12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Разова Е.Г.540
Россия, Новосибирская обл., Новосибирск
1

Работа с наглядно-дидактическими материалами в курсе сольфеджио на начальном этапе обучения (из опыта практической деятельности)

t1700117029aa.jpgд

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования города Новосибирска

«Детская школа искусств №29»










Работа с наглядно-дидактическими материалами

в курсе сольфеджио на начальном этапе обучения

(из опыта практической деятельности)



Наглядно-дидактическое пособие





Автор: преподаватель ДШИ №29

Разова Елена Георгиевна










Новосибирск 2022

ополнительного образования города Новосибирска






Содержание



































Пояснительная записка


Сольфеджио – один из основополагающих предметов в программе обучения в детских музыкальных школах и школах искусств. Уроки сольфеджио развивают такие музыкальные данные как слух, память, чувство ритма, помогают выявлению творческих способностей учащихся, знакомят с теоретическими основами музыкального искусства.

Начальный период обучения сольфеджио имеет свои особенности, связанные с возрастом учащихся. Младший школьный возраст характеризуется высокой активностью детей, быстрой сменой внимания, его неустойчивостью, наглядно-образным характером памяти. Многие из детей, которые только поступили в школу, еще не умеют читать и писать, что ещё более усложняет процесс изучения предмета. 

Знание и учет возрастных особенностей младших школьников определяют выбор форм и методов работы с детьми. Опыт преподавания данной дисциплины показал необходимость и эффективность использования наглядно-дидактического материала и метода дидактической игры в целом для данной возрастной категории. Метод дидактической игры делает занятия увлекательными и интересными, позволяет поддерживать у детей интерес к учебной деятельности, осуществлять её более успешно. Метод дидактической игры соответствует возрастным особенностям младших школьников и направлен на то, чтобы сухой и достаточно сложный теоретический материал подать детям в доступной, занимательной форме.

Игра включает учащихся в активный процесс познания, позволяет моделировать любые изучаемые явления, активизирует эмоции, внимание, память, интеллект. Играя, дети переживают в действии воспринимаемое и изучаемое, познают всё изнутри, постигая суть и терминологию. В игре учащийся перевоплощается, раскрепощается, забывает об «официальности» занятия.

Цель данной работы помощь учащимся 1-го класса (по 7-8 летней программе) в изучении и запоминании интервалов и трезвучий и их слуховой дифференциации через использование наглядно-дидактических материалов. В данной работе делается акцент на развитие музыкально-слуховых представлений при изучении обозначенных тем.


Изучение интервалов

Тема «Интервалы» в предмете сольфеджио – одна из основных. Она вводится уже на 1-м году обучения в ДМШ и ДШИ и от того, как воспримется и запомнится эта тема, зависит дальнейшее продвижение ребенка в изучении интервалов.

Интервал как звуковое сочетание и гармоническое, и мелодическое должен вызывать в детском сознании яркие образные ассоциации: «Как звуки сочетаются друг с другом?» «Как они друг с другом спорят?» «Кого они изображают?» и т. п. Именно образные определения более близки малышам для осознания элементов музыки.

При работе с интервалами используются 8 иллюстрированных карточек, соответствующих изучаемым интервалам на 1-м году обучения (без деления интервалов по качественному признаку). В каждой карточке содержится следующий информационный блок:

Образная иллюстрация, подходящая характеру звучания интервала (это изображения определенных животных: прима – мышка, секунда - ёжик, терция – кошка, кварта-ворона, квинта-медуза, секста – зайчик, септима – носорог, октава – жираф).

Название интервала (для лучшего запоминания названия интервала можно записывать его на другой стороне карточки, тогда в процессе работы с карточками название будет всегда перед глазами ребенка)

Принятое цифровое обозначение интервала

Процесс музыкально-слухового изучения интервалов в 1-м классе происходит поэтапно:

Постепенное, в течение нескольких уроков, знакомство с интервалами (название, цифровое обозначение интервала, характер звучания, обсуждение образов, подходящих для данного интервала). Чаще всего интервалы начинают изучаться во втором полугодии учебного года, после того, как учащиеся освоят базовые понятия. На работу с интервалами отводится примерно 10-15 минут урока.

Создание интервальных карточек каждым учащимся, на которых они изображают цифру, название интервала, рисуют соответствующий интервалу образ. Интервальные карточки учащиеся делают дома, рисуя или приклеивая на карточку необходимые элементы.

Использование карточек в процессе слухового анализа интервалов на каждом уроке. Процесс представляет собой музыкально-дидактическую игру: преподаватель озвучивает интервалы на фортепиано или другом доступном инструменте, учащиеся определяют интервалы на слух через демонстрацию определенной карточки.


Изучение аккордов (трезвучий)

Работа с трезвучиями строится по тем же принципам, что и с интервалами. В 1-м классе еще не изучается строение трезвучия, поэтому главное – образные ассоциации при звучании аккордов и их узнавание через наглядные материалы.

При работе с трезвучиями используются 4 иллюстрированные карточки, соответствующие основным трезвучиям. В каждой карточке содержится следующий информационный блок:

Образная иллюстрация, подходящая характеру звучания трезвучия (в данном случае используются смайлики, которые дети рисуют сами, главное – образное выражение характера трезвучия: мажорное трезвучие – радостное, улыбающееся, минорное – грустное, уменьшенное - сердитое, увеличенное – удивленное);

Название трезвучия – полное и буквенно-цифровое (полное название также можно записывать на другой стороне карточки, тогда ребенок его будет постоянно видеть и запоминать).


Технология работы с карточками

Интервальные и аккордовые карточки делаются детьми самостоятельно дома и приносятся на каждый урок.

На занятии с карточками работает вся группа. Преподаватель играет интервал или аккорд, а учащиеся поднимают необходимую карточку. Такая фронтальная работа позволяет вовлечь в процесс всех учащихся и увидеть результаты каждого ребенка в процессе работы, корректировать или активизировать его деятельность. Время работы по карточкам – 10-15 минут на каждом уроке.

На начальном этапе слухового анализа используются только трезвучия или только интервалы. Затем, в процессе развития музыкально-слуховых представлений можно использовать все карточки, чтобы учащиеся могли дифференцировать по звучанию интервалы и трезвучия.

В качестве контрольного задания на освоение материала преподаватель может проигрывать 10 созвучий (интервалов и аккордов), а учащиеся должны выложить на парте карточки услышанных интервалов и трезвучий в том порядке, в котором они звучали.


В приложениях представлены примерные карточки интервалов и трезвучий, используемых на уроке. Размеры и цветовая гамма может быть произвольна, образная составляющая карточек и цифровое выражение одинаковы для всех учащихся. Из практических соображений карточки лучше делать на плотной бумаге или картоне.







Приложение №1. Интервалы





1примаt1700117029ab.jpg























2секундаt1700117029ac.png































3терцияt1700117029ad.gif





























4квартаt1700117029ae.gif





























t1700117029af.png























6секстаt1700117029ag.png



































7септимаt1700117029ah.gif

























8октаваt1700117029ai.png





























Приложение №2. Трезвучия

t1700117029aj.jpgt1700117029ak.gif

































t1700117029al.gift1700117029am.jpg















































t1700117029an.gift1700117029ao.gif





























t1700117029ap.gift1700117029aq.gif

























Литература



Андреева М. От примы до октавы. – М., 1976.

Ветлугина Н.А. «Музыкальное развитие ребенка» - М., 1978.

Давыдова Е. Методика преподавания сольфеджио. – М., 1982.

Кирнарская Д.К. «Музыкальные способности» – М., Таланты – XXI века, 2004.

Чикишева, О. В. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста / О. В. Чикишева. Проблемы и перспективы развития образования : материалы II Междунар. науч. конф. Пермь : Меркурий, 2012.

Шатковский Г. Развитие музыкального слуха.- М., 1996.















13


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.