РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ» 9 класс
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лебяжьевская школа - интернат»
СОГЛАСОВАНО
заменитель директора по УВР _____________ ___________________
«__» _________ 2023г.
УТВЕРЖДАЮПприказ №-__
директор:___________
«__» _________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»
9 класс
Рассмотрена и утверждена
на Педагогическом Совете
Протокол № ___ от__________
Составитель:
_____________ч
2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ (ст.2 п.22; ст.12 п.1,5; ст.28 п.26; ст. 47 п.3 п.п.5; ст.48 п.1п.п.1);приказа Министерства образования и науки от 19.12.2014 №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, региональным базисным учебным планом для образовательных учреждений Курганской области, с учетом СанПиН 2.4.2.3286-15,
Перечень нормативных документов:
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Программа является важной составляющей работы с учащимися, активно использующими различные сетевые формы общения (социальные сети, игры и т.п.), задумывающимися о своей личной безопасности, безопасности своей семьи и своих друзей.
Программа «Информационная безопасность» рассчитан на 1 год обучения (34 часа).
Направление программы - общекультурное.
Программа ориентирована на выполнение требований к организации и содержанию внеурочной деятельности. Ее реализация дает возможность раскрытия индивидуальных способностей учащихся, развития интереса к различным видам индивидуальной и групповой деятельности, поощрения желания активно участвовать в продуктивной деятельности, умения самостоятельно организовать свою учебную.
Цель программы:
формирование активной позиции учащихся в получении знаний и умений выявлять информационную угрозу, определять степень ее опасности, предвидеть последствия информационной угрозы и противостоять им;
обеспечение условий для профилактики негативных тенденций в развитии информационной культуры учащихся, повышения защищённости детей от информационных рисков и угроз.
Задачи программы:
дать представление о современном информационном обществе, информационной безопасности личности и государства;
сформировать навыки ответственного и безопасного поведения в современной информационно-телекоммуникационной среде;
сформировать навыки по профилактике и коррекции зависимого поведения школьников, связанного с компьютерными технологиями и Интернетом;
сформировать общекультурные навыки работы с информацией (умений грамотно пользоваться источниками информации, правильно организовывать информационный процесс);
дать представление о видах и способах распространения вредоносных кодов, способов защиты личных устройств;
познакомить со способами защиты от противоправных посягательств в Интернете, защиты личных данных.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММ
Изучение Программы «Информационная безопасность» обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:
осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к окружающим людям в реальном и виртуальном мире, их позициям, взглядам, готовность вести диалог с другими людьми, обоснованно осуществлять выбор виртуальных собеседников;
готовность и способность к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;
освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
сформированность ценности безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в информационно-телекоммуникационной среде
Метапредметные результаты
В ходе изучения программы, обучающиеся усовершенствуют навыки работы с информацией, в том числе в текстовом, табличном виде, виде диаграмм и пр.
Регулятивные универсальные учебные действия
В результате освоения программы обучающийся сможет:
идентифицировать собственные проблемы и определить главную проблему;
формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов;
определять необходимое(ые) действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;
определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность.
Познавательные универсальные учебные действия
В результате освоения программы обучающийся сможет:
выделять общий признак двух или нескольких предметов, или явлений и объяснять их сходство;
объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
выделять явление из общего ряда других явлений;
определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
критически оценивать содержание и форму текста;
определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные универсальные учебные действия
В результате освоения программы обучающийся сможет:
определять возможные роли в совместной деятельности;
играть определенную роль в совместной деятельности;
принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
выделять общую точку зрения в дискуссии;
договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога;
определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
создавать письменные клишированные и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Предметные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете;
безопасно использовать средства коммуникации;
безопасно вести и применять способы самозащиты при попытке мошенничества, безопасно использовать ресурсы Интернета.
Выпускник получит возможность овладеть:
приемами безопасной организации своего личного пространства данных с использованием индивидуальных накопителей данных, интернет-сервисов и т. п.;
основами соблюдения норм информационной этики и прав;
основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности при формировании современной культуры безопасности жизнедеятельности, использовать для решения коммуникативных задач в области безопасности жизнедеятельности различные источники информации, включая Интернет-ресурсы и другие базы данных.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Основное содержание программы представлено разделами «Безопасность общения», «Безопасность устройств»», «Безопасность информации».
Система заданий предполагает индивидуальную и групповую формы работы, составление памяток, анализ защищенности собственных аккаунтов в социальных сетях и электронных сервисах, практические работы.
Раздел 1. «Безопасность общения»
Тема 1. Общение в социальных сетях и мессенджерах. 1 час.
Социальная сеть. История социальных сетей. Мессенджеры. Назначение социальных сетей и мессенджеров. Пользовательский контент.
Тема 2. С кем безопасно общаться в интернете. 1 час.
Персональные данные как основной капитал личного пространства в цифровом мире. Правила добавления друзей в социальных сетях. Профиль пользователя. Анонимные социальные сети.
Тема 3. Пароли для аккаунтов социальных сетей. 1 час.
Сложные пароли. Онлайн генераторы паролей. Правила хранения паролей.
Использование функции браузера по запоминанию паролей.
Тема 4. Безопасный вход в аккаунты. 1 час.
Виды аутентификации. Настройки безопасности аккаунта. Работа на чужом компьютере с точки зрения безопасности личного аккаунта.
Тема 5. Настройки конфиденциальности в социальных сетях. 1 час.
Настройки приватности и конфиденциальности в разных социальных сетях.
Приватность и конфиденциальность в мессенджерах.
Тема 6. Публикация информации в социальных сетях. 1 час.
Персональные данные. Публикация личной информации.
Тема 7. Кибербуллинг. 1 час.
Определение кибербуллинга. Возможные причины кибербуллинга и как его избежать? Как не стать жертвой кибербуллинга. Как помочь жертве кибербуллинга.
Тема 8. Публичные аккаунты. 1 час.
Настройки приватности публичных страниц. Правила ведения публичных страниц.
Овершеринг.
Тема 9. Фишинг. 2 часа.
Фишинг как мошеннический прием. Популярные варианты распространения фишинга. Отличие настоящих и фишинговых сайтов. Как защититься от фишеров в социальных сетях и мессенджерах.,
Тема 9. Выполнение теста «Безопасность общения»
Раздел 2. «Безопасность устройств»
Тема 1. Что такое вредоносный код. 1 час.
Виды вредоносных кодов. Возможности и деструктивные функции вредоносных
кодов.
Тема 2. Распространение вредоносного кода. 1 час.
Способы доставки вредоносных кодов. Исполняемые файлы и расширения вредоносных кодов. Вредоносная рассылка. Вредоносные скрипты. Способы выявления наличия вредоносных кодов на устройствах. Действия при обнаружении вредоносных кодов на устройствах.
Тема 3. Методы защиты от вредоносных программ. 2 час.
Способы защиты устройств от вредоносного кода. Антивирусные программы и их характеристики. Правила защиты от вредоносных кодов.
Тема 4. Распространение вредоносного кода для мобильных устройств. 1 час.
Расширение вредоносных кодов для мобильных устройств. Правила безопасности при установке приложений на мобильные устройства.
Тема 5. Выполнение теста «Безопасность устройств»
Раздел 3 «Безопасность информации»
Тема 1. Социальная инженерия: распознать и избежать. 1 час.
Приемы социальной инженерии. Правила безопасности при виртуальных контактах.
Тема 2. Ложная информация в Интернете. 1 час.
Цифровое пространство как площадка самопрезентации, экспериментирования и освоения различных социальных ролей. Фейковые новости. Поддельные страницы.
Тема 3. Безопасность при использовании платежных карт в Интернете. 1 час.
Транзакции и связанные с ними риски. Правила совершения онлайн покупок.
Безопасность банковских сервисов.
Тема 4. Беспроводная технология связи. 1 час.
Уязвимость Wi-Fi-соединений. Публичные и непубличные сети. Правила работы в публичных сетях.
Тема 5. Резервное копирование данных. 1 час.
Безопасность личной информации. Создание резервных копий на различных устройствах.
Тема 6. Выполнение теста «Безопасность информации».
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Название раздела (темы) | Количество часов, отведенных на изучение | |
Всего | 9 класс | ||
1. | Безопасность общения | 15 | 15 |
2. | Безопасность устройств | 9 | 9 |
3. | Безопасность информации | 10 | 10 |
4. | ВСЕГО | 34 часа | |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9 класс
№ п/п | Количество уроков | Тема урока | Дата проведения | |
по плану | по факту | |||
| | Безопасность общения | | |
2 | Общение в социальных сетях и мессенджерах |
|
| |
2 | С кем безопасно общаться в интернете |
|
| |
1 | Пароли для аккаунтов социальных сетей |
|
| |
2 | Безопасный вход в аккаунты |
|
| |
2 | Настройки конфиденциальности в социальных сетях |
|
| |
1 | Публикация информации в социальных сетях |
|
| |
1 | Кибербуллинг |
|
| |
1 | Публичные аккаунты |
|
| |
2 | Фишинг |
|
| |
|
| 1 | Выполнение теста «Безопасность общения» |
|
|
| | Безопасность устройств | | |
|
| 2 | Что такое вредоносный код |
|
|
|
| 2 | Распространение вредоносного кода |
|
|
|
| 2 | Методы защиты от вредоносных программ |
|
|
|
| 2 | Распространение вредоносного кода для мобильных устройств |
|
|
|
| 1 | Выполнение теста «Безопасность устройств» |
|
|
| | Безопасность информации | | |
|
| 2 | Социальная инженерия: распознать и избежать |
|
|
|
| 2 | Ложная информация в Интернете |
|
|
|
| 2 | Безопасность при использовании платежных карт в Интернете |
|
|
|
| 2 | Беспроводная технология связи |
|
|
|
| 1 | Резервное копирование данных |
|
|
|
| 1 | Выполнение теста «Безопасность информации» |
|
|
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Учебно-методическое обеспечение | Название, автор, издательство, год издания |
Учебная литература | Информационная безопасность, или На расстоянии одного вируса. 7-9 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / М.С. Наместникова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2020. |