Рабочая программа внеурочной деятельности «Шахматная школа» 5-9 класс
Муниципальное общеобразовательное учреждение –
Средняя общеобразовательная школа №2 г. Нерюнгри им. М.К. Аммосова
УТВЕРЖДАЮ Согласовано Рассмотрено
____________ ___________ на заседании МО
В.В. Пятилетов, И.В. Терпугова, Протокол №___
директор школы заместитель директора от 23.05.2021г.
30.08.2021г. по УВР 20.05. 2021г. __________________
руководитель МО
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Шахматная школа»
для 5-9 классов
Количество часов: 35 ч.
(2021-2022 учебный год)
Составитель: Е.Н. Курашев
учитель
Нерюнгри
2021г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Шахматная школа» разработана на основе следующих документов:
Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373";
Приказа МОиН РФ от 31 декабря 2015г. № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373";
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного Приказом МОиН РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897;
Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. №1897;
Письма МОиН РФ от 12.05.2011г. №03296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» (Приложение 1.Раздел «Информационно-методические материалы»);
Образовательной программы основного общего образования (в том числе учебного плана) СОШ№2.
Рабочая программа курса «Шахматы» составлена на основе примерной программы внеурочной деятельности (начальное и основное общее образование) Горский В.А., Тимофеев А.А., Смирнов Д.В. и др./Под ред. Горского Д.В., М.: Просвещение, 2014.
Цель: Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.
Задачи:
Обучающие:
познакомить с элементарными понятиями шахматной игры;
помочь овладеть приёмами тактики и стратегии шахматной игры;
научить воспитанников играть шахматную партию с записью;
обучить решать комбинации на разные темы;
обучить учащихся самостоятельно анализировать позицию, через формирование умения решать комбинации на различные темы;
научить детей видеть в позиции разные варианты.
Развивающие:
развивать фантазию, логическое и аналитическое мышление, память, внимательность, усидчивость;
развивать интерес к истории происхождения шахмат и творчества шахматных мастеров;
развивать способность анализировать и делать выводы;
способствовать развитию творческой активности;
развивать волевые качества личности.
Воспитательные:
воспитывать уважения к партнёру, самодисциплину, умение владеть собой и добиваться цели;
сформировать правильное поведение во время игры;
воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи;
воспитывать целеустремлённость, трудолюбие.
Раздел 1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Результатами изучения курса внеурочной деятельности «Шахматная школа» являются:
Личностные результаты:
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Метапредметные результаты:
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.
Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности “шахматная школа” – является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
1. Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно.
Проговаривать последовательность действий.
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности на занятии.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды. Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания.
3. Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать речь других.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им.
Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.
Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре.
Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).
Предметные результаты:
Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры; Правильно расставлять фигуры перед игрой;
Сравнивать, находить общее и различие. Уметь ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила.
Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.
К концу учебного года обучающиеся должны знать:
шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
правила хода и взятия каждой фигуры.
ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур.
К концу учебного года обучающиеся должны уметь:
ориентироваться на шахматной доске;
играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
правильно расставлять фигуры перед игрой;
рокировать;
объявлять шах;
ставить мат;
матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей;
проводить элементарные комбинации.
Раздел 2. Содержание курса внеурочной деятельности
Тематика курса «Шахматная школа» 5-9 класс
Раздел 1
1, 2 Вводное занятие. Что такое шахматы? Развитие шахмат. Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам.
Раздел 2
3, 4 Шахматная доска. Поле боя и войско. Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур. Запись шахматной партии. Запись начального положения.
Раздел 3
5, 6 Начальная позиция фигур на шахматной доске. Ходы фигур. Белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Просмотр презентации “Приключения в Шахматной стране». Первый шаг в мир шахмат.
7, 8 «Способности» фигур». Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: “Ферзь любит свой цвет”. Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур.
Раздел 4
9, 10 Ходы и взятие фигур. Шахматные мудрости. Работа со слайдами.
11, 12 Что такое вечный Шах и Пат. Открытый шах. Двойной шах. Дидактическая игра “Первый шах”. Что такое пат? Дидактическое задание “Мат или пат”.
13, 14 Ценность шахматных фигур. Кто сильнее? Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Дидактические задания “Кто сильнее?”.
15, 16 Ценность шахматных фигур. Достижение материального перевеса. Дидактическое задание “Выигрыш материала” (выигрыш ладьи, слона, коня). Игровая практика.
17, 18 Ценность шахматных фигур. Способы защиты. Дидактическое задание “Защита” (защита атакованной фигуры другой своей фигурой, перекрытие, контратака). Игровая практика.
19, 20 Пешки - охрана короля (пешечное прикрытие). Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Превращение пешки.
21, 22 Ладья против слона. “Игра на уничтожение” (ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов, сложные положения.
23, 24 Ферзь. Ферзь против слона и ладьи. Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь – тяжелая фигура. Ферзь против ладьи, ферзь против слона, ферзь против ладьи и слона, сложные положения.
25, 26 Конь против ферзя, слона и ладьи. Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь – легкая фигура. Конь против ферзя, конь против ладьи, конь против слона, сложные положения.
27, 28 Мат ферзем и мат ладьей. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Дидактическое задание “Мат или не мат”.
29, 30 Мат двумя слонами. Мат в один ход слоном, двумя слонами, конем, пешкой (простые примеры). Дидактическое задание “Мат в один ход”.
31, 32 Солдат становится генералом (король, легкая фигура и пешка против короля).
33, 34 Типичные матовые финалы. Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. Дидактическое задание “Дай мат в один ход”
35. Итоговое занятие. Блиц – турнир.
Формы организации деятельности: групповая, индивидуальная, парная.
Технологии, методики: демонстрационно-наглядные, практическая игра, решение шахматных задач, комбинаций и этюдов, дидактические игры и задания, игровые упражнения, теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки, участие в турнирах и соревнованиях.
Межпредметные связи на занятиях по развитию познавательных способностей: математика, история, рисование, физическая культура.
Раздел 3. Тематическое планирование
«Шахматная школа» 5-9 класс | |
Раздел / подраздел | Количество часов |
I. Вводное занятие. Что такое шахматы? | 2 |
II. Шахматная доска. | 2 |
III. Начальная позиция фигур на шахматной доске. | 4 |
IV. Ходы и взятие фигур. | 27 |
Итого: | 35 |
Календарно-тематическое планирование занятий
курса внеурочной деятельности «Шахматная школа» 5-9 класс (2020-2021 уч.г.)
№ | Тема | Кол-во часов | Дата | Планируемые результаты | |
1 | Вводное занятие. Что такое шахматы? | 1 | | учащийся должен знать: правила игры в шахматы; права и обязанности игрока; иметь представление о истории и происхождении шахмат; основные понятия о тактике и стратегии. Историю мировых и русских (советских) шахмат, имена чемпионов мира; Правила разыгрывания основных дебютов и окончаний; Основы тактики и стратегии шахмат; Порядок проведения и организацию шахматных соревнований (турниров) Правила этикета при игре в шахматы и их выполнение. Должен уметь: Применять указанные знания на практике; концентрировать внимание, ценить время; играть в шахматы с удовольствием. | |
2 | Развитие шахмат. | 1 | | | |
3 | Шахматная доска. | 1 | | | |
4 | Поле боя и войско. | 1 | | | |
5 | Начальная позиция фигур на шахматной доске. Ходы фигур. | 1 | | | |
6 | Начальная позиция фигур на шахматной доске. Ходы фигур. | 1 | | | |
7 | «Способности» фигур. | 1 | | | |
8 | «Способности» фигур. | 1 | | | |
9 | Ходы и взятие фигур | 1 | | | |
10 | Ходы и взятие фигур | 1 | | | |
11 | Что такое вечный Шах и Пат. | 1 | | | |
12 | Что такое вечный Шах и Пат. | 1 | | | |
13 | Ценность шахматных фигур. Кто сильнее? | 1 | | | |
14 | Ценность шахматных фигур. Кто сильнее? | 1 | | | |
15 | Ценность шахматных фигур. | 1 | | | |
16 | Достижение материального перевеса. | 1 | | | |
17 | Ценность шахматных фигур | 1 | | | |
18 | Способы защиты. | 1 | | | |
19 | Пешки - охрана короля (пешечное прикрытие). | 1 | | | |
20 | Пешки - охрана короля (пешечное прикрытие). | 1 | | | |
21 | Ладья против слона | 1 | | | |
22 | Ладья против слона | 1 | | | |
23 | Ферзь. Ферзь против слона и ладьи. | 1 | | | |
24 | Ферзь. Ферзь против слона и ладьи. | 1 | | | |
25 | Конь против ферзя, слона и ладьи. | 1 | | | |
26 | Конь против ферзя, слона и ладьи. | 1 | | | |
27 | Мат ферзем. | 1 | | | |
28 | Мат ладьей. | 1 | | | |
29 | Мат двумя слонами. | 1 | | | |
30 | Мат двумя слонами. | 1 | | | |
31 | Солдат становится генералом | 1 | | | |
32 | Солдат становится генералом | 1 | | | |
33 | Типичные матовые финалы. | 1 | | | |
34 | Типичные матовые финалы. | 1 | | | |
35 | Итоговое занятие. Блиц – турнир. | 1 | | | |
| Всего: | 35 ч. | | |
Учитель ________Е.Н. Курашев