12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Упенкова Лидия Юрьевна259
Россия, Новосибирская обл., Новосибирск

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности

учащихся 1-4 классов
общеинтеллектуального направления

«Эрудит»


 


 


 

1 - 4 классы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составил:

учитель начальных классов

Упенкова Лидия Юрьевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Новосибирск, 2020

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Данная программа курса «Эрудит» разработана и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009 г., зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 52».

Для разработки программы использованы следующие материалы:

Истомина Н.Б. Учимся решать логические задачи: Тетрадь по математике. 1- 2 кл. - М.:, Смоленск: Ассоциация ХХ1 век, 2012 г.

Методические рекомендации к рабочей тетради «Учимся решать логические задачи» для 1-2 классов общеобразовательных учреждений. Смоленск: Ассоциация ХХ1 век, 2013 г

Истомина Н.Б., Н.Б.Тихонова, «Учимся решать логические задачи. Математика и информатика» Тетрадь для 3 класса, 1-е издание; Смоленск: Ассоциация ХХ1 век, 2012 г

Методические рекомендации к рабочей тетради «Учимся решать логические задачи» для 3 класса общеобразовательных учреждений. Смоленск: Ассоциация ХХ1 век, 2013 г

Истомина Н.Б., Виноградова Е.П. «Учимся решать комбинаторные задачи. » Тетрадь для 1 - 4 класса; Смоленск: Ассоциация ХХ1 век, 2012 г

 

 

Цели:

-развитие логического мышления младших школьников, умения анализировать текст, строить простейшие логические выражения, выдвигать гипотезы, делать умозаключения, -способствовать, формированию УУД, развивать и активизировать познавательный интерес к математике;

- расширить кругозор в областях математической науки;

-дать опыт участия детей в различных математических соревнованиях;

-способствовать формированию навыков самостоятельной работы Задачи:

-развитие логического мышления и психических функций, формирование мыслительных умений и способностей, тренировать у детей внимание, память, восприятие;

-способствовать освоению детьми умения выявлять два - три свойства предмета (цвет, форму, размер), классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств.

-развивать умения оперировать двумя свойствами (выявлять и отличать одно свойство от другого, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы)

-учить детей переносить знания и умения в новую, нестандартную ситуацию.

Общая характеристика

Предложенные задания знакомят младших школьников со способами решения логических задач и формируют навыки работы с информацией. Система заданий направлена на овладение детьми основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, наглядного представления данных и процессов. Задания направлены на формирование у младших школьников универсальных учебных умений (действий) по решению логических задач. С этой целью каждое задание составлено таким образом, чтобы предлагаемые логические задачи рассматривались и анализировались с разных сторон. Процесс решения каждой логической задачи разбивается на систему дополнительных

- 2

-

 

 

 

вопросов и заданий, посильных детям, направленных на знакомство с различными методами решения логических задач и подходами к оформлению процесса рассуждений. Выполняя предлагаемые задания, ребенок имеет возможность не только самостоятельно решить рассматриваемые логические задачи, но и научиться обобщенным, универсальным способам решения логических задач в целом.

Под логическими авторы: Истомина Н.Б., Н.Б. Тихонова понимают такие задачи, которые решаются преимущественно на основе рассуждений. Поэтому для того, чтобы научить детей решать логические задачи, необходимо научить их рассуждать. Умение рассуждать основано на знании и умении использовать логические операции и правила рассуждений при построении умозаключений.

Подобранные в пособии задания знакомят младших школьников с основным способом решения логических задач - методом рассуждений, состоящим в построении цепочки обоснованных последовательных умозаключений, а также с наглядными способами представления (моделирования) процесса рассуждений:

словесным (в виде цепочки умозаключений - речевых высказываний);

табличным;

графическим.

В пособии имеются задания, знакомящие с исследовательским методом решения задач, основанным на выдвижении и проверке всевозможных гипотез.

Основная функция комбинаторных задач в начальных классах - создать условия для формирования у обучающихся приёмов умственной деятельности, развития произвольного внимания, образного мышления. Выполнение заданий, предложенных в тетрадях, развивают такие качества мышления, как гибкость и критичность, расширяет представление младших школьников о способах моделирования текстовых задач, способствует формированию умения решать задачи. Принципы реализации программы:

индивидуально - личностный подход к каждому ребенку;

коллективизм;

креативность (творчество);

ценностно-смысловое равенство педагога и ребенка; научность;

сознательность и активность учащихся;

наглядность

Формы: математические (логические ) игры, задачи, упражнения, графические задания, развлечения - загадки, задачи-шутки, ребусы, головоломки, игры: «Пифагор», дидактические игры и упражнения (геометрический материал), конкурсы и др.

Методы:

взаимодействие;

поощрение; наблюдение;

коллективная работа;

работа в «группах»

игра.

Приемы:

анализ и синтез;

сравнение;

классификация;

аналогия;

обобщение.

Способы реализации программы:

занятия с детьми (регулярные, 1 раз в неделю);

диагностика детских знаний и мыслительных процессов (2 раза в год: в начале работы, в конце работы кружка);

показ работы кружка

- 3 -

 

 

 

анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы;

уметь различать существенные и несущественные признаки.

Программа курса «Эрудит» рассчитана на четыре года. 1 класс - (1 раз в неделю) - 33 часа; 2 ,

3, 4 класс - по 34 часа (1 раз в неделю) - 136 часов.

Планируемые результаты к концу четвёртого года обучения

В сфере личностных универсальных действий у учащихся будут сформированы: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи; готовность целенаправленно использовать математические знания, умения и навыки в учебной деятельности и в повседневной жизни, способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи, соотносить результат действия с поставленной целью, способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Личностные качества как любознательность, трудолюбие, способность к организации своей деятельности и к преодолению трудностей, целеустремленность и настойчивость в достижении цели, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.

Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

различать способ и результат действия; контролировать процесс и результаты деятельности;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;

- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления

Выпускник получит возможность научиться:

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научится:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

осуществлять синтез как составление целого из частей;

проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

устанавливать причинно-следственные связи;

 

4

 

 

 

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

устанавливать аналогии;

владеть общим приемом решения задач.

Выпускник получит возможность научиться:

создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты

осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

произвольно и осознанно владеть общим умением решать задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится:

выражать в речи свои мысли и действия;

строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер видит и знает, а что нет;

задавать вопросы;

использовать речь для регуляции своего действия.

Выпускник получит возможность научиться:

адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия;

аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в совместной деятельности;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.

Предметные результаты Работа с текстовыми задачами

Выпускник научится:

анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами, взаимосвязь между условием и вопросом задачи, определять количество и порядок действий для решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;

решать учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью, арифметическим способом (в 2—3 действия);

оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи.

Выпускник получит возможность научиться:

находить разные способы решения задач

Решать логические, используя рисунки, схемы.

Работа с информацией

Выпускник научится:

читать несложные готовые таблицы;

заполнять несложные готовые таблицы;

Выпускник получит возможность научиться:

сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц;

распознавать одну и туже информацию, представленную в разной форме- (таблицы, схемы); планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц, схем;

- 5 -

 

 

занятия

Дата

Тема и цель занятия

Номера заданий в тетрадях

1

 

Тема: «Истина». «Ложь».

Цель: Учить анализировать тексты. Познакомить с понятиями: «ложно», «истинно», «верно», «неверно». Развитие умения ориентироваться в пространстве.

1

2

 

Тема: «Истина». «Ложь».

Цель: Учить анализировать тексты. Познакомить с понятиями: «ложно», «истинно», «верно», «неверно». Развитие умения ориентироваться в пространстве.

2

3

 

Тема: «Истина». «Ложь».

Цель: Учить анализировать тексты. Познакомить с понятиями: «ложно», «истинно», «верно», «неверно». Развитие умения ориентироваться в пространстве.

 

4

 

Тема: Знакомство с таблицей.

Цель: Учить строить истинные высказывания, развивать умения делать выводы, учить оценивать истинность и ложность высказываний. Познакомить с табличным способом решения логических задач.

3

5

 

Тема: Построение истинных высказываний.

Цель: Учить строить истинные предложения на сравнение по цвету и размеру.

4

6

 

Тема: Построение истинных высказываний.

Цель: Учить строить истинные предложения на сравнение по цвету и размеру.

5

 

- 6 -

 

 

7

 

Тема: Построение истинных высказываний.

Цель: Учить строить истинные предложения на сравнение по цвету и размеру.

 

8

 

Тема: Работа с графической моделью.

Цель: Учить соотносить текстовое описание с картинкой, устанавливать соответствия между текстом и иллюстрацией. Формировать умение иллюстрировать текстовые описания.

6

9

 

Тема: Работа с графической моделью.

Цель: Учить соотносить текстовое описание с картинкой, устанавливать соответствия между текстом и иллюстрацией. Формировать умение иллюстрировать текстовые описания.

7

10

 

Тема: Работа с схематической моделью.

Цель: Познакомить с графической моделью. Учить соотносить текстовые описания и графические модели, устанавливать соответствие между текстом и схемой. Продолжить формирование умения иллюстрировать текстовые описания. Познакомить со способом решения логических задач на основе выдвижения всевозможных предположений (гипотез) и их проверки.

8

11

 

Тема: Работа с схематической моделью.

Цель: Познакомить с графической моделью. Учить соотносить текстовые описания и графические модели, устанавливать соответствие между текстом и схемой. Продолжить формирование умения иллюстрировать текстовые описания. Познакомить со способом решения логических задач на основе выдвижения всевозможных предположений (гипотез) и их проверки.

9

12

 

Тема: Работа с схематической моделью.

Цель: Познакомить с графической моделью. Учить соотносить текстовые описания и графические модели, устанавливать соответствие между текстом и схемой. Продолжить формирование умения иллюстрировать текстовые описания. Познакомить со способом решения логических задач на основе выдвижения всевозможных предположений (гипотез) и их проверки.

 

13

 

Тема: Работа с схематической моделью.

Цель: Познакомить с графической моделью. Учить соотносить текстовые описания и графические модели, устанавливать соответствие между текстом и схемой. Продолжить формирование умения иллюстрировать текстовые описания. Познакомить со способом решения логических задач на основе выдвижения всевозможных предположений (гипотез) и их проверки.

 

14

 

Тема: Работа с схематической моделью.

Цель: Познакомить с графической моделью. Учить соотносить текстовые описания и графические модели, устанавливать соответствие между текстом и схемой. Продолжить формирование умения иллюстрировать текстовые описания. Познакомить со способом решения логических задач на основе выдвижения всевозможных предположений (гипотез) и их проверки.

 

15

 

Тема: Решение логических задач табличным способом. Цель: Учить табличному способу решения логических задач.

10

 

- 7 -

 

 

 

 

Учить устанавливать соответствие между элементами множеств по логическому условию. Формировать умение оценивать истинность и ложность высказываний по заданным условиям.

 

16

 

Тема: Решение логических задач табличным способом. Цель: Учить табличному способу решения логических задач. Учить устанавливать соответствие между элементами множеств по логическому условию. Формировать умение оценивать истинность и ложность высказываний по заданным условиям.

 

17

 

Тема: Решение логических задач табличным способом. Цель: Учить табличному способу решения логических задач. Учить устанавливать соответствие между элементами множеств по логическому условию. Формировать умение оценивать истинность и ложность высказываний по заданным условиям.

 

18

 

Тема: Работа с ложными высказываниями.

Цель: Знакомство с операцией отрицания. Обучение построению отрицаний высказываний, выводов. Учить на основе установления соответствий между картинкой и текстовым описанием оценивать истинность высказываний.

11

19

 

Тема: Работа с ложными высказываниями.

Цель: Знакомство с операцией отрицания. Обучение построению отрицаний высказываний, выводов. Учить на основе установления соответствий между картинкой и текстовым описанием оценивать истинность высказываний.

12

20

 

Тема: Отрицание высказывания.

Цель: Обучение решению логических задач табличным способом. Формирование умения делать умозаключения на основе построения отрицания высказываний.

13

21

 

Тема: Моделирование как способ решения логических задач.

Цель: Учить построению графической модели по текстовому условию логической задачи. Знакомство с графическим способом решения логических задач. Продолжить формирование умения делать умозаключения на основе построения отрицания высказываний.

14

22

 

Тема: Моделирование как способ решения логических задач.

Цель: Учить построению графической модели по текстовому условию логической задачи. Знакомство с графическим способом решения логических задач. Продолжить формирование умения делать умозаключения на основе построения отрицания высказываний.

15

23

 

Тема: Моделирование как способ решения логических задач.

Цель: Учить построению графической модели по текстовому условию логической задачи. Знакомство с графическим способом решения логических задач. Продолжить формирование умения делать умозаключения на основе построения отрицания высказываний.

 

24

 

Тема: Моделирование как способ решения логических

 

 

- 8 -

 

 

 

 

задач.

Цель: Учить построению графической модели по текстовому условию логической задачи. Знакомство с графическим способом решения логических задач. Продолжить формирование умения делать умозаключения на основе построения отрицания высказываний.

 

25

 

Тема: Моделирование как способ решения логических задач.

Цель: Учить построению графической модели по текстовому условию логической задачи. Знакомство с графическим способом решения логических задач. Продолжить формирование умения делать умозаключения на основе построения отрицания высказываний.

 

26

 

Тема: Установление истинности/ложности высказываний.

Цель: Учить оценивать истинность высказываний по графическому условию. Формировать умения достраивать графические модели по логическому условию.

16

27

 

Тема: Установление истинности/ложности высказываний.

Цель: Учить оценивать истинность высказываний по графическому условию. Формировать умения достраивать графические модели по логическому условию.

17

28

 

Тема: Установление истинности/ложности высказываний.

Цель: Учить оценивать истинность высказываний по графическому условию. Формировать умения достраивать графические модели по логическому условию.

(Комбин)

18

29

 

Тема: Установление истинности/ложности высказываний.

Цель: Учить оценивать истинность высказываний по графическому условию. Формировать умения достраивать графические модели по логическому условию.

(Комбин)

19

30

 

Подготовительный тур.

 

31

 

Отборочный тур.

 

32

 

Олимпиада.

 

33

 

Математическая игра.

 

 

Содержание программы курса «Эрудит»

класс (1 ч в неделю, 34 ч)

Установление истинности/ложности высказываний. Решение логических задач методом исключения. Работа с текстовой и графической информацией. Построение цепочки умозаключений. Графическая и табличная интерпретация текста. Выдвижение гипотез. Построение умозаключений. Планирование действий. Наглядное представление процессов. Составление линейного алгоритма. Решение логических задач исследовательским методом. Решение логических задач разными способами. Наглядное представление текстовых данных. Нахождение логических ошибок в рассуждениях.

На основе различных видов соединений (комбинаций), которые связаны с размещениями, перестановками, сочетаниями решение комбинаторных задач сначала способом перебора (хаотичного или системного), а затем с помощью составления таблиц.

Ожидаемые результаты:

- 9 -

 

 

/п

занитий

Тема и цель занятия

Номера

заданий

в

тетрадях

Дата

1

Тема: Установление истинности/ложности высказываний.

Цель: Учить оценивать истинность высказываний по графическому условию. Формировать умения достраивать графические модели по логическому условию.

(Логич)

16

(Комбин)

20

 

2

Тема: Установление истинности/ложности высказываний.

Цель: Учить оценивать истинность высказываний по графическому условию. Формировать умения достраивать графические модели по логическому условию.

(Логич)

17

(Комбин)

21

 

3

Тема: Решение логических задач методом исключения.

Цель: Продолжить формировать умения решать логические задачи табличным способом на основе построения отрицаний.

(Логич)

18

(Комбин)

22

 

4

Тема: Решение логических задач методом исключения.

Цель: Продолжить формировать умения решать логические задачи табличным способом на основе построения отрицаний.

(Логич)

19

(Комбин)

23

 

5

Тема: Работа с текстовой и графической информацией.

Цель: Формировать умения устанавливать соответствие между текстом и графическими схемами. Продолжить формировать умения построения истинных высказываний.

(Логич)

20

(Комбин)

24

 

6

Тема: Работа с текстовой и графической информацией.

Цель: Формировать умения устанавливать соответствие между текстом и графическими схемами. Продолжить формировать умения построения истинных высказываний.

(Логич)

21

(Комбин)

25

 

7

Тема: Построение цепочки умозаключений.

Цель: Учить строить умозаключения по предложенной схеме, делать выводы из данных условий, проверять

(Логич)

22

(Комбин)

 

 

- 10 -

 

 

 

правильность решения логической задачи табличным способом.

26

 

8

Тема: Построение цепочки умозаключений.

Цель: Учить строить умозаключения по предложенной схеме, делать выводы из данных условий, проверять правильность решения логической задачи табличным способом.

(Логич)

23

(Комбин)

27

 

9

Тема: Графическая и табличная интерпретация текста

Цель: Знакомство с графическим и табличным способами представления информации. Учить делать выводы по табличным данным. Учить оценивать истинность высказываний и их отрицаний.

(Логич)

24

(Комбин)

28

 

10

Тема: Графическая и табличная интерпретация текста

Цель: Знакомство с графическим и табличным способами представления информации. Учить делать выводы по табличным данным. Учить оценивать истинность высказываний и их отрицаний.

(Логич)

26

(Комбин)

29

 

11

Тема: Выдвижение гипотез.

Цель: Пропедевтическая работа по формированию умения решать логические задачи способом выдвижения и оценки всевозможных гипотез.

(Логич)

25

(Комбин)

30

 

12

Тема: Построение умозаключений Цель: Формировать умение решать логические задачи на основе построения цепочки умозаключений. Учить анализировать высказывания со связкой «если..., то...» и делать правильные выводы.

(Логич)

27

(Комбин)

31

 

13

Тема: Построение умозаключений Цель: Формировать умение решать логические задачи на основе построения цепочки умозаключений. Учить анализировать высказывания со связкой «если., то.» и делать правильные выводы.

(Логич)

28

(Комбин)

32

 

14

Самостоятельная работа

(Логич) 33, 35 (Комбин) 33

 

15

Тема: Построение цепочки рассуждений Цель: Продолжить формирование умения решать логические задачи на основе построения цепочки умозаключений, анализировать высказывания со связкой «если., то.» и делать правильные выводы.

(Логич)

29

(Комбин)

34

 

16

Тема: Построение цепочки рассуждений Цель: Продолжить формирование умения решать логические задачи на основе построения цепочки умозаключений, анализировать высказывания со связкой «если., то.» и делать правильные выводы.

(Логич)

30

(Комбин)

35

 

17

Тема: Планирование действий. Наглядное представление процессов.

Цель: Познакомить с логическими задачами на перевозки и табличной формой записи решения задач. Научить строить модель процесса перевозки.

(Логич)

31

(Комбин)

36

 

18

Тема: Составление линейного алгоритма.

(Логич)

 

 

- 11 -

 

 

 

Цель: Формировать умение решать логические задачи на перевозки способом перебора и анализа всевозможных действий на каждом этапе; формировать умения решать логические задачи на основе построения отрицаний.

32

(Комбин)

37

 

19

Тема: Решение логических задач исследовательским методом.

Цель: Познакомить с понятием «гипотеза». Учить выдвигать и проверять гипотезы. Познакомить со способом решения логических задач на основе выдвижения и анализа всевозможных гипотез. .

(Логич)

34

(Комбин)

38

 

20

Тема: Решение логических задач различными способами.

Цель: Формирование умения решать логические задачи способом построения цепочки умозаключений и табличным способом.

(Логич)

36

(Комбин)

39

 

21

Тема: Решение логических задач различными способами.

Цель: Формирование умения решать логические задачи способом построения цепочки умозаключений и табличным способом.

(Логич)

37

(Комбин)

40

 

22

Тема: Решение логических задач различными способами.

Цель: Формирование умения решать логические задачи способом построения цепочки умозаключений и табличным способом.

 

 

23

Тема: Решение логических задач на пространственные отношения

Цель: Учить решать логические задачи на пространственные отношения между предметами табличным и графическим способами. Формирование умений оценивать истинность высказываний на основе построения умозаключений из условий.

(Логич)

38

Комбин)

41

 

24

Тема: Решение логических задач через выдвижение гипотез.

Цель: Формирование умений решать логические задачи на основе выдвижения и анализа всевозможных гипотез.

(Логич)

39

Комбин)

42

 

25

Тема: Наглядное представление текстовых данных. Цель: Формирование умения соотносить графические модели с текстовым условием, решать логические задачи графическим способом. Учить построению умозаключений.

(Логич)

40

Комбин)

43

 

26

Тема: Наглядное представление текстовых данных. Цель: Формирование умения соотносить графические модели с текстовым условием, решать логические задачи графическим способом. Учить построению умозаключений.

(Логич)

41

Комбин)

44

 

27

Тема: Нахождение логических ошибок в рассуждениях.

Цель: Учить находить ошибки в рассуждениях.

(Логич)

42

Комбин)

45

 

28

Составление логических задач

Комбин)

 

 

- 12 -

 

 

 

 

46

 

29

Составление логических задач

Комбин)

47

 

30

Составление логических задач

Комбин) 48 - 49

 

31

Подготовительный тур.

 

 

32

Отборочный тур.

 

 

33

Олимпиада.

 

 

34

Математическая игра.

 

 

 

Содержание программы курса «Эрудит»

класс (1 ч в неделю, 34 ч)

Решение логических задач табличным способом. «Истина». «Ложь». Графические модели. Построение цепочки умозаключений. Рассуждения. Знакомство с задачами на перевозки. Работа с математическими, вербальными и графическими моделями. Знакомство с исследовательским методом решения логических задач. Наглядное представление текстовых данных. Решение логических задач через выдвижение гипотез. Построение умозаключений. Истинные и ложные высказывания. Анализ гипотез.

Решение комбинаторных задач с помощью схемы, которую называют «деревом возможных вариантов».

Ожидаемые результаты:

выполняя предложенные задания, ученики, научатся действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие из них, исследовать, работать с таблицами, схемами, представлять и интерпретировать данные.

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.

Календарно - тематическое планирование 3 класс

Дата

 

занятия

Тема и цель занятия

Номера

заданий

 

1

Тема: Решение логических задач табличным способом. Цель: Учиться строить истинные высказывания, развивать умения делать выводы, учить оценивать истинность и ложность высказываний. Вспомнить табличный способ решения логических задач.

1

 

2

Тема: «Истина». «Ложь». Графические модели.

Цель: Учиться анализировать тексты. Усвоить понятия: «ложно», «истинно», «верно», «неверно». Учиться соотносить вербальные и графические модели.

2-3

 

3

Тема: Построение умозаключений.

Цель: Учиться строить умозаключения на основе анализа текстов, рисунков и их сравнения по цвету и размеру.

4-5

 

4

Тема: Построение цепочки умозаключений. Рассуждения.

Цель: Учиться табличному способу решения логических задач. Учиться устанавливать соответствие между элементами множеств по логическому условию. Овладевать умением строить цепочки умозаключений.

6-7

 

5

Тема: Знакомство с задачами на перевозки.

8

 

- 13 -

 

 

 

 

Цель: Познакомиться с табличным способом описания процессов перевозок, последовательностью записи действий.

 

 

6-7

Тема: Работа с математическими, вербальными и графическими моделями.

Цель: Учиться соотносить текстовые описания, математические записи и графические модели, устанавливать соответствие между ними. Учиться иллюстрировать текстовые описания графическими моделями.

9-10

 

8

Тема: Задачи на перевозки.

Цель: Учиться анализировать возможные последствия действий, выбирать рациональные действия.

11

 

9

Тема: Знакомство с исследовательским методом решения логических задач.

Цель: Познакомиться с понятием «гипотеза». Учиться выдвигать и проверять гипотезы. Познакомиться со способом решения логических задач на основе выдвижения и анализа всевозможных гипотез. Познакомиться с табличной формой представления процесса анализа гипотез. Учиться работать по плану.

12

 

10

Самостоятельная работа

13

 

11

Тема: Решение логических задач исследовательским методом.

Цель: Учиться выдвигать и проверять гипотезы. Учиться решению логических задач на основе выдвижения и анализа всевозможных гипотез путем рассуждения по заданному образцу.

14

 

12

Самостоятельная работа

15, 19

 

13-14

Тема: Задачи на перевозки.

Цель: Учиться анализировать возможные варианты действий с целью выбора оптимального. Учиться описывать процесс перевозок табличным способом.

16-17

 

15-16

Тема: Выдвижение гипотез.

Цель: Учиться решать логические задачи способом выдвижения и оценки всевозможных гипотез.

18, 20

 

17

Тема: Наглядное представление текстовых данных. Цель: Учиться соотносить графические модели с математическими и вербальными, и на этой основе решать логические задачи. Учиться построению умозаключений.

21

 

18-19

Тема: Решение логических задач через выдвижение гипотез.

Цель: Учиться решать логические задачи на основе выдвижения и анализа всевозможных гипотез.

22-23

 

20

Тема: Построение умозаключений Цель: Учиться решать логические задачи на основе построения цепочки умозаключений. Учиться анализировать высказывания со связкой «если..., то...» и делать правильные выводы.

24

 

21

Тема: Анализ различных способов решения логических задач на перевозки.

Цель: Учиться анализировать различные способы решения логических задач на перевозки с целью определения

25

 

- 14 -

 

 

 

 

оптимальных.

 

 

22

Тема: Построение цепочки умозаключений.

Цель: Учиться строить умозаключения по предложенной схеме, делать выводы из данных условий.

26

 

23

Тема: Задачи на перевозки.

Цель: Учиться анализировать возможные последствия действий, выбирать оптимальное решение.

27

 

24

Самостоятельная работа.

28

 

25-27

Тема: Решение логических задач через выдвижение гипотез.

Цель: Учиться решать логические задачи на основе выдвижения и анализа всевозможных гипотез. Учиться представлять процесс анализа гипотез в табличной форме.

29-31

 

28

Тема: Истинные и ложные высказывания. Анализ гипотез.

Цель: Продолжить формирование умения решать логические задачи на основе выдвижения и анализа всевозможных гипотез и построения цепочки умозаключений, анализировать истинные и ложные высказывания, делать выводы.

32

 

29

Составление логических задач

33-34

 

30

Составление логических задач

 

 

31

Подготовительный тур.

 

 

32

Олимпиада.

 

 

33

Проектные задачи.

 

 

34

Проектные задачи.

 

 

Содержание программы курса «Эрудит»

класс (1 ч в неделю, 34 ч)

Подобранные в пособии задания продолжают знакомить младших школьников с основным способом решения логических задач - методом рассуждений, состоящим в построении цепочки обоснованных последовательных умозаключений, а также с

наглядными способами представления (моделирования) процесса рассуждений:

словесным (в виде цепочки умозаключений - речевых высказываний);

табличным;

графическим.

В пособии имеются задания, знакомящие с исследовательским методом решения задач, основанным на выдвижении и проверке всевозможных гипотез.

Задания направлены на формирование у младших школьников универсальных учебных умений (действий) по решению логических задач.

Календарно - тематическое планирование 4 класс

Дата

 

занятия

Тема и цель занятия

Номера

заданий

 

1

Тема: Решение логических задач табличным способом. Цель: Учиться строить истинные высказывания, развивать умения делать выводы, учить оценивать истинность и ложность высказываний. Вспомнить табличный способ решения логических задач.

1

 

2

Тема: «Истина». «Ложь». Графические модели.

Цель: Учиться анализировать тексты. Усвоить понятия: «ложно», «истинно», «верно», «неверно». Учиться соотносить вербальные и графические модели.

2-3

 

- 15 -

 

 

 

3

Тема: Построение умозаключений.

Цель: Учиться строить умозаключения на основе анализа текстов, рисунков и их сравнения по цвету и размеру.

4-5

 

4

Тема: Построение цепочки умозаключений. Рассуждения.

Цель: Учиться табличному способу решения логических задач. Учиться устанавливать соответствие между элементами множеств по логическому условию. Овладевать умением строить цепочки умозаключений.

6-7

 

5

Тема: Работа с математическими, вербальными и графическими моделями.

Цель: Учиться соотносить текстовые описания, математические записи и графические модели, устанавливать соответствие между ними. Учиться иллюстрировать текстовые описания графическими моделями.

8

 

6-7

Тема: Работа с математическими, вербальными и графическими моделями.

Цель: Учиться соотносить текстовые описания, математические записи и графические модели, устанавливать соответствие между ними. Учиться иллюстрировать текстовые описания графическими моделями.

9-10

 

8

Тема: Задачи на перевозки.

Цель: Учиться анализировать возможные последствия действий, выбирать рациональные действия.

11

 

9

Тема: Решение логических задач исследовательским методом.

Цель: Учиться выдвигать и проверять гипотезы. Учиться решению логических задач на основе выдвижения и анализа всевозможных гипотез путем рассуждения по заданному образцу.

12

 

10

Самостоятельная работа

13

 

11

Тема: Решение логических задач исследовательским методом.

Цель: Учиться выдвигать и проверять гипотезы. Учиться решению логических задач на основе выдвижения и анализа всевозможных гипотез путем рассуждения по заданному образцу.

14

 

12

Самостоятельная работа

15, 19

 

13-14

Тема: Выдвижение гипотез.

Цель: Учиться решать логические задачи способом выдвижения и оценки всевозможных гипотез.

18

 

15-16

Тема: Выдвижение гипотез.

Цель: Учиться решать логические задачи способом выдвижения и оценки всевозможных гипотез.

20

 

17

Тема: Наглядное представление текстовых данных. Цель: Учиться соотносить графические модели с математическими и вербальными, и на этой основе решать логические задачи. Учиться построению умозаключений.

21

 

18-19

Тема: Решение логических задач через выдвижение гипотез.

Цель: Учиться решать логические задачи на основе

22-23

 

- 16 -

 

 

 

 

выдвижения и анализа всевозможных гипотез.

 

 

20

Тема: Построение умозаключений Цель: Учиться решать логические задачи на основе построения цепочки умозаключений. Учиться анализировать высказывания со связкой «:если..., то...» и делать правильные выводы.

24

 

21

Тема: Анализ различных способов решения логических задач на перевозки.

Цель: Учиться анализировать различные способы решения логических задач на перевозки с целью определения оптимальных.

25

 

22

Тема: Построение цепочки умозаключений.

Цель: Учиться строить умозаключения по предложенной схеме, делать выводы из данных условий.

26

 

23

Тема: Задачи на перевозки.

Цель: Учиться анализировать возможные последствия действий, выбирать оптимальное решение.

27

 

24

Самостоятельная работа.

28

 

25-27

Тема: Решение логических задач через выдвижение гипотез.

Цель: Учиться решать логические задачи на основе выдвижения и анализа всевозможных гипотез. Учиться представлять процесс анализа гипотез в табличной форме.

29-31

 

28

Тема: Истинные и ложные высказывания. Анализ гипотез.

Цель: Продолжить формирование умения решать логические задачи на основе выдвижения и анализа всевозможных гипотез и построения цепочки умозаключений, анализировать истинные и ложные высказывания, делать выводы.

32

 

29

Составление логических задач

33-34

 

31

Составление логических задач

 

 

32

Подготовительный тур.

 

 

33

Отборочный тур.

 

 

34

Олимпиада.

 

 

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Библиотечный фонд

Истомина Н.Б. Учимся решать логические задачи: Тетрадь по математике. 1- 2 кл. - М.:, Смоленск: Ассоциация ХХ1 век, 2012 г.

Методические рекомендации к рабочей тетради «Учимся решать логические задачи» для 1-2 классов общеобразовательных учреждений. Смоленск: Ассоциация ХХ1 век, 2013 г

Истомина Н.Б., Н.Б.Тихонова, «Учимся решать логические задачи. Математика и информатика» Тетрадь для 3 класса; Смоленск: Ассоциация ХХ1 век, 2013 г

Методические рекомендации к рабочей тетради «Учимся решать логические задачи» для 3 класса общеобразовательных учреждений. Смоленск: Ассоциация ХХ1 век, 2013 г

Истомина Н.Б., Виноградова Е.П. «Учимся решать комбинаторные задачи. » Тетрадь для 1 - 4 класса; Смоленск: Ассоциация ХХ1 век, 2012 г

Для учителя: Истомина Н.Б., Тихонова Н.Б. Развитие универсальных учебных действий у младших школьников в процессе решения логических задач. //Начальная школа, 2011.- №6.- С.30-35.

Печатные пособия

- 17 -

 

 

 

Таблицы в соответствии с программой обучения.

Плакаты по основным темам.

Раздаточный дидактический материал.

Технические средства обучения

телевизор (по возможности)

видеомагнитофон (по возможности)

аудиоцентр/магнитофон

мультимидийный проектор

экспозиционный экран

компьютер

сканер

принтер

Учебно-практическое оборудование

Тетрадь в клетку

Простой карандаш

Набор цветных карандашей

Шариковая ручка

Фломастеры

Числовые веера

Набор геометрических фигур

Линейка Оборудование класса

Ученические столы одно- и двухместные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

Подставки для книг, держатели и т. п.

Литература

Истомина Н.Б., Н.Б.Тихонова, «Учимся решать логические задачи. Тетрадь для 1 - 2 класса; Смоленск: Ассоциация ХХ1 век, 2012 г

Методические рекомендации к рабочей тетради «Учимся решать логические задачи» для 1-2 классов общеобразовательных учреждений. Смоленск: Ассоциация ХХ1 век, 2013 г

Истомина Н.Б., Н.Б.Тихонова, «Учимся решать логические задачи. Математика и информатика» Тетрадь для 3 класса; Смоленск: Ассоциация ХХ1 век, 2013 г

Истомина Н.Б., Виноградова Е.П. «Учимся решать комбинаторные задачи. » Тетрадь для 1 - 4 класса; Смоленск: Ассоциация ХХ1 век, 2012 г

Истомина Н.Б., Тихонова Н.Б. Развитие универсальных учебных действий у младших школьников в процессе решения логических задач. //Начальная школа.

- 18 -

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.