Рабочая программа Внеурочной деятельности в 7 классе «Занимательная физика»

0
0
Материал опубликован 22 November 2023
















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса

внеурочной деятельности


«Занимательная физика»



7 класс




Учитель: Варданян Нарине Агасиевна




















t1700679576aa.pngt1700679576aa.pngt1700679576aa.pngt1700679576aa.pngt1700679576aa.pngt1700679576aa.pngt1700679576aa.pngПояснительная записка.


Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная физика» для 7 класса составлена на основе следующих нормативно- правовых и инструктивно- методических документов:

•Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

•Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

•Приказ Министерства образования и науки РФ №1577 от 31 декабря 2015 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897;

•Авторская программа по физике к УМК А.В.Пёрышкина (сост. Сергиенко Т.Н. –М.: ВАКО) 7 класс, 2017г;

•Учебник. Физика 7 кл. А.В.Пёрышкин, Дрофа, 2017г.

Сроки реализации: программа рассчитана на один год обучения (34ч в год, 1ч в неделю)






























Актуальность: данная программа рассчитана на обучающихся 7 классов. В 7 классе начинается изучение нового предмета – физика. Во внеурочной работе складываются благоприятные условия для привлечения разнообразных форм занимательной физики. Занимательные задания способствуют развитию исследовательского подхода к делу, развивают интерес и любовь к физике, создают у детей радостное настроение. Психологические исследования показали, что усвоение знаний основывается на непосредственных ощущениях, восприятиях и представлениях человека, получаемых при его контакте с предметами и явлениями, поэтому необходимо создать условия для непосредственного участия школьников в постановке и проведении экспериментов.

Цели изучения курса:
-развитие интереса и творческих способностей обучающихся при освоении ими метода научного познания;
-приобретение обучающимися знаний и чувственного опыта для понимания явлений природы;
-формирование представлений об изменчивости и познаваемости мира, в котором мы живём.
З
адачи курса:
-знакомство обучающихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы (наблюдение, опыт, выявление закономерностей, моделирование явлений, формулировка гипотез и постановка задач по их проверке, поиск решения задач, подведение итогов и формулировка вывода);
-приобретение обучающимися знаний о механических явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
-формирование у обучающихся знаний о физических величинах: путь, скорость, время, сила, масса, плотность как о способе описания закономерностей физических явлений и свойств физических тел;
-формирование у обучающихся умения наблюдать и описывать явления окружающего мира в их взаимосвязи с другими явлениями, выявлять главное, обнаруживать закономерности в протекании явлений и качественно объяснять наиболее распространенные и значимые для человека явления природы;
-овладение общенаучными понятиями: природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
- понимание отличия научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.

Отличительная особенность: эксперименты, интересные опыты способствуют активизации познавательной деятельности учеников, работа над мини-проектами развивает самостоятельность учащихся, совместная работа  воспитывает коммуникативные навыки. 

Формы организации занятий курсабеседа, объяснение, рассказ, простейшие демонстрационные эксперименты и опыты, самостоятельная исследовательская работа, практические занятия, на которых решаются упражнения и задачи по теме занятия, проводятся дидактические игры, викторины, заслушиваются сообщения учащихся. Занятия строятся с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, их темпа восприятия и уровня усвоения материала.

Техническое оснащение занятий: лабораторное оборудование кабинета физики, бытовые приборы, подручные средства, компьюте






Планируемые результаты изучения курса.

Программа курса обеспечивает достижение следующих результатов:

Личностные:

1)воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2)формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3)формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4)формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов

мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

5)освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6)развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7)формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8)формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9)формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10)осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11)развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.


Метапредметные:

1)умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2)умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3)умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4)умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5)владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6)умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7)умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8)смысловое чтение;

9)умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

10)умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11)формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к

овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;

12)формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные:

1)формирование представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об объективности научного знания; о системообразующей роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий; научного мировоззрения как результата изучения основ строения материи и фундаментальных законов физики;

2)формирование первоначальных представлений о физической сущности явлений природы (механических, тепловых, электромагнитных и квантовых), видах материи (вещество и поле), движении как способе существования материи; усвоение основных идей механики, атомно-молекулярного учения о строении вещества, элементов электродинамики и квантовой физики; овладение понятийным аппаратом и символическим языком физики;

3)приобретение опыта применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов; понимание неизбежности погрешностей любых измерений;

4)понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияния их на окружающую среду; осознание возможных причин техногенных и экологических катастроф;

5)осознание необходимости применения достижений физики и технологий для рационального природопользования;

6)овладение основами безопасного использования естественных и искусственных электрических и магнитных полей, электромагнитных и звуковых волн, естественных и искусственных ионизирующих излучений во избежание их вредного воздействия на окружающую среду и организм человека;

7)развитие умения планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний законов механики, электродинамики, термодинамики и тепловых явлений с целью сбережения здоровья;

8)формирование представлений о нерациональном использовании природных ресурсов и энергии, загрязнении окружающей среды как следствие несовершенства машин и механизмов.


Обучающийся научится:

-применять понятия: природа, явления природы, физические величины, наблюдение, опыт, измерительный прибор;

-определять: цену деления;

-применять понятия: длина, угол, площадь, объём;

-определять цену деления измерительного прибора;

-правильно пользоваться: линейкой, мерным цилиндром, транспортиром;

-применять понятия: интервал времени, сутки, месяц, год;

Обучающийся получит возможность научиться:

-феноменологические знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и умение качественно объяснять причину их возникновения;

-пользоваться методами научного познания, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять обнаруженные закономерности в словесной форме или в виде таблиц;

-наблюдать природные явления, выделять существенные признаки этих явлений, делать выводы;

-пользоваться измерительными приборами (весы, динамометр, термометр), собирать несложные экспериментальные установки для проведения простейших опытов, представлять результаты измерений с помощью таблиц и выявлять на этой основе эмпирические закономерности;

-применять теоретические знания по физике к объяснению природных явлений и решению простейших задач;

-применять полученные знания для объяснения принципов действия и создания простых технических устройств ,решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

-применять знания по физике при изучении других предметов естественно-математического цикла;

-формированию убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;

-развитию элементов теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, выделять главное в изучаемом явлении, выявлять причинно-следственные связи между величинами, которые его характеризуют, выдвигать гипотезы, формулировать выводы;

-докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.






Содержание курса.

1. Введение. Мы-исследователи (11ч).

Мир, в котором мы живем. Мы- наблюдатели. Методы изучения природы. Органы чувств человека как датчики внешних воздействий. Тела и вещества. Когда глаза и уши нас обманывают? Необходимость измерений. Площадь. Объём. Масса. Сила. Вес тела. Время. Как измеряли время в древности. Приборы для измерения времени.

2. Световые явления. (14ч). 

Источники света. Индикаторы и приемники света. Взаимодействие света с веществом. Почему мы видим? Как распространяется свет? Образование тени и полутени.

Путешествие в страну Зазеркалье. .Разные профессии плоских зеркал. Комната смеха.

Путешествие и приключения солнечного луча в воде и стекле. Линза . Какие бывают изображения в линзах? Глаз-живой оптический прибор. Оптические приборы. Приключения солнечного луча в стеклянной призме. Дисперсия. Цвета тел. Радуга. Почему небо голубое? Бывает ли невидимый свет? Инфракрасное и ультрафиолетовое излучение.

3.Звуковые явления(9ч).

Звук как источник информации и средство общения. Источники звука. Распространение звука в различных средах. Отражение звука. Эхо. Огибание звуком преград. (дифракция).Как мы говорим и слышим. Гортань и голосовые связки. Ухо и слух. Музыкальные звуки. Музыкальные инструменты. Шум и его влияние на живой организм. Источники шума. Существуют ли неслышимые звуки. Ультразвук и инфразвукв природе и технике.

Практические работы


Наблюдение и описание явления природы

Проведение простейшего эксперимента

Измерение линейных размеров тел

Измерение площади поверхности тела

Измерение объема тел при помощи мензурки

Измерение массы тел при помощи рычажных весов

Измерение веса тел с помощью динамометра

Изготовление камеры-обскуры.

Изучение отражения света от плоского зеркала.

Изготовление калейдоскопа

Исследование зависимости угла преломления от угла падения света на стеклянную пластину.

Изготовление источника звука.

Изучение особенностей своего слуха.

















Календарно-тематическое планирование.

№ урока

п/п

№ урока по теме

Наименование тем.


Дата

план

факт

Введение.Мы-исследователи (11ч).

1

1

Мир, в котором мы живем. Мы- наблюдатели.



2

2

Практическая работа №1: «Наблюдение и описание явления природы»



3

3

Методы изучения природы. Практическая работа №2: «Проведение простейшего эксперимента»



4

4

Органы чувств человека как датчики внешних воздействий.



5

5

Тела и вещества. Когда глаза и уши нас обманывают? Необходимость измерений.



6

6

Практическая работа №3 «Измерение линейных размеров тел»



7

7

Площадь. Практическая работа №4 «Измерение площади поверхности тела»



8

8

Объём. Практическая работа №5 «Измерение объема тел при помощи мензурки»



9

9

Масса. Практическая работа №6 «Измерение массы тел при помощи рычажных весов».



10

10

Сила. Вес тела. Практическая работа №6 «Измерение веса тел с помощью динамометра»



11

11

Время. Как измеряли время в древности. Приборы для измерения времени.



Световые явления(10ч).

12

1

Источники света. Индикаторы и приемники света.



13

2

Взаимодействие света с веществом. Почему мы видим?



14

3

Как распространяется свет? Практическая работа №8 «Изготовление камеры-обскуры»



15

4

Образование тени и полутени.



16

5

Путешествие в страну Зазеркалье. Практическая работа №9 «Изучение отражения света от плоского зеркала»



17

6

Разные профессии плоских зеркал. Практическая работа №10 «Изготовление калейдоскопа»



18

7

Комната смеха.



19

8

Путешествие и приключения солнечного луча в воде и стекле . Практическая работа №11 «Исследование зависимости угла преломления от угла падения света на стеклянную пластину»



20

9

Линза . Какие бывают изображения в линзах?



21

10

Глаз-живой оптический прибор.



22

11

Оптические приборы



23

12

Оптические приборы. Приключения солнечного луча в стеклянной призме.



24

13

Дисперсия. Цвета тел. Радуга. Почему небо голубое?



25

14

Бывает ли невидимый свет? Инфракрасное и ультрафиолетовое излучение.



Звуковые явления (9ч)

26

1

Звук как источник информации и средство общения



27

2

Источники звука. Практическая работа №12 «Изготовление источника звука»



28

3

Распространение звука в различных средах.



29

4

Отражение звука. Эхо. Огибание звуком преград. (дифракция)



30

5

Как мы говорим и слышим. Гортань



31

6

Ухо и слух. Практическая работа №13 «Изучение особенностей своего слуха»



32

7

Музыкальные звуки. Музыкальные инструменты



33

8

Шум и его влияние на живой организм. Источники шума



34

9

Существуют ли неслышимые звуки. Ультразвук и инфразвукв природе и технике.













Дополнительная литература:

1.Колвин Л., Спиэр М. Живой мир. Энциклопедия. М. Росмэн. 2012г.

2.Перельман Я.И. Занимательная физика. Домодедство. ВАП, 2010г.

3.Тарасов Л.В. Физика в природе. М. Просвещение. 2013 г.

4.Энциклопедия юного эрудита. М. Махаон, 2014г.

5.Степанова Г.Н. Мир знаний: физика. Учебник 7-8 класс. СТП. 2013г.



..


10


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации