Разработка урока викторина по теме "Россия - вместе мы едины"
ВИКТОРИНА КО ДНЮ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА.
Аудитория: 7-9 классы.
Цель: формирование у детей представления о празднике «День народного единства» и его значимости для нашего государства.
Материал к викторине:
- листы и бланки для команд;
- звукозапись «Гимн России»;
- презентация с викториной.
Ведущий: Сегодня мы проведем игру-викторину для 3-4 команд и выясним какая команда знает о данном празднике больше. В нашей игре-викторине сегодня участвует команды:
………………… название команд
Ведущий: А теперь я познакомлю Вас с правилами нашей игры! Вы видите на столе листы и бланки ответов, после каждого раунда вы сдаете бланки, на проверку жюри. Получаете определенное количество баллов за каждый раунд. По итогам игры побеждает та команда, которая наберет наибольшее количество баллов по итогам всех раундов игры.
Я желаю вам успехов и победы! Всегда перед трудным делом нужна разминка. Я буду говорить начало предложения, а вы его закончите.
РАЗМИНКА.
Каждая команда отвечает на вопросы по очереди.
1. Наша страна называется… (Россия)
2. Столица России… (Москва)
3. Граждане России называется… (россияне)
4. Главный город России… (Москва)
5. Мы живем в городе, который называется… (Свободный)
6. Главное богатство России великий, могучий российский… (народ).
РАУНД 1. «Встречают по одёжке»
Команда раздается бланк ответов первого раунда. Ребята по описанию и фотографии должны понять часть национальных традиций какого народа, является данный традиционный костюм. На раунд дается 7 минут. После каждого раунда сдают бланки ответов.
Вопросы раунда:
1. | Этот мужской народный костюм состоял из рубахи-косоворотки, штанов (портов), пояса, лаптей или сапог. В холодное время года надевали сверху кафтан. О костюме какого народа идёт речь? |
|
2. | Этот мужской народный костюм состоит из удлинённой рубахи, штанов – шаровар, длинной безрукавки. На голове - тюбетейка, а поверх неё шапка на меху. Кожаные сапоги с мягкой подошвой. О костюме какого народа идёт речь? |
|
3. | Этот мужской народный костюм состоит из кафтана с поясом (зимой кафтан – меховой, летом – из конской или коровьей шкуры шерстью внутрь), короткиих кожаных штанов-натазников, мехового набрюшника, меховых носков. Рубахи подпоясывают кожаным ремешком. Зимой носят сапоги из оленьей кожи и меха, летние сапоги из мягкой кожи с голенищем, покрытым сукном. О костюме какого народа идёт речь? |
|
4. | Этот мужской народный костюм состоит из штанов, зауженных книзу; черкески (верхней одежды наподобие кафтана) с газырницами, которые служили для запасных патронов; бешмета (полукафтана с воротником-стойкой, выполняющего функцию нательной рубахи). Подпоясывались кожаным поясом для ношения оружия. Сверху надевали бурку – плащ без рукавов из войлочного материала. Головной убор – папаха. О костюме какого народа идёт речь? |
|
5. | Этот мужской народный костюм состоит из двойной меховой рубахи, двойных меховых штанов, коротких меховых чулок, меховых невысоких сапог, капора – двойной шапки О костюме какого народа идёт речь? |
|
РАУНД 2. «Народные умельцы»
Команда раздается бланк ответов первого раунда. Ребята по описанию и фотографии должны понять часть национальных традиций какого народа, является данный народный промысел. На раунд дается 7 минут.
Вопросы раунда:
Один из самых древних видов искусства, освоенный нашими предками десятки тысяч лет назад, - резьба по этому материалу. Изделия, созданные таким способом, ценятся и сейчас - некоторые работы равняются по стоимости ювелирным украшениям из ценных металлов. В России хорошо известна холмогорская резьба, хотьковская резьба и чукотская резьба. О каком материале идёт речь? |
| |
В Бурятии по сей день сохраняется плетение ковриков таар из этого материала. Он жёсткий по фактуре, зато изделия из него прочны и долговечны: из этого материала делали вожжи, рыболовные сети, мешки. Его скручивают в нити и плетут изделие. Мастерицы не красят его. Плавные переходы от светлого к темному получаются благодаря естественному цвету материала. О каком материале идёт речь |
| |
Этот материал своей гибкостью и теплым цветом вдохновлял мастеров из многих регионов. Но особенно прославились изделия шемогодской резьбы. Жители деревни Курово-Наволок и соседних сёл Вологодской области создавали шкатулки, коробочки, тарелки с ажурной резьбой и тиснением. Тут распространился тончайший растительный орнамент с розетками, ягодами и трилистниками, а также изящные фигурки птиц и животных. О каком материале идёт речь? |
| |
Вязание из этого материала стало крупным промыслом Оренбуржья во второй половине XVIII века. Секрет не только в схеме вязания, но и в качественном сырье. Этот материал невероятно тонкий, около 16 микрон, и при этом теплый, эластичный и прочный. Изделия из него не боятся влаги — наоборот, при влажности они приобретают красивый пушистый вид и становятся теплее. О каком материале идёт речь? |
| |
Коренные жители Камчатки (алеуты) издавна плели корзины и коробочки из этого материала. Сбор и заготовка требовали много сил: из вязанки в человеческий рост после сушки и сортировки набиралось совсем немного материала, он умещался в ладонях. После выделки материал получался таким мягким на ощупь, что промысел прозвали «шелковым». Специальных инструментов не было — мастерицы работали отросшим заостренным ногтем большого пальца. Плетение делали разное: и разреженное, и настолько плотное, что в корзине носили воду. О каком материале идёт речь? |
|
РАУНД 3. «Милости просим к столу»
Команда раздается бланк ответов первого раунда. Ребята по описанию и фотографии должны понять часть национальных традиций какого народа, является данный национальное блюдо. На раунд дается 7 минут.
Вопросы раунда:
Одно из известных с древности национальных блюд - перепечи. Оно представляет собой открытую ватрушку диаметром от 4 до 12 см с различной начинкой (мясной, грибной, овощной), залитой сверху яйцом. Для какого народа это блюдо является традиционным? |
| |
Национальное блюдо этого народа - плоские пироги с начинкой. Для начинки используются: черемша и местный сыр, измельчённая капуста и сыр, картофель и сыр, измельчённая тыква, рубленое мясо, фасоль, сыр и зелёный лук, вишня. Для каждой начинки есть особое название пирога. Для какого народа это блюдо является традиционным? |
| |
Драники - популярное блюдо среди представителей этого народа. Драники, или картофельные оладьи, готовятся из сырого картофеля, измельченного на мелкой терке. Его смешивают с небольшим количеством муки. Своё название драники получили от старорусского слова «драть», то есть тереть. Изначально, до появления тёрки, картофель «драли» на заостренной доске. Для какого народа это блюдо является традиционным? |
| |
Визитными карточками этой национальной кухни можно назвать борщ и сало. Свиное сало едят в самых разных видах (сырое, жареное, копчёное), на нём готовят множество блюд (в том числе и сладкие, например, вергуны). Борщ готовят на мясном бульоне с добавлением капусты, свёклы, фасоли, моркови и др. и подают со сметаной и пампушками. Для какого народа это блюдо является традиционным? |
| |
Кулинарные традиции этого народа очень древние, и многие обычаи остаются неизменными уже несколько тысяч лет. Блюда острые и пряные, очень ароматные и с большим количеством овощей. Обычно они подаются с лавашом. Широко известны такие блюда, как хоровац (шашлык), толма, хаш, бастурма. Для какого народа эти блюда являются традиционными? |
|
Жюри подводят итоги 3х раундов, проверяют бланки ответов команд.
Ведущий с командами играет Раунд 4 «Суперигра».
Ведущий: Участники команд, супер-игра будет представлена из 1одного вопроса. На обдумывания вопроса вам будет дано 1,5 минуты. Если какая-то команда сдает бланк досрочно получает дополнительное количество очков за правильный ответ. Остальные команды получают 1 балл за ответ в этом раунде. Внимание участники, вопрос!
«В России, наверное, нет региона или культуры, в которой этому животному не отводили бы роль предка или родственника человека. Его боялись и уважали. Части его тела считались лекарствами и оберегами. А многие народы Сибири в честь него устраивали особые многодневные праздники со сложными обрядами и ритуалами, которые стараются поддерживать и сегодня. Какое это животное?»
После завершения всех раундов игры, жюри занимается проверкой бланков команда, а участники делятся впечатлениями о игре, что было трудным, что ребята знали,а в чем возникли затруднение.
Подведение итогов. Награждение участников грамотами.