Рабочая программа по внеурочной деятельности «Моя малая Родина»

5
0
Материал опубликован 21 September 2023

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 73»
Миасского городского округа















Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Моя малая Родина»



Направление деятельности: духовно-нравственное
Классы 1 - 4

Уровень общего образования: начальное общее образование

Срок реализации программы: 4 года



Разработчик: Коровкина Л.В.
Учитель географии
МКОУ «СОШ № 73»













Миасский городской округ



Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Программы внеурочной деятельности «Моя малая Родина», 1-4 классы: методические рекомендации к учебному комплекту «Окружающий мир. 1-4 класс /Е.Е. Бондарь, С.Н. Петрушин. – Челябинск: «Край Ра», 2016, 2020

Программа курса внеурочной деятельности «Моя малая Родина» разработана в соответствии со следующими нормативно- правовыми документами и инструктивно- методическими материалами:

Законом «Об образовании в РФ»

Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования;

«Концепцией краеведческого образования в Челябинской области», утвержденной приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 13.09.2005 г. № 01-1006

Программа внеурочной деятельности создана на основе образовательной программы начального общего образования.
Курс внеурочной деятельности «Моя малая Родина» полностью соответствует требованию, предъявляемому законом Российской Федерации «Об образовании» к общеобразовательным программам в изучении вопросов национально- регионального компонента, включается в содержание различных учебных предметов.

Цель программы внеурочной деятельности- воспитание гражданина России, знающего и любящего свой край, его традиции и культуру и желающего принять активное участие в его развитии.
Задачи:
Воспитательные задачи- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к своему краю, пробуждение любви к Малой Родине.
Развивающие задачи- формирование познавательных интересов, развитие интеллектуальных и творческих способностей.
Образовательные задачи- формирование представлений о различных сторонах жизни своего края, города, района и его населения.
Принципы программы:

включение учащихся в активную деятельность.

доступность и наглядность.

связь теории с практикой.

учет возрастных особенностей.

сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.

целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).

Изучение учебного материала осуществляется по определенному алгоритму: от освоения теории через технологическую проработку к самостоятельной творческой работе. При этом реализуется принцип уровневого подхода: сначала материал рассматривается на информационно-знаковом уровне, потом знания переводятся на отражательно-преобразующий уровень и, наконец, закрепляется на уровне самостоятельной деятельности школьников.

На освоение содержания курса внеурочной деятельности отводится 33 часа в год в 1 классе, во 2-4 классах по 34 часа в год. Занятия проводятся по 1 часу в неделю. Общий объем программы 135 часов.
Механизмами реализации содержания образования внеурочной деятельности являются организационные формы и методы обучения. Учебная деятельность на занятиях осуществляется через коллективные, групповые и индивидуальные формы ее организации:

коллективная – организация совместной во времени и пространстве учебной деятельности учителя и учащихся с едиными целями и задачами;

групповая - организация учебной деятельности учителя и учащихся на условиях равенства в общении и партнерства в совместной деятельности.

Индивидуальная - организация индивидуальной учебной деятельности учащегося с целями и задачами, соответствующими индивидуальным и психологическим особенностям личности учащегося.



Планируемые результаты освоения программы

Личностные результаты

Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы;

Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

Учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

Объяснять с позиции общечеловеческих, нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

Самостоятельно определять и выказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих, нравственных ценностей).

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершать.



Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД:

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.)

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД

Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Учиться уважительно, относиться к позиции другого, пытаться договориться.

Предметные результаты:

1 класс

Задавать вопросы, вступать в учебный диалог.

Рассказывать о жизни своей семьи, называть по именам, отчествам и фамилиям членов своей семьи, рассказывать об интересных событиях своей жизни.

Работать с атласом, рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию.

Описывать животных по плану, наблюдать за жизнью животных, рассказывать о своих наблюдениях.

Анализировать схему смены времен года и месяцев, называть времена года в правильной последовательности, соотносить времена года и месяцы.

Характеризовать природные явления в разные времена года, наблюдать сезонные изменения в природе.

Рассматривать иллюстрации учебника, сравнивать лица и национальные костюмы представителей разных народов.

Обсуждать, чем различаются народы Южного Урала и что связывает их в единую семью.

2 класс

Называть формы поверхности Челябинской области и их особенности, понимать влияние рельефа, климата и растительности на формирование Челябинской области.

Перечислять полезные ископаемые родного края и их месторождения.

Связывать географическое положение Челябинской области и климата.

Наблюдать за погодой и описывать ее.

Пользоваться картами Челябинской области, находить и показывать на них границы Челябинской области.

Уважительно относиться к народам, живущим на Южном Урале.

3 класс

Наблюдать за сезонными изменениями на Южном Урале и описывать их.

Называть основные экосистемы Челябинской области и их особенности.

Перечислять особенности споровых растений.

Пользоваться картами Челябинской области, находить и показывать на них природные объекты.

Оценивать правильность поведения людей в природе.

4 класс

Узнавать о жизни южноуральцев из исторического текста, карты и делать выводы.

Отличать предметы и порядки, созданные людьми, от того что создано природой.

Учить узнавать герб и флаг Челябинской области, показывать на карте города и районы Челябинской области.

Находить противоречия между природой и хозяйством человека. Предлагать способы их устранения.

Доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.



Контроль достижений планируемых результатов по курсу внеурочной деятельности «Моя малая Родина» проводится в форме творческой работы



Содержание программы внеурочной деятельности «Моя малая Родина»,

1 класс

Тема «Твоя школа»- 5 ч.

Занятие 1-2. Твоя школа
Школа, ее роль в жизни учащихся, культура общения.
Территория школы и ближайшие окрестности, те места в окрестностях школы, которые могут быть опасны, дорога от школы до дома, правила безопасности в пути.
Занятие 3. Твоя семья. Отношения в семье. Семейные традиции.
Твоя семья, домашние дела взрослых и детей, взаимопомощь между членами семьи. Знакомство с известными южно-уральскими династиями.

Занятие 4. Семейный архив.
Знакомство с семейными фотографиями, письмами и др.
Занятие 5. Твой дом.
Твой дом, предметы домашнего обихода.
Правила безопасного поведения в домашних условиях, осторожность при взаимоотношениях с чужими и незнакомыми людьми.

Тема «Природа вокруг нас»- 4 ч.

Занятие 1. Природа вокруг нас. Парки, сады, скверы и цветники.
Город и его особенности (твой дом, улица, район), парки, скверы, сады Челябинска и городов области.
Занятие 2. Природа живая и неживая. Изучение природы.
Неживая и живая природа. Связи между живой и неживой природой Челябинской области.
Занятие 3 Календарь, часы, смена времен года.
Времена года на Урале, их признаки и особенности.
Занятие 4. Зоопарк
Челябинский зоопарк как место общения людей с животными. Правила поведения в зоопарке.

Тема «Работа с картой и планом»- 4 ч.

Занятие 1. Работа с картой и планом. Условные знаки.
Карта Челябинской области, планы местности.
Занятие 2 Формы поверхности земли.
Формы земной поверхности Челябинской области: горы, равнины, низменности (Уральские горы, Зауральская холмистая равнина, Западно - Сибирская низменность).
Занятие 3. Река, озеро, водоем.
Водоемы Челябинской области, классификация объектов окружающей среды.
Занятие 4. Какая бывает погода.
Особенности южно-уральской погоды.

Тема «Растения - часть живой природы» - 8 ч.

Занятие 1. Растения- часть живой природы. Как устроено растение.
Рост, питание, дыхание, размножение- свойства живых организмов. Части растений.
Занятие 2. Растения в школе. Комнатные растения дома.
Комнатные растения в классе и дома, забота человека о них (регулярный полив, свет).
Занятие 3. Что растет в саду. Овощи на нашем столе.
Фрукты и овощи уральских садов и огородов, съедобные части растений.
Занятие 4. Дикорастущие и культурные растения.
Дикорастущие и культурные растения Челябинской области, забота о культурных растениях.
Занятие 5. Луговые травы
Знакомство учащихся с луговыми травами Челябинской области.
Занятие 6. Растения леса. Влес за грибами.
Деревья-главные растения леса. Леса Челябинской области, съедобные и ядовитые грибы.
Занятие 7. Они растут в Челябинской области.
Разнообразие растительного мира Челябинской области.
Занятие 8. Мы из Красной книги.
Красная книга Челябинской области, растения, внесенные в нее, причины сокращения численности этих видов, меры их охраны.

Тема «Животные Челябинской области»- 6 ч.

Занятие 1. Животные Челябинской области:звери.
Принадлежность животного к группе зверей; звери Челябинской области, их внешнее строение, связь между строением животного и его образом жизни.
Занятие 2. Животные Челябинской области: птицы.
Принадлежность животного к группе птиц; птицы Челябинской области, их внешнее строение, связь между строением животного и его образом жизни.
Занятие 3. Животные Челябинской области: рыбы.
Принадлежность животного к группе рыб; рыбы Челябинской области, их внешнее строение, связь между строением животного и его образом жизни.
Занятие 4. Животные Челябинской области: насекомые.
Принадлежность животного к группе насекомых; насекомые Челябинской области, их внешнее строение, связь между строением животного и его образом жизни.
Занятие 5. Сообщества живых организмов.
Основные группы живых организмов.
Занятие 6. Взаимоотношения растений и животных.
Сходство растений и животных, круговорот веществ в природе.

Тема «Природа и человек»- 2 ч.

Занятие 1. Формы взаимодействия. Природа и человек.
Занятие 2. Красная книга Челябинской области. Заповедники и национальные парки.
Красная книга Челябинской области, животные, внесенные в нее, основные причины сокращения численности этих видов, меры их охраны.

Тема «Твой город, село»- 2 ч.

Занятие 1. История твоего города, села.
Особенности челябинских городов и сел, знакомство детей с основными сведениями о своем городе, селе. Жизнь людей в селах, городах.
Занятие 2. Твой край.
Географические особенности, административное деление Челябинской области. Биографии известных людей Челябинской области.

Тема «Народы» -2 ч.

Занятие 1. Народы.
Культура и быт народов Южного Урала.
Занятие 2. Народы.
Культура и быт народов Южного Урала.

2 класс

Занятие 1. Знакомство с курсом- 1ч.

Тема «Где мы находимся»-7 ч.

Занятие 1. Где мы находимся.
Географическое положение Челябинской области.
Занятия 2-3. Природные богатства Челябинской области.
Разнообразие природных богатств Челябинской области. Горы, леса, реки, озера, пещеры Челябинской области.
Занятия 4-6. Природные зоны Челябинской области.
Характеристика природных зон Челябинской области. Природные условия горно-лесной, лесостепной и степной зон Челябинской области.
Занятие 7. Наши соседи.
Области и республики- соседи Челябинской области.

Тема «Погода Челябинской области» - 6 ч.

Занятия 1-2. Погода Челябинской области.
Особенности южноуральской погоды. Метеорологические станции Челябинской области. Климатическая карта Челябинской области.
Занятия 3-4. Климат Челябинской области.
Связь географического положения Челябинской области и климата. Особенности климата Челябинской области, причины, влияющие на изменения погоды и климата на Южном Урале.
Занятия 5-6. Сезоны года.
Времена года на Южном Урале, их признаки и особенности.

Тема «Народный календарь» - 5 ч.

Занятия 1-2. Народный календарь.
Способ вычисления и сравнения дней в году. Приметы, пословицы, поговорки народов Южного Урала.
Занятия 3-4. Сезонный труд людей и праздники.
Сезонный труд южноуральцев. Праздники народов Южного Урала.
Занятие 5. Игры народов края.
Игры и фольклор народов Южного Урала.

Тема «Формы земной поверхности»- 13 ч.

Занятия 1-2. Формы земной поверхности.
Многообразие форм поверхности Челябинской области. Особенности низменностей, равнин, гор Челябинской области.
Занятия 3-4. Водоемы родного края.
Водоемы Челябинской области и их особенности. Распределение рек и озер на территории Челябинской области. Гидрографическая карта области.
Занятия 5-8. Полезные ископаемые родного края.
Полезные ископаемые Челябинской области. Металлические, неметаллические, горючие полезные ископаемые, их использование. Месторождения полезных ископаемых в Челябинской области.
Занятия 9-11. Почвы Челябинской области.
Разнообразие почв челябинской области. Влияние рельефа, климата и растительности на формирование почв Челябинской области. Карта почв Челябинской области.
Занятия 12-13. Значение почвы для живой природы.
Использование почв в Челябинской области, сельское хозяйство. Охрана почв.

Занятия 1-2. Обобщающие занятия.
Экскурсии в музеи, на природные объекты.

3 класс

Занятие 1. Знакомство с курсом – 1 ч.

Тема « Природные сообщества» -20 часов

Занятие 1.Природные сообщества.
Экосистема- единство живой и неживой природы, в котором сообщество живых организмов разных «профессий» способно совместными усилиями поддерживать круговорот веществ. Сообщество. Живые и неживые компоненты экосистемы. Цепи питания.
Занятия 2-4.Лес- природное сообщество.
Леса Челябинской области. Деревья- главные растения леса. Лесные кустарники. Лесные травы. Значение лесных животных.
Занятия 5-7.Луг- природное сообщество.
Луговые растения: злаки и разнотравье. Животные лугов.
Занятия 8-10.Степь- природное сообщество.
Степи Челябинской области. Степные растения. Животные степей.
Занятия 11-13. Болото- природное сообщество.
Болота Челябинской области. Болотные растения. Болотные ягоды и их потребители. Животные болот.
Занятия 14-16. Водоем- природное сообщество.
Водоемы Челябинской области. Водные и околоводные растения. Озерные и речные рыбы.
Занятия 17-19. Пещеры- природное сообщество.
Пещеры Челябинской области.
Занятие 20. Искусственные экосистемы.
Поле - искусственная экологическая система. Культурные растения, сажаемые на полях Челябинской области. Животные полей.

Тема «Сезонные наблюдения»- 5 часов

Занятия 1-5. Сезонные наблюдения.
Сезонные наблюдения за живой и неживой природой родного края.
Тема «Мхи, грибы, лишайники» -4 часа.
Занятие 1. Мхи, грибы.
Мхи Челябинской области.
Занятие 2-3. Грибы.
Грибы Челябинской области. Грибница. Съедобные и ядовитые, губчатые и пластинчатые грибы.
Занятие 4.Лишайники.
Лишайники Челябинской области.

Занятие 1-4.Обобщающие занятия.
Экскурсии на природные объекты.



4 класс

Занятие 1. Знакомство с курсом- 1 час.

Тема 1. «Фольклор народов Южного Урала» - 4 часа

Занятие 1-2.
Фольклор народов Южного Урала.
Устное народное творчество народов Южного Урала.
Занятие 3
. Отношение народов к живым существам.
Живые существа в сказках, пословицах, поговорках народов южного Урала.
Занятие 4
. Единство живого и неживого в природе.
Предки народов Челябинской области считали природу живую и не живую одним целым, наделяли неживое в природе, как и живое человеческими качествами.

Тема « Особенности труда и быта людей, проживающих на Южном Урале»-5часов.

Занятие 1-2. Особенности труда южноуральцев.
Труд жителей Челябинской области зависит от климатических условий местности проживания.
Занятие 3-4. Особенности быта южноуральцев.
В Челябинской области веками складывался уральский быт. Влияние на его формирование оказали рабочие, горожане, казаки- народы с разными культурами и традициями.
Занятие 5. Особенности труда и быта людей, проживающих в твоем городе, селе.
О труде и быте людей, проживающих в твоем городе.

Тема «История Южного Урала» -12 часов

Занятия 1-3. История Южного Урала.
История развития нашего края неотрывно связана с историей всей страны.
Занятия 4-6. История Челябинска.
Челябинск - деловой, научный, культурный и спортивный центр нашей области.
Занятия 7-9. Города Челябинской области.
Города Челябинской области- это крупные промышленные и торговые центры.
Занятия 10-12. Памятные места Челябинской области.
Памятники, установленные на Южном Урале, рассказывают о славном прошлом современности нашего края.

Тема «Охрана природы и природных богатств челябинской области» - 10 часов

Занятия 1-3. Охрана природы и природных богатств Челябинской области.
В Челябинской области сложилась неблагоприятная экологическая обстановка. Для того чтобы защитить природу, южноуральцы проводят мероприятия, направленные на защиту экологического состояния родного края.
Занятия 4-6. Красная книга Челябинской области.
В Красной книге Челябинской области перечислены редкие и исчезающие виды растений и животных нашей области.
Занятия 7-9. Заповедники, национальные парки Челябинской области.
В области находятся три заповедника и два национальных парка. Они созданы для сохранения уникальных сообществ.
Занятия 10. Посильное участие в охране природы.
В области проводится множество экологических акций, направленных на защиту природы. К ним можешь присоединиться и ты.
Обобщающие занятия- 2 часа.
Экскурсии в музей, на природные объекты.



Тематическое планирование курса внеурочной деятельности

1 класс

урока

Тема занятия

Количество часов.

1-2

Тема: Твоя школа


Твоя школа.

5 ч.


2

3

Твоя семья. Отношения в семье. Семейные традиции.


1

4

Семейный архив.


1

5

Твой дом.


1

6

Тема: Природа вокруг нас


Природа вокруг нас.

4 ч.


1

7

Природа неживая и живая. Изучение природы.


1

8

Календарь. Часы. Смена времен года.


1

9

Зоопарк.


1

10

Тема: Работа с картой и планом


Работа с картой и планом. Условные знаки.

4 ч.



1

11

Формы поверхности земли.


1

12

Река, озеро, водоем.


1

13

Какая бывает погода.


1

14

Тема: Растения - часть живой природы


Растение-часть живой природы. Как устроено растение.

8 ч.



1

15

Растения в школе. Комнатные растения дома.


1

16

Что растет в саду. Овощи на нашем столе.


1

17

Дикорастущие и культурные растения.


1

18

Луговые травы.


1

19

Растения леса. В лес за грибами.


1

20

Они растут в Челябинской области.


1

21

Мы из Красной книги.


1

22

Тема: Животные Челябинской области


Животные Челябинской области: звери.

6 ч.



1

23

Животные Челябинской области: птицы.


1

24

Животные Челябинской области: рыбы.


1

25

Животные Челябинской области: насекомые.


1

26

Сообщества живых организмов.


1

27

Взаимоотношения растений и животных.


1

28

Тема: Природа и человек


Природа и человек. Формы взаимодействий.

2 ч.


1

29

Красная книга Челябинской области. Заповедники и национальные парки.

1

30

Тема: твой город, село


Твой город, село

2 ч.


1

31

Твой край


1

32-33

Тема: Народы


Народы

2 ч.


2


Итого


33 ч.



2 класс

урока

Тема занятия


Количество часов



1

Вводное занятие


1 ч.

2

Тема: Где мы находимся.


Где мы находимся.


7 ч.


1

3-4

Природные богатства Челябинской области


2

5-7

Природные зоны Челябинской области


3

8

Наши соседи


1

9-10

Тема: Погода Челябинской области


Погода Челябинской области

6 ч.



2

11-12

Климат Челябинской области


2

13-14

Сезоны года


2

15-16

Тема: Народный календарь


Народный календарь

5 ч.



2

17-18

Сезонный труд людей и праздники


2

19

Игры народов края


1

20-21

Тема: Формы земной поверхности


Формы земной поверхности

13 ч.



2

22-23

Водоемы родного края


2

24-27

Полезные ископаемые родного края


4

28-30

Почвы Челябинской области


3

31-32

Значение почвы для живой природы


2

33-34


Обобщающие занятия

2 ч.


Итого

34 ч.



3 класс

урока

Тема занятия


Количество часов

1

Вводное занятие


1 ч.

2

Тема: Природные сообщества


Природные сообщества

20 ч.



1

3-5

Лес- природное сообщество


3

6-8

Луг- природное сообщество


3

9-11

Степь- природное сообщество


3

12-14

Болото- природное сообщество


3

15-17

Водоем- природное сообщество


3

18-20

Пещера- природное сообщество


3

21

Искусственная экосистема


1

22-26

Тема: Сезонные наблюдения



Сезонные наблюдения

5 ч.



5

27

Тема: Мхи, грибы, лишайники



Мхи

4 ч.



1

28-29

Грибы


2

30

Лишайники


1

31-34

Обобщающие занятия


4 ч.


Итого

34 ч.













4 класс

урока

Тема занятия

Количество часов



1

Вводное занятие.


1ч.

2-3

Тема: Фольклор Южного Урала

Фольклор Южного Урала

4 ч.

2

4

Отношение народов к живым существам


1

5

Единство живого и неживого в природе


1

6-7

Тема: Особенности труда и быта людей, проживающих на Южном Урале


Особенности труда южноуральцев


5 ч.



2


8-9

Особенности быта южноуральцев


2

10

Особенности труда и быта людей, проживающих в твоем городе, селе.

1

11-13

Тема:История Южного Урала


История Южного Урала

12 ч.



3

14-16

История Челябинска


3

17-19

Города Челябинской области


3

20-22

Памятные места Челябинской области


3

23-25

Тема: Охрана природы и природных богатств Челябинской области


Охрана природы и природных богатств Челябинской области

10 ч.




3

26-28

Красная книга Челябинской области


3

29-31

Заповедники, национальные парки Челябинской области


3

32

Посильное участие в охране природы


1

33-34

Обобщающее занятие


2 ч.


Итого


34 ч.



Календарно- тематическое планирование курса внеурочной деятельности

1 класс

урока

Раздел, тема занятия

Количество часов.

Дата по плану

Дата по факту

Корректировка

1-2

Тема: Твоя школа


Твоя школа.

5 ч.


2




3

Твоя семья. Отношения в семье. Семейные традиции.


1




4

Семейный архив.


1




5

Твой дом.


1




6

Тема: Природа вокруг нас


Природа вокруг нас.

4 ч.


1




7

Природа неживая и живая. Изучение природы.


1




8

Календарь. Часы. Смена времен года.


1




9

Зоопарк.


1




10

Тема: Работа с картой и планом


Работа с картой и планом. Условные знаки.

4 ч.



1




11

Формы поверхности земли.


1




12

Река, озеро, водоем.


1




13

Какая бывает погода.


1




14

Тема: Растения - часть живой природы


Растение-часть живой природы. Как устроено растение.

8 ч.



1




15

Растения в школе. Комнатные растения дома.


1




16

Что растет в саду. Овощи на нашем столе.


1




17

Дикорастущие и культурные растения.


1




18

Луговые травы.


1




19

Растения леса. В лес за грибами.


1




20

Они растут в Челябинской области.


1




21

Мы из Красной книги.


1




22

Тема: Животные Челябинской области


Животные Челябинской области: звери.

6 ч.



1




23

Животные Челябинской области: птицы.


1




24

Животные Челябинской области: рыбы.


1




25

Животные Челябинской области: насекомые.


1




26

Сообщества живых организмов.


1




27

Взаимоотношения растений и животных.


1




28

Тема: Природа и человек


Природа и человек. Формы взаимодействий.

2 ч.


1




29

Красная книга Челябинской области. Заповедники и национальные парки.

1




30

Тема: твой город, село


Твой город, село

2 ч.


1




31

Твой край


1




32-33

Тема: Народы


Народы

2 ч.


2





Итого


33 ч.






2 класс

урока

Тема занятия


Количество часов



Дата по плану

Дата по факту

Корректировка

1

Вводное занятие


1 ч.




2

Тема: Где мы находимся.


Где мы находимся.


7 ч.


1




3-4

Природные богатства Челябинской области


2




5-7

Природные зоны Челябинской области


3




8

Наши соседи


1




9-10

Тема: Погода Челябинской области


Погода Челябинской области

6 ч.



2




11-12

Климат Челябинской области


2




13-14

Сезоны года


2




15-16

Тема: Народный календарь


Народный календарь

5 ч.



2




17-18

Сезонный труд людей и праздники


2




19

Игры народов края


1




20-21

Тема: Формы земной поверхности


Формы земной поверхности

13 ч.



2




22-23

Водоемы родного края


2




24-27

Полезные ископаемые родного края


4




28-30

Почвы Челябинской области


3




31-32

Значение почвы для живой природы


2




33-34


Обобщающие занятия

2 ч.





Итого

34 ч.






3 класс

урока

Тема занятия


Количество часов

Дата по плану

Дата по факту

Корректировка

1

Вводное занятие


1 ч.




2

Тема: Природные сообщества


Природные сообщества

20 ч.



1




3-5

Лес- природное сообщество


3




6-8

Луг- природное сообщество


3




9-11

Степь- природное сообщество


3




12-14

Болото- природное сообщество


3




15-17

Водоем- природное сообщество


3




18-20

Пещера- природное сообщество


3




21

Искусственная экосистема


1




22-26

Тема: Сезонные наблюдения



Сезонные наблюдения

5 ч.



5




27

Тема: Мхи, грибы, лишайники



Мхи

4 ч.



1




28-29

Грибы


2




30

Лишайники


1




31-34

Обобщающие занятия


4 ч.





Итого

34 ч.






4 класс

урока

Тема занятия

Количество часов



Дата по плану

Дата по факту

Корректировка

1

Вводное занятие.


1ч.




2

Тема: Фольклор Южного Урала

Фольклор Южного Урала

4 ч.

1




3

Фольклор Южного Урала

1




4

Отношение народов к живым существам


1




5

Единство живого и неживого в природе


1




6-7

Тема: Особенности труда и быта людей, проживающих на Южном Урале


Особенности труда южноуральцев


5 ч.



2





8-9

Особенности быта южноуральцев


2




10

Особенности труда и быта людей, проживающих в твоем городе, селе.

1




11

Тема:История Южного Урала


История Южного Урала

12 ч.



1




12

История Южного Урала

1




13

История Южного Урала

1




14

История Челябинска


1




15

История Челябинска


1




16

История Челябинска


1




17

Города Челябинской области


1




18

Города Челябинской области


1




19

Города Челябинской области


1




20

Памятные места Челябинской области


1




21

Памятные места Челябинской области


1




22

Памятные места Челябинской области


1




23

Тема: Охрана природы и природных богатств Челябинской области


Охрана природы и природных богатств Челябинской области

10 ч.




1




24

Охрана природы и природных богатств Челябинской области

1




25

Охрана природы и природных богатств Челябинской области

1




26

Красная книга Челябинской области


1




27

Красная книга Челябинской области


1




28

Красная книга Челябинской области


1




29

Заповедники, национальные парки Челябинской области


1




30

Заповедники, национальные парки Челябинской области


1




31

Заповедники, национальные парки Челябинской области


1




32

Посильное участие в охране природы


1




33-34

Обобщающее занятие


2 ч.





Итого


34 ч.








Учебно- методическое обеспечение курса внеурочной деятельности

Окружающий мир 1 класс: учебное пособие / С.О. Кирочкина, С. Е.Коровин, В.А. Крашенинников, В.В. Латюшин, Н.А. Лысанова, Е.Ф. Павленко, М.В. Панина, Н.П. Строкова. – Челябинск: «Край Ра», 2012 г.

Окружающий мир 1 класс: рабочая тетрадь / С.О. Кирочкина, В.В. Латюшин Е.Ф. Павленко, М.В. Панина, Н.П. Строкова. – Челябинск: «Край Ра», 2018 г.

Атлас Челябинской области. 1-4 класс /под ред. В.В. Латюшина. – Челябинск: «Край Ра», 2016 г.

Окружающий мир 2-4 класс: учебное пособие/ С.О. Кирочкина, С. Е.Коровин, В.А. Крашенинников, В.В. Латюшин, Н.А. Лысанова, Е.Ф. Павленко, М.В. Панина, Н.П. Строкова. – Челябинск: «Край Ра», 2016 г.

Григорьева Е.В. Книга для чтения по краеведению. 2-4 классы: хрестоматия. – Челябинск: «Край Ра», 2011 г.

Окружающий мир. 2 класс: рабочая тетрадь / ред-сост: Е.В.Гребнева, Е.Е. Бондаоь, М.В. Панина. – Челябинск: «Край Ра», 2016 г.

Григорьева Е.В. Природа Южного Урала. Уроки и внеурочная деятельность по краеведению в начальной школе: метод. пособие для учителей / Е.В. Григорьева. – Челябинск: АБРИС, 2014 г.

Электронное приложение к учебному пособию «Моя малая Родина» Окружающий мир. 2-4 класс – Челябинск «Край Ра», 2016 г.











































в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации