Рабочая программа учебной дисциплины «Основы графики»

1
0
Материал опубликован 5 February

департамент образования, культуры и спорта

ненецкого автономного округа


 Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ненецкого автономного округа «Нарьян-Марский социально-гуманитарный колледж имени И.П. Выучейского»

(ГБПОУ НАО «Нарьян-Марский социально-гуманитарный колледж имени И.П. Выучейского»)





14 кегль

строчные

 УТВЕРЖДАЮ


Директор   ГБПОУ НАО «Нарьян-Марский социально-гуманитарный колледж имени И.П.Выучейского»»

____________Г.А.Назарова

«___» _____________2022 г






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.08 ОСНОВЫ ГРАФИКИ
















Нарьян-Мар

2022



Рабочая программа учебной дисциплины ОП.08. «Основы графики» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (далее – СПО) 54.01.20 Графический дизайнер.


Организация-разработчик: ГБПОУ НАО «Нарьян-Марский социально-гуманитарный колледж имени И.П. Выучейского»


Разработчик:

Куфтина А.В. – преподаватель ГБПОУ НАО «Нарьян-Марский социально-гуманитарный колледж имени И.П. Выучейского»


Рассмотрено на заседании П(Ц)К:

протокол №__ от «__» ____________ 2022г.

Председатель П(Ц)К _____________ /Н.Б. Дресвянкина /


СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ …………...………........4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ……………….…5

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………………………..……………....9

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………..………………………………………………......................10


























































1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 54.01.20 Графический дизайнер. Программа учебной дисциплины может быть использована на курсах дополнительной подготовки специалистов разного уровня.


1.2. Место дисциплины в структуре примерной основной образовательной программы:

Учебная дисциплина ОП.08 «Основы графики» входит в цикл общепрофессиональных дисциплин основной образовательной программы и имеет практико-ориентированную направленность.


1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:


Код

ПК, ОК

Наименование общих компетенций

Навыки

ОК 02.







ОК 04.






ОК 09.

Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для

выполнения задач профессиональной деятельности.


Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами,

руководством, клиентами.


Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности

В результате изучения программы учащиеся должны знать:

основные сведения об искусстве графики, его возникновении и развитии;

основные сведения о художниках-мастерах графики и их произведениях;

виды, выразительные средства и особенности графики.

Учащиеся должны уметь:

творчески использовать полученную информацию на занятиях по изобразительному искусству и уметь ее применять, а также находить необходимую информацию в архивах, библиотеках, музеях, через Интернет;

выполнять рисунки различными графическими материалами;

выполнять печатные графические произведения (монотипию, гравюру на картоне);

уметь комбинировать материалы и способы их применения, использовать богатые изобразительные приемы рисунка и применять их на практике.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

69

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

49

в том числе:


     лабораторные занятия


     практические занятия


     контрольные работы


     курсовая работа (проект) (если предусмотрено)


Самостоятельная работа обучающегося (всего)

20

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета




2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.08 «Основы графики»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности

обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Тема 1.

Графические средства, материалы и приемы эскизирования.

Содержание



1

Графика. Виды графики. Выразительные средства графики. Линия и пятно. Материалы и инструменты.

2

3


2

Приемы стилизации.

Понятие стилизации - как постепенное обобщение формы в ее границах, превращение объемной формы в плоскую, упрощение или усложнение конструкции. Стилизация внешняя поверхностная, стилизация декоративная.

4

3

Техническое копирование (увеличение изображения).

Перенос простого рисунка с эскиза на бумагу, кальку, картон; увеличение изображения методом квадратов и концентрических окружностей с помощью проекционной аппаратуры

4

4

Приемы работы с красками

Материалы и инструменты. Основные приемы выполнения декоративно-художественных элементов в цвете. Приемы выполнения эскиза росписи простого композиционного решения.

4

5

Аппликация. Коллаж. Фактура.

Приемы аппликации и коллажа; работа с цветной бумагой, различными материалами и фактурой. Выполнять условные, стилизованные трактовки объектов в технике аппликации и коллажа. Характер фактуры: гладкость, шершавость, рельефность и т.д.; комбинирование различных видов фактур в единой композиции.

4

6

Трафарет.

Способы изготовление трафаретов, шаблонов, припорохов под многоцветную роспись

4

Самостоятельная работа


3

1

Выполнение простого рисунка; приемы выполнения графического рисунка. Виды графических техник. Линии. Штрихи. Пятно. Образ. Ассоциации. Способы передачи образа и ассоциации в эскизе при помощи графических техник. Методы и способы подачи графических эскизов.

4

2

Стилизации растительных форм; предметов быта; животного (птицы, насекомого). Эскизы в линейной графике, в пятновой графике, в смешанной графике.

4

Тема 2.

Виды орнаментальных композиций.

Содержание


3

1

Линейно-ленточные композиции.

Стилизация в орнаменте. Орнаментальная композиция и особенности ее построения. Композиционная основа линейного орнамента; размещение элементов в простейшем порядке – в ряд, с применением симметрии, метра, ритма.

4

2

Замкнутые композиции.

Особенности построения центрического орнамента; рисование центрического орнамента с применением симметрий. Осевая симметрия. Зеркальная симметрия.

4

3

Сетчатые композиции.

Особенности построения сетчатого орнамента и его виды;

строить повторяющиеся орнаменты, основы которых составляют разного варианта сетки, равномерно заполняющих плоскость.

4

Самостоятельная работа


3

1

Выполнить линейно-ленточные орнаменты из геометрических элементов. Линейно-ленточные орнаменты из растительных элементов.

2

2


Центрические орнаменты с применением осевой/зеркальной симметрии. Сетчатый орнамент.

2

Тема 4.

Книжная иллюстрация как жанр графического искусства.

Содержание


3

1

Книжная иллюстрация, виды и функции. Графические техники иллюстрирования. Этапы подготовки к созданию иллюстраций.

Последовательность выполнения работы.

4

Самостоятельная работа


3

1

Выполнить эскиз иллюстрации к сказкам.

2

2

Создание шрифтовой композиции слово – образ, буква – образ.

2

Тема 5.

Шрифты и типографика.

Содержание


3

1

Понятие шрифта. Терминология. История мировой письменности. Виды письма. Главные этапы исторического развития шрифта.

4

2

Конструкция букв. Классификация шрифтов. Система знаков.

4

Самостоятельная работа


3

1

Выполнить алфавит рубленным шрифтом. Написать рубленным шрифтом слово на выбор.

2

2

Выполнить букву в объеме. Выполнить слово в объеме.

2

Дифференцированный зачет

3



Всего

69




3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения: лаборатория живописи и дизайна, лаборатория художественно-конструкторского проектирования.


Лаборатории «Живописи и дизайна» и «Художественно-конструкторского проектирования, оснащённая оборудованием» оснащенная необходимым для реализации программы учебной дисциплины оборудованием.



3.2. Информационное обеспечение реализации программы

Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в образовательном процессе


3.2.1. Печатные издания


1.Основы теории дизайна: учебник для вузов.  –  СПб: Питер Пресс, 2013.  -  256 с.  -


ISBN 978-5-496-00019-2, ББК 32.988.02-018я7


2. Н. М. Сокольникова, Е. В. Сокольникова. История дизайна: учебник для студентов учреждений среднего профессионального. – М.: «Академия», 2016. – 239 с.-ISBN:978-5-4468-1565-


4; ББК 30.80я723


3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)

Основные источники:

  1. Беляева С.Е. Спецрисунок и художественная графика: Учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С.Е. Беляева, Е.А. Розанов. – 5-е изд., стер. – М.: Академия, 2015. – 240 с.: ил.
  2. Ермолаева, Л.П.Основы дизайнерского искусства: учебник / Л.П.Ермолаева. - М. : Архитектура-с, 2009. - 151 с.
  3. Фиталева, С.В. Основы технологии художественно-оформительских работ: учебное пособие / С.В.Фиталева, Д.А. Барабошина.- М.: Академия, 2010.- 216 с.


Интернет-ресурсы:

http://detsad114.ucoz.ru/publ/Особенности графики как вида изобразительного искусства. Техники рисунка.

http://www.artprojekt.ru/ Искусство графики

http://www.bibliotekar.ru/isk/Графика и её виды

http://allforchildren.ru/article/ Способы копирования рисунков

http://magicplace2005.narod.ru/IskysstvoT7.html Техника работы акварельными красками и гуашью

http://aqua-relle.ucoz.ru/publ/ Акварельные техники (условная классификация)

http://moikompas.ru/compas/ Коллаж

http://www.tigelclub.ru/ Курс коллажирования. смешанные техники

http://vapa2008.narod.ru/ Окраска по трафарету

http://www.arshobby.ru/ Трафареты — материалы и инструменты

http://aerografia.ru/Трафарет.

http://eldesign.ru/book/art/ книги по дизайну


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ


Результаты обучения

Критерии оценки

Методы оценки

- демонстрирует основные приемы

художественного проектирования

эстетического облика среды;

- опирается на принципы и законы композиции;

- использует средства композиционного формообразования: пропорции, масштабность, ритм,

контраст и нюанс; специальные выразительные средства: план, ракурс, тональность, колорит,

изобразительные акценты фактуру и текстуру материалов; принципы

создания симметричных и

асимметричных композиций;

основные и дополнительные цвета, принципы их сочетания; ряды:

хроматических и ахроматических тонов и переходные между ними;

свойства теплых и холодных тонов;

особенности различных видов освещения, приемы светового, решения в дизайне: световой каркас.

блики, те-ни, светотеневые градации.

создает эскизы и наглядные

‘изображения объектов дизайна;

использовать художественные

средства композиции, цветоведения,

светового дизайна дя решения задач

дизайнерского проектирования;

Демонстрирует знание

основных приемов

художественного

проектирования

эстетического облика среды, принципов и законов композиции, средства

композиционного

формообразования,

принципов сочетания цветов, приемов светового решения

в дизайне.

Тестирование, оценка

результатов выполнения

практических работ;

участие студента в выставках и

конкурсах.








департамент образования, культуры и спорта

ненецкого автономного округа


 Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ненецкого автономного округа «Нарьян-Марский социально-гуманитарный колледж имени И.П. Выучейского»

(ГБПОУ НАО «Нарьян-Марский социально-гуманитарный колледж имени И.П. Выучейского»)





14 кегль

строчные

 УТВЕРЖДАЮ


Директор   ГБПОУ НАО «Нарьян-Марский социально-гуманитарный колледж имени И.П.Выучейского»»

____________Г.А.Назарова

«___» _____________2022 г






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.08 ОСНОВЫ ГРАФИКИ
















Нарьян-Мар

2022



Рабочая программа учебной дисциплины ОП.08. «Основы графики» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (далее – СПО) 54.01.20 Графический дизайнер.


Организация-разработчик: ГБПОУ НАО «Нарьян-Марский социально-гуманитарный колледж имени И.П. Выучейского»


Разработчик:

Куфтина А.В. – преподаватель ГБПОУ НАО «Нарьян-Марский социально-гуманитарный колледж имени И.П. Выучейского»


Рассмотрено на заседании П(Ц)К:

протокол №__ от «__» ____________ 2022г.

Председатель П(Ц)К _____________ /Н.Б. Дресвянкина /


СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ …………...………........4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ……………….…5

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………………………..……………....9

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………..………………………………………………......................10


























































1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 54.01.20 Графический дизайнер. Программа учебной дисциплины может быть использована на курсах дополнительной подготовки специалистов разного уровня.


1.2. Место дисциплины в структуре примерной основной образовательной программы:

Учебная дисциплина ОП.08 «Основы графики» входит в цикл общепрофессиональных дисциплин основной образовательной программы и имеет практико-ориентированную направленность.


1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:


Код

ПК, ОК

Наименование общих компетенций

Навыки

ОК 02.







ОК 04.






ОК 09.

Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для

выполнения задач профессиональной деятельности.


Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами,

руководством, клиентами.


Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности

В результате изучения программы учащиеся должны знать:

основные сведения об искусстве графики, его возникновении и развитии;

основные сведения о художниках-мастерах графики и их произведениях;

виды, выразительные средства и особенности графики.

Учащиеся должны уметь:

творчески использовать полученную информацию на занятиях по изобразительному искусству и уметь ее применять, а также находить необходимую информацию в архивах, библиотеках, музеях, через Интернет;

выполнять рисунки различными графическими материалами;

выполнять печатные графические произведения (монотипию, гравюру на картоне);

уметь комбинировать материалы и способы их применения, использовать богатые изобразительные приемы рисунка и применять их на практике.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

69

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

49

в том числе:


     лабораторные занятия


     практические занятия


     контрольные работы


     курсовая работа (проект) (если предусмотрено)


Самостоятельная работа обучающегося (всего)

20

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета




2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.08 «Основы графики»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности

обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Тема 1.

Графические средства, материалы и приемы эскизирования.

Содержание



1

Графика. Виды графики. Выразительные средства графики. Линия и пятно. Материалы и инструменты.

2

3


2

Приемы стилизации.

Понятие стилизации - как постепенное обобщение формы в ее границах, превращение объемной формы в плоскую, упрощение или усложнение конструкции. Стилизация внешняя поверхностная, стилизация декоративная.

4

3

Техническое копирование (увеличение изображения).

Перенос простого рисунка с эскиза на бумагу, кальку, картон; увеличение изображения методом квадратов и концентрических окружностей с помощью проекционной аппаратуры

4

4

Приемы работы с красками

Материалы и инструменты. Основные приемы выполнения декоративно-художественных элементов в цвете. Приемы выполнения эскиза росписи простого композиционного решения.

4

5

Аппликация. Коллаж. Фактура.

Приемы аппликации и коллажа; работа с цветной бумагой, различными материалами и фактурой. Выполнять условные, стилизованные трактовки объектов в технике аппликации и коллажа. Характер фактуры: гладкость, шершавость, рельефность и т.д.; комбинирование различных видов фактур в единой композиции.

4

6

Трафарет.

Способы изготовление трафаретов, шаблонов, припорохов под многоцветную роспись

4

Самостоятельная работа


3

1

Выполнение простого рисунка; приемы выполнения графического рисунка. Виды графических техник. Линии. Штрихи. Пятно. Образ. Ассоциации. Способы передачи образа и ассоциации в эскизе при помощи графических техник. Методы и способы подачи графических эскизов.

4

2

Стилизации растительных форм; предметов быта; животного (птицы, насекомого). Эскизы в линейной графике, в пятновой графике, в смешанной графике.

4

Тема 2.

Виды орнаментальных композиций.

Содержание


3

1

Линейно-ленточные композиции.

Стилизация в орнаменте. Орнаментальная композиция и особенности ее построения. Композиционная основа линейного орнамента; размещение элементов в простейшем порядке – в ряд, с применением симметрии, метра, ритма.

4

2

Замкнутые композиции.

Особенности построения центрического орнамента; рисование центрического орнамента с применением симметрий. Осевая симметрия. Зеркальная симметрия.

4

3

Сетчатые композиции.

Особенности построения сетчатого орнамента и его виды;

строить повторяющиеся орнаменты, основы которых составляют разного варианта сетки, равномерно заполняющих плоскость.

4

Самостоятельная работа


3

1

Выполнить линейно-ленточные орнаменты из геометрических элементов. Линейно-ленточные орнаменты из растительных элементов.

2

2


Центрические орнаменты с применением осевой/зеркальной симметрии. Сетчатый орнамент.

2

Тема 4.

Книжная иллюстрация как жанр графического искусства.

Содержание


3

1

Книжная иллюстрация, виды и функции. Графические техники иллюстрирования. Этапы подготовки к созданию иллюстраций.

Последовательность выполнения работы.

4

Самостоятельная работа


3

1

Выполнить эскиз иллюстрации к сказкам.

2

2

Создание шрифтовой композиции слово – образ, буква – образ.

2

Тема 5.

Шрифты и типографика.

Содержание


3

1

Понятие шрифта. Терминология. История мировой письменности. Виды письма. Главные этапы исторического развития шрифта.

4

2

Конструкция букв. Классификация шрифтов. Система знаков.

4

Самостоятельная работа


3

1

Выполнить алфавит рубленным шрифтом. Написать рубленным шрифтом слово на выбор.

2

2

Выполнить букву в объеме. Выполнить слово в объеме.

2

Дифференцированный зачет

3



Всего

69




3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения: лаборатория живописи и дизайна, лаборатория художественно-конструкторского проектирования.


Лаборатории «Живописи и дизайна» и «Художественно-конструкторского проектирования, оснащённая оборудованием» оснащенная необходимым для реализации программы учебной дисциплины оборудованием.



3.2. Информационное обеспечение реализации программы

Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в образовательном процессе


3.2.1. Печатные издания


1.Основы теории дизайна: учебник для вузов.  –  СПб: Питер Пресс, 2013.  -  256 с.  -


ISBN 978-5-496-00019-2, ББК 32.988.02-018я7


2. Н. М. Сокольникова, Е. В. Сокольникова. История дизайна: учебник для студентов учреждений среднего профессионального. – М.: «Академия», 2016. – 239 с.-ISBN:978-5-4468-1565-


4; ББК 30.80я723


3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)

Основные источники:

  1. Беляева С.Е. Спецрисунок и художественная графика: Учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С.Е. Беляева, Е.А. Розанов. – 5-е изд., стер. – М.: Академия, 2015. – 240 с.: ил.
  2. Ермолаева, Л.П.Основы дизайнерского искусства: учебник / Л.П.Ермолаева. - М. : Архитектура-с, 2009. - 151 с.
  3. Фиталева, С.В. Основы технологии художественно-оформительских работ: учебное пособие / С.В.Фиталева, Д.А. Барабошина.- М.: Академия, 2010.- 216 с.


Интернет-ресурсы:

http://detsad114.ucoz.ru/publ/Особенности графики как вида изобразительного искусства. Техники рисунка.

http://www.artprojekt.ru/ Искусство графики

http://www.bibliotekar.ru/isk/Графика и её виды

http://allforchildren.ru/article/ Способы копирования рисунков

http://magicplace2005.narod.ru/IskysstvoT7.html Техника работы акварельными красками и гуашью

http://aqua-relle.ucoz.ru/publ/ Акварельные техники (условная классификация)

http://moikompas.ru/compas/ Коллаж

http://www.tigelclub.ru/ Курс коллажирования. смешанные техники

http://vapa2008.narod.ru/ Окраска по трафарету

http://www.arshobby.ru/ Трафареты — материалы и инструменты

http://aerografia.ru/Трафарет.

http://eldesign.ru/book/art/ книги по дизайну


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ


Результаты обучения

Критерии оценки

Методы оценки

- демонстрирует основные приемы

художественного проектирования

эстетического облика среды;

- опирается на принципы и законы композиции;

- использует средства композиционного формообразования: пропорции, масштабность, ритм,

контраст и нюанс; специальные выразительные средства: план, ракурс, тональность, колорит,

изобразительные акценты фактуру и текстуру материалов; принципы

создания симметричных и

асимметричных композиций;

основные и дополнительные цвета, принципы их сочетания; ряды:

хроматических и ахроматических тонов и переходные между ними;

свойства теплых и холодных тонов;

особенности различных видов освещения, приемы светового, решения в дизайне: световой каркас.

блики, те-ни, светотеневые градации.

создает эскизы и наглядные

‘изображения объектов дизайна;

использовать художественные

средства композиции, цветоведения,

светового дизайна дя решения задач

дизайнерского проектирования;

Демонстрирует знание

основных приемов

художественного

проектирования

эстетического облика среды, принципов и законов композиции, средства

композиционного

формообразования,

принципов сочетания цветов, приемов светового решения

в дизайне.

Тестирование, оценка

результатов выполнения

практических работ;

участие студента в выставках и

конкурсах.









Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации