12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Вайсбеккер Светлана Анатольевна25
2

«Развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста средствами логических игр и упражнений».

МБОУ «СОШ № 129 г. Челябинска»









«Развитие логического мышления у детей

младшего школьного возраста средствами

логических игр и упражнений».

(обобщение педагогического опыта)



















Учитель начальных классов: Вайсбеккер Светлана Анатольевна.








2023г.



«Развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста средствами логических игр и упражнений».

(обобщение педагогического опыта)


Учитель начальных классов:

Вайсбеккер Светлана Анатольевна

Актуальность.

Социокультурные, экономические и иные преобразования, происходящие в современном обществе, предполагают обновление содержания образования детей разного возраста, включая и систему образования младших школьников. Поиск новых вариантов образования, ориентированного на развитие умственных способностей, актуализируют внимание ученых и педагогов-практиков к процессам развития логического мышления. Развитое логическое мышление позволяет человеку свободно ориентироваться в окружающем мире, продуктивно и результативно осуществлять деятельность.

Важнейшим представляется развитие умения наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений, классифицировать, делать простейшие выводы и обобщения. Приобретенные в результате логические приемы мышления как способы познавательной деятельности необходимы для решения широкого круга умственных задач и призваны служить основой интеллекта ребенка.

Сформированность у детей элементарных приемов логического мышления является условием успешного обучения в начальной школе. Умение активно перерабатывать в уме информацию, используя приёмы логического мышления, позволяет ребёнку получить более глубокие знания и понимание учебного материала в отличие от тех, кто, обладая невысоким уровнем развития логики, постигает образовательный курс, полагаясь лишь на память.

Таким образом, недостаточный уровень сформированности мыслительных процессов снижает эффективность обучения, замедляет развитие познавательных процессов. Поэтому важно уже в период дошкольного возраста особое внимание уделять развитию у детей приемов логического мышления.

"Учитесь мыслить, играя" - говорил известный психолог Е.Заика, разработавший целую серию игр, направленных на развитие мышления. Игра и мышление – эти два понятия стали основополагающими в современной системе математического развития школьников.

Исследования ученых (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.З. Зак, Н.Н. Поддьяков и др.) убедительно доказывают, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от пяти до одиннадцати лет. Эти данные подчеркивают важность младшего дошкольного и начального школьного детства, поддержку и всемерное развитие качеств мышления, специфических для возраста, т.к. создаваемые им уникальные условия больше не повторятся и то, что будет «недобрано» здесь, наверстать в дальнейшем окажется трудно или вовсе невозможно. Важно отметить, что в исследованиях Н.Н. Поддьякова было выявлено, что старший дошкольный возраст сензитивен к формированию основных приемов логического мышления, которыми являются сравнение, сериация, классификация.

Возможность усвоения некоторых логических знаний и приёмов детьми дошкольного возраста показана в психологических исследованиях Л.Ф. Обуховой, А.Ф. Говорковой, И.Л. Матасовой, Е. Агаевой и др. В этих исследованиях была доказана возможность формирования отдельных логических приёмов мышления (сериации, классификации, транзитивности отношений между величинами) у старших дошкольников при соответствующей возрасту методике развития.

Широкие возможности для развития логических приемов мышления старших дошкольников предоставляет познавательная деятельность в детском саду. Результаты исследований З.А. Михайловой, А. Савенкова, А.В. Белошистовой и др. убедительно свидетельствуют об этом.

Но практическая работа показывает, что целенаправленному формированию логических приемов мышления дошкольников в процессе их познавательной деятельности уделяется недостаточно внимания в дошкольном образовании. Недостаточно часто используются возможности игры, а именно игра как ведущий вид деятельности стимулирует умственное развитие дошкольника, создает условия для развития логического мышления.

Возникает противоречие между необходимостью развития логических приемов мышления школьников в процессе познавательной деятельности, с одной стороны, и недостаточной разработанностью содержания педагогической работы на основе использования возможностей игры в решении этой задачи в условиях школы, с другой стороны.

Из данного противоречия возникает проблема: каким образом построить систему педагогической работы по развитию логических приемов мышления младших школьников на основе использования логических игр и упражнений.

Цель: определение содержания комплекса игр и условий их организации для развития логических приемов мышления (обобщения, сравнения, классификации, сериации, анализа и синтеза) у детей младшего школьного возраста.

Объект: процесс развития логических приемов мышления у детей младшего школьного возраста.

Предмет: содержание комплекса логических игр и упражнений по развитию логических приемов мышления сравнения, классификации и сериации у детей младшего школьного возраста.

Гипотеза: развитие логических приемов мышления у детей младшего школьного возраста будет характеризоваться динамикой при целенаправленной и систематической организации комплекса игр и упражнений в процессе образовательной деятельности.


Цель работы и гипотеза определяют решение следующих задач:

1. Раскрыть теоретические аспекты развития логических приемов мышления школьников.

2. Описать содержание комплекса логических игр и упражнений по формированию логических приемов мышления у младших школьников.

3. Подобрать комплекс игр и упражнений для развития логических приемов мышления школьников, определить условия их организации.

4. Экспериментально проверить педагогические возможности комплекса игр, направленных на развитие логических приемов мышления в образовательном процессе.

Для реализации задач и проверки гипотезы использовались следующие методы:

- теоретического уровня: анализ психолого-педагогической литературы;

- эмпирического уровня: констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент, статистические методы обработки результатов исследования.

Теоретической основой исследования являются:

- положения и выводы психологии и педагогики о возможности и необходимости развития логических операций мышления у детей школьного возраста (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, З.А. Зак, Н.Н. Поддьяков и др.);

- результаты исследований развития логических приемов мышления младших школьников(З.А. Михайлова, Л. М. Фридман, В.В. Данилова, Т.Д. Рихтерман, Е. Агаева, А.В. Белошистая и др.);

- принципы подхода к развитию логических приемов мышления школьников через включение детей в игровую деятельность (как ведущего вида деятельности школьников) при решении ими задач умственного характера (Л.А. Венгер, Л.Ф. Тихомирова, Н.И. Чуприкова, А. Савенков, М.Н. Перова и др.).

В данной работе синтезирован и обобщен фактический материал по проблеме развития логических приемов мышления детей младшего школьного возраста. В этом теоретическая значимость работы. Представляется, что полученные результаты эмпирического исследования, касающиеся апробации комплекса игр по развитию логических приемов мышления школьников в условиях школы, определяют практическую значимость и могут быть использованы в практической работе.

Основные направления деятельности:

Подбор комплекса игр и упражнений для развития логических приемов мышления младших школьников, определение условий их организации.

Организация предметно-развивающей среды в классе, взаимодействие с родителями.

Логические игры являются наиболее эффективным пособием среди огромного количества разнообразных дидактических материалов. Они помогают ребёнку овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане математической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К таким действиям относятся: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение, кодирование и декодирование. Более того, используя логические игры и задачи, можно развивать у детей способность действовать в уме, осваивать представления о числах и геометрических фигурах, пространственную ориентировку. Работа с логическими упражнениями проходит в три этапа:

Развитие умений выявлять и абстрагировать свойства.

Развитие способности сравнивать предметы по свойствам.

Развитие способности к логическим действиям и операциям.

Например, такие:

«Найди свой домик». Цель: развивать умение различать цвета, формы геометрических фигур, формировать представление о символическом изображении предметов; учить систематизировать и классифицировать геометрические фигуры по цвету и форме.

«Пригласительный билет». Цель: развивать умение детей различать геометрические фигуры, абстрагируя их по цвету и размеру «Муравьи».

Цель: развивать умение детей различать цвет и размер предметов; формировать представление о символическом изображении предметов.

«Карусель». Цель: развивать у детей воображение, логическое мышление; упражнять в умении различать, называть, систематизировать фигуры по цвету, величине, форме.

«Разноцветные шары». Цель: развивать логическое мышление; учить читать кодовое обозначение логических упражнений.

Порядок игр определяется усложнением: развитием умений сравнивать и обобщать, анализировать, описывать задания с помощью символов, классифицировать, кодировать геометрические фигуры через отрицание и т.д. Эти и дальнейшие усложнения переводят игры в разряд игр для одарённых детей. В этот же разряд могут перейти и сами «отстающие» дети, благодаря внимательному и грамотному отношению педагога к успехам учащихся и их проблемам. Важно вовремя осуществить необходимый переход детей на следующую ступень. Чтобы не передержать детей на определённой ступени, задание должно быть трудным, но выполнимым.

Хочется обратить внимание на то, что, как известно, развитие словесно-логического мышления является в школьном возрасте лишь сопутствующим, а вот игры очень эффективно способствуют развитию логического типа мышления, т.к. в процессе этих игр и упражнений дети могут свободно рассуждать, обосновывать правомерность действий в результате собственного поиска, манипуляций с предметами.

Мной был составлен перспективный план проведения игр для детей начальной школы, помогающий увидеть эту работу в целом, позволяющий «сдвигаться» в ту или иную сторону в зависимости от уровня развития мышления детей. Кроме игр и логических упражнений, широко использую в работе головоломки типа "Пифагор". Чтобы не угасал детский интерес к этим увлекательным интеллектуальным занятиям, можно придать им неожиданную форму. Например, вариант "Пифагор" и "Сложи узор". Необычный вариант знакомой привычной игры очень заинтересовал детей и вызвал новый поток воображения и фантазии.

В результате освоения практических действий дети познают свойства и отношения объектов, чисел, арифметические действия, величины и их характерные особенности, пространственно-временные отношения, многообразие геометрических форм.

Например, ситуации "ожидания» «Умные минутки». Такие игры проводятся со всеми детьми, имеющими любой уровень речевого и интеллектуального развития. Это могут быть словесно-логические игры и упражнения типа:

Узнавание предметов по заданным признакам.

Сравнение двух или более предметов.

Проанализировать три логически связанных понятия, выделить одно, отличающееся от других каким-либо признаком. Объяснить ход рассуждений. Логические задачи наиболее полно и связно объяснить, в чем неясность, неправдоподобность ситуации.

По рисунку или по содержанию, изложенному в стихотворении.

"Мудрёные" вопросы:

У стола могут быть 3 ножки?

Бывает небо под ногами?

Ты да я, да мы с тобой – сколько нас всего?

Почему снег белый?

Почему лягушки квакают?

Дождик может быть без грома?

Можно левой рукой достать правое ухо?

Может быть у клоуна грустный вид?

Как называет бабушка дочку своей дочки?

Логические концовки:

Если стол выше стула, то стул…(ниже стола)

Если два больше одного, то один…(меньше двух)

Если Саша вышел из дома раньше Серёжи, то Серёжа…(вышел позже Саши)

Если река глубже ручейка, то ручеёк…(мельче реки)

Если сестра старше брата, то брат…(младше сестры)

Если правая рука справа, то левая…(слева)

Использую загадки, считалки, пословицы и поговорки, задачи-стихи, стихи-шутки.

Подобные игры и игровые упражнения дают возможность проводить время с детьми более живо и интересно. К ним можно возвращаться неоднократно, помогая детям усвоить новый материал и закрепить пройденный или просто поиграть.

Основными показателями интеллектуального развития ребёнка являются показатели развития таких мыслительных процессов, как сравнение, обобщение, группирование, классификация. Дети, испытывающие затруднения в выборе предметов по определённым свойствам, в их группировании обычно отстают в сенсорном развитии. Поэтому игры для сенсорного развития занимают большое место в работе с этими детьми и, как правило, дают хороший результат.

Таким образом, стараясь учесть интересы каждого ребёнка в классе, стремясь создать ситуацию успеха для каждого с учётом его достижений на данный момент развития, были определены требования к развивающей среде в классе:

Наличие игр разнообразного содержания – для предоставления детям права выбора;

Наличие игр, направленных на опережение в развитии (для одарённых детей);

Соблюдение принципа новизны – среда должна быть изменяемой, обновляемой – дети любят новое»;

Соблюдение принципа неожиданности и необычности.

Ничто так не привлекает детей, как необычного вида коробка, игрушка, персонаж. Например, появление Считалочкина, Гнома Тик-Так, Винни-Пуха, необычных картинок, удивительно напоминающих недавно изученные цифры; сундука с сокровищами пиратов с предыдущего занятия; карты нахождения клада; письмо от персонажей занятий с очередной геометрической головоломкой и т.д.

Все вышеперечисленные условия обеспечивают эффективное взаимодействие ребёнка с данной средой и не идут в разрез с требованиями, предъявляемым к развивающей среде ФГОС - предметно-развивающая среда должна быть:

обеспечивающей полноценное и своевременное развитие ребенка;

побуждающей детей к деятельности;

способствующей развитию самостоятельности и творчества;

обеспечивающей развитие субъектной позиции ребенка.

Вся работа по развитию у детей логического мышления проходит в тесном взаимодействии с родителями, поскольку семья является важнейшей сферой, определяющей развитие личности ребенка в дошкольные годы

Подбор и демонстрация специальной литературы, направленной на развитие логического мышления.

Заключение

Анализ научной и методической литературы позволил изучить особенности проявления и развития мышления младших школьников, которыми являются следующие:

- школьник может подходить к решению логической ситуации тремя способами: используя наглядно-действенное мышление, наглядно-образное и логическое.

- с учётом развития к этому возрасту поисковой и планирующей деятельности, умение анализировать и использовать получаемую в ходе решения задач информацию, появлению произвольности в поведении и познавательных процессах умственный потенциал младшего школьника оказывается достаточно высоким;

- мышление ребёнка связано с его знаниями. В современных образовательных технологиях знания не рассматриваются в качестве основной ценности и могут варьироваться в широких пределах. Центр тяжести переносится с того, какой фактический материал дается детям, на то, как он дается. Это возможно при условии, что педагог не дает готовых знаний, образцов и определений, а стимулирует каждого ребенка на их поиск, развивает познавательную инициативу путем создания различных проблемных ситуаций, организации поисковой деятельности, постановки простейших опытов, формирует умение спрашивать, наблюдать. В связи с этим образовательный процесс построен таким образом, чтобы помочь ребёнку овладеть высоким уровнем логики, т.е. приёмами мыслительной деятельности, позволяющими самостоятельно добывать необходимую информацию, понимать её, применять на практике;

- школьный возраст является сензитивным к усвоению обобщённых средств и способов умственной деятельности, к развитию логических приемов мышления: сравнение, классификация, сериация;

- включение школьника в игровую деятельность при решении им задач умственного характера повышает эффективность результатов развития мышления детей.

Экспериментальная проверка показала широкие педагогические возможности организации игр, направленных на развитие логических приемов мышления у школьников. Организация игр: ролевых, дидактических, игр-путешествий, игр-загадок, подвижных игры, настольных создают эффективные условия для развития логических приемов мышления младших школьников.

Можно сделать вывод, что организация педагогической работы по развитию логических приемов мышления у школьников показала свою эффективность, поскольку:

широко использовались возможности игры в процессе обучения: ролевых, дидактических, игр-путешествий, игр-загадок, подвижных игр, настольных. Игры позволили организовать сложный процесс развития логических приемов мышления в интересной для ребёнка форме, придать умственной деятельности увлекательный, занимательный характер, что помогло в процессе игры решить даже те задачи, которые в других условиях школьнику кажутся невыполнимыми. Процесс развития логических приемов мышления представлял целенаправленную организованную деятельность детей с соблюдением следующих требований: непосредственный контакт учителя с детьми, усвоение нового материала непроизвольно на игровой основе; оперативная обратная связь, активное межличностное общение между детьми и детьми и учителем, т.е. субъект-субъектные отношения. Использование игровых приемов строилось в соответствии с общедидактическими принципами: сознательности; активности (развитие у ребёнка волевого, произвольного познавательного интереса); последовательности (от простого к сложному); доступности; наглядности; «опережающего развития» (ориентировка образовательного процесса на «зону ближайшего развития»). Чтобы игры были интересны и доступны детям с разными уровнями развития, а задания стимулировали умственную активность каждого ребёнка, в основу организации игр легли следующие организационные требования: дифференцированный подход в плане представления игрового материала - каждый из уровней имел свою степень сложности; комплексность и вариативность игровых заданий - один и тот же игровой материал предполагал несколько вариантов игр; «создания информативных образов» (представление информации в компактной, эстетически привлекательной и занимательной форме).

Дети были вовлечены в поисковую деятельность, что создавало условия для развития их познавательных интересов, формировало стремление к размышлению и поиску, вызывало чувство уверенности в себе, в возможностях своего интеллекта; использовались разнообразные формы работы, учитывающие возрастные особенности школьников: «желание быть компетентным»; стремление младших школьников превратить любую игру в соревновательную, в этом возрасте соревнования приобретают, наряду с индивидуальным, коллективный характер.

Список литературы:

Беженова М. Математическая азбука. Формирование элементарных математических представлений. - М.: Эксмо, СКИФ, 2005.

Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. Школа для дошколят. Развиваем мышление. – М.: «Росмэн», 2006.

Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г. Большая энциклопедия развития и обучения школьников. М.: АСТ: Астрель, 2007.

Жукова О.С. Развиваем мышление. / О.С. Жукова, - М.: Астрель; Спб.: Сова, 2008

Индивидуальные карточки для учащихся. Задачи -головоломки. Материал для устного счета. Задания для самостоятельных работ с конструированием. Издательство «Учитель» 2017г Г.Т. Дьячкова.


https://disk.yandex.ru/i/hxrXUT45PLpFsg


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.