12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ливенцова Лидия Алексеевна1467
Россия, Тверская обл., Бежецк
Материал размещён в группе «Начальные классы»

Рабочая тетрадь по русскому языку

 

к электронному пособию «Правила – тренажёры» (тесты)


 

Подготовила учитель начальных классов

Ливенцова Лидия Алексеевна

МОУ «Дороховская общеобразовательная школа»

 

2019 год

Одна из эффективных форм проверки учебного материала - тематический контроль в форме теста. Тесты составлены в соответствии с требованиями программы и содержанием электронного пособия по русскому языку »Правила-тренажёры»
Тесты помогут учащимся в изучении основных тем курса русского языка, а учителю предоставят систематизированный проверочный материал.

далее Читать

Цель: проверка усвоения программного материала по разным темам:

- Наша речь.

-Текст.

- Предложение.

- Словосочетание.

- Имя собственное.

- Парные звонкие и глухие согласные.

- Синонимы. Антонимы. Омонимы.

- Непроизносимые согласные.

- Двойные согласные.

-Безударные согласные.


 

Тема.Наша речь

1 вариант

1. Укажи пример устной речи.

1) записка маме
2) спектакль
3) СМС-сообщение
4) квитанция об оплате услуг

2. Укажи пример письменной речи.

1) беседа с другом
2) слушание радиопередачи
3) пересказ у доски
4) запись диктанта

3. Укажи пример внутренней речи.

1) исполнение песни
2) диалог с продавцом
3) решение примера в уме
4) просьба о помощи

4. О каком значении слова язык идет речь в за­гадке: «Всегда во рту, а не проглотишь»?

1) орган в полости рта
2) способность говорить
3) система звуков и слов какого-либо народа
4) стержень в колоколе

5. Государственным языком России является:

1) российский язык
2) английский язык
3) татарский язык
4) русский язык

6. О каком человеке говорят «У него язык без ко­стей»?

1) о больном
2) об умном
3) о болтливом
4) о молчаливом

7. Укажи пословицу (поговорку-), которая говорит о хорошей речи.

1) Мелет день до вечера, а послушать нечего.
2) Глупые речи — что пыль на ветру.
3) Ласковым словом и камень растопишь.
4) Лепечет как сорока.

8. Запиши, какой вид речи представлен в данном отрывке из рассказа Н. Носова «Бобик в гостях у Барбоса».

Однажды дедушка ушёл на работу, кот Васька убежал куда-то гулять, а Барбос дома остался.
«Дедушке нашему хорошо! — подумал Барбос­ка. — Ушёл на работу и работает. Ваське тоже не­плохо -убежал из дома и гуляет по крышам. А мне вот приходится сидеть, сторожить квартиру».

9. Подбери к устойчивому выражению из перво­го столбца значение из второго столбца. Соедини стрелкой каждое выражение с верным значением.

1) прикусить язык
2) найти общий язык
3) язык не поворачивается

а) достигнуть взаимопонимания
б) не решаться сообщить о чём-либо
в) резко замолчать, не закончить речь

10. Составь из данных слов пословицу и запиши ее.

Нечего, много, послушать, сказано, а.


 

 

 

Тема. Текст.

1. Покажи цифрами верный порядок предложений в тексте.

Кто-то очень давно поставил между деревьями маленькую скамейку.
Кора у них почернела и потрескалась.
Вот ребята и решили поставить новую: крепкую и большую.
Вместе с берёзами состарилась и скамейка.
На краю деревни растут старые берёзы.
Возвращаясь с поля, старики здесь отдыхали.

Выпиши пятое предложение, подчеркни в нем главные члены.

2. Определи по заголовку возможный тип текста. Заполни таблицу.

Заголовок

Тип текста

Почему бывает град?

 

Как мы встречали рассвет

 

Краски осеннего леса

 

Зимние забавы

 

Вот так кошка!

 

3. Прочитай текст.

Лес густо порос орешником, боярышником и бу­зиною. Рослые клёны, дубы и буки зелёным шатром накрывали чащу. У подножий деревьев росли пыш­ные папоротники и лесные ягоды. Свет раннего солн­ца проникал сквозь листву тонкими золотыми нитями.

(По Ф. Зальтену. Перевод М. Тарловского)

Продолжи высказывание.

Это текст — ___________.

Отметь предложение, которое может быть продолжением текста.

Красиво в лесу зимой!
Берега реки покрыты редкими лесами.
В этом сказочном лесу и родился олененок Бемби.
Перелётные птицы собираются в дальний путь.

4. Восстанови порядок частей в тексте. Озаглавь рассказ.

Оля подняла ветки тополя, принесла домой и поставила в банку с водой.

В один из зимних дней был сильный снегопад. От тяжести снега ветки деревьев ломались и падали.

Через несколько недель ветки проснулись! На почках лопнула жёсткая кожура и появились нежные зелёные листочки. Они пахли свежестью. Это был запах скорой весны.

5. Прочитай текст. Вставь пропущенные буквы.

Наступила ос_нь. Пор_дела на б_рёзах л_ства. Не слышно птиц. Сир_тливо к_ч_ется на голом ств_ле скв_речник.

Вдруг прил_тели два скв_рца. Скв_рчиха ск_льзнула в домик. Скворец сел на веточку рядом и т_хонько запел… Вот песня кончилась.

Птицы прощались со своим домом. В_сной они опять прилетят сюда. А теперь скворцы отправляют­ся в д_лёкий путь.

(По В. Бианки)

Выбери к тексту наиболее точный заголовок и запиши его на свободной строке перед текстом.

Песня скворца
Прощальная песня
Перед отлётом
Как скворцы пели песню

 

 


 

Тема. Предложение.

1 вариант

1. Какие предложения не бывают по интонации?

1) повествовательные

2) невосклицательные

2. Какие члены предложения являются главными?

1) подлежащее и сказуемое

2) члены предложения, поясняющие подлежащее

3. В каком предложении нет ни одной ошибки?

1) пришел сентябрь.

2) После знойного лета наступила осень

3) По опушкам лесов растут еще грибы.

4. Укажи главные члены предложения.

На болотах растет румяная клюква.

1) клюква румяная

2) клюква растет

5. Составь из данных слов предложения.

1) ребята, лисенка, на дороге, подобрали

2) у него, передние, были, лапы, перебиты

6. Прочитай текст. Сколько в нем предложений?

 

Хорошо в жаркий день на реке одна за другой бегут маленькие волны вот ребята попрыгали в воду сразу брызги поднялись столбом стало на реке шумно и весело.

5 предложений

6 предложений

7. Назовите предложение по цели высказывания и интонации:

Вы не видели, куда пошёл Серёжа?

 


 

2 вариант
 

1. Какие предложения бывают по цели высказывания?

1) повествовательные

2) невосклицательные

2. Какие члены предложения не являются главными?

1)подлежащее и сказуемое

2)члены предложения, поясняющие подлежащее

3. В каком предложении нет ни одной ошибки?

1) налетел сильный ветер.

2) С деревьев полетели листья

3) Листья закружились в воздухе.

4. Укажи главные члены предложения.

Кругом пестреет лес зеленый.

1) Лес пестреет

2) Пестреет кругом

5. Составь из данных слов предложения.

1) есть, театр, в Москве, удивительный

2) на сцене, медведи, и, слоны, выступают
 

6. Прочитай текст. Сколько в нем предложений?
 

Поднялась за рекой темная туча загромыхал гром пронесся по макушкам деревьев вихрь закачались деревья закружились над поляной листья упали первые капли дождя

1) 6 предложений

2) 7 предложений

7. Назовите предложение по цели высказывания и интонации:

Какой тёплый осенний денёк!

___________________________, _______________________________.

 

 

 

Тема. Предложение. Словосочетание.

вариант 1

Закончите фразу:

Предложение состоит из ___________, связанных между собой по смыслу

А) частей речи

Б) слов

В) звуков речи

2. Закончите определение:

Предложение выражает _____________

А) сказанные слова

Б) желание человека

В) отношение к окружающему

Г) законченную мысль

3 . Определите границы предложений, поставив нужный знак препинания. (.!?)

На опушке леса растут душистые ландыши а ты любишь цветы берегите лес


 

4. Выберите предложение, которое соответствует схеме:

Что? что делает? кого?

А) Он берет котенка.

Б) Безделье губит человека.

В) Ежик прячется в дупле.

Г) Дуб колышет ветвями.


 

5. Что мы называем главными членами предложения?

А) части речи

Б) слово и словосочетание

В) подлежащее и сказуемое

Г) существительное и глагол


 

6. В данном предложении подчеркните главные члены и укажите, какими частями речи они выражены.


 

В мае зацветут вишневые сады.


 

7. Из предложенных ниже вариантов выберите словосочетание.

А) Светит солнце

Б) Солнечный свет

В) Яркое солнце печет


 

8. Где предложение, а где словосочетание? Укажите стрелочками, разбив на 2 группы Словосочетания Копна сена Предложения

Песчаный берег

Мы играем

Идет по дорожке

Светят звезды

Ребята катаются на лыжах


 

9. Составьте предложение по схемам и запишите их.

Кто? что делает? где? _____________________________________________________

_________________________________________________________________________

Какая? что? что сделает? ___________________________________________________

_________________________________________________________________________

вариант 2

Закончите фразу:

Предложение состоит из ___________, связанных между собой по смыслу

А) слов

Б) предметов

В) звуков речи

2. Закончите определение:

Предложение выражает _____________

А) сказанные слова

Б) законченную мысль

В) отношение к окружающему

Г) предположение

3 . Определите границы предложений, поставив нужный знак препинания. (.!?)

Приятно в жаркий день посидеть на берегу реки а ты умеешь плавать не купайсе в реке


 

4. Выберите предложение, которое соответствует схеме:

Кто? что делает? кого?

А) Он берет котенка.

Б) Безделье губит человека.

В) Ежик прячется в дупле.

Г) Дуб колышет ветвями.


 

5. Что мы называем главными членами предложения?

А) части речи

Б) подлежащее и сказуемое

В) слово и словосочетание

Г) существительное и глагол


 

6. В данном предложении подчеркните главные члены и укажите, какими частями речи они выражены.


 

В лесу запоют свои песни соловьи.


 

7. Из предложенных ниже вариантов выберите словосочетание.

А) Земля оттаяла

Б) Зимний день

В) Весело играют дети


 

8. Где предложение, а где словосочетание? Укажите стрелочками, разбив на 2 группы Словосочетания Страница книги Предложения

Смешная история

Она читает

Скользит по льду

Падают снежинки

Снегири сидят на ветках


 

9. Составьте предложение по схемам и запишите их.

Кто? что делает? На чём? _____________________________________________________

_________________________________________________________________________

Какой? кто? что сделал? ___________________________________________________

_________________________________________________________________________

Тема. Имя собственное.

I вариант ________________________________________

1. Образуйте и запишите от полного имени краткое (неполное).

Александр - ___________________ ,

Елена - ___________________,

2. Образуйте и запишите от неполного имени полное.

  Даша - ___________________,

Гриша - __________________.

3. Выбери нужную букву, зачеркни ненужную.

1) Гена ( р, Р)остов поехал в город (р, Р)остов. 2) Витя ( в, В)асильков собрал букет ( в, В)асильков. 3) Женя ( м, М)орозов не боялся ( м, М)орозов.

4. Подбери к имени существительному имя собственное:

   Озеро ___________________, страна ____________________, улица ___________________________, кошка ________________, попугай_____________________.

5. Образуй от данных слов фамилию

 рыбак - ___________________________ ,

петух - ____________________________,

сахар - ____________________________

II вариант ________________________________

1.Образуйте и запишите от полного имени краткое (неполное).

  Дмитрий -________________,

Анастасия - _________________

2.Образуйте и запишите от неполного имени полное.

Таня - ___________________,

Лёша - ___________________.

3. Выбери нужную букву, зачеркни ненужную.

Город (м, М)осква стоит на реке ( м, М)оскве. 2) Петя (р, Р)ыбаков был в гостях у (р, Р)ыбаков. 3) Иванова ( п, П)оля пришла с ( п, П)оля.

4. Подбери к имени существительному имя собственное:

   Река ______________, город ____________________, страна_______________________ собака_________________, коза ______________________.

5. Образуй от данных слов фамилию

  чайка - _____________________,

кузнец - ____________________,

заяц - ______________________.


 

Тема. Парные звонкие и глухие согласные.

Тест. Впишите номера верных ответов в таблицу.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

                   


 

I.Выберите, в какой строке записаны парные согласные.

1) М, Л, Р, Н, Й

2)Б, В, Г, Й, Д, Ж

3) П, Ф, К, Т, Ш, С

II. Как проверить сомнительные согласные в слове.

1)подобрать однокоренное слово

2)подобрать однокоренное слово или изменить форму слова так, чтобы после согласного слышался гласный звук.

3) изменить форму слова.

III. Выберите слова, где нужно поставить букву З.

ска…ка

ни…кий

конкур…

выпи…ка

IV. Выберите слова, где нужно поставить букву В.

1)жира…

2)тетере…

3)ше..

4)черносли…

V. Выберите слова, в которых допущена ошибка.

1)хлеб

2)сапог

3)завот

4)тетрать

VI.Выберите слова, в которых допущена ошибка .

1)зупки

2)снежки

3)шубки

4)дорошка

VII.Выберите букву, которую надо поставить в слова

Ска…ка, зама…ка, заморо...ки, моро…

С

З

VIII.Выберите слова, где нужно поставить букву П

1)оши…ка

2)ша…ка

3)ще…ка

4)голу…ка

IX.Выберите слова, где нужно поставить букву Г.

1)мя…кий

2)бульдо...

3)кри…

4)вени…

X. Выберите слова, в которых допущены ошибки.

1)завод

2)ниский

3)грядка

4)прышки


 

Тема. Синонимы, антонимы, омонимы

Синонимы

1)К словам из первого столбика подберите синонимы из второго столбика и соедините их.

путь

страх

работа

дело

метель

дорога

грусть

вьюга

тревога

нищета

бедность

тоска

родник

лошадь

тропинка

несчастье

друг

противник

враг

приятель

горе

дорожка

конь

ключ

2) Выберите из ряда слов по три слова-синонима и подчеркните их.

Красный, жёлтый, алый, голубой, зелёный, огненный.

Мыслить, дума, думать, мысленный, соображать, мысль.

3) Найдите «лишнее» слово в каждом синонимическом ряду, зачеркни его.

великолепный, восхитительный, огромный, дивный, чудный

храбрый, бесстрашный, мудрый, решительный, смелый


 

4) Распределите данные слова на три группы. В каждой группе должно быть по три слова.

Беда, буря, труд, ураган, горе, шторм, несчастье, работа, дело.

­­­­­­____________ _____________ _______________

____________ _____________ _______________

____________ _____________ _______________

5) Замените в предложениях повторяющиеся слова синонимами.

Пользуйтесь словами для справок.

Стояло жаркое лето. Дни были очень жаркие. С утра до вечера светило жаркое солнце. Дети загорали под его жаркими лучами.

Слова для справок: знойные, палящее, жгучими.


 

Антонимы

1)      Подберите антонимы к данным словам.

Тьма - _______ , вверх - _________, холодный - ___________, помогать__________.

2)     Продолжите начатые предложения антонимами.

В поле холодно, а в доме _____________.

Заяц бегает быстро, а черепаха ползает ______________ .

3) Подбери антонимы к подчеркнутым словам.

лёгкий чемодан -________, лёгкая задача -_________, лёгкий мороз - ___________, мелкий почерк-__________, мелкое озеро-___________


 

4) Найди в словаре антонимы к словам .


 

Успех-_____________, родина-______________ , активный-____________.


 

Омонимы   

Прочитайте стихотворение Я. Козловского и найдите в нём слова – омонимы,

запиши их рядом.

Суслик выскочил из норки

И спросил у чёрной норки:

- Где вы были?

- У лисички!

- Что вы ели там?

- Лисички! ____________ , ____________

 

2)   Шуточные вопросы.

Каким ключом нельзя отвернуть гайку? ______________

Какую соль не кладут в суп? _________________

Какой кистью не красят стену? ______________________


 

добрая- сердитая

 

добрая- отзывчивая, гуманная, душевная, человечная


 

Тема. Непризносимые согласные

1. В каком слове на месте пропуска не пишется буква Т?

1) ярос...ный 2) ненас...ный

3) интерес...ный 4) мес...ный

2. В каком слове на месте пропуска не пишется буква Т?

1) гиган...ский завод 2) горес...ный взгляд

3) доблес...ный труд 4) русская словес...ность

3. В каком слове на месте пропуска пишется буква Т?

1) безглас...ный исполнитель

2) влас...ный

3) вкус...ный пирог

4) гнус...ный

4. В каком слове нет орфографической ошибки?

1) объездчик 2) громозкий

3) серце 4) позний

5. В каком слове на месте пропуска пишется буква Т?

1) телес...ный 2) сверс...ники

3) ровес...ники 4) опас...ный

6. В каком слове на месте пропуска пишется буква Т?

1) искус...ный 2) ужас...ный

3) блес...нул на солнце 4) шес...надцать

7. В каком слове на месте пропуска пишется буква Т?

1) окрес...ный 2) чудес...ный

3) небес...ный 4) напрас...ный

8. В каком слове на месте пропуска не пишется буква Т?

1) лес...ница

2) крепос...ной крестьянин

3) с...лать телеграмму

4) трос...ник

9. В каком слове на месте пропуска не пишется буква Т?

1) жалос...ный 2) извес...ный писатель

3) лес...ной массив 4) лес...ный отзыв

10. В каком варианте ответа в слове нет орфографической ошибки?

1) чуствовать боль

2) учавствовать в состязании

3) шествовать над школьниками

4) путешествие

Тема.Двойные согласные

1. В каком слове на месте пропуска не пишется буква Т?

1) ярос...ный 2) ненас...ный

3) интерес...ный 4) мес...ный

2. В каком слове на месте пропуска не пишется буква Т?

1) гиган...ский завод 2) горес...ный взгляд

3) доблес...ный труд 4) русская словес...ность

3. В каком слове на месте пропуска пишется буква Т?

1) безглас...ный исполнитель

2) влас...ный

3) вкус...ный пирог

4) гнус...ный

4. В каком слове нет орфографической ошибки?

1) объездчик 2) громозкий

3) серце 4) позний

5. В каком слове на месте пропуска пишется буква Т?

1) телес...ный 2) сверс...ники

3) ровес...ники 4) опас...ный

6. В каком слове на месте пропуска пишется буква Т?

1) искус...ный 2) ужас...ный

3) блес...нул на солнце 4) шес...надцать

7. В каком слове на месте пропуска пишется буква Т?

1) окрес...ный 2) чудес...ный

3) небес...ный 4) напрас...ный

8. В каком слове на месте пропуска не пишется буква Т?

1) лес...ница

2) крепос...ной крестьянин

3) с...лать телеграмму

4) трос...ник

9. В каком слове на месте пропуска не пишется буква Т?

1) жалос...ный 2) извес...ный писатель

3) лес...ной массив 4) лес...ный отзыв

10. В каком варианте ответа в слове нет орфографической ошибки?

1) чуствовать боль

2) учавствовать в состязании

3) шествовать над школьниками

4) путешествие

Тема. Безударные гласные

1. В каком ряду верно «закончено» правило:

«Чтобы проверить безударный гласный в корне слова, надо подобрать такое проверочное слово, …

1) чтобы на согласный падало ударение.

2) чтобы после согласного стоял гласный.

3) чтобы после согласного стоял гласный или согласный звук [Н].

4) чтобы на гласный падало ударение.

2. В каком ряду в слове можно проверить безударный гласный в корне слова, изменив форму слова:

1) ковёр

2) шалун

3) волна

4) свисток

3. В каком ряду в слове безударную гласную можно проверить:

1) тарелка

2) пальто

3) улица

4) часовой

4. В каком ряду записано сначала проверочное слово, затем проверяемое:

1) весло – вёсла

2) чистый – чистота

3) шалун – шалость

4) гроза – грозный

5. В какой строке в словах в корне 2 проверяемые безударные гласные:

1) положить

2) гороховый

3) переделать

4) заколосится

6. В какой строке во всех словах в корне пишется проверяемая безударная гласная «я»:

1) ст.пной, кр.вой, пр.мой

2) ч.тать, пл.сать, м.чтать

3) м.сной, загл.нул, р.бой

4) п.тёрка, мес.ц, гр.да

7. В каком ряду дана неверная характеристика звуку в слове «НОЖИ»

1) н - [н] – согласный, звонкий, твердый

2) о - [о] – гласный, безударный

3) ж - [ж] – согласный, звонкий, твердый

4) и - [ы] – гласный, ударный

8. В какой строке слово соответствует схеме слова: «ПОХОДКА»

1) входы

2) осенний

3) пересадки

4) домики

9. В каком ряду дана верная характеристика предложения:

«Ребята, вы любите книги?»

1) повествовательное, восклицательное

2) вопросительное, невосклицательное

3) вопросительное, восклицательное

4) повествовательное, невосклицательное

Опубликовано в группе «Начальные классы»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.