Разработка урока информатики в 5 классе «Кодирование информации»
Урок информатики 5 класс
Кодирование информации
01.12.2023 г.
Учитель: Скрипкина А.А.
Цели урока:
показать учащимся многообразие окружающих человека кодов;
отметить роль кодирования информации.
Основные понятия:
условный знак;
код;
кодирование.
Оборудование:
Мультимедийный проектор.
Компьютеры-рабочие места для учащихся
Ход урока
Актуализация Всем, еще раз здравствуйте! Приготовились? Успокоились! Ребята какое сегодня число? А что это значит? Правильно, первый день зимы! Теперь обратите внимание на столы, там лежат листочки. Пожалуйста все возьмите по одному листочку. Это будет наш с вами конспект урока. В течение всего урока мы будем заполнять пустые окошки. Сейчас наша задача, найти Две буквы Ф И, и в строчку записать свою фамилию и имя. Молодцы. Пока больше ничего не пишем. | Дети отвечают Запись конспекта | |
Ребята, посмотрите на экран, скажите пожалуйста, что это? ВИДЕО МАТРИЦЫ Как вы думаете, что это? Молодцы! Пока нам это неизвестно. Но для этого мы и ходим в школу, чтобы знакомиться с неизвестным, познавать новое. | Дети отвечают | |
А теперь давайте вспомним пройденную тему и ответим на вопросы: 1. Что такое информация? 2. С помощью чего человек воспринимает информацию? 3. Как человек хранит информацию? | Информация - это сведения об окружающем нас мире (все, что нас окружает). Уши, глаза, нос, рот и кожа. Хранение информации в уме - собственная (внутренняя информация) - оперативная память; внешняя память (долговременная). Также существует память отдельного человека и память человечества. | |
Теперь опять же обратим внимание на экран. «Разгадайте ребус, и вы узнаете тему вашего урока!» | ||
2) Объяснение нового материала: Кодирование информации. Что у нас получилось? «Кодирование информации» Ребята, соответственно тема нашего урока? Кодирование информации Давайте это запишем на листочки, которые лежат на столах. | Дети отвечают Запись конспекта | |
Какие цели мы должны перед собой поставить? - познакомиться с понятием код - узнать, что такое кодирование? - Подчеркнуть многообразие окружающих нас кодов | Дети отвечают Запись конспекта | |
На прошлом уроке мы с вами выяснили, что человек принимает информацию с помощью органов чувств. А также человек может передавать информацию. Правильно же ребята? Так вот, передаваемая информация может поступать от источника к приёмнику с помощью условных знаков или сигналов, т.е. в закодированном виде. | Дети отвечают | |
Сигналы: звуковые; световые; тепловые; электрические; с помощью жеста, слова, движения, условного знака и др. Приёмник расшифровывает сигнал. Звонок: будильника, телефона, в школе, в дверь. Как понимать сигналы договариваются заранее. | Запись конспекта | |
Код - это система условных знаков для представления информации. Кодирование - это представление информации с помощью некоторого кода. Примеры кодов: оценки; ноты; знаки дорожного движения; индекс на письмах; книги для слепых (выдавливаются точки); в памяти компьютера информация представлена в двоичном коде в виде цепочек нулей и единиц. | Запись конспекта | |
Кто из вас слышал такое выражение «Код Морзе»? Код Мо́рзе, (А́збука Мо́рзе) — способ знакового кодирования, представление букв алфавита, цифр, знаков препинания и других символов последовательностью сигналов: длинных («тире») и коротких («точек») . Назван в честь американского изобретателя и художника Сэмюэля Морзе. | Дети отвечают | |
Луи Брайль придумал способ представления информации для слепых. Проводя пальцами по выступам, незрячие люди различают буквы и могут читать. | ||
В памяти компьютера информация представлена в двоичном коде в виде цепочек нулей и единиц. | ||
Способы кодирования информации: Одна и та же информация Способ кодирования информации зависит от цели, ради которой осуществляется кодирование. Основные способы кодирования: графический (рисунки, значки) числовой символьный. | Запись конспекта | |
Декодирование информации. Действия по восстановлению первоначальной формы представления принято называть декодированием. | Запись конспекта | |
Ребята, посмотрите на листочки мы всё заполнили? Значит, мы можем с вами перейти к работе за ноутбуками. Давайте сперва вспомним правила безопасности в компьютерном классе. Перед вами текст, вам надо заполнить словами пустые окна. Молодцы! | По классу перемещаться спокойно, без суеты или резких движений. Перед работой за компьютером вымыть руки. Располагаться на расстоянии не менее 50 см от экрана монитора. Работать за компьютером не более 30 минут подряд. Строго следовать инструкциям учителя. В случае неисправности оборудования сообщить учителю. | |
Мы уже долго сидели и думали. Давайте немного разомнемся! Объявляю физкультминутку. Встали ребята. И слушаем меня внимательно. Если будет один хлопок – мы потянулись вверх. Ели услышали два подряд – мы присели. | ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Дети выполняют (можно назначить отвественного) | |
А теперь, вы уже распределены по группам. У нас получилось пять групп. Открываем ноутбуки. Ваша задача ответить на все вопросы. | 1 этап. Вставьте пропущенное слово: ..... - это система условных знаков для представления информации КОД 2 этап. Вставьте пропущенное слово: Передаваемая информация может поступать от _____________ к приёмнику с помощью условных знаков или сигналов, т.е. в закодированном виде. ИСТОЧНИКА 3 этап. Решите ребус. МОЛОДЕЦ 4 этап. Незнайка решил изучать информатику, но у него возникли трудности. Помогите Незнайке расшифровать сообщение какая техника ему поможет изучить предмет Информатику. Воспользуйтесь таблицей для расшифровки №4. КОМПЬЮТЕР 5 этап. Вставьте пропущенное слово: ....... - это представление информации с помощью некоторого кода. КОДИРОВАНИЕ 6 этап Расшифруйте слово: ДРУЖБА | |
А теперь еще раз посмотрим на экран и попробуем ответить на вопрос. Что же мы видим на экране? | Дети отвечают. | |
Молодцы! Вы справились со всеми заданиями и честно заработали обещанный мною сюрприз. Сюрприз состоит в том, что вы сами выбираете себе тикер, который возможно даст вам 1 урок отдыхать, возможно 1 раз попросить правильный ответ на контрольной. Ну и т.д.. | Дети выбирают. | |
4) Домашнее задание: Зашифровать любое слово – любым способом. | Дети записывают | |
Жесты, мимика - это один из способов кодирования. Покажите с помощью жестов понравилось ли вам наше путешествие жестами, например, хлопая в ладоши. До свидания. |
Презентация урока "Кодирование информации"PPT / 6.5 Мб
Тикеры для учениковPDF / 2.72 Мб
Раздаточный материал ученикамRAR / 157.07 Кб
Спасибо большое за готовые тикеры https://joyteka.com
Викторина создана на платформе https://play.myquiz.ru