Презентация на тему «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста»

1
0
Материал опубликован 20 March 2024

Пояснительная записка к презентации

СЛАЙД 1

Развитие мелкой моторики рук
у детей младшего возраста

(родительское собрание)

СЛАЙД 2 Развитие мелкой моторики

В период с момента рождение и до трёх лет наиболее важными этапами являются развитие мелкой моторики (движение рук) и развитие речи. Эти две вещи тесно взаимосвязаны, и одна не развивается без другой, то есть если не развивать мелкую моторику, то и речь будет развиваться не так активно, как могла бы. И наоборот, если не общаться с ребёнком, а только играть с ним, то его развитие сильно замедлиться.

Все движения делятся на две категории: крупная моторика, осуществляемая крупными мышцами тела, и мелкая моторика, выполняемая мышцами кистей рук. Для развития ребенка важно гармоничное развитие обоих типов навыков. Крупная моторика является основой любых движений, необходимых в повседневной жизни. Параллельно с крупной, происходит развитие мелкой моторики. Благодаря тонким и скоординированным действиям мышц кисти мы держим в руках ложку, чистим зубы, пишем, режем ножницами, заплетаем косы и делаем еще огромное множество вещей. Мелкая моторика - способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук Уровень развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста неразрывно связан с такими высшими психическими функциями как внимание, мышление, память, речь, воображение.  Функция человеческой руки уникальна и универсальна. Работу по развитию мелкой моторики нужно начинать с самого раннего возраста

СЛАЙД 3 Последовательность и систематичность

Важным фактором для развития мелкой моторики является последовательность и систематичность.

Наличие системы придает сенсорному воспитанию организованность, последовательность от простого к сложному. На этапе раннего детства усвоение знаний наравне с формированием умений, должно происходить систематически, а не от случая к случаю. Существенным фактором в методике проведения дидактических игр является взаимосвязь обучения с закреплением знаний и умений в повседневной жизни: на прогулках, во время самостоятельной деятельности, во время игры и т.д. Во время одевания и раздевания закрепляем умения застегивать и расстегивать пуговицы, развязывать шнурки.

В.А. Сухомлинский в своих воспоминаниях писал о том, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться»

Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.

 

СЛАЙД 4 Мелкую моторику развивают

В настоящее время широко применяются игровые технологии. Игра - ведущая деятельность дошкольника. Именно, в игре ребёнок чувствует себя свободно, комфортно, готов к активному диалогу и активной работе.

Мелкую моторику рук развивают:

-пальчиковые  игры, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности;

-игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в ручку (только под контролем взрослых);

-игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать – разжимать;

-насыпать - высыпать, проталкивать в отверстия и т. д.;

-рисование (пальцами и ладошкой, кистью и т. д.);

-застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание и т. д.(шнуровка).

СЛАЙД 5 Пальчиковые игры

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти, очень эмоциональные, можно проводить как в детском саду, так и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

«Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.

Пальчиковые игры оказывают влияние на пальцевую пластику, при этом руки становятся послушными, это помогает детям в выполнении мелких движений, нужных в рисовании, а в последующем и при письме. 

Слайд 6 Игры с предметами

Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев руки оказывают игры с предметами: пирамидки, вкладыши различного типа, разноцветные счеты, матрешки, мозаика, игры с карандашами, пальчиковые бассейны с различными наполнителями.

«Пирамидки» - многообразие их видов, форм, конфигураций, усложняющих элементов, позволяет буквально каждый раз давать новое задание. И дети не теряют к ним интереса.

«Мозаика», «Конструктор», - этот материал способствует интенсивному развитию движений пальцев рук. Идея мозаики заключается в составлении из мелких частей целого изображения. Во время игры ребенок постоянно манипулирует деталями, проявляет сообразительность, наблюдательность, терпение и настойчивость.

Игры с бусинками: «Разноцветные бусы», «Сделаем куклам мамы» - помогут скоординировать движения обеих рук. Ребёнку предлагаются для нанизывания на верёвочку бусы с дырочками разного диаметра и глубины, что способствует совершенствованию координации системы «глаз-рука». В этой детской игре формируется не только ручная умелость, но и сенсорные эталоны (цвет, форма, величина.

СЛАЙД 7 Игры с прищепками 

Игры с прищепками - развивают мелкую моторику, пространственное воображение, способствуют развитию интеллекта и мышления, а также становлению речи. С помощью прищепок можно изучать цвета, счет, развивать мышление, творческое воображение

СЛАЙД 8 Игры со шнурками

Игры-шнуровки - развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук; развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева"; формируют навыки шнуровки, способствуют развитию речи; развивают творческие способности; развивают усидчивость.

СЛАЙД 9 Игры с пластилином

В процессе лепки ребенок разминает пальцами пластилин, тесто или глину; регулирует силу нажатия; координирует работу обеих рук одновременно. Начинать лепить с детьми можно с простых шариков и колбасок, усложняя эти элементы. При помощи пластилина ребенок развивает подвижность пальчиков.  Он должен научиться мять и отщипывать, надавливать и размазывать, раскатывать колбаски и скатывать шарики. Только занимаясь лепкой, ребенок знакомится с объемной формой предмета, взаимосвязью его частей, у него формируются навыки работы двумя руками, скоординированность движений, активно развиваются мелкие мышцы пальцев, глазомер, пространственное мышление. Когда ребенок лепит, развивается его мелкая моторика, что, в свою очередь, влияет на развитие речи и мышления Именно поэтому возбудимым, шумным и активным детям часто рекомендуют заниматься лепкой. Трудно переоценить значение лепки для развития ребенка.

СЛАЙД 10 Рисование

Сначала малыши размазывают краски пальчиками  и ладошками. Это для них необычно и очень весело. Конечно, назвать эти занятия обучением нельзя, ведь рисовать для такого маленького ребенка вовсе не значит изображать узнаваемые образы. Пальчиковое рисование — это освоение нового вида деятельности и изучение новых интересных свойств предметов, в результате чего привычным вещам находится самое неожиданное применение.

СЛАЙД 11 Методические пособия

В пособиях публикуются разнообразные игры и задания на развитие мелкой моторики, различных форм восприятия, обогащение сенсорного опыта, совершенствование предметной деятельности. Это пальчиковые игры, игры и упражнения с мелкими предметами и игрушками, с крупами и обычными бытовыми предметами, а также творческие задания по рисованию, лепке, аппликации

Предварительный просмотр презентации

Развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста (родительское собрание) Подготовила Головина Л.В. Воспитатель ГБОУ Школа № 1413 г. Москва

Развитие мелкой моторики Мелкая моторика  - способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Уровень развития мелкой моторики у маленьких детей неразрывно связан с такими высшими психическими функциями как внимание, мышление, память, речь, воображение. 

Важным фактором для развития мелкой моторики является последовательность и систематичность Наличие системы придает сенсорному воспитанию организованность, последовательность от простого к сложному. Это все должно происходить систематически, а не от случая к случаю. В.А. Сухомлинский в своих воспоминаниях писал о том, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться»

Мелкую моторику рук развивают: игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности; игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в ручку (только под контролем взрослых); игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать – разжимать; насыпать - высыпать, проталкивать в отверстия и т. д.; рисование пальчиками и ладошкой; застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание и т. д.

Пальчиковые игры «Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.

Игры с предметами Это могут быть пирамидки, разноцветные счеты, матрешки, мозаика, игры с карандашами, пальчиковые бассейны с различными наполнителями, различные шнуровки «Пирамидки» - многообразие их видов, форм, конфигураций, усложняющих элементов, позволяет буквально каждый раз давать новое задание.. «Мозаика», «Конструктор», - этот материал способствует интенсивному развитию движений пальцев рук. Во время игры ребенок постоянно манипулирует деталями, проявляет сообразительность, наблюдательность, терпение и настойчивость.

Игры с прищепками Игры с прищепками – это прекрасный тренажер для пальчиков. Но развивают они не только мелкую моторику.  С помощью прищепок можно изучать цвета, счет, развивать мышление, творческое воображение

Игры с шнурками «Шнуровка» - развивает сенсомоторную координацию, формирует навыки шнурования (шнурование, завязывание шнурка на бант, развязывание), способствует развитию речи, развивает творческие способности

Игры с пластилином Начинать лепить с детьми можно с простых шариков и колбасок, усложняя эти элементы. При помощи пластилина ребенок развивает подвижность пальчиков. Он должен научиться мять и отщипывать, надавливать и размазывать, раскатывать колбаски и скатывать шарики.

Рисование Занятия изобразительной деятельностью не только помогают ребенку овладеть элементарными приемами рисования, но и благотворно влияют на общее развитие малыша: пробуждают эмоциональную отзывчивость, воспитывают чувство прекрасного, формируют трудолюбие, развивают мышление, внимание, память, воображение.

Методические пособия в помощь родителям В пособиях публикуются разнообразные игры и задания на развитие мелкой моторики, различных форм восприятия, обогащение сенсорного опыта, совершенствование предметной деятельности. Это пальчиковые игры, игры и упражнения с мелкими предметами и игрушками, с крупами и обычными бытовыми предметами, а также творческие задания по рисованию, лепке, аппликации

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации