Раздаточный материал по географии к теме урока «План и карта»
II Всероссийский конкурс методического мастерства на лучшую разработку раздаточного материала к уроку
Пояснительная записка
Автор (должность) | Ковалева Г.В. учитель географии МКОУ Нововоронежская СОШ №4 Воронежской области |
Тема ресурса | Раздаточный материал по географии к теме урока «План и карта» Учебно-дидактический материал |
Использование ресурса, функциональность | Раздаточный материал может быть использован на уроках географии, внеклассной работе, а также для подготовки к ВПР, ОГЭ, ЕГЭ |
Аудитория | Учащиеся 5-х классов |
Тема урока | «План и карта», которая включает в себя следующие темы параграфов: «Ориентирование на местности», «Земная поверхность на плане и карте», «Градусная сетка», «Географические координаты» |
УМК | Линия «Полярная звезда» А.И.Алексеев, В.В.Николина, Е.К.Липкина. Москва «Просвещение» |
Цель | Обобщить знания учащихся по теме «План и карта» |
Задачи | Образовательные. - Через игровые формы работы систематизировать полученные на уроках географии знания (определять географические координаты, направление на карте и плане местности, читать карту с помощью условных знаков и др.). Развивающие. - Развивать умения работать в группах, команде. Воспитательные. - Воспитывать чувства товарищества, принадлежности к коллективу. - Воспитывать любовь к своей Родине и гордость за нее. |
Раздаточный материал | Обучающие карточки заданий для команд |
Источники информации | https://geo-oge.sdamgia.ru/test?category_id=18&filter=all план местности. |
Правила использования, вариативность | Возможность применения дидактического материала в разных видах деятельности (индивидуальное и групповое). Для лучшего восприятия и оценивания раздаточного материала предлагаю обобщающий урок. Данный урок построен в формате групповой работы. Командам раздаются карточки с заданием для каждого тура. Время выполнения на каждый тур – 5 минут. В помощь учителю можно взять двух учеников, которые помогут проверить выполненную работу (по ключам) и подсчитать баллы. |
Картограф – профессия старейшая, но и сегодня она остается востребованной и актуальной. Картографы создают карты для многих сфер деятельности. Работа картографа очень кропотлива, они работают в научно-исследовательских институтах, проектных и издательских учреждениях.
Личные качества картографа — это усидчивость, терпение, внимательность, аккуратность. В ходе урока ученики потренируют все эти качества.
Класс делится на 4 команды и выбирает капитанов.
1 команда: «Север»
2 команда: «Юг»
3 команда: «Запад»
4 команда: «Восток»
Командам нужно пройти 5 туров. Правильные ответы оцениваются в баллах.
1 тур «Разминка»
Нужно ответить на 10 вопросов. За каждый правильный ответ 1 балл. Максимум 10б.
Карточка №1 «Разминка» Команда___________________ 1. Уменьшенная модель нашей планеты (земного шара)____________ 2. Сторона горизонта, имеющая азимут 90 градусов ________________ 3. Название параллели, которая имеет 40 тысяч километров ____________________________________ 4. Условные окружности, проведенные по поверхности Земли, параллельные экватору __________________________________________ 5. Название прибора, с помощью которого определяют стороны горизонта_________________________________________________________ 6. Звезда, которая является дневным ориентиром________________ 7. Звезда, которая является ночным ориентиром в северном полушарии________________________________________________________ 8. Угол между направлением на север и направлением на заданный объект____________________________________________________________ 9. Пересечение параллелей и меридианов на географической карте _____________________________________________________________ 10. Материк, который пересекают все меридианы ___________________ |
Капитаны команд сдают карточки с выполненной работой на проверку и ждут подсчёта баллов.
2 тур «План местности»
Надо выполнить 4 задания. За каждое задание по 2 балла. Максимум 8 б.
Карточка №2 «План местности» Команда___________________ 1. По плану местности определите расстояние от точки А до точки В ______________________________________________________________ 2. Определите азимут из точки В на колодец ________________________ 3. Определите, на каком берегу реки Быстрая расположен березовый лес _______________________________________________________________ 4. Определите, в каком направлении от точки А находится колодец _______________________________________________________________ |
Капитаны команд сдают карточки с выполненной работой на проверку и ждут подсчёта баллов.
3. тур «Топографический диктант.
Условные знаки на плане местности»
Замените условные знаки словами.
За каждый правильный ответ по 1 б. Максимум 21 б.
Карточка №3 «Топографический диктант. Условные знаки на плане местности»
1.____________________________12. ________________________ 2.____________________________13. ________________________ 3.____________________________14. _________________________ 4.____________________________15. _________________________ 5.____________________________16. _________________________ 6.____________________________17. _________________________ 7.____________________________18. _________________________ 8.____________________________19. _________________________ 9.____________________________20. _________________________ 10.___________________________21. _________________________ 11.___________________________ |
Капитаны команд сдают карточки с выполненной работой на проверку и ждут подсчёта баллов. Промежуточные итоги за пройденные туры.
4 тур «Определение названия географического объекта по описанию и координатам»
За каждый правильный ответ по 3 б. Максимум 9 б.
Карточка №4 «Определение названия географического объекта по описанию и координатам» Команда___________________ 1. В древности люди считали этот вулкан священным. Они считали, что внутри его находилась кузница бога огня Гефеста. Его название было «Я пылаю». По географическим координатам - 38° с.ш. 15° в.д. Определите название вулкана. ________________________________________ 2. Он считается самым высоким водопадом в мире. Его высота - 1054 метра. Вода падает внутри ущелья в горах, поэтому про него долгое время не знали. Обнаружил его летчик, и в его честь водопад получил свое название. Как называется водопад, если его географические координаты: 6° с.ш. 62° з.д. ___________________________ 3. Этот остров знаменит своими гигантскими уникальными статуями. Он имеет несколько названий: Райгу, Рапандун, но чаще его обозначают под другим названием. Его географические координаты - 27° ю.ш. 109° з.д. Назовите этот остров. _______________________________ |
Капитаны команд сдают карточки с выполненной работой на проверку и ждут подсчёта баллов.
5 тур «Масштаб»
За каждый правильный ответ по 2 балла. Максимум 10 баллов.
Карточка №5 «Масштаб» Команда___________________ 1. Переведите численный масштаб в именованный: - в 1см 240 км _______________________________ - в 1 см 500 м ________________________________ 2. Переведите именованный масштаб в численный: - 1:3000 _____________________________________ - 1:2000000 __________________________________ 3. Решите задачу: - На плане местности изображена дорога длиной 500 м линией в 5 см. Определите масштаб ______________________________ |
Капитаны команд сдают карточки с выполненной работой на проверку и ждут подсчёта баллов.
Подведение итогов. Награждение команд. Выставление оценок.
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ | Максимум баллов | Команды | |||
1 «Север» | 2 «Юг» | 3 «Запад» | 4 «Восток» | ||
№ ТУРОВ | |||||
№ 1 «Разминка» | 10 | ||||
№2 План местности | 8 | ||||
№3 Топографический диктант. Условные знаки на плане местности | 21 | ||||
№4 Определение названия географического объекта по описанию и координатам | 9 | ||||
№4 Масштаб | 10 | ||||
Итого баллов: | 58 | ||||
Место: | |||||
Можно скачать файлы для удобного использования раздаточного материала.
| ||
|
Ключи


Горбачёва Марина Юрьевна
Ковалева Галина Валентиновна
Ивлиева Наталия Алексеевна
Ковалева Галина Валентиновна
Елена Алексеевна
Ковалева Галина Валентиновна
Елена Гаврииловна Гончарова
Ковалева Галина Валентиновна