Работа с наглядно-дидактическими материалами в курсе сольфеджио на начальном этапе обучения (из опыта практической деятельности)
д
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования города Новосибирска
«Детская школа искусств №29»
Работа с наглядно-дидактическими материалами
в курсе сольфеджио на начальном этапе обучения
(из опыта практической деятельности)
Наглядно-дидактическое пособие
Автор: преподаватель ДШИ №29
Разова Елена Георгиевна
Новосибирск 2022
ополнительного образования города НовосибирскаСодержание
Сольфеджио – один из основополагающих предметов в программе обучения в детских музыкальных школах и школах искусств. Уроки сольфеджио развивают такие музыкальные данные как слух, память, чувство ритма, помогают выявлению творческих способностей учащихся, знакомят с теоретическими основами музыкального искусства.
Начальный период обучения сольфеджио имеет свои особенности, связанные с возрастом учащихся. Младший школьный возраст характеризуется высокой активностью детей, быстрой сменой внимания, его неустойчивостью, наглядно-образным характером памяти. Многие из детей, которые только поступили в школу, еще не умеют читать и писать, что ещё более усложняет процесс изучения предмета.
Знание и учет возрастных особенностей младших школьников определяют выбор форм и методов работы с детьми. Опыт преподавания данной дисциплины показал необходимость и эффективность использования наглядно-дидактического материала и метода дидактической игры в целом для данной возрастной категории. Метод дидактической игры делает занятия увлекательными и интересными, позволяет поддерживать у детей интерес к учебной деятельности, осуществлять её более успешно. Метод дидактической игры соответствует возрастным особенностям младших школьников и направлен на то, чтобы сухой и достаточно сложный теоретический материал подать детям в доступной, занимательной форме.
Игра включает учащихся в активный процесс познания, позволяет моделировать любые изучаемые явления, активизирует эмоции, внимание, память, интеллект. Играя, дети переживают в действии воспринимаемое и изучаемое, познают всё изнутри, постигая суть и терминологию. В игре учащийся перевоплощается, раскрепощается, забывает об «официальности» занятия.
Цель данной работы: помощь учащимся 1-го класса (по 7-8 летней программе) в изучении и запоминании интервалов и трезвучий и их слуховой дифференциации через использование наглядно-дидактических материалов. В данной работе делается акцент на развитие музыкально-слуховых представлений при изучении обозначенных тем.
Тема «Интервалы» в предмете сольфеджио – одна из основных. Она вводится уже на 1-м году обучения в ДМШ и ДШИ и от того, как воспримется и запомнится эта тема, зависит дальнейшее продвижение ребенка в изучении интервалов.
Интервал как звуковое сочетание и гармоническое, и мелодическое должен вызывать в детском сознании яркие образные ассоциации: «Как звуки сочетаются друг с другом?» «Как они друг с другом спорят?» «Кого они изображают?» и т. п. Именно образные определения более близки малышам для осознания элементов музыки.
При работе с интервалами используются 8 иллюстрированных карточек, соответствующих изучаемым интервалам на 1-м году обучения (без деления интервалов по качественному признаку). В каждой карточке содержится следующий информационный блок:
Образная иллюстрация, подходящая характеру звучания интервала (это изображения определенных животных: прима – мышка, секунда - ёжик, терция – кошка, кварта-ворона, квинта-медуза, секста – зайчик, септима – носорог, октава – жираф).
Название интервала (для лучшего запоминания названия интервала можно записывать его на другой стороне карточки, тогда в процессе работы с карточками название будет всегда перед глазами ребенка)
Принятое цифровое обозначение интервала
Процесс музыкально-слухового изучения интервалов в 1-м классе происходит поэтапно:
Постепенное, в течение нескольких уроков, знакомство с интервалами (название, цифровое обозначение интервала, характер звучания, обсуждение образов, подходящих для данного интервала). Чаще всего интервалы начинают изучаться во втором полугодии учебного года, после того, как учащиеся освоят базовые понятия. На работу с интервалами отводится примерно 10-15 минут урока.
Создание интервальных карточек каждым учащимся, на которых они изображают цифру, название интервала, рисуют соответствующий интервалу образ. Интервальные карточки учащиеся делают дома, рисуя или приклеивая на карточку необходимые элементы.
Использование карточек в процессе слухового анализа интервалов на каждом уроке. Процесс представляет собой музыкально-дидактическую игру: преподаватель озвучивает интервалы на фортепиано или другом доступном инструменте, учащиеся определяют интервалы на слух через демонстрацию определенной карточки.
Работа с трезвучиями строится по тем же принципам, что и с интервалами. В 1-м классе еще не изучается строение трезвучия, поэтому главное – образные ассоциации при звучании аккордов и их узнавание через наглядные материалы.
При работе с трезвучиями используются 4 иллюстрированные карточки, соответствующие основным трезвучиям. В каждой карточке содержится следующий информационный блок:
Образная иллюстрация, подходящая характеру звучания трезвучия (в данном случае используются смайлики, которые дети рисуют сами, главное – образное выражение характера трезвучия: мажорное трезвучие – радостное, улыбающееся, минорное – грустное, уменьшенное - сердитое, увеличенное – удивленное);
Название трезвучия – полное и буквенно-цифровое (полное название также можно записывать на другой стороне карточки, тогда ребенок его будет постоянно видеть и запоминать).
Технология работы с карточками
Интервальные и аккордовые карточки делаются детьми самостоятельно дома и приносятся на каждый урок.
На занятии с карточками работает вся группа. Преподаватель играет интервал или аккорд, а учащиеся поднимают необходимую карточку. Такая фронтальная работа позволяет вовлечь в процесс всех учащихся и увидеть результаты каждого ребенка в процессе работы, корректировать или активизировать его деятельность. Время работы по карточкам – 10-15 минут на каждом уроке.
На начальном этапе слухового анализа используются только трезвучия или только интервалы. Затем, в процессе развития музыкально-слуховых представлений можно использовать все карточки, чтобы учащиеся могли дифференцировать по звучанию интервалы и трезвучия.
В качестве контрольного задания на освоение материала преподаватель может проигрывать 10 созвучий (интервалов и аккордов), а учащиеся должны выложить на парте карточки услышанных интервалов и трезвучий в том порядке, в котором они звучали.
В приложениях представлены примерные карточки интервалов и трезвучий, используемых на уроке. Размеры и цветовая гамма может быть произвольна, образная составляющая карточек и цифровое выражение одинаковы для всех учащихся. Из практических соображений карточки лучше делать на плотной бумаге или картоне.
Приложение №1. Интервалы
1прима
2секунда
3терция
4кварта
6секста
7септима
8октава
Приложение №2. Трезвучия
Андреева М. От примы до октавы. – М., 1976.
Ветлугина Н.А. «Музыкальное развитие ребенка» - М., 1978.
Давыдова Е. Методика преподавания сольфеджио. – М., 1982.
Кирнарская Д.К. «Музыкальные способности» – М., Таланты – XXI века, 2004.
Чикишева, О. В. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста / О. В. Чикишева. Проблемы и перспективы развития образования : материалы II Междунар. науч. конф. Пермь : Меркурий, 2012.
Шатковский Г. Развитие музыкального слуха.- М., 1996.
13