12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Александрова Марина Михайловна10
Россия, Ханты-Мансийский АО, Нижневартовск
2

Методические указания и рекомендации «Разноуровневое обучение как один из аспектов повышения качества образования»

Перед современным учителем сегодня стоят высокопоставленные цели. А перед учителем иностранного языка они еще и тем сложны, что учитель иностранного языка должен дать учащимся знания, общаясь при этом с ними на неродном языке. Всем известно, что продуктивный урок проводится на обучаемом языке. Это значительно усложняет задачу учащимся в получении знаний, но играет весьма положительную роль в развитии навыков и умений. Здесь, на мой взгляд, уместно будет вести речь о разноуровневом обучении. Методика разноуровневого обучения – одна из перспективных в обучении иностранному языку. Ее образно можно сравнить со ступеньками: преодолел одну, другую, третью. Трудно будет сразу шагнуть на середину лестницы. То же происходит с учащимися и в процессе обучения на уроке. Пошагово, поэтапно учитель ведет учащихся к назначенной цели, тем самым повышая качество знаний у учащихся. Разные уровни обучения дают положительный эффект на уроке для всех его участников. Учителю – возможность прослушать каждого ученика на своем уровне; слабому ученику – возможность высказаться на иностранном языке на его собственном уровне усвоения; а для сильного ученика это не что иное, как разнообразие опор для определенного вида речевой деятельности. А одаренный ребенок может добавить в свое высказывание элементы анализа или свое личное отношение к прослушанному или прочитанному.

Обучение иностранному языку – это сложный процесс для учащихся, а мы, как правило, предлагаем всему классу одноуровневые задания: или вопросы, или тесты, или что-то другое. В то время как является фактом то, что учащиеся в силу своих способностей понимают представленный материал на разных уровнях. При этом можно сказать, что любой ребенок «заполнен своим собственным ментальным опытом», который и предопределяет характер его интеллектуальной активности в тех или иных конкретных ситуациях. Состав и строение этого опыта у каждого ребенка различны, поэтому дети ,безусловно, различаются по своим интеллектуальным возможностям. Как следствие из этого, напрашивается естественный вывод, что учитель обязан создать условия, содействующие интеллектуальному росту ребенка за счет максимально возможного обогащения его ментального опыта. Поэтому, не забывая об индивидуализации, продуктивнее обучать по уровням. Уже позже можно говорить и о качестве образования в целом. Ведь качество – это соотношение поставленной цели и достигнутого результата.

Важно со стороны учителя ориентировать весь класс на достижение наивысшей цели, а преодоление отдельных этапов в структуре урока использовать как вспомогательный аспект для этой цели. Важно акцентировать внимание класса на том, что учащиеся должны достичь оптимального уровня в понимании представленного.

Все вышенаписанное является следствием и выводами из личного опыта. Моим основным помощником при разноуровневом обучении является технология соблюдения образовательного маршрута, который планируется учителем на каждый год или этап обучения по отдельному виду речевой деятельности. Но мне схема образовательного маршрута помогает на отдельно взятом уроке, ведь отдельно взятый урок – это миниверсия всего процесса обучения. Схема образовательного маршрута проста: от простого к сложному. Для 5-го класса (первый год обучения) мною был запланирован образовательный маршрут (в данном случае речь пойдет об обучении иностранному языку на примере аудирования) в следующем виде:

 

Образовательный маршрут по уровню владения иностранным языком на начальном этапе обучения*:

* - 5 -6 –классы первого года обучения.

 

1 шаг:

1. уметь различать смыслоразличительные фонемы,

2. уметь различать интонемы,

3. уметь различать ритмический рисунок фразы,

4. удерживать в памяти речевые цепочки различной протяженности,

5. уметь понимать основное содержание с опорой на зрительную и двигательную наглядность, а также на паралингвистические средства,

6. уметь полностью понимать высказывания.

 

Учащиеся могут показывать результат понимания с помощью рисунка, сцены, смеха, улыбки; расположения картинок в соответствии с последовательностью рассказа; ответить на общие вопросы или передать содержание рассказа на русском языке.

 

2 шаг:

1. уметь вступать в контакт и поддерживать его:

-приветствовать и ответить на приветствие,

-попрощаться и ответить на прощание,

-представиться и представить друга,

-извиниться и ответить на извинение,

-высказать добрые пожелания.

2. уметь описывать лица, предметы, животных и действия с ними,

3. уметь выражать свои желания, потребности и реагировать на желания собеседника:

-радость,

-удивление,

-восхищение,

-сожаление,

-пожелание,

-огорчение.

4. уметь понимать и выражать требования, указания, команды, отказ,

5. уметь высказываться и вести беседу об увиденном, прочитанном; обмениваться мнениями.

 

3 шаг:

1. уметь при непосредственном общении в типичных ситуациях делать развернутые сообщения по услышанному,

2. уметь описывать лица, предметы, животных и действия с ними,

3. уметь выражать намерения, удивление, требование, удовлетворение; понимать и выполнять или отклонять просьбы, пожелания, указания,

4. уметь высказываться логично и последовательно об услышанном.

 

При использовании образовательного маршрута важно соблюдать технологический режим. Т.е. каждый шаг в образовательном маршруте должен соответствовать определенному уровню усвоения. Как мы знаем, выделяют несколько уровней усвоения: узнавание изученного материала (на уровне различия), его припоминание (на уровне запоминания), комбинаторный уровень (на уровне понимания), аналитический (включаются в работу умения и навыки) и творческий (на уровне переноса). Исходя из опыта работы с одаренными детьми, я бы выделила еще один уровень усвоения: творческий с элементами анализа (учащиеся анализируют усвоенный материал и выражают свое отношение к затронутой теме).

Соотнеся уровни усвоения и этапы образовательного маршрута, я получила следующую схему:

1 шаг – уровень узнавания, уровень припоминания;

2 шаг – комбинаторный уровень, аналитический уровень;

3 шаг – творческий уровень.

Анализируя проведенный мною урок (план урока прилагается), можно увидеть, что в нем подобная схема прослеживается. После предложенного мною текста следует обратная связь с учащимися на выявление уровня усвоения. Я предлагала учащимся следующие задания:

1 шаг – поймите, о какой комнате идет речь (нужно выбрать из трех представленных);

2 шаг – ответьте на вопросы (причем вопросы должны быть разобраны заранее, или они из опоры превратятся в головоломку);

3 шаг – скажите 3-4 предложения о том, что, по-вашему мнению, есть в жилой комнате;

* для одаренных детей следующим шагом было предложено такое задание: расскажите об услышанном (или: опишите комнату). Как правило, всегда находятся 2-3 ученика, выполняющие последнее задание.

На мой взгляд, разноуровневое обучение – это основа при обучении иностранному языку. Это облегчает процесс обучения и взаимопонимания на уроке, помогает учащимся быстрее адаптироваться на уроке, погрузиться в его суть, а для учителя служит “волшебной лестницей”, ведущей к достижению и выполнению самых заветных целей на уроке. А качество полученного результата на отдельно взятом уроке влияет на качество образования в целом.

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.