12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Коровкина Любовь Викторовна44
Россия, Челябинская обл., Миасс

t1695279966aa.png

Дорогие ребята!


Мы живем в огромной стране - России. Прекрасна ее природа, сказочно богаты недра. Среди необъятных просторов есть уголок, в котором мы с вами живем. Это наш родной край, это наша Родина. Маленький поселок Хребет в Челябинской области. Познайте его! Чем лучше знает человек свой край, тем больше он его любит.

Эта тетрадь поможет вам ответить на многие вопросы:

-Где располагается наш край?

-Почему наш поселок называется Хребет?

-Какие полезные ископаемые хранятся в уральских недрах?

-Какие реки и озера украшают Южный Урал?

-Какие растения и животные встречаются в нашем крае?

Надеемся, что использование заданий тетради сделает занятия более интересными, увлекательными, успешными. Поможет вам отработать и проверить на практике полученные знания, умения и навыки.

Успехов вам!















t1695279966aa.png

t1695279966aa.png

Введение.

1.Что означает слово краеведение?

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

2.Для чего изучают свой край?

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

3.Что вы знаете о своем поселке?

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………










t1695279966aa.png

t1695279966aa.png

«Живу я в глубине России».


Живу я в глубине России,

В краю озер и рудных скал.

Горы- сини

И в синих отсветах металл.

1.Укажите, где вы живете:

Область……………………………………………………..

Район……………………………………………………….

Населенный пункт…………………………………………

2.В каком году была основана Челябинская область?

………………………………………………………………

3.В каком году был создан ваш населенный пункт?

………………………………………………………………

4.С какими областями, республиками и государствами граничит наша область?

-на севере………………………………………………….

-на юге…………………………………………………….

-на востоке………………………………………………..

-на западе…………………………………………………

5.Отметьте на контурной карте населенный пункт, в котором вы живете.












t1695279966aa.png

t1695279966aa.png

Комплексная экскурсия на местности. Ориентирование.

1.Обозначить стороны горизонта на рисунке.

2.В каком направлении находится железная дорога, местный пруд, детский сад, ваш дом от места наблюдения. Отметьте эти объекты на рисунке с помощью условных знаков.














3.Пользуясь картой Челябинской области, определите расстояние от Челябинска до нашего населенного пункта и до границ области.

4.

Условные знаки(топографические)

Наша местность.















t1695279966aa.png


Карта - источник знаний

1.План местности-……………………………………………..

………………………………………………………………………………………………………………………………………….

2.Масштаб-………………………………………………..

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

3.Маршрутная съемка местности.

Станция.

Направление.

Расстояние (шаги, метры).





4.Составить план маршрута.











t1695279966aa.png


t1695279966aa.png


«В гостях у хозяйки Медной горы».


Когда-то над хребтом Урала, Ей было любо на просторе

Соленой свежестью полна, И гордо устремляясь ввысь

С волнами запросто играла Отхлынуло, исчезло море,

Морская вольная волна. И горы в небо поднялись

Заполнить схему.

t1695279966ab.gif Поверхность Челябинской области.



Горы Равнины.

t1695279966ac.gift1695279966ad.gift1695279966ae.gift1695279966af.gif


t1695279966ag.gift1695279966ah.gif



2.Закрасьте соответствующим цветом прямоугольники с формой рельефа, на которой находится ваша малая родина (город, село и их окрестности).

3. На контурную карту нанесите формы поверхности и полезные ископаемые.











t1695279966aa.png

t1695279966aa.png


Практическая работа.

1 .Сфотографируйте окружающую местность. Подготовьтесь к фотовыставке.

2.Оформите альбом или краеведческий уголок в классе.

3.Изучите полезные ископаемые нашего края, и заполни таблицу.

Название.

Условные обозначения на карте.

Способ добычи.

Где используются.

Мрамор




Бурый уголь




Железная руда.




Медная руда.





4.Что вы знаете о добыче гранита в нашем карьере и о Хребетском Щебеночном заводе? Напиши.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..



t1695279966aa.png

t1695279966aa.png

«Голубой родник».

1.Какие бывают водоемы? Заполни схему.

Водоемы.

t1695279966ai.gift1695279966aj.gif






Приведите примеры:

1………………………. 1………………………

2………………………. 2……………………….

3………………………. 3……………………….

2.Назовите и опишите реку, которая протекает по территории вашей местности.

Название реки………………………………………………….

Течение реки…………………………………………………...

Исток реки……………………………………………………..

Река впадает……………………………………………………

Ледостав на реке………………………………………………

Использование реки…………………………………………..

…………………………………………………………………


3.На какой реке обитают жители двух частей света- Европы и Азии?..........................................................................

4. Пользуясь картой, укажите реки, на которых расположены города:

Троицк…………………… Нязепетровск………………...

Южноуральск………………. Аша……………………….

Магнитогорск………………….. Миасс…………………. Челябинск…………….............. Златоуст………………


t1695279966aa.png

t1695279966aa.png

Практическая работа.

1. Сфотографируйте водоемы вашей местности.

2.Составьте памятку «Как вести себя на водоеме».

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………..


3.Укажите какой-либо способ, при помощи которого вы можете уменьшить загрязнение водоема (озера, реки, пруда). Нарисуйте.

















t1695279966aa.png

t1695279966aa.png

«Сам себе синоптик».

1.Что такое погода? ………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………………………….

2. Что такое климат?.........................................................

……………………………………………………………………………………………………………………………………

3.В каком климатическом поясе находится ваш населенный пункт? ..........................................................................................

5.Постройте график хода температуры воздуха за месяц. Какова средняя температура за месяц?












6.Построить «Розу ветров» за месяц.

ветер

С.

СВ.

В.

ЮВ.

Ю.

ЮЗ.

З.

СЗ.

Кол-во дней.
















t1695279966aa.png


7.

Облачность.

Кол-во дней.








4.План описания погоды за месяц.

-название месяца……………………………………………….

-средняя температура воздуха………………………………...

-преобладающая облачность………………………………….

-преобладающий ветер………………………………………..

-осадки…………………………………………………………


Вывод:………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………...........................................................







t1695279966aa.png

t1695279966aa.png

«К зеленому другу».


Как все взаимосвязано в природе,

Разумно и неразделимо!

Вот- ландыши: они не в поле бродят,

А с тенью лип нерасторжимы.

И с шелестом берез зелено- дымным,

И с колокольчиком лиловым,

И с флейтой иволги и свистом соловьиным,

И с влажным воздухом медовым…


1.Биосфера- ………………………......................................

…………………………………………………………………………………………………………………………………….

2.П.К.- это……………………………………………………..

……………………………………………………………………………………………………………………………………

3.В какой природной зоне расположен ваш населенный пункт?

4.Сфотографируйте лес во время экскурсии. Подготовьтесь к фотовыставке «»Хрупкий мир» о растениях и животных нашего края.











t1695279966aa.png

t1695279966aa.png


«В гостях у братьев наших меньших».


1.Напишите, какую роль играют растения и животные в жизни человека? …………………………………………….

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

2.Допишите недостающую информацию.

На Южном Урале для сохранения редких и исчезающих видов организованы:……………………………………….

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

3.Нарисуй плакат, который отображал бы защиту животного и растительного мира на Южном Урале.











t1695279966aa.png

t1695279966aa.png

.

«Жалобная книга природы».


1.Вдумайся в слова вождя племени индейцев Сиэттла. О чем они? Напиши.

Благоухающие цветы-

Наши сестры,

Олень, лошадь, великий орел,

Все они наши братья.

Скалистые вершины гор,

Соки лугов,

Жар лошадиной крови и человек-

Все мы члены одной семьи.

(Послание вождя Сиэттла,1854 г.)

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

2.Вы много узнали о природе родного края. Что тебя особенно взволновало? Напиши.

……………………………………………………………………

……………………………………………………………………

……………………………………………………………………

……………………………………………………………………

……………………………………………………………………

…………………………………………………………………….


t1695279966aa.png

t1695279966aa.png


3.С какой целью создается Красна книга?............................

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

4.На территории Южного Урала располагаются государственные заповедники:…………………………

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Национальные парки:………………………………………..

……………………………………………………………………………………………………………………………………

Памятники природы:………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

5. Что бы вы могли рассказать интересного о своем поселке? Расскажите о вашем участии в защите природы. Подготовьтесь к творческому отчету или сделайте презентацию.












t1695279966aa.png

t1695279966aa.png


Приложение

t1695279966ak.jpg 1.Наблюдения за погодой.

Осень.

……………………………..20.. г.


число

Обл-

ть

Осад-

ки

Тем-

Ра.

Ве-

тер

Чис-

ло

Обл-

ть

Осад-

ки

Тем-

ра

Ве-тер

1





17





2





18





3





19





4





20





5





21





6





22





7





23





8





24





9





25





10





26





11





27





12





28





13





29





14





30





15










16











Запишите самую высокую температуру воздуха…………....

……………… число ………………….месяц.

Запишите самую низкую температуру воздуха ……………..

……………… число …………………. месяц.


t1695279966aa.png



Зима

………………………..20.. г.


Число.

Обл-

Ть.

Осад-

ки.

Тем-

Ра.

Ветер.

Число.

Обл-

Ть.

Осад-

ки.

Тем-

ра

Ветер.

1





17





2





18





3





19





4





20





5





21





6





22





7





23





8





24





9





25





10





26





11





27





12





28





13





29





14





30





15










16











Запишите самую высокую температуру воздуха…………………

………………………. число ………………….. месяц.

Запишите самую низкую температуру воздуха………………….

……………………….число……………………месяц.





t1695279966aa.png


t1695279966aa.png



Весна.

…………………………20.. г.


число

Обл-

ть

Осад-

ки

Тем-

Ра.

Ве-

тер

Чис-

ло

Обл-

ть

Осад-

ки

Тем-

ра

Ве-тер

1





17





2





18





3





19





4





20





5





21





6





22





7





23





8





24





9





25





10





26





11





27





12





28





13





29





14





30





15










16











Запишите самую высокую температуру воздуха…………....

……………… число ………………….месяц.

Запишите самую низкую температуру воздуха ……………..

……………… число …………………. месяц.






t1695279966aa.png



t1695279966al.png

Осенняя экскурсия.

Дата экскурсии…………………………………………………

Место экскурсии……………………………………………….

Наблюдения за неживой природой.

1.Как изменилось положение солнца по сравнению с летним периодом?

Допишите:

Осенью солнце………………………………………………....

2.Измерьте температуру воздуха на солнце……………в тени……………………

3.Опишите погоду в день экскурсии

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

4.Сфотографируйте или зарисуйте осенний пейзаж в день экскурсии.

5.Составьте осеннюю икебану из местных растений.



Наблюдения за растениями.

1.Запишите названия деревьев ……………………………….

…………………………………………………………………

Кустарников………………………………………………………………………………………………………………………..

Травянистых растений…………………………………….....

……………………………………………………………………………………………………………………………………..


t1695279966aa.png

2.Соберите листья разной окраски, демонстрирующие постепенный переход от зеленой окраски к полному осеннему расцвечиванию. Сделайте гербарий.

3.Сделайте вывод о причинах осенних изменений в жизни растений. ……………………………………………………….

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………


Наблюдения за животными.

Внимание! Наблюдая за животными. Будьте осторожны. Не берите их в руки. Помните, что нельзя наблюдать за организмами вне условий их существования.


1.Какие насекомые, увиденные вами на экскурсии, ведут активный образ жизни?

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

2.Осмотрите лесную подстилку. Каких насекомых вы обнаружили?

………...............................................................................................................................................................................................

3.В полной тишине понаблюдайте за птицами. Каких птиц вы увидели или услышали их голоса?

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

Как ведут себя птицы осенью?

……………………………………………………………………………………………………………………………………

4.Каких еще животных вам удалось встретить на экскурсии?


t1695279966aa.png

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Опишите их поведение………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

5. Вывод по экскурсии:………………………………………..

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………







t1695279966ak.jpg



t1695279966aa.png

t1695279966aa.png


Весенняя экскурсия.

Практическая работа.

Дата экскурсии: ……………………………………………….

Место экскурсии: …………………………………………….


Задания ботаникам.

1.Рассмотрите растения леса на выбранном вами участке. Чем они отличаются от растений луга или водоема?


2.Продемонстрируйте с помощью схемы, каким образом растения леса образуют «этажи».Почему так размещены растения?

Ярусы смешанного леса.

Деревья.


Кустарники


Травы


Мхи.



3.Объясните, почему травостой березовой рощи в видовом отношении богаче, чем в сосновом бору?


4.На выбранном вами участке леса найдите живые приметы того, что лес живой, чистый.



Задания зоологам.

1.Каких насекомых можно встретить в лесу? Какую роль в жизни леса они играют?

t1695279966aa.png

2.Что вы знаете о животных нашего леса, которые обитают на деревьях, ведут наземный образ жизни, селятся в почве?

Каким образом они приспособились к жизни в лесу.


3.Составьте 2- 3 цепи питания, которые складываются в лесах нашего края.


4.Назовите животных- санитаров леса. Какую роль играют животные в жизни человека?


Задания экологам.

1.Почему лес называют природным сообществом?


2.Какая связь кроме пищевой, существует между животными и растениями леса?


3. Каково значение леса?


4.Найдите и назовите лекарственные растения, ядовитые, а также и те, которые занесены в «Красную книгу» Челябинской области. Знаете ли вы охраняемых животных нашего края?















t1695279966aa.png























































































Тетрадь

по краеведению

учени ……. ……. класса

………………………………….

………………………………….









1


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.