12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Джанмагомедова Фируза Сабдуллаевна19
Меня зовут Фируза Сабдуллаевна. Я люблю повеселиться, побывать в кругу детей, люблю читать книги, увлекаюсь музыкой, обожаю готовить разные блюда, поддерживаю здоровый образ жизни.
Россия, Дагестан респ., Дагестанские Огни
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2 «Изюминка»



Конкурс
исследовательских работ и проектов
учащихся общеобразовательных организаций и воспитанников дошкольных образовательных организаций
Республики Дагестан
«Науки юношей питают»


ТЕМА: «Мой край родной»

Старший дошкольный возраст

Воспитатель
МБДОУ «Детский сад №2 «Изюминка»
Джанмагомедова Фируза Сабдуллаевна


 


 

Дагестанские Огни, 2017 год


 

Содержание

Введение...............................................................................................................3

Цели и задачи проекта......................................................................................4

Основная часть ................................................................................4

Вывод ........................................................................................................10

Список литературы............................................................................................10


Введение

С раннего детства необходимо правильно направлять детей, уделяя
особое внимание нравственному воспитанию. Тем более что мы живём в
уникальной республике, где представлены многообразие народностей,
природных условий.

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма:
любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё,
желание трудиться на благо, беречь её богатства. Базовым этапом

формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими
социального опыта жизни в своём городе, приобщение к миру его культуры.

Трудно найти на земном шаре место, где на такой небольшой площади размещалось бы столько народов с различными языками и диалектами, культурными традициями и обыденными особенностями. Народы Дагестана говорят на языках, относящихся к трем крупным языковым семьям: северокавказской, алтайской и индоевропейской; государственным языком и языком межнационального общения является русский язык.

Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, уважать и гордиться людьми, живущими на этой земле, воспитывать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребёнка с детства – одна из главных задач педагогов, родителей. Важной составной частью работы по патриотическому воспитанию дошкольников является приобщение их к традициям и обычаям народа, страны, к искусству. Дети должны не только узнать о традициях, но участвовать в них, принимать их, привыкать к ним
Работа по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем, Дагестаном представлена в виде образовательного проекта, что отвечает современным целям деятельности педагога. Важным моментом опыта является систематизация методов ознакомления детей с окружающей действительностью, что позволяет добиться положительного результата в реализации цели проекта.

Цели и задачи проекта:

- Изучить расположение Дагестана;

- Познакомиться с национальными костюмами народов Дагестана, традиционной лезгинкой, легендами и преданиями;

- Выяснить какие народы проживают в Дагестане;

- Познакомиться с дагестанской кухней;

- Выяснить, какой язык является родным народам Дагестана.


 

Основная часть

 I. Республика Дагестан

1.1. Народы Дагестана

 II. Обычаи и традиции народов Дагестана

2.1. Народные костюмы народов Дагестана

2.2. Дагестанская лезгинка

2.3 Блюда народов Дагестана

III. Русский язык в жизни дагестанцев

Выводы

Список использованной литературы

 
 

I. Республика Дагестан.

1.1 Народы Дагестана.

Дагестан - один из самых сложных в этническом отношении регионов: здесь проживает более 100 национальностей и народностей, в т.ч. 30 коренных, представляющих крупные языковые семьи и группы: иберийско-кавказскую, тюркскую, иранскую, индоевропейскую и другие. Большинство здешних языков имеет свои диалекты и говоры.

Нигде в мире на такой маленькой территории не проживает такого количества народов. Численность населения на начало 1996 года более 2,1 миллиона человек (1.2 процента от населения России), из которых 58 процентов - сельские жители. Население довольно быстро растет: коэффициент рождаемости по республике составляет 20, коэффициент смертности - 7.1. Плотность населения - 42,5 человек на кв. км.

Аварцы (496 тыс.), расселены в центральном и западном Дагестане, в бассейне притоков реки Сулак.

Даргинцы, включая кайтагцев и кубачинцев, (280,4 тыс.), расселены в средней части Дагестана.

Кумыки (231,8 тыс.) расселены на равнинной и предгорной территории. Традиционные занятия: земледелие и животноводство (крупный и мелкий рогатый скот, лошади). Раньше добывались соль и нефть, которыми снабжался

Лезгины (204,4 тыс.) живут во всех районах Южного Дагестана. Традиционные занятия: земледелие, садоводство, скотоводство, шелководство.

Лакцы (91,7 тыс.) занимают центральную часть Нагорного Дагестана, частью - в районе пограничном с Чечней.

Табасараны (73,2 тыс.) живут в предгорьях и на равнине восточной части Южного Дагестана. Традиционные занятия: земледелие, садоводство и скотоводство. Ремесла: ковроткачество, обработка дерева, гончарство, резьбапо дереву и камню, кузнечное дело, изготовление тканей, войлочных изделий, джурабов, выделка кожи.

Ногайцы (28,3 тыс.) расселены в основном в пределах Ногайской степи, расположенной на севере республики. Традиционные занятия: кочевое и отгонное скотоводство, коневодство, верблюдоводство, земледелие, бахчеводство и садоводство, разведение домашней птицы, охота и рыболовство. Ремесла: обработка кожи, овчины, дерева, изготовление сукна и войлочных изделий ( бурки, сапоги, головные уборы, ковры-арбабаши). Через Ногайские степи проходили важнейшие торговые пути, в том числе Великий Шелковый путь.

Рутульцы (15,0 тыс.), живут в Южном Дагестане в верховьях реки Самур. Традиционные занятия: животноводство, земледелие, овощеводство и садоводство. Ремесла: сукноделие, ковроткачество, производство войлока, шерстяной вязаной обуви, джурабов, керамики без гончарного круга, обработка камня, меди и серебра.

Агулы (13,8 тыс.) живут в Южном Дагестане, в бассейне реки Чирах-чай. Традиционные занятия: земледелие и скотоводство. Ремесла: кузнечное дело, обработка кожи, овчины, шерсти (изготовление тканей, паласов, безворсовых ковров, вязание джурабов), резьба по дереву, камню.

Цахуры (5,2 тыс.) живут в Южном Дагестане, по правым притокам реки Чирах-чай. Традиционные занятия: земледелие и скотоводство. Ремесла: обработка кожи, овчин, шерсти, изготовление ниток, ковров, паласов, ткани, вязание; плотницкое и лудильное дело.

Горские евреи и таты (17-18 тыс.) живут в основном в городах. При общем языке, различаются по религиозной принадлежности (мусульмане-шииты, иудаисты и христиане-монофиситы). Традиционные занятия: земледелие, садоводство, виноградарство и виноделие. Ремесла: ковроткачество, изготовление медной посуды и др.

Азербайджанцы (75,4 тыс.) живут в г. Дербенте, в Дербентском и Табасаранском районах. Традиционные занятия: земледелие, садоводство, виградарство. Ремесла: ковроткачество, ювелирное дело, изготовление медной утвари, тканей, выделка кож и др.

Чеченцы (60 тыс.) живут в Хасавюртовском и Новолакском районах Дагестана. Традиционные занятия: земледелие, садоводство, скотоводство и др. Ремесла: ювелирное, кузнечное дело, изготовление сукна для черкесок и другой одежды, войлочных изделий, шелка, обработка кож, дерева и др.

Русские (около 300 тыс.) живут в городах, Кизлярском и Тарумовском районах. Значительная часть дагестанцев (619 тыс.) проживает за пределами Республики.

 

 II. Обычаи и традиции народов Дагестана.

2.1. Национальные костюмы народов Дагестана.

В Дагестане очень много различных народностей, более 70. Все они имеют свой отличительный костюм, однако, несмотря на особенности каждого, всех их объединяют определенные детали. Это использование в своей одежде различных туник, туникообразных рубах, платьев-рубах, платков, чухты, бешмека, чалмы. Все это сшито из ярких тканей, украшено узорами, расшито орнаментами, вышивкой.

Узоры могли вышиваться как оберег, так и для красоты, например, природа, животные. Праздничные наряды обязательно украшались драгоценными камнями, золотом, серебром. Все это очень красиво блестело и переливалось на солнце. Помимо одежды, женщины украшали себя браслетами, кольцами, монетами, поясами, ремнями.

Мужской костюм состоит из светлой рубахи, штанов темного цвета и плотной ткани, суконной черкески с газырями. Черкеска может быть длинной до колена или щиколотки, рукава расширяются к низу. Поверх нее надевается тонкий ремень, на который можно прикрепить кинжал или пистолет.

Особой деталью является головной убор - папаха, которая считается символом чести и достоинства у народов Кавказа. Богатые носили папаху из каракуля, а простые люди из овчины.

2.2. Дагестанская лезгинка.

Танец «Лезгинка»
Сегодня в мире трудно найти человека, который бы не знал зажигательный танец «Лезгинки». Испокон веков через Кавказ проходили торговые пути, объединявшие Европу с восточными странами. 
Побывавшие здесь европейские путешественники обратили внимание на красивый и ранее нигде не видимый танец, который танцевали местные народы, именуемые "лезгинами". 
Что же такое «лезгинка»? Это своеобразное соревнование между молодыми людьми - быстрая, темпераментная, требующая большой силы и ловкости от юноши, и плавности, изящества от девушки. Знаменитый танец лезгин является ничем иным, как отголоском древних языческих верований и ритуалов, одним из основных элементов которых являлся образ орла. Этот образ совершенно точно воспроизводится танцором, особенно в тот момент, когда он, поднявшись на носки и горделиво раскинув руки-крылья, плавно описывает круги, словно собираясь взлететь. 
Музыка «лезгинки», с четким ритмом и энергичными движениями, привлекла к себе внимание многих известных композиторов. Так, Глинка в «Руслане и Людмиле», Рубинштейн в «Демоне» поместили бурную, полную стихийной силы и страсти «лезгинку». Композиция осталась популярной по сей день – очень часто к ней обращаются и современные исполнители.

Лезгинка была также и танцем воинов. Во время правления Имама Шамиля, на всем Кавказе был популярен «Танец Шамиля». Он начинался со смиреной молитвой, а затем обращался в огненную лезгинку. Таким образом, воины поднимали свой боевой дух.

Родиной лезгинки считают Дагестан, поэтому среди всех разновидностей этого танца наиболее сложной является дагестанская лезгинка. На территории Дагестана она так же имеет ответвления: аварская, даргинская, лакская и другие.

Танец лезгинку у Кавказцев переняли их соседи казаки, от них он и попал в Россию.

2.3 Блюда народов Дагестана.

Дагестан - это древнейшая колыбель многих народов и народностей Кавказа, уникальная по своему составу многонациональная республика, в которой проживают десятки этнических групп, консолидирующихся вокруг родственных по происхождению и языку, но самостоятельных крупных шести народностей: аварцев, кумыков, даргинцев, лакцев, лезгинов, татов.

Кухня каждого из этих народов в чем-то схожа, но она и самобытна, хранит в себе тысячелетние традиции ушедших народов-предков коренного населения Дагестана. В недавние времена меню основной массы горцев-бедняков было скудным. Преобладали растительные и молочные продукты, из которых готовили постные супы, каши, ячменный хлеб,кисломолочные продукты, которые дополнялись дикорастущими съедобными растениями. Овощи были почти неизвестны, мясо появлялось на столах в особых случаях.

Современную дагестанскую кухню однозначно охарактеризовать невозможно. Многие блюда, которые ранее вообще не употреблялись или готовились лишь в дни торжеств, сейчас вошли в повседневное меню каждой семьи.

Блюда, бытующие в каждом отдельно взятом районе Дагестана, несут на себе особый колорит. К примеру, в каждом национальном районе готовят хинкал, который подается как первое или второе блюдо, но всегда можно определить, каково его происхождение. Распространенными блюдами считаются «курзе», «чуду», которые готовят из разных трав, творога, овощей, яиц, и гурманы, понимающие толк в дагестанской кухне, никогда не ошибутся, какой национальности повар готовил это блюдо

 III. Русский язык в жизни дагестанцев.

Русский язык в настоящее время является родным и для детей, выросших в городах в многонациональной семье, и процент таких детей продолжает в последние годы расти.

Русский язык становится основным языком общения между дагестанскими народами, то есть для Дагестана русский язык становится международным языком. Роль русского языка возрастает настолько, что он является языком общения и для семей с различным национальным составом членов. В таких семьях дети в подавляющем большинстве случаев считают родным русский язык.

Роль русского языка в Дагестане значительно возрастает, русский становится официальным языком, на этом языке выходит основная часть периодической печати, на русском языке ведется вещание по радио и телевидению.

 


 

Вывод.

В Дагестане нет ни одного языка, который имел бы такое распространение, как русский. Сама жизнь подсказала, что языком межнационального общения в Дагестане должен стать русский. Дагестанцы хорошо знают, что не владеть им - значит лишить себя богатейшего источника знаний, духовно обеднеть, ограничить возможности интеллектуального роста. Изучая и зная русский язык, дагестанцы могут учиться в вузах всей России, читать литературу, газеты, смотреть телевидение, разговаривать с представителями других национальностей.

Список литературы

1.Дети гор. Региональная программа развития и воспитания дошкольников Дагестана.- М., "Издательство ГНОМ и Д",2002.

2.Формирование экологической личности дошкольника. / Учебно-методические рекомендации для воспитателей детских дошкольных образовательных учреждений Республики Дагестан. ДИПКПК-2012

3.Гаприндашвили О.Б. Методическое сопровождение поисково- исследовательской деятельности дошкольников. Махачкала 2013

4.Гришина А.В. Примерное перспективное планирование. Региональный компонент. Методическое пособие по познавательному развитию детей 3-7 лет. Махачкала 2014.

5.Гусарова Л.Ф. Проектная деятельность в детском саду. Махачкала, 2013

6.Айтберова Н.А., Кондратова В.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Махачкала, 2004

7.Байрамбекова М.М. "Система комплексных занятий по ознакомлению детей старшего возраста с народно-прикладным искусством Дагестана", "Дагестанский народный орнамент"

8. А.Г. Булатова "Традиционные праздники и обычаи народов Дагестана"

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.