Система профориентационной работы в МБОУ СШ №9 города Димитровграда Ульяновской области
Проблемная тема школы – создание условий для успешного саморазвития и самоопределения личности ученика средствами образовательного пространства школы. Выбор будущей профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От продуманного выбора профессии зависит будущая судьба, свое место в жизни.
Степень реализации социально-профессиональных ориентаций выпускников 9,11 классов. Коэффициенты успешности степени реализации социально-профессиональных ориентаций по годам, представленные в гистограмме, дают увидеть эффективность работы учителей школы по профессиональному самоопределению
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА в школе приносит пользу только тогда, когда к работе привлечён весь коллектив школы, и когда соблюдаются следующие принципы: 1) Систематичность и преемственность - профориентационная работа не должна ограничиваться работой только со старшеклассниками. Эта работа ведется с первого по выпускной класс. 2) Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости. 3) Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями. 4) Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, службы занятости. 5) Связь профориентации с жизнью.
Профессиональное просвещение-сообщение школьникам сведений о различных профессиях, их назначении для народного хозяйства, потребностях в кадрах, условиях труда, требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим качествам личности, способах и путях их получения, оплате труда.
Профессиональная информация включает в себя сведения о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах.
Профпропаганда – формирование у молодежи интереса к определенным видам труда и в частности - разъяснение престижности рабочих профессий.
Профессиональное консультирование- изучение личности учащегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций. Профессиональная консультация чаще всего носит индивидуальный характер.
Профессиональное воспитание включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности.
Основой системы предпрофильной подготовки является ориентация подростков на пробу своих возможностей в разных сферах: интеллектуальной, социальной, межличностной. В современном обществе, когда связи школ с промышленными предприятиями в основном утрачены, в школах проводят профессиональные пробы в виде игры, моделируя ситуации профессиональной деятельности. Учителем технологии Крупиной совместно с педагогами школы разработан материал и собран авторский диск «Профессиональные пробы». Диск содержит испытания по 34 профессиям.
Профессиональный подбор — процесс обеспечения предприятия работниками с желаемыми свойствами, соответствующими определенным требованиям, способными вовремя и качественно выполнять задачи (работы) и достигать поставленных целей.
Профессиональный отбор — процедура вероятностной оценки профессиональной пригодности человека, изучение возможности овладения им определенной специальностью, достижения требуемого уровня мастерства и эффективного выполнения профессиональных обязанностей.
Этапы профессионального самоопределения
Этапы профессионального самоопределения Профессиональное самоопределение по И. С. Кону можно подразделить на ряд этапов, продолжительность которых зависит от социальных условий и индивидуальных особенностей развития. Первый этап (дошкольный возраст)- детская игра, в ходе которой ребёнок принимает на себя разные профессиональные роли и “проигрывает” отдельные элементы связанного с ним поведения.
Второй этап - подростковая фантазия, когда подросток видит себя в мечтах представителем той или иной привлекательной для него профессии.
Третий этап, захватывающий весь подростковый и большую часть юношеского возраста, - предварительный выбор профессии. Разные виды деятельности сортируются и оцениваются с точки зрения интересов подростка, его способностей, системы ценностей.
Четвёртый этап - практическое принятие решения, что включает в себя два главных компонента: определение уровня квалификации будущего труда, объёма подготовки к нему и, непосредственно, выбор специальности.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ
ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Конкурсы, проводимые в рамках профориентационной работы: Конкурс рисунков «Наши мамы, папы на работе» Конкурс презентаций о профессиях наших родителей Конкурс газет «Лучшая страница в школьный профессиональный альбом» Конкурс рефератов о профессиях Конкурс мастерства на уроках технологии- «Дело мастера боится», «Для умелой руки все работы легки» Конкурс фотографий о профессиях
КОЛИЧЕСТВО СОГЛАШЕНИЙ (договоров о сотрудничестве) с учреждениями НПО и СПО
Во внеурочное время проводятся индивидуальные профконсультации с учащимися и родителями. В основе проведения этой работы лежит диагностика интересов, склонностей, способностей, типа темперамента и т.д., работа с такими методиками как ДДО, карта интересов. таблица склонностей, КОС, ОПГ, методика Голланда, Айзенка и другие.
К выступлению психолога ТИПЫ ПРОФЕССИЙ
Школьный врач, посещая классные часы в выпускных классах, проводя медицинский осмотр, дает рекомендации о соответствии выбранной профессии и состояния здоровья. Эти сведения доводятся до учащихся и при изучении темы по курсу «Основы профессионального самоопределения» «Здоровье и выбор профессии».
Кабинет профориентации содержит игротеку, справочную литературу по проведению игр и тренингов.
В целях усиления профориентационной работы третий год в школах проводятся жилищные уроки на уроках технологии, обществознания. Только за прошлый 2012-2013 учебный год проведено 30 жилищных уроков.
УЧАСТИЕ В РЕГИОНАЛЬНОМ КОНКУРСЕ ПРОЕКТОВ «ДОМ МОЕЙ МЕЧТЫ» УЧАСТИЕ В РЕГИОНАЛЬНОМ КОНКУРСЕ ПРОЕКТОВ «ДОМ МОЕЙ МЕЧТЫ»
Итоговой работой курса «Основы профессионального самоопределения», технологии в 11 классе является творческий проект «Профессия, которую я выбираю…»- исследование своего профессионального пути. В 9 классе профиля дальнейшего обучения. Участвуя в городских конкурсах по профессиональному самоопределению учащиеся школы с 2007 года получают победные призовые места. 2012, 2013 годах победное место в городском конкурсе проектов по профессиональному самоопределению у ученицы школы Котельниковой Анны. В этом году Анна участвует во Всероссийском конкурсе проектов «Траектория» с проектом по выбору профессии.
«Я говорю и утверждаю, что человек, желающий стать выдающимся в каком бы то ни было деле, должен с ранних лет упражняться... Например, кто хочет стать хорошим земледельцем или домостроителем, должен еще в играх либо обрабатывать землю, либо возводить какие-либо детские сооружения». Платон Деловая игра — средство моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности методом поиска новых способов ее выполнения. Деловые игры проводятся практически на каждом уроке и во внеурочной деятельности.
ЦЕНТР ДОПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ЦЕНТР ДОПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ Пятый год в школе при совместном сотрудничестве с ЦДОД функционирует Центр допрофессиональной подготовки. Целью сознания его является создание условий, направленных на свободный выбор видов и сфер деятельности детей и подростков в современных условиях, способствующих самоопределению, воспитанию, развитию подростка. За пять лет сменяются интересы учащихся и возможность работать педагогам, поэтому каждый год творческие объединения разные: журналистика, делопроизводство, школьный сайт, туризм, музейное дело, профессиональные консультации, литературный театр, научное общество, библиотечное дело, КОАПП, чувашский и татарский языки, лепка из соленого теста, танцевальный, художественные мастерские.
Способности человека связаны с задатками способностей родителей и прародителей. Учащиеся 9 классов составляют свою профессиональную родословную, выявляют профессии своих родителей и , учитывая свои профессиональные интересы, примеряют их к себе.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
2012-2013 учебный год: Проведено 2 общешкольных родительских собраний на тему профессионального самоопределения Встречи с представителями ДТК, ДИТИ НИЯУ МИФИ, ДМТКМП Анкетирование родителей учащихся 9 классов по выбору профиля дальнейшего обучения Участие родителей в работе круглого стола «Я б в рабочие пошел…» Составление профессиональных родословных учащихся 9 классов Составление презентаций о профессиях в начальной школе Проведение профориентационных экскурсий, мероприятий с помощью родителей Участие в ярмарках, выставках творчества учащихся и родителей Проведение профессиональных консультаций с родителями