РАЗРАБОТКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИГРЫ "КВИЗ, ПЛИЗ! ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В ТОС!"
Пояснительная записка
У каждого поколения свои игры. Меняется
время, меняется культура, меняется игра.
В последнее десятилетие в нашей культуре сформировалось вполне самостоятельное явление, получившее название «Интеллектуальные игры». Они дают возможность раскрыться, превращая серьезную интеллектуальную деятельность в яркое зрелище, в увлекательное состязание, в праздник. Именно поэтому в интеллектуальные игры с интересом играют не только младшие школьники, но и подростки, старшеклассники, студенты.
Поэтому, когда перед нами встала задача провести торжественное подведение итогов второй трудовой смены Железнодорожного района, мы выбрали форму интеллектуальной игры. «Квиз, плиз!» является сегодня одной из самых популярных интеллектуальных игр среди молодёжи. Модифицировав её под старшеклассников, и поставив основной целью - знакомство и налаживание дружеских отношений среди ТОСовцев Железнодорожного района, мы назвали игру «Квиз, плиз! Добро пожаловать в ТОС!».
Интеллектуальная игра «Квиз, плиз! Добро пожаловать в ТОС!» - командная интеллектуально-развлекательная игра, адаптированная для большого количества команд и не требующая предварительной подготовки. Интеллектуальная игра является активной формой проведения мероприятий - это прекрасное средство для повышения мотивации к добыванию знаний, формированию творческой самоактуализации, способствующая продуктивному активному общению.
Цель мероприятия: сплочение участников трудовых отрядов железнодорожного района, содействие повышению их интеллектуального и культурного уровня.
Задачи:
расширить кругозор, популяризировать культурно-содержательный, интеллектуально обогащённый досуг среди школьников;
создать условия для реализации интеллектуального потенциала участников мероприятия, через освоение новых форм проведения районных мероприятий;
создать условия для общения и укрепления межличностных связей среди участников трудовых отрядов железнодорожного района.
Место и время проведения: актовый зал ДЮЦ «Восхождение» (ул. Ленинградская, 71), 21 июля 2023 г. в 10-00.
Продолжительность: 1час. 20мин.
Возрастная категория: 14-18 лет.
Преимущества метода
Участникам интеллектуальной игры требуется не столько эрудиция, сколько умение объединять самые разные знания, творчески их применять. Игра состоит из не энциклопедических вопросов, то есть если игрок не знает ответ, он может логически додуматься до него.
Достоинства: формирует активную позицию, развивает умение работать в команде, слушать и слышать собеседника, кратко и емко рассказать о своем решении, умение отстаивать свое мнение.
Порядок проведения игры:
К участию в Игре приглашаются по 6 участников от каждого трудового отряда железнодорожного района. Команды формируются совершенно случайно непосредственно перед проведением Игры. Состав команды – 6 человек. Если в результате регистрации остался один участник, желающий принять участие в игре, то по решению организационного комитета участник присоединяется к какой-либо из команд.
Перед началом Игры каждая из команд выбирает капитана и придумывает себе название. Игра состоит из 7 раундов, каждый из которых включает от 3 до 6 вопросов, рассчитанных на логику, эрудицию и интуицию. После каждого вопроса команда совещается и фиксирует свой единственный вариант ответа на специальных бланках. На бланке нужно указать только один ответ на вопрос. В случае если команда указала более одного варианта ответа, баллы команде за это вопрос не засчитываются. После каждого раунда бланк сдается, для чего капитану нужно поднять бланк вверх. Ответы собирают наблюдатели и передают их судье. Бланки, данные наблюдателям по истечению времени для обсуждения, не принимаются.
После зачитывания ведущим вопроса, по сигналу начинается отчет времени для его обсуждения. На обсуждение каждого вопроса, в зависимости от его сложности, дается время от 30 секунд до 2 минут. Любое, даже малозначительное отклонение от авторского ответа, делает ответ команды спорным. Решение о принятии ответа принимает счетная комиссия. Во время игры запрещается пользоваться сотовыми телефонами и другими средствами связи. За нарушение штраф – списываются 5 баллов с команды.
За каждый правильный ответ команды получают баллы. Победитель Игры определяется по наибольшему количеству набранных баллов после 7-ми раундов. Если после 7 раундов у команд, претендующих на призовые места, равное количество баллов, то победитель определяется по количеству баллов набранных за последний раунд. Победители интеллектуальной игры получают призы и грамоты по решению организаторов и за счет их финансовых средств.
Ожидаемые результаты:
проявление участниками чувства гордости и сопричастности, уважения к трудовому движению города и района;
интереса к культурно-содержательному, интеллектуально обогащённому досугу;
интеллектуальных способностей, умения решать различные творческие и социальные задачи, подходя к их решению с разных сторон;
проявление и укрепление положительных межличностных отношений среди участников разных трудовых отрядов района
участники закрепили различные коммуникативные умения: общаться и взаимодействовать в группе, аргументировано доказывать свою точку зрения, уважать мнение других, объективно оценивать свою и чужую работу.
Организационная работа по подготовке мероприятия:
Определение цели, задач и темы мероприятия.
Выбор формы проведения мероприятия, определение времени и места проведения мероприятия.
Составление положения о проведении мероприятия, распространение пресс-релиза.
Изучение специальной литературы, подбор материала.
Составление сценария и презентации для визуальной поддержки.
Репетиции с ведущими, подбор творческих номеров.
Оформление актового зала, обеспечение фотосъемки.
Встреча гостей, регистрация и рассадка в зале участников команд.
Необходимое оборудование: актовый зал и сцена, столы и стулья по количеству команд, световая, музыкальная и звукоусиливающая аппаратура, микрофоны (2 шт.), персональный компьютер (2 шт.), экран и проектор, презентация, таймер, таблички с названиями команд, специальные бланки для ответов, ручки, итоговый протокол, грамоты и дипломы.
Участники:
участники и руководители ТОС железнодорожного района – 80 чел.,
гости из администрации района, районного штаба ТОС – 5 чел.,
творческие коллективы – 15 чел. танцевальная группа района, 15 чел. танцевальная группа трудового отряда «Штурм», 1 чел. вокалист.
Ответственные и исполнители:
Участники трудового отряда «Штурм»:
Ведущие – Мельник Даша, Турмасова Маша.
Ответственные за встречу и регистрацию гостей, сбор задач (квиз-мэны) – Кашаевский Антон, Прокаева Лера.
Ответственные за рассадку гостей в зале, сбор задач (квиз-мэны) - Шильникова Даша, Иванова Полина, Корако Леша.
Мультимедиа сопровождение – Мирвис Данил.
Педагогический коллектив:
Звуковое и светосопровождение – Зайцев С.Л., звукорежиссер.
Ответственный за фотосъёмку – Бондарь Е.А., педагог доп. образования.
Счётная комиссия – Ваниватова А.С., Мирвис Ю.В., методисты.
Методическая разработка занятия адресована методистам, педагогам-организаторам, учителям общеобразовательных учреждений, педагогам дополнительного образования, и в целом, всем тем, кто стремится развивать интеллектуальный и культурный потенциал у детей, стимулируя, развивая и формируя их уникальные способности и навыки коллективной работы.
Сценарий районной интеллектуальной игры
«Квиз, плиз! Добро пожаловать в ТОС!»
среди участников трудовых отрядов Железнодорожного района
В актовом зале расставлены столы и стулья для команд. На столах стоят таблички для названий команд и лежат ручки.
Отдельно стоят столы для счётной комиссии. На столах у счётной комиссии задачи с ответами, итоговый протокол, грамоты.
Звучат детские песни на тему дружбы. На мультимедиа включена презентация. Слайд №1 «Главная заставка».
На входе квиз-мэны регистрируют участников, определяя номера команд. Участники рассаживаются в соответствии с регистрацией. Команды придумывают название перед игрой.
Звучат фанфары. На сцену выходят ведущие
Ведущий 1: Здравствуйте, дорогие участники трудовых отрядов!
Ведущий 2: Здравствуйте, уважаемые руководители трудовых отрядов!
Ведущий 1: Мы рады приветствовать Вас в нашем любимом Центре «Восхождение» на торжественной церемонии подведения итогов 2 трудовой смены.
Ведущий 2: В каждом нашем трудовом отряде проходит много мероприятий, проводится много важных дел.
Ведущий 1: Но у нас есть также и много городских мероприятий, где все отряды железнодорожного района объединяются, чтобы показать, на что мы способны.
Ведущий 2: Сейчас мы зададим вам несколько вопросов. Надеемся, что вы ответите на них честно.
Встаньте те, кто любит танцевать?
Ведущий 1: Кто за последний месяц прочитал хотя бы одну книгу?
Ведущий 2: Кто уже самостоятельно зарабатывает деньги?
Ведущий 1: Кто любит Железнодорожный район?
Ведущий 1: Маша, по-моему мы показали, что между нашими отрядами гораздо больше общего, чем мы думаем!
Ведущий 2: Сегодня мы проведем интеллектуальную игру «Квиз, плиз! Добро пожаловать в ТОС», чтобы еще раз показать, что мы самый дружный и надежный!
Ведущий 1: Для этого мы совершенно случайно поделили вас на команды. Осталось разобраться что такое «Квиз, плиз!».
Ведущий 2: Это командная интеллектуально-развлекательная игра, где главное преимущество - не энциклопедические вопросы.
Ведущий 1: То есть если игрок не знает ответ, он может логически додуматься до него.
Ведущий 2: Игра состоит из 7 раундов, каждый из которых включает от 3 до 6 вопросов, рассчитанных на логику, эрудицию и интуицию.
Ведущий 1: После каждого вопроса команда совещается и фиксирует свой единственный вариант ответа на специальных бланках.
Ведущий 2: На бланке нужно указать только один ответ на вопрос. В случае если команда указала более одного варианта ответа, баллы команде за это вопрос не засчитываются.
Ведущий 1: После каждого раунда бланк сдается, для чего капитану нужно поднять бланк вверх. Ответы собирают наши квиз-мэны и передают счетной комиссии.
Ведущий 2: Бланки, данные наблюдателям по истечению времени для обсуждения, не принимаются.
Ведущий 1: Во время игры запрещается пользоваться сотовыми телефонами и другими средствами связи. За нарушение штраф – списываются 5 баллов с команды.
Ведущий 2: Если у вас будут появляться вопросы перед игрой или в течение ее, не стесняйтесь задавать их нашим квиз-мэнам.
Ведущий 1: Итак, первый раунд и называется он «Разминка для везучих».
Ведущий 2: 6 вопросов с 4 вариантами ответов по 30 секунд обсуждения каждый.
Ведущий 1: И первый вопрос…
Какой город оказался в блокаде во время Великой Отечественной войны?
Варианты ответов: А. Горький Б. Ленинград В. Киев Г. Куйбышев
Ведущий 2:
В каком месяце происходит действие балета Чайковского «Щелкунчик»?
Варианты ответов: А. декабрь Б. апрель В. январь Г. март
Ведущий 1:
Как называют волка, за его роль в экологии
Варианты ответов: А. Доктор Б. Врач В. Санитар Г. Фельдшер
Ведущий 2:
Море, на котором стоит порт Владивосток.
Варианты ответов: А. Мраморное Б. Баренцево В. Лаптевых Г. Японское
Ведущий 1:
Официальный язык государства Израиль?
Варианты ответов: А. Иврит Б. Русский В. Фарси Г. Арабский
Ведущий 2:
Какой город был построен на семи холмах?
Варианты ответов: А. Рим Б. Мадрид В. Лондон Г. Париж
Ведущий 1: Первый раунд завершен, сдаём бланки квиз-мэнам.
Ведущий 2: А теперь давайте узнаем правильные ответы.
Ведущие зачитывают ответы на мультимедиа.
Ведущий 1: Пора начинать второй раунд - «Включаем логику». 3 вопроса по 60 секунд обсуждения каждый.
В 1926 и 1948 годах Германия была наказана за развязывание войн так же, как когда-то была наказана Спарта. Что это за наказание?
Ответ: Немецким спортсменам было запрещено участвовать в Олимпийских играх
В Галлии нашли эффективный способ проводить мобилизацию воинов в случае войны. Для этого галльские жрецы приносили в жертву одного человека. Какого?
Ответ: Пришедшего последним.
Пете и Коле купили по коробке конфет. В каждой коробке находится 12 конфет. Петя из своей коробки съел несколько конфет, а Коля из своей коробки съел столько конфет, сколько осталось в коробке у Пети. Сколько конфет осталось на двоих у Пети и Коли?
Ответ: 12 конфет.
Ведущий 1: Второй раунд завершен, сдаём бланки квиз-мэнам.
Ведущий 2: А теперь давайте узнаем правильные ответы.
Ведущие зачитывают ответы на мультимедиа.
Ведущий 1: Третий раунд называется «Shazam», и верно, Маша, он твой любимый - музыкальный! 3 вопроса по 60 секунд обсуждения каждый.
Чья эта песня?
Звучит песня One More Time – группа Daft Punk.
2. К какой игре этот саундтрек?
Звучит саундтрек из игры Bomberman.
3. Из какого фильма данная фраза?
Звучит фраза из фильма «Иван Васильевич меняет профессию» -
«Храните деньги в сберегательной кассе, если, конечно, они у вас есть».
Ведущий 1: Третий раунд завершен, сдаём бланки квиз-мэнам.
Ведущий 2: А теперь давайте узнаем правильные ответы.
Ведущие зачитывают ответы на мультимедиа.
Ведущий 1: Мы подошли к четвертому раунду – «Инстамир». 6 фото-вопросов по 60 секунд обсуждения каждый. На каждый вопрос можно сделать ставку, дописав +1. Если ответ правильный, то сделав ставку, получите +1 балл, если неправильный, то минус 1 балл.
1. Скриншот из игры какой серии вы видите?
На слайде картинка из игры Prince of Persia.
2. Кто автор книги, в которой изображен данный персонаж?
На слайде иллюстрация из книги Дж.Р.Р. Толкиена «Хоббит».
3. Догадайтесь, чему посвящены данные книги?
На слайде фото книг "The decline & fall of the Roman empire" –
падение Римской империи.
4. На данной фотографии изображены два футболиста Зинедин Зидан и Алессандро Дель Пьеро. В комментарии к этой фотографии были упомянуты две достопримечательности. Укажите какие?
На слайде фото Зинедин Зидана и Алессандро Дель Пьеро в позе Пизанской и Эйфелевой башен.
5. Какая фраза закрыта на этом советском плакате мы затерли от вас?
На слайде советский плакат «Болтун находка для шпиона».
6. Где изображено данное граффити?
На слайде фото граффити с сохранившегося участка Берлинской стены, посвященное объединению Германии.
Ведущий 1: Четвертый раунд завершен, сдаём бланки квиз-мэнам.
Ведущий 2: А теперь давайте узнаем правильные ответы.
Ведущие зачитывают ответы на мультимедиа.
Ведущий 2: Пятый тематический раунд сегодня посвящен «Литературе и кино». 3 вопроса, объединенных общей тематикой по 60 секунд обсуждения каждый. За правильный ответ 1 балл.
Сортировочная шляпа — героиня книг о Гарри Поттере — говорит, что СОВЕРШИТ САМОУБИЙСТВО, если найдется шляпа умнее ее. Какие два слова, начинающиеся на одну и ту же букву, мы заменили словами "СОВЕРШИТ САМОУБИЙСТВО"?
Ответ: Съест себя.
В каждом из них есть что-то нечеловеческое, механистичное. При этом первый настроен к окружающим дружелюбно, хотя некая женщина от него немало пострадала. Второй же наоборот весьма недружелюбен, но некой женщине удалось в итоге избежать угрозы с его стороны. Интересно, что оба давали одинаковые обещания. Кто же они?
Ответ: Карлсон и Терминатор.
Комментарий: "Он улетел, но обещал вернуться" и "I'll be back".
За участие в экранизации этой пьесы один из актеров получил 4350 рублей, тогда как другие представители актерской профессии — от 2312 рублей и меньше. Назовите имя заглавного героя этой пьесы.
Ответ: Иван («Иван Васильевич меняет профессию»).
Ведущий 1: Пятый раунд завершен, сдаём бланки квиз-мэнам.
Ведущий 2: А теперь давайте узнаем правильные ответы.
Ведущие зачитывают ответы на мультимедиа.
Ведущий 1: В шестом раунде вас ждут ну ооочень сложные вопросы, отвечающие определению "хардкор". 3 вопроса по 2 минуты обсуждения каждый. За каждый правильный ответ - 2 балла.
1. Многие не верят в ее существование. Однако Кант считал, что с нее начинается любое человеческое знание. А еще говорят, что она подводит только тех, у кого она есть. Назовите ее.
Ответ: Интуиция.
2. Сестры Сазерленд заработали миллионы, в том числе благодаря своим волосам, общая длина которых превышала 11 метров. Сестер называли самыми приятными ИКСАМИ. Новые ИКСЫ находятся в Европе, Азии, Северной и Южной Америке. Какие три слова мы заменили на "ИКСЫ"?
Ответ: Семь чудес света.
3. Английский ученый-психолог Дэвид Льюис утверждает, что это безопасно лишь для женщин, тогда как для мужчин может стать источником опасных болезней. Проведенные исследования показали, что лишь у четверти женщин наблюдались какие-либо незначительные отклонения, например, сердцебиение. Мужчины же, наоборот, крайне отрицательно отреагировали на это: у них участился пульс, стала проявляться аритмия, резко подскочило кровяное давление. Назовите это английским словом, которое относительно недавно проникло и в русский язык.
Ответ: Шопинг.
Ведущий 1: Шестой раунд завершен, сдаём бланки квиз-мэнам.
Ведущий 2: А теперь давайте узнаем правильные ответы.
Ведущие зачитывают ответы на мультимедиа.
Ведущий 1: Седьмой раунд не зря называется «Последний шанс»
3 вопроса по 60 секунд обсуждения каждый. На каждый вопрос можно сделать ставку, дописав +1 или +2. Если ответ правильный, то команда получает +1 или +2 балла, если неправильный, то -1 или -2 балла соответственно.
Герб чьей страны изображен на рисунке?
На слайде герб Мексики.
Назовите фильм по его трейлеру?
На мультимедиа трейлер фильма-биографии Джона Нэша «Игры разума».
Многие из нас предпочитают именно этот способ традиционному. Предложил его в 1904 г. американский коммерсант Томас Саливан, используя для этого шелковые мешочки. В течение века на смену шелку пришел хлопок, затем перфорированный целлофан, а сегодня мы используем особым способом приготовленную бумагу. Что же изготавливают из такой бумаги?
Ответ: Одноразовые пакетики для заваривания чая.
Ведущий 1: Последний седьмой раунд завершен, сдаём бланки квиз-мэнам.
Ведущий 2: Давайте узнаем правильные ответы.
Ведущие зачитывают ответы на мультимедиа.
Ведущий 1: Пока счётная комиссия подводит итоги, для вас музыкальный подарок. На сцене Мария Турмасова.
Мария Турмасова – Выше только звезды
Ведущий 1: Все наши отряды на славу трудились всю смену, и пришло время наградить особо отличившихся. Приглашаем руководителя районного штаба железнодорожного района «Новые горизонты» Ермакову Елену Юрьевну, командира штаба и заместителя командира на сцену.
Фанфары. Награждение отрядов. Слово Елене Юрьевне.
Ведущий 1: Настало время узнать результаты нашей игры. Внимание на экран!
Фанфары для игры. Слайд «Итоги»
Ведущий 1: Приглашаем команду-победителя для награждения на сцену!
Фанфары. Награждение победителей игры
Команда «Высшая лига»: Дудко Роман, Чухрай Слава, Яранцев Иван, Земляной Слава, Клепач Полина, Байдаков Никита
Ведущий 1: А сейчас приглашаем на сцену самых танцующих ребят района. «Стартиновцы», ваш выход.
Выступление стартиновцев
Ведущий 1: И еще один танцевальный подарок для вас.
Городской флешмоб «Мегамарафон 160»
Ведущий 1: Завершилась наше увлекательное мероприятие, сегодня Вы в очередной раз проявили свою удивительную оригинальность и сплоченность.
Надеемся, что вы всегда будете гордиться и любить свой город и район! Наше мероприятие подошло к концу. До свидания. До новых встреч!
Слайд «Занавес»
Общее фотографирование
АНАЛИЗ МЕРОПРИЯТИЯ
Игра «Квиз, плиз!» представляет собой интеллектуальную битву, в ходе которой участникам необходимо задействовать свою эрудицию, сообразительность, логику и, главное, умение работать в команде. Поэтому победить в викторине смогла та команда, которая смогла по-настоящему сплотиться!
Интерес к игре поддерживался у ребят не просто подбором интересных вопросов, вопросы эти были из самых разных областей, некоторые даже совсем неожиданными для детей. Поэтому проявить себя смогли многие. Зная заранее специфичные увлечения ребят можно подготовить вопросы специально для каждого, это поможет добавить значимости каждому члену коллектива.
Для многих вопросов использовалось фото-, аудио- и видеосопровождение на экране. Активность и заинтересованность ребят проявлялась, когда они подходили ближе к экрану, пытаясь лучше рассмотреть задание или найти подсказку на слайде. А во время обсуждения завязывалась бурная дискуссия в командах, в которой каждый высказывал свое мнение. Непринужденное общение и юмор ведущих способствовал созданию позитивной обстановки на игре.
По итогу, выиграла команда, которая дала наибольшее количество верных ответов. Однако по факту, это была та команда, которая проявила наибольшую сплоченность и командный дух. Данная форма подведения итогов смены подарила много ярких эмоций, дала узнать что-то новое для ребят.
Интеллектуальные игры - это не только источник знаний, но и радости, удовольствия от интеллектуальных побед, от своего умения показать запас знаний, быть находчивым и разгадывать трудное. Поэтому старшеклассники с большим удовольствием принимают участие в таких мероприятиях. Интеллектуальные игры помогают скрасить досуг, развить умственные способности, расширить словарный запас, улучшить память, стать более внимательным, сообразительным, учат любить и чувствовать слово, пробуждают способность к сочинительству, развивают фантазию. А это в жизни очень пригодится!
Данная интеллектуальная игра поможет научить детей нестандартно мыслить, развить своё упорство и сообразительность, умение находить оригинальные решения, а самое главное, пополнить свой багаж знаний. А данная методическая разработка станет для любого организатора своеобразной подсказкой при составлении и проведении подобных игр.
Список литературы
Баландин Б.Б. 1001 вопрос для очень умных (с подсказками для остальных). – М.: РИПОК КЛАССИК, 2002.
Ганичев Ю. Интеллектуальные игры: вопросы их классификации и разработки // Воспитание школьников. 2002. - № 2. - С.29-34.
Гин А., Андржевская И. 150 творческих задач о том, что нас окружает: учеб.-метод.пособие: проект «Креативное мышление». – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012.
Де Боно Э. Генератор креатиffных идей. – СПб.: Питер, 2008. – 192 с.
Комарова И.И., Бородычева Е.С. Что, где, когда? Блиц – энциклопедия: Издание второе, исправленное и дополненное. – М., 2002.
Никитин Б.П. Интеллектуальные игры. М.: «Лист», 2000. - 184 с.
Интернет-ресурсы:
Образование для Новой Эры // Сайт лаборатории [сайт]. - URL: http://www.trizway.com (дата обращения: 01.07.2023).
Квиз, плиз! [сайт]. - URL: https://quizplease.ru/ (дата обращения: 01.07.2023).
Презентация Квиз-плизPPTX / 29.84 Мб
Кияйкина Наталья Федоровна
Ваниватова Александра Станиславовна