Конспект урока единства,
посвященного 3-ей годовщине воссоединения России и Крыма «Мы вместе»
Дата – 18.03.2017 г.
Учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №20 города Минеральные Воды – Севумян Габриэль Манвелович.
Цели урока:
Показать историческую, геополитическую роль Крыма в истории России;
Охарактеризовать миротворческую роль Российской Федерации в вопросах сохранения культурной идентичности народов Крыма.
Задачи урока:
Передать учащимся новые знания о субъектах Российской Федерации – республики Крым и городе федерального значения Севастополе;
Воспитать у учащихся чувство патриотизма и уважения к братским народам;
Заинтересовать учащихся в изучении истории Отечества, дать им возможность самостоятельно изучаться различные аспекты темы.
Тип урока: урок единства.
Форма урока: урок-лекция с элементами эвристической беседы, использованием ИКТ и межпредметных связей.
Оборудование: проектор, экран.
Средства обучения: мультимедийная презентация, видеоролик «Природа Крыма» и «Подписание договора о вхождении Крыма и Севастополя в состав России», стихотворения о Крыме.
Целевая аудитория: 5-е, 7-е классы (из расчета по 4 учащихся с класса).
Ход урока:
Учитель:
Слайд №1 Лишь запах чабреца, сухой и горьковатый,
Повеял на меня - и этот сонный Крым,
И этот кипарис, и этот дом, прижатый
К поверхности горы, слились навеки с ним.
Здесь море - дирижер, а резонатор - дали,
Концерт высоких волн здесь ясен наперед.
Здесь звук, задев скалу, скользит по вертикали,
И эхо средь камней танцует и поет.
Акустика вверху настроила ловушек,
Приблизила к ушам далекий ропот струй.
И стал здесь грохот бурь подобен грому пушек,
И, как цветок, расцвел девичий поцелуй.
Скопление синиц здесь свищет на рассвете,
Тяжелый виноград прозрачен здесь и ал.
Здесь время не спешит, здесь собирают дети
Чабрец, траву степей, у неподвижных скал.
Учитель:
Дорогие друзья, учащиеся нашей школы, юные граждане и патриоты России! В этом мире тысячи важных дат, многие из которых Вы изучаете в рамках мировой и отечественной истории. Среди этих дат есть не очень заметные, особенно на фоне дат великих событий. И, как раз в числе таковых, можно назвать 18 марта 2014 года. Чем же примечательна эта дата трехлетней давности? В этот день произошла встреча старых и добрых знакомых – России и Крыма. И сегодняшний наш урок единства посвящен знаменательной дате воссоединения двух частей единого целого – великой России. Сразу хочу попросить активно участвовать в нашем уроке и внимательно слушать меня, сохраняя творческую тишину. В конце нашего урока Вы ответите на ряд вопросов по теме занятия.
Слайд №2. Сразу хочется отметить несколько общих фактов о Крыме. Итак, современный Крымский полуостров это:
- 2 миллиона человек;
- 27 тысяч человек;
- 2500 километров побережья;
- 10 курортных городов;
- 2 города-героя;
- 3 памятника под охраной Юнеско;
- 3 тысячи гектаров виноградников;
- 17 нефтегазовых месторождений;
- 5 крупных морских портов;
- 600 промышленных предприятий.
Слайд №3. Название «Крым» происходит от тюркского – вал, стена, ров. Перекопский или Турецкий вал отделял Крым от материка, он был построен 2 тыс. лет назад. Его длина почти 8,5 км. По некоторым версиям, построен ещё римлянами, для защиты полуострова от набегов кочевников.
Слайд № 4
Древнейшими обитателями Крыма, известными нам по ассирийским и античным источникам, были киммерийцы (XII в͘ до н͘ э͘)͘ В середине VII в͘ до н. э часть киммерийцев была оттеснена скифами из степной полосы в предгорье и горы Крыма͘.
Слайд №5
Здесь же, в предгорном и горном Крыму, а также на Южном берегу, обитали тавры͘. От тавров и происходит древнее название горной и прибрежной части Крыма - Таврия, Таврика, Таврида.
Слайд №6
В VI - V в.в до н.э. на побережье Крыма основали свои торговые
колонии выходцы из Эллады.
Слайд №7
В первой половине V в. до н.э. на берегах Черного моря возникают два самостоятельных греческих государства͘. Одно из них - демократическая рабовладельческая республика Херсонес. Другое – Боспорское автократическое государство, столицей которого стал Пантикапей («путь рыбы.)
Слайд №8
Крым является колыбелью русского православия, ведь в 988 году князь Киевской Руси Владимир, заняв Корсунь (Херсонес), принял здесь официальное крещение и отныне стал принудительно вводить христианство на Руси. Однако киевские князья, направляя силы и энергию на объединение славянских земель Приднепровья и борьбу с кочевниками, постепенно утратили позиции в Таврике.
Слайд №9
Крым и Золотая Орда
В 1223 г. в Крым впервые проникли монголо-татары. Они разрушили Судак,
который в то время был самым богатым из торговых центров Крыма. Положение покоренных народов полуострова стало чрезвычайно тяжелым. Золотоордынские завоеватели обложили их непомерно тяжелой данью - ясаком, вывозили рабов и продавали в другие страны.
Слайд№10
В XV Крым захватили турки. С конца XV в͘ турки и татары в Крыму постепенно переходят от кочевых форм хозяйства к оседлому земледелию͘ Основным занятием крымских татар на юге было садоводство, виноградарство, табаководство͘ В степных районах Крыма у них было особенно развито животноводство, прежде всего разведение овец и коней, кожевенное производство. В 1441 году на территории Крыма образуется Крымское ханство.
Слайд №11
Присоединение Крыма к России Екатериной II
• В ходе Русско-турецкой войны 1768-1774 гг. русская армия заняла все основные центры Крыма ͘
В 1783 году русские войска без всякого предупреждения вошли в
Крым
Крымское ханство было ликвидировано͘
Турецкий султан вынужден признать права России͘ Крым вошёл в состав России͘
Слайд №12
Как опорная база российского флота был основан Севастополь͘ России отошли обширнейшие территории северного Причерноморья͘ Они получили название Новороссии͘ Наместником Новороссии был назначен самый талантливый фаворит ЕкатериныII Граф͘ Потёмкин͘ Он и занялся обустройством этого края и строительством Черноморского флота͘ У небольшого городка Ак-Мечеть строится Симферополь, ставший центром Таврической области͘
Слайд №13 Крымская война (1853-1854 г͘). В июне 1853 году Россия разорвала дипломатические отношения с Турцией и
оккупировала дунайские княжества. В ответ Турция 4 октября 1853 г͘ объявила войну. Война оказалась для России тяжелым испытанием, так как в войну против России вступили Англия Франция, которым удалось высадиться в Крыму.
Слайд №14 Учитель:
Восстань из пепла, Севастополь,
Герой, прославленный навек!
Твой каждый уцелевший тополь
Взлелеет русский человек.
Те камни, где ступал Нахимов,
Нам стали дороги вдвойне,
Когда мы, нашей кровью вымыв,
Вернули их родной стране.
Израненный, но величавый,
Войдешь ты в летопись веков -
Бессмертный город нашей славы,
Святыня русских моряков.
Оборона Севастополя. 17 октября 1854 года началась осада Севастополя. Руководили защитой города В.А. Корнилов, П.С. Нахимов и В.И. Истомин͘ Гарнизон города насчитывал 30 тыс͘ чел͘, город был подвергнут пяти массовым бомбардировкам. 27 августа 1855 г. французские войска захватили южную часть города и господствующую
над городом высоту – Малахов курган. После этого русским войскам пришлось оставить город. Осада длилась 349 дней и закончилась взятием города вражескими войсками.
Слайд №15 Одним из самых высоких отличий государства, орденом Белого Орла, был награжден, как и адмирал П.С. Нахимов, художник-маринист И.К. Айвазовский.
Слайд №16 Среди участников обороны Севастополя был артиллерийский подпоручик, ставший в дальнейшем великим русским писателем – Л.Н. Толстой, и написавший впоследствии «Севастопольские рассказы».
Слайд №17 Крымская война закончилась для России поражением. Война закончилась подписанием 18 марта 1856 года (кстати, сегодня тоже 18 марта) Парижского мирного договора. По нему Черное море объявлялось нейтральным, русский флот сводился до минимума, крепости уничтожались͘.
Слайд №18 Оборона Севастополя во время Великой Отечественной войны. 22 июня 1941 года город подвергся бомбардировке немецкой авиации, целью которых было минировать с воздуха бухты, блокировать флот͘. План был сорван зенитной и корабельной артиллерией Черноморского флота. После вторжения немецкой армии в Крым началась вторая в истории героическая оборона Севастополя 30 октября 1941—4 июля 1942), продолжавшаяся 250 дней. Город был сдан, лишь когда возможности обороны были исчерпаны.
Слайд №19. В 1954 году Крым был передан в состав Украинской Советской социалистической республики решением ЦК КПСС в лице Никиты Хрущева. Данное решение было принято в год 300-летия вхождения Украины в состав России и Крым стал своеобразным подарком Украине. Как Вы можете догадаться, мнения жителей Крыма не спрашивали.
Слайд №20. Распад СССР и братских республик. 26 декабря 1991г СССР распался. На его месте образовалось множество независимых государств. В том числе и Украина, в составе которой и остался Крым.
Слайд №21. В 2013-2014 годах в Украине разразился сильный политический кризис, вызванный решением властей остановить процесс вхождения Украины в Евросоюз. В результате этих событий законный президент был свергнут, к власти пришли его политические оппоненты.
Слайд №22. Перед Вами фотография центральной площади (так называемого Майдана) столицы Украины – Киева. Данное фото сделано после погромов противников действующего на тот момент президента.
Слайд №23. В феврале-марте 2014 года в Крыму начинаются акции протеста местного населения против действий новой власти. 11 марта 2014 года была принята Декларация о независимости Автономной Республики Крым и города Севастополя. По сути было заявлено о выходе Крыма из состава Украины. Слайд №24. На волне общественного подъема среди населения Крыма было объявлено о создании собственных исполнительных органов власти. В этот момент крымчане обратились за помощью к Российской Федерации. Слайд №25. В связи с этими событиями, народ Крыма обратился к России о присоединении. 16 марта 2014 состоялся всенародный референдум, на котором 97% жителей высказали желание стать россиянами. Слайд №26. Данное решение было встречено в России с огромным энтузиазмом и радостью. По всей стране прошли акции и митинги в поддержку Крыма и его решения войти в состав России. Главными лозунгами были «Крым, добро пожаловать в Россию», «Крым, мы вместе», «Россия своих не бросает». На митингах отмечалось, что решение о вхождении Крыма в состав России «великое историческое событие, возвращающее россиян к истокам своей истории". Слайд №27. Итак, 18 марта 2014 года в Кремле был подписан Договор о вхождении в состав России Республики Крым и города Севастополь. Прошу посмотреть историческое видео подписания данного документа. Слайд №28. Важность данного события трудно переоценить, ведь только задумайтесь, часто ли в состав нашей страны входят новые территории? Хотя применительно к Крыму правильно использовать эпитет «старые новые». Для осознания важности этого события, давайте отметим его историческое значение:- Восстановление исторической справедливости по отношению к Крыму Реализация волеизъявления крымского народа; Реабилитация крымских татар, армян, греков и др.; Укрепление позиций России на Черном море, возвращение российских военно-морских баз; Обеспечение безопасности южных границ страны͘
Срыв планов НАТО о продвижении на Восток; Яркое доказательство США, ЕС и всему мировому сообществу возрожденной политической мощи России, необходимости считаться с ее мнением͘
Рефлексия. Итак, ребята, понравился ли Вам урок? Чем он запомнился Вам? Много ли нового Вы узнали?
- Как в древности назывался Крым?
- Какой народ основал ряд колоний на полуострове в 6 веке до н.э.?
- Какой киевский князь захватил часть Крыма в конце 10 века и принял здесь христианство, затем распространив его по всей Руси?
- Какое государство возникло в 1441 году на территории Крыма?
- При какой императрице Крым вошел в состав России?
- Кто был наместником Крыма и всей Новороссии при Екатерине 2?
- Какой город дважды осаждали неприятельские войска в Крымской и Великой Отечественной войне?
-И, наконец, самый сложный вопрос: «Назовите дату воссоединения Крыма и России?».
Учитель: Спасибо за хорошую работу и в заключении, друзья, прошу послушать прекрасное стихотворение в исполнении ученицы 7 б класса Курашенко Арины (включается видео-слайды с фонами природы Крыма).
Учитель: на этом мы заканчивает наш урок единства и я хочу напомнить Вам, что истинный патриот – это человек, не только знающий историю своей страны, но и активно на нее влияющий своими добрыми и славными делами. Процветания Вам и нашей общей Родине – России. Спасибо за внимание!
7