Развитие функциональной грамотности на уроках литературного чтения
Развитие функциональной грамотности на уроках литературного чтения
Ян Амос Коменский: «Читать и не понимать – то же самое, что совсем не читать»
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достичь своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
«… трехступенчатый процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми книг (до чтения, в процессе чтения и после чтения)» Технология продуктивного чтения
Технология включает в себя три этапа работы с текстом. 1 этап. Работа с текстом до чтения. Антиципация текста (предвосхищение, предугадывание предстоящего текста) Постановка целей урока с учетом общей готовности учащихся к работе.
2 этап. Работа с текстом во время чтения. Первичное чтение текста. Перечитывание текста. Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного.
3 этап. Работа с текстом после чтения. Смысловая беседа по тексту. Знакомство с писателем. Работа с заглавием, иллюстрациями. Творческие задания.
На всех этих этапах предлагаю использовать следующие приемы работы: Приём – «чтение с остановками»
Приём «Работа с вопросником»
Приём «Знаю, хочу узнать, узнал»
Приём «Уголки»
Приём «Написание творческих работ»
Приём «Логические цепочки»
Заключение Эффективность данной работы прежде всего зависит от педагога, задача которого, выступая организатором учебной деятельности, стать заинтересованным и интересным соучастником этого процесса. Тогда он уверенно может сказать: «Мои ученики будут узнавать новое не только от меня, они будут открывать это новое сами» (И.Г.Песталоцци)
Селиванова Галина Геннадьевна