Доклад на тему «Развитие диалогической речи дошкольников•
Традиционные методы и приёмы развития диалогической речи
Речевое развитие детей выступает одной из важнейших задач дошкольного образования. Речь является основой для освоения ребенком культурно-исторического опыта, выступает как средство коммуникации, способствует развитию познавательной сферы и является необходимым условием воспитания и обучения. Особое значение для развития ребенка в дошкольном возрасте имеет диалог, с помощью которого формируются межличностные отношения, происходит овладение родным языком, определяется течение процесса социализации.
Чтение даёт детям образцы диалогического взаимодействия. Диалоги с использованием вопросов и ответов позволяют дошкольникам освоить не только форму различных высказываний, но и правила очерёдности, усвоить различные виды интонации, помочь в развитии логики разговора групповые беседы, деятельность кооперативного типа (совместное рисование, аппликация, конструирование, художественный труд). разнообразные игры (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, игрыинсценировки и игры-драматизации). сюжетно-ролевые игры способствуют формированию и закреплению диалогических умений. По мнению Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой, чем богаче и разнообразнее диалог в игре, тем выше уровень игрового творчества детей. Вместе с тем развитие у детей умений пользоваться разными диалогическими репликами, соблюдать правила поведения в диалоге содействует развитию самой игры. Для активизации детских диалогов в игре необходима соответствующая атрибутика (игрушечные телефоны, радио, телевизор, касса и другие). «Дочки-матери», «Магазин», «Парикмахерская», «Поликлиника». дидактические игры закрепляют усвоенные детьми речевые навыки, развивают быстроту реакции на услышанное. В методике развития речи разработано много дидактических игр (А.К. Бондаренко, О.С. Ушакова и другие): «Факты», «Согласен, не согласен», «Магазин», « Разговор по телефону», « В гостях у куклы». подвижные игры которые содержат диалоги («Гуси - гуси», «Обыкновенные жмурки», «Коршун», «Краски» и другие). В них закрепляются умения адрестовывать речь собеседнику, вдумываться в сказанное партнёрами, выражать свою точку зрения, формулировать вопрос правильно. игры - инсценировки и игры-драматизации объединяют детей, хорошо знакомым текстом и представляющих себе сюжет, последовательность игровых действий. В этих играх ребёнок играет роль сказочного персонажа, принимает его позицию, и тем самым преодолевает свойственный возрасту эгоцентризм. Один и тот же текст может быть инсценирован разными способами: при помощи игрушек, кукол, картинок, через выразительные движения и речь. индивидуальные разговоры «Как ты провел выходной день», «Твоя любимая книга», «Твоя любимая игрушка», «Весна», «Твой любимый сказочный герой», «Как бы ты встретил новенького». Успешность педагогов в развитии диалогической речи детей дошкольного возраста; является применение современных методов и приемов стимулирования речевой деятельности.
Разговор воспитателя с детьми только тогда оказывает на них развивающее влияние, когда в группе создана доброжелательная атмосфера, обеспечено их эмоциональное благополучие, когда господствует личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребенком. В этом случае главным в общении являются понимание, признание и принятие личности ребенка. Ребенок охотно вступает в контакт со взрослым, если чувствует внимание, интерес и доброжелательность взрослых, комфортность, свою защищенность.
Воспитатель разговаривает с детьми всегда, в разное время. Разговор проходит в непринужденной обстановке, ребенок свободно общается с воспитателем, спрашивает его, рассказывает о чем-то. Таким образом, повседневное общение оказывает огромное влияние на развитие диалогической речи дошкольников.