Рекомендации для классных руководителей по организации работы с детьми с признаками одарённости
МБОУ «Ляховская СОШ»
Рекомендации для классных руководителей по организации работы с детьми с признаками одаренности.
Составлены
педагогом–психологом Скалиной С.Ю.
30 ноября 2010 года в Послании Федеральному Собранию Президент РФ подчеркнул важность раскрытия способностей каждого ребёнка и максимальной подготовки его к выбору профессии: «Возможность развивать свои способности уже с раннего возраста должны иметь все, вне зависимости от уровня доходов, социального положения родителей и места жительства семей».
http://www.rg.ru/2010/11/30/poslanie-tekst.html.
Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.
Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.
Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.
Одаренность - понимают как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Категории одаренности.
Учащиеся с ранним подъемом интеллекта.
Для них характерен быстрый темп обучения в школе. Некоторые из них (интеллектуальные вундеркинды) стремительно развиваются в умственном отношении и далеко опережают своих сверстников. Как правило, такие дети к 3-4 годам обучаются чтению, письму и счету, затем увлекаются какой-либо областью знаний и далеко продвигаются в ней. Возможно, что одно увлечение сменится другим. Но постоянно остается неудержимое стремление к умственным занятиям, умственной нагрузке.
Дети со специальными способностями .
Дети с ярким проявлением способностей к отдельным школьным наукам и видам деятельности (в том числе и внешкольной). Специальные способности раньше проявляются в тех видах деятельности, где требуются особые специальные задатки (музыкальные, художественные, лидерские и т.д.) или формальные качества ума. Позже они проявляют себя там, где нужен определенный жизненный опыт.
Дети с потенциальными признаками одаренности.
Они не идут впереди сверстников по общему развитию, но их отличает особое своеобразие умственной работы, которое указывает на незаурядные способности. Это своеобразие заключается в особой оригинальности и самостоятельности суждений, в неординарности точки зрения по разным вопросам и прочее. У таких детей обычно высокий уровень креативности.
Основные методы исследования детской одаренности в нашей школе - наблюдение и экспертная оценка.
Учитель наблюдает за ребенком и отслеживает следующие показатели:
- Способности к обучению.
- Мотивационно-личностные характеристики.
- Творческие способности.
- Специальные способности.
- Потенциальные способности.
Наблюдения подкрепляются данными результатов тестирования (методический комплекс Ясюковой, анкета для оценки уровня школьной мотивации Калининой и Лукьяновой, опросник креативности Рензули, экспертная оценка психологического статуса, интеллектуальные тесты на разных возрастных этапах, методика определения задатков и склонностей личности Симонова В.П.).
Педагог, чтобы эффективно работать с одаренными детьми и их родителями, должен обладать следующими профессиональными качествами:
- Умение распознавать признаки одаренности ребенка в разных сферах его деятельности.
- Умение строить обучение в соответствии с результатами диагностики.
- Умение координировать свои действия с действиями родителей.
- Умение консультировать родителей и учащихся.
- Профессиональная зрелость.
- Теоретическая и практическая подготовка для работы с одаренными детьми.
- Эмоциональная стабильность.
- Способность к самоанализу.
- Чуткость, доброжелательность, наличие чувства юмора.
- Знакомство с концептуальными моделями обучения и развития одаренных детей.
Формы работы с детьми с признаками одаренности:
- индивидуальное сопровождение (наблюдение, беседы и т.д.);
- занятия на факультативах;
- кружки по интересам;
- участие в конкурсах;
- участие в олимпиадах;
- занятия на элективных курсах;
- интеллектуальные марафоны, игры, научные конференции
Сафонова Елена Валерьевна
Тикунов Данила Геннадьевич
Шарандина Валентина Владимировна
Никитина Елена Валентиновна
Абсалямова Айгуль Минихановна
Сиухина Татьяна Николаевна
Администрация сайта «УРОК.РФ»