Рабочая программа Внеурочной деятельности в 7 классе «Занимательная физика»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса
внеурочной деятельности
«Занимательная физика»
7 класс
Учитель: Варданян Нарине Агасиевна
Пояснительная записка.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная физика» для 7 класса составлена на основе следующих нормативно- правовых и инструктивно- методических документов:
•Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
•Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
•Приказ Министерства образования и науки РФ №1577 от 31 декабря 2015 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897;
•Авторская программа по физике к УМК А.В.Пёрышкина (сост. Сергиенко Т.Н. –М.: ВАКО) 7 класс, 2017г;
•Учебник. Физика 7 кл. А.В.Пёрышкин, Дрофа, 2017г.
Сроки реализации: программа рассчитана на один год обучения (34ч в год, 1ч в неделю)
Актуальность: данная программа рассчитана на обучающихся 7 классов. В 7 классе начинается изучение нового предмета – физика. Во внеурочной работе складываются благоприятные условия для привлечения разнообразных форм занимательной физики. Занимательные задания способствуют развитию исследовательского подхода к делу, развивают интерес и любовь к физике, создают у детей радостное настроение. Психологические исследования показали, что усвоение знаний основывается на непосредственных ощущениях, восприятиях и представлениях человека, получаемых при его контакте с предметами и явлениями, поэтому необходимо создать условия для непосредственного участия школьников в постановке и проведении экспериментов.
Цели изучения курса:
-развитие интереса и творческих способностей обучающихся при освоении ими метода научного познания;
-приобретение обучающимися знаний и чувственного опыта для понимания явлений природы;
-формирование представлений об изменчивости и познаваемости мира, в котором мы живём.
Задачи курса:
-знакомство обучающихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы (наблюдение, опыт, выявление закономерностей, моделирование явлений, формулировка гипотез и постановка задач по их проверке, поиск решения задач, подведение итогов и формулировка вывода);
-приобретение обучающимися знаний о механических явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
-формирование у обучающихся знаний о физических величинах: путь, скорость, время, сила, масса, плотность как о способе описания закономерностей физических явлений и свойств физических тел;
-формирование у обучающихся умения наблюдать и описывать явления окружающего мира в их взаимосвязи с другими явлениями, выявлять главное, обнаруживать закономерности в протекании явлений и качественно объяснять наиболее распространенные и значимые для человека явления природы;
-овладение общенаучными понятиями: природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
- понимание отличия научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
Отличительная особенность: эксперименты, интересные опыты способствуют активизации познавательной деятельности учеников, работа над мини-проектами развивает самостоятельность учащихся, совместная работа воспитывает коммуникативные навыки.
Формы организации занятий курса – беседа, объяснение, рассказ, простейшие демонстрационные эксперименты и опыты, самостоятельная исследовательская работа, практические занятия, на которых решаются упражнения и задачи по теме занятия, проводятся дидактические игры, викторины, заслушиваются сообщения учащихся. Занятия строятся с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, их темпа восприятия и уровня усвоения материала.
Техническое оснащение занятий: лабораторное оборудование кабинета физики, бытовые приборы, подручные средства, компьюте
Планируемые результаты изучения курса.
Программа курса обеспечивает достижение следующих результатов:
Личностные:
1)воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2)формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3)формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4)формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов
мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5)освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6)развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7)формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8)формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9)формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10)осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11)развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные:
1)умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2)умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3)умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4)умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5)владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6)умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7)умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
9)умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10)умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11)формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к
овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12)формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные:
1)формирование представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об объективности научного знания; о системообразующей роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий; научного мировоззрения как результата изучения основ строения материи и фундаментальных законов физики;
2)формирование первоначальных представлений о физической сущности явлений природы (механических, тепловых, электромагнитных и квантовых), видах материи (вещество и поле), движении как способе существования материи; усвоение основных идей механики, атомно-молекулярного учения о строении вещества, элементов электродинамики и квантовой физики; овладение понятийным аппаратом и символическим языком физики;
3)приобретение опыта применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов; понимание неизбежности погрешностей любых измерений;
4)понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияния их на окружающую среду; осознание возможных причин техногенных и экологических катастроф;
5)осознание необходимости применения достижений физики и технологий для рационального природопользования;
6)овладение основами безопасного использования естественных и искусственных электрических и магнитных полей, электромагнитных и звуковых волн, естественных и искусственных ионизирующих излучений во избежание их вредного воздействия на окружающую среду и организм человека;
7)развитие умения планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний законов механики, электродинамики, термодинамики и тепловых явлений с целью сбережения здоровья;
8)формирование представлений о нерациональном использовании природных ресурсов и энергии, загрязнении окружающей среды как следствие несовершенства машин и механизмов.
Обучающийся научится:
-применять понятия: природа, явления природы, физические величины, наблюдение, опыт, измерительный прибор;
-определять: цену деления;
-применять понятия: длина, угол, площадь, объём;
-определять цену деления измерительного прибора;
-правильно пользоваться: линейкой, мерным цилиндром, транспортиром;
-применять понятия: интервал времени, сутки, месяц, год;
Обучающийся получит возможность научиться:
-феноменологические знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и умение качественно объяснять причину их возникновения;
-пользоваться методами научного познания, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять обнаруженные закономерности в словесной форме или в виде таблиц;
-наблюдать природные явления, выделять существенные признаки этих явлений, делать выводы;
-пользоваться измерительными приборами (весы, динамометр, термометр), собирать несложные экспериментальные установки для проведения простейших опытов, представлять результаты измерений с помощью таблиц и выявлять на этой основе эмпирические закономерности;
-применять теоретические знания по физике к объяснению природных явлений и решению простейших задач;
-применять полученные знания для объяснения принципов действия и создания простых технических устройств ,решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
-применять знания по физике при изучении других предметов естественно-математического цикла;
-формированию убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
-развитию элементов теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, выделять главное в изучаемом явлении, выявлять причинно-следственные связи между величинами, которые его характеризуют, выдвигать гипотезы, формулировать выводы;
-докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
1. Введение. Мы-исследователи (11ч).
Мир, в котором мы живем. Мы- наблюдатели. Методы изучения природы. Органы чувств человека как датчики внешних воздействий. Тела и вещества. Когда глаза и уши нас обманывают? Необходимость измерений. Площадь. Объём. Масса. Сила. Вес тела. Время. Как измеряли время в древности. Приборы для измерения времени.
2. Световые явления. (14ч).
Источники света. Индикаторы и приемники света. Взаимодействие света с веществом. Почему мы видим? Как распространяется свет? Образование тени и полутени.
Путешествие в страну Зазеркалье. .Разные профессии плоских зеркал. Комната смеха.
Путешествие и приключения солнечного луча в воде и стекле. Линза . Какие бывают изображения в линзах? Глаз-живой оптический прибор. Оптические приборы. Приключения солнечного луча в стеклянной призме. Дисперсия. Цвета тел. Радуга. Почему небо голубое? Бывает ли невидимый свет? Инфракрасное и ультрафиолетовое излучение.
3.Звуковые явления(9ч).
Звук как источник информации и средство общения. Источники звука. Распространение звука в различных средах. Отражение звука. Эхо. Огибание звуком преград. (дифракция).Как мы говорим и слышим. Гортань и голосовые связки. Ухо и слух. Музыкальные звуки. Музыкальные инструменты. Шум и его влияние на живой организм. Источники шума. Существуют ли неслышимые звуки. Ультразвук и инфразвукв природе и технике.
Практические работы
Наблюдение и описание явления природы
Проведение простейшего эксперимента
Измерение линейных размеров тел
Измерение площади поверхности тела
Измерение объема тел при помощи мензурки
Измерение массы тел при помощи рычажных весов
Измерение веса тел с помощью динамометра
Изготовление камеры-обскуры.
Изучение отражения света от плоского зеркала.
Изготовление калейдоскопа
Исследование зависимости угла преломления от угла падения света на стеклянную пластину.
Изготовление источника звука.
Изучение особенностей своего слуха.
Календарно-тематическое планирование.
Дополнительная литература:
1.Колвин Л., Спиэр М. Живой мир. Энциклопедия. М. Росмэн. 2012г.
2.Перельман Я.И. Занимательная физика. Домодедство. ВАП, 2010г.
3.Тарасов Л.В. Физика в природе. М. Просвещение. 2013 г.
4.Энциклопедия юного эрудита. М. Махаон, 2014г.
5.Степанова Г.Н. Мир знаний: физика. Учебник 7-8 класс. СТП. 2013г.
..
10