Мой родной край.
Отчий край!
Он близок мне навеки.
По пыльной залитой солнцем дороге, раскинувшейся среди полей, шагал высокий мужчина, лет пятидесяти от роду. Звали его Николаем. Рядом с ним, весело играя с сухой веткой, вприпрыжку, то обгоняя, то отставая на несколько метров, шел белокурый мальчик.
- Митька, давай передохнем! – громко произнес мужчина, направившись к обочине дороги, рядом с которой раскинулись бескрайние посадки кукурузы. Мальчик последовал за ним.
Удобно расположившись в тени высоко растущей кукурузы, мужчина буркнул:
- И когда же этот зной закончится! Пол года жарит. Не продохнут!!! Не повезло тебе, Митька, что здесь родился. Половину в пекле, половину – в грязи свое детство проведешь!
- Деда, а почему это только мне не повезло? Ведь ты же тоже здесь родился!
- Нет, - протяжно произнес Николай. – Мой родной дом, мое родное село, моя маленькая родина находится далеко от этих мест. Очень далеко. - сказал мужчина, устремив свой взгляд куда-то вдаль. По глазам его было видно, что он о чем-то задумался.
Секундой позже несколько удивленный сказанным мальчик спросил:
- А откуда ты тогда?
- С севера, - сказал Николай - родился я в республике Коми, там и вырос. А потом жизнь закрутила, и оказался я здесь. Так до сих пор тут и живу. Эх… - протянул мужчина.
С минуту оба молчали. Мальчишка продолжал играть с веткой, время от времени украдкой поглядывая на задумавшегося над чем-то дедом.
- А знаешь, Митька, человек с годами сильно меняется, становится гораздо мудрее. Я вот, например, прожил жизнь и только под старость лет начал ценить то, от чего всю юность хотел убежать. Что у меня и получилось. Раньше как-то слово «родина» для меня ничего не значило. Ну, родина, ну и что? А сейчас оно все для меня. Стоит закрыть глаза, как тут же возникает видение: старая деревня в пылающих гроздьях рябин, пронзительная синь реки под высокой кручей и леса, леса до самого горизонта, одетые в последнее желтое и красное убранство. И каждый куст, каждый листочек, каждый цвет такой родной и так дорог тебе.
Все, все в природе Коми живое, все умеет чувствовать. Бывает, устанешь на сенокосе, рухнешь в траву, а она, понимая твою слабость, обнимет тебя нежно, скроет от солнца. И так от этого хорошо и спокойно на душе становится, что и вставать неохота. Или когда гроза надвигается, небо чистое, солнце еще светит, а листочки деревьев уж шумят, между собой переговариваются, предупреждают, что скоро дождь польет.
А зима – то какая на моей родине красивая! Истинно, всем зимам зима! Чистая, аккуратная, ни грязи, ни слякоти. Все снег, мягкий и пушистый, покроет. Иной раз ударит морозец, схватишь санки и ну… до алых щек кататься с горок! Красота!
А ты, Митька, наверное, и не знаешь, что значит на санках кататься. Где ж здесь, когда вечная слякоть да грязь! Да… Зимой катанием на санках наслаждаешься, летом – ночами белыми..
- Как это ночами белыми? – спросил мальчик, удивленным столь странным сочетанием слов. – Ночи же не бывают белыми. Ночью ведь ничего не видно!
- А нет, ошибаешься! Там, откуда я родом, ночи летом белые, то есть все на улице видно, как днем. А солнышко лишь на часик за горизонт заходит. Вот так-то. Сам рассказываю, а перед глазами так и проплывает пейзаж Коми, такой спокойный, такой простой и в тоже время могучий. Да, прочно врезались картины природы моей родины мне в память, но знаешь, что еще прочней сохраняется внутри нас, что никогда не стирается, не забывается?
- Что?
- Запахи. Запахи трав, полей. Запахи родного дома, матери. Стоит только где-либо почувствовать похожий запах, как тут же в памяти возникают кадры прошлого. И я до сих пор чувствую запах недалеко растущего от моего дома на родине ельника. Настолько он прекрасный, близкий, родной. Ничто и никогда его не заменит!
- А ты сильно любишь свою Коми? – спросил Митька.
- Сильно, – уверенно ответил Николай. – Люблю я свой край за неповторимые белые ночи, за богатое убранство белоснежной зимы и красочного лета, за синеву глубоких рек, за то, что я родился там. И я этим горжусь сейчас, ведь не каждому в жизни посчастливилось жить среди красоты и живописности тех мест.
Произнеся это, Николай замолчал. Через пару минут, очнувшись от раздумий, мужчина произнес:
- Ну что? Отдохнули - пойдем дальше!
И оба, встав с твердой земли, отправились в путь. Но только теперь Митька уже не был так весел, он впервые задумался о том, что же значит родина для каждого, в том числе и для него. Николай же шел, молча, осунувшись, как идут порой люди, потерявшие в свое время главное – некий стержень внутри себя.
Мяндина Карина, 14 лет
Рассказ "Мой родной край"
DOCX / 27.01 Кб