12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Скалина Светлана1570
школьный педагог-психолог
Россия, Владимирская обл., с.Ляхи Меленковского района Владимирской области
Материал размещён в группе «Школьный психолог»

МБОУ «Ляховская СОШ»

Рекомендации для классных руководителей по организации работы с детьми с признаками одаренности.

Составлены 

педагогом–психологом Скалиной С.Ю.

       

30 ноября 2010 года в Послании Федеральному Собранию Президент РФ подчеркнул важность раскрытия способностей каждого ребёнка и максимальной подготовки его к выбору  профессии: «Возможность развивать свои способности уже с раннего возраста должны иметь все, вне зависимости  от уровня доходов, социального положения родителей и места жительства семей».        

      http://www.rg.ru/2010/11/30/poslanie-tekst.html.

Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.

Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.

Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.

Одаренность - понимают  как системное, развивающееся в течение жизни качество   психики,   которое   определяет  возможность  достижения человеком   более   высоких   результатов   в   одном   или   нескольких   видах деятельности по сравнению с другими людьми.

  Одаренный   ребенок   -   это  ребенок,   который   выделяется   яркими, очевидными,  иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Категории одаренности.

      Учащиеся с ранним подъемом интеллекта.

        Для них характерен быстрый темп обучения в школе. Некоторые из них (интеллектуальные вундеркинды) стремительно развиваются в умственном отношении и далеко опережают своих сверстников. Как правило, такие дети к 3-4 годам обучаются чтению, письму и счету, затем увлекаются какой-либо областью знаний и далеко продвигаются в ней. Возможно, что одно увлечение сменится другим. Но постоянно остается неудержимое стремление к умственным занятиям, умственной нагрузке.

 

      Дети со специальными способностями .

        Дети с ярким проявлением способностей к отдельным школьным наукам и видам деятельности (в том числе и внешкольной). Специальные способности раньше проявляются в тех видах деятельности, где требуются особые специальные задатки (музыкальные, художественные, лидерские и т.д.) или формальные качества ума. Позже они проявляют себя там, где нужен определенный жизненный опыт.

 

Дети с потенциальными признаками одаренности.

          Они не идут впереди сверстников по общему развитию, но их отличает особое своеобразие умственной работы, которое указывает на незаурядные способности. Это своеобразие заключается в особой оригинальности и самостоятельности суждений, в неординарности точки зрения по разным вопросам и прочее. У таких детей обычно высокий уровень креативности.

 

 

  Основные методы исследования детской одаренности в нашей школе - наблюдение и экспертная оценка.

    Учитель наблюдает за ребенком и отслеживает следующие показатели:

     - Способности к обучению.

     - Мотивационно-личностные характеристики.

     - Творческие способности.

     - Специальные способности.

     - Потенциальные способности.

      Наблюдения подкрепляются данными результатов тестирования (методический комплекс Ясюковой, анкета для оценки уровня школьной мотивации Калининой  и Лукьяновой, опросник креативности Рензули, экспертная оценка психологического статуса, интеллектуальные тесты на разных возрастных этапах, методика определения задатков и склонностей личности Симонова В.П.).

         Педагог,  чтобы эффективно работать с одаренными детьми и их родителями, должен обладать следующими профессиональными качествами:

-  Умение распознавать признаки одаренности ребенка в разных сферах его деятельности.

- Умение строить обучение в соответствии с результатами диагностики.

- Умение координировать свои действия с действиями родителей.

- Умение консультировать родителей и учащихся.

- Профессиональная зрелость.

- Теоретическая и практическая подготовка для работы с одаренными детьми.

- Эмоциональная стабильность.

-  Способность к самоанализу.

- Чуткость, доброжелательность, наличие чувства юмора.

- Знакомство с концептуальными моделями обучения и развития одаренных детей.

 

           Формы работы с детьми с признаками одаренности:

  - индивидуальное сопровождение (наблюдение, беседы и т.д.);

  - занятия на факультативах;

  - кружки по интересам;

  - участие в конкурсах;

  - участие в олимпиадах;

  - занятия на элективных курсах;

  - интеллектуальные марафоны, игры, научные конференции

Презентация

 

Опубликовано в группе «Школьный психолог»


Комментарии (1)

Сафонова Елена Валерьевна, 18.06.16 в 08:37 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, очень интересная разработка
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.