Материал на проверке

Отражение истории страны в художественном произведении В.Ф. Тендрякова «Хлеб для собаки»

2
0
Материал опубликован 5 October 2015

ВСТРЕЧА –…………

Родины образ – не земли да воды

Только (как думаем мы иногда)…

Это еще и минувшие годы,

И достопамятных дел череда.

 

Знать, потому нас и тянет вглядеться

В дикую степь, где гулял печенег.

( Так возвращаются памятью в детство

В зрелые годы уже человек.)

 

Тянет прочесть, за страницей страницу,

Книгу – писалась та книга века –

И про царя Косаря, и царицу,

И про дела бунтаря мужика;

 

И про засилье правителей разных,

Призванных из-за чужой городьбы;

И про веками болевшую язву

Междоусобной кровавой борьбы;

 

 

 

И про татаро-монгольское иго

( потом лошажьим пропахшая выть!)

О мой народ! Несравненную книгу,

Вижу, тебе довелось сочинить!

 

В ней –

Дух свободы и рабства вериги…

Родина! Я бы солгал пред тобой,

Если б сказал, что я вижу в той книге

Розовый цвет лишь да цвет голубой.

 

Черные, вижу, разлиты чернила –

Густо притом - на странице иной.

Родина! Ты за беспечность платила

В те времена дорогою ценой.

 

Как точно наш вологодский поэт С. Викулов определил цветовую гамму истории России: розовый, голубой и черный. Эти цвета, если бы нарисовать историю России красками, отразили бы, на мой взгляд, суть происходящих в стране событий 20-30 годов прошлого века.

Гражданская война, ее последствия, строительство новой советской экономики, НЭП, первые пятилетки, индустриализация, коллективизация… Этот список можно было бы продолжить. Но… Остановимся на мгновение, обратимся к одному из событий.

Звучит отрывок из песни «Нас утро встречает прохладой…»

 

Стремительное, новое время. В стране в те годы началась коллективизация.

 

Что такое коллективизация? Каковы причины и последствия этого исторического процесса? (Выступление группы историков и обсуждение).

 

Такой мы увидели историю глазами ученых. А как описывали коллективизацию некоторые писатели?

 

На фоне музыки чтение отрывка из рассказа Тендрякова «Хлеб для собаки» ( С начала и до слов « Такие и после смерти не походили на людей – по-обезьяньи сжимали деревья.» )

 

Страшная, но правдивая картина. Не правда ли?! Именно такой увидел ее маленький мальчик Володя Тенков, герой рассказа « Хлеб для собаки», автором которого является наш земляк В.Ф.Тендряков. В творчестве Владимира Федоровича есть немало произведений, связанных с историей нашей страны. Почему? Попытаемся ответить на этот вопрос.

 

 

Выступление группы учащихся. ( Краткий рассказ о жизни писателя, обзор творчества, основные темы произведений).

 

Создавая свои произведения, Тендряков обращает наше внимание не только и не столько на исторические факты, сколько на нравственные понятия, основополагающим из которых является СОВЕСТЬ.

Именно совесть заставляет главного героя рассказа «Хлеб для собаки» ужасаться происходящему. Кто же он, главный герой рассказа?

 

Выступление группы учащихся. ( Рассказ о главном герое и обсуждение).

 

 

Перед читателем возникает образ «впечатлительного, уязвимого мальчика», сознание и чувства которого сильнее сознания и чувств взрослого человека. Володю потрясает скверик с его обитателями: «Уже взрослым я долгое время удивлялся и гадал: почему я, в общем-то впечатлительный, уязвимый мальчишка, не заболел, не сошел с ума сразу же после того, как впервые увидел куркуля, с пеной и хрипом умирающего у меня на глазах.»

 

А что потрясло вас при чтении рассказа В.Тендрякова? (Обмен впечатлениями о прочитанном)

 

Потрясает разговор Дыбакова, первого секретаря партии, и одного из доходяг, как пишет Тендряков, «это был оборванец – костяк в изношенной, слишком просторной коже».

 

Чтение сцены «Разговор Дыбакова и доходяги» по ролям.

 

Итак, враг… Этот человек, некогда имевший пару лошадей, не желавший отдать их в колхоз, теперь превратился в врага. Как просто поделили людей на своих и врагов!.. Такова история.

 

Какие еще сцены, детали помогают нам, читателям, представить те далекие 30-ые годы? Обсуждение.

 

Тяжелые испытания всегда меняют человека, и Володя Тенков, маленький мальчик, втянутый в трагический водоворот событий, размышляя о происходящем, становится взрослее. Все это находится в центре внимания автора.

 

Так почему же рассказ называется «Хлеб для собаки»? (Обсуждение смысла названия)

 

Рассказ завершается документальной репликой (выразительное чтение ).

 

 

Возникает вопрос, почему же В.Тендряков на страницах своих произведений решил рассказать о том страшном, трагическом для страны времени? Может, потому что сам был свидетелем происходящих в стране перемен? Может, потому что это было близко ему: многие жители нашего района, его земляки, были раскулачены, высланы, расстреляны. Как проходил процесс создания колхозов на территории нашего Верховажского района?

 

Выступление историков на тему «Коллективизация в нашем крае».

 

За этими цифрами стоят сотни искалеченных человеческих судеб. Может, кто-то скажет, что необходима была столь жесткая рука, которая направляла, вершила историю / то, что называется исторической необходимостью/. Благодаря этой жесткой руке СССР выстоял. Но вслед за этим возникают вопросы: «Какой ценой вершилось счастье миллионов людей? Неужели не было таких, кто бы, пусть и молча, но противостоял той системе? Были! Есть такой герой и в рассказе Тендрякова.

 

Выступление учащихся. ( Рассказ о начальнике станции).

 

Тендряков своими произведениями заставляет нас думать, помогает понять, что на ненависти мир не построишь, что спасти нас может только доброта и милосердие.

Чем стала для вас сегодняшняя встреча с историей 30-х годов и рассказом В.Тендрякова?

Обсуждение, выбор наиболее точного слова, которое выносится в название темы: ВСТРЕЧА – ПОТРЯСЕНИЕ.

 

 

Домашнее задание: написать отзыв о рассказе В.Тендрякова «Хлеб для собаки»;

нарисовать обложку книги «Хлеб для собаки»;

собрать и оформить материал на тему: «Коснулась ли

коллективизация мою семью?»

/ задание на выбор /

 

Комментарии
Комментариев пока нет.