Рабочая программа по внеурочной деятельности «Моя малая Родина»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 73»
Миасского городского округа
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Моя малая Родина»
Направление деятельности: духовно-нравственное
Классы 1 - 4
Уровень общего образования: начальное общее образование
Срок реализации программы: 4 года
Разработчик: Коровкина Л.В.
Учитель географии
МКОУ «СОШ № 73»
Миасский городской округ
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Программы внеурочной деятельности «Моя малая Родина», 1-4 классы: методические рекомендации к учебному комплекту «Окружающий мир. 1-4 класс /Е.Е. Бондарь, С.Н. Петрушин. – Челябинск: «Край Ра», 2016, 2020
Программа курса внеурочной деятельности «Моя малая Родина» разработана в соответствии со следующими нормативно- правовыми документами и инструктивно- методическими материалами:
Законом «Об образовании в РФ»
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования;
«Концепцией краеведческого образования в Челябинской области», утвержденной приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 13.09.2005 г. № 01-1006
Программа внеурочной деятельности создана на основе образовательной программы начального общего образования.
Курс внеурочной деятельности «Моя малая Родина» полностью соответствует требованию, предъявляемому законом Российской Федерации «Об образовании» к общеобразовательным программам в изучении вопросов национально- регионального компонента, включается в содержание различных учебных предметов.
Цель программы внеурочной деятельности- воспитание гражданина России, знающего и любящего свой край, его традиции и культуру и желающего принять активное участие в его развитии.
Задачи:
Воспитательные задачи- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к своему краю, пробуждение любви к Малой Родине.
Развивающие задачи- формирование познавательных интересов, развитие интеллектуальных и творческих способностей.
Образовательные задачи- формирование представлений о различных сторонах жизни своего края, города, района и его населения.
Принципы программы:
включение учащихся в активную деятельность.
доступность и наглядность.
связь теории с практикой.
учет возрастных особенностей.
сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).
Изучение учебного материала осуществляется по определенному алгоритму: от освоения теории через технологическую проработку к самостоятельной творческой работе. При этом реализуется принцип уровневого подхода: сначала материал рассматривается на информационно-знаковом уровне, потом знания переводятся на отражательно-преобразующий уровень и, наконец, закрепляется на уровне самостоятельной деятельности школьников.
На освоение содержания курса внеурочной деятельности отводится 33 часа в год в 1 классе, во 2-4 классах по 34 часа в год. Занятия проводятся по 1 часу в неделю. Общий объем программы 135 часов.
Механизмами реализации содержания образования внеурочной деятельности являются организационные формы и методы обучения. Учебная деятельность на занятиях осуществляется через коллективные, групповые и индивидуальные формы ее организации:
коллективная – организация совместной во времени и пространстве учебной деятельности учителя и учащихся с едиными целями и задачами;
групповая - организация учебной деятельности учителя и учащихся на условиях равенства в общении и партнерства в совместной деятельности.
Индивидуальная - организация индивидуальной учебной деятельности учащегося с целями и задачами, соответствующими индивидуальным и психологическим особенностям личности учащегося.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты
Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы;
Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
Учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
Объяснять с позиции общечеловеческих, нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и выказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих, нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершать.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.)
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД
Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Учиться уважительно, относиться к позиции другого, пытаться договориться.
Предметные результаты:
1 класс
Задавать вопросы, вступать в учебный диалог.
Рассказывать о жизни своей семьи, называть по именам, отчествам и фамилиям членов своей семьи, рассказывать об интересных событиях своей жизни.
Работать с атласом, рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию.
Описывать животных по плану, наблюдать за жизнью животных, рассказывать о своих наблюдениях.
Анализировать схему смены времен года и месяцев, называть времена года в правильной последовательности, соотносить времена года и месяцы.
Характеризовать природные явления в разные времена года, наблюдать сезонные изменения в природе.
Рассматривать иллюстрации учебника, сравнивать лица и национальные костюмы представителей разных народов.
Обсуждать, чем различаются народы Южного Урала и что связывает их в единую семью.
2 класс
Называть формы поверхности Челябинской области и их особенности, понимать влияние рельефа, климата и растительности на формирование Челябинской области.
Перечислять полезные ископаемые родного края и их месторождения.
Связывать географическое положение Челябинской области и климата.
Наблюдать за погодой и описывать ее.
Пользоваться картами Челябинской области, находить и показывать на них границы Челябинской области.
Уважительно относиться к народам, живущим на Южном Урале.
3 класс
Наблюдать за сезонными изменениями на Южном Урале и описывать их.
Называть основные экосистемы Челябинской области и их особенности.
Перечислять особенности споровых растений.
Пользоваться картами Челябинской области, находить и показывать на них природные объекты.
Оценивать правильность поведения людей в природе.
4 класс
Узнавать о жизни южноуральцев из исторического текста, карты и делать выводы.
Отличать предметы и порядки, созданные людьми, от того что создано природой.
Учить узнавать герб и флаг Челябинской области, показывать на карте города и районы Челябинской области.
Находить противоречия между природой и хозяйством человека. Предлагать способы их устранения.
Доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.
Контроль достижений планируемых результатов по курсу внеурочной деятельности «Моя малая Родина» проводится в форме творческой работы
Содержание программы внеурочной деятельности «Моя малая Родина»,
1 класс
Тема «Твоя школа»- 5 ч.
Занятие 1-2. Твоя школа
Школа, ее роль в жизни учащихся, культура общения.
Территория школы и ближайшие окрестности, те места в окрестностях школы, которые могут быть опасны, дорога от школы до дома, правила безопасности в пути.
Занятие 3. Твоя семья. Отношения в семье. Семейные традиции.
Твоя семья, домашние дела взрослых и детей, взаимопомощь между членами семьи. Знакомство с известными южно-уральскими династиями.
Занятие 4. Семейный архив.
Знакомство с семейными фотографиями, письмами и др.
Занятие 5. Твой дом.
Твой дом, предметы домашнего обихода.
Правила безопасного поведения в домашних условиях, осторожность при взаимоотношениях с чужими и незнакомыми людьми.
Тема «Природа вокруг нас»- 4 ч.
Занятие 1. Природа вокруг нас. Парки, сады, скверы и цветники.
Город и его особенности (твой дом, улица, район), парки, скверы, сады Челябинска и городов области.
Занятие 2. Природа живая и неживая. Изучение природы.
Неживая и живая природа. Связи между живой и неживой природой Челябинской области.
Занятие 3 Календарь, часы, смена времен года.
Времена года на Урале, их признаки и особенности.
Занятие 4. Зоопарк
Челябинский зоопарк как место общения людей с животными. Правила поведения в зоопарке.
Тема «Работа с картой и планом»- 4 ч.
Занятие 1. Работа с картой и планом. Условные знаки.
Карта Челябинской области, планы местности.
Занятие 2 Формы поверхности земли.
Формы земной поверхности Челябинской области: горы, равнины, низменности (Уральские горы, Зауральская холмистая равнина, Западно - Сибирская низменность).
Занятие 3. Река, озеро, водоем.
Водоемы Челябинской области, классификация объектов окружающей среды.
Занятие 4. Какая бывает погода.
Особенности южно-уральской погоды.
Тема «Растения - часть живой природы» - 8 ч.
Занятие 1. Растения- часть живой природы. Как устроено растение.
Рост, питание, дыхание, размножение- свойства живых организмов. Части растений.
Занятие 2. Растения в школе. Комнатные растения дома.
Комнатные растения в классе и дома, забота человека о них (регулярный полив, свет).
Занятие 3. Что растет в саду. Овощи на нашем столе.
Фрукты и овощи уральских садов и огородов, съедобные части растений.
Занятие 4. Дикорастущие и культурные растения.
Дикорастущие и культурные растения Челябинской области, забота о культурных растениях.
Занятие 5. Луговые травы
Знакомство учащихся с луговыми травами Челябинской области.
Занятие 6. Растения леса. Влес за грибами.
Деревья-главные растения леса. Леса Челябинской области, съедобные и ядовитые грибы.
Занятие 7. Они растут в Челябинской области.
Разнообразие растительного мира Челябинской области.
Занятие 8. Мы из Красной книги.
Красная книга Челябинской области, растения, внесенные в нее, причины сокращения численности этих видов, меры их охраны.
Тема «Животные Челябинской области»- 6 ч.
Занятие 1. Животные Челябинской области:звери.
Принадлежность животного к группе зверей; звери Челябинской области, их внешнее строение, связь между строением животного и его образом жизни.
Занятие 2. Животные Челябинской области: птицы.
Принадлежность животного к группе птиц; птицы Челябинской области, их внешнее строение, связь между строением животного и его образом жизни.
Занятие 3. Животные Челябинской области: рыбы.
Принадлежность животного к группе рыб; рыбы Челябинской области, их внешнее строение, связь между строением животного и его образом жизни.
Занятие 4. Животные Челябинской области: насекомые.
Принадлежность животного к группе насекомых; насекомые Челябинской области, их внешнее строение, связь между строением животного и его образом жизни.
Занятие 5. Сообщества живых организмов.
Основные группы живых организмов.
Занятие 6. Взаимоотношения растений и животных.
Сходство растений и животных, круговорот веществ в природе.
Тема «Природа и человек»- 2 ч.
Занятие 1. Формы взаимодействия. Природа и человек.
Занятие 2. Красная книга Челябинской области. Заповедники и национальные парки.
Красная книга Челябинской области, животные, внесенные в нее, основные причины сокращения численности этих видов, меры их охраны.
Тема «Твой город, село»- 2 ч.
Занятие 1. История твоего города, села.
Особенности челябинских городов и сел, знакомство детей с основными сведениями о своем городе, селе. Жизнь людей в селах, городах.
Занятие 2. Твой край.
Географические особенности, административное деление Челябинской области. Биографии известных людей Челябинской области.
Тема «Народы» -2 ч.
Занятие 1. Народы.
Культура и быт народов Южного Урала.
Занятие 2. Народы.
Культура и быт народов Южного Урала.
2 класс
Занятие 1. Знакомство с курсом- 1ч.
Тема «Где мы находимся»-7 ч.
Занятие 1. Где мы находимся.
Географическое положение Челябинской области.
Занятия 2-3. Природные богатства Челябинской области.
Разнообразие природных богатств Челябинской области. Горы, леса, реки, озера, пещеры Челябинской области.
Занятия 4-6. Природные зоны Челябинской области.
Характеристика природных зон Челябинской области. Природные условия горно-лесной, лесостепной и степной зон Челябинской области.
Занятие 7. Наши соседи.
Области и республики- соседи Челябинской области.
Тема «Погода Челябинской области» - 6 ч.
Занятия 1-2. Погода Челябинской области.
Особенности южноуральской погоды. Метеорологические станции Челябинской области. Климатическая карта Челябинской области.
Занятия 3-4. Климат Челябинской области.
Связь географического положения Челябинской области и климата. Особенности климата Челябинской области, причины, влияющие на изменения погоды и климата на Южном Урале.
Занятия 5-6. Сезоны года.
Времена года на Южном Урале, их признаки и особенности.
Тема «Народный календарь» - 5 ч.
Занятия 1-2. Народный календарь.
Способ вычисления и сравнения дней в году. Приметы, пословицы, поговорки народов Южного Урала.
Занятия 3-4. Сезонный труд людей и праздники.
Сезонный труд южноуральцев. Праздники народов Южного Урала.
Занятие 5. Игры народов края.
Игры и фольклор народов Южного Урала.
Тема «Формы земной поверхности»- 13 ч.
Занятия 1-2. Формы земной поверхности.
Многообразие форм поверхности Челябинской области. Особенности низменностей, равнин, гор Челябинской области.
Занятия 3-4. Водоемы родного края.
Водоемы Челябинской области и их особенности. Распределение рек и озер на территории Челябинской области. Гидрографическая карта области.
Занятия 5-8. Полезные ископаемые родного края.
Полезные ископаемые Челябинской области. Металлические, неметаллические, горючие полезные ископаемые, их использование. Месторождения полезных ископаемых в Челябинской области.
Занятия 9-11. Почвы Челябинской области.
Разнообразие почв челябинской области. Влияние рельефа, климата и растительности на формирование почв Челябинской области. Карта почв Челябинской области.
Занятия 12-13. Значение почвы для живой природы.
Использование почв в Челябинской области, сельское хозяйство. Охрана почв.
Занятия 1-2. Обобщающие занятия.
Экскурсии в музеи, на природные объекты.
3 класс
Занятие 1. Знакомство с курсом – 1 ч.
Тема « Природные сообщества» -20 часов
Занятие 1.Природные сообщества.
Экосистема- единство живой и неживой природы, в котором сообщество живых организмов разных «профессий» способно совместными усилиями поддерживать круговорот веществ. Сообщество. Живые и неживые компоненты экосистемы. Цепи питания.
Занятия 2-4.Лес- природное сообщество.
Леса Челябинской области. Деревья- главные растения леса. Лесные кустарники. Лесные травы. Значение лесных животных.
Занятия 5-7.Луг- природное сообщество.
Луговые растения: злаки и разнотравье. Животные лугов.
Занятия 8-10.Степь- природное сообщество.
Степи Челябинской области. Степные растения. Животные степей.
Занятия 11-13. Болото- природное сообщество.
Болота Челябинской области. Болотные растения. Болотные ягоды и их потребители. Животные болот.
Занятия 14-16. Водоем- природное сообщество.
Водоемы Челябинской области. Водные и околоводные растения. Озерные и речные рыбы.
Занятия 17-19. Пещеры- природное сообщество.
Пещеры Челябинской области.
Занятие 20. Искусственные экосистемы.
Поле - искусственная экологическая система. Культурные растения, сажаемые на полях Челябинской области. Животные полей.
Тема «Сезонные наблюдения»- 5 часов
Занятия 1-5. Сезонные наблюдения.
Сезонные наблюдения за живой и неживой природой родного края.
Тема «Мхи, грибы, лишайники» -4 часа.
Занятие 1. Мхи, грибы.
Мхи Челябинской области.
Занятие 2-3. Грибы.
Грибы Челябинской области. Грибница. Съедобные и ядовитые, губчатые и пластинчатые грибы.
Занятие 4.Лишайники.
Лишайники Челябинской области.
Занятие 1-4.Обобщающие занятия.
Экскурсии на природные объекты.
4 класс
Занятие 1. Знакомство с курсом- 1 час.
Тема 1. «Фольклор народов Южного Урала» - 4 часа
Занятие 1-2. Фольклор народов Южного Урала.
Устное народное творчество народов Южного Урала.
Занятие 3. Отношение народов к живым существам.
Живые существа в сказках, пословицах, поговорках народов южного Урала.
Занятие 4. Единство живого и неживого в природе.
Предки народов Челябинской области считали природу живую и не живую одним целым, наделяли неживое в природе, как и живое человеческими качествами.
Тема « Особенности труда и быта людей, проживающих на Южном Урале»-5часов.
Занятие 1-2. Особенности труда южноуральцев.
Труд жителей Челябинской области зависит от климатических условий местности проживания.
Занятие 3-4. Особенности быта южноуральцев.
В Челябинской области веками складывался уральский быт. Влияние на его формирование оказали рабочие, горожане, казаки- народы с разными культурами и традициями.
Занятие 5. Особенности труда и быта людей, проживающих в твоем городе, селе.
О труде и быте людей, проживающих в твоем городе.
Тема «История Южного Урала» -12 часов
Занятия 1-3. История Южного Урала.
История развития нашего края неотрывно связана с историей всей страны.
Занятия 4-6. История Челябинска.
Челябинск - деловой, научный, культурный и спортивный центр нашей области.
Занятия 7-9. Города Челябинской области.
Города Челябинской области- это крупные промышленные и торговые центры.
Занятия 10-12. Памятные места Челябинской области.
Памятники, установленные на Южном Урале, рассказывают о славном прошлом современности нашего края.
Тема «Охрана природы и природных богатств челябинской области» - 10 часов
Занятия 1-3. Охрана природы и природных богатств Челябинской области.
В Челябинской области сложилась неблагоприятная экологическая обстановка. Для того чтобы защитить природу, южноуральцы проводят мероприятия, направленные на защиту экологического состояния родного края.
Занятия 4-6. Красная книга Челябинской области.
В Красной книге Челябинской области перечислены редкие и исчезающие виды растений и животных нашей области.
Занятия 7-9. Заповедники, национальные парки Челябинской области.
В области находятся три заповедника и два национальных парка. Они созданы для сохранения уникальных сообществ.
Занятия 10. Посильное участие в охране природы.
В области проводится множество экологических акций, направленных на защиту природы. К ним можешь присоединиться и ты.
Обобщающие занятия- 2 часа.
Экскурсии в музей, на природные объекты.
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности
1 класс
№ урока | Тема занятия | Количество часов. |
1-2 | Тема: Твоя школа Твоя школа. | 5 ч. 2 |
3 | Твоя семья. Отношения в семье. Семейные традиции. | 1 |
4 | Семейный архив. | 1 |
5 | Твой дом. | 1 |
6 | Тема: Природа вокруг нас Природа вокруг нас. | 4 ч. 1 |
7 | Природа неживая и живая. Изучение природы. | 1 |
8 | Календарь. Часы. Смена времен года. | 1 |
9 | Зоопарк. | 1 |
10 | Тема: Работа с картой и планом Работа с картой и планом. Условные знаки. | 4 ч. 1 |
11 | Формы поверхности земли. | 1 |
12 | Река, озеро, водоем. | 1 |
13 | Какая бывает погода. | 1 |
14 | Тема: Растения - часть живой природы Растение-часть живой природы. Как устроено растение. | 8 ч. 1 |
15 | Растения в школе. Комнатные растения дома. | 1 |
16 | Что растет в саду. Овощи на нашем столе. | 1 |
17 | Дикорастущие и культурные растения. | 1 |
18 | Луговые травы. | 1 |
19 | Растения леса. В лес за грибами. | 1 |
20 | Они растут в Челябинской области. | 1 |
21 | Мы из Красной книги. | 1 |
22 | Тема: Животные Челябинской области Животные Челябинской области: звери. | 6 ч. 1 |
23 | Животные Челябинской области: птицы. | 1 |
24 | Животные Челябинской области: рыбы. | 1 |
25 | Животные Челябинской области: насекомые. | 1 |
26 | Сообщества живых организмов. | 1 |
27 | Взаимоотношения растений и животных. | 1 |
28 | Тема: Природа и человек Природа и человек. Формы взаимодействий. | 2 ч. 1 |
29 | Красная книга Челябинской области. Заповедники и национальные парки. | 1 |
30 | Тема: твой город, село Твой город, село | 2 ч. 1 |
31 | Твой край | 1 |
32-33 | Тема: Народы Народы | 2 ч. 2 |
| Итого | 33 ч. |
2 класс
№ урока | Тема занятия | Количество часов |
1 | Вводное занятие | 1 ч. |
2 | Тема: Где мы находимся. Где мы находимся. | 7 ч. 1 |
3-4 | Природные богатства Челябинской области | 2 |
5-7 | Природные зоны Челябинской области | 3 |
8 | Наши соседи | 1 |
9-10 | Тема: Погода Челябинской области Погода Челябинской области | 6 ч. 2 |
11-12 | Климат Челябинской области | 2 |
13-14 | Сезоны года | 2 |
15-16 | Тема: Народный календарь Народный календарь | 5 ч. 2 |
17-18 | Сезонный труд людей и праздники | 2 |
19 | Игры народов края | 1 |
20-21 | Тема: Формы земной поверхности Формы земной поверхности | 13 ч. 2 |
22-23 | Водоемы родного края | 2 |
24-27 | Полезные ископаемые родного края | 4 |
28-30 | Почвы Челябинской области | 3 |
31-32 | Значение почвы для живой природы | 2 |
33-34 | Обобщающие занятия | 2 ч. |
| Итого | 34 ч. |
3 класс
№ урока | Тема занятия | Количество часов |
1 | Вводное занятие | 1 ч. |
2 | Тема: Природные сообщества Природные сообщества | 20 ч. 1 |
3-5 | Лес- природное сообщество | 3 |
6-8 | Луг- природное сообщество | 3 |
9-11 | Степь- природное сообщество | 3 |
12-14 | Болото- природное сообщество | 3 |
15-17 | Водоем- природное сообщество | 3 |
18-20 | Пещера- природное сообщество | 3 |
21 | Искусственная экосистема | 1 |
22-26 | Тема: Сезонные наблюдения Сезонные наблюдения | 5 ч. 5 |
27 | Тема: Мхи, грибы, лишайники Мхи | 4 ч. 1 |
28-29 | Грибы | 2 |
30 | Лишайники | 1 |
31-34 | Обобщающие занятия | 4 ч. |
| Итого | 34 ч. |
4 класс
№ урока | Тема занятия | Количество часов |
1 | Вводное занятие. | 1ч. |
2-3 | Тема: Фольклор Южного Урала Фольклор Южного Урала | 4 ч. 2 |
4 | Отношение народов к живым существам | 1 |
5 | Единство живого и неживого в природе | 1 |
6-7 | Тема: Особенности труда и быта людей, проживающих на Южном Урале Особенности труда южноуральцев | 5 ч. 2 |
8-9 | Особенности быта южноуральцев | 2 |
10 | Особенности труда и быта людей, проживающих в твоем городе, селе. | 1 |
11-13 | Тема:История Южного Урала История Южного Урала | 12 ч. 3 |
14-16 | История Челябинска | 3 |
17-19 | Города Челябинской области | 3 |
20-22 | Памятные места Челябинской области | 3 |
23-25 | Тема: Охрана природы и природных богатств Челябинской области Охрана природы и природных богатств Челябинской области | 10 ч. 3 |
26-28 | Красная книга Челябинской области | 3 |
29-31 | Заповедники, национальные парки Челябинской области | 3 |
32 | Посильное участие в охране природы | 1 |
33-34 | Обобщающее занятие | 2 ч. |
| Итого | 34 ч. |
Календарно- тематическое планирование курса внеурочной деятельности
1 класс
№ урока | Раздел, тема занятия | Количество часов. | Дата по плану | Дата по факту | Корректировка |
1-2 | Тема: Твоя школа Твоя школа. | 5 ч. 2 | | | |
3 | Твоя семья. Отношения в семье. Семейные традиции. | 1 | | | |
4 | Семейный архив. | 1 | | | |
5 | Твой дом. | 1 | | | |
6 | Тема: Природа вокруг нас Природа вокруг нас. | 4 ч. 1 | | | |
7 | Природа неживая и живая. Изучение природы. | 1 | | | |
8 | Календарь. Часы. Смена времен года. | 1 | | | |
9 | Зоопарк. | 1 | | | |
10 | Тема: Работа с картой и планом Работа с картой и планом. Условные знаки. | 4 ч. 1 | | | |
11 | Формы поверхности земли. | 1 | | | |
12 | Река, озеро, водоем. | 1 | | | |
13 | Какая бывает погода. | 1 | | | |
14 | Тема: Растения - часть живой природы Растение-часть живой природы. Как устроено растение. | 8 ч. 1 | | | |
15 | Растения в школе. Комнатные растения дома. | 1 | | | |
16 | Что растет в саду. Овощи на нашем столе. | 1 | | | |
17 | Дикорастущие и культурные растения. | 1 | | | |
18 | Луговые травы. | 1 | | | |
19 | Растения леса. В лес за грибами. | 1 | | | |
20 | Они растут в Челябинской области. | 1 | | | |
21 | Мы из Красной книги. | 1 | | | |
22 | Тема: Животные Челябинской области Животные Челябинской области: звери. | 6 ч. 1 | | | |
23 | Животные Челябинской области: птицы. | 1 | | | |
24 | Животные Челябинской области: рыбы. | 1 | | | |
25 | Животные Челябинской области: насекомые. | 1 | | | |
26 | Сообщества живых организмов. | 1 | | | |
27 | Взаимоотношения растений и животных. | 1 | | | |
28 | Тема: Природа и человек Природа и человек. Формы взаимодействий. | 2 ч. 1 | | | |
29 | Красная книга Челябинской области. Заповедники и национальные парки. | 1 | | | |
30 | Тема: твой город, село Твой город, село | 2 ч. 1 | | | |
31 | Твой край | 1 | | | |
32-33 | Тема: Народы Народы | 2 ч. 2 | | | |
| Итого | 33 ч. | | | |
2 класс
№ урока | Тема занятия | Количество часов | Дата по плану | Дата по факту | Корректировка |
1 | Вводное занятие | 1 ч. | | | |
2 | Тема: Где мы находимся. Где мы находимся. | 7 ч. 1 | | | |
3-4 | Природные богатства Челябинской области | 2 | | | |
5-7 | Природные зоны Челябинской области | 3 | | | |
8 | Наши соседи | 1 | | | |
9-10 | Тема: Погода Челябинской области Погода Челябинской области | 6 ч. 2 | | | |
11-12 | Климат Челябинской области | 2 | | | |
13-14 | Сезоны года | 2 | | | |
15-16 | Тема: Народный календарь Народный календарь | 5 ч. 2 | | | |
17-18 | Сезонный труд людей и праздники | 2 | | | |
19 | Игры народов края | 1 | | | |
20-21 | Тема: Формы земной поверхности Формы земной поверхности | 13 ч. 2 | | | |
22-23 | Водоемы родного края | 2 | | | |
24-27 | Полезные ископаемые родного края | 4 | | | |
28-30 | Почвы Челябинской области | 3 | | | |
31-32 | Значение почвы для живой природы | 2 | | | |
33-34 | Обобщающие занятия | 2 ч. | | | |
| Итого | 34 ч. | | | |
3 класс
№ урока | Тема занятия | Количество часов | Дата по плану | Дата по факту | Корректировка |
1 | Вводное занятие | 1 ч. | | | |
2 | Тема: Природные сообщества Природные сообщества | 20 ч. 1 | | | |
3-5 | Лес- природное сообщество | 3 | | | |
6-8 | Луг- природное сообщество | 3 | | | |
9-11 | Степь- природное сообщество | 3 | | | |
12-14 | Болото- природное сообщество | 3 | | | |
15-17 | Водоем- природное сообщество | 3 | | | |
18-20 | Пещера- природное сообщество | 3 | | | |
21 | Искусственная экосистема | 1 | | | |
22-26 | Тема: Сезонные наблюдения Сезонные наблюдения | 5 ч. 5 | | | |
27 | Тема: Мхи, грибы, лишайники Мхи | 4 ч. 1 | | | |
28-29 | Грибы | 2 | | | |
30 | Лишайники | 1 | | | |
31-34 | Обобщающие занятия | 4 ч. | | | |
| Итого | 34 ч. | | | |
4 класс
№ урока | Тема занятия | Количество часов | Дата по плану | Дата по факту | Корректировка |
1 | Вводное занятие. | 1ч. | | | |
2 | Тема: Фольклор Южного Урала Фольклор Южного Урала | 4 ч. 1 | | | |
3 | Фольклор Южного Урала | 1 | | | |
4 | Отношение народов к живым существам | 1 | | | |
5 | Единство живого и неживого в природе | 1 | | | |
6-7 | Тема: Особенности труда и быта людей, проживающих на Южном Урале Особенности труда южноуральцев | 5 ч. 2 | | | |
8-9 | Особенности быта южноуральцев | 2 | | | |
10 | Особенности труда и быта людей, проживающих в твоем городе, селе. | 1 | | | |
11 | Тема:История Южного Урала История Южного Урала | 12 ч. 1 | | | |
12 | История Южного Урала | 1 | | | |
13 | История Южного Урала | 1 | | | |
14 | История Челябинска | 1 | | | |
15 | История Челябинска | 1 | | | |
16 | История Челябинска | 1 | | | |
17 | Города Челябинской области | 1 | | | |
18 | Города Челябинской области | 1 | | | |
19 | Города Челябинской области | 1 | | | |
20 | Памятные места Челябинской области | 1 | | | |
21 | Памятные места Челябинской области | 1 | | | |
22 | Памятные места Челябинской области | 1 | | | |
23 | Тема: Охрана природы и природных богатств Челябинской области Охрана природы и природных богатств Челябинской области | 10 ч. 1 | | | |
24 | Охрана природы и природных богатств Челябинской области | 1 | | | |
25 | Охрана природы и природных богатств Челябинской области | 1 | | | |
26 | Красная книга Челябинской области | 1 | | | |
27 | Красная книга Челябинской области | 1 | | | |
28 | Красная книга Челябинской области | 1 | | | |
29 | Заповедники, национальные парки Челябинской области | 1 | | | |
30 | Заповедники, национальные парки Челябинской области | 1 | | | |
31 | Заповедники, национальные парки Челябинской области | 1 | | | |
32 | Посильное участие в охране природы | 1 | | | |
33-34 | Обобщающее занятие | 2 ч. | | | |
| Итого | 34 ч. | | | |
Учебно- методическое обеспечение курса внеурочной деятельности
Окружающий мир 1 класс: учебное пособие / С.О. Кирочкина, С. Е.Коровин, В.А. Крашенинников, В.В. Латюшин, Н.А. Лысанова, Е.Ф. Павленко, М.В. Панина, Н.П. Строкова. – Челябинск: «Край Ра», 2012 г.
Окружающий мир 1 класс: рабочая тетрадь / С.О. Кирочкина, В.В. Латюшин Е.Ф. Павленко, М.В. Панина, Н.П. Строкова. – Челябинск: «Край Ра», 2018 г.
Атлас Челябинской области. 1-4 класс /под ред. В.В. Латюшина. – Челябинск: «Край Ра», 2016 г.
Окружающий мир 2-4 класс: учебное пособие/ С.О. Кирочкина, С. Е.Коровин, В.А. Крашенинников, В.В. Латюшин, Н.А. Лысанова, Е.Ф. Павленко, М.В. Панина, Н.П. Строкова. – Челябинск: «Край Ра», 2016 г.
Григорьева Е.В. Книга для чтения по краеведению. 2-4 классы: хрестоматия. – Челябинск: «Край Ра», 2011 г.
Окружающий мир. 2 класс: рабочая тетрадь / ред-сост: Е.В.Гребнева, Е.Е. Бондаоь, М.В. Панина. – Челябинск: «Край Ра», 2016 г.
Григорьева Е.В. Природа Южного Урала. Уроки и внеурочная деятельность по краеведению в начальной школе: метод. пособие для учителей / Е.В. Григорьева. – Челябинск: АБРИС, 2014 г.
Электронное приложение к учебному пособию «Моя малая Родина» Окружающий мир. 2-4 класс – Челябинск «Край Ра», 2016 г.