагогических работников. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы). Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы). Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять). Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма). Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно).
Экспрессивная речь. Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя). Называние собственного имени. Называние имен членов семьи (обучающихся класса, педагогических работников класса). Называние (употребление) слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы). Называние (употребление) обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы). Называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять). Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма). Называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно).
Чтение и письмо.
Глобальное чтение.
Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.
Предпосылки к осмысленному чтению и письму.
Узнавание (различение) образов графем (букв). Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов).
Начальные навыки чтения и письма.
Узнавание звука в слоге (слове). Соотнесение звука с буквой. Узнавание графического изображения буквы в слоге (слове). Называние буквы. Чтение слога (слова). Написание буквы (слога, слова, предложения).
Виды и формы деятельности на уроке.
Виды деятельности на уроке:
деятельность осуществляется на уровне совместных действий с педагогом;
деятельность осуществляется по подражанию;
деятельность осуществляется по образцу;
деятельность осуществляется по последовательной инструкции;
деятельность осуществляется с привлечением внимания обучающегося учителем к предмету деятельности;
самостоятельная деятельность обучающегося; умение самостоятельно исправить допущенные ошибки.
Формы деятельности на уроке: игра, предметно-действенное обучение, использование подражательности, детальное расчленение материала на простые элементы, синтез частей в целое, постепенное усложнение самостоятельных действий, частая смена деятельности, большая повторяемость материала, индивидуальная работа, создание «эмоционального» благополучия.
Календарно-тематическое планирование
№ урока |
Наименование темы |
Неделя |
Кол-во часов |
|
1 четверть (8 недель) |
|
|
|
Блок 1. Здравствуй, школа. |
|
|
1 |
Установление и поддержание зрительного контакта с обучающимся. Умение выражать доступным способом приветствие, прощание. Соотнесение себя со своим именем, напечатанным на карточке. |
1-я |
1 |
2 |
Установление и поддержание зрительного контакта с обучающимся. Приветствие с помощью звука, жеста. Соотнесение себя со своим именем, напечатанным на карточке. |
1-я |
1 |
3 |
Умение приветствовать собеседника, прощаться с ним. Стимулировать применение звука, жеста на практике. Выбор карточки со своим именем среди других. |
1-я |
1 |
4 |
Протягивание руки, поднимание открытой ладони в знак приветствия собеседника. Стимулировать применение звука, жеста на практике. Выбор карточки со своим именем среди других. |
1-я |
1 |
5 |
Протягивание руки, поднимание открытой ладони, кивок головой, голосовой сигнал в знак приветствия. Соотнесение фотографии здания школы, картинки с карточкой «школа». |
2-я |
1 |
6 |
Использование жестов, звуков для приветствия и прощания. Соотнесение карточек со словами «доска», «парта», «окно» с окружающими реальными предметами. |
2-я |
1 |
7 |
Ответ на вопрос «Как дела?» жестом. Узнавание ситуаций, в которых нужно здороваться или прощаться. Выбор карточки со своим именем среди других. |
2-я |
1 |
8 |
Использование жестов, звуков для приветствия и прощания. Узнавание ситуаций, в которых нужно здороваться или прощаться. Выбор карточки со своим именем среди других. |
2-я |
1 |
|
Блок 2. Прощай, лето! Здравствуй, осень! |
|
|
9 |
Беседа по сюжетным картинкам на темы «Лето», «Осень» с помощью доступных средств коммуникации (фиксация, направленность взгляда, принятие задания). Слушание, «осенних» звуков (дождь, ветер). |
3-я |
1 |
10 |
Совершенствование коммуникативных возможностей для поддержания беседы: ответы на вопросы по теме «Лето», «Осень» с помощью жестов или пиктограмм. Рисование цветного пятна (желтый, оранжевый, красный цвет). |
3-я |
1 |
11 |
Беседа о природных изменениях осенью с помощью жестов или пиктограмм: листья желтеют, падают; птицы улетают. Рисование точек, штрихов (дождь) на доске мокрой кистью, пальцем. |
3-я |
1 |
12 |
Беседа о природных изменениях осенью с помощью жестов или пиктограмм: дует холодный ветер, льёт дождь. Рисование точек, штрихов (дождь) на бумаге мокрой кистью, красками. |
3-я |
1 |
13 |
Расширение доступных умений коммуникации в ходе беседы по сюжетным картинкам. Узнавание пиктограмм «дождь», «листья», «птицы». |
4-я |
1 |
14 |
Расширение доступных умений коммуникации в ходе беседы по сюжетным картинкам. Наклеивание деталей аппликации «Листопад» в указанное место. |
4-я |
1 |
15 |
Совершенствование коммуникативных возможностей для поддержания беседы. Имитация шума дождя (постукивание пальцами по парте), ветра (поддувание бумажных листьев на нитке). |
4-я |
1 |
16 |
Расширение доступных умений коммуникации (фиксация, направленность взгляда, принятие задания). Слушание стихов об осени, их «договаривание» (в т. ч. невербальное). |
4-я |
1 |
|
Блок 3. Готовимся к урокам. Мой портфель. |
|
|
17 |
Решение проблемной практической ситуации: сложить все нужные предметы в пенал, выполняя двигательные упражнения под музыку. Соотнесение предмета с его изображением (пиктограммой). |
5-я |
1 |
18 |
Решение проблемной практической ситуации. Показать предметы или на пиктограммах, что лежит в пенале. Выполнение инструкций: «Дай ручку». «Положи в пенал». Просмотр мультфильма «Эхо». |
5-я |
1 |
19 |
Узнавание и выбор школьных предметов среди других с использованием жеста «мой». Соотнесение названий учебных предметов с фотографией. Беззвучное «произнесение» звуков А, У, их сочетания. |
5-я |
1 |
20 |
Соотнесение предметов с их изображением (пиктограммой). Отгадывание задуманного предмета по жестовой загадке (имитация письма – ручка) и др. Беззвучное «произнесение» звуков А, У, их сочетания. |
5-я |
1 |
|
Блок 4. Волшебная страна сказок. |
|
|
21 |
Использование доступных средств коммуникации с помощью картинок, жестов. Расширение словаря детей при чтении знакомых сказок. Сказка «Репка». Просмотр мультфильма. |
6-я
|
1 |
22 |
Сказка «Репка». Совершенствование коммуникативных возможностей (ответы на вопросы жестом, картинкой). Подбор иллюстрации к сказке, показ на ней предметов и их действий. |
6-я |
1 |
23 |
Инсценировка сказки «Репка». Совершенствование ручной моторики при обыгрывании сказки с использованием пальчикового театра. Рисование репки по трафарету. |
6-я |
1 |
24 |
Сказка «Репка». Имитация действий персонажей (жесты), звукоподражание. Наклеивание на бумаге деталей аппликации слева направо в порядке появления персонажей сказки. Дорисовка усов кошке. |
6-я |
1 |
25 |
Использование доступных средств коммуникации с помощью картинок, жестов. Расширение словаря детей при чтении знакомых сказок. Сказка «Маша и медведь». Просмотр мультфильма. |
7-я |
1 |
26 |
Сказка «Маша и медведь». Совершенствование коммуникативных возможностей (ответы на вопросы жестом, картинкой). Подбор иллюстрации к сказке, показ на ней предметов и их действий. |
7-я |
1 |
27 |
Инсценировка сказки «Маша и медведь». Совершенствование ручной моторики при обыгрывании сказки с использованием пальчикового театра. Складывание разрезных картинок с персонажами сказки из 2 частей. |
7-я |
1 |
28 |
Сказка «Маша и медведь». Имитация действий персонажей (жесты), звукоподражание. Подбор иллюстрации к сказке, показ на ней предметов и их действий. Аппликация на бумаге персонажей сказки. |
7-я |
1 |
29 |
Повторение. Использование доступных средств коммуникации для выражения своих желаний, обращения за помощью. |
8-я |
1 |
30 |
Повторение. Пальчиковые игры с изображением персонажей сказок (зайчик, медведь, лиса, собака) и выполнение движений – имитаций (замесила, скатала, слепила, посадил, тянут). |
8-я |
1 |
31 |
Повторение. Использование доступных средств (жест, мимика, звук) для коммуникации. Узнавание персонажей сказок и мультфильмов по загадке-описанию, на картинке. |
8-я |
1 |
32 |
Повторение. Использование доступных средств (жест, мимика, звук) для коммуникации. Закреплять интерес к прослушиванию коротких текстов. Учить соотносить их с иллюстрациями. |
8-я |
1 |
|
2 четверть (8 недель) |
|
|
|
5 блок. Школьные правила. |
|
|
1 |
Освоение практически значимых ситуаций: начало урока. Ответы на вопросы «Что это?», «Кто это?» с помощью пиктограмм. Звук [а] и буква А. Слова на букву А. |
1-я |
1 |
2 |
Создание ситуаций для обращения за помощью, просьбой. Использование жестов (слушать, рисовать, строить). Дидактическая игра «Слова и картинки»: соотнесение слова с буквой А и картинки. |
1-я |
1 |
3 |
Ответы на вопросы «Что это?», «Кто это?» с помощью пиктограмм. Использование жестов (слушать, рисовать, играть). Упражнения в написании буквы А по контурным линиям (точкам). |
1-я |
1 |
4 |
Договаривание слов в стихотворных строчках с помощью доступных средств коммуникации. Упражнения в написании буквы А по контурным линиям (точкам). |
1-я |
1 |
|
Блок 6. После уроков. |
|
|
5 |
Пальчиковые игры. Ответы на вопросы по тексту с помощью жестов, мимики. картинок. Звук [у] и буква У. Слова на букву У. Конструирование буквы У из палочек. |
2-я |
1 |
6 |
Двигательные имитационные игры типа «Паучок». Ответы на вопросы по тексту с помощью жестов, картинок. Дидактическая игра «Слова и картинки»: соотнесение слова с буквой У с картинкой. |
2-я |
1 |
7 |
Ответы на вопросы по изображению с помощью жестов, пиктограмм. Слушание сказки В. Сутеева «Утенок и цыпленок», соотнесение сказки с нужной иллюстрацией. |
2-я |
1 |
8 |
Воспроизведение фрагментов диалога персонажей (используя жесты, звуки). Упражнения в написании буквы У по контурным линиям (точкам). |
2-я |
1 |
|
Блок 7. Наши игры. Любимая игрушка. |
|
|
9 |
Игра в детское лото, домино. Поощрение в ходе игры выражение своих чувств и эмоций. Звук [м] и буква М. Артикуляционная гимнастика для произнесения М. |
3-я |
1 |
10 |
Игра в детское лото, домино. Использование в ходе игры условных обозначений (жестовых, звуковых) изученных слов – предметов. Письмо буквы М по трафарету. |
3-я |
1 |
11 |
«Ответы» на вопросы про любимую игрушку (жесты, действия), выполнение простых инструкций. Упражнения в написании буквы М по контурным линиям (точкам). |
3-я |
1 |
12 |
Освоение элементов игр «Дженга», «Кошка на стене» и т.п. Поощрение выражения своих чувств и эмоций по отношению к своим действиям. Упражнения в написании букв А, У, М по контурным линиям (точкам). |
3-я |
1 |
|
Блок 8. Игры с мячом (считалки, рифмовки). |
|
|
13 |
Простые игры с мячом: перекатывание, перебрасывание. Активизация речевых (в т. ч. невербальных) высказываний в играх с мячом. Звук [о] и буква О. Артикуляционная гимнастика. |
4-я |
1 |
14 |
Игры с мячом в круге. Договаривание с помощью заданных жестов некоторых слов в считалках, рифмовках. Звук [о] и буква О. Письмо буквы О по трафарету. |
4-я |
1 |
15 |
Ответ на вопросы (жесты, картинки): «Чей мяч?», «Кто играет в мяч?». Воспроизведение рисунка губ при произнесении звуков А, У, О, М, показ буквы по беззвучной артикуляции педагога. |
4-я |
1 |
16 |
Договаривание с помощью заданных жестов некоторых слов в считалках, рифмовках. Аппликация из кусочков ваты «Облако». Упражнения в написании буквы О по контурным линиям (точкам). |
4-я |
1 |
|
Блок 10. Перемена. Пальчиковые игры с речевым сопровождением. |
|
|
17 |
Пальчиковые игры под речевое сопровождение: «Сорока-белобока», «Хома-хомячок» и др. Показ персонажей по названию. Выполнение пальчиковых поз (крючочки, цепочка, колобок, слоник и др.). |
5-я |
1 |
18 |
Пальчиковые игры под речевое сопровождение. Жестовое обозначение некоторых слов речитатива к пальчиковым играм. Письмо букв А, О, У, М по трафарету. |
5-я |
1 |
19 |
Беседа по фрагментам мультфильмов, иллюстрациям. Ответы на вопросы: «Кто твой любимый герой?», «Кто тебе не нравится?» с помощью жестов, картинок. Письмо букв А, О, У, М по точкам. |
5-я |
1 |
20 |
Беседа по фрагментам мультфильмов, иллюстрациям. Ответы на вопросы: «Кто твой любимый герой?», «Кто тебе не нравится?» с помощью жестов, картинок. Письмо букв А, О, У, М по точкам. |
5-я |
1 |
|
Блок 11. Узоры из снежинок. Подарки для друзей. |
|
|
21 |
Выражение благодарности и/или поздравление с праздником с помощью доступных средств коммуникации (жест, объятия и др.) Рисование снежинки в виде крестика (по трафарету, |
6-я |
1 |
22 |
Ответы на вопросы (жестами, имитацией действия): «Кто это сделал?», «Что это?», «Для кого этот подарок?». Украшение оклеенной баночки готовыми снежинками. |
6-я |
1 |
23 |
Композиция «Зимнее небо»: рисование на темном фоне снежинок белой гуашью любым доступным способом (крестом, в виде точек). |
6-я |
1 |
24 |
Поздравление окружающих людей с праздником с помощью доступных средств коммуникации (жест, объятия и др.). Работа со словом: поиск знакомых букв. |
6-я |
1 |
|
Промежуточная аттестация |
|
|
25 |
Промежуточная аттестация. Умение соотносить прослушанное содержание сказки с соответствующей иллюстрацией. |
7-я |
1 |
26 |
Промежуточная аттестация. Умение использовать доступные средства коммуникации (вербальные и невербальные) для поддержания беседы по теме «Зима». |
7-я |
1 |
27 |
Промежуточная аттестация. Умение выполнять графо - моторные задания. |
7-я |
1 |
28 |
Промежуточная аттестация. Умение выполнять графо - моторные задания. |
7-я |
1 |
|
Повторение. |
|
|
29 |
Повторение. Расширение активного и пассивного словаря, активизация словаря при конструировании ответов на вопросы. Соотнесение слов с пиктограммами (снег, кубики). |
8-я |
1 |
30 |
Повторение. Средства коммуникации для выражения своих желаний, обращения за помощью, ответа на вопросы (используя мимику, жесты, звуки, слова). Работа со словом: поиск знакомых букв в словах. |
8-я |
1 |
31 |
Повторение. Закреплять интерес к прослушиванию коротких текстов. Учить соотносить их с иллюстрациями. Письмо букв А, О, У, М по контурным линиям (точкам). |
8-я |
1 |
32 |
Повторение. Закреплять интерес к прослушиванию коротких текстов. Учить соотносить их с иллюстрациями. Письмо букв А, О, У, М по контурным линиям (точкам). |
8-я |
1 |
|
3 четверть (11 недель) |
|
|
|
Блок 9. Обедаем дома. Посуда. |
|
|
1 |
Освоение практически значимых ситуаций с использованием альтернативных средств коммуникации. Накрывание на стол посуды, уборка со стола. Прослушивание сказки «Федорино горе». |
1-я |
1 |
2 |
Выражение просьбы, сообщение о затруднениях с помощью жестов («Не хватает стаканов», «Лишняя ложка»). Прослушивание аудиозаписей (звон посуды; звук метлы), называние, показ звучащего предмета на картинке или имитация действия. |
1-я |
1 |
3 |
Ответы на вопросы с помощью пиктограмм: «Что это?». Узнавание предметов посуды по их контурному изображению. |
1-я |
1 |
4 |
Ответы на вопросы типа «Куда поставим стакан?», «Куда положим вилку?» жестами. Наклеивание изученных букв на лист бумаги по образцу. |
1-я |
1 |
|
Блок 12. Уборка в доме. |
|
|
5 |
Выполнение поручений: убирать, мыть, подметать, вытирать. Соотнесение слов-действий с фотографиями. |
2-я |
1 |
6 |
Ответы на вопросы по теме «Уборка в доме» с помощью доступных средств коммуникации. Слушание аудиозаписей по теме «Рабочие инструменты»: молоток, пила. |
2-я |
1 |
7 |
Ответы на вопросы «Где молоток?», «Что он делает?» с помощью доступных средств коммуникации. Просмотр фрагмента мультфильма «Вовка в тридевятом царстве», в котором присутствуют молоток, пила. Их узнавание и показ. |
2-я |
1 |
8 |
Имитация действий молотком, пилой; «запись» звука молотка точками, короткими штрихами. Работа со словами: поиск, показ знакомых букв. |
2-я |
1 |
|
Блок 13. Считалочки. Игры с правилами. |
|
|
9 |
Коллективная игра (учитель, ученик) «Воробьи и вороны». Слушание голосов вороны и воробья, их имитация. |
3-я |
1 |
10 |
Игры-жеребьевки. Придумывание и демонстрация (движением, жестом) заданий водящему (станцевать, попрыгать, нарисовать). Слушание и узнавание аудиозаписей по теме «Музыкальные инструменты»: барабан, скрипка, пианино. |
3-я |
1 |
11 |
Ответы на вопросы (жестами, пиктограммами, имитацией действий) по фотографиям, аудиозаписям. Узнавание одного из инструментов на фотографии: барабан, скрипка, пианино. |
3-я |
1 |
12 |
Рассматривание фотографий, видеороликов, на которых музыканты играют на инструментах. Имитация игры на этих инструментах. Выделение в словах знакомых букв. |
3-я |
1 |
|
Блок 14. Вопросы-ответы. Театр «Тени», «Куклы Би-ба-бо». |
|
|
13 |
Театр «Тени». Игра «Жмурки наоборот» (правила игры, выбор ведущего, узнавание животного по его тени, подсказки). Слушание текста сказки «Маша и медведь». |
4-я |
1 |
14 |
Ответы на вопросы по содержанию сказки «Маша и медведь» с помощью доступных средств коммуникации. Узнавание героев на цветной иллюстрации. |
4-я |
1 |
15 |
Разыгрывание фрагментов сюжета сказки «маша и медведь» с помощью кукол бибабо (персонажи без слов). Подбор букв к картинкам по образцу. |
4-я |
1 |
16 |
Угадывание хорошо знакомого предмета по его тени (мяч, кубик), соотнесение с пиктограммой. Письмо букв А, О, У, М по контурным линиям (точкам). |
4-я |
1 |
|
Блок 15. Наряжаем куклу. |
|
|
17 |
Одевание бумажных кукол в соответствии с полом. Использование слов, обозначающих предметы одежды, их признаки (сезонность, принадлежность к полу и т.д.). Выделение буквы О в слове «одежда». |
5-я |
1 |
18 |
«Наряжаем куклу». Ответы на вопросы (жестами, пиктограммами, картинками) на вопросы: «Что наденет девочка (мальчик)?». Поиск отдела «Одежда» в «магазине» (по табличке на фотографии). |
5-я |
1 |
19 |
Представление своей куклы (показать одежду на ней, украшения). Дифференциация одежды для девочек и для мальчиков. Письмо букв А, О, У, М по контурным линиям (точкам). |
5-я |
1 |
20 |
Одевание бумажных кукол в соответствии с сезоном. Ответы на вопросы (жестами, пиктограммами, картинками): «Что наденем осенью?» Письмо букв А, О, У, М по контурным линиям (точкам). |
5-я |
1 |
|
Блок 16. Сюжетные картинки: строим дом, улицу. |
|
|
21 |
«Строим дом». Обсуждение композиции постройки, аппликации: выражение своих предпочтений (вербально и невербально) в выборе цвета элементов, их расположения. Работа со словами на карточках (дом и т.д.) |
6-я |
1 |
22 |
«Строим дом». Использование жестов, вопросительной мимики для вопроса, просьбы о помощи. Выполнение простых инструкций учителя по размещению деталей конструктора. |
6-я |
1 |
23 |
Участие в конструировании улицы из строительного материала, макетов деревьев, дорожки. Выделение знакомых звуков и букв (А, О, У, М) в словах: улица, дом, дерево, машина, дорога и др. |
6-я |
1 |
24 |
Выполнение аппликации «Улица». Работа с карточками. Выделение знакомых звуков и букв (А, О, У, М) в словах: улица, дом, дерево, машина, дорога и др. |
6-я |
1 |
|
Блок 17. Любимые мультфильмы. |
|
|
25 |
«Любимые мультфильмы». Выражение своих предпочтений в беседе «Какие мультфильмы мы любим?» Побуждать к взаимодействию («спорить») доступными средствами коммуникации. |
7-я |
1 |
26 |
«Любимые мультфильмы». Ответы на вопросы по содержанию мультфильмов с помощью любых доступных средств коммуникации. Складывание разрезных картинок (2 части) с персонажами мультфильмов. |
7-я |
1 |
27 |
Разыгрывание фрагментов сюжета с использованием жестов, масок / картинок. Узнавание знакомых букв в названиях персонажей, в слове «мультфильм». |
7-я |
1 |
28 |
Прослушивание аудиосказок по просмотренным мультфильмам, узнавание персонажей и сюжета. Узнавание знакомых букв в названиях персонажей. |
7-я |
1 |
|
Блок 18. Экскурсия в парк. |
|
|
29 |
В парке. Создание речевой ситуации для возражения обучающегося («Мы видели в парке грибы», «На дереве висели бананы» и т.п.). Проговаривание сочетаний изученных звуков. |
8-я |
1 |
30 |
В парке. Ответы на вопросы с использованием слов: действий, признаков предметов (идет, растет, стоит, большой, маленький и т.д.). Аудиозаписи слов: определение наличия или отсутствия в этих словах звуков А, У. |
8-я |
1 |
31 |
В парке. Просмотр презентации «Растения в парке». Показ куста, дерева, травы, цветка в окружающем пространстве, на картинке. Определение наличия или отсутствия в этих словах звуков А, У. |
8-я |
1 |
32 |
В парке. Ответы на вопросы с использованием слов: действий, признаков предметов (идет, растет, стоит, большой, маленький и т.д.). Аудиозаписи слов: определение наличия или отсутствия в этих словах звуков А, У. |
8-я |
1 |
|
Блок 19. Экскурсия в зоопарк. |
|
|
33 |
«Зоопарк». Расширение активного и пассивного словаря (внешний вид, питание, поведение животных) с наглядной (жестовой, картинной) опорой. Проговаривание сочетаний изученных звуков. |
9-я |
1 |
34 |
«Зоопарк». Ответы на вопросы с использованием слов: действий и признаков предметов (прыгает, лежит, стоит, огромный, пушистый, длинный) с наглядной (жестовой, картинной) опорой. Звуки О, М. |
9-я |
1 |
35 |
«Зоопарк». Презентация «Зоопарк» (движения, питание, повадки животных). Обведение трафаретов животных, штриховка. Выделение в названиях животных знакомых звуков и букв (А, О, У, М) |
9-я |
1 |
36 |
«Зоопарк». Презентация «Зоопарк» (движения, питание, повадки животных). Обведение трафаретов животных, штриховка. Выделение в названиях животных знакомых звуков и букв (А, О, У, М) |
9-я |
1 |
|
Повторение. |
|
|
37 |
Повторение. Накрываем на стол. Уборка в доме. Закрепление практически значимых ситуаций с использованием альтернативных средств коммуникации. Письмо букв А, О, У, М по контурным линиям (точкам). |
10-я |
1 |
38 |
Повторение. «Куклы Би-ба-бо». Играем сказку. Разыгрывание фрагментов сюжета сказки с помощью кукол Бибабо доступными средствами коммуникации. Письмо букв А, О, У, М по контурным линиям (точкам). |
10-я |
1 |
39 |
Повторение. Расширение возможности слухового внимания и восприятия при прослушивании и узнавании различных звуков, работа со звуками и словами. Письмо букв А, О, У, М по контурным линиям (точкам). |
10-я |
1 |
40 |
Прослушивание аудиосказок по просмотренным мультфильмам, узнавание персонажей и сюжета. Узнавание знакомых букв в названиях персонажей. |
10-я |
1 |
|
Повторение. |
|
|
41 |
Повторение. Любимые мультфильмы. Выражение своих предпочтений доступными средствами коммуникации. Узнавание знакомых звуков, их соотнесение с графическим изображением букв. |
11-я |
1 |
42 |
Повторение. Ответы на вопросы (жестами, пиктограммами, имитацией действий) по фотографиям, аудиозаписям. Придумывание и демонстрация (движением, жестом) заданий водящему. |
11-я |
1 |
43 |
Повторение. Формирование интереса к прослушиванию коротких текстов, соотнесение содержания текстов с иллюстрациями. Звуки и буквы А, У, М, О. Проговаривание сочетаний изученных звуков. |
11-я |
1 |
44 |
Повторение. Формирование интереса к прослушиванию коротких текстов, соотнесение содержания текстов с иллюстрациями. Письмо букв А, О, У, М по контурным линиям (точкам). |
11-я |
1 |
|
4 четверть (7 недель) |
|
|
|
Блок 20. Играем в шашки. |
|
|
1 |
«Играем в шашки». Освоение практически значимых ситуаций с использованием альтернативных средств коммуникации (правила игры, выбор цвета, предложение хода, пожатие руки). |
1-я |
1 |
2 |
«Играем в шашки». Расширение активного и пассивного словаря. Понимание слов – инструкций, использование этих слов в ходе игры (шашки, ход, убери, бей, победа). Проговаривание сочетаний знакомых звуков. |
1-я |
1 |
3 |
«Играем в шашки». Раскрашивание клеток на листе бумаги в шахматном порядке, наклеивание картонных «шашек». Проговаривание звуков [а], [у], [о], [м], знакомых звукосочетаний, коротких слов. |
1-я |
1 |
4 |
Играем в шашки с использованием альтернативных средств коммуникации (правила игры, выбор цвета, предложение хода, пожатие руки). Письмо букв А, О, У, М по контурным линиям (точкам). |
1-я |
1 |
|
Блок 21. Город, в котором я живу. |
|
|
5 |
«Город, в котором я живу». Расширение активного и пассивного словаря (город Тула, музей, парк, храм, герб, улица, магазин, цирк и др.), его активизация при конструировании ответов на вопросы. |
2-я |
1 |
6 |
«Город, в котором я живу». Рассматривание фотографий с видами города, узнавание на них знакомых мест (школа, цирк, магазин, парк, памятник и др.). Выделение в названиях знакомых звуков и букв (А, О, У, М) |
2-я |
1 |
7 |
Конструирование предложений из пиктограмм по картинкам и фотографиям города. Совершенствование ручной и мелкой моторики при выполнении графических заданий. |
2-я |
1 |
8 |
Конструирование предложений из пиктограмм по картинкам и фотографиям города. Написание букв А, О, У, М по контурным линиям и самостоятельно. |
2-я |
1 |
|
Блок 22. Мои друзья. |
|
|
9 |
«Мои друзья». Расширение доступных умений невербальной коммуникации. «Считывание» жестов, эмоций людей без учета речи (фотографии, видеофрагменты). Проговаривание сочетаний знакомых звуков. |
3-я |
1 |
10 |
«Мои друзья». Ответы на вопросы, использование в ответах изученных слов. «Считывание» знакомых жестов, эмоций людей, «перевод» в словесную форму и наоборот. Соотнесение слогов с картинками: МУ, АУ, УА, АМ. |
3-я |
1 |
11 |
«Мои друзья». «Считывание» жестов, эмоций людей без учета речи (фотографии, видеофрагменты). Совершенствование ручной и мелкой моторики при выполнении графических заданий. |
3-я |
1 |
12 |
«Мои друзья». Расширение доступных умений невербальной коммуникации. «Считывание» жестов, эмоций людей без учета речи. Называние и запись сочетаний по трафарету. |
3-я |
1 |
|
Блок 23. Здравствуй, лето – прощай, школа. |
|
|
13 |
«Здравствуй, лето!» Расширение активного и пассивного словаря (лето, каникулы, отдых, река, купаться, плавать и др.). Рисование под музыку цветов. |
4-я |
1 |
14 |
«Здравствуй, лето!» Признаки лета: сезонная одежда, погода, жизнь растений, животных, отдых людей. Использование умений невербальной коммуникации в практике речи. |
4-я |
1 |
15 |
Создание речевой ситуации, в которой ребенок будет вынужден возражать («Летом ты будешь кататься с горы на санках», «Летом на деревьях листья пожелтеют и опадут» и т.п.) |
4-я |
1 |
16 |
Рассматривание серии сюжетных картинок по теме «Лето». Прослушивание музыкального произведения «Летняя гроза» (А. Вивальди). |
4-я |
1 |
|
Итоговая аттестация. |
|
|
17 |
Итоговая аттестация. Умение соотносить прослушанное содержание короткого текста с соответствующей иллюстрацией. |
5-я |
1 |
18 |
Итоговая аттестация. Умение использовать доступные средства коммуникации (вербальные и невербальные) для поддержания беседы по теме «Лето». |
5-я |
1 |
19 |
Итоговая аттестация. Умение выполнять графо - моторные задания. |
5-я |
1 |
20 |
Итоговая аттестация. Умение выполнять графо - моторные задания. |
5-я |
1 |
|
Повторение. |
|
|
21 |
Повторение. Город, в котором я живу, мои друзья. Расширение активного и пассивного словаря, доступных умений невербальной коммуникации. Называние и запись звукосочетаний по трафарету. |
6-я |
1 |
22 |
Повторение. Город, в котором я живу, мои друзья. Рассматривание фотографий с видами города, семьи, друзей. Использование умений невербальной коммуникации. Называние и запись звукосочетаний по трафарету. |
6-я |
1 |
23 |
Повторение. Играем в шашки с использованием альтернативных средств коммуникации. Совершенствование ручной и мелкой моторики при выполнении графических заданий. |
6-я |
1 |
24 |
Повторение. Рассматривание серии сюжетных картинок по теме «Лето». Использование умений невербальной коммуникации в практике речи. Называние и запись сочетаний по трафарету. |
6-я |
1 |
|
Повторение. |
|
|
25 |
Повторение. Играем сказку. Разыгрывание фрагментов сюжета сказки с помощью кукол Бибабо доступными средствами коммуникации. Соотнесение слогов с картинками: МУ, АУ, УА, АМ. Запись звукосочетаний. |
7-я |
1 |
26 |
Повторение. «Любимые мультфильмы». Беседа по содержанию мультфильмов с помощью доступных средств коммуникации. Совершенствование ручной и мелкой моторики при выполнении графических заданий. |
7-я |
1 |
27 |
Повторение. «Любимые сказки». Ответы на вопросы по содержанию сказок с помощью любых доступных средств коммуникации. Складывание разрезных картинок (3-4 части) с персонажами сказок. |
7-я |
1 |
28 |
Повторение. Закреплять интерес к прослушиванию коротких текстов. Учить соотносить их с иллюстрациями. Складывание разрезных картинок (3-4 части) |
7-я |
1 |
|
Итого |
|
136ч |