Предварительный просмотр презентации
Развитие компетенции «Научное объяснение явлений» на предметном содержании по географии Учитель географии Радийчук Т.В. МБОУ «СОШ №48» г. Владивостока
Естественно-научная грамотность Компетенция – актуализированная в освоенных областях образования система ценностей, знаний и умений (навыков), способная адекватно воплощаться в деятельности человека при решении возникающих проблем.
Компетенции, относящиеся к естественно-научной грамотности • научное объяснение явлений; • понимание особенностей естественно-научного исследования; • интерпретирование данных и использование научных доказательств для получения выводов. Компетенция «Научное объяснение явлений» Каждая из трех основных компетенций естественно-научной грамотности включает набор конкретных умений, на формирование, развитие и оценку которых направлены различные учебные задания. Научное объяснение явлений Умение применять соответствующие естественно-научные знания для объяснения явления. Умение распознавать, использовать и создавать объяснительные модели и представления. Умение делать и научно обосновывать прогнозы о протекании процесса или явления. Умение объяснить потенциальные применения естественно-научного знания для общества, принцип действия технического устройства или технологии.
Согласование универсальных учебных познавательных действий (УУПД) с умениями компетенции «Научное объяснение явлений» Универсальные учебные познавательные действия (по Примерной рабочей программе ООО «География») Базовые логические действия Базовые исследовательские действия Работа с информацией • выявлять и характеризовать существенные признаки географических объектов, процессов и явлений; • выявлять дефициты географической информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи • использовать географические вопросы как исследовательский инструмент познания; • аргументировать свою позицию, мнение по географическим аспектам различных вопросов и проблем; • прогнозировать возможное дальнейшее развитие географических объектов, процессов и явлений, событий и их последствий в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в изменяющихся условиях окружающей среды находить сходные аргументы, подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, в различных источниках географической информации
Согласование универсальных учебных познавательных действий (УУПД) с умениями компетенции «Научное объяснение явлений» Умения компетенции «Научное объяснение явлений» Универсальные учебные познавательные действия Характеристика учебного задания, направленного на развитие/оценку умения Применять соответствующие естественно-научные знания для объяснения явления Базовые логические действия. Работа с информацией Предлагается стандартная учебная задача, для объяснения/решения которой можно использовать тематические знания и учебные умения Распознавать, использовать и создавать объяснительные модели и представления Базовые логические действия. Работа с информацией Предлагается нестандартная модель процесса или явления, для описания которой обучающийся не имеет готового объяснения. С целью его получения модель должна быть преобразована (в явном виде или мысленно) или в типовую форму, или в форму, в которой ясно прослеживаются нужные взаимосвязи. Возможна обратная задача: по представленной модели узнать и описать процесс или явление Сделать и подтвердить соответствующие прогнозы Базовые исследовательские действия Предлагается на основе понимания механизма (или причин) протекания процесса или явления обосновать дальнейшее его развитие Объяснить потенциальные применения естественно-научного знания для общества. Объяснять принцип действия технического устройства или технологии Базовые логические действия. Базовые исследовательские действия. Предлагается объяснить, на каких научных знаниях основано применение тематической информации в жизни человека. Предлагается объяснить, на каких научных знаниях основана работа описанного технического устройства или технологии
Учебники 5 классов входящие в Федеральный перечень, рекомендованных к реализации обновленного ФГОС ООО Учебник 5-6 классов «Полярная звезда» Учебник 5-6 классов под редакцией О. А. Климановой Учебник 5 класса «Роза ветров» Учебник 5 класса «Классическая география»
Тема «Землетрясения» 5 класс. Раздел 4. Оболочки Земли. Тема 1. Литосфера — каменная оболочка Земли. Тема урока «Землетрясения: образование, причины, описание».
Основные виды деятельности обучающихся: • распознавать проявления в окружающем мире внутренних и внешних процессов рельефообразования землетрясений; • применять понятия «литосфера», «землетрясение», «литосферные плиты» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; • называть причины землетрясений; • приводить примеры опасных природных явлений в литосфере и средств их предупреждения; • приводить примеры актуальных проблем своей местности, решение которых невозможно без участия представителей географических специальностей, изучающих литосферу; • находить сходные аргументы, подтверждающие движение литосферных плит, в различных источниках географической информации; • применять понятия «эпицентр» и «очаг землетрясения» для анализа и интерпретации географической информации различных видов и форм представления; • представлять презентацию о профессиях, связанных с литосферой, и оценивать соответствие подготовленной презентации ее цели.
Развитие умения «Применять соответствующие естественнонаучные знания для объяснения явления» Текст учебника Задание к тексту учебника Почему на нашей планете Происходят землетрясения? Описание задания. Особенностью данного задания является наличие свободно конструируемого ответа на основе данных, представленных в тексте и на рисунке учебника. Задание представляет собой открытый вопрос. Данное задание связано с развитием метапредметных умений «применять географические знания на практике», «выбирать, анализировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления», «выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов». При решении задания обучающемуся надо проанализировать информацию, представленную в текстовой и иллюстративной форме. Содержание задания основано на межпредметном содержании и может быть использовано в работе учителей географии, физики и ОБЖ. Методическое назначение задания. Обучающиеся учатся искать ответ по соответствию ключевых слов вопроса и содержащегося в тексте ответа. Необходимо развивать умение выполнять синонимические замены, когда между текстом вопроса и возможным ответом нет однозначного лексического соответствия (ответ нельзя найти по ключевым словам вопроса).
Текст учебника Задание к тексту учебника Почему на нашей планете происходят землетрясения? Ответ 1 Ответ 1 Ответ 2 Ответ 3 Ответ 3 Методический комментарий Алгоритм выполнения задания. Процесс выполнения задания можно разбить на две части: содержательную, основанную на анализе представленного текста и рисунка, и процедурную, основанную на формулировании объяснения явления. Простейший алгоритм выполнения задания может выглядеть следующим образом: •ознакомление с текстом, с рисунком; •внимательное прочтение задания и определение его сути; •формулировка объяснения явления; •поиск в тексте возможных аргументов в пользу своих объяснений; •формулировка ответа. Возможно применение индивидуальной и фронтальной формы организации урочной учебной деятельности Элементы ответа на задание: 1) Землетрясения происходят из-за разрывов и смещений блоков литосферы. 2) Причиной землетрясений является накапливаемая в верхнем слое мантии энергия. 3) Сейсмические волны толчками смещают участки земной коры.
Развитие умения «Применять соответствующие естественнонаучные знания для объяснения явления» Текст и карта учебника и карта атласа Методический комментарий Особенностью данного задания является наличие свободно конструируемого ответа на основе сопоставления данных, представленных на двух картах. Выполнение задания предполагает анализ картографической информации, снабженной легендой. Данное задание связано с развитием метапредметных умений «применять географические знания на практике», «выбирать, анализировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления», «приводить примеры географических объектов, изучаемых различными ветвями географической науки», «распознавать проявления в окружающем мире внутренних процессов рельефообразования». При решении задания обучающемуся надо проанализировать и сопоставить информацию, представленную в картографической форме. Содержание задания основано на межпредметном содержании и может быть использовано в работе учителей географии и истории. Текст и карта учебника и карта атласа Задания к тексту учебника Методическое назначение задания. Обучающиеся учатся читать карту на основе ее легенды. Необходимо развивать умение применять знания, сопоставляя содержание нескольких источников картографической информации на основе использования метода наложения карт.
Развитие умения «Применять соответствующие естественнонаучные знания для объяснения явления» Текст и карта учебника и карта атласа Методический комментарий Алгоритм выполнения задания. В процессе работы над заданием используются карты атласа, входящего в состав используемого УМК «География», или учебника. Процесс выполнения задания можно разбить на две части: содержательную, основанную на анализе карт, и процедурную, основанную на формировании ответов на вопросы с использованием карт и текста учебника. Процедура чтения карты основана на сопоставлении условных знаков, представленных в легенде, с изображением на поле карты. Далее необходимо мысленно провести наложение одной карты на другую и считать необходимую информацию. Возможна организация индивидуальной и фронтальной формы урочной учебной деятельности. Простейший алгоритм выполнения задания может выглядеть следующим образом: • ознакомление с содержанием карт; • разработка плана сравнения; • поиск на картах содержания, соответствующего поставленному вопросу; • формулировка причин; • конструирование ответа на основе построения причинно-следственных связей. Задания к тексту учебника Элементы ответа на задание: Названы страны, которые частично или полностью попадают в сейсмические пояса (зоны землетрясений). 2) Возникновение землетрясений связано с положением стран на стыках литосферных плит.
Развитие умения «Распознавать, использовать и создавать объяснительные модели и представления» Текст учебника Задания к тексту учебника Методическое назначение задания. При выполнении этого задания развивается креативное мышление, учащиеся учатся выдвигать гипотезы, строить умозаключения, использовать несколько источников информации, сопоставляя и анализируя их содержание с учетом возможного применения географического знания. Методический комментарий Решение подобных заданий может быть организовано в виде проектной деятельности, которая направлена на составление представлений о сейсмической активности своего края и выявление особенностей архитектуры сейсмоопасных районов. Затруднения при выполнении проекта могут быть связаны с недостаточным уровнем владения обучающимися тематическими знаниями и научной терминологией, необходимыми при формулировке развернутого описания проектного решения. В этой связи на уроках целесообразно проводить терминологические диктанты, а также вести работу по оформлению тематических словарей и т.д. Данное задание связано с развитием метапредметных умений «объяснять область применения географических знаний», «выбирать, анализировать и интерпретировать информацию», «формулировать гипотезы», «распознавать проявления в окружающем мире внутренних процессов рельефообразования». Содержание задания основано на межпредметном содержании и может быть использовано в работе учителей географии, физики и ОБЖ.
Развитие умения «Распознавать, использовать и создавать объяснительные модели и представления» Текст учебника Задания к тексту учебника Алгоритм выполнения задания. В ходе работы над заданием используется текст учебника и дополнительных источников информации. Процесс выполнения задания можно разбить на две части: содержательную, основанную на источников информации, и процедурную, основанную на выполнении содержательной части проектной или исследовательской работы. Возможна организация индивидуальной или групповой формы организации урочной учебной деятельности. Простейший алгоритм выполнения задания может выглядеть следующим образом: • определение источников информации; • определение способов сбора и анализа информации; • сбор, уточнение и анализ информации; • выбор варианта хода реализации проекта (исследовательской работы); • поэтапное выполнение проекта (исследовательской работы); • формулирование выводов; • подготовка отчета о ходе выполнения проекта (исследовательской работы); • анализ достигнутых результатов; Форма ответа Выполнена оценка сейсмической активности региона своего проживания
Развитие умения «Распознавать, использовать и создавать объяснительные модели и представления» Текст учебника Задания к тексту учебника Методический комментарий Выполнение подобных заданий может быть организовано в виде практической работы. В ее ходе повышается мотивация учения за счет использования электронного ресурса сети Интернет. При работе над заданием необходимо ознакомить обучающихся с навигацией по сайту и функцией перевода тематического содержания с английского на русский язык. Данное задание связано с развитием метапредметных умений «делать прогнозы и выбирать факты для их подтверждения», «выбирать, анализировать и интерпретировать информацию», «приводить примеры географических объектов», «распознавать проявления в окружающем мире внутренних процессов рельефообразования», «представлять информацию в графической, картографической или иной форме». При решении задания обучающемуся надо проанализировать и сопоставить информацию, представленную в электронном ресурсе. Содержание задания основано на межпредметном содержании и может быть использовано в работе учителей географии, информатики и ОБЖ. Методическое назначение задания. Обучающиеся учатся давать ответы на репродуктивные вопросы. Необходимо развивать умение пользоваться дополнительными источниками информации, в том числе электронными, и формулировать на основе их содержания выводы и умозаключения на основе сделанного прогноза
Развитие умения «Распознавать, использовать и создавать объяснительные модели и представления» Текст учебника Задания к тексту учебника Алгоритм выполнения задания. Выполнение задания предполагает анализ информации, расположенной на сайте, то есть использование интернет-ресурса. Возможно применение индивидуальной, фронтальной и групповой форм организации урочной учебной деятельности. Простейший алгоритм выполнения задания может выглядеть следующим образом: • ознакомление с содержанием сайта; • определение источника для выполнения задания; • определение регионов и фиксация силы подземных толчков; • конструирование ответа. . Элементы ответа: 1) Названы регионы, в которых зафиксированы землетрясения в день проведения урочного занятия (дополнительно могут быть названы страны в каждом из регионов). 2) Названы силы каждого из землетрясений. Примечание: результаты работы могут быть оформлены в виде сводной таблицы или карты с обозначенными местами и силой землетрясений
Развитие умения «Делать и научно обосновывать прогнозы о протекании процесса или явления» Текст учебника Задания к тексту учебника Методический комментарий Особенностью данного задания является наличие свободно конструируемого ответа на основе сопоставления данных, представленных на рисунке. Задание представляет собой открытый вопрос. Выполнение задания предполагает анализ иллюстративной информации, снабженной текстовой информацией. Данное задание связано с развитием метапредметных умений «делать прогнозы и выбирать факты для их подтверждения», «выбирать, анализировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления», «приводить примеры географических объектов, изучаемых различными ветвями географической науки», «распознавать проявления в окружающем мире внутренних процессов рельефообразования». При решении задания обучающемуся надо проанализировать и сопоставить информацию, представленную в иллюстративной форме. Содержание задания основано на межпредметном содержании и может быть использовано в работе учителей географии, физики и ОБЖ. Методическое назначение задания. Обучающиеся учатся сопоставлять и анализировать информацию, представленную в виде комплексной иллюстрации, отражающей две и более содержательных линий, на основе сделанного прогноза.
Развитие умения «Делать и научно обосновывать прогнозы о протекании процесса или явления» Текст учебника Задания к тексту учебника Методический комментарий Алгоритм выполнения задания. Процесс выполнения задания можно разбить на две части: содержательную, основанную на анализе рисунка, и процедурную, основанную на формулировании последствий землетрясений. Возможно применение индивидуальной, фронтальной и групповой формы организации урочной учебной деятельности. Простейший алгоритм выполнения задания может выглядеть следующим образом: • ознакомление с рисунком; • внимательное прочтение задания и определение его сути; • формулировка последствий предложенного явления; • проведение сопоставления двух шкал измерения силы землетрясений в табличной форме. Элементы ответа: 1) Названы элементы каждой из шкал. 2) Приведено соответствие элементов шкал, то есть указаны баллы, соответствующие каждому виду землетрясений по степени разрушений
Развитие умения «Объяснить потенциальные применения естественно-научного знания для общества» Текст учебника Задание к тексту учебника Методическое назначение задания. Обучающиеся учатся описывать действия в чрезвычайной ситуации. Необходимо развивать умение транслировать знания, представляя их в различных формах с учетом применения в учебных или жизненных ситуациях. Методический комментарий Выполнение подобных заданий может быть организовано в виде проектной деятельности по изготовлению текстовой, или иллюстрированной, или электронной памятки с элементами мультипликации. Задание направлено на решение практической задачи и наиболее значимо для тех обучающихся, кто проживает в сейсмоопасных регионах. Оно может быть использовано для установления коммуникаций школьников из сейсмоспокойных регионов со сверстниками из сейсмоопасных регионов. Кроме этого проект выполняет социальную функцию. Результаты его выполнения могут быть направлены в органы исполнительной власти или в МЧС с целью создания агитационных материалов для населения. Данное задание связано с развитием метапредметных умений «объяснять область применения географических знаний», «выбирать, анализировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления», «представлять информацию в различных формах», «распознавать проявления в окружающем мире внутренних процессов рельефообразования». Содержание задания основано на межпредметном содержании и может быть использовано в работе учителей географии и ОБЖ
Развитие умения «Объяснить потенциальные применения естественно-научного знания для общества» Текст учебника Задание к тексту учебника Форма ответа Выполнена текстовая, иллюстративная или электронная памятка, отражающая действия населения при возникновении землетрясения. . Методический комментарий Алгоритм выполнения задания. Процесс выполнения задания можно разбить на две части: содержательную, основанную на анализе тематической информации, и процедурную, основанную на изготовлении памятки. Простейший алгоритм выполнения задания может выглядеть следующим образом: • определение источников информации; • определение способов сбора и анализа информации; • сбор, уточнение и анализ информации; • выбор варианта хода реализации проекта; • поэтапное выполнение проекта; • подготовка отчета о ходе выполнения проекта; • анализ достигнутых результатов; • презентация результатов.
Развитие умения «Делать и научно обосновывать прогнозы о протекании процесса или явления» Текст учебника Методический комментарий Выполнение подобных заданий может быть организовано на основе сопоставления содержания учебника (текста и карт) и карт атласа. Задание представляет собой открытый вопрос. Выполнение задания предполагает анализ текстовой и картографической информации. Данное задание связано с развитием метапредметных умений «делать прогнозы и выбирать факты для их подтверждения», «выбирать, анализировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления», «представлять информацию в различных формах», «распознавать проявления в окружающем мире внутренних процессов рельефообразования». Содержание задания основано на межпредметном содержании и может быть использовано в работе учителей географии и ОБЖ. Методическое назначение задания. Обучающиеся учатся искать ответ по соответствию ключевых слов вопроса и содержащегося в тексте ответа. Развивается умение сопоставлять текстовую и картографическую информацию на основе прогнозирования состояния и хода развития заданной ситуации.
Развитие умения «Делать и научно обосновывать прогнозы о протекании процесса или явления» Текст учебника Методический комментарий Алгоритм выполнения задания. Процесс выполнения задания можно разбить на две части: содержательную, основанную на анализе текста учебника и карт, и процедурную, основанную на написании развернутого ответа. Возможно применение индивидуальной и фронтальной форм организации урочной учебной деятельности. Простейший алгоритм выполнения задания может выглядеть следующим образом: • ознакомление с текстом задания; • нахождение в тексте учебника необходимой информации и анализ тематических карт с целью выявления соответствующих заданию регионов; • формулировка ответа; • нахождение возможных аргументов, подтверждающих ответ. Элементы ответа: 1) Названы регионы, находящиеся в районе взаимодействия литосферных плит. 2) Названы регионы, находящиеся в пределах сейсмических поясов/зон землетрясений. 3) Названы конкретные географические/природные районы. 4) Названы конкретные субъекты РФ.
Развитие умения «Распознавать, использовать и создавать объяснительные модели и представления» Текст учебника Задание к тексту учебника Методический комментарий Выполнение задания предполагает анализ литературного текста и выбор аргументов из него. Особенностью художественных произведений является образное описание явлений. Интеграция содержания художественного произведения с научными знаниями позволяет учащимся создать уникальный образ описываемого объекта или явления, что способствует развитию креативного мышления. Созданный образ способствует более прочному освоению тематического материала. Задание имеет инструкцию по выполнению. Это облегчает понимание обучающимися алгоритма действий, что не исключает возможности создания ими индивидуально разработанных подходов к выполнению задания. Особенностью задания является наличие свободно конструируемого ответа на основе данных, представленных в тексте. Содержание задания основано на межпредметном содержании и может быть использовано в работе учителей географии, литературы и ОБЖ. Методическое назначение задания. Обучающиеся учатся искать ответ по соответствию ключевых слов вопроса и содержащегося в тексте ответа. Развивается умение объяснять последствия протекания природного явления, используя аргументы, приведенные в тексте.
Развитие умения «Распознавать, использовать и создавать объяснительные модели и представления» Задание к тексту учебника Методический комментарий Алгоритм выполнения задания. Процесс выполнения задания можно разбить на две части: содержательную, основанную на анализе текста учебника и карт, и процедурную, основанную на написании развернутого ответа. Возможно применение индивидуальной, групповой и фронтальной форм организации урочной учебной деятельности. Простейший алгоритм выполнения задания может выглядеть следующим образом: • ознакомление с текстом задания; • нахождение в тексте учебника необходимой информации и сопоставление его с отрывком из художественного произведения; • формулировка ответа; • нахождение возможных аргументов, подтверждающих Элементы ответа: 1) Землетрясение. 2) Разрушение зданий, пожары. 3) «…пол заколебался…», «…стены треснули…», «…все накренилось, готовое рухнуть…», «…обрушился поблизости «…огненные языки…», «… Текст учебника Ответ 3 (аргументы)
Развитие компетенции «Научное объяснение явлений» с использованием банка заданий PISA
Развитие умения «Делать и научно обосновывать прогнозы о протекании процесса или явления» Методический комментарий Это задание фокусируется на природных и человеческих процессах, которые могут привести к землетрясениям. Стимульный материал включает текст и график, иллюстрирующий взаимосвязь разломов и землетрясений, карту, показывающую уровни напряжения в одном регионе Земли, и короткий текст о землетрясении, которое, как полагают, было вызвано добычей подземных вод. Простейший алгоритм выполнения заданий на основе использования рисунка и описательного текста может выглядеть следующим образом:ознакомление с текстом и рисунком; внимательное прочтение задания и определение его сути; формулировка ответа. PISA: задание «Добыча подземных вод и землетрясения»
Методический комментарий Используя описание и представление разломов, обучающиеся должны дать объяснение, в котором говорится или подразумевается, что движение литосферных плит приводит к накапливанию напряжения и/или что движение каменных плит/земли в разных направлениях останавливается благодаря возникновению напряжения вдоль разлома. Простейший алгоритм выполнения задания может выглядеть следующим образом: • ознакомление с текстом и рисунком; • внимательное прочтение задания и определение его сути; • формулировка свободно конструируемого ответа.
Обучающиеся должны определить верное наблюдение, представленное в стимульном материале, о том, что добыча подземных вод способствовала увеличению напряжения в ближайшем разломе и вызвало сдвиг, который привел к землетрясению. Второй вариант («Сдвиг вдоль разлома был наибольшим в районах, где откачка воды вызвала наибольшее напряжение») – правильный ответ, так как поддерживает связь между добычей воды и землетрясением. Простейший алгоритм выполнения задания может выглядеть следующим образом: • ознакомление с текстом задания; • ознакомление с вариантами ответов; • сопоставление каждого из вариантов ответа с заданием и описательным текстом; • выбор правильного варианта ответа.
Развитие умения «Применять соответствующие естественнонаучные знания для объяснения явления» Методический комментарий В этом вопросе обучающиеся должны использовать свое понимание землетрясений в Лорке, чтобы определить вопрос или вопросы, которые следует рассмотреть, чтобы дать информацию о том, насколько велик риск того, что добыча подземных вод вызовет землетрясение в конкретном районе. И первый, и второй вопросы дают эту информацию: «Имеются ли разломы в земной коре в его районе?» и «Существуют ли естественные причины, вызывающие напряжение в земной коре в его районе?». Простейший алгоритм выполнения задания может выглядеть следующим образом: • ознакомление с текстом задания; • ознакомление с вариантами ответов; • сопоставление каждого из вариантов ответа с заданием и описательным текстом; • выбор правильного варианта ответа. PISA: задание «Добыча подземных вод и землетрясения»
Компетенции, относящиеся к естественно-научной грамотности • научное объяснение явлений; • понимание особенностей естественно-научного исследования; • интерпретирование данных и использование научных доказательств для получения выводов. Научное объяснение явлений Умение применять соответствующие естественно-научные знания для объяснения явления. Умение распознавать, использовать и создавать объяснительные модели и представления. Умение делать и научно обосновывать прогнозы о протекании процесса или явления. Умение объяснить потенциальные применения естественно-научного знания для общества, принцип действия технического устройства или технологии.
Электронные ресурсы https://www.oecd.org/pisa/test/other-languages/pisa-2018-global-competence-test-questions.htm Вопросы теста PISA-2018 Global Competence (Глобальные компетенции онлайн-тест). http://www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018_sl.html - Проведение исследования PISA-2018 в России. Оценка естественно-научной грамотности. https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti - Открытый банк заданий для оценки естественно-научной грамотности (VII-IX классы). Ссылки на видеоуроки Тема: «Формирование компетенции «Научное объяснение явлений» на учебных занятиях по географии». Тема: «Землетрясения». https://mosobr.shkolamoskva.ru/release/9939 https://mosobr.shkolamoskva.ru/release/9400 https://resh.edu.ru/subject/lesson/7873/start/312927/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/1688/main Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности. Проект «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся». Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (V-IX классы). Видео рекомендации размещены на портале «Единое содержание общего образования» и содержат конкретные задачи педагогам на неделю - https://edsoo.ru/ document Родителям о ФГ. Приказ Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 №287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».