Научно-исследовательская работа на тему «Развитие мышления у детей дошкольного возраста средствами нетрадиционного рисования»
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
- Закономерности психического развития детей дошкольного возраста..6
I.1. Познавательная сфера дошкольника…………………………………….6
I.2. Особенности изобразительной деятельности дошкольника……………8
I.3. Возможности использования нетрадиционных способов рисования в дошкольном учреждении………………………………………………………14
Выводы по I главе…………………………………………………………..….17
- Опыт работы по развитию мышления у детей дошкольного возраста средствами нетрадиционного рисования…………………………………….18
- Мониторинг освоения программы……………………………………….27
Заключение………………………………………………………………………33
Список использованной литературы…………………………………………35
Введение
"Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок".
В.А.Сухомлинский.
В системе обучения и воспитания детского сада существуют оптимальные условия для стимулирования развития мышления детей. Это позволяет улучшить процесс подготовки ребенка к школьному обучению. Возникновение и развитие мышления - социально обусловленный процесс. Именно взрослый закладывает у рёбенка механизмы мышления. И только в общении с ним ребенок осваивает общественно выработанные и фиксированные в культуре средства создания новых образов. Под влиянием воспитания ребёнок усваивает не только отдельные понятия, но и выработанные человечеством логические формы, правила мышления, истинность которых проверена многовековой общественной практикой. Основы развития мышления ребенка закладываются в раннем детстве. В дошкольном возрасте мышление ребёнка поднимается на новую, более высокую ступень развития. Обогащается содержание детского мышления.
Интеллектуальное развитие мышления ребенка дошкольного возраста характеризуется закономерной сменой стадий, в которой каждая предыдущая стадия подготавливает последующие. С возникновением новых форм мышления старые формы не только исчезают, а сохраняются и развиваются. Так, наглядно-действенное мышление характерное для дошкольников, приобретает новое содержание, находя, в частности, свое выражение в решении все усложняющихся конструктивно-технических задач. Словесно - образное также поднимается на более высокую ступень, проявляясь в усвоении произведений музыки, поэзии, изобразительного творчества. Поэтому, особенно важна связь рисования с мышлением ребенка. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. В работах А.В. Запорожца, В.В. Давыдова, Н.Н. Поддьякова установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе рисовании, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связь между отдельными явлениями и отражать их в образной форме. Кроме того, рисование развивает память, внимание, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Определенное достоинство рисования по сравнению с другими видами деятельности в том, что этот вид творчества требует согласованного участия многих психических функций.
Поэтому так важно детям дошкольного возраста рисовать. Каждый ребенок в определенный период жизни с упоением рисует грандиозные, многофигурные, со сложным переплетением сюжетов композиции. Правда, как свидетельствуют исследования, увлечение это проходит быстро и навсегда. Верными рисованию остаются только художественно одаренные дети. С 2-3 лет дети в своих рисунках проходят стадии «каракулей», «головоногов», «добавочных носов детской логики». Подобные особенности рисунков проявляются и у взрослых, которым под гипнозом внушалось, что они дети. Доказано, что существует определенный период детского рисования с началом и концом, а внутри него происходит смена определенных этапов развития рисунка. Детство можно рассматривать как период становления физиологических и психических функций. Тогда рисование - один из путей выполнения программы совершенствования организма. Рисование карандашами и красками требует от ребенка дошкольника высокого уровня владения техникой, сформированных навыков, знание приемов работы. Однако, несмотря на усилия, рисунок получается непривлекательным. Поэтому на помощь приходят нетрадиционные приемы рисования.
Актуальность.
Нетрадиционное рисование позволяют развивать мышление, творческие задатки дошкольников, мелкую моторику пальцев рук; самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества.
Цель опыта.
Сформировать у дошкольников способности выражать восприятие окружающего их мира, совершенствовать их интеллектуальные и творческие способности с помощью нетрадиционных техник рисования.
Задачи.
Учить детей использовать в рисовании разнообразные материалы и технику, разные способы создания изображения, соединяя в одном рисунке разные материалы с целью получения выразительного образа.
Развивать мышление у детей средствами нетрадиционного рисования. Учить видеть и понимать красоту многоцветного мира.
Формировать у детей творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования.
Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе, индивидуально.
Возраст детей.
Возраст детей, участвующих в реализации данного опыта, от 4 до 7 лет. Это определяется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением старшими дошкольниками “взрослости”, желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.
- Закономерности психического развития детей дошкольного возраста
I.1. Познавательная сфера дошкольника
В дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие всех познавательных процессов.
Мышление дошкольника, также как и другие познавательные процессы, имеет ряд особенностей. Ребенок среднего дошкольного возраста не умеет еще выделять существенные связи в предметах и явлениях и делать обобщающие выводы.
На протяжении дошкольного возраста мышление ребенка существенно меняется. Это в первую очередь выражается в том, что он овладевает новыми способами мышления и умственными действиями. Развития его происходит поэтапно, и каждый предыдущий уровень необходим для последующего.
Мышление развивается от наглядно-действенного к образному. Затем на основе образного мышления начинает развиваться образно-схематическое, которое представляет промежуточное звено между образным и логическим мышлением. Образно-схематическое мышление дает возможность устанавливать связи и отношения между предметами и их свойствами.
Научными понятиями ребенок начинает овладевать в процессе обучения в школе, но, как показывают исследования, уже у детей дошкольного возраста можно сформировать полноценные понятия. Это происходит в том случае, если ребенку дают внешнее средство, соответствующее данной группе предметов или их свойств. «Развитие мышления ребенка тесно связано с речью» (Выготский Л.С.)
В младшем дошкольном возрасте на третьем году жизни речь сопровождает практические действия ребенка, но она еще не выполняет планирующей функции. В четыре года дети способны представить ход практического действия, но не умеют рассказать о действии, которое нужно произвести. В среднем дошкольном возрасте речь начинает предшествовать выполнению практических действий, помогает планировать их. Однако на этом этапе образы остаются основой мыслительных действий. Только на следующем этапе развития ребенок оказывается способным решать практические задачи, планируя их словесными рассуждениями.
На протяжении дошкольного возраста происходит дальнейшее развитие памяти, она все больше выделяется из восприятия. В младшем дошкольном возрасте еще заметную роль в развитии памяти играет узнавание при повторном восприятии предмета. Но все большее значение начинает приобретать способность к воспроизведению. В среднем и старшем дошкольном возрасте появляются достаточно полные представления памяти.
Продолжается интенсивное развитие образной памяти (запоминание предметов и их изображений). Для развития памяти ребенка характерно движение от образной к словесно-логической.
Развитие произвольной памяти начинается с возникновения и развития произвольного воспроизведения, а затем следует произвольное запоминание. Изучение характера деятельности дошкольников показывает, что различия в продуктивности запоминания в различных видах деятельности у испытуемых с возрастом пропадают. В качестве приема логического запоминания в работе использовалось смысловое соотнесение того, что нужно запомнить, с вспомогательным материалом (картинкой). В результате продуктивность запоминания увеличилось вдвое.
Воображение ребенка начинает развиваться в конце второго, начале третьего года жизни. О наличии образов как результате воображения можно судить по тому. Что дети с удовольствием слушают небольшие рассказы, сказки, сопереживая героям.
Развитию воссоздающего (репродуктивного) и творческого (продуктивного) воображения дошкольников способствуют различные виды деятельности, такие как игра, конструирование, лепка и рисование. Особенность образов, которые создает ребенок, состоит в том, что они не могут существовать самостоятельно. Им нужна внешняя опора в деятельности. Так, например, если в игре ребенок должен создавать образ человека, то эту роль он берет на себя и действует в воображаемой ситуации.
Большое значение в развитии творческого воображения имеет детское словотворчество. Дети сочиняют сказки, дразнилки, считалки и т.д. В младшем и среднем дошкольном возрасте процесс словотворчества сопровождает внешние действия ребенка. К старшему дошкольному возрасту воображение становится независимым от внешней деятельности ребенка.
Характерной для дошкольника является возрастающая произвольность воображения. В ходе развития оно превращается в относительно самостоятельную психическую деятельность.
Интенсивное развитие в дошкольном возрасте познавательных процессов оказывает влияние и на эмоциональную сферу детей.
I.2. Особенности изобразительной деятельности дошкольника
У ребенка в период его взросления активно проявляется интерес ко всем видам изобразительной деятельности. Каждый ребенок с двух - трех лет и до подросткового возраста рисует грандиозные, многофигурные со сложным переплетением сюжетов композиции, рисует вообще все, что слышит и знает, даже запахи. Однако интерес к этой деятельности проходит в большинстве случаев. Верными рисованию и живописи остаются только художественно одаренные люди. Дети одного возраста на всех континентах в своих рисунках обязательно проходят одни те же стадии: «каракули», «головоноги», «прозрачность», «добавочные носы детской логики».
Рисование - это один из путей совершенствования организма. В начале жизни рисование развивает зрение и умение видеть. Ребенок усваивает понятия «вертикаль» и «горизонталь», отсюда линейность ранних детских рисунков. Затем ребенок постигает формы, свойства материалов, постепенно осмысливает окружающее. Происходит это быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, а рисование дает возможность в образной форме выразить то, что уже узнал дошкольник и что он не всегда может выразить словесно. Рисование способствует развитию: зрения, координации движений, речи, мышления, помогает ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, упорядочить все более усложняющиеся представления о мире.
С возрастом дети перестают рисовать, потому что большее значение приобретает слово. Так к моменту начала обучения в школе у ребенка активно начинает развиваться словесно-логическое мышление. В психолого-педагогической практике существует ряд развивающий, диагностических и коррекционных методов, основанных на рисовании и живописи (методы арттерапии и изотерапии). На детей изотерапия действует особенно успешно, потому что рисование - естественная потребность ребенка, так как у дошкольника нет «комплекса неумения».
Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего личностного, эстетического, нравственного, трудового и познавательного развития детей. О том, что рисование важно для развития эмоциональной, волевой сферы, внимания, памяти, мышления и других полезных качеств личности, навыков и умений, писали многие педагогические деятели: Фребель, Каменский и другие. Изобразительная деятельность не утратила своего широкого воспитательного значения и в настоящее время. Она является важнейшим средством эстетического воспитания. Художники Древней Греции считали, например, что обучение рисованию не только необходимо для многих практических ремесел, но и важно для общего образования и воспитания.
В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые способствуют формированию эстетического отношения к действительности.
Наблюдение и выделение свойств предметов, которые предстоит передать в изображении (формы, строение, величины, цвета, расположение в пространстве), способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма - компонентов эстетического чувства и становятся базой для развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.
Дети очень любят рисовать. Как только маленькая ручка становится способной ухватить карандаш, сразу же у ребенка появляется стремление что-то изобразить на листке бумаги. А также - на стене, на асфальте, короче, вообще, на всем, на чем можно оставлять заметные следы. На этой особенности изобразительной деятельности дошкольника и основываются нетрадиционные способы рисования.
Изобразительная деятельность детей изучается психологами с разных сторон: как происходит возрастная эволюция детского рисунка, проводится психологический анализ процесса рисования, анализ связи умственного развития и рисования, а также связи между личностью ребенка и рисунком. Но, несмотря на все эти разнообразные подходы, детский рисунок с точки зрения его психологической значимости изучен еще недостаточно. С этим связано большое число разноречивых теорий, объясняющих психологическую природу детских рисунков. Зато в отношении возрастной эволюции изобразительной деятельности детей ясности несколько больше.
Итальянский психолог К. Риччи выделяет два этапа эволюции детского рисунка: доизобразительный и изобразительный. Этапы, в свою очередь, делятся на несколько стадий.
Первая стадия доизобразительного этапа - стадия каракулей, которая начинается в возрасте двух лет. Первые каракули - обычно почти случайные метки. В это время ребенка интересует не изображение, а сам карандаш. Больше того, ребенок может вообще не смотреть на карандаш, когда чертит им по бумаге. На этой стадии он еще не умеет связывать зрительные образы с рисованием. Он получает удовольствие от самих движений рукой с карандашом. В этот период ребенок еще не способен нарисовать что-нибудь реальное, поэтому научить его в этом возрасте изобразить, например, яблоко, просто невозможно.
Примерно через 6 месяцев после начала стадии каракулей у ребенка возникает возможность зрительного контроля за рисованием. Теперь он познает зрительно то, что делает. Большинство детей в этот период рисует с большим энтузиазмом. Любые замечания, отбивающие у ребенка охоту к рисованию на этой стадии, могут вызвать задержку его общего развития, поскольку этот тип контроля важен и для других сфер деятельности.
Вторая стадия - от 2-х до 3-х лет. Она мало отличается от предыдущей по качеству рисунка - каракули были и есть. Но на этой стадии ребенок начинает давать названия своим рисункам: «Это - папа» или «Это я бегу», хотя ни папы, ни самого ребенка обнаружить на рисунках невозможно. Но если ребенок раньше получал удовольствие от движений как таковых, то здесь он начинает связывать свои движения с окружающим внешним миром.
В целом, рисование каракулей дает возможность ребенку создавать линии и формы, овладевать моторной координацией, строить образное отражение окружающей действительности.
Первую стадию изобразительного этапа составляют рисунки с примитивной выразительностью, происходит это в 3-5 лет. Эти рисунки детей весьма специфические.
Вторую стадию составляют схематичные рисунки (в 6-7 лет). Ребенок начинает понимать и практически ориентироваться на то, что прыжки и мимика к изображению никакого отношения не имеют. Ребенок начинает изображать объекты с теми качествами, которые им принадлежат.
Уже к 4-5 годам выделяются два типа маленьких рисовальщиков: предпочитающих рисовать отдельные предметы и склонные к изображению сюжета, повествования. Дети, склонные к сюжетно-ролевому типу рисования, отличаются живым воображением, активностью речевых проявлений. Их творческое выражение в речи настолько велико, что рисунок становится лишь опорой для развертывания рассказа. Изобразительная деятельность развивается у этих детей хуже, в то время как дети, сосредоточенные на самом изображении объектов, активно воспринимают их и заботятся о качестве своих изображений. У них появляется интерес к декорированию изображений.
Зная эти особенности развития изобразительной деятельности детей, взрослый может целенаправленно руководить творческими проявлениями детей. Одних он может направлять на плоскость рисунка, а другим показывать, как изображение связано с игрой, сказкой, драматургией. При этом сам взрослый может и не быть хорошим художником. Если он не умеет рисовать, он может играть с ребенком на равных. Взрослый просто в силу своего опыта владеет языком изображения лучше, чем ребенок. Он всегда может подсказать ребенку конкретные приемы схематизации и рисунка.
Существует много техник нетрадиционного рисования, для каждого возраста они разные. С детьми младшего дошкольного возраста на занятиях я использую такие приемы нетрадиционного рисования как: рисование пальчиками, оттиском печаткой из овощей: картофеля, моркови, свеклы. Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками: оттиск поролоном, оттиск печаткой из ластика, техника восковых мелков + акварель, свеча + акварель, отпечатки из листьев, рисунки из ладошки, волшебные веревочки. Для детей старшего дошкольного возраста мною разработана программа кружка «Цветные ладошки» по нетрадиционному рисованию, где дети могут освоить уже более сложные техники выполнения: кляксография с трубочкой, монотипия пейзажная, монотипия предметная, печать по трафарету, кляксография обыкновенная, набрызг кистью, или зубной щеткой и др... Каждая техника по своему интересна. Например, применение различного вида печаток не требует никаких специальных навыков: понадобятся лишь оттиски готовых форм, смазанных красками. Печатку обмакивают в краску или прижимают к окрашенной «штемпельной подушечке»- плоскому куску поролона. Печатку можно сделать из ватной палочки, пробки, кусочка сырой картофелины, свеклы, моркови, ластика, кусочка поролона, смятой бумаги, подойдет и жесткая сухая клеевая кисть, которую обмакивают в густую гуашь и рисуют методом «полусухого тычка». Кроме «печатания», «тычка», можно рекомендовать «растяжку», либо технику «расчесывания краски»: которая выполняется скольжением печаткой по листу, зубной щеткой или расческой с мелкими зубцами. Таким образом, получаются красивые перистые облака, дождевые струи, морские волны, колючки у ежа, травинки…
Нетрадиционные техники рисования являются средством коррекции психики, позволяют преодолеть чувство страха, выразить свои эмоции и чувства, дают уверенность в своих силах. В настоящее время исследованиями и разработкой методов и приемов нетрадиционного рисования занимаются И.А. Лыкова, Г.Н. Давыдова, А.В. Никитина, Р.Г. Казакова, В.А. Баймашова. Современные исследования доказывают, что нетрадиционные техники изображения способствуют ослаблению возбуждения эмоционально расторможенных детей. При этом, как правило, чрезмерно активные дети нуждаются в обширном пространстве для разворачивания творческой деятельности. Суть в том, что внимание ребенка рассеяно и крайне неустойчиво. В процессе рисования зона активности ребенка сужается, уменьшается амплитуда движений. Крупные и неточные движения постепенно становятся более тонкими и точными, круг внимания сужается и сосредотачивается на малой зоне. Ребенок переключается на творческий процесс, который доставляет ему большое удовольствие. Поэтому, использование нетрадиционных приемов художественно-творческой деятельности может обеспечить всестороннее развитие ребенка, создать обстановку эмоционального благополучия, напомнить его интересным содержанием, предоставить возможность каждому пережить радость творчества, яркими, положительными эмоциями.
Вся художественная деятельность строится на активном воображении, творческом мышлении, функции, которых способствуют развитию абстрактно – логической памяти, мышления, обогащают жизненный опыт детей. Благодаря этой взаимосвязи, мышление совершает полный круг: от накопления, переработки впечатлений о реальной деятельности к этапу вынашивания и оформления продуктов воображения в реально – существующие результаты творчества, которые воздействуют на ребенка. Поэтому я использую в своей работе на занятиях и кружке дополнительного образования нетрадиционные методы и приемы рисования, которые стимулируют развитие мышления, помогают раскрыться ребенку. Технология их выполнения интересна и доступна, позволяет детям чувствовать себя раскованно, смелее, непосредственнее, дает полную свободу для самовыражения, способствует развитию моторики руки и координации движения, способствует развитию речи и помогает подготовить руку к письму. Работы детей выставляются на конкурсах, являются украшением пространства ДОУ.
I.3. Возможности использования нетрадиционных способов рисования в дошкольном учреждении
Только нестандартные и нетрадиционные приемы творчества позволяют каждому ребенку более полно раскрыть свои чувства и способности. При использовании этих приемов ребенок учится не бояться проявлять свою фантазию, так как они не обращают ребенка к стандарту, не вводят его в какие-то рамки. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, благодаря рисованию он постигает, иногда моделирует действительность, легче воспринимает болезненные для него образы и события. Одно из самых мощных выразительных средств, которыми пользуется изобразительное искусство, это краски, воплощающие многообразие окружающего мира детей. Оригинальное рисование раскрывает креативные возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. Освоение нетрадиционных методов рисования, позволяет наполнить занятие положительными эмоциями, сделать каждое занятие праздником. Нетрадиционные методы рисования развивают у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание и уверенность в себе. Нетрадиционные методы рисования можно использовать не только на занятиях по изодеятельности, но и на других занятиях и в свободное от занятий время. Интерес у детей появляется, когда все занятия проводятся комбинированными.
В результате использования нетрадиционных способов рисования дети приобретают знания, умения, навыки изобразительной деятельности; учатся чувствовать и применять цвет, форму, линию, материал как средство выражения образа; не только замечать прекрасное в жизни, но и отражать это в своем творчестве; а также самостоятельно осуществляют поиск нешаблонных путей решения художественного образа.
Нетрадиционные способы рисования позволяют установить более тесный контакт психолога, родителей и педагога с детьми, новичку пережить успеха, утвердиться в получении какого-либо результата и почувствовать свою нужность в группе - тогда ребенок будет открыт и подготовлен к дальнейшей жизни в детском саду. Нетрадиционные способы рисования детский психолог может использовать в диагностической работе при индивидуальном и групповом обследовании с помощью не стандартизированных методик. Такие методы позволяют обследовать уровень познавательного развития, эмоционально-личностную сферу ребенка, оценить уровень тревожности, демонстративности, агрессивности, наличие страхов, конфликтности в общении и способности выходить из конфликтных ситуаций, выявить характер отношений в семье, особенности общения со сверстниками и взрослыми, оценить уровень притязаний ребенка. К примеру, нетрадиционные способы рисования можно использовать в рамках методик «Свободный рисунок», «Рисунок человека», «Дорисовывание фигур», «Рисунок семьи», «Несуществующее животное» и др. Важно отметить, что в этом случае деятельность психолога будет носить не только диагностический, но и развивающий характер.
Кроме того, нетрадиционные способы рисования активно используются психологом дошкольного учреждения в коррекционно-развивающей работе. Такие способы позволяют осуществить самовыражение в рисунке и моделирование конфликтной ситуации. Здесь качество рисунка не выступает важным критерием его оценки (рисунок обладает собственной ценностью, связанной с последовательностью этапов разрешения личностных проблем ребенка). С помощью такого метода коррекции психолог помогает детям осознать и разрешить проблемную ситуацию, внешне ее выразить в рисунке (лепке) и определить выход из нее.
Как мы уже говорили, нетрадиционные способы рисования связаны с рождением у дошкольника новых креативных потребностей и способов их удовлетворения. Так как, процесс создания любого творческого продукта базируется на таких психологических функциях, как активное восприятие, продуктивное воображение, фантазия и символизация (К. Юнг). Развитие и коррекция эмоционально-личностной сферы и самосознания дошкольника с помощью рассматриваемых способов рисования происходит через выражение своих чувств, переживаний во внешней форме; стремление понять и разобраться в том, что происходит в своем внутреннем мире; удовлетворение потребности в общении и эмпатии через продукт своей деятельности; а так же познание окружающего мира через символизацию его в особой форме, конструирование мира.
Помимо собственно коррекционной работы, при использовании различных способов рисования осуществляется развитие чувственно-двигательной координации. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и болезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами. Таким образом, рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных. Поэтому рисование нетрадиционными способами широко используют для снятия психического напряжения, стрессовых состояний, при коррекции неврозов, страхов у детей дошкольного возраста.
В целом в детской психологической практике применяются два основных приема рисования: директивный и недирективный. Конкретные приемы метода предлагает Денни (1972 г.). Так в начале коррекционной работы желательно применять «эксплоративные», освобождающие приемы (кляксы, капли, линии, заканчивание чужих рисунков, рисование с комментариями и др.), направленное на снятие чувства ответственности за конечный результат и напряжение перед рисованием. В дальнейшем рекомендуется переходить к проективному рисунку (автопортрета, снов, желаний, жизненного пути) с использованием нетрадиционных способов рисования. Возможно рисование большими кистями, пальцами, обеими руками, размашисто на стене и др. (Хайкин Р.Б.) О результативности данных способов говорят исследования Захарова А.И. Он указывает на то, что воспитатели детских садов, использовавшие способы нетрадиционного рисования как способа коррекции страхов, отметили ее эффективность в 50% случаев у девочек и 66% у мальчиков.
Выводы по I главе
Таким образом, к основным новообразованиям дошкольного возраста следует отнести образные формы познания (восприятие, наглядно-образное мышление, воображение) и социальные эмоции (сопереживание, любовь к близким людям, доброжелательность по отношению к сверстникам). Наряду с этими образованиями у детей развиваются также и многие другие психологические качества, необходимые для их успешного перехода к школьному обучению, в частности, элементарные формы логического мышления, умение организовать свое поведение, произвольно управлять им.(А.В. Запорожец). Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего личностного, эстетического, нравственного, трудового и познавательного развития дошкольников. В свою очередь итальянский психолог К. Риччи выделяет два этапа эволюции детского рисунка: доизобразительный и изобразительный. С учетом выделенных им стадий психолог может использовать нетрадиционные техники рисования в собственной диагностической, профилактической и коррекционной деятельности. И как показывают исследования отечественных специалистов использование нетрадиционных способов рисования в дошкольном возрасте достаточно результативно.
- Опыт работы по развитию мышления у детей дошкольного возраста средствами нетрадиционного рисования
Существует множество техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Перечисленные ниже техники рисования помогают развивать у ребенка оригинальные идеи, воображение, творчество, мелкую моторику пальцев рук, самостоятельность. Обучать нетрадиционным техникам рисования можно начинать уже в младшем возрасте, постепенно усложняя техники рисования.
С детьми младшего дошкольного возраста можно использовать:
- рисование пальчиками
- рисование ватными палочками
- тычок жесткой полусухой кистью
- рисование ладошками
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:
- оттиск поролоном
- печать по трафарету
- свеча и акварель
- набрызг
- тычкование
В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить ещё более трудные методы и техники:
- кляксография с трубочкой
- кляксография обычная
- рисование зубочисткой
- монотипия-рисование нитками
Каждый из этих методов - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, развивает воображение, да свободу для самовыражения, так же работа способствует развитию координации движений.
Тычок жесткой полусухой кистью.
Возраст: любой
Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата
Способы получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация пушистой или колючей поверхности
Рисование пальчиками.
Возраст: от двух лет
Материалы: гуашь, плотная бумага любого цвета, салфетки
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. После работы пальчики вытираются салфеткой, а затем гуашь смывается водой.
Рисование ладошками
Возраст: от трех лет
Материалы: гуашь или акварель, широкая кисть или кусочек поролона, бумага любого цвета, салфетки
Способ получения изображения: поролоном или широкой кистью окрашиваем ладошку ребенка выбранным цветом, затем отпечатываем ладошку на бумаге, дорисовываем недостающие детали. Можно использовать одновременно несколько цветов. После работы ладошку вытираем салфеткой и оставшуюся краску смываем водой.
Рисование нитками
Возраст: от четырех лет
Материалы: нитки (лучше шерстяные) различной длины, гуашь, бумага
Способ получения изображения: опускаем нитки в краску, что бы они пропитались, концы нитки при этом должны оставаться сухими. Укладываем нитку на листе бумаги в произвольном порядке, сверху накрываем чистым листом бумаги, концы нитки должны быть видны. Потянуть за концы нитку, одновременно прижимая верхний лист бумаги. Дорисовать необходимые элементы. После освоения этой техники с использованием одной нитки можно усложнять работу и использовать две и более нити.
Рисование на сырой мятой бумаге
Возраст: от пяти лет
Материалы: бумага, краски, вода, кисти, салфетки
Способ получения изображения: лист бумаги осторожно смять, что бы нарушить структуру бумаги. Расправить бумагу и намочить ее водой. Рисуем способом по сырому задуманный образ. Хорошо удаются в этой технике пейзажи
Набрызг
Возраст: от пяти лет
Материалы: бумага, гуашь, зубная щетка, расческа с зубчиками в один ряд
Способ получения изображения: ребенок опускает зубную щетку в баночку с краской, затем проводит расческой по зубной щетке, держа её над бумагой.
Кляксография обычная
Возраст: от пяти лет
Материалы: бумага, гуашь, пластиковая ложка
Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом бумаги и прижимается. Затем верхний лист снимается, изображение рассматривается, определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.
Кляксография с трубочкой
Возраст: от пяти лет
Материалы: бумага, гуашь, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков)
Способ получения изображения: ребенок зачерпывает краску пластиковой ложкой, выливает ее на лист бумаги. Затем на это пятно дует так, чтобы ее конец не касался ни пятна ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.
Свеча и акварель
Возраст: от четырех лет
Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти
Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.
Печать по трафарету
Возраст: от четырех лет
Материалы: плотная бумага, трафареты из картона, гуашь или акварель, поролон
Способ получения изображения: ребенок прикладывает трафарет к бумаге, обмакивает поролон в краску и примакивает поролон по трафарету, затем аккуратно убирает трафарет, если необходимо повторяет процедуру после высыхания краски.
Рисование зубочистками
Возраст: от шести лет
Материалы: бумага, гуашь или акварель, зубочистки (спички), салфетки
Способ получения изображения: ребенок обмакивает зубочистку в краску и наносит желаемый рисунок на бумагу, для каждой краски берется отдельная зубочистка.
Тампонирование
Возраст: от четырех лет
Материалы: бумага, гуашь или акварель, кусочек поролона закрученный на конце карандаша или длинной палочке, плотно привязанный нитками.
Способ получения изображения: ребенок обмакивает полочку с поролоном в краску и наносит изображение на бумагу, можно обмакнуть поролон сразу в две и более краски, получится более сложное цветовое сочетание.
Рисование сыпучими блестками
Возраст: от пяти лет
Материалы: бумага, краски, кисти, сыпучие блестки
Способ получения изображения: ребенок пальчиками набирает сыпучие блестки и аккуратно посыпает ими рисунок, необходимое условие: краска на рисунке не должна засохнуть, т.е. блестки наносят на еще не высохший рисунок.
Рисование мыльными пузырями
Возраст: от шести лет
Материалы: бумага, краски, жидкое мыло, трубочка для коктейля, мелкая баночка
Способ получения изображения: опустить трубочку в смесь (гуашь, мыло, вода) и подуть так, что бы получились мыльные пузыри. Чистый лист бумаги прикасать к пузырям, как бы перенося их на бумагу. Получаются интересные отпечатки, можно дорисовать детали.
Свою работу мы построили на следующих принципах:
- От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
- Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
- Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.
- Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.
Изучив методическую литературу, мы поняли, что организация данной работы не трудоемка при наличии художественных материалов, образцов рисунков в нетрадиционной технике рисования, методической базы и соответствующей подготовки самого педагога. Для выполнения заданий нужны определенные средства – оборудование, канцтовары, фонотека, видеотека и мольберты.
Свою работу по нетрадиционному рисованию мы организовали в рамках кружка «Фантазеры».
Мы разработали:
- планировании и построении системы занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей (Приложение 1);
- подборе оборудования и материалов (Приложение 2);
- применении методов и приемов работы с детьми, исходя из их индивидуальных особенностей;
- разработке критериев отслеживания уровня освоения знаний, умений и навыков детей.
Процесс художественно-эстетического, экологического воспитания дошкольников строится на основе формирования у детей знаний о многообразии техник отражения реального мира на листе бумаги с использованием нетрадиционных техник рисования в сочетании с другими методами и приемами обучения и воспитания. Участвуя в творческом процессе, дети проявляют интерес к миру природы, гармонии цвета и форм. Это позволяет по особенному смотреть на все их окружение, прививать любовь ко всему живому.
В своей работе используем такие формы организации и проведения занятий, как беседы, путешествия по сказкам, наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, фотовыставки, выставки рисунков, конкурсы, развлечения. Методы: наглядный, словесный, практический. Знания, которые приобретают дети, складываются в систему. Они учатся замечать изменения, возникающие в изобразительном искусстве от применения в процессе работы нестандартных материалов (Приложение 3).
Знакомство с нетрадиционными техниками рисования происходит в следующих направлениях:
- от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;
- от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;
- от использования готового оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить;
- от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;
- от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;
- от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.
Для развития речи и мышления мы разработали «Палитры», с помощью которых, ребенок может составить описательный рассказ своего творения. Они являются некими подсказками «На каком листе сделана работа, какие использованы техники, какие цвета, какие техники, в какой части листа размещен рисунок, с помощью взрослого или самостоятельно, для кого выполнен рисунок и т.д.» (Приложение 4).
Работая с ребенком, неизбежно сотрудничаешь с их родителями. Мы используем любую возможность общения с родителями для установления доверительных отношений. Проводим для родителей консультации и беседы, занятия, развлечение, дни открытых дверей, интеллектуальные игры. Малыш всему учится в общении с взрослыми, ранний опыт ребенка создает тот фон, который ведет к развитию речи, умению слушать и мыслить. Мы сделали вывод, что общение ребенка в семье, с близкими ему людьми - важнейшее условие его психического развития. Совместно с родителями выпускаем праздничные газеты, устраиваем различные конкурсы, тренинги, коллективные игры, фотовыставки. Одним из важных средств поощрения и развития изобразительного творчества детей, является выставка детского рисунка. Она очень радуют детей и их родителей, ребенок становится успешнее. Мы думаем, что наша совместная работа с родителями создает ребенку эмоционально- комфортное состояние (Приложение 5).
Результатом своей работы мы считаем не только процесс развития дошкольника во всех видах его творческой деятельности, но и сохранение навыков, которые помогут им в будущем совершенствовать их потенциальные возможности.
Таким образом, на основе проделанной работы мы увидела, что у детей возрос интерес к нетрадиционным техникам рисования. Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче. Шедевры живут, дышат, улыбаются, а главное, каждый рисунок кажется произведением искусств. Дети обрели уверенность в себе, робкие преодолевают боязнь чистого листа бумаги, начали чувствовать себя маленькими художниками.
Положительным результатом в своей работе считаем участие детей в конкурсах, выставках различного уровня как в ДОУ, так и на муниципальном уровне.
Из диаграммы видно, уровень компонентов повысился от 41,5 до 94,6, что дает нам сделать вывод, нетрадиционная техника рисования дает ребенку возможность выразить в рисунке свои чувства и эмоции, и мысли, почувствовать свободу и вселить уверенность в своих силах. Владея разными навыками и способами изображения предметов, явлений окружающего мира, ребенок получает возможность выбора, что делает для него занятия творческими. Разработанная нами программа кружка «Фантазеры» эффективна в развитии мышления у детей средствами нетрадиционного рисования. Формирует у детей творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования. Воспитывает умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе, индивидуально.
Заключение
Психическое развитие в период дошкольного возраста играет важную роль в дальнейшем становлении личности ребенка. К основным новообразованиям дошкольного возраста следует отнести образные формы познания (наглядно-образное мышление, восприятие, воображение) и социальные эмоции (сопереживание, любовь к близким людям, доброжелательность по отношению к сверстникам). Наряду с этими образованиями у детей развиваются также и многие другие психологические качества, необходимые для их успешного перехода к школьному обучению, в частности, элементарные формы логического мышления, умение организовать свое поведение, произвольно управлять им.
Сама изобразительная деятельность, в частности детское рисование, заключает в себе большие возможности. Рисование самое естественное и увлекательное занятие дошкольников. Это первый опыт выражения своего отношения к окружающему миру. Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. В 2,5-3 года ребенок может «раскрепостится» и в рисунке это можно сделать быстро. В этом возрасте тактильные ощущения играют в развитии ребенка большую роль. Малыши рисуют пальчиком, ладошкой, носиком, бумажкой, ваткой, кистями, соломками, пробками, не только на обоях, но и на стекле, плитке.
Рисование - это творческий акт, позволяющий ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды. Это не только отражение в сознании детей окружающей и социальной действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней. Некоторые ученые склонны рассматривать рисование как один из путей выполнения программы совершенствования организма.
В нашей работе были проанализированы особенности детей дошкольного возраста, развитие изобразительной деятельности в онтогенезе, систематизированы основные принципы нетрадиционных техник рисования, изучены основные способы рисования и возможность использования их в работе в условиях дошкольного учреждения.
Таким образом, можно говорить о том, что поставленная нами цель была достигнута, а заявленные задачи реализованы.
Список использованной литературы
- Аллан, Д. Ландшафт детской души [Текст] / Д. Аллан – СПб – Минск: Речь. – 1997. – 159с.
- Беда, Г.В. Основы изобразительной грамоты [Текст] / Г.В. Беда – М.: Просвещение. – 1981. – 159с.
- Бурно, М.Е. Терапия творческим самовыражением[Текст] / М.Е. Бурно. – М.: Просвещение. – 1989. – 353с.
- Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка [Текст] / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер. – М.: Просвещение. – 1988 . – 273с.
- Волков, Н.Н. Восприятие предмета и рисунка [Текст] / Н.Н. Волков. – М.: Педагогика. – 1950. – 265с.
- Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности [Текст] / Г.Г. Григорьева. – М.: Академия. – 2000. – 267с.
- Казакова, Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста [Текст] / Р.Г. Казакова. – М.: Творческий центр СФЕРА. – 2004. – 463с.
- Комарова, Т.О. Изобразительная деятельность в детском саду. Обучение и творчество [Текст] / Т.О. Комарова. – М.: Педагогика. – 1990. – 281с.
- Комарова, Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. Программа эстетического воспитания детей двух-семи лет. Красота. Радость. Творчество [Текст] / Т.С. Комарова. – М.: Педагогическое общество России. – 2000. – 78с.
- Котырло, В.К. Формирование взаимоотношений дошкольников в детском саду и семье [Текст] / В.К. Котырло. – М.: Педагогика, 1987. – 362с.
- Люблинская, А.А. Воспитателю о развитии ребёнка [Текст] / А.А. Люблинская. – М.: Просвещение. – 1972. – 98с.
- .Люблинская, А.А. Детская психология [Текст] / А.А. Люблинская. – М.: Просвещение. – 1971. – 562с.
- .Михайленко, Н.Я., Короткова Н.А. К портрету современного дошкольника [Текст] // Дошкольное воспитание. – 1991. – №1. – С.34. – 45.
- .Мухина, В.С. Возрастная психология [Текст] / В.С. Мухина. – М.: Сфера. – 1999. – 235с.
- Сакулина, Н.П., КомароваТ.С. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст] / Н.П. Сакулина. – М.: Просвещение. – 1982. – 318с.
- Смирнова, Е.О. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности [Текст] // Дошкольное воспитание. – 2002. – №4. – С.70. – 78.
- Формирование восприятия у дошкольников [Текст] // Под. ред. А.В. Запорожца и Л.А. Венгера. – М.: Просвещение. – 1968. – 342с.