Рабочая тетрадь «Наша Родина»
Дорогой друг!
Перед тобой рабочая тетрадь «Наша Родина».
Здесь ты узнаешь о своей Родине, культуре, природе и еще о многом познавательном. Все задания в тетради простые и интересные. Прежде чем выполнять, внимательно прочитай задания.
Желаем успехов!
СОДЕРЖАНИЕ
УРОК 2. НАША СТРАНА – НАША РОДИНА – НАША РОССИЯ 4
УРОК 3. РОССИЯ, РУСЬ, РУССКАЯ КУЛЬТУРА 5
УРОК 4. СКАЗКА «ТЕРЕМОК» И О ДРУЖБЕ НАРОДОВ РОССИИ 6
УРОК 5. ТВОЯ МАЛАЯ РОДИНА – РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ) 7
УРОК 6. ГЕРБ РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ) 8
УРОК 7. ОСОБЕННОСТИ РАСПОЛОЖЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) 9
УРОК 8. ОСОБЕННОСТИ РАСПОЛОЖЕНИЯ И ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) 10
УРОК 9. ЖИВОТНЫЙ МИР И ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) 11
УРОК 10. ЖИВОТНЫЙ МИР РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) 12
УРОК 11. РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) 13
УРОК 13. НАРОДЫ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) 15
УРОК 14. ЯКУТЫ. НАРОД И ИХ БЫТ 16
УРОК 15. НАЦИОНАЛЬНАЯ ОДЕЖДА ЧУКЧИ 17
УРОК 16. НАЦИОНАЛЬНАЯ ОДЕЖДА ЯКУТОВ 18
УРОК 17. НАЦИОНАЛЬНАЯ ОДЕЖДА ЯКУТОВ. ОРНАМЕНТЫ И УЗОРЫ 20
УРОК 18. ОРНАМЕНТЫ И УЗОРЫ ЯКУТОВ 21
УРОК 19. НАЦИОНАЛЬНАЯ ОДЕЖДА ЯКУТОВ. РИСУЕМ И ФАНТАЗИРУЕМ 22
УРОК 20. НАЦИОНАЛЬНАЯ ОДЕЖДА ЮКАГИРОВ 23
УРОК 21. ЮКАГИРСКИЕ ОРНАМЕНТЫ 24
УРОК 22. НАЦИОНАЛЬНАЯ ОДЕЖДА ЭВЕНКОВ 25
УРОК 23. КУЛЬТУРА И БЫТ НАРОДА ЯКУТИИ 26
УРОК 24. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ВИДЫ СПОРТА НАРОДОВ ЯКУТИИ 27
УРОК 25. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ВИДЫ СПОРТА НАРОДОВ ЯКУТИИ 28
УРОК 26. ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ НАРОДОВ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) 29
УРОК 28. ЮКАГИРСКИЕ ЗАГАДКИ 31
УРОК 29. ЭВЕНКИЙСКИЕ ЗАГАДКИ 32
УРОК 31. ЯКУТСКИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ 34
УРОК 1. ДАВАЙ ПОЗНАКОМИМСЯ
1. Напиши свое имя и фамилию__________________________
2. Нарисуй себя (свой портрет)
|
3. Нарисуй себя в виде несуществующего животного
|
Рассмотри рисунок соседа, посмотрите какие вы разные.
УРОК 2. НАША СТРАНА – НАША РОДИНА – НАША РОССИЯ
1. Составь из букв название нашей страны
Запиши полученное слово __________________________________
2. Выбери (обведи кружком, подчеркни) государственные СИМВОЛЫ РОССИИ
3. Как называются государственные символы России, подчеркни их названия:
ГИМН ПРЕЗИДЕНТ ФЛАГ СТОЛИЦА ГЕРБ
4. Назови столицу России __________________________ (напиши)
УРОК 3. РОССИЯ, РУСЬ, РУССКАЯ КУЛЬТУРА
1. Вставь пропущенные буквы:
Рус_ Ру_ы,
Русич_ Рус_кий язы_
Государствен_ый яз_к
Русска_ культу_а Русск_й наро_
2. Раскрась буквицы
3. Нарисуй свои инициалы похожими на буквицы и раскрась их
|
1. Прочитай сказку «Теремок» (на фото персонажи сказки)
2. Ответь на вопросы:
1. С чем у вас ассоциируется терем и животные которые там проживают?
2. Подумайте, почему разрушился терем?
3. Как героям удалось восстановиться терем?
4. Всем ли животным нашлось место в новом тереме?
5. Какие качества героев помогли построить новый терем?
Ответы запишите ниже
1. ______________________________________________________
2. ______________________________________________________
3. ______________________________________________________
4. ______________________________________________________
5. ______________________________________________________
УРОК 5. ТВОЯ МАЛАЯ РОДИНА – РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ)
1. Рассмотри карту и определи, где находится Республика Саха (Якутия)
2. Определи, в какой части России расположена Республика Саха (Якутия). Ответ подчеркни.
Западная Восточная
3. Назови столицу (центральный город) Республики Саха (Якутия). Ответ подчеркни.
Санкт-Петербург Владивосток
Москва Омск
Якутск Калининград
УРОК 6. ГЕРБ РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ)
1. Рассмотри гербы республик России. Подчеркни герб Республики Саха (Якутия)
2. Перерисуй герб Республики Саха (Якутия)
|
УРОК 7. ОСОБЕННОСТИ РАСПОЛОЖЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
1. Рассмотри карту и вспомни, где находится Республика Саха (Якутия)
2. Охарактеризуй расположение Республики. Выбери из ниже приведенного списка верные понятия:
Республика Саха расположена в восточной части страны
Республика Саха расположена в западной части страны
Территория Республики Саха вытянута с севера на юг
Территория Республики Саха расположена только в северной части страны России
Территория Республики Саха расположена только в южной части страны России
3. Подумайте, влияет ли расположение Республики Саха на природу, на то какие растения и животные здесь живут?
Подчеркни: да ……..нет
УРОК 8. ОСОБЕННОСТИ РАСПОЛОЖЕНИЯ И ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
1. Рассмотри карту России и карту природных зон России, вспомни, где находится Республика Саха (Якутия)
Подчеркни на рисунке какие природные зоны можно встретить на территории Республика Саха (Якутия)
УРОК 9. ЖИВОТНЫЙ МИР И ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
На прошлом занятии мы выяснили, что на территории Республика Саха (Якутия) можно встретить следующие природные зоны:
арктические пустыни,
тундра,
тайга.
1. Какие животные живут в зоне арктических пустынь (ответ подчеркни прямой линией)
2. Какие животные живут в зоне тундры (ответ подчеркни волнистой линией)
3. Какие животные живут в зоне тайги (ответ подчеркни двойной линией)
Тюлень |
Заяц |
Лиса |
Бурый медведь |
Волк |
Белый медведь |
Лось |
Песец |
|
Соболь |
Олень |
|
УРОК 10. ЖИВОТНЫЙ МИР РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
1. Отгадай загадки о животных, обитающих на территории природных зон Республики Саха (Якутия)
По тундре бродят их огромные стада. Он здесь и кормит людей, и обувает, и одевает. Зимой они на санях возят по тундре людей и груза. Он сам себе добывает еду, разгребает снег копытами и питается ягелем.
Ответ запиши __________________________________
Он похож на лису, но немного меньшего размера. Они живут в норах под землей. Они питаются мышами, яйцами птиц и ягодами.
Ответ запиши __________________________________
Самое большое хищное животное наших лесов?
Ответ запиши __________________________________
Он самое крупное травоядное животное в лесу. У него огромные рога и очень быстрые ноги, длинные и сильные. Ударом копыта может убить волка. Еще он защищается своими рогами. Они питаются травой, корой деревьев и водной растительностью.
Ответ запиши __________________________________
Пушной зверек очень ловкий и сильный. Он питается ягодами и мелкими грызунами (мышами, бурундуками), также очень любит кедровые орехи. У него очень ценится мех.
Ответ запиши __________________________________
УРОК 11. РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
1. Соедини линиями картинку и названия растений, которые произрастают на территории Республики Саха (Якутия)
морошка |
|
|
береза |
|
|
сосна |
|
|
малина |
|
|
пихта |
|
|
клюква |
|
|
крапива |
|
|
подорожник |
|
|
брусника |
|
1. Рассмотри пейзаж Якутии.
2. Какие слова ты можешь подобрать, чтобы описать его? Запиши их
_________________________________________________________
3. Попробуй срисовать пейзаж
|
УРОК 13. НАРОДЫ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
1. Рассмотри рисунок и одежду народов Республики Саха
2. Запиши, чем отличаются их народные костюмы
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
УРОК 14. ЯКУТЫ. НАРОД И ИХ БЫТ
1. Внимательно прочитайте текст и впиши пропущенные слова.
Якуты называют себя __________ ___________ солнца.
Подсказка: Сами якуты зовут себя Саха, что означает белый.
2. Соедините последовательно точки и ты познакомишься с лучшим другом народа Саха.
3. Напиши как называют лучшего друга народа Саха _______________.
УРОК 15. НАЦИОНАЛЬНАЯ ОДЕЖДА ЧУКЧИ
1. Рассмотри национальную одежду женщин и мужчин чукчи.
2. Допиши название одежды к его понятию
____________ |
мужской головной убор |
____________ |
это глухая рубаха с капюшоном, которую обычно надевали поверх кухлянки |
____________ |
традиционная верхняя одежда оленеводов. |
____________ |
женский головной убор |
____________ |
мягкие сапоги из оленьих шкур шерстью наружу |
Выбери понятия: Малахай, Камлейка, Кухлянка, Бэргесе, Торбаса
УРОК 16. НАЦИОНАЛЬНАЯ ОДЕЖДА ЯКУТОВ
Якутская зима длинная, суровая и поэтому в прошлом веке наши предки шили одежду из обработанной кожи оленя, лисы, песца, белки. Особенно украшали одежду девушки. Для украшений и орнаментов использовались голубой и белый бисер. Так же украшали из серебра головной убор, завязку для волос, браслеты, (илин кэбиьэр) нагрудное украшение, серьги.
1. Рассмотри рисунок с женской одеждой и украшениями якутов
1. Хассыат — корсет.
2. Дьогдьуурдаах, халадаай ырбаахы — платье с оборками и кокеткой.
3. Сон — шуба.
4. Тумустаах сарыы этэрбэс — торбаса из ровдуги со вставкой на носок.
5. Тыс этэрбэс — торбаса из оленьих лапок.
6. Cолко кур — пояс из шелка.
7. Дьабака бэргэһэ — шапка с меховым ободком.
8. Бастыҥа — головной убор замужней женщины.
2. Напиши по порядку: какую одежду одевают сначала, а что – потом.
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
3. Рассмотри рисунок с женскими украшениями якутов. Выбери то украшение, которое тебе больше нравится.
Список украшений на русском и якутском языках представлен ниже:
Туоһахта — серебряная круглая пластинка.
Илин кэбиһэр — нагрудное украшение.
Кэлин кэбиһэр — наспинное украшение.
Ытарҕа — серьги.
Түгэхтээх ытарҕа — серьги с подвеской.
Биһилэх — кольцо.
Сирэйдээх биһилэх — перстень.
Бөҕөх — браслет.
УРОК 17. НАЦИОНАЛЬНАЯ ОДЕЖДА ЯКУТОВ. ОРНАМЕНТЫ И УЗОРЫ
Якутская одежда богата орнаментами и узорами. Какие орнаменты и узоры вы знаете? Рассмотрите рисунок
Нарисуйте такие же узоры ниже
тыал, ___________________________________________________
үүнээйи, ___________________________________________________
долгун, ___________________________________________________
тарах тииhэ, _______________________________________________
тыҥырах, ___________________________________________________
көҕүөр ___________________________________________________
УРОК 18. ОРНАМЕНТЫ И УЗОРЫ ЯКУТОВ
На якутской одежде можно встретить множество узоров.
1. Рассмотрите рисунок, что обозначает каждый узор? Какие орнаменты и узоры вы уже видели?
2. Нарисуйте следующие узоры ниже: Солнце, Память, Любовь, Сила рода.
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
УРОК 19. НАЦИОНАЛЬНАЯ ОДЕЖДА ЯКУТОВ. РИСУЕМ И ФАНТАЗИРУЕМ
1. Рассмотри национальную одежду якутов.
2. Придумай и нарисуй свою национальную одежду для якутов.
|
1. Рассмотрите одежду и обувь юкагиров. Какие элементы и орнаменты вы заметили.
Кафтан из ровдуги, украшенный солнечной символикой (орнамент йэльоодьо) |
|
Обувь с орнаментом өнмиэдиэ |
|
Сумочка из ровдуги с орнаментом йэльоодьо |
2. Нарисуйте орнамент одежды рядом с его описанием
|
Мотив «Солнышко» (орнамент йэльоодьо) символизирует высшую сакральность и чистоту, является оберегом |
|
Мотив өнмиэдиэ «молодая лиственница», «молодой человек». Өнмиэдиэ в прошлом украшали женские и мужские передники, обувь. |
|
Орнамент оожии нодо нойл «утиные ножки» вышивают только на предметах мужского гардероба. |
1. Рассмотри национальные орнаменты юкагиров.
2. Нарисуйте такие же узоры ниже
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
УРОК 22. НАЦИОНАЛЬНАЯ ОДЕЖДА ЭВЕНКОВ
1. Рассмотри национальную одежду эвенков.
2. Соедини линиями название элемента национальной одежды эвенков и их русское значение
Одежда эвенков |
соедини линиями |
значение |
хэвэрил |
|
шапка |
хэлми |
|
унты |
коллол |
|
рукавицы |
авун |
|
передник |
УРОК 23. КУЛЬТУРА И БЫТ НАРОДА ЯКУТИИ
1. Прочитай текст и вставь пропущенные слова вместо подчеркивания:
Якуты ведут родословную от кочевых _____. Поэтому живут в ____. Однако, в отличие от монгольских войлочных юрт, круглое жилище якутов возводится из стволов небольших деревьев с конусообразной стланой кровлей. В стенах устраивается множество окон, под которым на разной высоте располагаются ______. Между ними устанавливаются перегородки, образующие подобие комнат, а в центре утраивается мазаный ____. На лето могут воздвигаться временные берестяные юрты – ____. А с XX века некоторые якуты селятся в _____. Быт их связан с _________.
Для справок: племён, юртах, окон, лежаки, очаг, урасы, избах, шаманством
УРОК 24. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ВИДЫ СПОРТА НАРОДОВ ЯКУТИИ
1. Прочитай текст о национальных видах спорта Якутии
К национальным видам спорта Якутии относятся борьба «хапсагай», мас-рестлинг, якутские прыжки «куобах», «ыстанга». «кылыы», «тутум эргиирэ», поднятие камня и др.
2. Каким видом спорта, тебе интересно было бы заниматься, возможно, ты уже посещаешь какую-то спортивную секцию.
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
УРОК 25. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ВИДЫ СПОРТА НАРОДОВ ЯКУТИИ
1. Прыжки у народов Якутии - это повторение прыжков животных.
2. Соотнеси картинку и названия вида прыжков на якутском и на русском языках в спорте якутского народа
Куобахтыы ойуу |
прыжки по-оленьи |
|
табалыы ойуу |
прыжки по-заячьи |
|
кылыйыы |
скачки на одной ноге |
УРОК 26. ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ НАРОДОВ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
1. Прочитай якутские пословицы. Впиши недостающие слова.
Байская ___________ никогда не кончается.
Беда и горе приходят, будто им ____________ назначено.
Без _________ дерево не качается.
Был бы _________, будет и седло; был бы нож, найдутся и ножны.
Веревка рвется, где тонко, _________ ломается у конца.
Для справок: работа, время, ветра, конь, нож
2. Вставьте пропущенные буквы в словах:
раб__та,
вр__мя,
вет__а,
ко__ь,
н__ж
УРОК 27. ЯКУТСКИЕ ЗАГАДКИ
1. Прочитай и отгадай якутские загадки
Эти двое при народе
Век не изменяются,
Весело всегда уходят
С плачем возвращаются.
Четыре наряда у этой красавицы,
И в каждом наряде – любому понравится.
Без семян, а растет.
У старухи одеяло разорвалось
Есть трава, что никогда не увядает.
Над избой лежит щербатая поварешка.
Для справок: Вёдра, Земля, Волосы, Разлом льда, Мох, Луна
УРОК 28. ЮКАГИРСКИЕ ЗАГАДКИ
1. Прочитай и отгадай юкагирские загадки
С вкусной водой, с бескостной рыбой, с железными берегами – круглое озеро.
|
|
Два человека взапуски бегут, но никто друг друга обогнать не может.
|
|
Кто на своей голове лес носит?
|
|
Кто без ног, но быстрее всех?
|
Для справок: Жир, оладьи, сковородка, Ноги, Олень, Рыба
2. Отгадай кроссворд
Голова с шапкой, нога без сапога (Гриб)
В лесу родилась, на воде живу (Лодка)
Мой деревянный конь никогда не устает. (Лыжи)
Два человека взапуски бегут, но никто друг друга обогнать не может. (Ноги)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Н |
О |
1. Г |
И |
|
|
|
|
|
|
|
|
Р |
|
|
|
|
|
|
2/3Л |
Ы |
Ж |
И |
|
|
|
|
|
|
О |
|
|
Б |
|
|
|
|
|
|
Д |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
К |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
А |
|
|
|
|
|
Для справок: Ноги, Гриб, Лодка, Лыжи
УРОК 29. ЭВЕНКИЙСКИЕ ЗАГАДКИ
1. Прочитай и отгадай эвенкийские загадки. Соедини картинку и загадку
Идет, идет и не устает (Вода) |
|
Все кушает — не наедается, а попьет — умрет(Огонь) |
Какое самое лучшее лекарство?(Вода) |
Идет без конца(Вода) |
|
Кто никогда не наедается (Огонь) |
Замерзнем — греет нас (Огонь) |
|
Что нельзя вычерпать(Вода) |
|
Какая еда всех слаще (Вода) |
2. Прочитай эвенкийские загадки в вопросительной интонации. Отгадай загадки.
Сангнянмудяран? Дымит?
Сонгодерон? Плачет?
Окин-да дегдэдерэн? Всегда горит?
Упкаттук дяличитмар? Всех умнее?
Бабушка идет и плачет?
Не костер, а греет? О
Для справок: туман, дождь, солнце, человек, туча, солнце
УРОК 30. ЭВЕНСКИЕ ЗАГАДКИ
1. Прочитай и отгадай эвенкийские загадки. Соедини картинку и загадку
Красную лису в красной норе привязали, и она никак убежать не может. (Язык во рту) |
||
|
Две собачки в беге соревнуются и визжат, а перегнать одна другую не могут. (Полозья санок)
|
|
Старик на огне сидит, поднимает шапку и поет. (Чайник) |
||
|
Десять парней белые льдины на себе таскают. (Ногти на десяти пальцах)
|
|
На горе два сохатых кормятся, за всю жизнь так и не увидят друг друга. (Уши человека) |
||
|
Вокруг озера девушки «Ёхорьё» танцуют. (Ресницы)
|
|
Белый олень приходит, когда черный олень уходит. (День и ночь) |
||
|
На гладком льду рыбу покрошили. (На небе звезды) |
|
УРОК 31. ЯКУТСКИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
1. Прочитай название музыкальных инструментов и соедини каждое название с его картинкой.
Хомус |
Бадьаайах |
||
Күпcүүp |
Кыыhаан
|
||
Иирэр дьаҕаа |
Хобо |
||
Дьаха |
Дүңүр |
УРОК 32. ЯКУТСКИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
1. Найдите народный музыкальный инструмент Якутии среди представленных:
Хомус |
Рожок |
Гусли |
2. Раскрасьте картинку так, чтобы она была созвучна народной мелодии «Танец оленя».
5+8= ... (варежки, полосы на шубе и обувь)
7+8= ... (манжеты и оторочка)
11+8= ... (олень)
16-4= ... (бубен)
12-4= ... (шуба, капюшон, край бубна и рога оленя)
1. Прочитайте народную якутскую сказку «Лошадь и олень» («Ат уонна таба»)
2.Подумай и ответь на вопросы:
Кто благороднее поступил: лошадь, олень, человек? Обьясни почему.
Как бы ты поступил на месте лошади?
Вспомни произведения (сказки, стихи, картины), в которых упоминается лошадь. Перечисли их. Запиши ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Что мы можем сказать о человеке и лошади? Кем они стали друг для друга? ________________________________________________________
УРОК 34. ЯКУТСКАЯ МУДРОСТЬ1. Рассмотри картинки, прочитай якутские поговорки, какая мудрость в них заключается?
Как бы ты понял смысл этой поговорки. Запиши краткий ответ __________________________________________________________________________________________________________________________________
Как бы ты понял смысл этой поговорки. Запиши краткий ответ __________________________________________________________________________________________________________________________________
До встречи в следующем году
37
Ирина Владимировна Казарцева
Елена Гаврииловна Гончарова