Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Мир информатики»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса внеурочной деятельности
«Мир информатики»
для 2-4 классов
начального общего образования
на 2020-2023 годы
Срок освоения 3 года
Пояснительная записка
Актуальность курса
Начинать формировать информационную культуру необходимо в начальной школе. Младший школьный возраст сензитивен для формирования компонентов учебной деятельности и развития логического мышления. Раннее приобщение ребенка к компьютеру имеет ряд положительных сторон, как в плане развития его личности, так и для последующего изучения информатики в школе и в дальнейшей профессиональной подготовке, облегчая социализацию ребенка, вхождение его в информационное общество.
Основные научные идеи, цели курса.
Программа курса строится с учетом требований природосообразности в обучении младших школьников, механизмов интериоризации в русле теории поэтапного формирования умственных действий Гальперина – Талызиной.
Приоритетные цели курса:
-Развивать внимание, память, логические, коммуникативные учебные действия, компоненты учебной деятельности.
- Формировать навыки обращения с компьютером.
-Воспитывать отношение к компьютеру как к средству реализации образовательных потребностей.
Нормативные документы, лежащие в основе курса.
Программа курса составлена в соответствии с требованиями ФГОС-2 НОО.
Возраст обучающихся.
Курс рассчитан на реализацию во 2-4 классах общеобразовательной школы в рамках общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности.
Место программы курса в образовательном процессе.
На каждый год обучения в программе отводится 34 часа в год (1 час в неделю), программа курса органически вписывается в общую систему педагогической работы, направленную на гармоничное развитие и обучение каждого ученика начальной школы, приобщение его к информационной культуре, что актуально в условиях развития информационного общества.
Структуру программы курса образуют:
-авторские дидактические материалы для обучающихся в форме тетради на печатной основе «Изучаем информатику» 1-3 годы обучения (прошли общественную экспертизу на окружном этапе Выставки педагогической продукции «Инновации в системе образования Свердловской области» в 2009 году, в процессе педагогической деятельности были обновлены);
-пакет проверочных и диагностических работ в электронном виде;
- электронное приложение «Мир информатики» (фирма «Кирилл и Мефодий»), содержащее инструментарий для моделирования деятельности обучающегося на компьютере и средства мониторинга этой деятельности учителем; графический редактор Paint, текстовые редакторы WordPad, Word, презентационная программа PowerPoint;
-основные дополняющие программные средства: ПМК «ПервоЛого», «ЛогоМиры», «Академия младшего школьника», образовательные программы от фирм «Руссобит-М», «Кирилл и Мефодий», «Роботландский сетевой университет», «Новый диск».
Содержание образования по программе курса представляет 3 модуля:
Модуль 1. «Компьютер» (14 ч.). Компьютер в жизни общества. Структура компьютера. Правила поведения в компьютерном классе. Система хранения информации в компьютере. Компьютерная программа. Запуск прикладных программ. Назначение прикладных программ, применение в учебной деятельности.
Модуль 2. «Информационные технологии. Проектная деятельность» (26 ч.). Создание рисунков в графическом редакторе Paint. Ввод и форматирование текста в среде текстовых редакторов WordPad, Word. Работа с мультимедийными программами поддержки обучения по предметам.
Модуль 3. «Информационные процессы. Моделирование. Алгоритмизация.
Программирование на языке Лого» (62 ч.).
Информация. Виды, свойства информации. Информационные процессы: передача, хранение, обработка, сбор, использование. Множество и его элементы, действия над множествами. Логические действия: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение. Модели, виды моделей, построение материальных и информационных моделей. Алгоритм, его виды, способы представления. Исполнитель алгоритма. Язык программирования Лого. Создание и запись программ на языке Лого.
Результаты прохождения курса внеурочной деятельности.
В конце первого года обучения.
Личностные результаты:
- обучающиеся осознают «компьютер – это мой помощник в учебе».
Метапредметные результаты:
-у обучающихся развиваются основные приемы умственной деятельности:
анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение;
- формируются компоненты учебной деятельности, коммуникативные учебные действия.
Предметные результаты:
обучающиеся
-знают правила поведения и источники опасности в компьютерном классе;
-знают названия устройств компьютера;
-имеют представление об информации, ее видах, способах получения, о компьютерной программе;
у обучающихся формируются представления:
-о множестве и его элементах; о действиях над множествами;
-о моделях, моделировании;
-об алгоритме как последовательности действий; способах его представления;
- об исполнителе и системе его команд;
- о проекте как творческом представлении своего мнения;
обучающиеся
- умеют работать мышкой и клавиатурой;
-умеют запускать изученные программы при помощи ярлыка на Рабочем столе, работать в них;
-умеют пользоваться графическими примитивами в программе Paint для создания простых рисунков;
-умеют набирать небольшой текст в программеWordPad;
-умеют представлять информацию в виде текстов и рисунков;
- умеют выполнять простые алгоритмы; составлять и записывать линейные алгоритмы.
В конце второго года обучения.
Личностные результаты:
- обучающиеся осознают «компьютер – это мой помощник в учебе».
Метапредметные и предметные результаты:
-имеют представление об информации, различают и называют основные виды информации, умеют приводить примеры;
-различают и понимают смысл основных информационных процессов;
-имеют представление о компьютере как об информационной машине;
-различают и называют основные блоки персонального компьютера, знают их назначение;
-имеют представление о компьютере как исполнителе программ;
-имеют представления о множестве, его элементах; о действиях над множествами;
-об информационной модели;
-имеют представления об алгоритме, о видах алгоритмов, способах представления алгоритма, могут привести примеры исполнителей;
- имеют представление о проекте;
-умеют построить и отредактировать изображение, используя основные инструменты графического редактора;
-умеют набрать небольшой по объему текст, используя основные приемы редактирования и перемещения по тексту;
-умеют выполнять логические действия анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации;
-умеют определять множество, изображать отношения между множествами при помощи кругов;
-умеют приводить примеры моделей, используемых в конкретных областях знаний; строить простые информационные модели;
-умеют выполнять и составлять линейные и разветвленные алгоритмы; записывать их разными способами;
-при помощи учителя могут в рамках проекта разработать план действий и его реализовать;
-оформить результаты проекта в программах PowerPoint, ПервоЛого.
В конце третьего года обучения.
Личностные результаты:
- обучающиеся осознают «компьютер – это мой помощник в учебе».
Метапредметные и предметные результаты:
-имеют представление об устройстве компьютера, об информации и информационных процессах, компьютерной программе, меню, пиктограмме; множестве, логических действиях, моделях; об исполнителе и системе его команд, об алгоритме как последовательности действий, о ветвлении и повторении;
-умеют работать мышью и клавиатурой;
-умеют запускать изученные программы, выполнять учебные действия в них;
-умеют создавать рисунки и тексты, сохранять, открывать, распечатывать их;
-умеют составлять алгоритмы для исполнителя;
-применяют возможности ИКТ в учебном процессе.
Организация занятий
Занятия условно делятся на две части: теоретическую (20 минут) и практическую (20 минут). На теоретической части занятий используются игры, беседы, проектные задачи, работа с ТПО «Изучаем информатику», организация деятельности в паре. На практической части занятий осуществляется компьютерный практикум.
Условия реализации программы курса
Для реализации образовательной программы курса необходимо наличие следующих компонент:
1) авторские дидактические материалы в форме ТПО для обучающихся «Изучаем информатику»;
3) компьютерный класс, соответствующий нормам СанПиНа;
4) методическая система развивающих, обучающих и диагностических компьютерных программ, соответствующих психолого-педагогическим требованиям;
5)учет специфики работы учителя с данной возрастной категорией обучающихся.
При организации учебного процесса важно использовать здоровьесберегающие технологии (за компьютером в течение занятия обучающиеся могут находиться до 20 минут; после окончания компьютерной части занятия необходимо выполнить гимнастику для глаз; учитель должен предусмотреть частую смену видов деятельности на занятии).
Характеристика основных методов, средств и форм, используемых на занятии
Метод, средство | Характеристика |
Система теоретических логических упражнений | Цель системы: формирование -приемов мыслительной деятельности, -умений --правильно воспринимать и понимать сложные логические структуры (с использованием кванторов общности и существования «все» и «некоторые»), --правильно понимать и достраивать (продолжать) несложные составные высказывания, использующие причинно-следственные связи («если …, то …»), --выбирать правильно построенные структуры отрицания («не …», «неверно, что …») на уровне осознания их закономерностей. Принцип построения: по нарастанию уровня сложности таким образом, чтобы обучающийся мог с ней работать с большей долей самостоятельности |
Игра | Игра – многофункциональное средство обучения, стимулирующее высокий уровень мотивации, интереса, эмоциональной включенности и способное обеспечить целостное развитие личности ребенка, одновременно воздействуя на его интеллектуальную, эмоциональную и нравственную сферы. Особенно детей данного возраста привлекают сюжетно-ролевые и дидактические игры |
Компьютер, программное обеспечение | Компьютер – это эффективное средство развития обучающегося. Посредством программного обеспечения компьютер привлекает ребенка к деятельности, побуждает осознанно выполнять учебные действия, размышлять, делать выводы. При выборе программного обеспечения необходимо учитывать цели обучения, возрастные особенности младшего школьного возраста, наличие нескольких уровней сложности в выполнении учебных действий |
Технологическая карта – «путеводитель» | Цель: учить детей самостоятельно и осознанно работать за компьютером; дает возможность не сдерживать познавательную активность обучающихся и продвигаться каждому ученику в индивидуальном темпе на практической части занятия. Имеет вид алгоритма |
Проектная с элементами исследования | Позволяет в ходе решения учебно-познавательной задачи формировать и развивать комплекс логических умений по работе с информацией, коммуникативные навыки посредством групповой формы учебной деятельности, формировать структуру учебной деятельности |
В зависимости от темы и содержания занятия применяются фронтальная, групповая, индивидуальная формы работы с обучающимися |
Класс: 2 (первый год обучения)
Календарно-тематический план
Программой курса предусмотрено проведение:
-практических работ (20 минут) – 34;
-проектных работ – 4;
-проверочных работ (информация для педагога) – 2;
-диагностических срезов – 2.
Дата | Кол-во часов | Тема | Программные средства | Вид контроля |
1 | «Здравствуй, класс компьютерный!» Правила поведения и техника безопасности в компьютерном классе | Мир информатики | Картинный тест по ТБ в программе «Мир информатики» | |
1 | Компьютер и его основные устройства | Мир информатики. | Диагностика уровня сформированности логических умений | |
4 | Работа в графическом редакторе Paint. (Знакомство с возможностями программы: графические примитивы.) | Мир информатики, Paint | Проект «Жила-была буква» | |
4 | Работа в текстовом редактореWordPad. (Набор и редактирование текста: простейшие приемы) | Мир информатики, WordPad | Проект «Моя родословная» | |
2 | Информация. Получение информации. Выделение признаков предметов | Мир информатики, WordPad, Академия младшего школьника | ||
1 | Виды информации. Узнавание предметов по заданным признакам | Мир информатики, Алик. Летние каникулы, WordPad | ||
1 | Выделение существенных признаков предметов. Множество | Мир информатики, Академия младшего школьника, WordPad | ||
3 | Сравнение двух предметов. Сравнение двух и более предметов. Классификация предметов и явлений | Алик. Летние каникулы, WordPad, Paint | Пр. р. №1 | |
2 | Обобщение. Формирование умений давать определения понятиям, относить объекты к роду | WordPad, Академия младшего школьника, Искатель-фантазер | ||
1 | Операции над множествами: подмножество, пересечение | Мир информатики, Paint | ||
1 | Суждение: истинное и ложное | Мир информатики, WordPad | ||
3 | Логические задачи | Начальная школа, Мир информатики, Академия младшего школьника, PowerPoint | Пр. р. №2 | |
1 | Модели | Мир информатики, PowerPoint | ||
4 | Алгоритм. Способы представления алгоритма. Линейный алгоритм. Исполнитель | Мир информатики, Азбука информатики, Начальная школа, Академия младшего школьника, PowerPoint | Диагностика уровня сформированности логических умений. Проект «Лучший мамин рецепт» | |
5 | Работа в ПервоЛого: алгоритмы для Черепашки. | ПервоЛого | Мини-проект «Соревнование животных» | |
34 |
Приложение 1
Учебно-методическое планирование учебного курса внеурочной деятельности (развернутый вариант планирования)
Класс:3 (второй год обучения)
Календарно-тематический план
Программой курса предусмотрено проведение:
-проверочных работ – 3 (информация для педагога);
-практических работ (15 минут) – 34;
-проектных работ – 2;
-диагностических срезов – 1
Дата | Кол-во часов | Тема | Программные средства | Вид контроля |
1 | «Здравствуй, класс компьютерный!» | Алик. Летние каникулы. Азбука информатики | Тест по ТБ в программе «Азбука Роботландии» | |
1 | Информация. Свойства информации | Алик. Летние каникулы. | ||
1 | Информационные процессы в окружающем мире | Академия младшего школьника | ||
5 | Устройство компьютера | Азбука информатики. Алик. Занимательная математика. Начальная школа | Пр. р. №1 | |
4 | Работа в графическом редакторе Paint. | Paint | ||
2 | Работа в текстовом редакторе WordPad | WordPad. Мир информатики | Проект «Мой любимый сказочный герой» (текст-описание + рисунок) | |
1 | Выделение признаков предметов | Мир информатики. Алик. Летние каникулы | ||
1 | Сравнение предметов | Paint. Начальная школа. | ||
2 | Классификация предметов | Paint. WordPad | ||
2 | Множество. Отношения между множествами | Paint. WordPad | ||
1 | Формирование умений давать определения понятиям, относить объекты к роду | Paint. Мир информатики. Искатель-фантазер | Пр. р. №2 | |
2 | Логические задачи | WordPad. Академия младшего школьника | Диагностика уровня сформированности логических умений | |
1 | Суждение. Высказывания со словами-кванторами («все», «не все», «никакие») | Мир информатики | ||
1 | Информационные модели | Paint | ||
5 | Алгоритм. Свойства алгоритма. Координаты. Алгоритмы (линейные, разветвляющиеся) | Начальная школа. Азбука Роботландии | Пр. р. №3 | |
4 | ПервоЛого. Алгоритмы для Черепашки. | ПервоЛого | Проект «Смена дня и ночи» | |
34 |
Приложение 2
Учебно-методическое планирование учебного курса внеурочной деятельности (развернутый вариант планирования)
Класс: 4 (третий год обучения)
Календарно-тематический план
Программой курса предусмотрено проведение:
-проверочных работ – 4 (информация для педагога);
-практических работ (15 минут) – 34;
-проектных работ – 4;
-диагностических срезов – 1
Дата | Кол-во часов | Тема | Программные средства | Вид контроля |
1 | Компьютер – мой друг. Техника безопасности в компьютерном классе | Мир информатики, Академия младшего школьника | Тест по технике безопасности в программе «Мир информатики» | |
2 | Компьютер. Системный блок. Дополнительные устройства компьютера | Мир информатики. Азбука Роботландии | Пр. р. №1 | |
2 | Информация. Информационные процессы | Начальная школа, Мир информатики | ||
3 | Компьютер в жизни общества. История развития компьютера. Компьютерная программа | Занимательная математика, Азбука Роботландии, WordPad | Проект «История компьютеров». | |
8 | Информационные технологии. Новые инструменты Paint. Рисование по сетке в Paint. Окно редактора Word. Набор и форматирование текста. Работа с блоками текста. Экспорт в текстовый документ рисунков из Paint, картинок из коллекции в папке «Мои документы» | Paint, Word, Мир информатики | Пр. р. №2, 3; проект «Постер для компьютерной игры» | |
4 | Проектная деятельность в программе PowerPoint (планирование деятельности, обработка информации, оценивание деятельности) | PowerPoint, электронные энциклопедии | Проект «Защита информации от компьютерных вирусов» | |
14 | Информация и информационные процессы. Программирование в среде ЛогоМиры. Множества. Отношения между множествами. Информационная модель. Алгоритм. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритма. Виды алгоритмов. Циклический алгоритм. Диагностика уровня сформированности логических умений. Работа в программе ЛогоМиры | Мир информатики, Начальная школа, Word, ЛогоМиры | Диагностика сформированности логических умений. Пр. р. №4. Проект – создание мультипликационного сюжета «Интересная история» | |
34 |
Учебно-методическое обеспечение курса
-Учебно-программные материалы:
-Основные:
Федеральный государственный образовательный стандарт НОО второго поколения;
тетради на печатной основе «Изучаем информатику»;
электронное приложение «Мир информатики» (фирма «Кирилл и Мефодий»).
-Дополнительные:
учебники «Информатика-3, 4». Могилев А. В. и др. М.: Бином, 2014;
справочники «ПервоЛого», «ЛогоМиры». М.: ИНТ, 2018;
методические рекомендации, учебные тетради. Горячев А. В. М.: Баласс, 2018;
тетради «Юным умникам и умницам». Холодова О. А. М.: РОСТкнига, 2018.
-Учебно-практические материалы:
электронное приложение «Начальная школа» (фирма «Кирилл и Мефодий»);
электронное приложение «Академия младшего школьника» (фирма «Новый диск»);
образовательные программы «Алик. Летние каникулы», «Занимательная математика» (фирма «Руссобит-М»);
электронное приложение «Азбука Роботландии» (фирма «Роботландский сетевой университет»);
графический редактор Paint;
текстовые редакторы WordPad, Word;
электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия;
хрестоматия «Компьютер и ноутбук для детей». Бондаренко С. М.: Эксмо, 2016;
«Компьютер: моя первая энциклопедия». Авт.-сост.: В. Харитонов, В. Родин. М.: Астрель, 2013 г.
«Занимательная информатика»: учебное пособие. Златопольский Д. М. М.: «Лаборатория знаний», 2017
Приложение 1
Учебно-тематический план
1 год обучения (2 класс)
Тема занятия / занятий | Цель и задачи занятия / занятий | Средства, методы, технологии | Краткое описание заданий в тетради на печатной основе «Изучаем информатику» | Количество часов | |
«Здравствуй, класс компьютерный!» | - формировать у обучающихся --знания о технике безопасности и правилам поведения в кабинете информатики; --представления о предмете «Информатика»; --умения запускать программу «Мир информатики» и ориентироваться в окне этой программы; работать мышью; подводить итоги своей деятельности; - развивать логические умения, внимание, память, самооценку | Игра-путешествие в компьютерную страну с применением презентации и программы «Мир информатики» (Работа с мышью) | Занятие 1. В ходе игры обучающимся необходимо выполнить задания в тетради на печатной основе «Изучаем информатику» - «открыть семь печатей». Содержание заданий: - чем различаются предметы, -что общего у предметов, - что изменилось, -выдели группу предметов, -дай группе предметов название | 1 ч. | |
Компьютер. Диагностика начального уровня развития логического мышления | - дать представление о компьютере как электронной машине и его назначении в учебной деятельности; - проверить уровень развития логических умений при помощи диагностических заданий; -развивать самооценку, формировать умение подводить итоги своей деятельности | Работа с диагностическим листом в тетради на печатной основе «Изучаем информатику». Игра-путешествие в компьютерную страну. Работа с тетрадью на печатной основе «Изучаем информатику». Программа «Мир информатики» 2-ой год обучения (Компьютер и его основные устройства, Работа с мышью) | Занятие 2. Чтение статьи о компьютере. Задания на понимание и запоминание содержания понятия «компьютер» в форме: -исправь ошибки Незнайки, -выбери правильный ответ на вопрос из данных, -пройди по буквенному лабиринту | 1 ч. | |
Работа в графическом редакторе Paint. Логические задания на графическом материале «В гостях у Карандаша» | - формировать у обучающихся умения: --запускать программу Paint, ориентироваться в окне программы; --применять в рисовании команды «Отменить», в работе с файлом - «Сохранить», «Открыть»; --работать мышью; - формировать/развивать умения: --создавать простые рисунки; --через доклады работать с книгой, выбирать в прочитанном материале главное по плану, представлять результаты обработки в программе PowerPoint перед одноклассниками; --подводить итоги своей деятельности; - развивать логические умения, внимание, память, самооценку | Элементы игры. Доклады учащихся «Способы запуска программы Paint», «Окно программы Paint». Работа с тетрадью на печатной основе «Изучаем информатику». Графический редактор Paint, «Мир информатики-2» (Работа с мышью, Графика, Раскрашивание компьютерных рисунков, Гимнастика для рук) | Занятия 3, 4, 5, 6. Задания Карандаша: - выделить части в предмете, -сравнить предметы, -составить геометрические фигуры из данных частей, -найти фигуры среди данных, -заполнить схемы по докладам, -нарисовать по описанию, -вставить пропущенные слова в высказывания, -сочинить стихи про инструменты для рисования, -нарисовать, что увидишь, как можно точнее, -найти, что изменилось, -какой предмет лишний, -дорисовать следующую фигуру; -разделить предметы на группы, -дать название каждой группе; -составить графический план рисования предмета. *Выполни проект по теме «Жила-была буква» по плану в среде графического редактора и оцени результат выполнения по критериям, представь работу одноклассникам | 4 ч. Проект «Жила-была буква» | |
Работа в текстовом редакторе WordPad. Логические задания на словесном материале «В гостях у Буквоежки» | - формировать у обучающихся умения: --запускать программу, ориентироваться в окне программы; --пользоваться клавиатурой; --набирать и форматировать небольшой по объему текст; --через доклады работать с книгой, выбирать в прочитанном материале главное по плану, представлять результаты обработки в программе PowerPoint перед одноклассниками; -- подводить итоги своей деятельности; - развивать логические умения, память, внимание, самооценку | Элементы игры. Доклады учащихся «Правила набора текста», «Правила форматирования текста». Работа с тетрадью на печатной основе «Изучаем информатику». Текстовый редактор WordPad, «Мир информатики-2» (Работа на клавиатуре) | Занятия 7, 8, 9, 10. Задания Буквоежки: - зачеркнуть буквы по образцу (на время), -вписать вместо черточек буквы, являющиеся окончанием предыдущего слова и началом следующего, -соединить половинки слов так, чтобы получились целые слова, -расшифровать анаграммы, -выбрать и подчеркнуть то слово, которое закончит предложение, -назвать каждую группу слов, -вставить в цепочки пропущенные слова, -дополнить рифмы, -составить из капелек с буквами и слогами как можно больше слов, -сравнить два текста, -разгадать ребусы, -сочинить текст на заданную тему. *Выполни проект по теме «Моя родословная» по плану учителя, используй при оформлении родословной среду текстового редактора, оцени результат выполнения по критериям, представь работу одноклассникам | 4 ч. Проект «Моя родословная» | |
Информация. Получение информации. Выделение признаков предметов | - формировать --представления об информации, знания о способах получения информации из окружающего мира; --умения выделять в предмете его признаки; работать за компьютером самостоятельно при помощи путеводителя; подводить итоги своей деятельности; -развивать самооценку, внимание, память | Дидактические игры «Передай другому», «Чудесный мешочек», «Расскажи о предмете». Беседа, направленная на понимание понятия «информация». Наблюдения за предметами окружающего мира. Работа с тетрадью на печатной основе «Изучаем информатику». Программы «Мир информатики-2» (Информация), «Начальная школа» («Фоторобот») | Занятия 11, 12. Задания профессора Фортрана направлены на выявление признаков в предметах (в частности цвета, формы, размера) | 2 ч. | |
Виды информации. Узнавание предметов по заданным признакам | - формировать умения: --различать виды информации по способу представления; --узнавать предметы по заданным признакам; --работать за компьютером самостоятельно при помощи путеводителя; -- подводить итоги своей деятельности; -развивать самооценку, внимание, память | Дидактические игры «Узнай по описанию», «Какая это информация?». Работа с тетрадью на печатной основе «Изучаем информатику». Программы «Мир информатики-2» (Виды информации), «Алик. Летние каникулы» («Руссобит-М» / Собери картинку из цветных пазлов» / 1 или 2 уровень) | Занятие 13. Задания Миши и Маши: -исправь ошибки Незнайки, -раздели информацию по видам, -выполни просьбы букв, -из каких частей состоит предмет, -нарисуй недостающую часть предмета, -назови действия данных предметов, -напиши название предмета по его признакам, -опиши предмет по плану, -составь загадку-описание | 1 ч. | |
Выделение существенных признаков предметов. Множество | - формировать понятие «множество»; - развивать логические умения, память, внимание; - формировать умения: работать за компьютером самостоятельно при помощи путеводителя; подводить итоги своей деятельности; -развивать самооценку, внимание, память | Дидактические игры «Объедини», «Назови», «Составь множество». Работа с тетрадью на печатной основе «Изучаем информатику». Программы «Мир информатики-2» (Множества), «Академия младшего школьника» («Продолжи узор») | Занятие 14. Задания профессора Фортрана направлены на понимание понятия «множество», выделение общих (существенных) признаков предметов | 1 ч. | |
Сравнение двух предметов. Сравнение двух и более предметов. Классификация предметов и явлений | - формировать умения: -- сравнивать и классифицировать предметы; -- решать задачи на сравнение; -- работать за компьютером самостоятельно при помощи путеводителя; -- подводить итоги своей деятельности; -развивать внимание, память, самооценку | Презентация с заданиями на сравнение предметов. Дидактические игры «Найди отличия», «Дорисуй», «Чем похожи?», «Составь множество», «Раздели на группы». Работа с тетрадью на печатной основе «Изучаем информатику». Программы: 1 Занятие: «Алик. Летние каникулы» (Найди пару / 3 уровня, Собери картинку из летящих пазлов / 1 или 2 уровень). 2 Занятие: «Алик. Летние каникулы» (Собери картинку из частей / 1 или 2 уровень, «Собери картинку из кубиков» / 1 или 2 уровень). 3 Занятие: задания в Paint на выполнение классификации | Занятия 15, 16, 17. Задания Миши и Маши направлены выделение признаков предметов, сравнение этих предметов по данным признакам, классификацию предметов по одному основанию, нескольким основаниям | 3 ч. Проверочная работа | |
Понятие | - формировать умения: -- обобщать предметы по совокупности признаков; --давать определения понятиям, относить объекты к роду; -- работать за компьютером самостоятельно при помощи путеводителя; -- подводить итоги своей деятельности; -развивать самооценку, внимание, память. | Дидактические игры «Что это такое?», «Собери понятие», «Путаница», «Продолжи по правилу», «Найди лишний предмет». Работа с тетрадью на печатной основе «Изучаем информатику». Работа с толковыми словарями. Программы: 1 Занятие: тематические задания в программе WordPad, «Начальная школа» («Танграм»). 2 Занятие: «Искатель фантазер» | Занятия 18, 19. Задания профессора Фортрана направлены на выделение общих (существенных) признаков предметов, осмысление конструкции понятия, нахождение определений понятий по толковому словарю, составление понятий по опорным схемам, словам | 2 ч. | |
Операции над множествами | - формировать умения: --выполнять операции над множествами (подмножество и пересечение) --работать за компьютером самостоятельно при помощи путеводителя; -- подводить итоги своей деятельности; -развивать внимание, память, самооценку. | Презентация с изложением материала по теме. Работа в тетради на печатной основе «Изучаем информатику». Программа «Мир информатики - 2» (Отношения между множествами) | Занятие 20. Задания Миши и Маши направлены выделение общих (существенных) признаков предметов, составление множеств, установление отношений между ними при помощи кругов | 1 ч. | |
Суждение: истинное и ложное | - дать представление о суждении, истинном суждении, ложном суждении; - формировать умения: -- устанавливать отношения между множествами (пересечение, подмножество); -- работать за компьютером самостоятельно при помощи путеводителя; -подводить итоги своей деятельности -- развивать логические умения, внимание, память, самооценку | Презентация с изложением материала по теме. Работа в тетради на печатной основе «Изучаем информатику». Программа «Мир информатики - 2» (Суждение) | Занятие 21. Задания Маши и Миши направлены на понимание суждений, определения истинных и ложных суждений | 1 ч. | |
Логические задачи | - развивать -- умение решать логические задачи; --внимание, память, самооценку; - формировать умения: --работать за компьютером самостоятельно при помощи путеводителя; -- подводить итоги своей деятельности | Работа в тетради на печатной основе «Изучаем информатику». Проигрывание ситуаций по сюжету задачи, применение схем, таблиц в решении задач. УМК «Начальная школа» (Геометрические фигуры, Крот, Мемори, Фоторобот, Танграмы). УМК «Академия младшего школьника» (Продолжи узор, Числовой пасьянс, Магический квадрат) | Занятия 22, 23, 24, 25. Задания Миши, Маши и профессора Фортрана представляют собой задачи на сравнение, сопоставление, комбинаторику | 4 ч. Проверочная работа | |
Модели | - дать представление о модели; - развивать логические умения, внимание, память, самооценку; - формировать умения: --работать за компьютером самостоятельно при помощи путеводителя; --подводить итоги своей деятельности | Работа в тетради на печатной основе «Изучаем информатику». Практическая работа с бумагой – создание материальной модели собачки в технике оригами. Программа «Мир информатики-2» (Конструирование) | Занятие 26. Задания направлены на понимание понятия «модель», определение вида модели, создание материальных и информационных моделей | 1 ч. | |
Алгоритм. Способы представления алгоритма. Диагностика уровня развития логического мышления. Линейный алгоритм. Исполнитель. | - дать представление об алгоритме, линейном алгоритме, исполнителе алгоритма, системе его команд; -формировать умения: -- выполнять и составлять линейный алгоритм, записывать его разными способами (словесным, графическим); --работать за компьютером самостоятельно при помощи путеводителя; -- подводить итоги своей деятельности; - развивать логические умения, внимание, память, самооценку | Дидактические игры «Робот», «Помоги сказочному герою», «Графический диктант». Работа в тетради на печатной основе «Изучаем информатику». Программы «Мир информатики-2» (Алгоритм, Способы представления алгоритма), «Азбука информатики» (Переправа, Ханойская башня, Мудрый крот), WordPad | Занятия 27, 28, 29, 30. Задания профессора Фортрана, Миши и Маши направлены на понимание понятий «алгоритм», «линейный алгоритм», «исполнитель», «система команд исполнителя»; предлагается расставить действия в нужном порядке, выполнить действия в указанном порядке; составить линейный алгоритм для исполнителя, записать его разными способами. *Выполни проектную работу по плану, оформи ее в программе WordPad, оцени по критериям, представь одноклассникам | 4 ч. Проект «Лучший мамин рецепт» | |
ПервоЛого. Алгоритмы для Черепашки. | - формировать умения: -- запускать программу, -- ориентироваться в окне программы, --использовать в деятельности возможности графического и текстового редакторов этой среды; знания: --о наборе команд для исполнителя; умение составлять программы в личной карточке Черепашки; - развивать --логические умения, внимание, память; --умения работать в группе; --умения представлять результаты своей работы в группе, оценивать их | Работа в тетради на печатной основе «Изучаем информатику». Наблюдение за предметами окружающего мира. Программная среда ПервоЛого. Проектная деятельность | Занятия 31, 32, 33, 34. Задания профессора Фортрана, Миши и Маши направлены на овладение умением программировать, на ознакомление с этапами проектной деятельности в данной среде | 4 ч. Проект «Соревнование животных» | |
Возможен резерв в темах «Сравнение предметов» - 1ч., «Логические задачи» - 1 ч. Итого: 34 часа |
Приложение 2
Учебно-тематический план
2 год обучения (3 класс)
Тема занятия | Цели и задачи занятия /занятий | Средства и методы | Краткое описание заданий в тетради на печатной основе «Изучаем информатику!» | Количество часов |
«Здравствуй, класс компьютерный!» | -формировать: --знания о правилах техники безопасности и поведения в кабинете информатики; --умения самостоятельно работать за компьютером при помощи путеводителя, подводить итоги деятельности; -развивать логические умения, внимание, память | Игра-путешествие в компьютерную страну. Работа в тетради на печатной основе «Изучаем информатику». Программы «Мир информатики-3» / «Работа с мышью», «Алик. Летние каникулы»» / «Наложи на картинку цветные пазлы» (2 уровень) / «Собери картинку из частей» (2 уровень) | Занятие №1 / Задания: -сравни картинки; -продолжи закономерность; -реши логическую задачу; -раздели несколькими способами; -выполни к рисункам надписи | 1 ч. |
Информация. Свойства информации | -углубить представления о понятии «информация» через изучение ее видов по способу получения и представления, свойств сообщения; -развивать логические умения, внимание, память, самооценку | Дидактические игры «Какое свойство нарушено?», «Какая это информация?». Работа в тетради на печатной основе. Программа «Алик. Летние каникулы» / «Собери картинку из кубиков», «Собери картинку из летящих пазлов» (2 уровень) | Занятие №2 / Задания: -продолжи определение понятия; -выполни классификацию представленной информации, назови каждую группу; -соедини вид информации и орган чувств человека; -соедини информацию и ее вид по способу получения; -заполни таблицу (предмет, признак, информационный канал); -подчеркни полную информацию, достоверную информацию, …; - определи, какое из свойств информации не выполняется в предложенных сведениях; -отгадай в анаграмме свойство, приведи пример | 1 ч. |
Информационные процессы в окружающем мире | -дать представление об информационных процессах: передаче, хранении, обработке; -формировать умения: -- составлять схемы протекания информационных процессов для учебных ситуаций; --самостоятельно работать за компьютером при помощи путеводителя; --подводить итоги деятельности; -развивать логические умения, внимание, память, самооценку | Дидактические игры «Понаблюдай», «Передай», «Изобрази». Работа в тетради на печатной основе «Изучаем информатику» Академия младшего школьника (Калькулятор, Магический квадрат, Числовой пасьянс) | Занятие №3 / Задания: -вставь в стихи пропущенные слова; - обведи предметы, выполняющие функцию хранения информации, синим цветом; обработки информации – красным цветом; передачи информации – зеленым цветом; - подпиши, к каким действиям над информацией относится каждый пример; -составь схему протекания информационных процессов для ситуации; -приведи примеры передачи, хранения и обработки информации; -продолжи по правилу | 1 ч. |
Устройство компьютера | -формировать: --представления об основных компонентах компьютера и их назначении, о файлах и папках как способах хранения информации на диске или носителе; --умения пользоваться внешними носителями; самостоятельно работать за компьютером при помощи путеводителя; подводить итоги деятельности; находить информацию в дополнительных книжных и электронных источниках, выбирать в собранном материале главное по плану, представлять результаты обработки одноклассникам в программе PowerPoint; -развивать логические умения, внимание, память, самооценку. | Дидактические игры «Покажи», «Назови», «Запомни и скажи». Работа с тетрадью на печатной основе «Изучаем информатику». Доклады: «Зачем человеку нужен компьютер?», «Клавиатура, мышь», «Монитор», «Оперативная память», «Жесткий диск», «Внешние носители», «Процессор», «Файлы», «Папки». Программы «Азбука информатики»; «Алик. Занимательная математика» / «Снеп», «Математический блокнот», «Математическое путешествие к дому», «Соревнование с улиткой», «Перетяни канат», «Расставь числа по правилу»; УМК «Начальная школа» / «Геометрические фигуры», «Мемори», «Фоторобот». | Занятия № 4, 5, 6, 7, 8 / Задания: -продолжи определение понятия; -назови устройства компьютера по описанию; - рассмотри схему, сделай вывод; -исправь ошибки Незнайки в определениях понятий; -реши логические задачи; -заполни таблицу; -сравни устройства; -проверь свою оперативную память; -восстанови алгоритм; -найди информацию и составь алгоритм; -найди разные комбинации; -исключи лишнее. *Прочитай статью, ответь на вопросы | 5 ч. Проверочная работа |
Работа в графическом редакторе Paint. Логические задания на графическом материале «В гостях у Карандаша» | -формировать умения: --создавать и редактировать рисунок; --применять при создании рисунка приемы копирования, перемещения, удаления, изменения размеров частей рисунка; --анализировать рисунок перед его созданием и составлять графический план рисования; --находить информацию в дополнительных книжных и электронных источниках; --выбирать в собранном материале главное по плану; --представлять результаты обработки перед одноклассниками в программе PowerPoint; --самостоятельно работать за компьютером при помощи путеводителя; --подводить итоги деятельности; -закрепить алгоритм сохранения рисунка; -познакомить с инструментом «надпись»; -развивать логические умения, внимание, память, самооценку. | Дидактические игры «Назови», «Покажи», «Узнай по описанию», «Опиши». Работа в тетради на печатной основе «Изучаем информатику». Доклады по теме «Действия над частями рисунка». Составление алгоритмов действий, графических планов. Программа Paint | Занятия №9, 10, 11, 12 / Задания: -подпиши на схеме названия инструментов для создания рисунка; -назови признаки предметов; -определи, что изменилось; -выполни просьбы букв; -выполни классификацию предметов; -назови группы предметов; -составь графический план создания рисунка; -дорисуй по правилу; -составь памятку по работе с частями рисунка; - под каждой фигурой по команде учителя как можно быстрее поставь нужную цифру; -найди два одинаковых предмета среди данных; -составь фигуры из данных частей. *Прочитай статью, ответь на вопросы. *Выполни в среде графического редактора иллюстрацию-изображение любимого сказочного героя. | 4 ч. Проект: книжка-малышка «Мой любимый сказочный герой», 1 часть. |
Работа в текстовом редакторе WordPad. Логические задания на словесном материале «В гостях у Буквоежки». | -формировать умения: --создавать и редактировать текст, --выполнять действия перемещения, копирования, удаления блоков текста; --находить информацию в дополнительных книжных и электронных источниках; --выбирать в собранном материале главное по плану; --представлять результаты обработки перед одноклассниками в программе PowerPoint; --самостоятельно работать за компьютером при помощи путеводителя; --подводить итоги деятельности; -закрепить алгоритм сохранения и распечатки текстового документа; -развивать логические умения, внимание, память, самооценку. | Дидактические игры. Работа в тетради на печатной основе «Изучаем информатику». Доклад «Оформление текста рисунком из программы Paint». Составление алгоритмов действий. Программы УМК «Начальная школа» / «Клавиатурный тренажер», WordPad | Занятия 13, 14 / Задания: -зачеркни буквы по образцу (на время); - соедини половинки слов так, чтобы получились целые слова; -составь слова по заданной конструкции; -вставь вместо точек слово из трех букв, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго; -подумай, какая связь между словами в левой части, составь подобную пару, выбрав одно из пяти слов, заключенных в скобки; -соедини стрелками надписи и соответствующие им части окна программы; -подпиши названия инструментов на панели «Форматирование»; -дополни памятку «Правила набора текста», «Правила форматирования текста»; -дополни алгоритм «Сохранение текста»; -разгадай ребусы; -реши анаграммы и исключи лишнее слово; -пойми закономерность и впиши недостающее слово в скобки нижнего ряда; -найди слова в буквенном лабиринте; -дополни алгоритм. *Напиши мини-сочинение по плану по теме «Мой любимый сказочный герой», оформи текст сочинения в среде текстового редактора, дополни текст сочинения иллюстрацией из среды графического редактора. Оцени свою работу по критериям. Представь работу одноклассникам | 2 ч. Проект: книжка-малышка «Мой любимый сказочный герой», 2 часть |
Выделение признаков предметов | -формировать умения: -- выделять признаки в предметах окружающего мира; --составлять описание предметов окружающего мира по плану; --самостоятельно работать за компьютером при помощи путеводителя; --подводить итоги деятельности; -развивать внимание, память, самооценку | Дидактическая игра «Передай дальше». Работа в тетради на печатной основе. Разгадывание чайнвордов, кроссвордов, ребусов. Программы «Мир информатики» (Графика), «Алик. Летние каникулы» (Составить картинку из частей / 2 уровень) | Занятие №15 / Задания: -назови части предмета, действия предмета; -узнай предмет по описанию; -опиши предмет по плану; -разгадай чайнворд, кроссворд, ребусы; -найди предметы, спрятанные в картинке; -составь или найди кроссворд, ребус по теме. | 1 ч. |
Сравнение предметов | -формировать умения: --наблюдать за объектами окружающего мира; --сравнивать предметы окружающего мира; --решать задачи на сравнение; --самостоятельно работать за компьютером при помощи путеводителя; --подводить итоги деятельности; -развивать внимание, память, самооценку | Дидактическая игра «Что изменилось?» Работа в тетради на печатной основе. Решение задач на сравнение. Программы Paint, УМК «Начальная школа» (Мемори) | Занятие №16 / Задания: -найди на картинках отличия, два одинаковых предмета; -проанализируй предмет, заполни таблицу отличительных признаков; -поставь цифру под каждой фигурой; -сравни предметы в каждой паре; -реши задачи на сравнение; -нарисуй фигуру по логическому правилу | 1 ч. |
Классификация предметов | -формировать умения: --классифицировать предметы окружающего мира по одному и нескольким основаниям; --самостоятельно работать за компьютером при помощи путеводителя; --подводить итоги деятельности; -развивать внимание, память, самооценку | Дидактическая игра «Разложи на группы». Работа в тетради на печатной основе. Программы WordPad, Paint | Занятия №17, 18 / Задания: -классифицируй предметы, слова, числа; -реши задачу | 2 ч. |
Множество. Отношения между множествами | -формировать: --представление о множестве; --умения определять множество, отношения между множествами (подмножество, пересечение, объединение) и графически их показывать; самостоятельно работать за компьютером при помощи путеводителя; подводить итоги деятельности; -развивать логические умения, внимание, память, самооценку | Дидактические игры «Объедини», «Добавь предметы». Работа в тетради на печатной основе «Изучаем информатику». Доклад теме «Отношения между множествами: подмножество, пересечение». Программы Paint, WordPad, «Мир информатики-3» (Отношения между множествами). | Занятия №19, 20 / Задания: -дай название каждому множеству, напиши общий признак элементов каждого множества; -найди название множеству, элемент которого указан, допиши еще несколько элементов этих множеств, укажи общий признак элементов каждого множества; -определи общий признак множества, запиши его элементы. -вставь в определения понятий пропущенные слова; -определи множество и продолжи список его элементов. *Прочитай статью и ответь на вопросы | 2 ч. |
Понятие | -формировать умения: --давать определения понятиям, относить объекты к роду; --находить информацию в дополнительных книжных и электронных источниках; --выбирать в собранном материале главное по плану; --представлять результаты обработки перед одноклассниками в программе PowerPoint; --самостоятельно работать за компьютером при помощи путеводителя; --подводить итоги деятельности; -развивать внимание, память, самооценку | Дидактические игры «Доскажи», «Продолжи». Работа в тетради на печатной основе «Изучаем информатику». Доклад «Как быстро найти информацию в словаре», «Как быстро найти информацию в электронной энциклопедии». Использование толкового словаря, энциклопедии. Разгадывание и составление кроссвордов. Программа «Искатель – фантазер», электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия | Занятие №21 / Задания: -вставь в понятия пропущенные слова; -найди в словаре определения следующих понятий; -построй понятие из данных формулировок; -опиши каждую картину по плану; -воспользуйся толковым словарем, чтобы понять значения этих слов; -найди и зачеркни лишнее; -расставь буквы в клеточки так, чтобы в каждом ряду они были разной формы, разного размера, разного шрифта; -составь кроссворд, используя определения понятий по теме «Устройство компьютера»; -составь устно описания по таблице, закрась ячейки нужным цветом; -составь предложения, в каждом используй по одному слову из каждого мешка. | 1 ч. Проверочная работа. |
Логические задачи. Диагностика уровня развития логического мышления | -формировать умения: -- решать логические задачи (на сравнение, сопоставление, комбинаторные); --самостоятельно работать за компьютером при помощи путеводителя; --подводить итоги деятельности; -развивать внимание, память, самооценку; -проверить уровень развития логического мышления. | Работа в тетради на печатной основе «Изучаем информатику». Программы WordPad, Академия младшего школьника / «Магический квадрат». | Занятия №22, 23 / Задания: -реши задачи (на сравнение, сопоставление, комбинаторику). | 2 ч. |
Суждения. Высказывания со словами-кванторами («все», «не все», «никакие») | - формировать представление о суждении; -познакомить с классификацией суждений; -формировать умения: --определять истинные и ложные суждения; --составлять или продолжать суждения, используя слова-кванторы «все», «не все», «никакие»; --самостоятельно работать за компьютером при помощи путеводителя; --подводить итоги деятельности; -развивать логические умения, внимание, память, самооценку | Дидактическая игры «Раздели на группы», «Бывает, не бывает». Работа в тетради на печатной основе «Изучаем информатику». Программа «Мир информатики» (Элементы логики. Слова-кванторы) | Занятие № 24 / Задания: -вставь пропущенные слова в определение понятия, дополни схему; -определи, суждение истинно или ложно; -напиши для данного рисунка одно истинное суждение и одно ложное; -реши задачи и выполни правильные надписи; -впиши пропущенные слова-кванторы («все», «не все», «никакие») в данные предложения; -выполни предложенные действия; -заполни таблицу и сделай выводы, в которых используются слова-кванторы; -выбери рисунок для каждой пары высказываний, впиши правильно названия; -продолжи высказывания. *Прочитай статью и ответь на вопросы | 1 ч. |
Информационные модели | -формировать представление о модели; -познакомить с классификацией моделей; -формировать умения: -- анализировать модели; --описывать модели знаковыми и графическими средствами; --самостоятельно работать за компьютером при помощи путеводителя; --подводить итоги деятельности; -развивать логические действия, внимание, память, самооценку | Презентация с изложением учебного материала к занятию. Работа в тетради на печатной основе «Изучаем информатику». Заполнение схемы «Виды моделей». Программа Paint (Составление меню готовых форм, конструирование), WordPad (Обработка словесных моделей стихов, набор стихов) | Занятие №25 / Задания: -вставь пропущенные слова в определения понятий, дополни схему. -определи вид информационной модели; -создай графические модели из геометрических фигур в программе Paint; - обработай словесные модели стихотворений, напечатай стихи в программе WordPad. *Прочитай статью, ответь на вопросы | 1 ч. |
Алгоритм. Свойства алгоритма. Координаты. Виды алгоритмов (линейные, разветвляющие ся) | -закрепить понятия «алгоритм», «исполнитель», «система команд исполнителя»; -изучить свойства алгоритма; -дать представление о разветвленном алгоритме; -дать представление о координатах; -формировать умения: --выполнять, составлять алгоритмы и записывать их разными способами; --определять адрес нахождения объекта и записывать его; --находить информацию в дополнительных книжных и электронных источниках; --выбирать в собранном материале главное по плану; --представлять результаты обработки перед одноклассниками в программе PowerPoint; --самостоятельно работать за компьютером при помощи путеводителя; --подводить итоги деятельности; -развивать логические умения внимание, память, самооценку. | Презентация с изложением учебного материала. Элементы игры. Работа с тетрадью на печатной основе «Изучаем информатику». Доклады «Алгоритм», «Свойства алгоритма», «Линейный алгоритм», «Разветвленный алгоритм», «Способы записи алгоритма». Программы: «Азбука информатики» (Мудрый крот / 2 лабиринт, Морской бой, Ханойские башни / перенос 4-5 колец), «Мир информатики» (Алгоритм, Линейный алгоритм, Упорядочивание предметов, Координаты, Разветвленный алгоритм) | Занятия №26, 27, 28, 29, 30 / Задания: -определи является ли данный план действий алгоритмом; -вставь пропущенные слова в определения понятий, дополни схему; -пронумеруй команды алгоритма в правильном порядке, заполни блок-схему алгоритма; -опиши более подробно данное действие; -помоги улитке-роботу выбраться из лабиринта и доползти до листика, допиши алгоритм и нарисуй путь улитки; -запиши алгоритм переноса четырех-пяти колец в программе «Ханойские башни»; -команды этих алгоритмов записаны с помощью условных знаков, выполни алгоритмы – нарисуй фигуры; -выполни задания (направлены на понимание каждого свойства алгоритма); -найди нужный адрес, положи предмет по адресу; -определи, кто живет по адресам; -напиши адрес каждого предмета; -рассели (нарисуй) предметы по их адресам; -расшифруй слова и прочитай пословицу; -зашифруй пословицу; -найди и зашифруй поговорку; -рассмотри фигуры на рисунках, придумай и нарисуй третью фигуру, допиши алгоритмы под рисунками; -пронумеруй рисунки по порядку и составь для робота задание; -определи правильный порядок следования действий в алгоритме; -составь и запиши словесным способом линейный алгоритм, определи исполнителя; -составь и запиши в виде блок-схемы алгоритм, определи СКИ; -опиши действия, заполни схему алгоритма; -выполни по докладу краткий конспект; -найди вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет», и ответь на них; - расскажи по блок-схеме; -расставь предметы по правилу, используй данный алгоритм; -рассмотри рисунки и составь алгоритм с ветвлением; -выполни вычисления по алгоритму, заданному блок-схемой; -выполни задание по алгоритму, ответь на вопросы к нему; -составь алгоритм решения задачи; -прочитай рассказ в картинках о роботе и ответь на вопросы, измени алгоритм так, чтобы робот мог остановиться; -выполни вычисления по алгоритму, расшифруй имена героев мультфильмов; -составь алгоритм определения части речи «имя существительное». | 5 ч. |
Программирова ние в «ПервоЛого» | -закрепить способы запуска программы, умение ориентироваться в окне программы, редактировать и создавать формы для Черепашки; -учить составлять сложные программы в Личной карточке Черепашки; -формировать умения: --наблюдать за предметами окружающего мира; --создавать свои команды, программировать Черепашку на проявление реакции на другую Черепашку, команду «Светофор»; --работать в группе; --находить информацию в дополнительных книжных и электронных источниках; --выбирать в собранном материале главное по плану; --представлять и оценивать результаты проектной деятельности | Работа в тетради на печатной основе «Изучаем информатику». Доклады «Что ты знаешь о программе «ПервоЛого»?», «Почему день сменяет ночь?». Программа «ПервоЛого». Проект «Смена дня и ночи» | Занятия №31, 32, 33, 34 / Задания: - вставь пропущенные слова в алгоритм; -подпиши названия частей окна программы ПервоЛого; -выполни алгоритм; -дополни алгоритм; -создай алгоритм. Выполни проектную работу по плану, оцени ее по критериям, представь одноклассникам | 4 ч. Проект |
Итого: 34 ч. |
Приложение 3
Учебно-тематический план
3 год обучения (4 класс)
Тема занятия | Цель и задачи занятия / занятий | Средства и методы | Краткое описание заданий в тетради на печатной основе «Изучаем информатику!» | Количество часов | |
«Здравствуй, класс компьютерный!» | - формировать у учащихся: --знания о технике безопасности и правилам поведения в кабинете информатики; -- умения работать мышью; подводить итоги своей деятельности; - развивать логические умения, внимание, память, самооценку. | Игра-путешествие в компьютерную страну с применением презентации и программ «Мир информатики-4» (Техника безопасности и правила поведения в кабинете информатики, Работа с мышью), «Азбука информатики» (Техника безопасности в компьютерном классе – практикум, зачет). | Занятие №1 / Задания: -выполни работу за 2 минуты, подчеркни буквы по образцу; - нарисуй изображения по памяти; -посчитай, сколько раз встречается в таблице каждая цифра; -продолжи закономерность; -вместо многоточия запиши подходящие по смыслу слова; -реши логическую задачу; -нарисуй пиктограммы правил по технике безопасности и поведению в компьютерном классе и сделай к ним надписи; -письменно ответь на вопрос: «Почему важно знать и строго выполнять правила поведения в кабинете информатики?». | 1 ч. | |
Компьютер | -формировать: --представление об основных и дополнительных компонентах компьютера и их назначении; --умения ---сканировать изображение, распечатывать документ; ---находить информацию в дополнительных книжных и электронных источниках; ---выбирать в собранном материале главное по плану; ---представлять результаты обработки перед одноклассниками в программе PowerPoint; ---самостоятельно работать за компьютером при помощи путеводителя; ---подводить итоги деятельности; -развивать внимание, память, логические действия, самооценку | Игра-путешествие в компьютерную страну. Работа с учебником (прочитать статью на с. 6-7) и в тетради на печатной основе. Доклады «Сканер», «Принтер». Программа «Азбука информатики» (Основные устройства компьютера, Дополнительные устройства компьютера) | Занятия № 2, 3 / Задания: -реши комбинаторные задачи; -напиши названия устройств компьютера, находящихся в системном блоке; -соедини название устройства и его работу в деятельности компьютера; -продолжи определения; -раскрась фигуры по логическому правилу; -сосчитай фигуры в рисунках; -расшифруй народную мудрость; -продолжи определения; -вставь пропущенные слова в алгоритмы сканирования и распечатки документа | 2 ч. Проверочная работа | |
Информация. Информационные процессы | -формировать представления об информационных процессах; -углубить понимание понятие «информация» через осмысление ее видов и свойств; -формировать умения: --составлять схемы протекания информационных процессов для ситуаций из учебной деятельности; --различать информацию по способу представления, получения; --давать характеристику сообщению по свойствам; --работать за компьютером самостоятельно при помощи путеводителя; --подводить итоги деятельности; -развивать логические умения, внимание, память, самооценку | Дидактические игры «Найди информацию о предмете», «Передай дальше», «Запомни и скажи / нарисуй», «Сделай вывод». Работа в тетради на печатной основе «Изучаем информатику». Программы: УМК «Начальная школа» (Мемори, Геометрические фигуры, Божьи коровки, Гоу Моу), «Мир информатики-4» (Кодирование как способ обработки информации). | Занятия №4, 5 / Задания: - подчеркни верное определение понятия; -выбери нужную фигуру из данных, определи вид информации по способу представления; -пойми закономерность и впиши недостающее слово в скобки нижнего ряда, определи вид информации по способу представления; -запиши слова, пользуясь шифром, определи вид информации по способу представления; названия видов информации по способу представления в прямоугольниках; -укажи, с помощью чего человек воспринимает данную информацию, дай название каждой группе слов, рядом с предложенным вариантом поставь соответствующий номер группы; -приведи примеры для каждого свойства информации; -укажи, какими свойствами не обладает следующая информация; -разгадай ребусы, вставь отгаданные слова в текст, чтобы получился рассказ, определи вид информации по способу представления, получения, охарактеризуй рассказ по свойствам; -проведи эксперимент в кабинете информатики: сравни принтеры струйный и лазерный; -дополни определения; -составь схему протекания информационных процессов в данных ситуациях; -раскодируй информацию; -закодируй информацию. | 2 ч. | |
Компьютер в жизни общества. История развития компьютера. Компьютерная программа | -формировать: --представления о ---назначении компьютера в жизни общества, в профессиональном самоопределении; ---этапах развития ВТ; ---компьютерной программе; --умения ---находить информацию по теме; ---обрабатывать ее по плану; ---делать выводы; ---работать в группе; ---оформлять результаты проекта в программе WordPad; ---представлять результаты проекта перед одноклассниками; -развивать внимание, логические умения, память, самооценку | Игры «Сыщики», «Космические поиски». Работа в тетради на печатной основе. Поиск информации в толковом словаре. Выполнение краткого конспекта. Доклады «Профессии компьютера», «Компьютерная программа». Сбор материала для проекта «История компьютера». Программы «Азбука информатики» (Профессии компьютера), «Занимательная математика» (Снеп, Улитка, Математический блокнот), WordPad, применение сканера (МФУ) | Занятия №6, 7, 8 / Задания: -найди в толковом словаре определение понятий; -сделай по докладам краткий конспект; -подготовь небольшой рассказ по выбранной теме по плану, найди необходимые иллюстрации; -вставь пропущенные слова в определение понятий; -составь описание любимой компьютерной программы по плану; -представь ситуацию: ты создаешь компьютерную программу, разработай образы героев этой программы, ее сюжет, определи, для какого возраста будет эта игра, выполни необходимые записи и зарисовки. *Оформи постер для компьютерной игры, используя среды графического и текстового редакторов, оцени работу по критериям, представь работу одноклассникам | 3 ч. Проект | |
Работа в графическом редакторе Paint. | - формировать/развивать умения: --создавать и редактировать рисунки; --анализировать составные части рисунка; --выполнять действия копирования, перемещения, изменения размеров над частями рисунка; -дать представление о растровой и векторной графике; о программе Paint как о растровом графическом редакторе; -формировать умения: --применять для создания и редактирования рисунков команду «Масштаб», «Отобразить / Повернуть», «Надпись»; --сохранять рисунки в папке своего класса; --подводить итоги деятельности; - развивать логические умения, внимание, память, самооценку | Работа с тетрадью на печатной основе «Изучаем информатику». Графический редактор Paint | Занятия №9, 10, 11, 12 / Задания: -составь фигуры из данных; -найди и закрась на рисунке нужную фигуру; -дополни алгоритмы; -запиши в прямоугольники названия частей окна программы; -назови части рисунка; -составь графический план создания рисунка; -нарисуй по образцу; -выполни надпись к рисунку; -сохрани рисунок в папке своего класса; -раскрась путь из пункта А в пункт D, проходя через пункт В; -посмотри в словаре «Информатика для школьника» определения понятий «векторная графика», «растровая графика»; - вставь пропущенные слова в определения понятий; -найди две одинаковые фигуры, среди данных фигур недостающую, кубик, который сделан из данной развертки, сколько раз встречается в таблице данная фигура; -переложи спичку; -разработай или доработай эскизы героев придуманной тобой компьютерной программы. *Прочитай статью и ответь на вопросы | 4 ч. Проверочная работа | |
Работа в текстовом редакторе Word | - формировать у учащихся умения: --запускать программу, ориентироваться в окне программы; --пользоваться клавиатурой; --набирать и форматировать небольшой по объему текст; --оформлять текст рисунком из программы Paint, картинкой из коллекции MS Office; --через доклады работать с книгой, выбирать в прочитанном материале главное по плану, представлять результаты обработки в программе PowerPoint перед одноклассниками; работать за компьютером самостоятельно при помощи путеводителя; -- подводить итоги своей деятельности; --выполнять творческую работу; - развивать логические умения, память, внимание, самооценку. | Элементы игры. Доклады «Окно программы Word», «Правила набора текста», «Правила форматирования текста», «Действия над частями текста». Работа с тетрадью на печатной основе «Изучаем информатику». Проектная деятельность –создание в роли рекламиста-оформителя постера для компьютерной программы. Текстовый редактор Word, УМК «Начальная школа» (Клавиатура для чайников) | Занятия № 13, 14, 15, 16 / Задания: -найди такие буквы, чтобы по вертикали читались те же слова, что и по горизонтали; -воспользовавшись схемой, прочти высказывание; -обойди кружки в определенном порядке, прочитай пословицу; -прочитай загадку, двигаясь по линиям от буквы к букве; -в пустые клетки впиши буквы так, чтобы вместе с уже написанными буквами в каждой строчке получилось слово; -выполни опорные схемы по докладу; -перенеси буквы на обратные концы линий, прочитай пословицу, объясни ее смысл, напечатай пословицу в программе Word, выполни над этим текстом действия: изменение оформления, копирование, перемещение, удаление копий фрагмента; -дополни алгоритмы; -составь слова, используя названия нот; -прочитай предложение, воспользовавшись логическим правилом; -найди пятибуквенные слова, используя трехбуквенные; -разгадай метаграммы, шарады; -создай постер для компьютерной программы. *Прочитай статью, ответь на вопросы | 4 ч. Проверочная работа, творческая работа | |
Мультимедийная программа PowerPoint | - формировать у учащихся умения: --запускать программу, ориентироваться в окне программы; --набирать и форматировать текст на слайде; --оформлять текст рисунком из программы Paint, картинкой из коллекции в папке «Мои документы»; -- работать с книгой, выбирать в прочитанном материале главное по плану; --проводить итервьюирование лаборанта компьютерного класса, анкетирование одноклассников; --делать выводы по результатам обработки полученной информации; --осуществлять поэтапно проект; --работать в группе; -- подводить итоги своей деятельности; - развивать логические умения, память, внимание, самооценку | Работа в тетради на печатной основе «Изучаем информатику». Доклад «Дизайн слайда». Проект с творческим названием «Компьютерные шпионы» по теме «Компьютерные вирусы. Антивирусная защита». Обучение детей брать интервью, проводить анкетирование, обрабатывать полученные результаты. Программа PowerPoint | Занятия № 17, 18, 19, 20 / Задания: -разгадать метаграммы; -вставить пропущенные слова в определения понятий; -дополнить алгоритмы; -выполни презентацию «Азбука для малышей»; *Освоение алгоритма реализации проекта в форме советов и рекомендаций профессора Фортрана | 4 ч. Проект | |
Множество. Отношения между множествами. | -формировать: --понятие о множестве; --умения ---определять множество, сравнивать множества; ---устанавливать отношения между множествами (подмножество, пересечение, объединение, независимость); ---изображать эти отношения графически при помощи кругов; ---работать за компьютером самостоятельно при помощи путеводителя; ---подводить итоги деятельности; -развивать логические умения, внимание, память, самооценку | Дидактические игры «Объедини», «Назови», «Составь множество». Работа с тетрадью на печатной основе «Изучаем информатику». Программы: Word (текстовый файл «задание»), УМК «Начальная школа», «Мир информатики-4» | Занятия №21, 22 / Задания: -продолжи определение; -рассмотри рисунки, ответь на вопрос, нарисуй по логическому правилу; -раскрась множества по описанию; -впиши в фигуры названия растений из списка, используя начальные буквы; -дорисуй фигуры внутри квадрата и впиши в них номера рисунков, найди и расположи элементы множеств в фигурах на рисунке по логическому правилу; -проведи стрелку от каждого рисунка к паре множеств; -дорисуй в таблице фигуры, которыми обозначены множества, впиши названия множеств, элементы которых расположены в закрашенных частях фигур; -раскрась фигуры в таблице в четыре цвета, чтобы все множества были обозначены по-разному, нарисуй обозначения множеств в этажах пирамиды, найди обозначение каждого множества в таблице и закрась круги на рисунке; -придумай и впиши пропущенные названия множеств в таблицу; -в фигуры на рисунке вписаны первые буквы некоторых названий растений, впиши в таблицу пропущенные названия множеств, в фигуры первые буквы еще трех названий растений; -впиши пропущенные названия множеств, сделай рисунки из фигур; -впиши в фигуры слова из списка, закрась части фигур в таблице; -заполни таблицу высказываний, впиши в фигуры номера рисунков, закрась части фигур в таблице. | 2 ч. | |
Информационная модель | -формировать представления о модели, видах моделей, процессе моделирования; -умения --строить простейшие модели реального объекта и процесса, --различать модели по форме представления; --осуществлять моделирование в рамках учебного процесса; --работать за компьютером самостоятельно при помощи путеводителя; --подводить итоги деятельности; -развивать логические умения, внимание, память, самооценку | Работа с тетрадью на печатной основе «Изучаем информатику». Программа «Мир информатики-4» (Информационное моделирование) | Занятие №23 / Задания: -продолжи определение понятия, заполни схему; -составь схемы к задачам; -построй модели слов, предложения; -заполни модель условными обозначениями; -опиши процесс по модели; -рассмотри рисунок, впиши в прямоугольники пропущенные слова на схеме состава; -впиши перечисленные действия объекта и его частей на схеме состава; -рассмотри рисунки, заполни таблицы; -рассмотри рисунок, опиши в таблицах общие свойства и отличительные признаки данных объектов; -сравни объекты на рисунке, опиши на схеме состава их отличительные признаки; -опиши состав и отличительные признаки объектов на рисунке | 1 ч. | |
Алгоритм. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритма. Виды алгоритмов. Циклический алгоритм. Диагностика уровня развития логического мышления | - формировать: представления об алгоритме, видах алгоритма (циклический алгоритм); умения --выполнять, составлять и записывать алгоритмы; -- работать за компьютером самостоятельно при помощи путеводителя; -- подводить итоги своей деятельности -развивать логические умения, внимание, память, самооценку; -проверить уровень развития логического мышления | Презентация с изложением учебного материала. Работа с тетрадью на печатной основе «Изучаем информатику». Программы «Мир информатики-4» (Исполнитель), WordPad | Занятия № 24, 25, 26, 27 / Задания: -продолжи определения понятий; -выполни алгоритм; -дополни алгоритм; -измени алгоритм; -составь и запиши алгоритм; -определи исполнителя алгоритма, его СК. *Прочитай статью, ответь на вопросы | 4 ч. Диагностическая работа | |
Итоговая проверочная работа | -проверить: --знания по основным темам курса; --сформированность умений: ---составлять схемы протекания информационных процессов для ситуаций из учебной деятельности; ---соотносить часть компьютера и ее назначение в его деятельности; ---выполнять алгоритмы; ---составлять алгоритмы по работе с фрагментами рисунка в программе Paint; ---составлять множества и изображать отношения между ними с помощью кругов; ---составлять модель объекта по схеме «состав, действия»; ---создавать рисунки в программе Paint, их редактировать | Теоретическая часть контрольной работы представлена в тетради на печатной основе «Изучаем информатику». Практическая часть представлена в графическом файле «контроль-4» | Занятие №28 / Задания: -продолжи определение; -вставь пропущенные слова; -соедини стрелками устройство компьютера и его назначение; -выполни вычисления по алгоритму; -запиши порядок действий при копировании частей рисунка в программе Paint; -опиши предмет на рисунке – заполни таблицу; -перечисли способы редактирования рисунка в программе Paint; -составь множества, изобрази отношения множеств на кругах; -соедини линией точки; -залей краской контур фигуры; -обведи кривой штрихованные линии в изображении крыльев бабочки; -восстанови картинку их частей; -создай рисунок по образцу, используя копирование фрагментов | 1 ч. | |
Программирование на языке Лого | - формировать умения: --запускать программу; --ориентироваться в окне программы; --применять возможности графического, текстового редакторов; --создавать и редактировать формы для исполнителя; --составлять программы для исполнителя и записывать их в Поле команд, в личной карточке, на Листе программ; --создавать кнопки; --выполнять проектную работу; --работать в группе; -- подводить итоги своей деятельности; -развивать логические умения, внимание, память, самооценку | Презентация с изложением учебного материала. Работа в тетради на печатной основе «Изучаем информатику». Доклады «Черепашка меняет облик», «Команды для Черепашки». Проектная деятельность по теме «Интересная история»: создание мультипликацион ного сюжета. Описание сюжета. Рыбка плавает в аквариуме слева направо, вслед за ней перед аквариумом движется кот: идет налево любуется рыбкой, направо – мечтает ее съесть. Программа ЛогоМиры | Занятия № 29, 30, 31, 32, 33, 34 / Задания: -дополнить алгоритмы; -составить памятку; -заполнить таблицу; -продолжить определения; -нарисовать по образцу; -создать или отредактировать формы для исполнителя; -составить алгоритмы, используя язык Лого; -записать алгоритмы в Поле команд, в Личной карточке исполнителя, на Листе программ; -создать кнопки для управления процессами выполнения алгоритмов исполнителями; -освоение этапов проектной деятельности по созданию мультипликационного сюжета в данной программной среде | 6 ч. | |
Возможен резерв в темах «Алгоритм» - 1ч., «ЛогоМиры» - 1 ч. Итого: 34 часа |
Приложение 4
Проверочные работы по курсу «Мир информатики»
Класс | № тема проверочной работы | Цель | Форма проведения | Критерии оценивания |
2 класс | №1. «Работа в программе Paint» | Проверить уровень сформированности умений запускать программу при помощи ярлыка на Рабочем столе, использовать инструменты для рисования при выполнении задания по теме занятия. *Проверочная работа в тетради на печатной основе | практическая работа | Оценивается по специальной карте, отображающей уровень сформированности основных умений в рамках изученной темы |
№2. «Работа в программе WordPad» | Проверить уровень сформированности набирать и форматировать небольшой текст. *Проверочная работа в тетради на печатной основе | практическая работа | Оценивается по специальной карте, отображающей уровень сформированности основных умений в рамках изученной темы | |
Диагностика уровня сформированности логических умений. Проводится в два этапа: в начале учебного года, в конце учебного года | Проверить уровень сформированности логических действий: анализа, синтеза, сравнения, классификации. *Диагностическая работа в тетради на печатной основе | диагностические задания | Оценивается по специальной карте, отображающей уровень сформированности основных умений в рамках изученной темы | |
3 класс | №1. «Устройство компьютера» | Проверить базу знаний по теме. *Проверочная работа в тетради на печатной основе | тест | За каждый правильный ответ начисляется 1 балл. 7 – 9 баллов — удовлетворительно; 10 – 11 баллов — хорошо; 12 – 13 баллов — отлично. |
№2. «Работа в программе Paint» | Проверить уровень сформированности умений использовать графические примитивы, выполнять действия над частями рисунка. *Проверочная работа в тетради на печатной основе | практическая работа | Оценивается по специальной карте, отображающей уровень сформированности основных умений в рамках изученной темы | |
№3. «Работа в программе WordPad» | Проверить уровень сформированности умений набирать и форматировать небольшой текст, оформлять его картинкой. *Проверочная работа в тетради на печатной основе | практическая работа | Оценивается по специальной карте, отображающей уровень сформированности основных умений в рамках изученной темы | |
№3. «Алгоритм» | Проверить умения обучающихся составлять и выполнять алгоритмы. Проверочная работа в тетради на печатной основе | теоретическая работа | Оценивается по специальной карте, отображающей уровень сформированности основных умений в рамках изученной темы | |
Диагностика уровня сформированности логических умений | Проверить уровень сформированности логических действий: анализа, синтеза, сравнения, классификации. *Диагностическая работа в тетради на печатной основе | диагностические задания | Оценивается по специальной карте, отображающей уровень сформированности основных умений в рамках изученной темы | |
4 класс | №1. «Устройство компьютера» | Проверить знание устройств компьютера и их назначение в работе компьютера. Проверочная работа в тетради на печатной основе | тест | За каждый верный ответ начисляется 1 балл. 7 – 9 баллов — удовлетворительно; 10 – 11 баллов — хорошо; 12 – 13 баллов — отлично |
№2. «Работа в программе Paint» | проверить уровень сформированности умений использовать графические примитивы, выполнять действия над частями рисунка. Проверочная работа в тетради на печатной основе | практическая работа | Оценивается по специальной карте, отображающей уровень сформированности основных умений в рамках изученной темы | |
№3. «Работа в программе Word» | Проверить уровень сформированности умений набирать и форматировать небольшой текст, оформлять его картинкой. Проверочная работа в тетради на печатной основе | практическая работа | Оценивается по специальной карте, отображающей уровень сформированности основных умений в рамках изученной темы | |
Диагностика уровня сформированности логических умений (заключительный этап) | Проверить уровень сформированности логических действий: анализа, синтеза, сравнения, классификации. *Диагностическая работа в тетради на печатной основе | диагностические задания | Оценивается по специальной карте, отображающей уровень сформированности основных умений в рамках изученной темы | |
№4. Итоговая проверочная работа за курс обучения | Проверить уровень сформированности базы знаний и комплекса умений обучающихся по курсу. Проверочная работа в тетради на печатной основе | теоретическая+ практическая работа | Теоретическая часть. Оценивается по специальной шкале. Практическая часть. Оценивается по специальной карте, отображающей уровень сформированности основных умений в рамках изученной темы |