Материал на проверке

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ» 9 класс

0
0
Материал опубликован Вчера в 08:35


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лебяжьевская школа - интернат»

 

СОГЛАСОВАНО

заменитель директора по УВР _____________ ___________________

«__» _________ 2023г.

УТВЕРЖДАЮ

Пприказ №-__

директор:___________

«__» _________

 

 






 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»

9 класс










 Рассмотрена и утверждена

на Педагогическом Совете

Протокол № ___ от__________

Составитель:

_____________ч 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2023


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ (ст.2 п.22; ст.12 п.1,5; ст.28 п.26; ст. 47 п.3 п.п.5; ст.48 п.1п.п.1);приказа Министерства образования и науки от 19.12.2014 №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, региональным базисным учебным планом для образовательных учреждений Курганской области, с учетом СанПиН 2.4.2.3286-15,

Перечень нормативных документов:

Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Программа является важной составляющей работы с учащимися, активно использующими различные сетевые формы общения (социальные сети, игры и т.п.), задумывающимися о своей личной безопасности, безопасности своей семьи и своих друзей.

Программа «Информационная безопасность» рассчитан на 1 год обучения (34 часа).

Направление программы - общекультурное.

Программа ориентирована на выполнение требований к организации и содержанию внеурочной деятельности. Ее реализация дает возможность раскрытия индивидуальных способностей учащихся, развития интереса к различным видам индивидуальной и групповой деятельности, поощрения желания активно участвовать в продуктивной деятельности, умения самостоятельно организовать свою учебную.


Цель программы:

формирование активной позиции учащихся в получении знаний и умений выявлять информационную угрозу, определять степень ее опасности, предвидеть последствия информационной угрозы и противостоять им;

обеспечение условий для профилактики негативных тенденций в развитии информационной культуры учащихся, повышения защищённости детей от информационных рисков и угроз.

Задачи программы:

дать представление о современном информационном обществе, информационной безопасности личности и государства;

сформировать навыки ответственного и безопасного поведения в современной информационно-телекоммуникационной среде;

сформировать навыки по профилактике и коррекции зависимого поведения школьников, связанного с компьютерными технологиями и Интернетом;

сформировать общекультурные навыки работы с информацией (умений грамотно пользоваться источниками информации, правильно организовывать информационный процесс);

дать представление о видах и способах распространения вредоносных кодов, способов защиты личных устройств;

познакомить со способами защиты от противоправных посягательств в Интернете, защиты личных данных.

 

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММ

Изучение Программы «Информационная безопасность» обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:

осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к окружающим людям в реальном и виртуальном мире, их позициям, взглядам, готовность вести диалог с другими людьми, обоснованно осуществлять выбор виртуальных собеседников;

готовность и способность к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;

освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;

сформированность ценности безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в информационно-телекоммуникационной среде

 

Метапредметные результаты

В ходе изучения программы, обучающиеся усовершенствуют навыки работы с информацией, в том числе в текстовом, табличном виде, виде диаграмм и пр.

 

Регулятивные универсальные учебные действия

В результате освоения программы обучающийся сможет:

идентифицировать собственные проблемы и определить главную проблему;

формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов;

определять необходимое(ые) действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;

определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность.

 

Познавательные универсальные учебные действия

В результате освоения программы обучающийся сможет:

выделять общий признак двух или нескольких предметов, или явлений и объяснять их сходство;

объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

выделять явление из общего ряда других явлений;

определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

критически оценивать содержание и форму текста;

определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

 

Коммуникативные универсальные учебные действия

В результате освоения программы обучающийся сможет:

определять возможные роли в совместной деятельности;

играть определенную роль в совместной деятельности;

принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

выделять общую точку зрения в дискуссии;

договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога;

определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

создавать письменные клишированные и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;

целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;

использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

 

Предметные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете;

безопасно использовать средства коммуникации;

безопасно вести и применять способы самозащиты при попытке мошенничества, безопасно использовать ресурсы Интернета.

Выпускник получит возможность овладеть:

приемами безопасной организации своего личного пространства данных с использованием индивидуальных накопителей данных, интернет-сервисов и т. п.;

основами соблюдения норм информационной этики и прав;

основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности при формировании современной культуры безопасности жизнедеятельности, использовать для решения коммуникативных задач в области безопасности жизнедеятельности различные источники информации, включая Интернет-ресурсы и другие базы данных.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Основное содержание программы представлено разделами «Безопасность общения», «Безопасность устройств»», «Безопасность информации».

Система заданий предполагает индивидуальную и групповую формы работы, составление памяток, анализ защищенности собственных аккаунтов в социальных сетях и электронных сервисах, практические работы.


Раздел 1. «Безопасность общения»


Тема 1. Общение в социальных сетях и мессенджерах. 1 час.

Социальная сеть. История социальных сетей. Мессенджеры. Назначение социальных сетей и мессенджеров. Пользовательский контент.


Тема 2. С кем безопасно общаться в интернете. 1 час.

Персональные данные как основной капитал личного пространства в цифровом мире. Правила добавления друзей в социальных сетях. Профиль пользователя. Анонимные социальные сети.


Тема 3. Пароли для аккаунтов социальных сетей. 1 час.

Сложные пароли. Онлайн генераторы паролей. Правила хранения паролей.

Использование функции браузера по запоминанию паролей.


Тема 4. Безопасный вход в аккаунты. 1 час.

Виды аутентификации. Настройки безопасности аккаунта. Работа на чужом компьютере с точки зрения безопасности личного аккаунта.


Тема 5. Настройки конфиденциальности в социальных сетях. 1 час.

Настройки приватности и конфиденциальности в разных социальных сетях.

Приватность и конфиденциальность в мессенджерах.


Тема 6. Публикация информации в социальных сетях. 1 час.

Персональные данные. Публикация личной информации.


Тема 7. Кибербуллинг. 1 час.

Определение кибербуллинга. Возможные причины кибербуллинга и как его избежать? Как не стать жертвой кибербуллинга. Как помочь жертве кибербуллинга.


Тема 8. Публичные аккаунты. 1 час.

Настройки приватности публичных страниц. Правила ведения публичных страниц.

Овершеринг.


Тема 9. Фишинг. 2 часа.

Фишинг как мошеннический прием. Популярные варианты распространения фишинга. Отличие настоящих и фишинговых сайтов. Как защититься от фишеров в социальных сетях и мессенджерах.,


Тема 9. Выполнение теста «Безопасность общения»


Раздел 2. «Безопасность устройств»


Тема 1. Что такое вредоносный код. 1 час.

Виды вредоносных кодов. Возможности и деструктивные функции вредоносных

кодов.


Тема 2. Распространение вредоносного кода. 1 час.

Способы доставки вредоносных кодов. Исполняемые файлы и расширения вредоносных кодов. Вредоносная рассылка. Вредоносные скрипты. Способы выявления наличия вредоносных кодов на устройствах. Действия при обнаружении вредоносных кодов на устройствах.


Тема 3. Методы защиты от вредоносных программ. 2 час.

Способы защиты устройств от вредоносного кода. Антивирусные программы и их характеристики. Правила защиты от вредоносных кодов.


Тема 4. Распространение вредоносного кода для мобильных устройств. 1 час.

Расширение вредоносных кодов для мобильных устройств. Правила безопасности при установке приложений на мобильные устройства.


Тема 5. Выполнение теста «Безопасность устройств»


Раздел 3 «Безопасность информации»


Тема 1. Социальная инженерия: распознать и избежать. 1 час.

Приемы социальной инженерии. Правила безопасности при виртуальных контактах.


Тема 2. Ложная информация в Интернете. 1 час.

Цифровое пространство как площадка самопрезентации, экспериментирования и освоения различных социальных ролей. Фейковые новости. Поддельные страницы.


Тема 3. Безопасность при использовании платежных карт в Интернете. 1 час.

Транзакции и связанные с ними риски. Правила совершения онлайн покупок.

Безопасность банковских сервисов.


Тема 4. Беспроводная технология связи. 1 час.

Уязвимость Wi-Fi-соединений. Публичные и непубличные сети. Правила работы в публичных сетях.


Тема 5. Резервное копирование данных. 1 час.

Безопасность личной информации. Создание резервных копий на различных устройствах.


Тема 6. Выполнение теста «Безопасность информации».



 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название раздела (темы)

Количество часов, отведенных на изучение

Всего

9 класс

1.    

Безопасность общения

15

15

2.    

Безопасность устройств

9

9

3.    

Безопасность информации

10

10

4.    

ВСЕГО

34 часа

 









 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9 класс

 

п/п

Количество уроков

Тема урока

Дата проведения

по плану

по факту



Безопасность общения



2

Общение в социальных сетях и мессенджерах

 

 

2

С кем безопасно общаться в интернете

 

 

1

Пароли для аккаунтов социальных сетей

 

 

2

Безопасный вход в аккаунты

 

 

2

Настройки конфиденциальности в социальных сетях

 

 

1

Публикация информации в социальных сетях

 

 

1

Кибербуллинг

 

 

1

Публичные аккаунты

 

 

2

Фишинг

 

 

1

Выполнение теста «Безопасность общения»

 

 



Безопасность устройств



2

Что такое вредоносный код

 

 

2

Распространение вредоносного кода

 

 

2

Методы защиты от вредоносных программ

 

 

2

Распространение вредоносного кода для мобильных устройств

 

 

1

Выполнение теста «Безопасность устройств»

 

 



Безопасность информации



2

Социальная инженерия: распознать и избежать

 

 

2

Ложная информация в Интернете

 

 

2

Безопасность при использовании платежных карт в Интернете

 

 

2

Беспроводная технология связи

 

 

1

Резервное копирование данных

 

 

1

Выполнение теста «Безопасность информации»

 

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Учебно-методическое

обеспечение

Название, автор, издательство, год издания

Учебная литература

        Информационная безопасность, или На расстоянии одного вируса. 7-9 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / М.С. Наместникова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2020.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.