Презентация на тему «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста»
Развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста (родительское собрание) Подготовила Головина Л.В. Воспитатель ГБОУ Школа № 1413 г. Москва
Развитие мелкой моторики Мелкая моторика - способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Уровень развития мелкой моторики у маленьких детей неразрывно связан с такими высшими психическими функциями как внимание, мышление, память, речь, воображение.
Важным фактором для развития мелкой моторики является последовательность и систематичность Наличие системы придает сенсорному воспитанию организованность, последовательность от простого к сложному. Это все должно происходить систематически, а не от случая к случаю. В.А. Сухомлинский в своих воспоминаниях писал о том, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться»
Мелкую моторику рук развивают: игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности; игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в ручку (только под контролем взрослых); игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать – разжимать; насыпать - высыпать, проталкивать в отверстия и т. д.; рисование пальчиками и ладошкой; застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание и т. д.
Пальчиковые игры «Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.
Игры с предметами Это могут быть пирамидки, разноцветные счеты, матрешки, мозаика, игры с карандашами, пальчиковые бассейны с различными наполнителями, различные шнуровки «Пирамидки» - многообразие их видов, форм, конфигураций, усложняющих элементов, позволяет буквально каждый раз давать новое задание.. «Мозаика», «Конструктор», - этот материал способствует интенсивному развитию движений пальцев рук. Во время игры ребенок постоянно манипулирует деталями, проявляет сообразительность, наблюдательность, терпение и настойчивость.
Игры с прищепками Игры с прищепками – это прекрасный тренажер для пальчиков. Но развивают они не только мелкую моторику. С помощью прищепок можно изучать цвета, счет, развивать мышление, творческое воображение
Игры с шнурками «Шнуровка» - развивает сенсомоторную координацию, формирует навыки шнурования (шнурование, завязывание шнурка на бант, развязывание), способствует развитию речи, развивает творческие способности
Игры с пластилином Начинать лепить с детьми можно с простых шариков и колбасок, усложняя эти элементы. При помощи пластилина ребенок развивает подвижность пальчиков. Он должен научиться мять и отщипывать, надавливать и размазывать, раскатывать колбаски и скатывать шарики.
Рисование Занятия изобразительной деятельностью не только помогают ребенку овладеть элементарными приемами рисования, но и благотворно влияют на общее развитие малыша: пробуждают эмоциональную отзывчивость, воспитывают чувство прекрасного, формируют трудолюбие, развивают мышление, внимание, память, воображение.
Методические пособия в помощь родителям В пособиях публикуются разнообразные игры и задания на развитие мелкой моторики, различных форм восприятия, обогащение сенсорного опыта, совершенствование предметной деятельности. Это пальчиковые игры, игры и упражнения с мелкими предметами и игрушками, с крупами и обычными бытовыми предметами, а также творческие задания по рисованию, лепке, аппликации