Работа по обеспечению здоровья и безопасности в МБОУ Михайловской СШ
Комплексная безопасность образовательного учреждения достигается путем реализации специальной системы мер и мероприятий.
Система мер обеспечения комплексной безопасности школы - это совокупность предусмотренных законодательством мер и мероприятий персонала школы, осуществляемых под руководством директора, органов управления образованием, во взаимодействии с правоохранительными структурами, вспомогательными службами и общественными организациями, с целью обеспечения безопасного функционирования учебного заведения, а также готовности сотрудников и учащихся к рациональным действиям в опасных и чрезвычайных ситуациях.
Комплексная безопасность школы имеет в своем составе:
1. Антитеррористическая безопасность
2. Пожарная безопасность
3. Обучение учащихся всем видам безопасности (уроки ОБЖ)
4. Профилактика правонарушений и ПДД
5. Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
А) Антитеррористическая безопасность
В школе планомерно ведется работа с нормативными документами по обеспечению антитеррористической защиты, а именно:
- разработан антитеррористический паспорт;
- паспорт безопасности образовательного учреждения;
- паспорт безопасности дорожного движения;
- планы охраны на время проведения культурно-массовых мероприятий;
- планы эвакуации из зданий в случае чрезвычайной ситуации.
Одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер предупреждения, поэтому основными мерами антитеррористической защищенности школы являются меры предупреждения и профилактики.
Эта работа включает:
- проведение совещаний, инструктажей и планерок по вопросам противодействия терроризму и экстремизму;
- непрерывный контроль выполнения мероприятий по обеспечению безопасности;
- организацию взаимодействия с правоохранительными органами и другими службами, с родительским комитетом и родителями.
Основанием для выполнения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности школы, противодействию терроризму и экстремизму являются приказ директора.
Организация противодействия терроризму регламентируется основными законодательными актами и иными нормативными правовыми документами:
- Закон Российской Федерации от 05 марта 1992 года No 2446
- «О безопасности»;
- Федеральный закон от 25 июля 1998 года № 130
- ФЗ «О борьбе с терроризмом»;
- Федеральный закон от 06 марта 2006 года № 35
- ФЗ «О противодействии терроризму»;
- Указ Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 года № 116 «О мерах по противодействию терроризму»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 15 сентября 1999 года № 1040 «О мерах по противодействию терроризму»;
Антитеррористическая защищенность достигается путем:
- реализации плана по антитеррористической деятельности учреждения;
- подготовки учащихся и сотрудников учреждения к действиям при угрозе и возникновении акта терроризма;
- предупреждения, выявления, пресечения террористической деятельности и минимизации ее последствий;
- выявления и устранения причин и условий, способствующих осуществлению террористической деятельности.
Организована охрана зданий и территории, в задачи которой входят:
- физическая охрана и контроль для своевременного обнаружения и предотвращения опасных проявлений и ситуаций; осуществление пожарного надзора;
- обеспечение контрольно-пропускного режима, исключающего несанкционированное проникновение в здания и на территорию граждан и техники, защиты персонала и обучающихся от насильственных действий;
- обеспечение инженерно-технической укреплённости и инженерно-технического оборудования (охранная сигнализация; тревожно-вызывная сигнализация, теле-и видеонаблюдение; ограничение и контроль доступа; пожарная сигнализация).
В учреждении установлена и работает система видео наблюдения, которая состоит из камер наблюдения. Внешний и внутренний осмотр осуществляют в двух зданиях _____ камер наблюдения); установлен пропускной режим допуска родителей и посетителей, автотранспорта; обеспечен круглосуточный контроль за вносимыми (ввозимыми) грузами и предметами ручной клади.
Все эти меры приводят к тому, что:
- максимально сводится на «нет» возможность нахождения бесхозных транспортных средств в непосредственной близости и на территории школы;
- обеспечение пожарной безопасности; своевременный вывоз с территории образовательного учреждения твердых бытовых отходов (МУСОРА).
Перечисленные меры и мероприятия применяются не только в интересах антитеррористической защищенности, но и для обеспечения комплексной безопасности школы от всех видов реальных угроз социального, антропогенного и природного характера.
Ведется целенаправленная работа по организации рациональных действий персонала и учащихся в различных чрезвычайных ситуациях, как то: обнаружение взрывоопасного предмета, поступление устной угрозы по телефону о террористическом акте, в случае захвата людей в заложники.
Охранная деятельность учреждения организуется и обеспечивается только своими силами.
Согласно рекомендациям вышестоящих органов проводились инструктажи педагогическими, техническими работниками с учащимися по предупреждению террористических актов.
В связи с обострением криминальной обстановки, участившимися случаями террористических актов на территории России, проводится определенная профилактическая работа в течение учебного года:
- приняты необходимые дополнительные меры по ограничению допуска посторонних лиц в школу;
- приведены в порядок запасные выходы;
- приняты меры по предотвращению проникновения посторонних лиц в здания школы;
- неоднократно проводились инструктажи с дежурной и сторожами, педагогическими и техническими работниками, учащимися;
- периодически проводилась разъяснительная работа среди педагогов, учащихся по правилам поведения в условиях сложной криминогенной обстановки.
В школе отработана система эвакуации. В зданиях
имеются эвакуационные выходы, предназначенные для быстрой эвакуации личного состава учреждения. Все эвакуационные выходы находятся в исправном состоянии.
Б) Пожарная безопасность.
Обеспечение пожарной безопасности в учреждении полностью подчинено требованиям пожарной безопасности, установленным законодательством Российской Федерации, нормативными документами.
В МБОУ Михайловской СШ создана добровольная пожарная дружина. Образовательное учреждение оснащено связью, а также всеми средствами пожаротушения.
Необходимо помнить, что самым опасным врагом при пожаре является паника, поэтому существенной составляющей является разъяснение учащимся правил их действия при возникновении пожара и порядка эвакуации из школы. С этой целью ежегодно несколько раз в год проводятся тренировочные учебные эвакуации по сигналу «Пожарная тревога», во время которых создаются различные ситуации и рассматривается возможность эвакуации через все запасные двери.
Пожарная безопасность обеспечивается путём:
- реализации комплекса мероприятий, направленных на предупреждение и исключение пожаров;
- повышение знаний и навыков поведения обучающихся и сотрудников в чрезвычайных ситуациях и в случаях пожаров (уроки ОБЖ в 8, 10, 11 классах);
- укомплектованность учреждения первичными средствами пожаротушения и периодическая их проверка;
- выполнение работ по противопожарной обработке чердачных перекрытий и сгораемой отделки, путей эвакуации.
Противопожарное состояние учреждения отвечает установленным требованиям пожарной охраны.
Решаются и немедленно устраняются все замечания, сделанные при проверках Госпожнадзора.
В) Обучение учащихся всем видам безопасности (ОБЖ)
Обучающимся прививаются основополагающие знания и умения по вопросам безопасности в процессе изучения учебных дисциплин на уроках по программе «Основы безопасности жизнедеятельности».
Учебные занятия; (8, 10, 11классы) тематический план)
Кружковые занятия (ведётся военно-патриотический клуб «Патриот» другие внешкольные и внеклассные мероприятия.
В) Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Возрастание масштабов техногенной деятельности современного общества, увеличение частоты проявления разрушительных сил природы крайне обострили проблемы, связанные с обеспечением безопасности населения, сохранением экономического потенциала и окружающей среды в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций.
Анализ причин потерь населения от последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий приводит к выводу, что более чем 80% случаев возникновения чрезвычайных ситуаций связано с деятельностью человека и происходит из-за низкого уровня профессиональной подготовки, безответственности и неумения правильно определить свое поведение в условиях чрезвычайных ситуаций.
Системное изучение наиболее вероятных чрезвычайных ситуаций, их особенностей и возможных последствий, обучение поведению в таких условиях призвано подготовить человека к выбору правильного решения для выхода из чрезвычайной ситуации с наименьшими потерями. Такая подготовка должна носить непрерывный характер на всех этапах жизнедеятельности человека.
Мероприятия по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера проводятся постоянно в течение уче
бного года в соответствии с Федеральным и законом и No 68 «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» и No 28 «О гражданской обороне» В течение учебного года основное внимание уделяется:
- выполнению учебной программы и качественному усвоению новых форм и методов в пропаганде ГО;
- проведению занятий с учащимися в соответствии программой.
Г). Профилактика правонарушений и ПДД
В учреждении ведется работа по профилактике правонарушений, появлению вредных привычек. Активное участие большинства ребят, в общественной работе, разного уровня конференциях, конкурсах, проектная и исследовательская деятельность помогают детям ориентироваться на здоровый и безопасный образ жизни.
Работа по правовому всеобучу организуется и проводится на всех стадиях образования в образовательном учреждении с целью формирования у обучающихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.
Для образовательного учреждения должно стать приоритетом формирование устойчивого развития личности к антисоциальным проявлениям в обществе как целостный подход и основа первичной профилактики в решении проблем наркомании и злоупотребления табаком и алкоголем.
Активные профилактические мероприятия должны опираться на:
- методологию формирования у подростков представлений о здоровом образе жизни;
- формирование у несовершеннолетних умений и навыков активной психологической защиты от вовлечения в асоциальную деятельность, мотивов отказа от «пробы» табака и алкоголя;
- системную подготовку педагогов к работе с несовершеннолетними по формированию устойчивого развития личности к антисоциальным проявлениям в обществе.
Работа по патриотическому воспитанию учащихся занимает важное место в образовательном процессе. Команда гимназии постоянно является одним из победителей районных соревнований по военно
- прикладным видам спорта. Юноши десятых классов в полном составе выезжают на учебные сборы на базе воинских частей.
Безопасность дорожного движения.
В образовательном учреждении ведется активная работа по профилактике дорожно-транспортного травматизма. Учащиеся изучают правила дорожного движения, являются участниками конкурса «Безопасное колесо». Работа по профилактике ДТП проводится также и с родителями на родительских собраниях.
На входе в учреждение находится информационный стенд по правилам поведения на дорогах. В гимназии на уроках ОБЖ проводятся занятия по профилактике детского дорожного травматизма. Создан отряд ЮИДД (юный инспектор дорожного движения), с которым проводят занятия представители ГИБДД. Учащиеся, входящие в состав отряда, участвовали в различных акциях совместно с инспекторами ГИБДД на дорогах нашего города и это освещалось нашей прессой и телевидением.
Безопасность дорожного движения обеспечивается через:
- реализацию плана работы по профилактике дорожно
- транспортных происшествий в школе
- исключение случаев дорожно
- транспортного травматизма среди учащихся школы
- пропаганду знаний правил дорожного движения среди учащихся.
- развитие в школе движения ЮИДД
Д) Обучение учащихся всем видам безопасности
Обучающимся прививаются основополагающие знания и умения по вопросам безопасности в процессе изучения учебных дисциплин на уроках по программе «Основы безопасности жизнедеятельности», во время проведения «Дня защиты детей».
В учреждении во всех классах ведутся журналы по безопасности, в которых проводится инструктаж по всем видам безопасности. Журналы находятся у каждого классного руководителя.
Обучение обучающихся (в виде инструктажей с регистрацией в журнале установленной формы) по правилам безопасности проводится перед началом всех видов деятельности:
- Учебные занятия;
- Трудовая подготовка;
- Занятия общественно-полезным трудом;
- Экскурсии, походы;
- Спортивные занятия, соревнования;
- Кружковые занятия и другие внешкольные и внеклассные мероприятия.
Формирование культуры безопасности строится на основе:
- программ интегрированного обучения основам безопасности;
- учебных предметов комплексного изучения проблем безопасности (ОБЖ);
- личности педагога, владеющего культурой безопасности.
Культура безопасности - это:
- знание о безопасной жизнедеятельности;
- опыт безопасной жизнедеятельности по образцу;
- опыт творческого решения проблем безопасности;
- ценности и смыслы безопасной жизнедеятельности;
- опыт самосовершенствования безопасности жизнедеятельности.
Взаимодействие с компетентными органами
В учебном году происходит постоянное взаимодействие с компетентными инстанциями: органами власти, МВД, ФСБ, ГИБДД, Военный комиссариат, Прокуратура и медицинские работники, которые оказывают помощь в профилактике правонарушений как с отдельными обучающими, а так же с классами.